Турист Татьяна Квичанская (Jay)
Татьяна Квичанская
была вчера 20:23

Хаммамет, Тунис — Тунис Июль 2008

В Тунис мы ездили в 2008 году. С тех пор прошло довольно много времени, но, самое главное, по Северной Африке прокатилась череда революций… Казалось бы, в те края теперь ни ногой. И вот встречаем знакомого, который рассказывает, что недавно вернулся из Туниса, что туристов там обхаживают как только можно, а вот посольству Франции туго приходится, да и американских флагов нигде не встретишь…

Вот я и решила разместить свои воспоминания о поездке в Тунис, тем более, что удивлялись мы там буквально на каждом шагу.

Итак, знакомство с Африкой началось в аэропорту.

Тунис. Знакомство с Африкой.

Первое, что удивило — отсутствие жары. Из Москвы улетали — на улице было 31; в Тунис прилетели — там 32. Словом, особой разницы не почувствовали. Правда, прилетели мы в 7 вечера:)

В Интернете перед вылетом смотрели прогноз погоды и удивились, что закат солнца там в 9 вечера (в Москве-то в середине июля и в 10 еще светло). Интернет не обманул — юг!

Тур покупали в АСК-тур, оператор Coral Travel, отель Samira Club значился в разных источниках то как 3*, то как 2*.

Тунис. Знакомство с Африкой.

В Хаммамете — 2 центра: старый (Медина) и новый (Ясмин Хаммамет). Отель расположен как раз посередине. До обоих можно доехать на такси, а до Ясмина можно дойти по полосе прибоя минут за 25. Возле отеля тоже есть магазинчики и рестораны,

Тунис. Знакомство с Африкой.

но в центре их значительно больше. Рядом с отелем находится большая дискотека. Музыки мы не слышали, хотя здание было видно с балкона.

Территория отеля большая, с красивым бассейном,

достаточно заленая.

Тунис. Знакомство с Африкой.

Холл, где находится ресепшн и вход в ресторан, весьма внушительных размеров.

Тунис. Знакомство с Африкой.

С заселением в отель вышла небольшая заминка. Ключи нам выдали быстро, но когда открыли номер, свет зажечь не удалось. Нас попросили подождать, сказав, что все исправят. Примерно через час ожидания муж сходил на ресепшн и попросил поселить в другой номер, поскольку мы с дороги устали, у нас ребенок, который очень хочет спать и т. д. Ему вежливо ответили, что других номеров нет, а свет починят в ближайшее время. Еще примерно через полчаса свет зажегся, упорствовать продолжала только розетка в туалете. Как сказал электрик, в нее кто-то плеснул водой, и, если мы не возражаем, ей займутся завтра. Мы не возражали, поскольку нам она вообще не нужна была. К тому же очень хотелось принять душ и лечь спать, что мы и сделали. На следующий день розетку починили:)

У нас был семейный номер (3 взрослых + 1 ребенок). Сам номер представлял из себя не слишком большую (впрочем, тесной назвать ее язык не повернется) комнату, в которой были двуспальная кровать и 2 односпальных, одна их которых укороченная (поэтому выбора у детей кому куда ложиться не было). Еще в номере было трюмо и встроенный шкаф для одежды, кондиционер, санузел с душем.

В Интернете кто-то метко отозвался об отеле как о пионерском лагере, куда не приехали вожатые. Действительно похоже, поскольку отель состоит из параллельно стоящих одноэтажных корпусов («таунхаусов»). В каждый номер отдельный вход с улицы. Корпуса разбиты на сектора, окрашенные в определенный цвет (голубой, желтый, зеленый, оранжевый). Наш корпус был одним из двух двухэтажных.

Тунис. Знакомство с Африкой.

А вот насчет вожатых я не согласна — количестро аниматоров было очень даже внушительным, и работали они с утра до позднего вечера. Часов в 10 утра начиналась зарядка на пляже (хорошая такая медленная растяжка),

потом открывались водные горки, стрельба из лука,

Тунис. Знакомство с Африкой.

