Турист Ирина (IrinaS)
Ирина
была 30 июня 2016 14:09

Обераммергау — Германия Июнь 2011

Деревню Обераммергау называют «альпийской жемчужиной». И действительно, она словно сошла с красочной открытки. Во всяком случае, я именно такой и представляла себе типичную баварскую деревушку. Знаменита она своими расписными домами, искусными резчиками по дереву и театрализованным представлением «Страсти Христовы».

Обераммергау

Для поездки в Обераммергау из Хоэншвангау мы воспользовались рейсовыми автобусами. Надо отметить, немцы здорово продумывают свои транспортные услуги — удобное расписание, стыковочные рейсы, комфортабельные автобусы. Я уже рассказывала про баварский билет, сейчас хочу рассказать про такую «штуку» как дневной билет. Покупай билет на целый день, и катайся на всех маршрутах по всем городкам. Вот и мы купили билеты, сели в автобус № 73 и отправились в Обераммергау. Нужно доехать до остановки Echelsbacher Brucke, здесь сделать пересадку на автобус № 9606. Кстати, само место у мостика очень красивое — зеленый лес и глубокое ущелье. За 40 минут мы доехали до нужного нам пункта. Хочу добавить, что именно такие поездки на местном транспорте дают возможность познакомиться с жизнью страны, увидеть такие удивительные места, которые никогда не увидишь, проезжая на экскурсионных автобусах по обезличенным автобанам: нарядные домики, цветущие палисадники, чудные улочки. А ехать — одно удовольствие — в автобусе человек 6–7, из них нас — четверо.

Казалось бы: маленькая деревенька, да — красивая, да — искусные мастера, да — раскрашивают домики, да — играют самодеятельный спектакль в течение 6 часов, ну и что? Но оказывается, традиции быта появились не сами по себе и не просто так, а имеют глубокие корни в интереснейшей истории и тех бурных событиях, которые здесь когда-то происходили.

Обераммергау

Территория, где находится эта деревня, была заселена давно, еще почти 3тыс. лет назад. Здесь жили охотники, потом пришли кельты, потом римляне, потом германские племена баюваров, с которых и пошло название всей земли Бавария.

Во времена римлян это было довольно оживленное место. В 100 км от нынешнего Обераммергау находится город Аугсбург, который был столицей основанной римлянами провинции Рэтия, а в 20 км — другой римский укрепленный пункт — Партанум (ныне Партенкирхен). Через эти два города шла римская военная дорога, уходившая далее через Альпы в Северную Италию. Прошло 500 лет, римская империя под ударами варваров рушится и разваливается. На эту землю пришли германские племена и стали обустраивать новую жизнь, создав самостоятельное государство.

В средние века небольшие поселения обычно создавались вокруг замков феодалов, городов, монастырей. Такова была история и Обераммергау, первое письменное упоминание о котором датируется 9 веком. Издавна жители деревни исполняли повинности в пользу монастыря Роттенбух. Но в XIV веке рядом появляется новый монастырь — Этталь. Он был основан императором Людвигом из рода Виттельсбахов, которые владели здешней территорией. Легенда гласит, что именно в этом месте перед высокой елью конь императора рухнул на колени, и Людвиг, который уже давно хотел основать монастырь, понял, что это знак свыше — монастырю быть, и именно здесь. Добраться до монастыря можно было либо по старой римской дороге, преодолевая крутые подъемы, либо вокруг деревушки Обераммергау по равнине, что было, конечно же, удобнее. Так Обераммергау оказалась важным пунктом на пути в новый монастырь, а на жителей были возложены транспортные и строительные обязанности. Но император при этом не забыл с ними щедро расплатиться: крестьяне получили право свободно наследовать имущество, строить дома по своему усмотрению, стали привилегированными извозчиками по всей округе, получили право торговли. Но при этом они поступили в распоряжение нового господина — монастыря Этталь, который стал еще одним покровителем деревни. По всем спорным вопросам жители представали перед судом отцов бенедиктинцев из Этталя, а вот исповедоваться они ходили по-прежнему к своему священнику в Роттенбух, церковную десятину платили тоже этому монастырю. Так Обераммергау оказалась в положении «слуги двух господ», и оба господина были в черных сутанах.

Наступает XVI век, а с ним и религиозный раскол. Более простой и понятный народу протестантизм заставил католицизм изменить кое-что в своих догматах, стать ближе и доступнее верующим, доказать им убедительность и привлекательность сложной картины церковного «неба». Одним из способов этого было создание маленьких фигурных изображений евангельских событий со всеми персонажами. В церкви верующий был одинок перед массивными фигурами святых, перед ними нужно было молиться, склоняться, но ощутить их «своими», почувствовать близость с ними было сложно. А маленькие фигурки можно было трогать, переставлять с места на место, с ними можно было разыгрывать сценки, придумывая новые вариации на евангельский сюжет. Они стали элементом собственного психологического пространства человека, переводили высокие слова церковной службы на понятный язык.

