Турист анна (Anna)
анна
была 26 апреля 2010 8:26

Алушта, Ялта, Севастополь — Россия Июнь 2009

Мыслей по поводу отпуска 2009 года было очень много. Хочется везде. Но кризис внес свои изменения в наши планы. В итоге остановились на нашем Черном море, только на «ненашей» его части на Украине, а именно в Крыму, в Алуште. Один раз я была уже с подругой в Коктебеле, и поездка эта оставила очень хорошие эмоции, понравилось все кроме пляжа. От моря в Алуште и на этот раз, я ничего хорошего не ждала, просто хотелось сменить обстановку, подышать горным и морским воздухом, насладиться красотой местных пейзажей. А насладиться там есть чем, природа очень красивая.

Отпуск назначили на июнь. Уехали 10, а прибыли обратно 27. Таким образом, без дней приезда-отъезда, получилось 15. Уж очень я переживала, что будет недостаточно тепло. Но нам крупно повезло с погодой. Воздух практически не опускался днем меньше +30 градусов, а дождик был один раз и то ночью. В июне чаще всего такой погоды не бывает. Даже море было относительно теплым. Средняя температура за весь период пребывания примерно 20-21 градус. Конечно, я бы хотела +30 или хотя бы +28, но нужно реально смотреть на вещи, это же не Египет и даже не август. Два дня вода была холодная +15 градусов, никто не купался, но все потом быстро восстановилась.

Почему именно Алушта? Не знаю, хотелось быть поближе к Ялте. Это конечно, относительно Феодосии и Евпатории. А Алушта находится всего в 40 километрах от Ялты или в получасе езды на маршрутке.

Крымские каникулы
Были мысли поехать на машине, чтобы там, в передвижениях по Крыму, были развязаны руки, но потом все-таки передумали и купили билеты на поезд. Акцентировать внимание на этом не стоит, доехали и туда, и обратно, очень даже не плохо. Поезда идут меньше суток. Интересная книжка, сканворды, периодические остановки, сон - и уже на месте. С пограничниками не было вообще никаких проблем, что наши, что украинские, просто штамповали отметки и все. Никаких лишних вопросов. Или нам просто повезло?

Симферополь встретил нас солнышком и огромным количеством таксистов. Но у нас же экономная поездка. Мы спокойно доехали до Алушты на маршрутке за 25 гривен на человека. Курс гривны сейчас низкий. Примерно 4 рубля. Т. е. Все цены, которые я буду приводить ниже, нужно умножать на 4, чтобы получить цену в рублях.

Теперь надо найти жилье. Вещи оставили у знакомых. В принципе они приглашали жить у них и совершенно бесплатно в однокомнатной квартире, но, там было много причин не соглашаться. Хотелось более комфортных условий, кондиционера и поближе к набережной - пусть даже и не бесплатно. И мы такое место нашли совершенно случайно. Женщина предложила нам коттеджик отдельный, т. е. никаких соседей с нами не было. Свой домик, свой садик со столом и диваном на улице под тентом, где так приятно по вечерам было пить вино. И условия в доме были хорошие.

При входе небольшая веранда со столом, диваном и шкафом для посуды и две двери, одна в комнату, другая в санузел. Комната очень уютная: хороший ремонт, кондиционер, двуспальная кровать, телевизор, шкаф. Все, что необходимо для жизни. И санузел тоже не подкачал. Все в плитке, угловая ванна-джакузи - все чистое и белое. Для приготовления пищи была газовая плита на улице в саду и, конечно же, холодильник. Ах, да, и сад. Окружали нас розы, персики, груши, черешня, виноград и даже фейхоа. И все это удовольствие за 200 гривен в сутки. Итого за 16 дней было на жилье потрачено всего 400 долларов или 13 000 рублей. Да и находилось все это в 5 минутах от моря на улице Краснофлотской.

Примерно за те же деньги, если память мне не изменяет, то за 180 гривен, нам в одном месте предлагали комнату 2х2, с двухъярусной кроватью внутри. Мы чуть со смеху не упали от наглости хозяев, предлагающих такое жилье. За 400 гривен были номера в частных мини-гостиницах. Номера хорошие, но даже без балкона. А ремонт внутри и условия самой комнаты ничем не отличались от нашего домика. Но у нас же был свой садик! Конечно, все эти цены актуальны только для июня. Хозяева дома, который снимали мы, сказали, что в августе он будет стоить уже 600 гривен.

