Ena
Эна — сейчас на сайте
 – *Это и есть punk-rock?* - *Возможно...*

Борисоглебский - под покровительством двух святых

17 ноября 2009 г. 10:46 Борисоглебский — Россия Август 2009
2 4

БОРИСОГЛЕБСКИЙ: ПОД ПОКРОВИТЕЛЬСТВОМ ДВУХ СВЯТЫХ (часть 1)

  • Цель поездки – пгт. Борисоглебский, Ярославская область.
  • Дата поездки – 29.08.2009.
  • Бюджет поездки – примерно 2200 руб. (на двоих, совместно с посещением г. Ростова).

В один из августовских дней я решила еще на один шаг приблизиться к осуществлению своей давней мечты объехать все районные центры нашей Ярославской области. Выбор пал на Ростов («Озеро Неро обязательно надо посмотреть летом!» - аргументировала я). Уткнувшись носами в недавно подаренную карту Ярославской области, мы с мужем выискали еще один населенный пункт, посещение которого можно было бы совместить с Ростовской экскурсией. Им оказался поселок городского типа Борисоглебский. Но если о Ростове я имела хоть какое-то представление (в т.ч. была пару раз, правда, очень давно и смутно), то Борисоглебский не вызывал у меня никаких ассоциаций. Некую ясность внес муж, в далеком детстве побывавший в тех краях: «Там вроде есть пара заводов и церквушка, которая тебе обязательно понравится». Оставалось одно: искать информацию в Интернете. Каковым же было мое удивление, когда по Борисоглебскому нашлось достаточно данных, гораздо больше, чем по городу Данилову! Мне очень нравится один сайт о провинциальных городах http://www.myrusland.ru, здесь тоже можно почитать о Борисоглебском.

Естественно, на 2 населенных пункта нам потребовалось 2 выходных дня. Мы решили сначала проехать из Ярославля в Борисоглебский, погулять по поселку и осмотреть его главную достопримечательность Борисоглебский мужской монастырь (ту самую «церквушку», которая должна была мне понравиться :)), а оставшиеся 1,5 дня посвятить Ростову.

ДОРОГА В БОРИСОГЛЕБСКИЙ

Из Ярославля до пгт. Борисоглебского нужно ехать на автобусе. Он отправляется с Автовокзала в 8.20, билет стоит 114 руб. (включая % от брони, т.к. покупали накануне вечером). В пути 2 часа.

На удивление автобус был полный, значит, желающих посетить Борисоглебский хватало. Впрочем, некоторые люди ехали до Ростова, через который шел наш автобус. Хотя, там-то народу набилось еще больше, некоторые даже ехали стоя. Как назло нам достались билеты на разные места (а ведь кассир уверяла, что будем сидеть рядышком!). Оказалось, «повезло» не нам одним, были еще пары три, которые желали ехать вместе. В результате как-то все удачно поменялись, пересели, и в путь мы отправились уже на соседних креслах. Минус работникам Автовокзала, у нас прежде таких накладок не случалось.

В то субботнее августовское утро над городом плыл густой туман, лето печально прощалось, готовясь уступить дорогу золотой осени. Конец августа – конец лета. Последние деньки. Уже ощущалось первое холодное дыхание осени. Это было видно по желтым пятнам в усталой от лета листве, по соломенно-грустным полям. Наше путешествие – как последний глоток лета. Автобус качает и чуть потряхивает на извечных российских дорогах, и мы плывем в нем по туману, словно на корабле. Мелькают в густой мгле нечастые деревеньки, утопающие в зелени вековых тополей и зарослях золотых шаров – диких георгинов. Осень идет в российскую глубинку.

После Ростова пейзаж сменился. На смену унылым полям пришли елово-лиственные леса. Мои родные просторы! Проехали стадо коров. Здесь уже такая глубокая провинция. Едем мимо соснового бора. Наверное, такими же дремучими лесами в стародавние времена шли пустынники Федор и Павел, чтобы в тиши да глуши основать Борисоглебский монастырь. Вот и поселок, затерявшийся среди чащоб. Здравствуй, Борисоглебский!