волейбол, аквааэробика или игры в бассейне, игры на пляже.

Сиесту мы пережидали в номере и в послеобеденной развлекаловке не участвовали.

Каждый вечер на сцене проводились танцы, а потом шоу силами аниматоров. Шоу на любителя, а вот декорации у них были отменные, причем менялись каждый день!

Тунис. Знакомство с Африкой.

Мы, правда, предпочитали вечером посидеть либо на веранде (она же бар-ресторан) на пляже, либо на балконе над этой верандой.

Кроме того за отдельную плату можно было покататься на банане, на диване или полетать за катером на парашюте.

Тунис. Знакомство с Африкой.

Парашют просто супер! Красота вокруг и ощущение полета!

За отдельную же плату можно было позаниматься конным спортом — там для этого отдельная территория предусмотрена (Rancho), а по утрам у них была прогулка по полосе прибоя. На лошадях мы не ездили; мы до завтрака ходили купаться — море в это время идеально гладкое!

Про море надо рассказывать отдельно. Оно невероятно ЛАСКОВОЕ и ЧИСТОЕ. Песок мелкий, но тяжелый, поэтому мути в воде нет совсем. Сколько ни отплываешь от берега, дно видно идеально! И с «высоты птичьего полета» на парашюте тоже!

Иногда к берегу приплывали вот такие губки.

Тунис. Знакомство с Африкой.

Берег опускается постепенно, что удобно для купания детей и игр в воде. После обеда частенько поднимались волны, не слишком большие, но на которых можно хорошо попрыгать. Самое интересное, что утром море снова становилось идеально гладким!

Ядовитыми медузами пугают напрасно. Гид сказала, что они появляются в августе. Действительно, ближе к концу июля стали попадаться — за 2 недели насчитали их около десятка:) Плавали они поодиночке, не сказать что быстро, из-за угла не нападали:) Кроме того, их хорошо видно, поскольку в диаметре они сантиметров 20. А еще они красивые: голубые, фиолетовые, розовые, белые с голубой каемочкой… Но лучше при встрече обплыть:)

Пляж большой, зонтиков много,

Тунис. Знакомство с Африкой.

шезлонги и матрасы бесплатно (для all inclusive), пластмассовые лежаки за отдельные деньги. К ножкам зонтиком прикручены керамические горшочки-пепельницы. Пляж чистейший; для мусора стоят очаровательные керамические кувшины-урны,

да и мусор то ли никто на песок не бросает, то ли убирают моментально и незаметно.

На пляже вечером можно покататься на верблюдах.

Тунис. Знакомство с Африкой.

Кормили в ресторане хорошо, много и разнообразно. На завтрак были хлопья, йогурт, молоко холодное и горячее, круассаны, булочки, варенье, мед с миндальным вкусом, колбаса, сыр, вареные яйца, овощи, блины, которые печет повар и прямо со сковородки перекладывает Вам в тарелку, или омлет, который готовят прямо при Вас. Обед и ужин как на убой:)

Иногда в ресторане была национальная живая музыка.

Тунис. Знакомство с Африкой.

Национальная кухня в Тунисе очень острая, но в отеле «адаптирована» для иностранцев. Для любителей остренького отдельно стояли национальные соусы, для детей отдельный буфет с неострыми блюдами. Впрочем, дочь выбирала неострые блюда и со «взрослого» стола. Из кулинарных открытий: очень вкусный негорький свежий репчатый лук и вкуснейшие лимоны. Восточные сладости меня не впечатляют (были, правда, что-то типа обжаренных в меде хлопьев с изюмом и орехами — очень вкусно), а вот арбузы и дыни — это да! Мороженное тоже было вкусное. В баре брали газировки и вкусный лимонный сок; крепкие напитки не пили, а белое вино понравилось.

