Турист Ирина (IrinaS)
Ирина
была 30 июня 2016 14:09

Венеция — Италия Июнь 2010

В свое время А. Герцен писал: «Великолепнее нелепости, как Венеция, нет. Построить город там, где город построить нельзя, само по себе безумие; но построить так один из изящнейших, грандиознейших городов — гениальное безумие.»

Венеция

А если еще и представить себе, что Венецианская лагуна — обыкновенное болото… Но люди здесь жили издавна. Сначала это были местные рыбаки, затем войны загнали сюда целые народы. Спасаясь от нашествия варваров под предводительством жестокого Аттилы, жители северных провинций Римской империи перебрались на острова Адриатического моря. Только там они могли чувствовать себя в безопасности. В то время, как другие европейцы скрывались за высокими крепостными стенами, будущих венецианцев спасала вода, отсутствие дорог и мостов. В случае военной опасности достаточно было извлечь вешки, размечавшие фарватер, и лагуна становилась засадой для судов врага.

Места для строительства традиционного европейского города было мало, поэтому венецианцам пришлось много потрудиться, чтобы создать настоящую жемчужину.

Венеция построена на сотне маленьких островков, разделенных каналами, и самую большую трудность для первых поселенцев представляло создание прочного фундамента, на котором можно было бы вести строительство зданий. Но от горожан требовалось не только построить дома, но и их содержать. Кроме того, надо было поддерживать экосистему, которая сама нуждалась в защите от приливов моря и наносов рек: отводить реки, углублять фарватеры, укреплять острова.

Тяжелый труд на протяжении столетий формировал венецианское общество, «общество людей с волчьей хваткой». Не случайно Гете, бывший в Венеции в конце XVIII в., написал: " Не для забавы бежали люди на острова. Нужда приучила их искать безопасного укрытия в этом неблагоприятном месте, научившем их уму-разуму… Венецианец волей-неволей должен был стать человеком «новой породы».

И он таким стал.

Венецианцам не хватало земли под строительство зданий, еще меньше ее было для сельского хозяйства, поэтому и занялись жители города морским и торговым делом. Венецианцы на своих галерах бороздили Средиземноморье и достигли небывалого могущества. Город богател на морской торговле, и, прежде всего, на торговле пряностями. Привозили слоновую кость, янтарь, шелк. Именно через Венецию впервые в Европу были завезены рис, кофе и сахар. Каждая победа, каждый новый торговый договор обогащали город и укрепляли венецианцев в вере, что их город самый значимый, самый великий. Немало обогатились венецианцы и во время крестовых походов. Вообще, Венеция славится тем, что украшала себя не только военными трофеями, но и просто украденными сокровищами. Богатый город мог позволить себе пригласить знаменитых художников, архитекторов, писателей, прославлявших красоту Венеции и достоинства ее жителей….

Я всегда хотела побывать в Венеции — та старинная картина из детства не давала покоя…

Венеция

И, наконец, мечта сбылась. Собираясь на отдых, мы выбрали курорт Лидо ди Езоло именно из-за его близости к этому прекрасному и таинственному городу.

КАК ДОЕХАТЬ ИЗ ЛИДО ДИ ЕЗОЛО ДО ВЕНЕЦИИ

В отелях продаются единые билеты «автобус + катер до Венеции и обратно», 17.80 евро.

Или единый билет «автобус + катер + вапоретто по Гранд Каналу + острова», 22.80 евро.

А можно и просто доехать на автобусе № 5 до Понто Саббиони (4.80 евро) и купить на причале билет на катер (13 евро).

ВЕНЕЦИЯ

За время отдыха мы Венецию посетили дважды.

Первое посещение было несколько сумбурным.

От Понто Саббиони на катере мы прибыли на площадь Сан Марко.

После нашего размеренного и расслабленного Лидо ди Езоло здесь, в Венеции, мы были подхвачены мощным разноязыким туристическим потоком.

Великолепие, обрушившееся на нас, потрясало, я не успевала поворачивать голову, снимать на видео и фотографировать — памятник Виктору-Эммануилу П, мост Вздохов, самый шикарный отель Венеции во дворце Дондоло…, а людской поток все нес и нес нас к площади Сан Марко.

Венеция

С большим удовольствием прогулялись по Пьяцетте. Помня, что ни в коем случае нельзя проходить между двумя колоннами Святого Марка и святого Теодора (там в средневековье устраивались казни), мы благоразумно обошли их и попали на площадь Сан Марко.

Венеция

Ура! Здесь нет знаменитых голубей!!!! (Где они в тот момент были — не знаю).

На площади — Дворец Дожей.

