Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был вчера 22:00

Париж — Франция Январь 2000

К концу года многих охватывает странное беспокойство — хочется как можно интереснее встретить Новый год, понятно, что к концу 99г это беспокойство достигло максимума, ведь впереди маячил юбилейный — 2000 год. По сути, год с тремя нулями на конце не должен отличаться от любого другого, но столь круглые даты бывают раз в тысячу лет, поэтому и отметить ее хотелось совершенно по-особенному.

Надо было придумать что-то пооригинальнее тривиальной пьянки под звон курантов, моя большая и пламенная страсть к путешествиям подсказала мысль встретить миллениум в Париже. Жаль, что идейка озарила довольно поздно — в начале декабря, оказалось, что эта мысль уже посетила множество светлых голов намного раньше, и большинство путевок в Париж уже распроданы. По случайности, у турагентства «Старый город» удалось приобрести три последних путевки на автобусный тур «Новогодний Париж», оставалась небольшая формальность — оформить полтора дня отпуска и паковать чемоданы.

Но тут возникли непредвиденные трудности: начальник Вася позавидовал подчиненному, и отказался дать мне малую толику законного отпуска. Он предъявил ультиматум: либо я отказываюсь от поездки, при этом теряю все деньги, и праздник во Франции, либо я еду, но теряю работу. Шеф не на шутку «попер в дурь» — даже в молодом возрасте встречаются неадекватные личности, и тут моя страсть сказала свое веское слово — «ехать однозначно!», странно, но жена поддержала рискованное решение.

27 декабря разместились в купе поезда Москва-Брест, и сразу познакомились с соседями — Слава тоже ехал с семьей, по странной случайности он так же остался без работы с сегодняшнего дня — до чего же московские безработные любят отмечать новый год в Европе. Поезд, пересадка, автобус, границы… за трое суток добрались до Парижа.

Автобус привычно пожирает километры французских дорог, а за окном пролетают печальные следы недавнего урагана: поваленные деревья, опрокинутые рекламные щиты, порванные проводов — стихия порезвилась от души. К обеду достигли парижской кольцевой дороги (переферик), все как у нас — нескончаемый поток машин и постоянные пробки.

Здесь нас поджидала первая серьезная накладка, резко изменившая планы: групповод Лена (ее роль состояла в сообщении неприятных вестей) огорошила всех: обещанный отель в центральной части Парижа отменяется, а жить придется у «черта на куличиках» — в отеле Гео 3* (район а/п. Орли) — полчаса до Парижа на местной электричке RЕR, а до нее надо еще ехать на автобусе, который ходит раз в час, в компенсацию пообещали проездной.

Зимние дни очень коротки, а ведь сегодня еще запланирована экскурсия по центральной части Парижа, пока добрались до города, сгустились сумерки, начался моросящий дождик и поднялся сильный ветер. Порыв ветра вырвал из рук ротозея-туриста зонт, и первые видеокадры, снятые мною в центре — это одинокий зонтик, плывущий по грязно-желтым водам Сены, вздувшейся от наводнения. Уровень реки поднялся так сильно, что вода затопила дороги, идущие вдоль набережных, и не ходили прогулочные кораблики — они не могли проплывать под мостами. Экскурсия получилась скомканной.

Новогодние приключения безработных в Париже

Культовый Нотр Дам де Пари строили с 1163 по 1345 г.г., но он абсолютно не похож на своего тезку из Реймса, и не производит того потрясающего впечатления, на которое я рассчитывал. Несмотря на дождь, толпы туристов осаждают вход в храм, поэтому попасть внутрь не удалось.

