Турист Ольга Разумова (Olga185)
Ольга Разумова
была 17 апреля 10:30

Тихвин — Россия Март 2012
Тихвин

Тихвинская икона Божией Матери, известна с 1383 г. Место нахождения — Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, даже только ради нее который стоит посетить.

Итак, поездка в Тихвин…

Я хотела посетить его уже пару лет как, еще не зная о знаменитой чудотворной иконе (просто еще одну туристическую галочку поставить), наметила обязательную поездку на лето 2012, и вдруг, случайно оказавшись на Невском, увидела объявление об экскурсии. В этот раз едем с турфирмой «Эклектика» (киоск в самой станции метро «Невский проспект»).

Выезд ранний, в 8 утра от Гостиного двора, в дороге порядка 4,5 часа в одну сторону на автобусе (225 км от Питера согласно путеводителю), но оно того стоило. Сразу же хочу упомянуть прекрасного экскурсовода Ларису Вадимовну Виноградову, заслуженного работника культуры РФ, автора многих книг о Тихвине, на чью авторскую экскурсию мы попали. Организация, автобус, экскурсии — все было на очень высоком уровне.

С организационными уточнениями все, теперь о самой поездке.

Так как ехать очень долго, в пути останавливались один раз с заходом в небольшое придорожное кафе «Савельич» между д. Весь и д. Иссад (по правую руку по трассе на Тихвин, 528 км трассы Вологда-Новая Ладога).

Тихвин

Уже после поездки я прочитала рекомендацию путеводителя «Оранжевый гид» (!) останавливаться на небольшой отдых именно там, и что это кафе славится обилием кормящихся около него кошек. Кошки шикарны действительно, очень упитанны и выглядят для уличных очень здоровыми. Кафе привлекает желанием владельцев привнести уют для придорожной точки питания и, главное, нечастой для подобных заведений свежестью продуктов. Но — не дешево. Кофе (зерновой) 45р, беляш 42р. Хотя главное, наверное, что не отравишься, действительно свежие пирожки и пирожные, более основательные блюда мы не брали, времени не было.

Тихвин.

Первое, что нас встретило из достопримечательностей, был Тихвинский Введенский девичий монастырь, вернее, старинное здание розоватого цвета, увенчанное башней, напоминающей каланчу, колокольня данного монастыря (1834-36гг):

Тихвин

В ней действует частично восстановленная с 2005 г. церковь св.влм. Екатерины и мученицы Августы

Тихвин

У монастыря очень величественная история: строился он в конце 16в., расцветал примерно тогда же, когда царь Иван Грозный сослал в него одну из многочисленных своих жен, четвертую по счету, Анну Колтовскую, в монашестве — Дарья, которая стала игуменьей этой обители. В 1613 г. шведы сначала заняли Введенский монастырь, потом сожгли при отступлении в отместку, что не смогли взять Большой монастырь, Успенский. Игуменья Дарья пожертвовала на восстановление все свое достояние, новый царь Михаил Романов оказал щедрую финансовую помощь.

В начале 20в. здесь жили 200 монахинь и послушниц. Монастырь перестал существовать после революции: монахинь разогнали, здания разорили, могильные плиты использовали на фундаменты цехов лесотехнического завода. Заводская пожарная команда, детская колония, авторемонтные мастерские, спортивные организации, жилые квартиры Тихвинцев… Сейчас территория монастыря выглядит так, как будто шведы покинули ее только вчера: разруха, запустение, рассыпавшаяся кирпичная кладка, пустые оконные проемы…

Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы (1601—1606 гг.):

Тихвин

Когда-то Введенский собор был главным зданием обители. В нем крестили будущего композитора Николая Римского-Корсакова.

Тихвинский экскурсовод обещает, что к следущему году монастырские здания будут восстановлены, поскольку сейчас идет масштабная реставрация. Даст Бог! Пока местные жители, до сих пор проживающие в зданиях монастыря, прибирают к себе в хозяйство то, что может им пригодится, например, кирпичи, предназначенные для восстановления Введенского собора.

На правом берегу р. Тихвинки, на ул. Римского-Корсакова можно зайти в государственный дом-музей Н. А. Римского-Корсакова, дом, где родился и провел свое детство великий композитор

Тихвин

Этот типичный дом небогатого провинциального дворянина 19в. построил его дед, Петр Воинович. Открыть дом-музей композитора было принято решение в 1944 г. Сейчас в нем восстановлены 6 мемориальных комнат, в которых хранятся подлинные вещи семьи Римских-Корсаковых, переданные в музей родственниками.

Рядом с домом Римских-Корсаковых стоит церковь Всех Святых, построенная на месте явления в 1383 г. Тихвинской иконы.

Тихвин

Церковь, впоследствии называвшаяся Полковая, была построена в 70-е гг. 18в. на месте часовни 14в. Сейчас она принадлежит мемориальному музею, в ней устроен концертный зал.