Описывать каждый день думаю, смысла не имеет, это же не автобусный тур и не автопробег. Некоторые дни были тупо посвящены морю и сну, хотя я и не люблю такое времяпровождение. Но отпуск есть отпуск, и выспаться тоже хочется.

Питались мы и в кафе, и в столовой пару раз, но в основном готовили сами, покупая продукты в супермаркете или на рынке. Цены там примерно такие же, как в Москве, может немного поменьше. Фрукты дешевле. Июнь самый сезон для моей любимой черешни. Так вот стоила она там 20-30 гривен, т. е. максимум 120 рублей за килограмм, когда в Москве цена переваливает за 200 рублей.

Отдельный абзац стоит посвятить вину. Крымские вина - это песня. Я не любитель сухих вин, люблю сладкие и полусладкие. А таковых здесь премножество. Вина покупали, как в бутылках, там и на розлив, но только в магазинах от совхоза «Алушта», который входит в состав «Массандры». Никогда раньше не пила портвейн. А здесь мне он очень понравился.

Белый портвейн «Алушта» со льдом - очень вкусно. Вино недорогое. На розлив литр портвейна, примерно 20 гривен, Максимально цена доходила до 40 гривен, в зависимости от вида вина. Да и бутылочное вино тоже по ценам значительно дешевле, чем в Москве. Бутылка «Мускателя» (десертное вино) от Массандры стоила 27 гривен. Нигде в Москве не найдешь такое вино за 108 рублей. Отдельно расскажу о посещении института винограда и вина Магарач.

Ну что сказать о море и пляжах. В принципе, все не так плохо, как я думала. Практически все пляжи и лежаки с зонтиками платные. Вход на пляж стоит 10 гривен за 1 человека, и каждый лежак тоже 10 гривен. Поэтому в день уходило по 30-40 гривен, т. к. лежак чаще всего брали 1 - мне, а муж на камешках массажировал спину. Но, наверное, потому что пляжи платные, они чистые, нет окурков, мусора, нет бесконечных торговцев с пахлавой и бычками сушеными. Все, что хочешь, купить можно наверху на набережной.

Вход везде каменный, где-то крупные камни, где-то мелкие, но при любых, без резиновых тапочек я по камням ходить не могу. Поэтому купила там тапочки и спокойно купалась до тех пор, пока не появились медузы. Все-таки я бассейный человек. Там нет камней, волн и живности. К тому же плавать я совершенно не умею.

В Алуште есть и городской бесплатный пляж, но находится он в Профессорском уголке, что не близко от центра набережной, поэтому с целью купания мы никогда туда не ходили. На пляж мы ходили только утром часов с 10 до 13. Больше я валяться там не могу, мне становится скучно. Муж практически все время проводил с маской в воде, выискивая рачков и рыбешек, а я загорала, иногда остужаясь в воде.

На волнорезах всегда сидели рыбаки, особенно много их было вечером. Муж мой большой любитель этого мероприятия, мы даже удочку с собой везли, хоть я и долго пыталась его отговорить, но он был непреклонен. Не каждый вечер, но периодически мы ходили на рыбалку. Иногда ловили, иногда нет, но если и ловили, то всякую мелочевку. Я только говорила себе, что подышать морем перед сном тоже полезно. Вечером на пляжи и волнорезы народ уже попадал бесплатно, хотя дежурили на пляже круглосуточно.

Сам город Алушта достопримечательностями не отличается. Оставшаяся башня от крепости Алустон и храм во имя Всех Крымских Святых и Св. великомученика Феодора Стратилата, возвышающийся на городском холме - вот практически и все. Город небольшой, но до центра города, до автовокзала и рынка идти надо в горку. Недалеко от нашего места жительства находился троллейбусный круг, откуда можно было добраться до Ялты, Симферополя, ну и, конечно же, по самой Алуште, в частности до Профессорского уголка. Но до Ялты мы добирались на маршрутках, это гораздо быстрее, а они уходили с автовокзала. На этом троллейбусном круге находился так же местный кинотеатр «Шторм», оттуда начинались у нас все экскурсии и алуштинский аквариум.