С языком проблем не было. В отеле персонал говорит на многих языках, по-русски можно объясниться на ресепшине и в ресторане. В такси или с торговцами тоже частично разговаривали по-русски. А английский, из встреченных нами, не понимала только наша горничная.

Съездили на экскурсию в Тунис-Карфаген.

Фото из окна автобуса по дороге в Тунис-столицу.

Тунис. Знакомство с Африкой.

В Тунисе (столице государства) зашли в Кафедральный собор и сходили в медину. Гид нас предупреждала, что в медине нельзя переходить с одной улицы на другую — заблудимся. Мы хоть и не переходили, но все равно немного заплутали:)

Самое большое удивление от медины: один из торговцев, услышав, что между собой мы переговариваемся по-русски, на русском языке начинает говорить нам, что Путин был хорошим президентом (он был там с визитом, причем с такими почестями встречали только его и Била Гейтса.), и интересоваться как зовут недавно избранного. С третьего раза ему удается выговорить «Дмитрий Медведев» — наверняка запомнит и поразит своими знаниями следующих туристов. Мы к тому времени в Тунисе были уже около недели, но с именами их президентов у нас было гораздо хуже:) Еще из фраз, услышанных в медине: «русский камарад» и «я — не капиталист» :) С последней фразой прокол вышел — у нас строй уже поменялся, но мы на этом заострять внимание не стали:)

От Карфагена мало что осталось,

но музей Карфагена,

вид с холма Бирса

Тунис. Знакомство с Африкой.

и термы Антонина Пия понравились.

Тунис. Знакомство с Африкой.

Правда без экскурсовода там ходить не слишком интересно.
Гидом у нас была Татьяна — большое спасибо ей за интересную экскурсию.

Тунис. Знакомство с Африкой.

Последним пунктом было посещение Сиди Бу Саида — бело-голубого города. Наверное, там действительно красиво, но погулять туда нас привезли в 3 часа дня — а это самое пекло, которое усиливалось раскаленными камнями узких улочек.

Поэтому сели мы в тенечке под эвкалиптом вместе с такими же коллегами по посещению «Тунисской Рублевки» и переждали больше половины экскурсионного времени. Справедливости ради надо сказать, что вид «от эвкалипта» открывался красивый.

Тунис. Знакомство с Африкой.

А в целом экскурсией остались довольны. Только вот высадили бы нас на час-полтора попозднее в Сиди Бу Саиде — удовольствие было бы гоаздо больше.

Еще ездили на лазерное шоу — тоже удачно.

Перед началом погуляли по этно-парку

Тунис. Знакомство с Африкой.

затем был роскошный ужин в ресторане.

Очень понравилось представление в ресторане во время ужина.

Ну и технические возможности шоу впечатлили. Шоу проходило под открытым звездным небом, что само по себе красиво. Перед зрительскими трибунами располагалась большая площадка, на которой сражались на мечах, скакали на лошадях, танцевали.

Тунис. Знакомство с Африкой.

За ареной-площадкой располагался водоем (перед началом шоу по нему плавали утки); за водоемом была огромная стена, на которую проецировали слайды, фильмы. Из стены же на озеро выплывали корабли, из озера поднимались фонтаны. Лазерное изображение пускали то на дым, то на водяную пыль от фонтанов. ОЧЕНЬ КРАСИВО! И сделано представление с любовью к своей истории…

Осталось сожалание, что не рискнули поехать на двухдневную экскурсию в Сахару, с ночевкой в оазисе, заездом в дома троглодитов (это одно из древнейших племен Туниса, живущих в пещерных городах), с посещением соляных озер, где на машинах ставят рекорды скорости, с осмотром декораций Татуина из «Звездных войн»…

Отдохнули ВЕЛИКОЛЕПНО! Море и песок — это национальное богатство Туниса, которым они еще и умело пользуются. Чистота идеальная! Гид сказала, что страна тратит большие деньги на экологию, что без очистных здесь ничего не строят — охотно верится.