Новогодние приключения безработных в Париже

Около Отеля де Виль — весьма импозантного и респектабельного здания местной мэрии, гид рассказал анекдотический случай о том, как новый русский при осмотре этого здания спросил у него, а почему же его не поселили в этот крутой отель? После экскурсии мокрые и замерзшие бредем по вечерним улицам города-мечты, города-легенды, города-сказки, решили зайти в подземный магазин (жаль, не помню его названия): поглазеем на витрины, заодно и погреемся. Почти все отделы оказались закрыты, а в переходах тусовались множество молодых афро-французов с иссиня-черными лицами,

они так злобно зыркали на одинокую семью бледнолицых, что мы быстренько покинули помещение. Китайский ресторанчик — вот, что нам надо, мы там единственные посетители, внутри холодина, поэтому сначала сидим одетыми. Евро еще не в входу, но в меню цены уже во франках и евро. За 40 фр. (7 $) на каждого берем по комплексному обеду: салат, суп с прозрачной рисовой лапшой, утка и пирожное с зеленым чаем. Все очень вкусно, а порции так велики, что жена с дочерью не рассчитали сил, и «подорвались» на мелочах, после чего «гвоздь» программы — утку с ананасами им осилить не удалось.

Новогодние приключения безработных в Париже

Настало 31 декабря 1999 г., последний день года, века и даже тысячелетия, как писали многие газеты. Они маленько погорячились, т. к. ХХв и второе тысячелетие заканчивались через год — 31 декабря 2000 года, но ведь это не так важно, главное, что встреча юбилейного 2000 года близка, как никогда! Программа самого длинного в году дня очень насыщена: Версаль, Лувр, Эйфелева башня, проводы года по московскому времени, и в завершении — встреча НГ на Елисейских полях. Сначала все шло по плану, и даже погода решила побаловать — закончился дождь, и вместо него всю землю окутал густой туман.

У входа в Версальский дворец стоит конная статуя его строителя и хозяина — Людовика ХХIV, знаменитого «Короля-солнца», многие слышали его крылатые слова: «Государство — это Я!», но ему принадлежит и другое изречение «Я хочу, что бы в супе каждого француза плавала курица» — за такую отеческую заботу народ его любил, даже несмотря на то, что он полностью разорил казну. Перед входом чернокожие продавцы торгуют сувенирами, кажется, что мы в Египте, но есть пара отличий: на улице прохладно, и главный сувенир здесь не Тутанхамон, а Эйфелева башня. Здание дворца утопает в плотной вате тумана, на территорию дворцового парка туристов не пускают — спешно убирают последствия урагана, но геометрически правильная панорама кустов, стощих, как солдаты на параде, и аккуратно подстриженные газоны, восхищают.

Новогодние приключения безработных в Париже

Поутру в Зеркальную галерею дворца очередь совсем небольшая, говорят, ночью здесь будет костюмированный бал, билетики всего по 2500 $, но у нас другие планы. По пути в галерею проходим по длинным анфиладам царских покоев, в которых король ел, пил, кутил и жил. Раньше часть мебели была из чистого серебра, однако, очередная революция требовала денег, и мебель из драгметалла реквизировали. Сама зеркальная галерея восхитительна, ибо 70 метровая зала, с одной стороны почти полностью облицована зеркалами на 13 м высоту, а на другой стороне — ряд больших окон. Они дают так много света, что он, отражаясь в зеркалах, заполняет все помещение, и играет в подвесках хрустальных люстр, свисающих с высоких расписных потолков.

Впереди нас ждал Лувр, несмотря на утренний час, на подъезде к Парижу уже начали появляться «пробки», а на мостовой кое-где валялись деревья, поваленные бурей. Много лет назад знакомый обронил фразу: «…а наш Эрмитаж намного лучше…» Тогда я посчитал его снобом, но, оказавшись рядом с Лувром, понял, что доля истины в его словах была: серое приземистое здание главного музея Франции, придавленное низким декабрьским небом, выглядело совсем не так празднично и ярко, как Эрмитаж после очередной реставрации.

