Турист Владимир Городзейский (VladimirGorodzeyskiy)

Мексика. Загадки, были и легенды или конца света не будет. Часть 4 Таско, Дороги Мексики, Толука

Мексика Ноябрь 2012

Сувенир и сказка - это город Таско

Наша гостиница в Таско располагалась в самом центре городка, однако до нее никакой автобус не доедет. Улочки города настолько узки, что передвигаться по ним могут только небольшие машины.

"Жуки" на площади Таско

Все такси – это знаменитые фольцвагены «жуки», которые буквально снуют по городу. Переднего пассажирского кресла в машине нет – это место для вещей. Сзади с превеликим трудом умещаются трое худых, либо два толстых. От ручки передней пассажирской двери веревка идет к водителю – это автомат закрытия двери.

Конечно, город славен не этим. Известен он как «серебряная столица» Мексики. В его окрестностях уже много веков добывается серебро и поэтому большинство жителей заняты в серебряном промысле. Полиметаллическая руда, в которой содержится серебро, поступает сначала на горно-обогатительную фабрику. Из нее получают цинковый концентрат, который поступает на плавильный завод, где из каждой тонны концентрата получают до четырех килограмм серебра. А если плясать от руды, то для получения одного килограмма серебра надо перелопатить восемь с половиной тонн. Добыча серебра в районе Таско велась еще индейцами, которые якобы платили дань серебром своему индейскому императору Монтесуме Второму. До Эрнана Кортеса дошли слухи об этой дани, и что, якобы, она платилась Монтесуме золотыми слитками. Посланные для проверки отряды никакого золота не нашли, однако обнаружили индейские серебряные прииски. По распоряжению Кортеса здесь была сооружена первая шахта для добычи серебра, которую он в честь короля Испании назвал Королевской. Как сейчас бы сказали, шахта стала градообразующим предприятием.

Неподалеку был заложен город – Таско-де-Аларкон (с языка науатль переводится как «место для игры в мяч»), который для краткости называют просто Таско. Его не случайно называют городом-сказкой – настолько он красив. А я бы назвал еще и город-игрушка! Он прилепился к горе, и его узкие и кривые улочки стекают к центральной площади, словно ручейки среди бело-красных берегов.

Узкие улочки Таско

Действительно, все дома в Таско крыты красной черепицей, а сами окрашены в белый цвет. Это традиция, которая подкреплена соответствующими распоряжениями местной мэрии, которая бесплатно выдает белую краску владельцам частных домов. Единственное розовое здание в Таско – это Собор Санта Приска (Parroquia de Santa Prisca), построенный из розового туфа. Собор построил «обыспанившийся» француз Жозеф де ла Борда, которого на испанский манер называли не Жозефом, а Хосе, Когда он появился в Таско, серебряный промысел в городе был в упадке, т.к. Королевская шахта оскудела.

Однако, Борда сумел возродить добычу серебра и его серебряный бизнес принес ему и славу и богатство. Разбогатев, Борда решил увековечить себя постройкой самого красивого в мире собора и, надо сказать, ему это во многом удалось.

Собор Санта Приско

Собор великолепен! Построен он в стиле барокко в 1758 году. Внутренний декор – роскошен. Деревянная кафедра – настоящий шедевр резьбы по дереву. Говорят, что главный иконостас собора покрыт золотом толщиной в палец! Купол украшен изразцами и золотом. По обе стороны от входа стоят 40-метровые башни с лепниной и обилием скульптур. "Бог дает Борде, и Борда дает Богу".

Потрясающе красивый иконостас

Стоит собор на площади имени своего создателя, в центре которого замечательный маленький скверик. Внутри ограды, окружающей собор, установлен огромный каменный крест. Дело в том, что индейцев было не заманить внутрь собора – не привыкли они к помещениям, поэтому для крещеных индейцев установили крест под открытым небом, где они и молились. Потом понемногу привыкли и стали ходить в собор, но крест остался.

Крест внутри ограды собора

Сама площадь окружена двухэтажными игрушечными домами, в которых находятся серебряные лавки. Такого обилия серебра вряд ли где можно еще встретить. В результате кошельки туристов нашей группы изрядно похудели.

Серебряная лавка

И мы с Ириной приобщились тоже. Справедливости ради стоит заметить, что цены на серебро в лавках Таско действительно небольшие и хозяева еще идут на скидки. Если вы покупаете серебро здесь, в магазинах, то гарантировано, что вам не подсунут подделку и это действительно серебро. И если стоит 975-я проба и буква «Т», то, во-первых, это подтверждает подлинность, а во-вторых, означает, что в килограмме металла, из которого изготовлено данное изделие, всего лишь 75 граммов другого металла, а остальные 925 граммов – серебро. В Таско «другой» металл – это никель, который устраняет излишнюю мягкость серебра.

