Турист Николай Рыскин (ronadort)
Николай Рыскин
был 17 апреля 15:27

Краткий курс истории Сейшел, или Сказ про то, как Леонид Ильич с Фиделем социализм на островах делали.

Виктория — Сейшелы Ноябрь 2012

— «Вы, наверное, в Египте так загорели?» — Взгляд юной девушки, рассматривающей мое до неприличия коричневое лицо сквозь толстое, пуленепробиваемое стекло кассы «Промсвязьбанка», куда я зашел заплатить просроченные из-за отпуска коммунальные платежи, невинен, мил и наивен.

— «Хм, да нет, с Сейшел… вот только позавчера прилетел», — отвечал я рассеянно, размышляя тем временем о парадоксе уживания в моей стране двух несовместимых и, казалось бы, взаимно исключающих друг друга явлениях — чудовищного скачка цен в системе ЖКХ и на продукты питания в магазинах и «исторически низкой» в этом году официальной «комстатовской» инфляции.

— «А, где это?», — не отставала красавица, обдавая меня флюидами искрящейся молодости, тинейджерской беззаботности и девичьего любопытства.

— «В Индийском океане».

— «А-ааа…»,- многозначительно проворковала барышня, возвращая мне сдачу и квитанции.

И в самом деле, что это такое за место «Сейшелы»? Где они находятся и, чем они интересны туристической публике? Подобные вопросы мне задавали не только младая кассирша в банке, но и убеленные житейским опытом коллеги по работе, и всегда любопытные до мелочей сотоварищи по собачьей тусовке. Признаюсь честно, я и сам ими (Сейшельскими островами) не шибко-то интересовался, пока любимой супруге «не приспичило» туда нас отправить. Слышал, конечно, что «где-то такие острова есть». А дальше, всё — провал и пустота в закоулках памяти, пробел в географических познаниях. Приоткроем завесу.

«Затерянные в океане» — вот, пожалуй, самое приемлемое и романтическое определение этих островов. Расположенные в Индийском океане возле экватора, севернее Мадагаскара и восточнее Танзании и Кении, Сейшельские острова настолько малы, что их практически невозможно различить на карте. Меж тем, эти острова являются поистине идеальными для релаксирующего отдыха души и тела. Вот, где они находятся (выделены красным овалом).

Добраться до Сейшельских островов очень просто. Пять с небольшим часов полёта до Дубая. Там короткая остановка, передых, обед, душ, посещение самого большого и, как уверяют многие путеводители, лучшего в мире магазина беспошлинной торговли Дьюти-фри. Затем опять четыре с «хвостиком» часа в воздухе. И вот мы на месте.

Согласитесь, что в Рай, который, оказывается, на Земле существует, попасть совсем не сложно.

Островов в Сейшельской республике насчитывается около 130 штук! Но, кто их считает-то?! Некоторые совсем маленькие, другие, чуть больше. И только тридцать три из островов — обитаемые, доподлинно известно.

Если заглянуть в википедию, то можно прочесть, что острова были открыты в 1502 году португальским мореплавателем Васко да Гама. Еще раньше, якобы, здесь высаживались для пополнения запасов питьевой воды пираты, которые обустраивали здесь свои базы. Впрочем, другие источники в той же всемирной паутине ехидно замечают, что не было тут и в помине никаких пиратов в те давние времена, так как поблизости от островов не проходил ни один из торговых путей, поэтому и пиратам тут делать было нечего. И то верно. Откуда здесь пиратам взяться?! А третьи источники, что-то нашёптывают про «арабские вторжения в территориальные воды» мол еще в Х веке… Да, ну их к лешему эти источники! И так все мозги — в раскоряку!

После открытия португальцами Сейшельских островов, те почти 250-и лет были на фиг никому не нужны. Кроме пиратов. Те, все-таки, облюбовали их для себя. Здесь они прятались от виселицы, золотишко награбленное зарывали в землю, здесь же и помирали. Во всяком случае, во время экскурсий по островам туристам обязательно покажут их отлично сохранившиеся могилки.

