Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 14:03

Хоста — Россия Май 2012

Дорога на Воронцовские пещеры идет из симпатичного курортного городка Хоста, постепенно поднимаясь все выше в горы,

Воронцовские пещеры

она идет по склону и всего в 30 километрах от Хосты нас ждали таинственные лабиринты пещер, находящиеся на высоте 600 метров над уровнем моря. Пещеры названы так в честь графа Воронцова, наместника на Кавказе.

Воронцовские пещеры

Несмотря на труднодоступность, сложный рельеф и удаленность от моря по дороге встречаются несколько небольших поселков, по улицам которых без присмотра гуляют свиньи и коровы. Чем там занимаются жители — не известно, кроме самого крупного из них — Калинового Озера, за которым обнаружились весьма живописные чайные плантации.

Воронцовские пещеры

Нам пообещали не только напоить нас чаем с лепешками, испеченными в тандыре,

Воронцовские пещеры

но и показать чайную фабрику, ангары, где сушат чайные листики. Но увы, кроме плаката, на котором изображены девушки, собирающие листики, мы больше ничего так и не увидели. В знак протеста и пить чай все отказались.

Воронцовские пещеры

Самым ближним поселком к пещерам является одноименная Воронцовка, образованная в начале 20 века переселенцами из Украины, пришедшими сюда в надежде на лучшую жизнь. В 20-е годы сюда переселилось много армянских семей. Были образованы совхозы, селяне занимались выращиванием элитных сортов винограда, выкорчевывали лес, была организована садово-огородническая артель. На отвоеванных от леса участках земли выращивали даже пшеницу. В 1928 году сюда переселились коммунары из Сибири, они занимались добычей бука. А в 1936 году в этих краях были массово заложены десятки гектаров чайных плантаций. Все мы знаем, что произошло в советское время с большинством виноградных плантаций-борясь с пьянством их просто грубо вырубили.

Окраины Воронцовки-это экологически чистый район, здесь очень редко можно увидеть грузовые автомобили. В лесах растет очень ценное дерево-самшит, из него вытачивают подшипники для подводных лодок, для бесшумной работы механизмов. Самшит растет очень медленно, 1 мм в год в высоту и 3 мм в ширину. Для того, чтобы выросло большое дерево надо 700 лет.

Воронцовские пещеры

В поселке Воронцовка дорога неожиданно поворачивает круто направо и вскоре мы оказываемся у входа в Воронцовский Ланшафтно-карстовый комплекс.

Воронцовские пещеры

Ближе к пещере дорога заходит в реликтовую рощу высоченных восточных буков, пересекает мостиком ручей и огибает каменной лесенкой ту самую гору, под которой находятся пещеры.

Воронцовские пещеры

Рядом с пещерой выстроилась целая группа рукотворных языческих идолов, вырезанных из камня и дерева.

Воронцовские пещеры

Сама пещера находится под управлением частной фирмы, поэтому вход в нее оплачивается отдельно, а внутрь пускают группами по 15 человек в сопровождении экскурсовода.

Над входом нависла скала на самом деле вход — это большущая горизонтальная щель с занавесью из лиан, не доходящих до земли. Пешеходная дорожка с перилами — в левой части входа, у стены.

Воронцовские пещеры

Горы покрыты густой растительностью, из деревьев широко распространены бук, дуб, каштан, груши. Полномасштабное оборудование экскурсионного маршрута было сделано совсем недавно, в 2000 году. Планируется его дальнейшее благоустройство.

Воронцовские пещеры

Воронцовские пещеры известны уже более ста лет, но их научное исследование происходило в основном в 50–70 годы 20 века. Пещера не только замечательный геологический памятник, археологическими раскопками в ней обнаружены многочисленные вещественные доказательства заселения пешеры первобытным человеком. По найденным каменным и костным орудиям, остаткам посуды, костям животных археологами установлено, что человек обитал здесь уже 15–20 тысяч лет назад! В более удаленных частях системы найдены многочисленные останки пещерных медведей. Система Воронцовских пещер — одна из крупнейших на Кавказе. Ее полная длина — более 11 километров, перепады высоты — 240 метров. И вот наконец мы спускаемся вниз, туда-куда так влечет всю нашу туристическую группу.

Воронцовские пещеры

С каждым шагом тьма сгущается, щебет птиц и шум ветра остаются за спиной. Мы погружаемся в царство вечного мрака — в мир без Солнца, Луны и ярких южных звезд.

Воронцовские пещеры

Перед нами высокие галереи, причудливые улитки гротов, где кальцитовые капли миллионы лет точили и лепили податливый камень, украшая потолки и стены странными фигурами, где гигантские сталагмиты стоят, словно стражи, охраняя вход, а хрупкие геликтиты создают неповторимый узор. Мы спустились в туннель, проникли в волшебный и загадочный мир — мир Воронцовских пещер.

Воронцовские пещеры

Но можно с уверенностью сказать, что подземные галереи раскрыли не все свои тайны.

Воронцовские пещеры

Трудно поверить, но все бесконечные проходы и огромные залы созданы обычной водой. Капля камень точит. Сотни тысяч лет подземные ручьи вгрызались в известняк, и небольшие трещины превратились в просторные ходы и глубокие колодцы.

Воронцовские пещеры

Вода и сегодня струится по пещере, промывая ходы, возводя плотины, давая начало горным рекам Восточная Хоста и Кудепста.

Воронцовские пещеры

Летом и зимой в пещере одинаковая температура — около 12 градусов. Влажность — почти 100%. Поэтому спускаясь в пещеру необходимо позаботиться о теплой одежде.

Воронцовские пещеры

Побывав в экскурсионной части пещеры, оборудованной освещением, дорожками и лестницами, мы прикоснулись к необычному, таинственному и прекрасному миру.

Воронцовские пещеры

А вернувшись на поверхность, как-то по-новому оцениваешь солнечный свет, прелесть лесных цветов, пение птиц и яркие краски Кавказских гор. Ведь все познается в сравнении!

Воронцовские пещеры

Горы покрыты густой растительностью, из деревьев широко распространены бук, дуб, каштан, груши, Полномасштабное оборудование экскурсионного маршрута (подземной части, привходовых участков и подъездных путей) было сделано совсем недавно, в 2000 году. Планируется его дальнейшее благоустройство.

Хотя день был пасмурным и дождливым, поездка понравилась. Иногда очень полезно окунуться в мир не земной, а потом с еще большей радостью, поднявшись на верх, оценить-как прекрасна жизнь на нашей планете.