Строение по форме напоминает гигантскую букву «Д», с сильно вытянутыми нижними «ножками», его правое крыло вытянулось вдоль Сены, а на подходе к главному входу стоит Малая триумфальная арка, возведенная чуть раньше Большой, в ознаменование побед Наполеона. Молодцы французы — не стали сносить памятники после каждой новой революции: если памятник построен, пусть стоит долго. Кстати, о Наполеоне здесь напоминает очень многое, в т. ч. и огромные буквы N на мостах через Сену.

Новогодние приключения безработных в Париже

В центре музейного двора торчит огромная стеклянная пирамида, окруженная пирамидками поменьше, раньше я видел этот «шедевр» архитектуры на фотографиях, казалось, что он сильно обезобразил постройку. Однако, на месте все оказалось не так плохо: модерновая пирамида органично вписалась в архитектурный ансамбль. Спускаясь на эскалаторе в чрево пирамиды, попадаем в Лувр — это главный вход в экспозицию, при этом не все знают, что пирамида — творение американского китайца И Минг Пена.

В музей попали после обеда, заодно сэкономили на билетах (после обеда дается ощутимая скидка). Экспозиция настолько огромна, что ходить по ней можно целыми днями, но простым туристам 3–5 часов вполне достаточно, что бы бегом пробежаться по залам и увидеть самое-самое: Джоконду, Венеру Милосскую, Нику Самофракийскую и Египетский зал, созданный на основе коллекции Шампильона. Первым делом мы рванули к Моне Лизе, благо во всех залах есть стрелочки-указатели. Чем ближе к цели, тем больше посетителей, у самой картины, надежно спрятанной за пуленепробиваемым стеклом, вообще не протолкнуться, каждый считает своим долгом блеснуть вспышкой и запечатлеть шедевр на свою личную «мыльницу».

Если говорить честно, то я так и не понял, в чем успех картины: молодая женщина со сбритыми по той моде бровями безучастно смотрит вдаль и все…, загадочную улыбку, которую так часто обсуждают ценители, я не заметил. Картина не впечатлила, либо художественного вкуса не хватило, либо сыграл свою роль критический настрой: не раз читал статьи о том, что натурщица была больна и странное выражение ее лица — обычный паралич лица. Тем не менее, посетить Лувр надо обязательно, ведь картины и скульптуры потрясающие.

Новогодние приключения безработных в Париже

Теперь надо ехать на Эйфелеву башню (метро Champ de Mars Tour Eiffel), ее построили в 1889 году к Всемирной выставке ненадолго, при этом большинство современников ругали сооружение за безвкусицу. Невзирая на козни злопыхателей, ажурное сооружение не только стоит на своем месте до сего дня, но даже стало символом города — вот такие превратности истории. А башня оказалась закрытой (наши гиды вновь оказались не в курсе, хотя об этом заранее писали все газеты). Пришлось, несолоно хлебавши, возвращаться в отель, и это было не главное разочарование в этот вечер.

При приобретении путевки гиды обещали бесплатно разместить нас в ресторане отеля для встречи НГ по московскому времени. За час до срока, женщины уже блистали перед зеркалами модными нарядами, специально привезенными из Москвы, а мужики с энтузиазмом готовили батареи спиртного. Уже в холле отеля, одним глазом поглядывая на TV, узрел знакомую личность на экране — Ельцин, жаль, по-французски не понимаю, но МихМихыч сообщает — президент отрекся от власти, вот это сюрприз, вот это радость, такого никто не ожидал!

Через несколько минут — новый сюрприз: короткие посиделки обойдутся в 40 баксов на человека (без еды и напитков) — это уже называется развод, пришлось отказаться от «заманчивого» предложения. С присущей ей самонадеянностью, которая подвела нас в эту ночь еще неоднократно, руководитель группы Лена, предложила ехать в центр Парижа и там найти кафе, где можно спокойно посидеть пару часов. Идея была бредовая, ведь к городу стремительно приближался Миллениум, ясное дело, что свободных кафе не нашлось, поэтому шампанское пришлось пить в движущемся автобусе, расплескивая новогодний напиток на себя и соседей.

