Турист Сергей (Alware)
Сергей — был 26 февраля 17:41
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Черногория Июль 2010

Три года назад с третьей попытки я добрался таки до входа в ледяную пещеру Дурмитора. Увы, в начале июня снежник был настолько массивен, что спуститься вниз к сталактитам без страховки было просто нереально. И вот, в самый разгар жаркого июля, в компании трех девушек была предпринята очередная, наконец удачная, попытка попадания внутрь.

Сокровища Балкан. Ледяная пещера

Жаль, что Дурмитор был покрыт плотными облаками, и сам заход превратился в прогулки по туманам.

В национальный парк Дурмитор регулярно возят экскурсии с побережья, но поле охвата этих экскурсий ограничено каньоном Тара, Черным озером и может быть еще какими-то достопримечательностями по дороге — не уточнял. А между тем, в паре часов ходьбы от Черного озера, под каменной балдой спрятано настоящее сокровище Дурмитора — Ледяная пещера.

Мой личный путь до Ледяной пещеры занял три года. Три года, три сезона. Две попытки найти и две — попасть внутрь.

Дурмитор представляет собой известняковый массив с частичными гранитными выступами, преимущественно у ключевых вершин. Массив небольшой, но из-за обилия известняка и крайне влажного климата в районе национального парка изобилует огромными щелями, отчего прохождение трасс по снежникам весной и летом требует особой осторожности.

Сокровища Балкан. Ледяная пещера

Попасть в Дурмитор, с одной стороны, несложно — Черногория маленькая, центр дурмиторского заповедника Жабляк — город крупный. С другой — автобусное сообщение с Жабляком налажено ужасно, и если пару лет назад из Будвы ходили 2 автобуса в день, то к лету 2010го рейсов просто не стало.

Остается идеальный для страны прокат машины.

Жаркое лето 2010го нагнетало сомнения — вдруг ледяные скульптуры растаяли? За неделю в Румынии-Македонии-Албании мы загорели круче, чем за месяц до того на экваторе. Европа умирала от жары…

…а Дурмитор стоял в дождях.

Сокровища Балкан. Ледяная пещера

За те 2 года, пока нас не было на Балканах, от Цетине до Жабляка проложили новую трассу. Там, где раньше убивали технику немецкие джипперы, сейчас лежит угольно-черный асфальт идеального качества.

От Будвы до Жабляка — 4 часа. Сказка.

Приехали ночью, поставили палатки прямо на обочине в поселке. Выспались, пошли гулять.

Тут обнаружилась еще одна новость — за время моего отсутствия к пещере протоптали новую трассу. В целом она более крутая, чем старая, но даже у девочек в легких кедах, впервые видевших горы, подъем занял чуть больше полутора часов.

Сокровища Балкан. Ледяная пещера

Внизу дождь, наверху облака. Красивостей массива не увидеть.

Навигация новая и старая.

Сокровища Балкан. Ледяная пещера

По маркерам через облака.

Ленивые туристы протоптали новую короткую дорогу до пещеры — пара часов по траверсам.

Сокровища Балкан. Ледяная пещера

Сыпуха, луга и коровьи колокольчики.

Опасения относительно состояния льда оказались, мягко говоря, напрасными.

То есть, мы подошли к леднику и поняли, что спуститься туда будет сильно непросто… Подошли и оторопели. Сверху спуск по-прежнему кажется недоступным.

Сокровища Балкан. Ледяная пещера

— Ого-го!!!! Оценка собственных способностей пролезть 20 метров ледяной вертикали в кедах.

Сначала нужно пролезть в щель между языком ледника и скалой.

Сокровища Балкан. Ледяная пещера

Щель пройдена. Наверху группа польских спелеологов.

Сверху трассу вниз с интересом просматривала группа неслабо экипированных поляков. С очень профессиональным спелеоснаряжением. Хорошо, без кошек.

Но тут пришли русские девочки в джинсах и все испортили.

Сокровища Балкан. Ледяная пещера

Первая. Обморозила пальцы рук, но довольна.

Угол спуска сильно резок. Приходится пользоваться обледеневшими ступенями предшественников.

Пещера сказочна. Истинные чертоги Снежной Королевы. Тем более после балканской жары.

Сокровища Балкан. Ледяная пещера

Вблизи сталактиты смотрятся обалденно. И еще не сильно потаяли от летней жары.

Очень хрупкий лед. Видно, что за лето почти все разрушается.

Сокровища Балкан. Ледяная пещера

Снизу спуск выглядит обманчиво простым.

Чемпионат Черногории по поеданию сосулек.

Сокровища Балкан. Ледяная пещера

На спуск повел знакомой «сложной» тропой. Главное развлечение Дурмитора — катание по снежникам.
Порвали карманы, побились задницами об скалы.

Сокровища Балкан. Ледяная пещера

Совершив немыслимый подвиг человеческого упорства, расслабляемся на спуске. Итог — двое порванных штанов. Но разве это так важно?