ИСТОРИЯ ПОСЕЛКА БОРИСОГЛЕБСКОГО

Первоначально поселок возник как Борисоглебские слободы – бывшие монастырские слободы. Своим появлением они обязаны развивающемуся Борисоглебскому монастырю, у северной стены которого и располагались. Основанный в 1363 г. монастырь в XVI – XVII веках стал одним из богатейших на ростовской земле.

В 1764 году Екатерина II передала Борисоглебские слободы из владения монастыря графу Г.Г. Орлову. Чуть позже бывшие монастырские слободы получили статус уездного города под названием Борисоглебск. В то время горожане занимались ремесленничеством и ткачеством, в праздник Бориса и Глеба у стен монастыря проводилась богатая ярмарка.

Однако, после революции городок сделали селом. В 1962 г. Борисоглебский официально получил статус поселка городского типа.

Сейчас пгт. Борисоглебский – районный центр Ярославской области. Он располагается на реке Устье, примерно в 20 км. от Ростова Великого. Посёлок входит в Перечень исторических городов России. На его территории действуют крахмалосушильный, сыродельный заводы, хлебозавод, птицефабрика. Основная достопримечательность – Борисоглебский мужской монастырь.

Герб Борисоглебского муниципального округа: на серебряном поле два всадника, один из них на черном коне, с золотыми бородой и усами, в алом плаще и сапогах, в зеленом кафтане, княжеской шапке, держащий в правой руке золотое копье с червленым остроконечным флажком; второй – на красном коне, без усов, одетый также, но с заменой червления на зелень, а зелени на червленье. Как не трудно догадаться, двое всадников на Борисоглебском гербе – и есть святые братья Борис и Глеб, под вечным покровительством которых находится поселок.

БОРИСОГЛЕБСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ. ИСТОРИЯ

Борисоглебский мужской монастырь был основан в 1363 г. в честь русских святых братьев-князей Бориса и Глеба. В середине XIV века в излучине реки Устье поселился отшельник Федор, монах Троице-Сергиевой обители. А через 3 года к нему присоединился инок того же монастыря Павел. Благословление на возведение обители отшельники получили у Сергия Радонежского, который был в то время в Ростове. Преподобный испросил разрешение на устроение монастыря у князя Ростовского Константина Васильевича и сам выбрал место для строительства в 20 км. от Ростова Великого. Первые постройки обители были деревянными и до наших дней не сохранились.

Каменное строительство в Борисоглебском монастыре началось в XVI веке. Изначально обитель строилась как форпост на подступах к Ростову, возводились очень мощные стены. Поэтому и внешний облик монастыря напоминает неприступную и грозную крепость.

Слова Сергия Радонежского о процветании Борисоглебской обители сбылись. Монастырь пользовался покровительством московских князей и первых русских царей, которые считали его своим «домашним». Так, в середине XV в. в стенах Борисоглебского монастыря скрывался князь Василий Тёмный. В 1440 г. здесь был крещен его сын, будущий русский царь Иван III. Оба правителя жаловали «домашнюю» обитель, одаряя вотчинами и деньгами. В 1522 г. при Василии III, сыне Ивана III, в Борисоглебском монастыре начинается каменное строительство. Налаживается производство кирпича, добывается песок, для фундамента привозятся валуны, и руководит всеми работами мастер Григорий Борисов. Обитель отметил своим присутствием и Иван IV Грозный, причем, трижды. Он также делал огромные вклады в Борисоглебский монастырь, в т.ч. денежные. Не забывали обитель и другие русские цари: Борис Годунов и Алексей Михайлович. Оказывали помощь князья Сабуровы, Шуйские, Пронские, Сумароковы, Орловы и другие. Таким образом, к середине XVII в. Борисоглебский монастырь считался одним из богатейших в Ростовской митрополии, владел 22 тыс. десятин земли и 4-мя подведомственными монастырями: Троицким на Бору, Никольским на Ковже, Спасской пустынью и Никольским на Бою. Правда, в Смутное время даже такая мощная крепость подверглась разграблению.