Теперь о том, чему мы удивлялись:-)

Несмотря на то, что страна мусульманская, очень терпимое отношение к европейской одежде. То, что в группе женщин часть одета в хиджабы, а часть по-европейски — рядовое явление. Когда спросили об этом гида, она ответила, что в Тунисе строгости в одежде нет. Одеваются как сами считают должным, а совсем «закутанные» — это часто бывают родственники из Алжира или других соседних стран, где религия строже. Женщинам можно ходить «без сопровождения», много работающих женщин и женщин получающих высшее образование.

Ни на улице, ни на рынке нет «телесного контакта» — торговцы не хватают за руки, никто не толкает. Объясняется это тем, что приставание к женщине — уголовно наказуемо. Мужчина-гаишник (дорожный полицейский) НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ОСТАНОВИТЬ женщину-водителя! Для общения с женщинами-водителями набран штат женщин-полицейских!

Вообще, по рассказам гидов, Тунис оказался страной победившего феминизма. В случае развода мужчина все оставляет бывшей жене и уходит с чемоданом своих личных вещей. Засматриваться на женщин тоже нельзя. Когда мы спросили гида, как же они знакомятся, она ответила, что есть общепринятая система знаков, которыми можно обмениваться. Если женщина отвечает благосклонно, то можно подойти познакомиться, если нет — табу. То-то мне так комфортно было: все вокруг такие вежливые и деликатные («мадам», «мерси», …)!

Очень уважительное отношение к культурному наследию, которое оставила Франция (это 4 года назад было). В стране 2 государственных языка: арабский и французский. Очень высокий уровень образования населения остался от колониального прошлого. Столица, город Тунис, состоит из 2-х архитектурных частей: арабской и европейской.

Очень красивые люди. И женщины, и мужчины. Молодые и пожилые…

Тунис. Знакомство с Африкой.

Из окна автобуса увидели странную картину: территория, разбитая на прямоугольники, между которыми проложены асфальтовые дороги, стоят фонари. На каждом прямоугольнике стоит небольшая металлическая будочка, раза в 2 поменьше наших киосков. Спросили гида, что это такое. Ответ просто потряс — это участки земли под строительство жилья, а будочки служат для подключения к коммуникациям (электричество, вода, канализация, телефон, интернет). Стоимость подключения порядка 10 $ за каждое наименование. Часть автобуса от такого сообщения взвыла:-)

В Тунисе очень много соляных болот. Раньше территория была покрыта кедровыми лесами. Но неумеренная вырубка привела к опустыниванию и заболачиванию. Болота осушают, высаживая эвкалипты, которые испаряют очень много воды и хорошо переносят соль. После того, как земля «просохнет» и образуется боле-мене приемлемая почва, эвкалипты вырубают и засаживают другими культурными растениями, в основном оливами, или продают под строительство жилья.

Занимательную история рассказала нам гид про президентскую резиденцию. Мы проезжали мимо красивого парка, когда гид сказала, что это бывшая резиденция правителя (наместника) Туниса. Но после получения Тунисом независимости в 1956 году, президент решил, что нужно построить новую резиденцию (как бы откреститься от колониального прошлого). Когда же началось строительство, на данном участке обнаружили римские термы. Президент решает на данном участке организовать Археологический парка, а под резиденцию ПОКУПАЕТ НА СВОИ ДЕНЬГИ участок рядом. Гуляя по парку, нельзя направлять фотоаппарат в сторону президентской резиденции, находящейся непосредственно за забором — охрана за этим строго следит. А из старой резиденции сделали парк с детскими секциями и кружками (бесплатными) — Дворец пионеров, словом. Мы тогда переглянулись — наши-то все себе резиденцию в после отставки оттяпать норовят… Но президента Бугрибу все равно мирно отстранили от власти, правда центральная улица Туниса так и осталась названной в его честь. Следующий президент правил с 1987 до последней революции. Его семья подарила стране большую и красивую мечеть (мы ее только из окна автобуса видели), но второго президента тоже отстранили от власти не так давно…