Турист Al X (alexasia)
был 7 ноября 2023 18:48

Венеция, Неаполь, Искья — Италия Июль 2011

Италия за 10 дней, июль 2011

Это лето было насыщено поездками в Европу, как предыдущие годы поездками в Азию. Не могу сказать, что мне наскучили многочасовые перелеты на дорогих и комфортабельных лайнерах, высокая влажность, порой даже духота тропических стран, их шокирующая экзотика и постоянный бег вперед. Совсем нет, просто захотелось цивилизации: чистоты, порядка, прогресса, спокойствия. В Европе многое из этого нашел, но в чем-то и разочаровался, придя к выводу, что все-таки эти части света очень разные и в каждой надо ценить её достоинства!

Италия за 10 дней: Неаполь, Искья, Рим, Венеция. Часть 1.

Краткое содержание: Неаполь, о. Искья, Рим, Венеция, немного об отелях и кухне Италии.

Часть 1.

НЕАПОЛЬ

Первое впечатление — это «итальянский Рио»! огромный город на склонах гор, окружающих неаполитанский залив у подножия Везувия. Узкие грязные улочки средневековой застройки, кучи мусора и местных аборигенов, тысячи мотобайков и маленьких потрепанных безликих малолитражек-хэтчбеков, галдеж и бибиканье. Это был Неаполь по пути от жд вокзала до отеля, расположенного на склоне холма, увенчанного замком Сан-Эльмо, возвышающимся над всем этим «городом-муравейником», как справедливо назван Неаполь в путеводителе. Лихой таксист на бывалом пежо буквально взлетел за 15 минут и 15 евро через все пробки и заторы на узких мощенных улочках, за что мы ему были премного благодарны, не смотря на отсутствие в его экипаже кондиционера и счетчика.

Италия за 10 дней: Неаполь, Искья, Рим, Венеция. Часть 1.

Отель SAN FRANCESCO AL MONTE еще с первого знакомства еще на сайте бронирования внушил симпатию не сколько интерьерами в стиле барроко, сколько своим положением с видом на залив, старый город и порт с крепостью, чей образ в ночи, пылающей огоньками на фоне темной громады вулкана, производил романтическое впечатление, за которым большинство и едет в Италию. Сам отель не более чем потрепанная «четверка», переделанная из старинного монастыря, внешне похожая на тюрьму Алькатрас, но просторный номер с двумя (!) окнами и большой кроватью, кондиционером и в меру тесной ванной комнатой не смог разочаровать даже таких избалованных азиатской роскошью туристов как мы.

Да, мебель не только старая, почти старинная, но и какая-то занюханная, барокко, но какое-то в упадке, серый цвет в коридорах намекает на натуральный камень, а хлипкие торшеры — на факелы на стенах. При этом есть лифт, ресторан в винном погребке, открытый бассейн, и, главное, ресторан в лучших традициях европейской кухни. Под словом «европейской» я имею в виду не сколько еду, сколько организацию: вежливый администратор в черном костюме, расторопные внимательные официанты в белых рубашках и передниках, скатерти на столах и обязательная минеральная вода. Столик надо бронировать, так как мест с краю, откуда приятнее всего любоваться раскинувшимся внизу городом, не много.

Италия за 10 дней: Неаполь, Искья, Рим, Венеция. Часть 1.

Это скорее винный ресторан, так как пиво и крепкие напитки здесь, похоже, не предлагают, зато есть карта красных вин и карта белых вин, причем каждая в отдельности толще, чем собственно меню. В проспекте он назван одним из самых престижных ресторанов города с потрясающей средиземноморской кухней и лучшими неаполитанскими блюдами. Мы заказывали агнца с тушеной капустой и баранину на ребрышках с картошкой — блюда небольшие, зато тарелки огромные. Готовят долго, поэтому успеваешь выбрать и пригубить вино, насладиться видом под ненавязчивую музыку. Вино обязательно попросите охладить, так как правило «вино чуть ниже комнатной температуры» при 30 градусах тепла не работает — вино становится совсем невкусным, а охлажденное пьется легко, передавая свой оригинальны аромат и послевкусие, при этом утоляя жажду и охлаждая. В итоге 120 евро с чаевыми и десертом(французские порции — маленькие, но вкусные), утоленный аппетит с легким чувством голода и опьянения. «Всё включено», неограниченная еда, много мучного — это удел приезжающих в турции и египты, в Европе у вас отличная возможность оценить не количество еды, а её качество. Поэтому в приличных ресторанах приветствуется вечерний туалет. К тому же, наедаться на ночь вредно, в пройтись из отоля куда-нибудь за ворота — стрёмно: фавеллы на пример бразильских откровенно пугают. Спалось в 511 номере SAN FRANCESCO AL MONTE отлично (цена не высокая — около 150 евро), несмотря на жесткий матрас и сухость воздуха, зато в шесть по местному уже была возможность наблюдать восход солнца. Только солнце появляется над горизонтом, ночная прохлада испаряется и начинает припекать. На обед можно вернуться в отель искупаться в бассейне — он на последнем этаже. На фото выглядит солидно, а на самом деле, если в нем более двух пар, то это уже смахивает на свингерскую вечеринку.