2

С Борисоглебским монастырем тесно связаны имена людей, героев, при чьем непосредственном содействии земля Русская не раз одерживала победу над неприятелями. Это и монах-воин Александр Пересвет, и преподобный Иринарх, и князь Дмитрий Пожарский.

Митрополит Иона Сысоевич, строивший в Ростове Великом Архиерейский дом, дает указания к проведению масштабных строительных работ на территории Борисоглебского монастыря. Так, перестраиваются уже существующие здания, возводятся новые. К 1690-м гг. полностью сложился архитектурный ансамбль Борисоглебского монастыря, который и дошел до наших дней.

Изменения произошли при Екатерине II, решившей провести секуляризацию. В результате у Борисоглебского монастыря были отобраны земли, уменьшаются доходы, обитель становится заурядной, второклассной. В XVIII – XIX вв. монастырь существует лишь за счет 280 десятин земли, плодового сада и сдачи в аренду башен и торговых лавок за крепостными стенами. В то время в Борисоглебском монастыре побывали лишь Екатерина II и Александр III проездом во время паломничества по святым местам Углича и Ростова.

Как и многие другие святыни, после революции монастырь был официально упраздне

1

н в 1924 г. Постройки использовались под различные нужды, часть зданий была передана ростовскому музею-заповеднику. Удивительно, но Борисоглебский монастырь, построенный по благословлению преподобного Сергия Радонежского, находящийся под неустанным покровительством святых Бориса и Глеба, действительно оказался счастливым, мало пострадал и дошел до нас хорошо сохранившимся, целостным архитектурным ансамблем XVI – XVII вв. Этому способствовали и реставрационные работы, длившиеся в 1980 – 1990 гг.

С 1994 г. Борисоглебский мужской монастырь вновь является действующим. Одновременно в его стенах расположен филиал музея-заповедника Ростовского Кремля. На территории активно проводится реставрация. И хотя многое еще предстоит, уверена, Борисоглебская обитель вскоре станет настоящей архитектурной жемчужиной, таким же красавцем, каким он был в свои лучшие времена. Судьба и святые по-прежнему благосклонны к монастырю.

БОРИСОГЛЕБСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ. АРХИТЕКТУРА

Как же интересен и удивителен Борисоглебский монастырь! Даже не смотря на то, что он нуждается в реставрации. И вновь, как в Данилове, нас ждал прыжок в прошлое. Но уже не в обветшалое, советское, а самое настоящее, древнее. Особенно впечатлила вымощенная булыжником площадь перед входом в обитель. Такого мы еще не видели! У старинных неприступных стен пристроились крепенькие торговые ряды, наверняка помнящие начало каменного строительства в монастыре. Опрятные старушки торговали домашними товарами. Сразу представилась картинка из средневековья. Вот из массивных ворот выходят строгие монахи, вот веселая кухарка спешит с корзинкой за свежими овощами, вот мужичок привез на продажу воз свежего сена. Цокают копыта лошадей, шуршат по булыжникам крестьянские лапотки и длинные подолы женских юбок, люди неспешно обходят ряды, здороваются, переговариваются. Картинка была яркой, будто и правда мы внезапно попали в стародавние времена!

Древние стены монастыря по периметру имеют длину чуть более километра, 10 – 12 метров высотой и три метра толщиной. Стены с башнями в том виде, в котором дошли до нас, были сооружены в середине XVII века. Четыре из четырнадцати башен расположены по углам монастыря и называются северо-западная, северо-восточная (самая высокая), юго-западная и юго-восточная. Остальные башенки и вовсе не имеют названия. Западная и восточная стены монастыря содержат по две промежуточных башни каждая, еще две примыкают к воротам в южной стене, две (круглые) — к воротам в северной, а еще две находятся в северной стене между воротами и угловыми башнями.

В терракотовые стены Борисоглебского монастыря органично вписываются две большие надвратные церкви, украшенные резными галереями.