В такой походной, и, отнюдь не праздничной обстановке, я и отметил свой очередной день рождения, а в 22–30 местного времени, когда Москва уже пировала, нас высадили недалеко от площади Конкорд. Народ, обходя многочисленные лужи, потихоньку плелся в сторону Елисейских полей — аналога нашей Тверской улицы. Многие одели смешные клоунские колпаки и шапки с мигающими фонариками, кто-то взрывал петарды, другие разминались шампанским, а большинство мирно гуляли в ожидании представления.

Египетская колонна, ярко освещенная прожекторами, как гигантская свеча сияла в ночи, уже не работающее колесо обозрения, установленное рядом, приветливо подмигивало яркими огоньками. Деревья Елисейских полей взамен опавших листьев искусно опутали мириадами светящихся лампочек, тысячи из которых сорвал ураган, их пришлось заменять буквально в последний день. По центру авеню через 200–300 м были расставлены загадочные сооружения, напоминающие ярмарочные колеса обозрения. Именно их столичные власти заявляли, как одну из главных «изюминок» праздника.

Все магазины были задраены металлическими жалюзи, кафе и рестораны были заранее забронированы по бешеным ценам, в них развлекались аборигены и «новые русские», а их покой охраняли дюжие секьюрити. Зайти можно было только в кафе Мадригал, но даже там стояла солидная очередь, которую не смущала 50 $ стоимость бутылки шампанского, и нулевая вероятность освобождения столика к Новому году.

Время неуклонно катилось к заветному мгновению, людей вокруг становилось все больше, настала пора провожать старый год. Традиционное «Советское шампанское» разлили в пластмассовые стаканчики, толкнули пару затертых фраз о минувшем годе, столетии и даже тысячелетии, пока выпили, на часах уже без пяти двенадцать. И вот свершилось: ноль часов, ноль минут, в стаканчиках уже плещется «Вдова Клико», все замерли в ожидании сигнала: боя курантов, сирены, «зеленого свистка», наконец.

Но сигнала нет, как нет, только лампочки, гирляндами развешанные на деревьях, пару раз мигнули, да вдалеке у Триумфальной Арки в небе вспыхнула пара худосочных салютов, и все… Опытные парижане тут же встрепенулись, и стал обливать друг друга французским шампанским: пенные струи под давлением били из бутылок во все стороны, как из огнетушителей, обдавая всех прохожих брызгами. Смотреть со стороны очень здорово, но когда пальто жены окатили розовым шампанским, было уже не до смеха — такие пятна вывести нелегко.

Ближайшее колесо осветили прожекторами и привели в движение, внутри обода, обтянутого полупрозрачной тканью, как шары в лохотроне, перекатывались сотни шляп. На сцене внизу группа, переодетая дикарями, под ритмичный грохот барабанов исполняла пляски племени мумба-юмба. Молодежь вокруг — в основном арабы, разогретая шампанским и дикарским ритмом, прыгала через головы друг друга, танцевала и дурачилась. Перед очередным тостом под конфетку, жена заметила, что соседний юноша с интересом поглядывает на сладость, сердобольная женщина от широты души протянула коробку парню — угощайся! Подумав, он нерешительно взял конфетку и протянул монету 10 франков (1,5 $), а за ним тут же выстроилась очередь любителей заморского шоколада, ищущих в кармане монетку.

Жена почему-то испугалась, и передала коробку мне, понятное дело, что я угостил ребят бесплатно, но сама история удивила и позабавила. Бенгальские огни я тоже презентовал новым знакомым, надо было видеть, с каким жадным любопытством арабы разглядывали серебристые палочки. Видя искрящее пламя, они радовались как дети, а один от избытка чувств решил подпалить другому волосы на затылке, благо, тот вовремя заметил пакость. И не я подозревал, что в Париже столько мигрантов из Африки, в 2006 году, смотря репортажи о поджогах во Франции, я вглядывался в лица бунтующей молодежи — может быть, кому-то из них я дарил бенгальские огни много лет назад?

