Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Брейтово — Россия Июнь 2011

Цель поездки — Брейтово, Ярославская область.

Дата поездки -15—16 июня 2011.

Бюджет поездки — примерно 4300 руб. (на двоих).

Обещанное синоптиками жаркое лето все никак не спешило в наши края. А. может, виною тому был мой бестолковый двухнедельный отпуск. Мало того, что с погодой катастрофически не повезло, так еще и выбраться куда-либо на длительное время по некоторым причинам не представлялось возможным.

Решение, как всегда, пришло спонтанно, несколько часов в Интернете и минут 15, лежа на полу над раскрытой картой Ярославской области. Если уж не вышло увидеть милое Черное море и долину цветущих лотосов около Анапы, то мы поедем на… море Рыбинское! Тем более что после прошлогодних поездок в Рыбинск крепко запало оно нам в душу, полюбилось своей бескрайней широтой, неспокойным характером и глубокой синевой необузданных волн. Рукотворное море. Рыбинка, как ласково называют его рыбаки. И где-то на его окраинах раскинулось небольшое селение Брейтово, еще один районный центр Ярославской области, ожидающий нас.

ПОД ШУМ ВОЛНЫ

Вроде бы смотришь на карту — рукой подать. А ты попробуй добраться до областных окраин. Впрочем, выход есть всегда. Более того, дорога в Брейтово сыграла определяющую роль в выборе места поездки. А вы бы отказались плыть на теплоходике по Волге-матушке, минуя очаровательные Рыбинск и Тутаев, пошлюзоваться и, наконец, насладиться вольным ветром Рыбинского моря? Это уже само по себе замечательное приключение!

От Ярославля до Брейтова ходит стремительный «Метеор». Отправляется от Речного вокзала в 14.30, в пути примерно 3,5 часа, билет — 272 руб. (есть льготы). Кораблик шел практически полупустой, билеты мы купили прямо на нем, в кассе. Хотя я, перестраховавшись, позвонила на Речной вокзал с вопросом о предварительном бронировании, тел. 8 (4852) 25-08-00, 30-44-98, 30-86-38.

Брейтово: на окраинах Рыбинки (15 – 16 июня 2011)

Кстати говоря, в ходе поездки мы выяснили, что от вокзала Ярославль-Главный на Брейтово ходят частные маршрутки, тоже в 14.30.

Обратно из Брейтова в Ярославль можно также попасть на «Метеоре» (правда, время чрезвычайно неудобное — 8.30 утра). Здесь снова впору вспомнить о предприимчивых брейтовских частниках, «газели» которых отправляются от местной автостанции примерно в 3.30 (гулять, так гулять, хоть всю ночь напролет!). Стоимость билета — 350 руб., в 7.10 мы были на Главном.

Так что, можно провести в Брейтово вечер и уехать под утро, а можно погостить на окраинах Рыбинки два денька, как поступили мы (приплыли 15 июня в 6 вечера на «Метеоре», обратно — 17 июня на предрассветной маршрутке). Единственное, не знаю, насколько актуально движение «газелек» в «несезон». Впрочем, это можно узнать на автостанции Брейтова (ул. Депутатская, д.4, телефон 8 (48545) 3-28-24) или уточнить в гостинице, как это сделали мы.

Итак, начало отпуска, будний день (было принципиально попасть в Брейтовский краеведческий музей, который по выходным, к сожалению, закрыт). Я — вся такая небанальная и гордая, что еду не в какое-нибудь топовое место, а практически на «окраины Вселенной», причесываю покрашенные в красновато-синеватые прядки волосы, натягиваю кофту с капюшоном цвета эльфовых глаз и косуху (вот вам и июнь!), шнурую новенькие пока еще кедики и под последние аккорды панк-рока натягиваю рюкзак. Путешествие началось!

На Речном вокзале уже стоял наш «Метеор». Закрытый, лаконичный, готовый бороздить речные просторы. Народ быстро и незаметно рассредоточился по трем салонам. Мы, посидев в носовой части и в серединке, благополучно перебрались на заднюю палубу. Удобные мягкие кресла, почти не укачивает (хоть и не страдаю «морской болезнью», опасения все же были — такая длительная поездка впервые). Просторно, комфортно, с нами в зале всего два человека (позже, правда, подсели еще).

Брейтово: на окраинах Рыбинки (15 – 16 июня 2011)

Погода не климатит, серые тучи плывут над Волгой, прохладно, тихо, лишь булькает водичка за бортом. Отправляемся незаметно. «Метеор» идет быстро, сине-рыжий пенистый шлейф за кормой привлекает чаек. Понимая, что надо бы «учить матчасть» (распечатки о Брейтове), мы беззаботно веселимся, фотографируемся, выбегаем на крошечную открытую палубу, обозначенную как «место для курения», захлебываемся от пронзительного волжского ветра и голубеющего сквозь резные облака неба. Во время долгого путешествия пару раз погружаемся в дрему, разморенные мерным укачиванием и шумом движка. Но главные вехи нашей речной поездки, конечно, не пропускаем.

Для начала — это Толга, белоснежная светлая сказка главного ярославского монастыря. Далее — Тутаев, «сторона малиновых звонов», доброе, уютное, намоленное место, где мы провели чудесный летний день почти год назад. Узнаем величественный Воскресенский собор, притаившийся среди зелени на правобережной стороне, любуемся очаровательной бордовой Казанской церковью, словно стремительно сбегающей с крутого обрыва левого берега.