Крымские каникулы
Вход в аквариум стоил 30 гривен на человека. Конечно, он мизерный по сравнению, например, с Барселонским, хотя я там не была, но аквариум имеет самую большую экспозиционную коллекцию в Украине. Мне аквариум понравился, особенно порадовали разные необычные черепахи: грифовая с такими холмами на панцире, кожистая черепаха с мягким панцирем или, например, свинорылая черепашка. А какие симпатичные были маленькие крокодильчики. Ну и, конечно же, рыбы, крабы, креветки. Рядом еще находится террариум, но мы туда сразу не пошли, отложили, но в итоге так и не попали.

Еще в Алуште есть аквапарк «Миндальная роща». Ходили туда 2 раза в начале и в конце отпуска. Мне понравился. Хотя сравнить я могу только с турецким «Water Planet». Алуштинский поменьше, но мне то горки не нужны, я их боюсь, только муж с них катался, а я зависала в бассейне. Вход на двоих стоит 300 гривен с 10 до 17 часов. Времени предостаточно. Очень понравилась узкая речка с искусственным течением и грот с водопадом. В первое наше посещение аквапарка было не очень солнечно, облака, но именно в этот день, мои плечи сгорели до волдырей. Спас меня местный вариант Пантенола.

В Алуште еще хороша набережная, длиной примерно 7 км от центра, т. е. от Морского вокзала до Профессорского уголка. На протяжении ее расположены разные гостиницы, аквапарк, здравницы. Ну и вдоль, конечно, вытянулись шеренги палаток с сувенирами и с товарами для отдыха. По вечерам народ прогуливается, дышит морским чистым воздухом. Но основная масса народа и развлечений находится на набережной в другую сторону от Морского вокзала до Коллонады и Приморского парка. Здесь расположились и разные аттракционы, и кафе, и сувениры, и уличные артисты, если их можно так назвать, и тиры, которые я так люблю. Здесь по вечерам кипит жизнь.

На второй же день отпуска, мы самостоятельно на маршрутке поехали в Ялту. Мне Ялта нравится, но опять же только центральная ее часть, набережная, да прилегающие улицы. От автовокзала до набережной идут две параллельные улицы: Московская и Киевская, и идут они по двум берегам речки Быстрой. И упираются они в очень красивую площадь - площадь Ленина. Памятник В. И. Ленину среди пальм в центре - самое популярное место встреч местных и приезжих. Здесь же находится Макдоналдс и Морской вокзал.

Здесь всегда большое количество народа. Недалеко от площади Ленина и чуть выше от Набережной находится изящный собор Александра Невского в бело-золотых тонах и фуникулер на холм Дарсан. Все бы ничего, но подъем осуществляется в маленьких кабинках на 2 человека и они не останавливаются, т. е. в них надо запрыгивать, как в колесе обозрения (стоимость 30 гривен на человека туда - обратно). Ощущения остренькие! А вокруг горы, домики, высотки, порт, море… Красота! Я вообще трусиха, подъем я еле пережила, а вот на спуске уже успокоившись, снимала на фотоаппарат.

Виды, открывающиеся на море и город, красивые. Наверху посидели в кафе и поехали вниз. Набережная Ялты широкая и очень симпатичная с ажурными беседками и стройными фонарями, бутиками, кафе и клубами. Дошли до Эспаньолы (корабль, на котором снимали фильм «Остров сокровищ», а сейчас там ресторан), прогулялись по местным палаткам с сувенирами, поели мороженого, сфотографировали памятник А. П. Чехову и его Даме с собачкой и вернулись в Алушту.

Для меня отпуск без экскурсий просто прошел зря, желательно, конечно, самостоятельных, но это если приезжаешь в город и гуляешь там по карте, здесь же мы в основном пользовались услугами турфирм, коих очень много на набережной. Мы сразу по приезду купили себе все экскурсии, которые хотели, распределили их по датам.

Первой экскурсией было посещение Крымского заповедника (260 гривен за двоих). Это один из самых интересных и прекрасных уголков Крыма. Заповедник расположен в горах. На горном плато всегда дуют сильные ветры, даже в жаркие дни нелишне здесь захватить с собой теплые вещи. Лично мне даже в ветровке наверху было не жарко. Заповедник расположен среди самых высоких гор Крыма. На его территории находятся вершины Чатырдаг (1527 м), Кемаль-Эгерек (1529 м), Демир-Капу (1542 м) и самая высокая гора Крыма Роман-Кош (1545 м).