Из соседнего ресторана высыпала на свежий воздух большая компания веселой и беззаботной молодежи в одинаковых соломенных шляпах. Молодые люди в модных костюмах, женская часть тоже одета на «пять с плюсом» — корпоративная вечеринка на Елисейских полях. Ребята сразу обратили внимание на наших девушек, французы быстро оценили славянскую красоту, хоть что девчата были плотно упакованы в зимние пальто. Однако, общение шло туго: французы не желают учить английский язык, а россияне не знают французского. Девчатам водрузили на головы шляпки, и началась фотосессия, на этом мимолетное знакомство и закончилось, пригласить русских красавиц в свое кафе галантные французы забыли.

А мы решили пройти по Елисейским полям в сторону Триумфальной арки, народу стало неимоверно много, поэтому дойти удалось только до следующего колеса, на нем вращались макеты самых известных строений мира: Эйфелева башня, Пирамида Хеопса, Храм Василия Блаженного, Пизанская башня и т. д., а на подмостках стоял грузовик, обвешанный трубами-динамиками, из которых лилась грустная мелодия парижской шарманки.

Между тем, настало время возвращения в нашу деревню — Antony. «Супергид» Лена сказала, что стоянка туристических автобусов в Париже в новогоднюю ночь запрещена, но метро будет работать всю ночь, поэтому мы спокойно доедем до пригорода, а там будет ждать автобус (увы, она в очередной раз обманула группу, т. к. автобусов в эту ночь в центре Парижа стояло море, а вот метро как раз не работало). А пока с веселой толпой гуляющих мы двинулись в обратный путь: первомайская демонстрация в Москве на фоне парижского гуляния выглядела, как ручеек по сравнению с полноводной рекой.

Площадка с барабанщиками все ближе, барабаны гудят под градом ударов десятков барабанных палочек, отбивающих первобытно-дикий ритм. Вокруг арабы и негры, европейцев почти нет, несмотря на тесноту, наши соседи начинают пританцовывать и раскачиваться, медленно продвигаясь вперед, постепенно все толпа на протяжении десятков метров сливается в едином танце, подчиняясь грохоту тамтамов, усиленному мощными динамиками. Вдруг первые ряды остановились и стали пританцовывать на месте — уж больно ритм хорош, так приятно покорчиться в унисон с ним. А в это время толпа, идущая сзади, как мощный поршень, напирала в спину, моя 13-летняя дочь начала пугаться и пищать. С высоты своего роста я оглядел окрестности: головы спереди, головы сзади — они везде! Смекнув, что давка не сулит ничего хорошего, начали выбираться из толпы, орудуя локтями и непечатными выражениями.

Ура, удалось вытащил семью из толпы, и мы стоим в относительной безопасности — в подворотне дома, жаль, что вход во двор преграждает надежная решетка. А дробь барабанов все громче, ритм ускоряется, толпа все плотнее, она начинает теснить нас к решетке, проверяю ее на прочность: сил разогнуть прутья у меня точно не хватит, стало неуютно, неужели раздавят? Внезапно дробь барабанов оборвалась — тишина резанула уши, выступление закончено, обалдевшая, и разогретая толпа на несколько томительных минут замерла на месте, а потом медленно начала растекаться по переулкам.

Можно расслабиться, ведь мы еще не знаем, что приключения только начинаются. В отличном настроении (мы сделали это — встретили Миллениум в самом сердце Парижа!) двинулись к метро. Со всех сторон несутся возгласы Бонане! — С новым годом! Вдалеке переливается желто-белыми огнями Эйфелева башня, с ее вершины бьют лучи двух мощных прожекторов, скользящие по ночным улицам города — очень похоже на гиперболоид инженера Гарина.

Мелодично позванивают сотни пустых бутылок из-под шампанского, валяющиеся на мостовой, о них спотыкаются прохожие. Первая метростанция на нашем пути закрыта, через двадцать минут ночной прогулки у очередной станции ажан-полицейский сообщил, что метро закрыто, а между тем, в такси тоже «не содют» (его можно заказать только по телефону, которого у меня нет, и карточки для телефона-автомата ночью не найти). До поездки в Париж я читал, что там существуют ночные автобусы, но повстречать их так и не удалось.

Итак, на дворе два часа ночи, температура +9, до отеля 15–20 км. Ситуация хреновая: добраться до отеля невозможно, метро откроют в 6 утра, значит, оставшиеся четыре часа придется провести на ночных улицах, а ноги уже отказываются нести уставшие тела. Рядом со станцией St. Michel Notr Dam устраиваемся поудобнее на лавочке автобусной остановки, и пытаемся релакснуть. Все бы хорошо, даже ночная прохлада не донимает, но неудобная горбинка вдоль всей металлической лавочки не позволяет сидеть комфортно. Думаю, что сделано это специально, чтобы по ночам парижские клошары не портили вид остановок, но сегодня в роли местных бомжей выступает моя семья в полном составе, и это грустно.

Пытаюсь обеспечить ночлег в ближайшем миниотеле, на мой нетерпеливый звонок выплывает дородная мадам: «Сколько стоит „кинуть кости“ у Вас до утра? — 150 баксов мосье! А если на диванчике в холле? Торг в этом деле неуместен, мосье!» Это явный перебор, да и нет у меня с собой столько денег при себе, я ведь только погулять вышел. В четыре ночи ищу туалет, обхожу ближайшие кварталы — пусто, а все подворотни надежно перекрыты решетками.

Вдруг, впереди за углом, слышу характерное журчание, и замечаю тоненький ручеек. Какой моветон, оказывается, французы тоже совершают антиобщественные поступки: за углом возник временный сортир, грех этим не воспользоваться. Томительно тянутся безразмерные ночные часы, дочку посадил на колени, чтобы не мерзла, через полчаса самостоятельно встать не могу, ноги сильно онемели. Мимо плетется припозднившаяся компания гуляк — опять африканцы, один из них точным ударом забивает в нашу остановку пустую жестянку. Странный дымок из горловины внушает легкое опасение, поэтому отбиваю банку своему визави, в полете она со страшным грохотом взрывается: эти уроды запихали внутрь петарду.

Наконец, метро открыли, хмурые и утомленные тени первых пассажиров потянулись на вход, а там уже толпы людей, они не дождались последнего поезда, а дежурные были так гуманны, что не выгнали сотни бедолаг на холодные улицы, разрешив им ночевать на лавочках и на полу станций. По версии гида, в 23–00 работники метро неожиданно объявили забастовку и отказались возить пассажиров.

К 7–30 попали в отель, а на 12–30 назначена экскурсия по Парижу, надо немного вздремнуть. С трудом продрав глаза, пошли на завтрак, предвкушая сочный (как при социализме) окорок, кусочки нежнейшего сыра Бри, покрытые благородной белой плесенью (как это было вчера), а на столах вместо ожидаемых деликатесов лежат только круассаны. Интеллигентный негр-дежурный без эмоций сообщил, что завтраки вероломно сожрали наши товарищи по группе.

После моих слов о том, товарищи хорошие, просто вчера было три подноса еды, а сегодня подали только два, негр мгновенно забыл английский язык. Делимся впечатлениями со Славой — его семья встречала НГ недалеко от Эйфелевой башни. После его рассказа, а потом и сюжета по французскому TV, я готов был кусать себе локти, ведь самое интересное в этот новый год было рядом с башней: в момент наступления НГ ажурная конструкция буквально взорвалась тысячами салютов (вчера вечером ее закрыли, что бы начинить пиротехникой). Огненная феерия продолжалась минут 15, сначала заряды взрывались волной с макушки до низу, затем башня превращалась в гигантский бенгальский огонь, а иногда она скрывалась в огромном огненном шаре-облаке. Кульминацией огненного шоу стал салют желтого цвета, частички которого кружились в воздухе, как большие шмели, разбрасывая вокруг себя ярко-желтые огненные брызги. Многие тысячи парижан и гостей столицы наблюдали необыкновенное зрелище — именно оно и было настоящим гвоздем этой уникальной новогодней ночи.