Брейтово: на окраинах Рыбинки (15 – 16 июня 2011)

Рыбинск! Мой самый любимый районный центр Ярославля. Ажурный мост, совершенный Спасо-Преображенский собор с пышной свечкой-колокольней, похожая на замок Новая хлебная биржа, где сейчас располагается Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. И Волга — синяя, гладкая, почти атласная, пока еще ласковая, не превратившаяся в безбрежное море.

Брейтово: на окраинах Рыбинки (15 – 16 июня 2011)

И вновь сердце сжимается в предвкушении чуда. Как бы ни относились к шлюзам — «техническому прогрессу», мощь и энергетика этого места не перестают удивлять. Снова влажные стены камеры, темная, бурлящая вода. Сегодня мы шлюзуемся с туристическим кораблем, который ждем некоторое время. Створки медленно закрывают от нас Волгу, чтобы вскоре поднять наши суденышки и распахнуть двери в глубокую синеву Рыбинского моря. Мы стоим на открытой палубе, наблюдая, как поднимается уровень воды. Разговариваемся со стоящим рядом мужчиной, конечно, о Мологе. Он рассказывает, что проплывем мы практически вблизи от «Русской Атлантиды», что давно уже не было «малой воды», посему город, его разбитые мостовые, фундаменты храмов и размытые кладбищенские камни не видно. Потом уже, из разговора с гидом из Брейтовского краеведческого музея мы узнаем, что водные маршруты проходят далеко от затопленного города (но, видимо, не остальных поселений, коих обречено на погибель было не мало). А в Мологу все-таки можно попасть, пройдя сквозь топи, да только дорога эта чрезвычайно трудна и тяжела физически…

Вот она, неразрывная связка, так глубоко запавшая мне в душу, что повсеместно я ищу ее след, чувствую ее дыхание: Рыбинск-Молога-Рыбинское водохранилище. Боль и гордость, рукотворное море, прирученная стихия. Прекрасная и коварная Рыбинка.

Рыбинское море встречает нас ветром и волнами. «Метеор» стремительно проносится мимо величественной статуи Волги-Матери. Вскоре исчезают поросшие зеленью островки, и мы видим лишь бескрайние водные просторы. Волны за кормой шумят серьезно, еще не угрожающе, но словно предупреждающе. Любуемся пронзительной синевой Рыбинки, ее безбрежностью. Немного страшно и непривычно (где же берега?), и в то же время нас охватывает всепоглощающее чувство восторга. Море! Рыбинка! Царство воды, влекущее на окраины неизведанной еще Вселенной…

«Метеор» причаливает с небольшим опозданием. Мы, повинуясь движению народа и учитывая полученные по телефону рекомендации служащей гостиницы, поднимаемся в горку, находим автостанцию — небольшой домик с крылечком и начинаем свое знакомство с чудесным селом Брейтово, приютившимся на берегу рукотворного Рыбинского моря.

Брейтово: на окраинах Рыбинки (15 – 16 июня 2011)

Информация по селу Брейтово с сайтов: www.breitovo.ru, www.breitovo.narod.ru (официальный сайт администрации района), www.breitovo.edu.yar.ru (сайт Брейтовской школы), www.letopisi.ru, www.raazvedka.ru.

ПРЕДАНИЯ И БЫЛИ СИЦКОЙ СТОРОНЫ

Вас, наверное, уже укачало от нашего речного путешествия? Да и необходимость все-таки «учить матчась» тяготеет надо мной. Посему, давайте сделаем традиционный небольшой отступ в историю Сицкого края.

По некоторым данным считается, что история старинного Брейтова насчитывает около 400 лет. Тем самым, происхождение топонима относят к 1238 году, временам татаро-монгольского нашествия, когда произошла историческая битва на реке Сить. Впрочем, подтверждения тому так и не найдены.

Зато многочисленные авторы выдвигают различные легенды о названии села. Практически все не выдерживают никакой критики, но я позволю себе развлечь вас старинными сказками.

Брейтово: на окраинах Рыбинки (15 – 16 июня 2011)

Итак, за «татаро-монгольскую» версию выступает мнение, что после судьбоносной битвы татары выбирали выживших русских воинов для пополнения своей рати, выкрикивая: «Брей того! Брей того!». Конечно, вызывает улыбку и «чисто русский татарский язык», и наличие русских рекрутов во вражеском войске, и появившееся позднее слово «брить».

Третья легенда снова отправляет нас во времена татаро-монгольского ига. Будто бы платившие дань Орде князья Бритые жили в этой местности. А потом их фамилия трансформировалась в топоним «Брентово» (так село называлось до XVII века), а уж потом стало современным Брейтово. Кстати, эта версия приводится как наиболее достоверная.

Официальное же упоминание Брейтова в письменных источниках относится к XVII веку. В те времена село славилось текстильным производством. Брейтовские хамовники (ткачи) занимались изготовлением столовых изделий (скатертей, салфеток и т. п.) для царских нужд. Наряду с соседним селом Черкасово Брейтово упоминается в качестве «дворцового села» 17 ноября 1613 года в расходной книге казны казенного приказа.

Долгое время брейтовцы занимались ткачеством. В XVII веке крестьяне жалуются на захвативших соседние пустоши помещиков, получают жалование из государевой мастерской палаты, строят «семерный двор» (помещение из семи срубов, где занимаются ткачеством), а в 1670 году по указу царя Алексея Михайловича здесь была проведена первая перепись населения.

Брейтово: на окраинах Рыбинки (15 – 16 июня 2011)

Позже Брейтово в разное время принадлежало графу И. И. Шувалову, тайному советнику В. Н. Зиновьеву. Впрочем, жизнь и судьба села не многим отличалась от аналогичных поселений нашей глубинки.

Кардинальные изменения произошли в конце 30-х годов прошлого века, когда началось масштабное строительство Рыбинского водохранилища. Практически все старое Брейтово с каменными домами, древними торговыми рядами и церквями бесследно ушло под воды рукотворного моря. Новое Брейтово отстраивали практически с нуля, потому оно имеет типичный облик советского поселка, с несколько хаотичной планировкой, обязательной «административной» площадью, грубоватыми зданиями и сохранившими очарование сравнительно новенькими деревянными домишками. В 1986–1991 годах Брейтово даже имело статус поселка городского типа, в память о том периоде, видимо, сохранились многочисленные торговые точки и общепиты.

Герб Брейтова: «В верхней части геральдического щита — слово „Брейтово“, означающее название районного центра; в левой верхней части — на красном фоне медведь с секирой, что означает принадлежность района к Ярославской области; в правой нижней части — желтый колос, означающий сельскохозяйственную направленность экономики; чайка на голубом фоне отражает географическую особенность Брейтовского района».

ГОСТИНИЦА «ВИКТОРИЯ»

Адрес: 152760, Ярославская обл., Брейтовский район, село Брейтово, ул. Строительная, д. 13а. Телефоны: 8 (48545) 2-19-68, факс 2-23-41, сотовый 910 976-23-95 (информация о наличии свободных номеров, техники и егерей предоставляется с 9 до 17 часов). E-mail: victoria@victoria-fishing.ru. Сайт: www.victoria-fishing.ru.

Брейтово: на окраинах Рыбинки (15 – 16 июня 2011)

Стоимость стандартного двухместного номера составила 700 руб./чел. (соответственно 1400 руб. на двоих).

Гостиничный комплекс «Виктория» — современный, он создан в 2000 году и позиционирует себя, как «fishing-club». Соответственно, предоставляет всем желающим всякие-разные рыболовные услуги, как прокат лодок, катеров, снегоходов, сопровождение егерей. На территории есть охраняемая автостоянка, баня, хранилище для рыбы. Сама гостиница располагает милыми 1-, 2-, 3- и 4-местными номерами (стандарты, люкс), рассчитана на прием 30–35 человек.

Вообще, в Брейтово есть, где остановиться. Причем, уровень гостиниц достаточно приличный для провинции. И что-то мне подсказывает, что туристический бизнес будет активно развиваться. Отельчик выбирали недолго, практически сразу отдав предпочтение «Виктории», как оптимальному варианту по соотношению цена-качество.

В гостиницу позвонила накануне, понравилось вежливое и внимательное отношение. Администратор охотно и подробно отвечала на все мои вопросы, доступно объяснила, как добраться до «Виктории», а по приезду записала нас на маршрутное такси до Ярославля. На наше счастье в будний день имелись свободные номера, а вот комнату на выходные лучше заказывать заранее — желающих порыбачить и просто отдохнуть много. Что поразило — в Брейтово живут просто святые люди, так, в гостинице понятия не имели, что такое «расчетный час». На мой вопрос ответили просто: «Вы около семи вечера приезжаете? Ну, так на сутки спокойно можете оставаться». И никакого вам «заезд — после 15.00, выезд — после 12.00, за каждый час задержки — дополнительная плата». Скажу больше, выселились мы поздней ночью, когда давно уже пошли вторые сутки нашего пребывания. Здесь последовал еще один приятный сюрприз — опоздание с освобождением номера восприняли адекватно и даже не взяли дополнительную стоимость. Проводили с добрыми напутствиями, еще раз проинструктировав касательно маршрутки, и сердечно приглашали приехать еще. Вот это я называю не просто бездушным словом «сервис», а именно — хорошим отношением!

Гостиница «Виктория» — красивое современное трехэтажное здание. Пользуется популярностью у рыбаков и семейных пар. Первые, по словам администратора, могут отдыхать достаточно бурно. К счастью, подтверждение тому мы не обнаружили: в отеле было тихо и спокойно, на этаже мы вообще жили одни, других постояльцев практические не видели. Лишь в день приезда компания мужчин вполне мирно отдыхала в баре, да когда нас регистрировали, зашел рыбак, поздоровался с нами за руку, похвастался уловом. В общем, атмосфера уютная и домашняя, все свои.

Весь интерьер гостиницы выдержан в едином стиле — все помещения обиты экологически чистой медово-желтой древесиной. Стены коридоров и лестничных пролетов украшают большие фотографии постояльцев-рыбаков, демонстрирующих свой улов, с обязательными датами рыбалки и весом рыбин.

В «Виктории» есть небольшая столовая, где за дополнительную плату вам обеспечат трехразовое питание, можно заказать блюдо из собственного улова. Помимо милого отношения персонала, в столовой мы обнаружили еще одну маленькую приятность в виде вазочки с конфетками:). На первом этаже также размещается очаровательный бар, оформленный в стиле лесной избушки, — все там деревянное, стойку украшают самобытные ветвистые бревнышки.

Брейтово: на окраинах Рыбинки (15 – 16 июня 2011)

Поднимаемся на третий этаж, где в длинном золотистом коридоре располагается наш номер. Он небольшой, очень уютный, обшитый все той же вагонкой, нравится деревянная добротная мебель. В номере: 2 удобные кровати, над которыми висят бра, 2 тумбочки, большой трехстворчатый шкаф, комод, а над ним зеркало в деревянной раме, 2 стула с высокими спинками, телевизор. Пластиковое окно выходит во двор, из него видно зеленые кроны деревьев и Рыбинку, шумоизоляция — отличная.

Санузел (разделяется на душевую и WC) — на этаже, чистый, большой, с тремя душевыми секциями, на полочках — шампуни, гели, жидкое мыло. Честно говоря, меня несколько настораживало отсутствие удобств непосредственно в номере, но так как на этаже мы жили одни, это не составило проблему.

В гостинице «Виктория» нам очень понравилось, пожалуй, она одна из лучших, где нам приходилось останавливаться во время наших поездок по провинции. Мы бы с удовольствием вернулись сюда еще!

РЕСТОРАН «ЛАТЫГОРА» И БАР «BAR»

На удивление с питанием в Брейтове проблем нет. Многочисленные продуктовые магазины, бары и кафе буквально на каждом шагу.

Ресторан «Латыгора».

В первый вечер мы решили шикануть, поужинав в местном крутом по поселковым меркам ресторане «Латыгора». Это красивое и необычное название брейтовской речки, кажется, уходит корнями к временам мерян, от него веет загадкой и древностью. Ходят легенды, что появление этого названия связано с татаро-монгольским игом и происходившими вблизи современной брейтовской местности боями, дескать, значит оно «латы Игоря» (по некоторым данным — Егория (Георгия, Юрия) Всеволодовича Владимирского, сражавшегося в тех местах). По другой версии искаженная частица «его» обозначает местоимение «сам», вот и получается, что в водах речки «нашли латы его», а уж какого воина — подскажут историки да археологи. А мы спешим на ужин!

Брейтово: на окраинах Рыбинки (15 – 16 июня 2011)

Ресторан размещается в типовом кубическом двухэтажном здании советских времен. С виду — ничем не примечателен, кроме вывески с таинственным названием да магазинчиком на первом этаже. А внутри начинается сказка. Современный ремонт, шикарная отделка, по красивой лестнице мы поднимаемся на второй этаж. Есть открытая деревянная веранда, декорированная зеленью, небольшое проходное помещение с барной стойкой. Основной зал — великолепен: просторное иллюминированное помещение, золотистые тяжелые гардины, добротная деревянная мебель, многочисленные столы под белыми скатертями, массивные стулья с резными спинками, элегантные столовые приборы, небольшая сцена с аппаратурой, по телевизору с плоским экраном ненавязчиво транслируется какой-то музыкальный канал. И вот среди этой совершенно не провинциальной роскоши, сервированных столов, словно ожидающих высокопоставленных гостей, мы были лишь вдвоем. Даже стало немного обидно: такой прекрасный ресторан пустует! Хотя, может, мы просто были в будни.

Не устану повторять о душевнейших жителях Брейтова! Ну, только здесь, на очаровательных окраинах Рыбинки, можно запереться в ресторан в полунеформальском прикиде (конечно же, мне даже в голову не пришло взять в Брейтово вечернее платье:)) и чувствовать себя королевой! Бармен и официантка были вежливы, приветливы, доброжелательны. Для нас включили светомузыку, разрешили мне попрыгать и пофотографироваться на сцене. Думается, мы их славно позабавили, естественно, без лишних понтов. Нас, как водится, пригласили еще.

Единственное, заказ ждали долго — минут 30–40. Впрочем, спешить нам было некуда, мы развлекались фотосессией на веранде и сцене, а бармен объяснил ожидание тем, что еду они не разогревают, а готовят при клиентах.

Муж заказал традиционное жаркое в горшочке (курица, ветчина, шампиньоны, картофель, сыр), 300 гр. на 150 руб. Я дегустировала восхитительное филе трески с гарниром (картофель, огурец, помидор, кетчуп), 250 гр. на 250 руб. Все красиво сервировано, сытно, очень вкусно (а ведь я весьма придирчиво отношусь к «недомашней кухне»), могу поставить наивысшую оценку!

Брейтово: на окраинах Рыбинки (15 – 16 июня 2011)

В итоге, мы замечательно провели вечер, повеселись, наелись. Ресторанные цены попросту оставлю без комментариев, не в каждом кафе можно отлично поужинать вдвоем на 400 руб. Так что, ресторан «Латыгора» всячески рекомендую!

Бар «Bar».

Надо было все-таки убедить мужа пообедать в полюбившейся «Латыгоре». Но что делать, гуляя по селу и внезапно почувствовав приступ голода, мы среди многочисленных общепитов выбрали бар с незамысловатым названием «Bar», а что тут долго мудрить:). Неяркое освещение, барная стойка, пластиковые столики. Народу многовато, мы поняли, большинство является продавцами расположенного рядом четвергового рынка. Хорошо, что хоть было где вымыть руки! Заказали по порции щей, котлету с салатом из свежей капусты, беляш, кофе (примерно 150 руб. на двоих). Естественно, заказ выдали мгновенно. Суп оказался очень жирным и не совсем комфортно лег мне на желудок, остальное оказалось более приемлемым. От чувства голода избавились, но без особого удовольствия. Вывод: не советуем, питаться все-таки лучше в «Латыгоре».

