Турист Тамара Концевая (tamarita)
Тамара Концевая
была 13 февраля 19:17

Перу Февраль 2012

До сих пор в захоронениях культур Ика, Наска, Паракас находят загадочные чёрные камни с изображениями доисторических животных, карт звёздного неба и неизвестных материков, астронавтов в скафандрах, летательных аппаратов.

Каждый из нас что-то об этом знает. Но мало кто знает, что в г. Ика, на центральной площади стоит особняк, в котором находится музей гравированных камней Доктора Хавьера Кабреры. В нём собрана коллекция из 11000 камней, начиная от самых маленьких, с детский кулачок и заканчивая огромными, весом с центнер.

Удивительная, сложнейшая техника рисунка покрывает их поверхности. Но более удивительно содержание тех рисунков. Они совершенно противоречат здравому смыслу!

Первый рисунчатый камень попал в руки профессору медицины, хирургу Кабрере в 1966 г., где была изображена сложная операция с применением анестезии, что заинтересовало его, как доктора. Он стал искать подобные находки. С этого и началось.

10 лет местные крестьяне несли в музей камни, получая за это не большую плату. Доктор до конца своих дней изучал феноменальные находки, выстраивая логическую и смысловую цепочку тех рисунков. Изображения на них сенсационны!

Охота на динозавров и приручение ящеров в быту, которые выгравированы в упряжи и с попонами на горбатых спинах. Что это? Человек и динозавр в одной эпохе? Это противоречит всем канонам эволюции! А может это переселенцы из доселе неизвестного нам пространства? Тогда сложнее. Ведь карты незнакомых материков и океанов покрывают многие камни. Возможно это карты родных планет, из того самого пространства? Предполагать можно всякое, но факты остаются фактами.

Сложнейшие операции по пересадке сердца и мозга последовательно рассказаны в рисунках на нескольких камнях, как будто, те древние хотели нам донести о себе, выбрав супертвёрдый гранит для хранения информации. Сцены из жизни древних астрологов, что наблюдали за звёздным небом в подзорную трубу, также используя и другие приборы для этого, огромное множество летательных аппаратов с их последующим запуском, изображены на целых сериях камней.

Именно эта особенность, охватить все жизненные аспекты, используя для сюжета несколько валунов, дало определение коллекции — Библиотека чёрных камней.

Власти г. Ика гордились своим Доктором и всячески его поощряли, а учёный мир не принимал. Дабы те факты археологии были слишком неудобны, а удобна была принятая миром эволюция его развития по Дарвину.

Все понимали, что дарвинизм бессилен пред столь мощными артефактами. А потому проще объявить камни подделкой и Доктора фальсификатором. Ещё можно коллекцию просто бойкотировать, в упор не замечая. Такое отношение провоцировало Доктора проводить бесчисленные экспертизы своих экспонатов. Хотя он не обязан был этого делать. Ни одна из экспертиз не признала камни фальшивыми.

Подобных частных коллекций было несколько, но не много, одну из них после смерти владельца передали в Национальный Музей Перу, она тут же была отправлена в заказники и больше её никто не видел. Власти страны, под напором учёного мира, стремились изъять «скандальные» камни и «закопать обратно». Но Библиотека Доктора Кабреры, умершего в 2001 г., пока была не тронута.

Я еду туда, в Ику! Похоже, желания и возможности сошлись воедино!

НАВОДНЕНИЕ.

Таможенный контроль был упрощённым, а при досмотре вещей изымали только чилийское вино, спиртное из Чили ввозить запрещено, своего хватает и совсем не худшего качества, только менее разрекламированного, вот и вся разница.

На перуанской границе выгодно менять чилийские деньги, с них не взимается процент, в отличие от доллара, а евро не воспринимается никак. Покончив с обменом, я вновь беру билет на автобус до г. Ики. Отправляется в 5 ч. вечера и проезд в 2.5 раза дешевле в сравнении с Чили. Перу дешёвая страна, а потому путешествовать по ней одно удовольствие, но показать она может столько, что любой искушённый турист удовлетворит свою эмоциональную страсть.