Богат животный мир заповедного хозяйства. Здесь встречается 36 видов млекопитающих. Гордостью заповедника является крымский благородный олень. Птичий мир заповедника представлен 300 видами пернатых, что составляет около половины всех видов, обитающих в СНГ. А флора вообще настолько разнообразна. Здесь произрастает почти 1200 видов растений, из которых 58 являются эндемичными, а 70 - редкими. Нам экскурсовод показал крымский эдельвейс, который произрастает только здесь.

Сначала автобус повез нас в сторону Ялты. В посёлке Массандра направо уходит шоссейная дорога в Крымский заповедник, на его границе расположен кордон "Грушевая поляна", где устроен небольшой музей. Там к нам присоединился экскурсовод заповедника. Начался подъем наверх. Первая остановка была на серпантине около ущелья среди гор, покрытых соснами. А вторая остановка - кордон «Красный камень». Это чудесная поляна. С видовой площадки обозревается неповторимая панорама Ялты и окрестностей.

Приятно немного отдохнуть в таком месте, подышать прохладным, пахнущим смолой воздухом. Вокруг поднимаются ввысь стройные реликтовые сосны. Это место, наверное, самое впечатляющее во всей поездке. Однако, автобус наш поднимался еще выше, и перед нами возникло огромное плато в завершении которой находится Беседка Ветров. На этом плато как раз мы и увидели эдельвейс, нежно-белый цветок на серебристо-зеленом стебле. От беседки открывается вид на Гурзуф, на Аю-Даг, скалы Аладара и на Артек.

Да, ветер там действительно сильный. Потом начался спуск, остановились на Чучельском перевале, откуда открывается вид на гору Роман-Кош, самую высокую точку Крыма. Следующим пунктом был Косьмо-Дамиановский монастырь, названный в честь знаменитых целителей. Величественный монастырь был уничтожен фашистами, чтобы партизаны не находили здесь приюта в суровые зимние дни.

Но, к сожалению, до наших дней здесь сохранилась только каменная часовня, построенная над источником Савлух-Су. Вода источника, всегда не выше восьми градусов, чистая и приятная на вкус, считается целебной с давних времен. Ну и напоследок, мы посетили форелевые пруды, находящиеся невдалеке от шумной горной речки Альмы. Я почему-то изначально не хотела ехать сюда на экскурсию, мне очень понравилась. Красота необыкновенная. А воздух - просто сказка.

Вторая экскурсия состоялась в Институт вина и винограда Магарач (170 гривен на двоих). Находится он в поселке Никита, а образовался более 170 лет тому назад. Небольшая (22,5 тыс. бутылок) коллекция вин «Магарача» бережно хранит 3 бутылки вина «Мускат розовый Магарач», заложенного туда в 1836 году и внесенного в книгу рекордов Гиннеса, как самое старое русское вино. Институт располагает уникальной одной из крупнейших в мире коллекций винограда, содержащей более 3200 сортообразцов и форм.

Крымские каникулы
Экскурсию вел профессор института, он очень интересно рассказал об истории Магарача, вин, сортов, о производстве хереса, портвейна. Конечно, институт находится не в очень то презентабельном виде, я имею в виду ремонта, но главное ведь содержание. Нам показали бочку, где выдерживают херес, узнали, как должен пахнуть настоящий херес, а пахнет он орехом, хлебом и чем-то прохладным и слегка кисловатым. Потом мы дегустация примерно 8-10 сортов вина. Все вина действительно, вкусные. В итоге уехали мы оттуда с 3 бутылками: Сердолик, Мускат и Херес. До сегодняшнего дня дожил только Херес.

Третья экскурсия включала в себя посещение Никитского ботанического сада (НБС), Ласточкино гнездо и вечернюю Ялту (190 гривен за двоих). В ботаническом саду я уже была на экскурсии несколько лет назад, но там красиво, и хотелось побывать еще раз. Никитский ботанический сад образован был в знаменательный для России 1812 год. Чего там только нет. Это действительно Живой музей Природы. Цитрусовые деревья, огромная коллекция хвойных растений: секвойи, кедры, сосны, 47 видов кипариса, можжевельники, а также древнейшее на Земле растение - тис ягодный.

