Турист Наталья Путешественница (nat4450)
Наталья Путешественница
была 27 сентября 2022 20:42

Ленинск — Казахстан Июль 2008

Этот маленький, но такой знаменитый городок затерялся в степях Казахстана. Именно ему — Ленинску, городу своего детства — я хочу отдать дань, посвятив свой первый рассказ о путешествиях.

Мои родители стояли у самых истоков строительства Байконура (Ленинска) — приехали туда в 1955 году. Тогда люди там жили еще в землянках…

Я тоже родилась там — поселение называлось уже поселком Ленинский, мы жили в деревянном доме, и цивилизации вокруг было уже куда больше! На моих глазах поселение росло и меняло свой статус, наконец, превратившись в город. Мне повезло видеть и слышать здесь много интересного. Уехала моя семья из Ленинска когда я была в отроческом возрасте.

Позже мне посчастливилось бывать там еще несколько раз и последний раз — в 20 лет. А потом — почти на протяжении 30 лет — я мечтала приехать в свой город детства. Верите, я представляла его в деталях. Казалось, что пройду я по любимым улицам, и что-то в моей жизни станет гораздо лучше.

За эти годы с нашей страной произошли кардинальные изменения: из одной страны родилось множество… Не надо забывать и о том, что еще изначально Байконур был закрытым для посещений городом. Но моя мечта — несмотря ни на что — оставалась прежней. Возможно, именно за преданность мечте, она у меня сбылась в июле 2008 года: три чудесных дня, ради которых мы с мужем на автомобиле преодолели тысячи очень непростых километров,

... загадочный ... манящий...

в т. ч. по июльским выжженным казахским степям (это требует отдельного рассказа).

... загадочный ... манящий...

Ну вот, предыстория дорогого сердцу путешествия рассказана, а теперь — приглашаю вас на совместную прогулку по городу:

Вот они — «священные врата»!

«Сезам! — ОТКРОЙСЯ!»

Волшебные слова произнесены и они — УРА!!!!! — «сработали»!

При опубликовании фотографий, я не буду придерживаться хронологии событий этих трех дней, скажу только, что «программа» наша была насыщенной. И выполнить ее мы смогли благодаря трем мужчинам, двое из которых нас встречали, а один — помог все организовать и предоставил свое жилье в полное наше распоряжение. В наше распоряжение предоставили и автомобиль с водителем (чтобы муж мог отдыхать после дальней дороги), но мы старались не утруждать принимающую сторону своими желаниями, и при любой возможности старались ходить пешком. Думаю, вы меня поймете, когда я скажу, что очень хотела ПРОЙТИ по дорожкам своего детства… Но — восток… вы, конечно, знаете или наслышаны о законах гостеприимства востока…

Итак, несколько фото города. Возможно, кто-то увидит знакомые места и еще раз порадуется вместе со мной встречей со старым знакомым. А кто-то поближе узнает такой знаменитый и такой загадочный город Ленинск (Байконур):

... загадочный ... манящий...

На этих фотографиях история имен города

... загадочный ... манящий...

Строительство жилого посёлка «Площадка № 10», а неофициально «Заря», развернулось вдоль реки Сырдарья, сейчас это место называется «Деревянный городок». В мае 1955 года в районе нынешнего городского Дворца культуры началось строительство первых деревянных домов барачного типа, в которых разместились штабы полигона и военных строителей. Теперь на этом месте установлен гранитный камень с надписью: «Здесь 5 мая 1955 года военными строителями войсковой части 12253 было заложено первое здание города Ленинска».

... загадочный ... манящий...

А в следующих окошечках — понятное дело — иллюминаторах — даты: одна постоянная — год основания города, он же и год прибытия сюда моих родителей

... загадочный ... манящий...

и вторая дата меняющаяся, отражающая текущий момент — в данном случае — 2008 год — время нашего путешествия

Этот бюст установлен в честь очень важного для города легендарного человека — генерал-майора инженерно-технической службы, начальника строительства космодрома Байконур Шубникова Георгия Максимовича. В 1955 году он, по настоянию С. П. Королева, возглавил строительство полигона.

Благодаря организаторскому таланту, огромной работоспособности и профессионализму Г. М. Шубников с честью справился с порученным ему делом. В памяти людей близко с ним общавшихся, в т. ч. моих родителей, он был и остался очень умным и порядочным человеком.