Лежаков достаточно, полотенца выдают бесплатно, есть бар. Заканчивая отзыв об отеле SAN FRANCESCO AL MONTE скажу, что идеалов не существует. По крайней мере, за разумные деньги. Второй наш поход на ужин в ресторан несколько разочаровал: мы были в полевой форме, только что из Помпеи, с рюкзаком и в шортах — прием был более чем холодный, не смотря на чаевые накануне. Также стоит делать бронирование столика заранее — даже если он у них всю ночь простоит пустым, они не захотят пустить в ресторан случайного клиента. Говорят, такие заморочки особенно сильны в солидных ресторанах Франции. Конечно, надо соблюдать правила, если хочешь быть клиентом солидного ресторана. Добавлю еще, что в ресторан в подвале не ходили — отпугнул спертый воздух, позже выяснили, что он открывается по предварительному заказу, максимум 14 человек на ужин, до 20 на коктейль, причем коллекция вин насчитывает более 350 названий большинства местных производителей и лучших интернациональных. Также имейте в виду, что отель SAN FRANCESCO AL MONTE стоит на очень грязной улице, такое впечатление, что здесь вообще не убирают — ждут, когда смоет дождем, дворника видели — делал вид, что сметает мусор, а на самом деле просто слушал ipod.

В Неаполе потом убедились, что уборщики просто засовывают мусор во всякие дыры, а на фуникулере просто спихивают на рельсы. Неаполь невозможно грязный город!!! Как-то я рассказывал о Дадунхае — это пляжный курорт на Хайнане, Китай, куда мы прилетели поздно вечером (см. отчет «Дикарями по Поднебесной»). В надежде поужинать, мы вышли из отеля и увидели на тротуарах горы мусора из ресторанов и от уличных торговцев. Поужинать мы так и не рискнули, однако на утро были шокированы — на улице была поразительная чистота! Да, в Азии бывает грязно — все мусорят, но там и убирают регулярно: в Сингапуре или ОАЭ, вообще, неприлично выкидывать мусор на обочину. Кстати, вы думаете, от чего в Европе бывают такие сильные наводнения — да они просто забивают все стоки своим мусором! Я думал, это у только нас в Москве таджики безответственно заметают бычки в стоки. Надеюсь, в провинции и крупных городах Европу с населением более высокого уровня доходов и менталитета по-другому относятся к этой проблеме. Например, один молодой человек по всему вагону в фуникулере собрал разбросанные рекламные буклеты и выбросил их на выходе в мусорное ведро — есть в Европе и люди с большой социальной ответственностью. Выглядело глупо, молодой человек и сам это понимал, но, видимо, не мог по-другому. К сожалению, не удалось сделать хорошие фото помоек на подъезде к центральному вокзалу Неаполя — хоть сейчас засыпай землей и делай небольшой горнолыжный курорт. А в городах Германии стоят по четыре бака для стекла разного цвета! Плюс еще баки для бумаги, пластика, биоотходов. Ведь как заставить людей не бросать мусор на дорогу, когда даже мусорных баков поблизости нет, например, из соображений антитеррористической безопасности.

Италия за 10 дней: Неаполь, Искья, Рим, Венеция. Часть 1.