От дома Римского-Корсакова и церкви Всех Святых, через речку Тихвинку открывается вид на Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, выглядывающий куполами из-за веток деревьев.

Тихвин

Встречает он Въездными воротами (1805 г.), которые были построены под прекрасные решетчатые створы, изготовленные по проекту Б.Растрелли, и пожалованные монастырю Павлом 1. К сожалению, замечательную решетку пустили на переплавку (ведь 600 пудов чугуна!), сейчас от нее осталось лишь несколько сохранившихся чудом завитков

Тихвин

Слева от ворот находилась часовня, посвященная иконе «Споручница грешных», справа — посвященная иконе «Всем скорбящим радость», примыкавшая к богадельне монастыря (желтое здание. Сейчас — городская баня)

От ворот простиралась широкая березовая аллея, слева от которой раньше было кладбище, на котором покоились многие известные люди Тихвина. Сейчас на месте кладбища — футбольное поле. Аллея ведет к церкви Тихвинской иконы Божией матери (1791 г. Архитектор Н. Л. Бенуа), которую здесь любовно называют неофициальным именем «Крылечко»

Тихвин

Изначально здесь были Введенские ворота (1669 г.), с изображенной на внешней стене башни фреской Тихвинской иконы Божией Матери. Но после нашумевшего случая исцеления молившегося перед фреской местного мещанина решено было пристроить к башне часовню, сохраняющую чудотворный образ внутри здания. Так и было создано архитектором Высочайшего Двора гармоничное здание церкви

Тихвин

Пройдя через «Крылечко», можно попасть внутрь монастырской территории. Она обнесена стеной, с внутренней стороны которой устроена крытая галерея для крестных ходов:

Перед нами открывается старинная липовая аллея, по обе стороны которой когда-то были фруктовые сады.

Тихвин

Справа от аллеи находится монастырская поварня (чайная),

где для нашей группы накрыли обед, но, судя по тому, что кроме группы в чайной было достаточно много паломников, зайти сюда может каждый.

Тихвин

Чайная очень уютна, порции очень большие и еда вкусная (в пост!), приготовленная явно с душой. Позапрошлым летом мы обедали в трапезной Валаамского монастыря, то есть, есть с чем сравнить: с делом, поставленным на туристический поток, и с камерным душевным отношением еще пока не до конца восстановленного Богородичного Успенского.

Липовая аллея, на которой слева расположен памятник военным действиям 1941 г.,

Тихвин

ведет к Святым вратам с надвратной церковью Вознесения Господня (1591—1593 гг.),

которая всем свои видом должна была подчеркивать парадность и торжественность входа на соборную площадь:

кельи (1680-е гг):

Успенский собор (1510—1515 гг.):

звонница (1593—1600 гг.), церковь Покрова Пресвятой Богородицы с трапезной палатой (1581—1583 гг.):

Тихвин

На колокольню, с которой открывается вид на монастырь и здание которой внутри само по себе интересно, можно забраться за символическое пожертвование в 20 руб:

Крестовоздвиженская церковь (архитектор Н. Л. Бенуа, 1871-77гг):

Больничные кельи с церковью Двеннадцать апостолов (1676-79гг):

Успенский собор, вид с колокольни:

Тихвин

Интересно, что венчают собор не железные, а деревянные кресты, по этому поводу есть своя местная легенда.

Успенский собор, конечно уникален, стоит обойти его кругом и осмотреть со всех сторон:

— могила А. П. Римского-Корсакова, отца композитора (1862 г.), который пользовался большим уважением в Тихвине

Тихвин

— камень в фундаменте придела св.пророка Ильи (1820 г.), который почитается как святой

чтобы случай знакового появления камня не забылся, на нем выбили надпись, которую можно прочитать и сейчас: «Сей камень в 1820 году весною приплыл на льдине и остановился при монастыре на берегу, против соборной церкви той весны, когда начали залагать сей храм св. Пророка Ильи»

— фрески крыльца собора

Тихвин

Вот в этом-то соборе, Успенском, и хранится Тихвинская икона Божией Матери. Фотографировать внутри собора запрещено. Хотя ухитриться можно и никто не заметит, и собор внутри очень красивый (старые фрески, Икона, резной иконостас с виноградными лозами, интерьер…). Но когда экскурсовод сказала, что «настоятель не благословляет фотографию собора изнутри, а это значит нельзя», то, как бы мне не хотелось, я не решилась идти против ТАКОЙ формулировки запрета.

Хотелось бы, конечно, поездить/походить по самому городу, у нас был небольшой объезд центра без остановок, есть на что посмотреть и почувствовать атмосферу этого когда-то крупно-значимого, а теперь совсем провинциального городка. К сожалению, дальнее расстояние и пробки в Питере на въезд жестко лимитировали время пребывание в этом городе. Поэтому, только одна фотография вне программы, центральная площадь, красивый Спасо-Преображенский собор (1748, 1870-83гг):

Тихвин

Прекрасная поездка выходного дня!