ОКРАИНЫ ВСЕЛЕННОЙ

Попадая в Брейтово, первая мысль — и как нас занесло на эти «окраины Вселенной»?! Ну, что делать, любим мы нашу глубинку, пусть крошечную, неухоженную, наивную, но родную, добрую, открытую. Ведь достояние наше не только в памятниках истории и архитектуры, сохранившихся или не очень, а еще и в людях, которые сумели сберечь в своих сердцах сердечность и открытость.

Брейтово — село, и этим, казалось бы, все сказано. Тихие зеленые улочки, деревянные домики, прячущиеся в тенистых палисадниках, пасущиеся посередине села козы, многочисленные ленивые собаки… Люди в Брейтове — удивительно душевные, искренние, добрые, отзывчивые, бескорыстные, не испорченные меркантильностью и черствостью больших городов. Все, с кем мы общались, относились к нам, как к хорошим знакомым, с удовольствием отвечали на вопросы, давали советы. Да что там, даже привязавшиеся во время ночной прогулки до вокзала малолетние гопники довольно быстро от нас отвязались, не сделав ничего плохого.

Брейтово: на окраинах Рыбинки (15 – 16 июня 2011)

В Брейтове много магазинчиков и кафешек, словно погружающих нас в советское прошлое. Одни смешные названия «КООП», «РАЙПО» не могут не умилять:)! Позабавил магазинчик с названием «Перекресток». Когда нам рассказывали, как добраться до гостиницы и назвали в его в качестве ориентира, мы сразу же представили один из популярных в нашем городе сетевых маркетов. Оказалось — обшитая серой вагонкой избушка под зеленой крышей с набранной большими буквами вывеской

«ПЕРЕ-

КРЕСТОК».

Долго смеялись над своим заблуждением.

Умилили, как всегда колонки, я-то еще помню, как ходили к ним за водой в деревне, вызвал улыбку стоящий посередине густой зеленой лужайки таксофон (вещь, конечно, незаменимая, особенно в век мобильных телефонов:)). Порадовала вывеска «Солярий», ну, конечно, как в селе, на берегу Рыбинского моря, без солярия-то:). Просто очаровательная наивность!

В Брейтово есть и 2-3-этажные каменные дома. Длинные жилища из кирпича, белые с красными узорами, напомнили мне село, где в детстве я проводила летние каникулы. Видели мы и возведенные точно грибы новомодные пафосные коттеджи, недаром, отдых в глубинке становится все более популярным.

Мы неспешно шли по улочкам Брейтова, подставляя лицо под лучи пока еще скупого июньского солнышка. О чем-то шумели вековые деревья, прятали свои девичьи секреты по берегам Рыбинки ивовые заросли, бежала по селу очаровательная речка Сить. Умиротворением, неспешностью и покоем веяло от этих почти деревенских пейзажей. Июньским днем утопало Брейтово в белых розочках акаций и зарослях ярко-синих люпинов, рослых, сочных, ярких.

Брейтово: на окраинах Рыбинки (15 – 16 июня 2011)

Еще одно брейтовское развлечение — еженедельный четверговый рынок. Как мы поняли, не смотря на будний день, все жители собираются здесь, неспешно фланируют между торговыми палатками, обмениваются новостями. Народу много, рынок большой, особенно для села. И, кстати, весьма неплохой, как и многие провинциальные ярмарки. Продают все, что угодно, особенно много саженцев, рассады и… велосипедов (основной способ передвижения, хотя машин в Брейтове много, а в одном магазине мы даже видели распродажу скутеров). Порадовал большой ассортимент симпатичной молодежной одежды. Не удержалась и приобрела коротенькую юбочку в оборках — хит этого сезона (450 руб.).

Большая вода. Рыбинка. Как тут не вспомнить Мологу и затопленные поселения. И Брейтово, старое Брейтово, тоже скрыто под Рыбинкой. Посему Брейтово, не смотря на свою многовековую историю довольно современное село, практически перенесенное на новое место. А то, что мы сейчас видим — наследие не такого уж далекого советского прошлого. Отсюда и типичные угловатые и грубоватые постройки, и белокирпичные домики-новоделы времен перестройки, правда, порадовало, что встречаются и деревянные дома, добротные, ухоженные, наверное, просто не успевшие состариться. Естественно, не так много здесь исторических достопримечательностей. Но зато есть трогательные памятные знаки, украшающие село.

Брейтово: на окраинах Рыбинки (15 – 16 июня 2011)

Памятник Первому трактору в районе. Пожалуй, одна из самых известных брейтовских достопримечательностей. Находится практически в центре Брейтова, у местного Дома культуры, украшенного мозаикой с изображением рыбака. Еще один ориентир — уже знакомый нам ресторан «Латыгора». Маленький забавный трактор стоит на каменном постаменте. Он символизирует сельскохозяйственное прошлое села. Это самый первый трактор, работавший на некогда плодородных полях района. Был выпущен ленинградским заводом «Фордзон-Путиловец» в 1929 году. Отработав свое, первый брейтовский трактор в 1974 году навсегда замер на своем постаменте, как памятник бравой сельхозтехнике и передовикам-трактористам. Вот такой небанальный и симпатичный монумент.