Еще пару слов о безопасности — нас пугали этим знакомые не один раз, думаю, небезосновательно: в Рио-Де-Жанейро туристам прямо не рекомендуют соваться в фавеллы, а Неаполь сам по себе огромные фавеллы из многовековых зданий. А ведь есть еще подземный город, вырубленный тысячелетиями в туфе под зданиями, из которого их же и строили. Бомжей, нариков и попрошаек тоже хватает. М.б., из окна туристического автобуса вы этого и не заметите, но вдруг вы потеряетесь, засмотревшись на очередную итальянку? Скажу о них пару слов — до появления фастфуда все были красавицами, сейчас далеко не все. Скажем, такой, как была подругой Джорджа Клуни в фильме «Американец» вы не встретите при всем желании (наверное, такие эмигрировали в Штаты все). Итальянки, по крайней мере, в Кампанье, смуглые, не выше 150, грудастые, с хорошей попой и карими глазами. Некоторые, «светские львицы» красятся в блондинок и сильно худеют, при этом порой забывая брить подмышки. Но больше половины итальянок еще не успев перешагнуть в тот возраст, когда мужчины смогут, не нарушая закона о несовершеннолетии, попробовать их спелые сливы, приобретают форму перезрелых груш. Возможно, поэтому в Италии мне в очередной раз приходилось ревностно замечать восторженные взгляды мужчин на своей жене — девушке выше среднего роста, стройной, с более чем аккуратными формами. Таких итальянок просто нет, ну разве что в начальной школе!

После 9 часов жарит немилосердно, особенно, если нет тучек на небе, однако для туристов это не проблема: короткими перебежками от одного собора, музея или магазинчика к другому, воды-соки-мороженное на каждом углу, к тому же тень в узких улочках старого города.

Италия за 10 дней: Неаполь, Искья, Рим, Венеция. Часть 1.

Я уже не говорю о том, что после туров в Мьянму или Камбоджу в апреле—мае июль в Италии не может смутить какими-то 35 градусами в тени, это ерунда! Вот 45 в Багане или Янгоне это уже интересно, это испытание на прочность (поэтому в такой Азии турсезон с октября по март). Однако в Италии храмов будет по-более, так что расслабляться не приходится: спустившись от отеля на фуникулере-трамвайчике (еще одно напоминание о Рио-де-Жанейро), мы через торговые улочки (чем-то неуловимо напоминающие рыночные развалы вьетнамского Фантхиета) через пять минут вышли к Plazza Gesu, где начали свое знакомство с историческим наследием итальянцев.

Есть и шикарные фасады:

и фасады попроще:

Сперва зашли в храм Gesu Nuevo и были поражены его внутренним убранством на фоне довольно грубого и непривлекательного экстерьера, за которым ожидаешь найти какую-нибудь канцелярию или библиотеку, но не как не храм.

Италия за 10 дней: Неаполь, Искья, Рим, Венеция. Часть 1.

Потом погуляли по монастырю Santa Chiara — огромный зал-усыпальница несколько удручает, однако внутренний дворик с изящными галереями и музеем доставляет удовольствие.

Италия за 10 дней: Неаполь, Искья, Рим, Венеция. Часть 1.

Потом мы двинулись в сторону Сан-Лоренцо Маджиоре, по пути по ошибке зайдя в парочку других церквей (в Санта-Даминго Маджиоре посмотрели на оригинальные одежды 16 века), так же, как немного позже осматривая Сан-Пауло Маджиоре, мы были уверены, что это собор Сан-Дженаро, упомянутый в путеводителе.

Италия за 10 дней: Неаполь, Искья, Рим, Венеция. Часть 1.

Сан-Дженаро, однако, оказался весьма оригинальным — насколько католический сабор может показаться оригинальным простому обывателю, посетившему за день уже пять или шесть других храмов. Конечно, я видел немало католических храмов в Испании, Польше и Германии, а также в Эквадоре и Перу, поэтому могу немного попривередничать, точнее сказать, они все очень разные, но в то же время безнадежно похожи! Как, скажем, храмы в древнем Багане — все осматривать бессмысленно, но все равно хочется останавливаться у каждого, узнавать название и особенности строительства, фотографировать так и эдак. Вот если бы их собрать все в одном месте и запечатлеть, как эти макароны:)

Полдня посвятили поездке в Помпею — электричка от центрального вокзала минут 45, пару минут до касс и еще пару часов на раскопанный город как минимум. Имеет смысл почитать о судьбе этого города заранее, так как просто слоняться только время терять. Поэтому мы плелись за одной небольшой группкой с круиза — парой семей техасцев от скачущей двухлетней девчушки до умирающего старика. Причем было не совсем понятно, от чего ему так худо - то ли от жары, то ли от пояса от ожирения, который перетягивал его под самые ребра. Остальные члены семьи сливались в одну бесформенную массу, которая лениво перебирала ноги и выражала не сколько интерес к лекции, сколько вялую покорность слушать оплаченного экскурсовода. Экскурсоводом была тетка лет сорока пяти с хорошим английским, поэтому мы не испытывая угрызений совести стали её самыми благодарными слушателями.

Италия за 10 дней: Неаполь, Искья, Рим, Венеция. Часть 1.