В 1756 году высадились на эти клочки суши в бескрайнем океане французы.

Острова были в ту пору совсем необитаемыми.

Что примечательно, но не водилось здесь никакой гадости лютой и токсичной. Ни тебе скорпионов, ни тебе змей вредоносных, ни тебе паучков-жучков ядовитых. А если и были паучки, то совсем маленькие и невредные. «защекотят до икоты и на дно уволокут», не более того, и совсем не страшные.

Даже собак кусачих и кошек тут не было.

И людей, что примечательно, тоже французы тут не обнаружили. Из страшных и ужасных?…

Только крокодилы одни проживали, последнего из которых варварски и беспощадно извели в 1831 году. Вместо нечисти всякой, птички на островах по пляжам скакали и чирикали,

да черепахи гигантские из океана приплывали и по суше так и шастали, так и шастали. Туды-сюды, туды-сюды.

Карликовые муравьеды радовали своим видом, особенно их детеныши.

А прибавьте к этой тотальной идиллии еще и бананы с кокосами, которые сами по себе росли!

А нетронутая девственная природа! А…, ну, хватит уже. И так все понятно. Рай на Земле! Баунти! Вот, что такое Сейшельские острова!

Стали французы новые территории обживать, поселения свои строить, рабов сюда завозить из Восточной Африки. В условиях тропического рая — активнейшим образом, как те самые летающие лисицы,

плодились и размножались.

Так вот и появилась на островах этническая общность в просторечье — креольская народность, отдельные представительницы которой, ох, как хороши!

Сегодня на Сейшельских островах обитает около 88 тысяч граждан. В основном живут на гранитных островах Маэ, Праслен, Ла Диг, Силуэт. Кстати, они и наиболее крупные. Ну, а самый большой из островов — Маэ. Он вытянулся в длину на 24 километра и имеет ширину около 5 км. На Маэ находится самая маленькая столица государства в мире — Виктория.

В ней проживают чуть более 24-х тысяч человек.

Как понимаем, город так назван в честь английской королевы.

И вообще, здесь много чего британского. Ну, вот хотя бы лондонский Биг Бен.

Французы, не мудрствуя лукаво, организовали на островах производство и сбор пряностей, корицы и ванили, в частности, чай культивировали. Губернатора своего в кресло усадили, кожаный портфель ему для пущей важности дали, а заодно и имя островам придумали, назвав их «Сейшельскими», в честь министра финансов Франции Моро де Сешелля.

В 1794 г. приплыли на Сейшелы англичане, прослышав о райском уголке в Индийском океане.

Так им тут понравилось, что объявили они Сейшельские острова принадлежащей британской Короне территорией. Что примечательно, но французы на это совсем не возражали. А губернатора править островами англичане оставили французского. Зачем будоражить понапрасну устоявшееся течение жизни на островах. Губернатор-француз бывалоча, как лишку махнёт с утра тодди(местного пальмового вина),

так над резиденцией своей вместо английского, французский флаг поднимал по старой памяти. Но, эти невинные и милые шалости губернатору с рук сходили. Англичане на него даже не обижались. Чего с француза взять? Лягушатник, он и на Сейшелах — лягушатник…

Так вот и жили… тихо, мирно, радостно, богобоязненно.

Вплоть до июня 1976 г. А в середине семидесятых надоело Великобритании острова содержать, многие миллионы своих кровных фунтов стерлингов на них тратить. 2 января 1976 г. потребовали они от Сейшел самопровозглашения и независимости. Это только советские газеты, да учебники истории писали в то время про «национально-освободительные движения и рост национального самосознания» в колониальных странах. На самом деле, всё это — враки гнусные и смешные выдумки правых уклонистов марксистов-ленинистов. Уж поверьте моему «честному слову». В качестве «отступных» пообещали англичане Сейшелам в первые два года независимости выплатить 10 миллионов фунтов стерлингов и еще четыре года давать по 1,7 миллиона, в случае, если Сейшелы объявят о своей независимости в течение полугода после сделанного им предложения. Делать нечего. Шальных денег хотелось немыслимо, то есть так хотелось, что — просто невмоготу! Пришлось островитянам принять предложение, от которого невозможно было отказаться. Так что, 29 июня 1976 г. ровно в полночь взмыл гордо над домом губернатора вместо британского флага, новый флаг, сейшельский.