В обитель мы вошли через северные ворота со Сретенской надвратной церковью (1680 г.), которые соединяют обитель с пгт. Борисоглебским (бывшей монастырской слободой). Старинные, мощные стены надежно обнимают монументальную Сретенскую церковь. Она пятиглавая, оранжевая и очень красивая, с резными белоснежными элементами. Особенную нарядность придают ей 2 круглые островерхие башенки и узорчатые ворота, похожие на кружево. На потертой от времени табличке мы прочли, что церковь «была сооружена ростовским зодчим по типу надвратных храмов ростовского кремля, украшена богатым узорочьем из резного кирпича, в интерьере сохранилась алтарная каменная преграда».

1

Территория Борисоглебского монастыря оказалась небольшой, но очень уютной, зеленой. Здесь были тенистые аллеи, много яблонь, с которых обильно падали плоды. Такое изумрудное спокойствие: салатные паданцы на малахитовой траве, многочисленные маленькие зеленые яблочки в густо-травяной листве раскидистых деревьев. По территории вились тропинки, у входа мы заметили вековые валуны. И тишина. Такая удивительно прозрачная, умиротворяющая. Народу практически не было, мы заметили лишь священника да группу из 3 – 4 экскурсантов или паломников, которым какая-то женщина показывала территорию обители.

Я читала, что в монастыре находится филиал ростовского музея-заповедника и есть интересные экспозиции. Мы даже нашли помещение с кассами, но вот персонала так и не обнаружили. Поэтому решили просто погулять по территории, осмотреть храмы. Жаль, конечно, что ни в один из них мы не попали. Там везде шли реставрационные работы, чуть позже мы заметили рабочих. У нас с собой был план Борисоглебского монастыря, но и при входе на стенде можно найти необходимую информацию.

Первое здание, которое мы увидели на территории монастыря – Благовещенская церковь с трапезной палатой (1524 – 1526 гг.). Она достоверно была построена самим Григорием Борисовым и являлась домовым храмом настоятеля монастыря. В XVII в. к ней было пристроено крыльцо, украшенное изразцами и каменной резьбой. С другой стороны к церкви присоединены настоятельские покои, первый этаж которых был сооружен в первой половине XVI в., а второй – в XVII в. Сама церковка оказалась небольшой, компактной, с одной главкой-луковичкой. Когда-то храм имел оранжевый цвет, сейчас постепенно реставрируется. Белые продолговатые покои казались резными, будто украшенными тонким кружевом. Но особенно впечатлило крыльцо. Такое массивное, чуть тяжеловатое, богато декорированное неплохо сохранившимися поливными малахитовыми и красочными изразцами, а также резным орнаментом – настоящее чудо!

Главный храм Борисоглебского монастыря – Борисоглебский собор (1522 – 1523 гг.). Если честно, я ожидала увидеть что-то более грандиозное, объемное, поэтому мы сначала даже проскочили мимо, но потом, сверившись со схемой обители, поняли, что это он и есть. Небольшой кубический собор Бориса и Глеба скромно прячется в густой зелени высоких деревьев. Он кирпично-красный, с изумрудной луковкой, очень лаконичный. И, кажется, больше всего нуждается в реставрации. Его тоже украшает крыльцо, более изысканное, белое, с витыми колоннами. Видно, что оно некогда было расписано прекрасными фресками, от которых, к сожалению, сейчас мало что осталось. Сквозь красные ступеньки, веером окружающие крыльцо Борисоглебского собора, пробивается дикая трава. Но зато с него прекрасно вышла фотография Сретенской надвратной церкви :). А еще в соборе Бориса и Глеба хранятся главные святыни монастыря – мощи основателей обители Феодора и Павла, а также преподобного Иринарха.

Привлекла внимание монастырская звонница (1690 г.) – очень нетипичное строение, прямоугольное, трехъярусное, с тремя маленькими золотыми главками. В проемах-окошках виднелись тяжелые колокола, а на звоннице красовался старинный циферблат часов – такого мы точно еще нигде не видели! И, как водится, звонницу украшало крыльцо, такое же монументальное, щедро декорированное резьбой и изразцами, как и у Благовещенской церкви. Вообще вся звонница выглядела, как каменная сказка – основательная, и в то же время изысканная и нарядная.

Кроме того, на территории монастыря сохранились старые настоятельские покои (XVI – XVII вв.), просфорный корпус (кухня, XVI – XVII вв.), архимандричьи кельи (XVIII в.) и братский корпус (XVI в.). Все они очень древние, добротные, украшенные каменным рисунком. Конечно, их не мешает подновить, но, в целом, выглядят прилично. Видно, что в корпусах и сейчас живут иноки.

А мы по восхитительной старинной аллее проходим к последнему зданию монастыря – южной Сергиевской надвратной церкви (сооружена в 1545 г., перестроена в XVII в.). Она такая же высокая, как и Сретенская, и даже имея неоштукатуренный вид, не уступает ей в красоте. На белых узорчатых шеях-барабанах сияют серебряные большие купола. Когда-то Сергиевскую церковь украшали фрески, очень надеюсь, что их восстановят. На потрескавшейся от времени каменной табличке читаем, что «южная галерея церкви – замечательный образец декоративного узорочья из резного кирпича и поливных изразцов, деревянные ворота – памятник декоративного искусства конца XVIII века, роспись на сводах и арках выполнена в XVII веке». Действительно, очень древняя и интересная церковь. Кованые створки в массивных воротах оказались закрытыми, но тут мы обнаружили небольшой узкий проем, через который вышли к тенистой роще. С этой стороны Сергиевская церковь выглядит еще более старинной и внушительной. Ее окружают многоугольные башни и резные ворота с витыми столбами. Очень впечатляет!

Мы обходим монастырь по периметру, любуемся неприступными древними стенами, я глажу ладонью старинные кирпичи, и вновь картины древности встают перед глазами. В стене замечаем небольшую православную лавочку и заходим в нее. Ассортимент скромный, но здесь царит очень добрая атмосфера. Особенно удивляют цены – неприлично низкие, даже не сравнить, допустим, с завышенными ценниками в Ипатьевском монастыре в Костроме. И тут я сразу вижу иконку с изображением святых братьев Бориса и Глеба. Конечно, я сразу покупаю ее. Продавец-монах, тихий и очень доброжелательный, даже как будто удивляется моей просьбе, видимо, покупатели здесь большая редкость. Но иконка – последняя. Я не могу поверить своей удаче! Надо же как хорошо, побывала в Борисоглебском и купила образок святых, покровительствующих славному поселку и замечательному монастырю.

Борисоглебская обитель нам очень понравилась и оставила самые приятные и светлые впечатления.

ПРОГУЛКА ПО БОРИСОГЛЕБСКОМУ

Борисоглебский – маленький, но уютный. Пока ехали по нему на автобусе до вокзала, увидели почти весь, включая длинную и древнюю стену монастыря и три интересные скульптуры.

На вокзале сразу же купили билеты до Ростова (24 руб.), ведь сегодня там День города, и, скорей всего, желающих поехать на праздник будет много. Мы не ошиблись. Хоть и взяли билеты самыми первыми, автобус шел полный.

Из города мы уехали рано, не успев толком перекусить, поэтому решили для начала покушать. Искать кафе не стали, сели на лавочке в местной Аллее Славы Великой Отечественной войны, позавтракали бутербродами. Мы уже знакомы с подобными Аллеями по Данилову. Вот и в пгт. Борисоглебском на фоне леса возвышалась скорбная фигура воина, держащего в руке каску, а по бокам были таблички с именами павших героев, стояли венки. В поселке было пустынно, лишь одинокая мамочка прогуливалась с малышом по Аллее Славы и с интересом посматривала на нас. Вероятно, Борисоглебский не слишком жалуют туристы. А зря, очень даже зря!

Почему-то пгт. Борисоглебский многими воспринимается лишь как какое-то дополнение к Ростову Великому. Сколько раз читала, что люди заезжают в него по дороге в Ростов, смотрят Борисоглебский монастырь, а потом пишут об этом одно предложение. Не потому ли поселок не балуют своим посещением туристы? А ведь помимо всего прочего Борисоглебский – это еще и административный центр целого района. На мой взгляд, туристическая привлекательность Борисоглебского – несомненна и очевидна. С одним только монастырем связано столько грандиозных исторических событий, ставших знаковыми для всей России! А с именами скольких великих людей, героев ассоциируется Борисоглебский монастырь! И тем приятнее, что администрация и жители поселка не забывают об этом, помнят и чтут родную историю, хранят ее для потомков. Так, помимо монастыря, пгт. Борисоглебский славится еще тремя бесподобными монументами, дарованными скульпторами в 2005 году.