Однако, не успела моя супруга восторженно отозваться о её прекрасной для такого возраста физической форме (особенно на фоне техасских молодок), как она не преминула ярким примером доказать, что причиной этого был всего на всего её стервозный, мягко выражаясь, характер. Воспользовавшись тем, что её экскурсанты понуро фотографируют булыжники, мадам подошла к нам и в довольно грубой форме попросила не преследовать её группу.

Скажу честно, я несколько опешил, а американцы прямо-таки испугались такому повороту в лекции. На вопрос, не думает ли она, что туристы могли бы и сами заявить протест, если они против, мадам выдала, что за экскурсию деньги получает она и, хотя ей не важно, для скольких людей рассказывать, факт того, что кто-то слушает её бесплатно, ей не нравится. Осталось ей только ответить, что это она выбрала тот же маршрут, что и мы, и её присутствие нас ни сколько не смущает. Мне лично кажется, что негоже быть такой мелочной! Вообще, в её-то возрасте ей бы уже работать в офисе какой-нибудь операторской туркомпании, а не скакать студентом-стажером вокруг скучающей публики, пытаясь привлечь её внимание. Пожалуй, есть взаимосвязь между жадностью и чувством собственной неполноценности. А может это такое чувство справедливости маленького человека. А может просто европейское воспитание. Замечу, в Германии у нас был похожий эпизод: в одном замке мы оплатили ближайшую по времени экскурсию, которая была на немецком, так как было неизвестно, когда соберется англоговорящая группа, и безропотно читали буклет, следуя за группой. Но когда в перерыве между двумя остановками мы задали уточняющий вопрос по теме, гидша принялась нервно нам объяснять, что надо было подождать английской группы, а сейчас она не может отвлекаться от лекции на немецком. Ну, допустим, стажер бы весь трепетал и боялся сбиться с мысли, но рассказывая всё это по двадцать раз на дню, мне было бы как минимум приятно увидеть проявление интереса к своей лекции со стороны аудитории! Да она быстрее бы дала ответ на наш скромный вопрос и, может быть, получили бы благодарные чаевые. Насколько более состоятельных часто обвиняют в скупости, настолько всякий мелкий людишко проявляет недальновидную мелочность и жадность. Удивительно! Прошу прощения за отступление от темы гибели Помпеи. Кстати, одно из городских семейств погибло под пеплом буквально из-за того, что они принялись методично упаковывать свое барахло, вместо того, чтобы бежать от опасности, спасая свои шкуры. Походу, они были слишком бедными, чтобы бросить нажитое добро. Оказывается, жадность временами порождает не только бедность.

Италия за 10 дней: Неаполь, Искья, Рим, Венеция. Часть 1.

Интересно было узнать, что древнеримским дорогам тоже была присуща коллейность, а грязи от лошадей и мусора было столько, что в необходимых местах на полотно ставили специальные высокие плиты, по которым пешеходы могли перейти с тротуара на тротуар не запачкавшись — эти плиты с веками преобразовались, во что бы вы думали? Правильно, в пешеходную «зебру»! А, например, общественные источники воды были ориентирами при указании района города или маршрута. Удивил местный публичный дом: во-первых, всего четыре номера + душевая комната на город в 40 тысяч человек — напрасно Помпеи обвиняли позже в распущенности. Во-вторых, номера были полтора на полтора метра (!) с кроватью на полкомнаты-то ли люди были маленькими тогда, то ли жрицы были метр с кепкой для компактности. Кстати, фрески неплохо сохранились и дают основания предполагать, что камасутра не открыла бы ничего нового по этой теме в те времена.

Еще интересный момент: благодаря дублирующим надписям о владельце дома, выполненным как на стене, так и на полу перед входом, загулявший гражданин не мог заблудиться, даже если полз домой на четвереньках.

Италия за 10 дней: Неаполь, Искья, Рим, Венеция. Часть 1.

Индустрия развлечений тоже была поставлена на широкую ногу — «двухзальный амфитеатр» (Большой и Малый зал, стерео звук), плюс Колизей размером с арену Олимпийского.

Напоследок остается заметить, что Помпеям в некотором смысле повезло — его дома и храмы не разобрали на кирпичи для строительства благодарные потомки, а ведь это была общепринятая практика: раннехристианские церкви строили из древнеримских строений, которые, в свою очередь, часто использовали в кладке древнегреческие булыжники, а уже в средние века новые соборы возводились на фундаменте и из фрагментов всего этого культурного слоя (очень наглядно на примере Кёльнского Собора!). Удивительно было видеть, как в Эквадоре и Перу прекрасные католические соборы и церкви возводились на месте и из материала языческих пирамид и святилищ, а порой с их минимальной переделкой. А как не вспомнить эволюцию множества строений культа на юге Испании: синагога-мечеть-храм-снова синанога. Большая проблема возникает у реставраторов с растительностью, традиционно покрывающей древние постройки — Помпеи были сокрыты лесами, выросшими на благодатной почве из вулкана.