Здесь же на площади находится здание Casa Borda, построенное тем же Жозефом де ла Борда в 1759. Это культурный центр, экспериментальная площадка для театральных постановок и выставок местных артистов. Здесь же расположен музей с коллекцией серебряных украшений.

С Жезефом де ла Бордой

Перед зданием стоит и сам Жозеф де ла Борда собственной персоной, правда бронзовый. Парик, великолепный расшитый золотом камзол, туфли с золотыми пряжками, под мышкой шляпа. Как тут не удержаться, чтобы не сфотографироваться рядом?

На втором этаже в здании справа кафе с уютными балкончиками, на которых за крохотными столиками могут поместиться только по два человека. Наверно, приятно посидеть там, и не спеша выпить по чашечке кофе! Однако «не спеша» это не для нас. На «разграбление» города нам дано два часа, а надо столько успеть!

Ирина покупает сувениры

Мне осталось рассказать о гостинице, в которой мы, собственно, и не жили – приехали поздно вечером, ушли рано гулять по городу, а, вернувшись, забрали вещи и уехали.

Тем не менее, утром, встав ранёхонько, я успел обследовать до завтрака весь отель, нафотографировать и с легким сердцем и чистой совестью могу порекомендовать этот отель всем собравшимся посетить Таско – HOTEL LOS ARCOS.

Луна и Солнце

В ресторане отеля

В холле отеля

Отель с внутренним открытым двориком с многочисленными арками, где опираясь на стену, притулилось дерево, устремившееся вверх, к свету, пронизывая все три этажа отеля.

Какой симпатяга!

Из дворика лестница ведет на антресоли, а там входы в шикарные номера. На плоской крыше гостиницы сад, а вид оттуда!.. – чтобы достоверно описать, надо быть Гоголем Николаем Васильевичем!

Взглядом улавливаю на самом верху фигурку с раскинувшимися в стороны руками. Хороший объектив фотоаппарата помогает разглядеть статую Христа. Прямо Рио-де-Жанейро!

Христос на вершине горы

В северной части Таско, неподалеку от улицы Лос-Аркос находится канатная подвесная дорога, ведущая на высоту 173 метра к отелю Monte Taxco, откуда открывается великолепный вид на город.

Отъезжали мы из Таско с чувством глубокого неудовлетворения. Вот уж где хотелось остаться еще хотя бы на денёк! И если вы читаете этот рассказ и собираетесь в Мексику, то скорректируйте свою программу. Полдня на Таско – преступно мало!

Ворота города

На пятнадцати (!) «жуках» наша группа перебралась на окраину Таско, где нас ожидал автобус. Мы направляемся в Морелию (360 км), но по пути заезжаем еще в столицу штата Мехико – Тулуку, однако прежде я расскажу вам о мексиканских дорогах.

СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ДОРОГИ

Сначала в целом о транспорте. Несмотря на то, что Мексика была первой страной в Америке, в которой стали строить железные дороги, основным транспортом является автомобильный. Дело в том, что вся «железка» в стране находится в частных руках, поэтому железнодорожный транспорт остался лишь на рентабельных направлениях, в основном туристических –«Текила-экспресс» и дорога через «Медный каньон».

Учитывая большие расстояния Мексики, вторым по популярности транспортом является самолет. В стране насчитывается более 230 аэропортов.

Морские паромы есть только на полуострове Юкотан, а речного транспорта нет вообще, т.к. нет судоходных рек.

Есть развитое метро в Мехико (11 или 12 веток), а в Гвадалахаре и Монтеррее - всего по две линии. В метро, кстати, женщинам и детям можно ехать только в первых трех вагонах. Народу в метро, как селедки в бочке, и в такой обстановке горячие мексиканские парни двух крайне легко одетых блондинок с нашей туристической группы, по незнанию севших в пятый вагон, едва не…., ну вы поняли. «Столько мужских рук, одновременно дотрагивающихся до моего тела, я еще никогда не ощущала» - пусть эта прямая речь послужит кому-то предостережением, а кому-то, возможно, и рекламой.

Метробус

И еще в Мехико есть метробусы. Это огромные автобусы, идущие по левой специальной полосе городских магистралей. Люди выходят слева на специальные платформы и оттуда по переходам на любую из сторон улицы. Левых поворотов на этих магистралях нет, поэтому никто метробусу не мешает, да и он никому.

Дороги в Мексике хорошие. Несмотря на то, что в Мехико свыше 23 миллионов человек, пробок по-московски в городе нет.