Через Бумажные ворота

и арки Фоскари

мы прошли во дворик Дворца

Венеция

полюбовались лестницей Гигантов, вырубленной из чистейшего каррарского мрамора

На верхней площадке лестницы установлены огромные статуи Марса и Нептуна — военного и морского покровителей Венеции.

Венеция

Там происходили все торжественные церемонии, совершаемые Венецианской республикой, и самой пышной из них было венчание дожа. Здесь же, во дворике колодцы, из которых когда-то брали самую чистую воду в Венеции.

Мы купили билеты (12 евро на человека, кассы со стороны Набережной) и прошлись по внутренним покоям Дворца. Кстати, во дворец большая очередь, но это — организованные группы ждут своей очереди, а самостоятельные туристы проходят без очереди.

Дворец был не только резиденцией правителя Республики, но и главным административным зданием Венеции. Все во дворце свидетельствует о богатстве и величии правителей республики: огромные залы, богато украшенные лепниной и позолотой, великолепными картинами. Живопись — это главная достопримечательность Дворца дожей. Каждый плафон здесь расписан крупнейшими художниками Венеции. Особенно много здесь работ мастеров венецианского Возрождения — Веронезе и Тинторетто. Для любителей живописи дворец Дожей — просто рай.

Но меня больше всего привлекло другое — под потолком зала Большого совета расположено 76 портретов дожей — по два в каждой раме. Один из них замазан чёрной краской, поверх которой выведена назидательная надпись: «Это место Марино Фальера, обезглавленного за преступления». Дож был уличен в заговоре против правительства и казнен в 1355 году. Ни один его портрет не сохранился. Республика мстила тому, кто покусился на ее права, но… парадоксы истории — убрали все изображения человека, хотели стереть саму память о нем, а в итоге из всех 120 дожей туристов больше всего привлекает именно тот, кого убрали!

Великолепный Дворец дожей — еще и тюрьма. Мы прошлись по мрачным казематам, где пытали преступников, по камерам поцци, что значит колодцы. Камеры тюрьмы — настоящие каменные мешки. Некоторые из них расположены так низко, что во время дождя их заливало водой. Но были еще и камеры под свинцовой крышей дворца — пьомби. Эти камеры не заливала вода, но ее узники страдали летом от невыносимой жары, а зимой от адского холода. Когда-то сюда были заключены Джакомо Казанова и Джордано Бруно.

Прошлись по мосту, соединявшему Дворец с тюрьмой, вздохнули, как средневековые арестанты и вышли на площадь Сан Марко — «самую элегантную гостиную Европы», как назвал ее Наполеон. Ну что ж, после «балкона Европы» в Дрездене совсем не дурно было посетить и «гостиную Европы» !

Раньше на этом месте был маленький остров, заросший деревьями. Между ним и Дворцом дожей протекал канал. В XII в. канал засыпали, а площадь замостили. За столетия существования площади, чего здесь только ни происходило…рынок, ярмарки, карнавалы, турниры, религиозные мероприятия. Здесь смешивались нарядные красавицы, загорелые моряки, ближневосточные купцы в парчовых хламидах, продавцы сладостей, гадалки, мошенники.

На площади по-прежнему многолюдно, так многолюдно, что сложно фотографировать (это знают все, кто был в Венеции). Старинные кафе гостеприимно распахнули свои двери, в том числе и самые знаменитые из них — Флориан и Квадри.

Перед кафе оркестры играют популярные мелодии, официанты, одетые в стильную форму, приглашают гостей в свои заведения. В кафе «Флориан» я увидела потрясающей красоты пару: он — красавец, одет по-европейски, она — в одеянии восточной богатой дамы с лицом, наполовину закрытым великолепным шелком!

На площади — собор святого Марка. Для Венеции он значит не меньше, чем Нотр-Дам для Парижа или собор Святого Петра — для Рима. Это не просто храм — это образ города, одна из величайших его святынь.

Венеция

Вход в собор свободный, но если вы захотите посмотреть сокровища собора (многие из которых награблены во время крестовых походов), надо будет заплатить за проход к ним, точно также за отдельную плату можно подняться и на крышу собора. Какой чудесный вид открывается с крыши! Фотоаппараты щелкают, не умолкая. А я внимательно оглядывала крышу Дворца дожей — увижу ли то самое оконце, через которое вылез из своей жуткой камеры Дж. Казанова? Увы…

Погуляв по площади, мы прошли через арку башни Оролоджо (Часовая башня), повернули налево и попали на торговую улочку Венеции.

Венеция

А дальше….дальше нас несло общим людским потоком.

Как и все, мы прогулялись по мосту Реальто, по его лавочкам, по близлежащим улочкам.