«Всенародно избранный» президент Сейшел сэр Джеймс Ричард Мари Мэнчем был парнем недалеким и ветреным. Любил он время от времени залезть в государственную казну в целях удовлетворения личных потребностей, как своих, так и любимой супруги, а в делах государственных, ориентируясь на Великобританию, активно внедрял на островах капитализм на английский лад. Рьяно служа Её Величеству, Елизавете второй, сэр Мэнчем успевал при этом ещё и «строить красивые глазки» влиятельным людям и политикам в ЮАР, Франции и США, целовался с ними даже и обнимался. Этим и не полюбился сэр Джемс Ричард Мари Брежневу Леониду Ильичу, который и сам был не прочь лишний раз расцеловаться со смуглявым президентов чудных островов. Да только тот всё никак в СССР лететь не желал, предпочитая холодной Москве благополучный Лондон.

Воспользовавшись тем обстоятельством, что сэр Мэнчем по обыкновению, находился в британской столице, его премьер-министр Франс-Альбер Рене взял да и сделал на Сейшелах «революцию». Объявил Рене себя Президентом «всея» Сейшельская республика, а по совместительству назначил себя любимого еще главнокомандующим армии, которой и в помине не было, оставив за собой заодно также и пост премьер-министра. Большой скромности и высокого полёта человеком был этот самый Рене.

Любой революции обязательно нужны герои. Тут уж, как водится. Если много не получается заиметь таких «героев», то хотя бы один герой у революции, но, должен быть. Таковым и стал на Сейшельских островах Франсис Рашель. Рашель входил в отряд боевиков, которому было поручено во время июньского переворота захватить имеющийся на островах в единственном количестве склад полицейского оружия. Когда заговорщики «ворвались» в арсенал, то первым делом убили и единственного охранника этого единственного оружейного хранилища. Рашель, увидев кровь убиенного полицейского, закатил глаза к потолку и устроил громкую истерику. Чтобы не поднимать лишнего шума, соратники тут же на месте его и прикончили. Эти двое убитых — единственные жертвы сейшельской революции. Позднее Франсис Рашель был признан национальным героем Сейшельской республики, а его именем названа главная улица столицы.

Но, мы отвлеклись. Став президентом Рене крепко призадумался, почесал свою умную «репу» и немедленно объявил себя марксистом-социалистом. Выпив для храбрости ведро калу (нет, не экскрементов, а всего лишь национального крепкого спиртного напитка из забродившего пальмового сока (kalou)), вновь назначенный сам собою Президент обратился к выдающемуся политическому деятелю того времни, пламенному ленинцу и несгибаемому борцу за всё и вся прогрессивное во всём мире — Брежневу, у коего и попросил защиты от Мэнчема. Леонид Ильич был не только «выдающимся», но и крайне прозорливым руководителем. Зачем советских парней в тропическое пекло отправлять и на Сейшелах «светиться», когда под рукой всегда есть друг Фидель. Вот пусть он и пошлет своих ребят (попробуй их от сейшельцев отличить) на мятежные острова отстаивать завоевания социализма. Кубинцы не заставили себя долго ждать. В качестве инструкторов взялись они за создание национальной милиции-армии, по странному стечению обстоятельств, состоящей сплошь из одних только танзанийских наемников. Вскоре армия в количестве 300 человек была создана. Для пущей убедительности и куража Брежнев прислал к берегам острова Маэ ещё большой десантный корабль (БДК) «50 лет шефства ВЛКСМ». Знай наших! Так совместными усилиями и захватили власть в стране, после чего Рене под чутким руководством из Москвы приступил к строительству социализма на «затерянных в океане островах».