Здесь можно видеть удивительное гинкго, появившееся на Земле около 150 млн. лет назад. "Живой окаменелостью" назвал это дерево великий Чарльз Дарвин. Есть и ладанное дерево, огромное количество цветов, одних только изящных лиан с яркими цветами, называемых клематисами, здесь 200 форм. Машут веерами пальмы. Прекрасна аллея дубов каменных, с древесиной настолько плотной, что она тонет в воде. Шелестят листьями заросли бамбука, вырастающего в сутки на 40 см.

Коллекция плодовых деревьев составляет несколько тысяч сортов, коллекции абрикоса, алычи, айвы, граната, инжира, маслины, хурмы, миндаля и грецкого ореха, созданные учеными, являются самыми полными в Восточной Европе. Никитский сад - шедевр ландшафтного искусства. Каменные горки парка искусно засажены кактусами, юкками, агавами. В бассейнах среди тростников и камышей цветут водяные лилии и лотос каспийский. Отдельно надо сказать о розарии. Роз, наполняющих Никиту тончайшими ароматами, здесь около двух тысяч сортов. В коллекции сада представлены сорта из разных стран, но здесь были созданы и свои сорта: Девичий румянец, Ялтинский сувенир, Клементина...

Гулять по саду невероятно приятно, виды, открывающиеся на море и горы - великолепны. Особенно хороши горы на фоне розария.

Далее мы направились в поселок Гаспра к мысу Ай-Тодор, где на отвесно падающей к морю Аврориной скале располагается знаменитое Ласточкино гнездо. В прошлый мой приезд, нас ограничили только смотровой площадкой, в это раз у нас было достаточно времени, что подойти к нему поближе. Замок был построен в 1912 г. по проекту архитектора А. Шервуда. Строение напоминает средневековый рыцарский и является своеобразной эмблемой Южного берега Крыма.

Это сооружение на отвесной скале впечатляет. С каждой точки дороги к нему оно смотрится по-разному, хочется постоянно его фотографировать. Смотреть вниз оттуда очень захватывающе. А виды на Аю-Даг, скалу Парус восхищают.

А потом была вечерняя самостоятельная прогулка по Ялте. В сумерках набережная сверкает огнями, зазывают кафе, на берегу моря рыбаки устроились с удочками. Вот она Ялта - город курорт во всей красе.

В этот приезд в Крым нам с мужем очень хотелось посетить Севастополь, ни он, ни я там не были. Туда и состоялась наша четвертая поездка. Впечатления о городе остались самые хорошие. Спокойный, чистый, красивый - ну опять же речь идет о туристическом центре. Древний город с очень динамичной историей не мог не впечатлить. Дорога туда пролегает вдоль берега моря от Ялты на запад. Какие же виды открываются постоянно взгляду. Проезжали мимо Форосской церкви. Нежная, легкая высится она над морем.

Экскурсию по Севастополю начли с посещения Херсонеса Таврического. Это развалины древнего греческого города Херсонес. Лично мне понравилось. Впечатлил Владимирский собор, раскопки домов, где жили древние люди, их вариант канализации, древний театр и, конечно же, колокол на берегу моря. Потом была пешая экскурсия с гидом от Артиллерийской бухты по набережной Корнилова мимо Аквариума на Приморском бульваре, мимо памятника Затопленным кораблям до площади Нахимова и Графской пристани Морского вокзала.

В свободное время прокатились на кораблике по Южной бухте, где стоят корабли ВМФ РФ. А затем спокойно пошли в обратную сторону по тем же местам к автобусу. У памятника Затопленным кораблям посидели на лавочке, поели мороженого. Приморский бульвар весь в цветах и фонтанах. Около театра играют музыканты, что поднимает настроение и дает ощущение отпуска в полном смысле этого слова.

Последняя покупная экскурсия, хотя это экскурсией назвать сложно - было катание на лошадках к Долине Привидений у подножия горы Демерджи. Эта долина получила свое название за большое количество причудливых каменных фигур, среди которых есть и "голова Екатерины" и "Каменные грибы". Это одна из самых живописных вершин Крыма. Группа была маленькая, всего 6 человек. На легковом автомобиле нас доставили до места, откуда мы уже ехали на лошадках. Я даже не знаю, как я осмелилась. Но, честно говоря, мне давно хотелось этого.