В Борисоглебском есть потрясающий памятник преподобному Иринарху, затворнику Борисоглебскому. Святой Иринарх (1548 – 1616 гг.) пришел в монастырь в начале XVII в. Он прославил обитель своим духовным подвигом, приняв высшую степень монашеского жития – затвор и прожив в веригах 38 лет. Еще Иринарх круглый год ходил босой и жил в очень маленькой келье. Преподобный Иринарх, видимо, обладал даром пророчества, т.к. предсказал царю Василию Шуйскому «пленение Руси поляками». По преданию, святой спас Борисоглебский монастырь от разграбления в Смутные времена, произведя очень сильное впечатление на Яна Сапегу. Польский полевой командир в качестве охранной грамоты оставил так называемое «Знамя Сапеги» – шитый стяг работы годуновских мастериц, захваченный им в суздальском Покровском монастыре. Святой также благословил народное ополчение 1612 года под предводительством князя Дмитрия Пожарского на освобождение Москвы от польских интервентов. Сейчас мощи святого и вериги хранятся в Борисоглебском соборе монастыря.

Скульптура преподобного Иринарха-затворника оказала на меня очень сильное, незабываемое впечатление. Памятник работы Зураба Константиновича Церетели стоит прямо около вокзала среди зелени и цветочных клумб, рядом – фонарики и лавочка. Такое уютное, защищенное место. Создается впечатление, что монах встречает всех приезжающих гостей поселка и вместе с тем охраняет его, как и в Смутное время. От этой скульптуры я просто не могла оторваться, такая мощная энергетика исходила от нее. Фигура монаха была выполнена талантливо, изумительно, Мастер тонко прочувствовал своего героя, сумел передать внутреннюю душевную силу старца. Строгое лицо преподобного Иринарха, стройная аскетическая фигура в монашеском одеянии и самое потрясающее – руки: тонкие, длинные, изящные пальцы, сжимающие крест. Они сразу притягивают взгляд. Эта пронзительная хрупкость рук и вместе с тем гигантская сила (и духовная, и физическая, ведь святой Иринарх носил тяжелейшие вериги!) произвела неизгладимое впечатление. И потом я несколько раз возвращалась к фигуре монаха, тянуло меня к этой скульптуре. Все пыталась заглянуть в лицо Иринарха. И здесь Мастеру удалось сделать невозможное: на тонком благородном лице старца с небольшой бородкой выделялись глаза, они казались прикрытыми, но вместе с тем не покидало ощущение, что преподобный пристально смотрит на вас, изучает, будто заглядывает в душу. Сильному, необычному, святому Человеку – такой замечательный монумент.

В поселке есть и памятник преподобному Александру Пересвету – воину за Русь святую. Это воин-монах, герой Куликовской битвы. По преданию, в конце XIV в. он принял постриг в Борисоглебском монастыре, а потом со своим братом-иноком Ослябей сражался вместе с войсками Дмитрия Донского в Куликовской битве в 1380 году. До принятия монашеского чина Александр Пересвет был брянским боярином и знаменитым воином, отличался богатырским сложением и огромной физической силой, знал ратное дело. Об этом прекрасно знал Сергий Радонежский, настоятель Троице-Сергиевой обители. Поэтому, готовясь к решительной битве с ордой хана Мамая, он благословляет князя Дмитрия Ивановича и дает ему в помощь двух братьев-монахов Пересвета и Ослябю. Воин-монах Александр Пересвет сошелся в бою с представителем орды Темир-мурзой (Челубеем). Оба богатыря погибли, но их поединок послужил началом великой Куликовской битвы. Пересвет и его брат похоронены в Симоновском монастыре в Москве.

