Турист Евгений Бочаров (efgraff)
Евгений Бочаров
был 11 мая 2016 19:53

Франция. Путь Сантьяго

Франция Май 2012

В этой заметке хочу поделиться впечатлениями о Пути Сантьяго, первый этап которого — 600 км от Верхней Луары до г. Лурда — был пройден мной в прошлом году. В мае я продолжил Путь от Лурда в сторону Испании, но не стандартным маршрутом (через Сен-Жан-Пье-де-Пор), а через перевал Сен-Пор.

30 мая Ассон — Арюди (19 км)

Департамент, по которому я сейчас держу путь, — Пирене Атлантик. Как можно догадаться из названия, горы совсем рядом, но местность пока почти ровная. Невысокие лысые холмы, зеленые пастбища, коровы.

Пирене Атлантик

Здешняя порода называется «Пиренейская блондинка». Как и у голливудских блондинок, жизнь у этих буренок прямо-таки шикарная. Не больше десятка особей на огромном лугу с высокой сочной травой…

Пиренейские блондинки

К 6 часам вечера пришел на ночлег в деревню Арюди. Постучался в дом к местному священнику, коим был добродушно встречен и поселен в отдельную комнату. Такие места на Пути Сантьяго, где можно переночевать бесплатно (donativo — взнос по возможности) — большая редкость. За ужином мы были вдвоем с отцом Пьером. Правда, о том, что он — священник, по внешнему виду я бы никогда не догадался, да и беседа у нас была вполне бытовая. У него на заметку я взял рецепт холодного испанского супа с сухарями. Готовится быстро и вкус оригинальный. Пьер очень подробно объяснил, куда мне дальше держать путь и где можно переночевать завтра. Слава Богу!

Франция.  Путь Сантьяго

31 мая Этап: Арюди — Сарранс (26 км)

Первые 18 км пути запомнились прекрасным асфальтом. Дорога проходила сквозь несколько симпатичных деревень, а последние 5 км — самый сказочный участок пути: лесная тропинка, повторяющая изгибы горной речки, кристально чистая вода — все это завораживало, и я наслаждался каждым шагом. Я мог бы часами смотреть на один из перекатов или созерцать водоворот.

Дорога в Пиренеях

Конечно же я не удержался от купания (в месте, где оно почему-то запрещено). Хотя это, в общем, неудивительно, ведь закон подлости французской системы: «запрещено для вашей же безопасности» так защищает собственника этого участка реки от уголовной ответственности, в случае, если кого-нибудь угораздит там утонуть.

Горная речка

А внешне все выглядит, как забота о ближнем, переходящая порой рамки здравого смысла и логики. Так, например, по пути своими глазами видел трафарет с надписью «купание в этом месте опасно для жизни», установленную на обочине скоростной трассы.

Франция.  Путь Сантьяго

Незадача для чиновника: табличек наштамповали много, а река всего одна, надо же их куда-то деть, не в ванную же себе вешать.

К 6-ти часам пришел в Сарранс(к). Очччень милая деревушка на фоне умиротворяющего горного пейзажа. В церкви ко мне подошел священник, и выяснив, откуда я и зачем пришел, отвел в монастырь на ночлег. Обитель там небольшая — из постоянных хранителей — всего один монах (он же священник). Ему помогают несколько волонтеров. Атмосфера намоленная, мне очень понравилось доброжелательное отношение к паломникам (нас в тот вечер было только двое), ну и конечно, отличный ужин. Удивительным также был искренний интерес отца Пьера к Православию. Он знает Оптину Пустынь и великих русских святых.

Франция.  Путь Сантьяго

В жизни монаха его ордена есть три основных заповеди: молитва, совместная жизнь в братской общине и гостеприимство. Мне это кажется сутью того, что называют «служением Богу». Через это открывается сердце; для того, чтобы научиться этому и стоит жить, причем не обязательно в монастыре.

1.06. Этап: Сарранс — Борс (22 км)

В начале пути еще несколько километров я наслаждался тропой, идущей вдоль прозрачной речки Асп. Потом указательные знаки вывели меня на асфальт. И хотя на дороге было мало машин и вокруг — лес, идти по гудрону всегда убийственно тяжело для стоп. Тут еще, увлекшись своими мыслями, я свернул не туда на развилке за посёлком и узнал об этом только через 3 километра от одного прохожего. Эта ошибка почему-то разозлила меня, я был недоволен собой из-за глупой потери времени и сил. Этап сегодня короткий, но на всем пути он был самым трудным. Тело ослабло, как только поколебался дух. Мне стоило большого терпения и настойчивости, чтобы не сдаться и продолжать.

Франция.  Путь Сантьяго

Есть тонкая грань между насилием над собой и усилием воли. Я почувствовал ее в момент, когда тело окончательно выдохлось и не могло идти дальше. Чтобы не впасть в отчаяние от собственного бессилия, я решил остановиться отдохнуть, опустил ноги в фонтан и успокоился. Подумал, а вообще, не так уж плох был тот лишний крюк: зато я насладился водопадиком, и видом цветка, растущего прямо из скалы. Конфликт иссяк, и хотя усталость по-прежнему была внушительной, внутри появилась опора, сила идти до конца, во что б это ни стало, словно от этого зависела моя жизнь. Воля просыпается, когда утихает нытьё.

В Борсе поселился в альберге за 13 Евро и купил продуктов в деревенском баре. Там же я в охотку выпил пива, после чего чуть не заблудился на обратном пути на единственной деревенской улице. Со мной в тот вечер кров делили 2 паломника: Ханс — 70-летний немец, шедший в Сантьяго из Женевы, и француз Франк. С Хансом мы познакомились еще вчера в монастыре Сарранса. Он вызвал всеобщее уважение своим подвигом, когда сказал, что жизнь для него может закончиться в любой момент, и он хотел бы успеть дойти до Компостеллы. Я тогда подумал про себя: «Дал бы мне Господь на старости лет сил и здоровья помереть в Пути, а не на больничной койке».

2.06 Этап: Борс — Канфран (23 км)

Сегодня мне предстояло перейти границу Франции и Испании через перевал Сомпор (высота 1600 метров). Сначала я долго шел по асфальту, а потом дорога свернула в лес, откуда вышла на открытое пространство с захватывающей панорамой гор. И вот, наконец, граница. И вроде бы внешне пейзаж остался тем же самым, внутреннее ощущение пространства совершенно изменилось: это был другой мир. Прежде всего, потому, что здесь говорили на другом языке. Он постепенно проникал в сознание через надписи на указателях, через приветствия встречных велосипедистов (теперь вместо бонжур, говорят ола). Придется общаться по-испански, я рад этому, хотя стесняюсь своих скромных познаний в этом языке.

Франция.  Путь Сантьяго

Первый культурный шок — город-фантом на границе, оставленный жителями до лучших времен со всей инфраструктурой, современными домами, торговыми галереями. Повсюду заколочены ставни, а по улицам гуляет только ветер.

Заночевал в палатке в лесу у реки. Ночью разразилась гроза, поднявшая из глубины души чудовищный первобытный ужас перед дикой природой. В тот момент, как никогда я почувствовал свою беззащитность перед стихией. Хотя палатка была надёжной, страх получить молнией по голове или что на меня упадет соседнее сухое дерево или… Это был трепет перед непостижимой силой, способной стереть тебя с лица земли, и в то же время, такой родной и уязвимой, призывавшей довериться ей. Той ночью были хорошие условия, чтобы учиться доверять, прикоснуться к своему страху и преобразовать его в любовь.