Зарядив фотоаппарат в терминале, я выезжаю. Рядом со мной эквадорец, а напротив его мама.

Рухнувшая мечта

Возвращаются из гостей. Впереди два перуанца — шахтёра, едут домой с вахты. А поодаль чилиец, с зачехлённым костюмом, приглашён на свадьбу в Лиму.

Да и я тоже не просто так катаюсь!

Наша не большая компания оказалась разговорчивой и милой. Каждый совал друг другу фотокамеру под нос, рассказывая о семье и детях, а я могла говорить только о своих странствиях. Народ с трудом понимал, как это возможно и смотрел на меня, как на женщину не естественных способностей.

А ничего не естественного не было, просто русская сеньора любит путешествовать, такое у неё хобби. Всё равно не понятно и немой вопрос был написан на их лицах. Ну да ладно, когда-нибудь поймёте, а не поймёте — не велика беда. На этом обсуждение моей личности было закончено.

А вот шахтёра слушали долго, в подробностях рассказывавшего о своей работе в чилийских рудниках. Невыносимые условия, но высокая зарплата. Было ясно, что шахты и рудники Атакамы столь богаты минералами, драгоценными камнями и металлами, что желающие работать из соседних стран, без места не останутся.

Незаметно уснула под монотонный говор и шум мотора, а проснулась в 4 утра. Где-то и почему-то стоим.

Рухнувшая мечта

Говорят с 12 ночи. Оказалось, что впереди за 3 км. разлилась по долине река, от прошедших дождей в горах Боливии, а потому проезд не возможен. Стоять будем, пока вода не спадёт, а сколько это по времени, один Бог знает.

Длинная вереница машин выстроилась за нами на многие километры. Это основной путь, что ведёт в Лиму. Есть ещё через Анды, точнее через г. Арекипу, но это в 2 раза дальше, да и поворот на неё где-то впереди. А потому, только ждать.

В той злополучной долине рыбаки выращивают в питомниках рыбу, то, что их заливает река в сезон, жизненно важно. Идёт смена воды. Ширина долины 6 км. и строить мост от горы до горы в сейсмически опасной зоне не возможно. А потому он должен быть коротким, значит реке нужен фарватер, что бы пустить её в одно русло, не допуская разливов. После чего перекрыть безопасным мостом. Местное население не даёт подступиться к долине, иначе с рыбным хозяйством будет покончено, а здесь и так жизнь не мёд, вот и приходится каждый год в сезон дождей стоять во многокилометровых очередях по обе стороны, выжидая момент, что бы пересечь эту полузатопленную низину.

Каждый раз река размывает дорогу и её вновь строят. Она несёт ещё и камни, что цепляются за размытый асфальт, создавая подводные, невидимые ловушки транспорту. Вот прошли эвакуаторы с экскаватором, видно кого-то снесло.

Где-то далеко идут дожди, а здесь заливает пустыню бурными реками, питая берега, расцвечивают их зеленью. Где вода, там и жизнь, а той деревне, где стоим, повезло особенно. Всю ночь они везут продукты с Большой земли, пекут пирожки и готовят обеды, минеральной воды не хватает. Деревня не дремлет, спать некогда, ведь в это время один день — год кормит. Санузлы в домах открыты для всех за двойную цену, можно и искупаться, заплатив за каприз.

Вдоль всей колонны разъезжают велосипедисты, развозя средства личной гигиены, воду и продукты. Пассажиры и водители несчётных машин и автобусов расселись по придорожным харчевням. А та колонна, что уходит за горизонт, неизвестно как выживает. Местное население деньги не успевает считать! Вот это бизнес!

Впереди нас мост, на который полиция транспорт не пускает, дабы избежать на него нагрузку, а потому народ расселся по перилам в ожидании переправы.

Рухнувшая мечта

Река под ним бушует, это она принесла такие проблемы тремя километрами ниже. Все не терпеливо следили за её уровнем. Позади нас долгая пустыня, а впереди наводнение. Если вода не спадёт, будем возвращаться в Чили. Я расстроена, посчитав данное происшествие плохим знаком. А пассажиры стали возмущаться, но попусту, водители быстро остудили их горячность, призвав уважать свою страну, со всеми её бедствиями.