Советская площадь Брейтова. Небольшая, типичная для поселений такого уровня, центром служит тяжеловатое здание местной администрации постройки советских времен. Наискосок от него — ожидаемый памятник коротышке-вождю на рыжем постаменте. Удивило, что фоном ему служат покосившиеся сараюшки, как-то не по-партийному, что ли:).

Брейтово: на окраинах Рыбинки (15 – 16 июня 2011)

Памятник генерал-адъютанту Н. В. Зиновьеву. Расположен среди густой зелени, через дорогу от Ленина. Пирамиду-обелиск установили брейтовские крестьяне в благодарность помещику Николаю Васильевичу за освобождение от крепостного права (1888 или 1911 гг.). Действительно, очень небанальный монумент, знаков, установленных в честь такого события, мы пока еще не видели. Интересно, что памятник, оказывается, пережил второе рождение. Первоначально он стоял в старом Брейтове, ныне затопленном. Его изуродовали и благополучно забыли об увековеченном событии, казалось бы, таком важном для новой власти. Один из жителей Брейтова, подобрав монумент, бережно хранил его долгие годы, чтобы в 1999 году памятник великодушному генерал-адъютанту, освободившему крестьян, занял почетное место на центральной площади села.

К архитектуре малых форм можно отнести милую деревянную беседку на зеленом берегу Рыбинки, где мы немного отдохнули от прогулки по селу. Здесь к нам привязался безобидный местный бомж с просьбой «покурить, выпить, пообщаться». Идею мы, естественно, не поддержали, посему абориген извинился и ушел. Даже бомжи в Брейтове сугубо вежливые:)!

Из того, что мы по причине слабого знания матчасти, припекающего июньского солнышка и собственной лености пропустили: памятник погибшим воинам в парке Победы. Мужественный солдат, имена павших бойцов на мраморных плитах, тенистый парк — такое есть во многих районных центрах. Тем не менее, жаль, что мы его не увидели. Есть еще святое место — «Прощенный ручей», находящийся в 15 км от Брейтова.

Знакомство с новым Брейтово закончилось очаровательной прогулкой вблизи нашей гостиницы. Мы вышли на берег Рыбинки. От шумевшего ночью дождя не осталось и следа. Голубое небо отражалось в синеве бескрайнего моря. На горизонте маячили небольшие зеленые островки. Впечатление от безмятежного сельского денька несколько подпортила стройка на воде какого-то развлекательного комплекса (причала, ресторана, отеля?). Зато мы увидели невысокий красненький маяк — а как же без него, все-таки, Брейтово — рыбацкое селение, и ориентирование промысловикам в неспокойном море необходимо.

Брейтово: на окраинах Рыбинки (15 – 16 июня 2011)

В нескольких местах есть спуски к деревянным плотикам-мосткам с лавочками, где так приятно сидеть, слушая шум Рыбинки. Качаются на волнах облитые солнцем лодки, о чем-то заветном шепчет вода. По берегам сочные заросли травы, кустарников, могучие сосны и тонкие деревца склонили с обрыва свои ветви к водам моря. А мы сидим на зеленой июньской травке, муж перебирает речные камешки, я мечтательно вглядываюсь в проплывающие над головой облака. Все-таки, как замечательно в Брейтове!

ЦЕРКОВЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

«ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

Долгое время в новом «советском» селе не было ни одной святыни. И вот на средства местных жителей было решено поставить деревянную церковь около кладбища. Почему именно деревянную? Да потому что, по словам брейтовского протоирея Анатолия Денисова, «на Руси всегда считалось, что дерево самый благородный материал для строительства. Дерево — это дом, это гроб, это церковь, это крест деревянный».

Строили Скорбященскую церковь всем миром в 1998 — 2002 годах. Первые молебны начали служить буквально с начала закладки фундамента будущего храма, а с открытием Скорбященская церковь стала самой любимой и посещаемой святыней района. Убранство церкви тоже бережно и кропотливо собрано руками прихожан. Настоятель храма протоирей Анатолий Денисов: «И не было ни одной иконки, кто-то облачения пожертвовал, кто-то и иконку принесет». Кстати, и свое имя церковь получила по наименованию подаренной прихожанами большой иконы, одна из частей которой называлась «Всех скорбящих радость».

Однако недолго радовала церковь брейтовцев, осенью 2004 года жестокий пожар уничтожил деревянную святыню. Из интервью с протоиреем Денисовым: «И вот вроде сгорела церковь, и через два дня мы все собрались тут, мусор убрали, подмели. И немножко стало подпирать. Во-первых, все облачение сгорело, все подсвечники, свечки, все, полностью. Стоишь и думаешь, завтра надо начинать службу, а ничего нет. Один старенький батюшка сказал, а у меня состояние уже такое было — на пределе, а он мне сказал: «Знаешь, отец Анатолий, а намерение не горит». Вот где — истина, вот в таких вот простых словах — настоящая сила. А от себя добавлю: доброе намерение не горит, ибо покуда возводят у нас храмы, не все еще потеряно для нашей многострадальной Руси.