К началу экскурсии собрались почти все, за исключением гидши, когда ее вытащили из постели, она невозмутимо сообщила, что перенесла время выезда, «забыв» предупредить нас. Страшно хочется спать, автобус часами простаивает в безумных пробках, а ведь надо еще попасть на Эйфелеву башню. Вечером башня, усыпанная мигающими лампочками, как гигантская елка, утопает в тумане, несмотря на свою внушительную массу в 10100 тн, она кажется совсем невесомой, под ее четырьмя гигантскими лапами-опорами толпятся люди, желающие попасть наверх в первый день нового года.

Новогодние приключения безработных в Париже

На огромном табло в центральной части башни горит цифра 2000- Новый год наступил, а еще вчера там вели отсчет часов до НГ. Младшая дочь Славы чудом прорвалась в начало длинной очереди, и всего за 10 $ на лицо мы получили уникальную возможность подняться на высоту 276 метров. На первый уровень (57 м) пассажиров доставляют старинные застекленные лифты, двигающиеся вдоль ног башни под наклоном, через их окна можно видеть медленно проплывающие мимо конструкции башни, огромные шкивы и канаты, приводящие этот раритетный агрегат в движение.

На третий — самый верхний уровень отправляется привычная лифтовая кабина. Там расположен музей радио с восковыми фигурами самого инженера Эйфеля в паре с Эдисоном и открывается великолепный вид на город, жаль только, что он покрыт туманом, а обзорная площадка вся застеклена толстым стеклом. На втором уровне (115 м) несколько интереснее, т. к. наблюдать ночную землю, лежащую далеко внизу в туманной дымке, и расчерченную огоньками проспектов и улиц, можно через решетки. Их установили для защиты самоубийц, которых до сих пор, как магнитом тянет сюда, чтобы совершить свой последний прыжок. Вид открывается, как с самолета, обойдя смотровую площадку по периметру, при хорошей погоде можно осмотреть панораму всех районов Парижа, здесь же расположен модный ресторан «Жюль Верн». Несмотря на вечернее время и туман, по цепочкам огней легко узнаются Елисейские поля, Триумфальная арка, Дом инвалидов и другие достопримечательности, вид очень впечатляет — экскурсия стоила времени, потерянного в очереди, отдавленных ног и потраченных денег.

А впереди — кабаре Мулен Руж (метро Blanche), знаменитая Красная мельница, завтра днем жена хочет посетить это заведение, а сегодня смотрим его в обрамлении иллюминации. Большой мельничный ветряк действительно красный, т. к. он щедро окантован красными лампочками, они ярко сверкают в темноте, создавая ощущение вечного праздника и намекая своим цветом на разгул страстей внутри здания.

У меня же с дочерью на завтра совсем другие планы — нас манит Диснейленд. Он расположен далеко за городом, из нашего захолустья можно добраться на RAR с пересадками часа за два. Билет на электричку весьма недешев, ведь оплата ж/д транспорта в Париже зависит от зоны (1,2 $ — 1 зона, показалось недешево, однако, через пару лет я посетил Лондон и понял, что в Париже совсем недорого). RAR — это обычная электричка, только в городе ее пути-дороги ныряют под землю, и сливаются с колеями метро.

Метростанции, в большинстве своем, сильно отличаются от Москвы, т. к. на одной станции может располагаться по 4–6 ж/д путей, на каждый из которых могут одновременно прибывать метропоезда и электрички RAR, причем некоторые вагоны — двухэтажные. Билет действуют на оба вида транспорта, его стоимость зависит только от количества преодолеваемых зон, причем сохранять его надо до конца поездки, ведь на выходе из метро тоже стоят турникеты. В целях экономии можно купить проездной Paris visite на 1,3,5 дней, который действует в метро, RAR, автобусе и фуникулере. Что странно, если захочешь выйти раньше оплаченной зоны, турникет не откроется, разок нам пришлось перепрыгнуть.

На выходе со станций частенько дежурят контролеры, зайцам приходится несладко — штрафы недец-цкие. Именно с такими церберами мы столкнулись в Диснейленде, когда Славкины дети ехали по одному билету. Ситуацию привычно спасла его дочь — быстро прошла через турникет сама, и незаметно сунула билетик брату. Контролер, предвкушая неминуемый штраф, как коршун на куропатку, бросился на паренька, но обломался, надо было видеть его разочарование.

При слове Диснейленд каждый представляет себе необыкновенные аттракционы, бесконечные развлечения, Микки Мауса и прочие приятности, и это действительно так, но никто не думает об огромных очередях на каждый аттракцион. Парижский Парк расположен в 30 км от города (станция RAR — Marne La Vallee) он чуть меньше чем в Орландо, и разделен на пять зон Main street, Fronterland, Advantureland, Fantasyland, Discoverland. Несмотря на зимний день, очереди были минут на 20–40, чуть меньше, чем в Штатах, но…

Отстояв на Big Thunder Mountain, погрузились в вагонетки, и на малой скорости минипоезд покатился в подземный тоннель, круто уходящий вниз под дно озера. На выезде из тоннеля внезапно остановились, и на туристов первой вагонетки сверху полилась вода, остальные подумали — это часть аттракциона. Воду перекрыли, а затем динамики захрипели по-французски, забегали служители, туристов отстегнули от кресел и пешком вывели к месту посадки: поезд сломался. Каждому выдали бумажку о том, что после ремонта он может опять покататься уже без очереди. На обратном пути, после головокружительных горок Space Mountain с вращением на 360 градусов, пробегая мимо, заметили, что аттракцион починили.

Хоть и опаздываем на электричку, но грех не воспользоваться волшебным квиточком, билетеры не оценили наш порыв и начали хамить, грозя вызвать охрану. Чувство социальной справедливости удесятерило силы, и мы с боем заняли свободные места. Поездка с ветерком на грохочущих вагонетках по крутым склонам красной горы изрядно пощекотала нервы и доставила массу удовольствия. Каково же было наше возмущение, когда на выходе Славу с детьми действительно задержали, а пока ругались, умчалась электричка на Париж. Несмотря на опоздание в 40 минут, автобус нас дождался, благодарить за это надо мать одного мальчика, который ездил с нами в парк. Она грудью стала перед гидами и заявила, что автобус никуда не двинется, пока 9 заблудших туристов не займут свои места. Голос матери был услышан, и обратный путь в 1800 км мы преодолели на том же автобусе за 33 часа, проскочив без остановки Францию, Бельгию, Германию и Польшу.

В первые дни после возвращения хотели подать в суд на безобразного туроператора, который столько раз обманул нас в этой поездке, но потом (как обычно) успокоились, плюнули и забыли.

Через пару недель уже затосковали — настоящая ностальгия началась. Как оказалось, Париж — это прекрасно даже зимой, когда туман скрывает половину очарования его архитектуры, а нудный холодный дождь мелкими каплями сыплется с небес, пропитывая воздух и одежду. Мне трудно забыть щемящую душу музыку шарманки, услышанную в новогоднюю ночь, жена очарована суетливыми улочками Монмартра, дочь в восторге от Диснейленда. Посетив столицу Франции один раз, многие годы тянет вернуться, однако, неотложные дела и другие страны упорно не пускают туда…

ПыСы Прошу пардону за безобразные фото, это сканы, я их вставил только для «оживляжа» текста. Не было тогда цифры, все больше на видео снимал…