Первые такие «кукольные театры» (вертепы) появились в Праге, а потом и в других городах Европы. А вокруг Обераммергау столько леса, здесь жили такие искусные резчики по дереву, рядом монастырь, — понятно, что новая модная тенденция никак не могла пройти мимо деревни.- и вот из-под резца жителей выходят распятия, фигурки святых, переносные алтари, не случайно их потом назовут «резчиками Господа бога». И церкви, и братства, и обыватели хотели иметь мелкие и изысканные по исполнению фигурки для рождественских и пасхальных сцен. С тех пор и до настоящего времени великолепные деревянные фигурки являются визитной карточкой поселения: везде полно витой изящной резьбы.

Обераммергау

Посмотреть и купить сувениры можно в многочисленных магазинчиках. Есть и специальная мастерская — Пилатусхаус; в ней можно посмотреть, как создаются изделия и купить их, а в рабочие дни с 9 до 11 можно и самим стать средневековым подмастерье и получить навыки резьбы по дереву.

Обераммергау знаменит и своими театрализованными представлениями Страстей Господних. Интересна история их возникновения. Дело в том, что уже в ХI — XIII веках на Западе появились первые попытки проникновения драматического элемента в церковную службу, а иногда прямо в церкви, после службы разыгрывались короткие сцены на евангельские сюжеты на латыни, играли их церковные служители или молодые студенты-теологи; с годами представления вырвались за пределы церкви, игрались на площадях, на народных языках. Центрами, где показывались действа о страданиях, смерти и воскрешении Христа, были города с их свободным, а потому и инициативным, населением, которое требовало «хлеба и зрелищ». Устраивались такие представления и в Обераммергау.

Находясь на важной дороге между монастырями, занимаясь торговлей, перевозками, ремеслом, имея деньги в казне общины, местечко процветало. Войны, разрушения и бедствия долго обходили его стороной. Все изменилось в 30-х годах XVII века, когда до тихого уголка в Альпах докатилась гроза 30-летней войны. Солдаты шведского короля рыскали по Баварии, разрушили монастыри Роттенбух и Этталь, несчастная судьба ждала и Обераммергау — деревня была разграблена, церковь осквернена, ее алтарь взорван. А вместе с чужими солдатами пришла и еще одна беда — чума, уничтожившая почти полностью население деревни. И тогда 27 октября 1633 года собирается совет деревни и перед распятием просит бога о прекращении бедствия и торжественно клянется в ответ отныне и до конца света разыгрывать на сцене мистерию, воссоздающую последние дни жизни Христа. Хроники свидетельствуют, что с того времени эпидемия в деревне пошла на убыль…

А представления? Почти повсеместно в Европе они прекращались, пришла другая жизнь и другие заботы, а жители Обераммергау и до сегодняшнего дня верны обету, который их предки дали почти 400 лет назад. В 1871 году театральное представление посетил король Людвиг II. Он пришел в восторг от увиденного и в знак признательности приказал возвести на горе мраморный крест с фигурой распятого Христа. Об этом была выписана специальная грамота от 12 октября 1875 года. Документ с личной подписью короля, заверенный государственной печатью и обшитый голубым бархатом хранится в общине деревни. В 1930 году для представлений построили специальное театральное здание — Пассионшпиль, чуть севернее главной площади, между ней и вокзалом.

С 1680 года мистерии разыгрываются раз в 10 лет, последнее состоялось в прошлом году. В нем принимают участие многие жители Обераммергау: выступают актерами, певцами, танцорами. За полгода до начала указанного времени актеры — мужчины перестают бриться и отращивают бороды. В спектакле используются музыка, костюмы, декорации, созданные много лет назад.

Обераммергау — деревня, которую надо рассматривать. Обычно ее проезжают по пути в Линдерхоф, делая пересадку с поезда на автобус. Но следует все-же остановиться здесь, чтобы полюбоваться мастерством местных жителей.

Каждый дом — произведение искусства, и это еще одна достопримечательность деревни — роспись по штукатурке — Люфтмалерай или «воздушная живопись». Это особый прием росписи, при котором создается впечатление, что дом богато декорирован лепниной и колоннами, ставнями, скульптурами, на самом деле дома плоские.

Обераммергау

В 1748 году здесь родился художник Франц Цвинк, который и начал расписывать фасады домов. На фресках изображены библейские и сказочные сюжеты, все, что имеет отношение к постановкам. Сам художник жил в доме «Zum Luftl», отсюда и пошло название Luftlmalerei.

Обераммергау

В Обераммергау есть главная торговая улица, работает исключительно на туристов.

Обераммергау

На главной площади деревни недавно поставили фонтан, на котором представлены картины многовековой истории деревни: основание, чума, Тридцатилетняя война, резчики по дереву, нашествие Наполеона.

Здесь же, на площади находится бывший дом судьи, построен в 18 веке.

Интересен ярко раскрашенный домик

Обераммергау

На площади деревни стоит самый старый отель — «Старая почта» (Alte Post), здание построено в 1612 г.

Обераммергау

Самым красивым зданием деревни считается дом «Пилат» (Pilatushaus), построенный в 1775 г. Сейчас в здании музей.

Обераммергау

Интересен дом с названием «Дом Иуды» (Judashaus). Свое название он получил из-за того, что его хозяин в театральных представлениях 1890, 1900, 1910 годов исполнял роль Иуды, традицию продолжил его сын. Само здание построено в 18 в.

Приходская церковь Петра и Павла, построена в 18 в.

Внешний вид скромен,

Обераммергау

заходишь внутрь — поражаешься обилию ярких красок и золота.