Действительно, сгоревшую Скорбященскую церковь начали строить заново, на том же фундаменте, по тому же проекту. А пока смекалистые брейтовцы перенесли храм в обычный деревянный домик, пристроили оранжевое крылечко, а над ним — звонницу на три колокольчика, крышу увенчали серенькой маковкой с крестом, над входом повесили иконку — вот вам и временная святыня готова. Внутри церкви-избушки просторно и светло, пахнет деревом, перед иконками свечи и цветы. Мы тоже поставили свечку. Чудесная церковка, необычная, теплая, мы такую впервые видим! Единственное, что храм-избушка стоит во дворах, среди других деревянных домов и густой зелени. Мы сами ее просто чудом заметили!

ЧАСОВНЯ СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Село Брейтово славится еще одной святыней, правда, тоже современной. На живописном берегу Рыбинского водохранилища в 2002 — 2003 годах возвели каменную часовню, освященную во имя Богоматери «Аз есмь и никто же на вы» и святого Николая Чудотворца.

Часовня служит скорбным напоминанием о создании рукотворного моря. Это сейчас здесь вольная водица ласкает прибрежный песок, а когда-то на этом месте было то самое старое Брейтово, бесследно исчезнувшее под водами Рыбинки. Прямо около берега, на котором стоит часовня, было старое сельское кладбище, до сих пор, по словам местных, порою вымывает кости…

Интересно сдвоенное название часовни. Первое — в честь имени иконы Богоматери «Аз есмь и никто же на вы» («Я с вами и никто против вас») дано по названию списка Леушинской иконы Богородицы. Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь тоже был затоплен водохранилищем. В память о погибших поселениях ежегодно проводятся Мологские и Леушинские стояния. Второе название часовни вязано с именем почитаемого на Руси святого Николая Чудотворца — защитника, заступника, особо покровительствующего путникам и спасающего людей от буйства водных стихий. Так что, и место выбрано правильное, напоминающее о печальных событиях, и название верное.

К часовне Николая Чудотворца мы идем по симпатичному бережку Рыбинки, где стоят милые оранжевые лавочки. Тихо, душевно, умиротворенно здесь, народу в будний день практически нет. В этом месте приятно просто молча сидеть, размышляя под шум волн о вечном…

Краснокирпичную лаконичную часовню, стоящую на возвышении у самой кромки воды, видно издалека. Маленькая, похожая на лампадку, увенчанная позолоченной главкой с крестом. Мы поднялись по ступенькам, но, к огромному сожалению, часовенка оказалась закрытой. Рядом увидели два деревянных поклонных креста. Грустное, душевное и удивительно красивое место.

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ БРЕЙТОВА

Адрес: с. Брейтово, ул. Республиканская, д. 18, режим работы 09.00–17.00, перерыв 14.00–15.00, выходной: суббота, воскресенье. Билет — 50 руб.

Есть в Брейтове замечательный Историко-краеведческий музей, экспозиция которого рассказывает о быте бывшего сицкого края. Пусть она небольшая, всего-то 4 комнатки в обычном ярко-желтом деревянном домике с белоснежными резными наличниками, но вещи, собранные по брейтовским окрестностям, помнят прошлые поколения, пропитаны духом истории, имеют неповторимое обаяние и представляют интерес. Обязательно послушайте экскурсию. Нас сопровождал приятный молодой полноватый мужчина с многочисленными образованиями: юрист, семинарист, повар-кондитер. Он оказался на редкость эрудированным, заинтересованным в своем деле экскурсоводом, поведавшим об истории брейтовского и мологского краев, более того — практически о каждой вещи, населяющей замечательный музей.

Брейтово: на окраинах Рыбинки (15 – 16 июня 2011)

Один из залов посвящен рукоделию, ведь Брейтово издавна славилось льняными промыслами: ткацкий стан, многочисленные прялки, челноки, образцы кудели, вышитые полотенца-рушники, рубахи, симпатичные коврики, коллекция старинных утюгов и швейная машинка. От рассказа экскурсовода все эти вещи словно оживали, говоря о своей истории, о людях, чьи руки еще помнят деревянные и металлические бока древних предметов.

Брейтово: на окраинах Рыбинки (15 – 16 июня 2011)

Понравилась коллекция глиняной посуды: кринки, горшки, чугунки, кувшины. На некоторых сохранились незамысловатые орнаменты: веточки, кружочки. Интересны «бальзамники» — вытянутые сосуды с тонким горлышком и ручкой, они дошли до Брейтова из далеких южных регионов, с того же Каспия, в который, как известно, впадает Волга, основная водная дорога:). Симпатичные «рукомои» — подвешенные горшочки с носиками, в те времена о водопроводе даже не мечтали. Дополняет экспозицию коллекция стеклянной посуды: разнокалиберные бутыли.

Крестьянский быт продолжают иллюстрировать самовары, сита, корыта, потертая мебель, керосинки, деревянные ложки, ступка с пестом, ухваты, лапти, берестяные короба и налопаточники (футляры для бруса). Понравились большое ведро из плотного дерева, обитое железом, и замечательное коромысло, украшенное простеньким, но милым орнаментом. Удивительно, какие добротные изготавливали раньше вещи — кажется, они и сейчас готовы к использованию. А какие девицы были в русских селениях, так не просто было тягать на плечах набухшее от воды дерево, окованное металлом! Меж тем, тему железа продолжили огромные ключи, подковы, колоколец и круглые таинственные «шаркуны», а также бочонок под уголь — «тушилка», замки и прочие мало понятные современному человеку хозяйственные принадлежности. Колорит добавила небольшая коллекция тяжелых кованых сундуков. Увлекателен был рассказ гида о древнерусских узорах, украшавших практически все предметы обихода и одежду, более того — каждая, на первый взгляд, незначительная завитушка несла в себе глубинный смысл. Как жаль, что мало кто сейчас может прочесть старинные узоры и понять заложенную в них предками важную информацию…