Монумент монаху Пересвету по просьбам жителей Борисоглебского поселку тоже подарил З.К. Церетели к 625 годовщине Куликовской битвы в 2005 г. Скульптуру освятил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Бронзовая фигура монаха-воина весом в три тонны грандиозна, внушительна. Александр Пересвет выглядит строгим и сосредоточенным, его взор устремлен вдаль, монашеская одежда не скрывает внутренней силы героя. В руках Пересвет держит копье и православный крест. Место около памятника благоустроено. К монументу ведет мощеная плиткой дорожка, образующая маленький скверик, видны лампочки подсветки, на заднем плане расположены стойки с цветами. Все очень чисто и аккуратно.

Еще один памятник посвящен Дмитрию Пожарскому. Именно в Борисоглебском монастыре князь получил благословение преподобного Иринарха на народное ополчение 1612 года. Князь Дмитрий Пожарский (1578 – 1642 гг.) – русский политический и военный деятель. Он был участником первого ополчения под предводительством П. Ляпунова в 1611 г. Поэтому, когда по указанию Кузьмы Минина к нему явились послы с предложением стать воеводой, Пожарский согласился. Народное ополчение собиралось у нас, в Ярославле, где базировался Земский собор – «Совет всея земли». От стен Спасо-Преображенского монастыря по Московской дороге (сейчас Московский проспект), многотысячное ополчение двинулось в сторону столицы. Там русское войско дало отпор польской рати под предводительством гетмана Ходкевича. Вскоре Москва была освобождена, а Земским собором был выбран новый царь – юный Михаил Романов.

Автор установленного около местной администрации бюста – народный художник России М.В. Переяславец. Тоже очень сильная скульптура. На мужественном и открытом лице князя читается решительность, крепкие руки сжимают острый меч, на плече красуется православный щит. Дмитрий Пожарский изображен настоящим героем, именно такой человек смог собрать народное ополчение и спасти Россию от ига польско-литовской интервенции. Кстати, примечательно, что раньше на этом месте стоял бюст В.И. Ленина, который теперь перенесен к Центру социальной реабилитации ветеранов (его мы не видели).

Борисоглебский – очень чистенький поселок. Пусть улочки неказистые, домики маленькие, деревянные, но ощущение уюта, безопасности, добродушия не покидало нас все время. Понравилось, что благоустроены места вокруг памятников, мало народу, спокойно.

Зашли в большой магазин – такой провинциальный универмаг, оказавшийся вполне приличным и даже современным. Бытовая техника, одежда, мебель, посуда, еще какие-то товары, и все по совершенно низким ценам! Только вот продавцы там оказались сонные, видимо не привыкшие к покупателям. Так, мы хотели посмотреть кепку, а девица будто в упор нас не видела, продолжала трещать по сотовому телефону. Может, конечно, она решила, что мы ей просто привиделись, кто еще придет в магазин в субботний день да с утра :)? Пришлось обратить на себя внимание и отвлечь ее от приятного обсуждения с подружкой каких-то местных новостей. Девушка откровенно удивилась, но вполне вежливо показала нам нужный товар, а когда мы уходили, даже радостно пригласила нас заходить еще. Создалось впечатление, что мы были единственными покупателями за все время ее работы здесь :). Просто потрясающий поселок!

Еще зашли в продуктовый магазинчик. Среди обычного ассортимента привлекли внимание аппетитно жарившиеся на гриле курочки. Наверняка, с местной птицефабрики. Уже собрались приобрести, но оказалось, что готовности птичек необходимо ждать еще минут 15, а у нас уже отправлялся автобус. Так что не смогли оценить местную продукцию :).

Тишина и спокойствие несколько оживляются только у стен монастыря. Там активно идет торговля, работают магазинчики, снует народец. Видно, что площадь перед входом в Борисоглебский монастырь является таким центром, куда все спешат, где кипит жизнь, делятся новостями, обсуждают новинки, просто общаются. И очень заметно, что жители свой «центр» любят, относятся к нему с уважением. Совершенно случайно услышали, как одна женщина с полными котомками шла по монастырской площади и кому-то громко вещала по сотовому телефону: «Да, я еще в Центре, скоро домой приду». Забавно, если учесть, что из «центра» до дома шагов 10 :).