Главная улица Мехико - улица Реформы

Затруднения в движении, конечно, есть, но любая улица в Мехико не сравнится с нашей Ярославкой, Рязанкой, шоссе Энтузиастов или Ленинским проспектом. Вот вроде бы много перекрестков, светофоров, но всё едет.

Кстати у светофоров два красных! Наш гид знает о Мексике всё, а вот зачем два красных – не знает. Мы же рассудили так: если горит один красный, то это значит, что нельзя, но если очень хочется, то можно. Если горят оба красных, то даже если очень хочется, все равно нельзя. Шутка, конечно – всегда горят оба красных.

Въезд на платную трассу

Почти все скоростные трассы, ведущие из столицы Мексики платные. В последнее время появились новые автострады, вдоль северного побережья Тихого океана, из Мехико в Акапулько, из Мериды в Канкун. Стоимость – посмотрите на фото.

Допустимая скорость: в населенных пунктах – 40 км/ч, на шоссе – 80 км/ч, на автострадах – 110 км/ч.

Тюрьма у дороги

Кукуруза

Сорго

Так как колесили мы по дорогам Мексики в конце октября – начале ноября, то картинка за окном радовала глаз зеленью и цветами. Просто совсем недавно закончился сезон дождей. К концу ноября начинает всё высыхать, и зеленые цветущие поля превращаются в унылую выжженную пустыню. А пока за окном мелькали поля сорго, кукурузы, которую в основном уже убрали, и она стояла на полях в симпатичных снопиках. Видели еще рисовые и бобовые поля. Пшеница, наверное, убрана, поэтому и не видели. Несмотря на то, что Мексика - это родина кукурузы, ее производство здесь проигрывает по всем показателям американцам – и по качеству и по себестоимости.

Много на дорогах автоцистерн с нефтью и бензином. Переработка в стране развита слабо, поэтому нефть вывозят, а бензин ввозят.

На убой

«Постов ДПС» за городом я что-то не заметил, а в городе много полицейских, которые реально помогают автомобилистам и пешеходам и регулируют движение очень эмоционально, чуть не приплясывают, но похоже, с полным знанием дела.

Упаси Бог оказаться рядом с таким колесом

Я писал рассказы о путешествии по странам Скандинавии, по Франции, Новой Зеландии… Вот и сейчас повторяю уже традиционную фразу: проехав по _________________ (вставить название страны) ____________ (вставить количество километров) мы не видели ни одной автомобильной аварии! А может нам светофоры с двойным красным светом надо поставить?

ТОЛУКА

Правильное название города – Толука-де-Лердо. Толука – в переводе с языка науатль означает «место, где живет бог Толо».

В 1861 году к названию города было добавлено имя президента Мексики — Себастьяна Лердо де Техады.

Кафедральный собор в Толуке

Испанцы завоевали долину Толуки в 1521 году. Возглавлял войска Г. де Сандоваль (Gonzalo de Sandoval) — один из главных сержантов Кортеса. В 1522 был основан город. С 1524 года здесь начался процесс евангелизации, в котором активно участвовали монахи-францисканцы.

Для справки: Францисканцы - католический нищенствующий орден (Италия, 1207 – 1209). Возникнув в противовес официальной церкви с ее богатством и роскошью, орден со временем превратился в надежное орудие защиты интересов папства: францисканцы вели борьбу против ереси, участвовали в деятельности инквизиции. Францисканцы занимались также миссионерской деятельностью.

Позже «лицензию» на миссионерскую деятельность в Мексике от Ватикана получили их вечные соперники – доминиканцы.

Для справки: Доминиканский орден, Орден братьев-проповедников – католический монашеский орден (Испания, 1214 г.). Появившись в Латинской Америке, многие доминиканцы, занимаясь миссионерской деятельностью, в то же время выступали в защиту прав индейцев в колониях.

Театр имени Морелоса в Тулуке.

Около театра – памятник Морелосу. Надо бы расписать, кто это такой. Тем более, что ехать нам дальше в город, названный его именем – в Морелию.

Хосе́ Мари́я Море́лос - национальный герой Мексики. Был римско-католическим священником, а в 1811 году после расстрела другого народного героя Мигеля Идальго-и-Костилья возглавил восстание мексиканцев за независимость. Имел звание генералиссимуса! Позже был схвачен испанскими колониальными властями и в 1815 году казнён за измену.

В Тулуке проживает около полумиллиона жителей. Собственно город мы почти и не видели. Прошли по главной улице, мимо театра имени Морелоса, побывали в Ботаническом саду (слабоват!) и прошвырнулись по местному Арбату.

В ботаническом саду

А вот так разъезжает по городу полиция