Мужу достался конь по кличке «Толстый», а мне лошадка по кличке «Рыжая». Конечно, все животные спокойные, но все же мне было жутковато по началу. К тому же, моя «Рыжая» вечно пыталась нагнуть голову и чего-то пожевать, останавливалась и ела траву, листья с кустарников. Маршрут наш пролегал мимо Долины Привидений, мимо мест, где снимался фильм «Кавказская пленница», мимо Никулинского ореха и камня, на котором танцевала Н. Варлей до развалин средневековой крепости Фуна. Там мы слезли с лошадей, погуляли по крепости. Какие же там красивые горы, вид и на Демерджи, и на Алушту.

Покормили немного лошадок припасенным хлебом и сахаром и двинулись в обратный путь. Уже по прибытии на стоянке скормили все, что осталось в сумке. Вместе с нашей группой путешествовал и жеребенок по кличке Сережка, т. к. не мог оставить свою мамку. Какой же он классный, а губы мягкие и теплые. Ах, да, он еще и хулиган. На стоянке у крепости спихнул мою сумку с крючка, где она висела, рассыпал все по земле в поисках лакомств. Эта прогулка запомнится надолго не только видами Крыма, но и общением с животными, особенно такими умными, как лошади.

Уже почти перед отъездом домой мы самостоятельно решили посетить Воронцовский и Ливадийский дворцы. Утром на маршрутке доехали до Ялты, и пересели на маршрутку до Алупки, где и находится дворец графа Воронцова. Сам дворец построен в Восточном стиле, а вокруг раскинулся очень живописный парк, очень зеленый с водопадиками, прудами и лебедями. Южная терраса дворца, оформленная мраморными львами, открывает очаровательные виды на море и на зубцы Ай-Петри.

Крымские каникулы
Недалеко от дворца есть морской вокзал, откуда мы на теплоходе отправились в Ялту. С воды Воронцовский дворец выглядит еще более сказочно. Да и на Ласточкино гнездо с воды смотреть очень интересно. Вообще морские прогулки, хоть и такие краткосрочные всегда запоминаются надолго.

От Ялты на маршрутке добрались до Ливадии с ее знаменитым Ливадийским дворцом - летней резиденции Романовых. А знаменит он в основном тем, что в феврале 1945 года здесь состоялась Ялтинская конференция, в работе которой приняли главы государств — И. Сталин, У. Черчилль и Ф. Рузвельт. Честно говоря, по сравнению с Воронцовским этот дворец проигрывает, да и парк оставляет желать лучшего. Хотя сравнивать их, конечно, нельзя, они настолько разные по архитектуре. А сам поселок Ливадия вообще показался мне каким-то несуразным. Вот дворец, тут же корпуса санатория - все это в кучу.

Уже второй раз в Крыму, но я так снова и не добралась до Массандровского дворца. А вот его виды на фотографиях меня очень привлекают. Трехэтажное здание с множеством декоративных внешних деталей венчает пирамидальная крыша. Стреловидное завершение "крепостных" башен, высокие каминные трубы придают строению устремленность ввысь, и поэтому дворец кажется легким, изящным, сказочным. Очень хочется попасть туда.

В один из дней ездили к знакомым на дачу в поселке Малый Маяк, что в 10 минутах езды от Алушты. Ох, какой же там сад! Груши, инжир, персики, абрикосы, виноград и даже киви. А какое разнообразие черешни: и темно-бордовая, и белая, и желтовато-розовая. И вся такая вкусная.

Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. И отпуск тоже. Отдохнули хорошо, посетили много интересных мест, покатались на лошадях, вдоволь наелись фруктов, насладились замечательными крымскими винами, погрели косточки на солнце и получили заряд бодрости на остаток лета, который предстоит провести в Москве. Ну что еще нужно для счастья.

Крымские каникулы

Ничего плохого не могу сказать об отдыхе на Черном море. В июне нет толпы народа, чистейшее море и ухоженные пляжи. Вот в августе, думаю, здесь все с точность да наоборот. Ехала в Крым не горя особым желанием, но получилось все очень даже неплохо.