Мы с эквадорцем бесцельно слонялись по мосту,

по склонам домики разбежались в беспорядке, а за ними жутко — зелёные террасы.

Рухнувшая мечта

Зелень здесь в Перу какая-то особая, такой яркой больше нигде не видела, не считая конечно любимой Колумбии.

В итоге стояли почти сутки и уже в сумерках дали разрешение на проезд. Что тут началось! Громко сигналили автобусы, собирая пассажиров, народ бежал, ликуя и смеясь. Шум, крик, свист, счастливые глаза. Запрыгивали на ходу, цепляясь за поручни. Колонна быстро тронулась.

Рухнувшая мечта

Разноцветная вереница машин на фоне жёлтых гор, через 3 км. та самая долина. Быстрей, быстрей! Проехать! Она действительно утонула в воде, иногда проступая островками, на которых любопытный люд собрался толпами, указывая и подсказывая жестами дорогу. Развлечение для них было масштабным.

Полиция пропускала поочерёдно с каждой стороны по 10 машин. Края обочин были уже определяемы, ведь вода спала на метр и мы благополучно преодолели этот потоп на ощупь, сопротивляясь потоку.

Встречная колонна машин, казалось никогда не кончится, мы въезжали в тоннели и выезжали из них, поднимаясь и поднимаясь вверх,

Рухнувшая мечта

а внизу рыбные питомники, похожие на рисовые чеки, перемежались зеленью.

ПО ДОРОГЕ К СВОЕЙ МЕЧТЕ.

Закончился подъём и вновь жёлтые барханы справа,

а скалистые, неприветливые берега Тихого океана, слева. Пью Инка — Колу,

не отпуская взгляд от бесконечно меняющейся пустыни.

Рухнувшая мечта

То резкая, то плавная смена цвета, то песчаная, а то усыпана мелким камнем,

потом скалистая в экзотических кактусах, нависшая глыбами над дорогой, как секира над головой. Всякий раз, проскочив опасное место, облегчённо вздыхала, что скала не рухнула.

Где-то внизу шли машины, а над нами андские высоты, может быть и АДСКИЕ. Я вжалась в кресло и вцепилась в подлокотники. После каждого удачного виража переводила дух. Скоро пустыня Наска, это тоже Атакама, но напоминающая плато.

Её рисунки и линии известны всему миру. Земля древних наска таит в себе множество тайн и загадок, а потому посещаема всегда. Вот проехали мимо аэродрома с маленькими самолётами, что кружат над плато каждый день, показывая любопытным удивительные древние рисунки масштабных размеров, ведь с земли они просто не видны, зато просматриваются с высоты.

Кем созданы те рисунки? Людьми, или демонами? Несколько лет назад я была потрясена этим местом и никак не думала, что вновь окажусь на этой земле.

Смотровые вышки установлены в определённых местах, удобных для осмотра, но наш автобус движется без остановок. Я, тыча пальцем в стекло, взахлёб рассказывала о том, что знала, но никто из моих новых знакомых не был в этих местах, каждый раз просто проезжая мимо. Ах, как горько! Оказалось, что я знаю больше о них, чем они о себе. Это просто парадокс, с этим я встречаюсь везде.

Конечно, этого своим попутчикам я не сказала, а просто делаем фото на память. Эквадорцы пригласили к себе в гости, мне ж всё равно куда ехать, задумалась, далековато, а чилиец пригласил на свадьбу в Лиму. Это ближе и веселее, но вспомнив свадьбу в Бурунди, решила от курса не отклоняться. Авантюризму — бой!

Начались хлопковые поля, ведь в Перу отличный свой хлопок, а вещи из него очень качественные. Оливковые деревья ровными рядами, да и продают те оливки повсюду, как и оливковое масло.

Через пару часов засверкала огнями Ика, город, разбросанный беспорядочно на берегу океана. Уже глубокая ночь, автобус не идёт в терминал, а высаживают меня на пустынной улице. