Турист Ольга Разумова (Olga185)
Ольга Разумова
была 17 апреля 10:30

Приозерск — Россия Март 2012
Приозерск

Еще одна поездка выходного дня — однодневная в Приозерск. Снова компания «Эклектика» и снова от Думской улицы Санкт-Петербурга. И снова все на хорошем уровне, экскурсовод — Людмила Жданова. Ехать на автобусе 3 часа.

Чем же интересен Приозерск? Во-первых, своим потрясающим местоположением в окружении гранитных скал и сосновых лесов, в месте впадения северного рукава реки Вуокса в Ладожское озеро (уже освобожденная от льда, Нева еще пока стоит. Фотография не места впадения в озеро, а Вуокса, пересекаемая по дороге в Приозерск).

Вообще, озера тут повсюду, не случайно и город так назван.

Во-вторых, Приозерск — это один из древнейших городов России. Его официальная история начинается с конца 13в., но есть мнение, что первое поселение на этом месте возникло гораздо раньше. По крайней мере, один из летописных источников утверждает, что именно здесь, «в городе Корела», в 879г. умер князь Рюрик

Приозерск

В-третьих, многонациональной историей владения этими землями: финно-угорское племя корела (город тогда назывался Кякисалми) — Новгородская республика — шведы (Кексгольм) — новгородцы — шведы — новгородцы — шведы — Россия — Финляндия — Россия — Финляндия — Россия (Приозерск)… Все это, конечно, отразилось на облике города, жаль, мало дошло до сегодняшнего дня из-за многочисленных войн.

Главная и самая интересная достопримечательность Приозерска — Старая крепость,

Приозерск

перед которой находится небольшой музейчик военной техники, напоминающий о боях за Карельский перешеек в последнюю войну:

Вход в крепость лежит через теналь (укрепления) (1740-е гг):

Внутрь территории крепости ведут Водяные (Мельничные) ворота (конец 16в):

Приозерск

Старый арсенал (конец 16в), возведен шведами. Сейчас здесь находятся сувенирный магазин и зал для выставок:

Приозерск

Новый арсенал (18в), построен русскими. Сейчас здесь экспозиция краеведческого музея:

Пороховой погреб рядом со Старым арсеналом:

Приозерск

Главная достопримечательность крепости — Круглая Воротная башня. Возвели ее шведы в 16в. и дали ей имя распорядителя строительных работ Ларса Торстенссона:

Приозерск

Когда крепость потеряла свое оборонное значение, помещения на первом и втором этажах стали использовать как тюремные. После того как в нижнем ярусе башни были заключены члены семьи Емельяна Пугачева, она стала именоваться Пугачевской.

В казематы, где 30 лет жили две жены и трое детей бунтовщика, можно зайти:

Приозерск

В полу камеры есть провал, который, возможно, является частью подземного хода:

Приозерск

В яму желающие бросают монетки. По словам экскурсовода, есть три причины, побуждающие это делать: 1) желание вернуться в крепость еще раз; 2) загадывание желания; и, по словам тех, кто это сделал и снова приехал в крепость, оно обязательно сбывается; 3) по некоей традиции надо оставить деньги в месте большого страдания. Я загадала желание:), посмотрим…

На втором ярусе башни в 1826-28гг отбывали наказание офицеры декабристы, для чего он был разделен деревянными перегородками на отдельные камеры. При финнах там находился этнографический музей, сейчас — склад музейной мебели:

Приозерск

На первом этаже башни находится раритетный экспонат, так называемые Петровские ворота, обитые трофейными шведскими латами:

Приозерск

Когда в 1710 г. в освобожденный Кексгольм приехал Петр 1, он увидел груду металлических лат и распорядился обить ими ворота в память о блестящей победе русского войска.

Полы первого этажа башни:

Немного об экспозиции основного музея (Новый арсенал) и выставке, проходящей в Старом арсенале («Мартовские коты») в фотографиях:

Приозерск

И отдельно хотелось бы немного затронуть историю Марии Кексгольмской, спасенной воинами Кексгольмского полка во время Русско-турецкой войны 1878 г., трогательная история которой пользуется большой популярностью в Приозерске:

Приозерск

Русские солдаты обнаружили четырехлетнюю турецкую девочку Айше, плачущей рядом с погибшей матерью. Ее подобрали, и она стала настоящей «дочерью полка». При православном крещении она получила имя Мария Кексгольмская. Росла среди воинов, относившихся к ней с большим почтением и внимательностью. Она это ценила настолько, что не позволяла себе обыкновенные юношеские шалости, находясь в свое время на обучении в Варшавском институте, говоря подружкам: «Вы подводите только ваших отца и мать, а я могу подвести целый полк». Училась она только на высшие оценки. Когда пришло время, отпраздновали ее свадьбу с корнетом драгунского полка, в браке родилось двое сыновей. Когда началась Первая мировая война, Мария пожертвовала все свои накопления на нужды армии.

В Приозерске каждый год самой достойной выпускнице какого-либо учебного заведения вручают стипендию имени Марии Кексгольмской.

«Мартовские коты»:

Приозерск

В выставочном зале музея проходит еще одна интересная выставка: вышитые бисером портреты, автор Елена Ганина. Мне очень понравилось, судите сами:

Приозерск

Новая крепость на Спасском острове была построена шведами в 17в. До наших дней от нее дошло совсем немного: двое ворот, два пороховых погреба, казармы, здание церкви и прослеживается линия бывших бастионов:

Приозерск

В 1880-х гг. в Новой крепости была открыта психиатрическая лечебница, для обслуживающего персонала в 1910 г. был построен Служебный корпус — желтый дом с двумя башенками:

При финнах психбольница вновь стала казармами, затем превратилась в полевой госпиталь, а с 1945 г. здесь функционирует военный санаторий.

Помимо крепостей в Приозерске достаточно много достопримечательностей.

Лютеранская кирха (1930 г., по проекту одного из самых выдающихся мастеров финского неоромантизма А.Линдгрена):

Приозерск

с памятником финским воинам, погибшим и похороненным здесь во время Второй мировой войны:

Приозерск

Подворье Валаамского монастыря, находящееся на старом православном кладбище:

Здание железнодорожного вокзала:

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1847 г., Приозерское подворье Коневского Рождество-Богородичного монастыря):

Приозерск

с памятником Петру 1 (1910 г., «в память 200-летия своего основания и возвращения праотечественной крепости»):

И памятник задумчивому Ленину напротив, через главную городскую площадь:

Приозерск

Сохранившиеся финские постройки, обрамляющие главную городскую площадь:

Сквер на улице Калинина:

Приозерск

И уникальный памятник киплинговому мальчику Маугли и пантере Багире в сквере. Во-первых, единственному в России, во-вторых, это скульптурная группа, выполненная в цвете. Жаль, что не поддерживается в порядке и не подкрашивается:

В общем, очень милый и красивый городок; летом, наверное, невероятно зеленый и уютный.

Кроме симпатичности, какая историческая сила в нем кроется! Какие страсти бушевали! И спасибо приграничному городу за то, что многократно отстоял за столько веков свое право в многочисленных боях и уничтожениях быть в составе России! Чтобы мы, жители этого государства, могли приехать без виз сюда и около каждого исторического здания гордиться за нашу историю!