Венеция

Кстати, именно там, у моста Реальто, мы нашли прекрасное кафе self service, взяли вкуснейшую жареную курочку, салаты, сок, заплатили за все 17 евро на двоих. Кстати, о еде. В кафе и ресторанах цены высокие, причем, не важно, где вы находитесь: в центре или на окраине. Гуляя по Венеции, мы забрели куда то, где вообще и народу-то не было, одни негры бегали от полиции, а потом что-то оживленно обсуждали, сидя на мостике недалеко от ресторана, который так не во время оказался на нашем пути. Почему не во время? Да потому, что я не хотела здесь останавливаться, ведя друзей к кафе self service, но мужчины требовали остановки и пищи. А тут еще официант выскочил, и буквально втянул нас в ресторан, да еще и так здорово говорил по-русски. Пришлось остаться. Мы заказали привычные овощные салаты, мясо, пиво и сок. Привыкнув к огромным порциям, мы невольно «крякнули», увидев то малое количество, что лежало на тарелках. Но процесс пошел, назад дороги не было. Съели, почувствовали себя голодными, заказали еще по тарелочке спагетти. О, какие тарелочки были у нас в Лидо, и какую горстку мы получили здесь… Полуголодные, заплатив за четверых 90 евро, мы покинули сие заведение. Но зато в следующий раз мы вкусно поели там, где и хотели, причем, намного дешевле.

Но — это кулинарное отступление, а у нас в программе — Гранд-канал.

Венеция

Поскольку у нас был единый билет, включающий и поездку по каналу, мы сели в первое попавшееся вапоретто и поплыли. Плавали долго, по всем маршрутам, рассматривая дома, дворцы, церкви, попадавшиеся канальчики и уютные дворики. Поздно вечером мы сели на катер и отправились домой.

Венеция

В Венеции мы пробыли целый день. Вернувшись в номер отеля, я пребывала в легком замешательстве: я так давно мечтала побывать в этом городе, а теперь не знала, не могла понять: та ли это Венеция, о которой мечтала? Какое-то странное ощущение недосказанности, недосмотренности, что ли…

На следующий день мы с мужем решили, что должны обязательно посетить Венецию еще раз.

Венеция

И правильно сделали. На этот раз мы «выскочили» из потока туристов и пошли гулять, куда приведут улочки. А приводили они нас в очень интересные и живописные кварталы, на маленькие площади с уютными домиками, с церквями, колодцами. В одном из отзывов я прочитала, что Венеция производит впечатление мертвого города. Согласна, особенно, когда плывешь по Гранд Каналу и видишь брошенные дома.

Но, гуляя по «непарадной» Венеции, начинаешь понимать — нет, этот город живой! Старенькие, облупившиеся дома, покосившиеся ставни, но при этом горшочки с цветами, ухоженные дворики, красивые витрины магазинов с бесчисленными масками, аккуратные старушки с палочками, с трудом поднимающиеся по ступеням мостиков, развешанное белье. Мы даже видели, как рабочие пытались вскрыть заклинивший замок в старинной двери.

Венеция

Спокойно гуляя по Венеции, мы сделали собственные маленькие «открытия». Совсем рядом с площадью Сан Марко, за Часовой башней, на торговой улице есть интересный дом с аркой. Над аркой — каменное изображение старушки со ступой в руках.

Венеция

Это изображение женщины, которая смогла предотвратить государственный переворот — ночью она не спала, толкла соль и увидела, как по улочке крался вооруженный отряд к Дворцу. Старушка бросила ступку на голову предводителя отряда, порядок смешался, поднялся шум, его услышала стража Дворца и перебила бунтовщиков.

Мы нашли современное здание старейшего театра Венеции — театра Гольдони, а потом — и памятник самому драматургу.

Венеция

На Славянской набережной увидели дворец, в котором родилась первая в мире женщина, получившая диплом Падуанского университета Елена Лукреция Корнаро Пископиа. На этой же набережной расположена церковь, связанная с именем А. Вивальди. В ней впервые прозвучали многие его произведения, которые исполняли девушки из расположенного рядом приюта.

Уже привыкнув «петлять» по бесконечным улочкам, переходя из одного дворика в другой, мы вдруг встали, как вкопанные, и где-то в подсознании «пронеслось»: «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля»… Да-да, перед нами настоящая кремлевская стена! Это стена Венецианского Арсенала. Протяженность стены почти три километра, по ней ходили вооруженные стражники, охраняя Арсенал, где строились суда Республики.

Венеция

Вдали от туристических мест, спокойно гуляя и наблюдая повседневную жизнь я, наконец, начала понимать и «принимать» Венецию.

Венеция

Но по-настоящему я влюбилась в Венецию и венецианцев только после поездки по островам Венецианской лагуны. Об этом — в следующем рассказе.