Брейтово: на окраинах Рыбинки (15 – 16 июня 2011)

Очаровательный зал (комната), оформленный в виде крестьянской горенки начала XX века: стол с непременным самоваром, стулья с массивными деревянными спинками, лавки, накрытые половиками, часы-ходики, старое зеркало в резной раме, люлька под кружевным пологом да в красном углу лампадка перед покрытой полотенцем иконой. Вот так незамысловато жили наши прабабушки, чем-то родным и душевным повеяло от этой скромной обстановки, будто на миг вернулась наивная теплота беззаботного детства. Это сейчас современный ребенок не мыслит свою комнату без навороченной техники, брендовых шмоток и многочасового сидения «В контакте». А я еще застала то время (хотя, детство мое и угодило под пресловутые 90-е), когда летние каникулы в деревне, практически вот в такой же комнатке, были для меня пределом счастья.

Другая комната домика-музея была оформлена в стиле барской гостиной: на круглом столике, покрытом кружевной салфеткой, альбом с ретроснимками, чернильница с гусиным пером, по противоположной стене — внушительный комод со старенькой радиолой, образцами старинной фототехники, трогательным фарфоровым петухом, чудом не потерявшим своих ярких красок, очень красивые вышитые крестиком картины — букет цветов и портрет все того же предводителя кур. Все эти предметы призваны напоминать об очаровательных усадьбах в окрестностях современного Брейтова. Об их былой роскоши мы теперь можем судить лишь по черно-белым фотографиям, украшающим стены «барской комнатки», да рассказам нашего замечательного экскурсовода.

Брейтово: на окраинах Рыбинки (15 – 16 июня 2011)

Небольшой стенд в коридоре посвящен археологическим находкам, вот они, наконечники, оставшиеся на полях сражений после знаменитой сицкой битвы.

Трогателен зал, посвященный Великой Отечественной войне: фотографии, документы, некогда принадлежащие брейтовцам-фронтовикам, походные кружки, каски, патроны, шинель и, как надежда на мирное время, патефон с прелестным в своей нелепости трофейным радиоприемником. Но что потрясло больше всего в этом зале, так это монумент из деревни Дуденево. На нем не только перечислены фамилии всех не вернувшихся героев-жителей, в нижней его части под стеклом находится настоящая сталинградская земля, серая, прожженная, сплошь усеянная рваными металлическими осколками. Именно такой она была после кровопролитной битвы. Белые искусственные ромашки на страшном грунте — недавняя придумка брейтовских музейщиков, но почему-то от этих простеньких цветочков по спине бегут мурашки. Такой сильный, интересный монумент, он вряд ли кого оставит равнодушным.

Напоследок осматриваем ассортимент «сувенирного киоска». На столе у входа лежат книги, диски, брошюрки, буклеты и тряпичные куклы-обереги. Покупаем DVD-диск с фильмами о Мологе (300 руб.), это еще с прошлогодней поездки в Рыбинск «моя тема», и краеведческую книжечку по истории Брейтовского края — труд местных энтузиастов-библиотекарей.

Все, теперь пора прощаться. Как ни странно, в крошечном музее мы провели больше часа, узнав много всего интересного о древних славянах, истории вещей, Рыбинском водохранилище и Мологе, Великой Отечественной войне и советских временах. Сердечно благодарим экскурсовода за увлекательную экскурсию, содержательную беседу, теплый прием и обещаем непременно приехать еще. Музей, не смотря на свою простоту и незамысловатость, просто замечательный, его посещение доставило нам массу положительных эмоций!

Брейтово: на окраинах Рыбинки (15 – 16 июня 2011)

Уже предчувствуя удивление, дескать, опять их занесло в абсолютно нетуристическую глухомань, замечу, что Брейтово достаточно известно и даже пользуется популярностью. Знающие люди уверяют, что рыбалка здесь отменная да и поохотиться можно, недаром едут в Брейтово любители активного отдыха не только со всех уголков нашей Ярославской области, но и даже из Москвы. Посему и туризм здесь развивается, взять хотя бы новые современные гостиницы.

А уж какие здесь места, тихие, красивые! Одна бескрайняя гладь Рыбинки в зеленых островках да свисающих густых косах плакучих ив много стоит! А еще уютные затоны, густой малахит вековых деревьев, бегущая по селу речка Сить.

Брейтово: на окраинах Рыбинки (15 – 16 июня 2011)

По Брейтову приятно просто гулять. Или сидеть на берегу Рыбинки, слушать шум волн. Отдыхать, релаксировать вдали от городской суеты. Трудно поверить, но остались еще на свете такие места, будто окраины каких-то замечательных далеких Вселенных, которые не тронули жестокость, ненависть и эгоизм современного мира.

Спокойная, размеренная, милая в своей наивной провинциальности жизнь рыбацкого села успокаивает, расслабляет, дарит умиротворение и заряд позитива, заставляет забыть о проблемах, заботах, извечной глупой суете и спешке.

В Брейтово, даже на «окраинах Вселенной», так приятно отдыхать!