Турист Андрей Панин (arxitektor)
Андрей Панин
был 18 апреля 22:47

Варна, София — Болгария Август 1984

Эту поездку трудно назвать туристической. Или деловой. Но это точно первая поездка за границу.

Те, кто помнит 1984 год, понимают, что попасть за границу студенту было почти невозможно. Мне помогли 2 вещи: активная общественная работа и программа по обмену студентами между нашим и болгарским ВУЗами. Так я стал бойцом международного стройотряда.

И вот позади собеседования в партбюро, сборы чемоданов, несколько границ и 2 дня в поезде.

На мясокомбинат - я!

Из поезда было любопытно наблюдать перемену природы за окном по мере продвижения на Юг. Сначала скромные пейзажи наших северных областей сменились активной зеленью в Беларуси, потом буйной растительностью на Украине. Затем поезд быстро проехал мимо бедных полей и деревень Румынии и вынырнул в солнечной Болгарии.

На мясокомбинат - я!

В славном городе Стара Загора мы оказались в 4 утра. И что мы увидели? В это время работало кафе, в котором тусилась молодежь. На пешеходной зоне (этого у нас тоже еще не было) общались симпатичные молодые люди в легких ярких одеждах.

Это было первое впечатление. У нас в Ленинграде в 23.00 тогда все закрывалось. Присоединиться к местным мы не могли, так как валюты ни у кого не было. Ну ничего, еще оторвемся.

Поскольку мы были стройотрядом, первые 2 недели пришлось немного поработать. Конечно, работа была простая, что-то строили на местном мясном заводе. Там было 2 очень приятных момента: местные баловали нас вкусными горячими сосисками и заканчивалась работа в 15.00, так как становилось очень жарко. Правда начиналась работа в 8.00, и кое-что мы сделать все-таки успевали.

Второе впечатление мы получили в общаге. В первый же день, мы с приятелем пошли знакомиться с соседями. Постучались в одну из комнат и нас пригласили внутрь. В центре комнаты на полу лежал начатый арбуз, вокруг него сидели человек 20 и передавали по кругу бутылку. Каждый делал глоток чего-то крепкого и передавал дальше. Такой вид вечернего времяпровождения был для нас внове. Судя по говору, там, в основном были немцы, немного разбавленные чехами. А я тогда и по английски знал всего несколько слов, так что долго не посидели. В наших общагах и закусывали лучше, и пили не из одной бутылки.

Но хорошо посидеть нам удалось, и не один раз. Болгары — люди общительные и не прочь хорошо расслабится. В завершении рабочей части поездки у нас была серия банкетов: на мясном заводе с дегустацией всех видов колбас и балыков; в общежитии среди советских стройотрядов и завершающий банкет для всего международного отряда.

На мясокомбинат - я!

В самой Старой Загоре я достопримечательностей не помню.

На мясокомбинат - я!

Помню пиво было вкусное, по сравнению с Жигулевским. Культурная программа началась после трудовых недель. Так, немного прокатились по стране на поездах и позагорать на Черное море. Первой остановкой в культурной программе был Пловдив. Здесь мне врезалось в память наш пешеходный марш-бросок на гору к Алеше. К тому самому, «Стоит над горою Алеша, Алеша, Алеша…». Да и как забыть этот подвиг. После трех банкетов разбудили в 5 утра и потом, в гору при 40 градусной жаре. Но мы справились. Алеша конечно гигант. И «видно его Болгарии всей». Потому что гора, на которой он стоит, тоже не слабая.

Столица София запомнилась собором Святой Софии со странным куполом, не таким как у нас, и мавзолеем товарища Димитрова. Теперь-то я понимаю, что собор строился под влиянием Византии. Но тогда это было не привычно. В плане обмена опытом нам организовали экскурсию в Софийский архитектурный институт и похвастались огромным графопостроителем, или как он там назывался.

На мясокомбинат - я!

У нас такой штуки, которая аккуратно чертит, еще не было. Мы чертили вручную. Еще в Софии я первый раз занимался шопингом. Купил то, чего в Ленинграде просто не было: «Преступление и наказание» с иллюстрациями Ильи Глазунова; двойник «Квин» и пластинку «Дип папл»; кроссовки с застежкой на липучках, которые были первые если не в городе, то в нашем институте точно, ну и сувениры родителям и братьям.

По дороге к Черному морю, мы заехали погулять в старую экс-столицу Болгарии — Велико Тырново. Очень красивый древний городок, жаль фото нету. Отдых на Черном море — он и есть отдых.

На мясокомбинат - я!

Купались и попивали недорогой «Солчен Бряг» закусывая местными помидорами и привезенной из СССР тушенкой.

На мясокомбинат - я!

Да, в Солнечном Береге поразили огромные отели на побережье и нудистский пляж. Ну, еще чистота, всякие там лежаки, зонтики и другие капиталистические излишества.

На мясокомбинат - я!

Может и у нас на Юге в те годы лежаки были, только я на Черное море ездил до этого примерно в 1975 году. Тогда лежаков-зонтиков не было.

Вот такая студенческая поездка получилась.