Между тем, свергнутый с престола Мэнчем не оставил попыток вернуть себе президентское кресло. Он предпринял несколько попыток захватить власть в стране обратно с помощью нанятых африканских боевиков. Однако, каждый раз в дело вмешивалась какая-то случайность, в результате которой все усилия наемников заканчивались провалом. Взять хотя бы фиаско Мэнчема, получившее название «Гроздь бананов».

25 ноября 1981 г. группа наемников в количестве 45 боевиков из ЮАР под видом спортсменов-регбистов на обычном рейсовом самолете приземлилась в аэропорту Виктории. Головорезы в свои спортивные сумки спрятали автоматы АК-47 и 3 гранаты, а сверху их укрыли тренировочными костюмами и личными вещами. Один из боевиков сверху в сумку бросил еще и связку бананов. Это была роковая ошибка…

Таможенными правилами бананы запрещены для ввоза на Сейшельские острова. При проверке багажа таможеник узрел контрабанду. Стали перетряхивать сумки. Там и обнаружили оружие. Прямо в аэропорту завязалась страшная перестрелка, в результате которой один!!! из боевиков был убит своими же сотоварищами. Других жертв «бананового провала» захвата власти больше не было. Вот такие они, перевороты по-африкански.

Прознав про это вероломство пробританского демократа Мэнема, Леонид Ильич тотчас отправил на подмогу своему новому другу марксисту Рене роту морских пехотинцев ВМФ СССР, которые в течение целых семи месяцев рьяно охраняли на Сейшельских островах первые ростки недоразвитого социализма.

Рене находился у власти безвылазно 27 лет, передав бразды правления республикой в 2004 году своему приятелю полковнику Джеймсу Эликсу Майклу. За время своего пребывания на посту президента Сейшел, Рене превратил республику во вполне удобную и комфортную для проживания своих граждан страну.

Медицина и образование на островах, в основном, бесплатные и находятся, в отличие от России, на вполне приличном уровне. Кстати, дети президента вместе с обычными детьми проходили обучение в самой обычной государственной школе.

В поликлиниках, гражданам, обратившимся за медицинской помощью, не только бесплатно оказывается эта самая помощь, но еще и бесплатно выдаются лекарства.

По окончании школы Министерство Образования Сейшел на выпускные экзамены приглашает преподавателей из Великобритании. За каждого выпускника государство платит британским специалистам по 700 долларов США и, в случае успешной сдачи экзаменов, вчерашние школьники зачисляются на обучение в английские высшие учебные заведения. Вглядываясь в счастливые и радостные лица школьников и молодых мамаш с детишками, понимаешь, что государство находится на правильном пути и у него есть надёжное будущее.

Вот, пожалуй, и все из краткой истории Сейшельских островов и тех нешуточных страстях, что кипели здесь в недалеком прошлом, о чём пикантно поведали мне местные бабушки на скамейке возле городского рынка.

Хотите — верьте, хотите — сами проверьте. Рассказал всё как есть, без утайки. Ведь, ronadort славен не тем, что летал или не летал на Сейшелы, а тем, что подобно Мюнхгаузену, никогда не врёт! Так то…

А если все же не поверили, тогда поезжайте сами на Сейшелы, найдите тамошних старушек (они всегда возле рынка тусуются), их и спросите. Бабульки вам ещё не такого порасскажут…

PS. В следующей главе мы отправимся с экскурсией по острову Маэ, где понаблюдаем за жизнью гигантских морских черепах, искупаемся в единственном на острове водопаде, забредем в один из лучших отелей на Сейшельских островах «BANYAN TREE» и даже отдохнем там на одной из его вилл. Мы посетим Ботанический Сад и увидим ещё много чего интересного. Но,… эту историю еще надо будет придумать и написать…