1

В поселке нет недостатка в торговых точках. На центральной площади магазинчики расположились и в торговых рядах, которые еще издавна притулились у монастырских стен. Было забавно, и в то же время как-то диковато наблюдать на древних строениях на фоне старинных монастырских башен яркие современные вывески, в т.ч. с рекламой многочисленных сотовых операторов. Да, с мобильной связью в поселке полный порядок :). Кстати, напротив давнишних торговых рядов выстроились их современные клоны – краснокирпичные, якобы стилизованные «под старину» и тоже увешанные вывесками операторов связи. Именно у них продают местные старушки всевозможную снедь.

Пока я в очередной раз пристально осматривала древние стены Борисоглебской обители, сохранившиеся у северных ворот интересные фрески и восхищалась ими, мой меркантильный муж обежал все лавочки, расположившиеся в бывших торговых рядах у монастыря. Приобрел сыр и помидоры (местные, по его словам). Все оказалось свежим, недорогим и очень вкусным.

А вообще в Борисоглебском живут очень добрые и открытые люди. С нами все так вежливо общались, будто знали нас всю жизнь. Впрочем, наверняка это особенность таких маленьких провинциальных поселочков. Единственный минус – в то утро мы видели аж троих пьяных, что для крошечного поселка, да еще и с утра – уже слишком. Правда, все они были спокойные, доброжелательные.

Неспешная жизнь поселка действовала успокаивающе, уже не хотелось никуда спешить. Просто наслаждаться этим провинциальным спокойствием и теплым домашним уютом.

Поездка в пгт. Борисоглебский нам чрезвычайно понравилась. Мы получили много новых и интересных впечатлений, прикоснулись к истории. Прогулялись по милому спокойному поселочку, полюбовались талантливыми и сильными монументами. Поразились древности Борисоглебского монастыря (я впервые увидела такую старинную обитель). Мы словно окунулись в прошлое, в далекие и героические времена, почувствовали себя участниками событий минувших дней. Это было незабываемо.

И я откровенно не понимаю, почему Борисоглебский еще не стал популярным туристическим маршрутом, почему на центральной площадине толпятся экскурсионные автобусы, почему восторженные группы не рассматривают каждый камешек древней кирпичной кладки?! Хотя, наверное, тогда поселок лишится своей неспешной атмосферы, тишины и покоя. Но в любом случае, в пгт. Борисоглебский надо, надо ехать, ведь это не только старинный монастырь земли русской, это еще и наша История, наши Герои, память о которых бережно хранят жители поселка.

1

Уезжали из Борисоглебского солнечным августовским днем. Последний раз посмотрели на величественную фигуру преподобного Иринарха, промелькнула мощная монастырская стена. И снова автобус катил мимо густых непроходимых лесов. Впереди нас ждал Ростов Великий.

До свидания, милый Борисоглебский, и пусть хранят тебя двое святых братьев Борис и Глеб.

Спасибо за внимание!

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

Фотоальбомы к рассказу

Комментарии

annaabrosimova
+1
21 февраля 2013 г. 2:22
Спасибо за рассказ о Борисоглебском монастыре! Читала на одном дыхании! Надо сказать, что когда я впервые услышала о судьбе Иринарха Затворника, то долгое время находилась под впечатлением! Спасибо, что напомнили о нем! Может быть напишу свой рассказ о Борисоглебской обители и об Иринархе....
Ena
21 февраля 2013 г. 10:42
Анна, благодарю Вас за внимание и интерес. Для меня самой история монастыря и Иринарха Затворника были неким откровением. Вообще-то Борисоглебский входил в список моих поездок (у меня мечта - объехать все районные центры нашей Ярославской области), но собиралась я туда без особого энтузиазма, просто надо было добавить что-то к Ростову. Но встреча с монастырем превзошла все мои ожидания! Это такое душевное и красивое место! Оно меня очень впечатлило! И писала я о нем, как сейчас помню, как-то легко.
Конечно, напишите рассказ! Хотя бы потому, чтобы люди знали, что есть такой монастырь! Я с удовольствием прочту о нем.
А вообще я несказанно рада, что теперь Борисоглебский включают и в туристические маршруты.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.