Италия за 10 дней: Неаполь, Искья, Рим, Венеция. Часть 1.

Также и Мачу-Пикчу было покрыто густыми джунглями с деревьями в несколько десятков метров. Вырубая их археологи нередко валили тяжелые стволы прямо на постройки, в результате чего добавляли немало работы тем своим последователям, которые придут на их место, после того как первопроходцы перекопают и просеют весь грунт, увезя с собой все артефакты и драгоценности. А восстанавливать это сложная работа — например, Трою в Турции так и забросили, увезя оттуда все золото — сам был там, смотреть не на что, а вот Помпеи восстановили отлично, очень правдоподобно!

А бывает вот как: скажем, если знаменитый сокрытый в джунглях храм Та-Пром в Камбодже рядом с Ангкор-Ватом очистят от этих вековых великанов, проросших своими мощными стволами через стены и перекрытия тысячелетнего храма, Та-Пром потеряет свою уникальность и превратится еще в один восстановленный храм в окрестностях Сиемриепа (фото и впечатления от путешествия в Камбоджу — см. отчет «Камбоджа и Вьетнам на Новый год»). Например, есть в Бирме (современная Мьянма) горное озеро Инле, рядом с которым расположено святилище Индейн, насчитывающее пару тысяч лет (подробности и фото в отчете «Тур в Мьянму в самом конце сезона»). Юнеско дало деньги не на реконструкцию, а только на сохранение памятников старины, поэтому путешественник может увидеть древние храмы, местами разрушенные, местами хорошо сохранившиеся, поросшие мхом, травой, лианами, а то и деревьями. Краски фресок натуральные, сохранились многие скульптуры, большинство строений заваливается набок подобно Пизанской башне, сильное впечатление! В этом его ценность — надо успеть увидеть!

Италия за 10 дней: Неаполь, Искья, Рим, Венеция. Часть 1.

Помпеи приведены в порядок, ведь хочется думать, что под пеплом всё сохранилось идеально и мы видим то, как это было две тысячи лет назад. Особой остроты добавляют слепки людей и животных, которые погибли под градом камней и пепла, их тела истлели, оставив правильные полости в слежавшемся туфе, жуткое зрелище. Последней электричкой мы возвращаемся в отель.

Утром следующего дня мы встаем также рано, смотрим Новый Замок (обратите внимание на ритуалы пыток, казни ведьм и пленников — шокирующие кадры), заходим в порт, покупаем билеты на катамаран на Искью и после небольшого отдыха в отеле отбываем на отдых на остров Искья.

Италия за 10 дней: Неаполь, Искья, Рим, Венеция. Часть 1.

Еще погуляли в районе порта.

полюбовались на милые яхточки

и полицейские катера

случайно попали на пляж "жестких" нудистов (в смысле, на таком песочке должно быть жестковато)

прогулялись по известной торговой Галлереи

Некоторые детали:

— билеты на транспорт в пределах города на фуникулер, метро, автобусы стоят 1.2 на 90 минут, 3.60 на целый день — берите дороже, в итоге сэкономите.

— билеты в Помпеи — такой же билет, но с пометкой Кампанья (типа областной) — 3.60 на 140 минут, брали один туда, один обратно. Хотя ехать до Помпей из Неаполя около получаса, не надейтесь уложиться в 140 минут

— такси минимально 10 евро, от центрального вокзала до края города не больше 20

— паромы на острова отходят от главного порта, билет до Искьи 17 евро + 2 за багаж, общая каюта с кондиционером, время в пути 30–40 минут, лучше купить билеты заранее, т. к. перед отходом у касс просто столпотворение

— билеты на местные поезда мы покупали в кассах self service заранее, чтобы не спеша сделать выбор и гарантированно иметь места на удобный нам поезд. В принципе, это можно делать и через интернет, как делает большинство продвинутых итальянцев, вкл. старичков и бабушек, причем со смартфона! Интернет мы не искали, чтобы не вспоминать о работе, поэтому пользовались этими терминалами. Очень удобная штука — предлагает пошаговые выбор даты, места назначения, а также класс вагона с оплатой билетов, как наличными, так и кредиткой.

см. часть 2: Отдых на сказочном острове Искья!