... загадочный ... манящий...

За ратные и трудовые подвиги Г. М. Шубников в разное время был отмечен правительственными наградами: Орденом Ленина, двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, рядом медалей и иностранными орденами.
За успехи, достигнутые в строительстве, Г. М. Шубникову было присвоено звание Почетного гражданина города Ленинска, его именем названы школа № 30,

улица, на которой он жил, на зданиях, связанных с деятельностью Шубникова, установлены мемориальные доски.

Памятник Г. М. Шубникову установлен у городского дворца культуры. Раньше он назывался Дворцом строителей.

... загадочный ... манящий...

Здесь всегда проходили все основные городские праздники и концерты. В здании располагалось множество кружков для детей. Сюда же я ходила в музыкальную школу, в театральную студию, здесь я впервые вышла на сцену в детском спектакле местного ТЮЗа. В настоящее время, как и много лет назад, в здании располагается уникальный и интереснейший музей — истории космодрома Байконур (об этом отдельный рассказ).

Архитектурно-монументальная композиция «Наука-космос».

... загадочный ... манящий...

В парке имени Г. М. Шубникова, напротив военного госпиталя, сооружен монумент в виде женщины, держащей в одной руке земной шар, в другой — ракету, устремленную ввысь. Монумент олицетворяет связь науки и космоса и был открыт 12 апреля 1975 года в честь Дня космонавтики и приурочен совместному советско-американскому полету «Союз» — «Аполлон». В настоящее время монумент стал символом города Ленинска.

В истории Байконура были и трагические случаи.

... загадочный ... манящий...

Катастрофа на космодроме Байконур 24 октября 1960 года (на Западе известна как «Катастрофа Неделина») — авария с многочисленными человеческими жертвами при подготовке к первому испытательному запуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 (более подробно можно прочитать в интернете).

Первый главком Ракетных войск стратегического назначения М. И. Неделин является одним из инициаторов создания полигона № 5, впоследствии получившего имя «Байконур».

Под руководством М. Неделина создавались РВСН, проводились испытания ракет, формировался ракетный щит страны. М. И. Неделин погиб на площадке № 41 космодрома 24 октября 1960 года при аварии ракеты Р-16. Именем М. И. Неделина названа одна из улиц города и байконурский радиотехнический техникум (БЭРТТ). К 100-летию со дня его рождения маршалу был открыт памятник.

А здесь — около памятника С. П. Королеву мы — дети — часто играли, поскольку жили в соседнем доме

... загадочный ... манящий...

С. П. Королев стоит первым в ряду основоположников города и космодрома. Именно для его ракеты Р-7 было выбрано место нового испытательного полигона. Именем Королева в городе названа площадь на пересечении улицы 50 лет Советской Армии и проспекта Королева (бывший Карла Маркса). Здесь же на площади установлен памятник Главному конструктору.

Имя Королева носит средняя школа № 3. На площадке № 2 есть мемориальный музей — домик, где жил Сергей Павлович, бывая на космодроме. На фасаде дома по улице Октябрьской № 9 установлена мемориальная доска, свидетельствующая о том, что здесь проживал С. П. Королёва.

Памятник Ю. А. Гагарину

... загадочный ... манящий...

Памятник первому космонавту планеты установлен в сквере между Домом связи

и зданием городской администрации.

Именем Ю. А. Гагарина названа улица, по которой космонавты въезжают в город из аэропорта.

... загадочный ... манящий...

Надпись гласит: «монумент установлен в честь 20-ти летия космической эры»

И вот это фото — чтобы оценить размеры:

... загадочный ... манящий...

На территории города — в разных его частях — можно встретить и самолеты

... загадочный ... манящий...

А следующий памятник — тепловозу, на котором большая часть населения ежедневно уезжала на работу на площадки

... загадочный ... манящий...

В городе есть несколько фонтанов, например, этот

или этот

... загадочный ... манящий...

В жаркие летние дни детишки здесь купаются и загорают и, конечно, здесь тоже есть самолет

Центральная площадь города, где проходили и проходят все праздники

Памятник Ленину, за ним — Дом офицеров

Центральный универмаг

Гостиница «Центральная»

По одну сторону площади парк с выходом на берег Сырдарьи, а по другую — главный бульвар

Отдел ЗАГС города тоже здесь:

Кстати, в этом доме мы и жили во время этой поездки.

Если вы внимательно смотрели на фотографии, то давно заметили, что на улицах, домах города частенько встречается космическая тематика (теперь даже чаще, чем прежде)

... загадочный ... манящий...

Космические названия присутствуют и в названиях кафе,

магазинов,

кинотеатров

Этот широкоэкранный кинотеатр — в прибрежном парке, напротив городского пляжа и водного источника, мы очень любили посещать — были завсегдатаи. Построен в 1966 году.

Но эти названия были и раньше, однако некоторые объекты свои названия изменили — улица Советской Армии, на которой я жила в детстве, стала проспектом Абая

... загадочный ... манящий...

Появились новые для меня скверы и памятники

Названия у вновь появляющихся магазинов уже тоже иные — совсем не «космические»

За эти годы в «космическом городе» появились церковь и мечеть

... загадочный ... манящий...

А вот учебные заведения остались прежними: филиал московского авиационного института,

электрорадиотехнический техникум

... загадочный ... манящий...

Побывала я, конечно, и в своей школе, которой проучилась с 1 по 5 классы включительно.

Конечно, побродила по этажам, зашла в свой класс… Экскурсию по школе мне провела (спасибо ей) — нынешний завуч школы.

Милая сердцу, когда-то широкая, с быстрым течением и двойным дном Сырдарья . Потому-то и родители одних сюда не отпускали. А теперь — ленточка…

... загадочный ... манящий...

Здесь же источник — и днем, и ночью, измученные жарой люди, стекались к нему со всех концов города.

Река от города отделена дамбой

Если идти вдоль реки,

То можно, как раз и прийти к парку, о котором я говорила выше (находится за центральной площадью) и аттракционам.

... загадочный ... манящий...

Грустно, но аттракционы сейчас не работают… все в запустении…

Вот, в основном, и все…

Нужно сказать, что в город есть еще один въезд-выезд:

А эта композиция

была выполнена к пятидесятилетию Байконура. Некоторые мои друзья были на той замечательной встрече.

Что ж, небольшая моя экскурсия закончена. Кажется, что в ту поездку, мой фотоаппарат запечатлел все уголки и памятные места моего родного города: памятники и сооружения, улицы, людей, природу… Обязательно сделаю альбом, посвященный Байконуру, с фотографиями последнего моего приезда… еще один — «Музей истории космодрома Байконур» и третий — «Байконур глазами моих друзей и знакомых», поскольку я постоянно отслеживаю информацию о городе и его истории.

Еще раз от всей души благодарю людей, которые помогли мне совершить эту незабываемую и очень важную для меня поездку, поддерживали и оберегали все время, нахождения на территории города. Они не только старались показать мне все новое в городе, но каждый день мы собирались вместе большой компанией, обедали, в т. ч. отведали национальную кухню,

... загадочный ... манящий...

была сауна, а еще мне организовали встречу с единственной оставшейся в городе моей одноклассницей (все остальные ребята уже в Москве, Питере и некоторых других городах)

... загадочный ... манящий...

Рано утром 26 июля мы уехали. Я была счастлива: моя мечта сбылась!

P. S.

Рассказ будет не полным, если не сказать о том, что развал СССР в 1991 году очень скоро отразился на жизни города и космодрома в целом: уменьшилось количество запусков космических аппаратов, начался отток с космодрома офицерских кадров и представителей промышленности. Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев объявил космодром Байконур собственностью Казахстана. В городе начались перебои с продуктами, электроэнергией, водой, теплом и газом. Население города согласно переписи населения 1994 года уменьшилось с 90 до 55 тысяч человек. Фотографии Байконура ТОГО ВРЕМЕНИ у меня тоже есть — делились друзья. Страшно смотреть на дома с «выбитыми глазницами».

Всех оставшихся на космодроме волновал вопрос о дальнейшей судьбе города и космодрома. Среди предложенных способов решения проблем была выбрана аренда, действующей с 1994 года, после чего были введены в действие ряд документов по различным вопросам жизни города в условиях аренды, значительно улучшились условия жизни горожан, укрепились городское хозяйство и правопорядок.

20 декабря 1995 году Указом президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева город Ленинск переименован в г. Байконур.

Думаю, что в скором времени въезд в город станет свободным, и при желании каждый сможет совершить поездку в это уникальное историческое место.

музей истории космодрома Байконур

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия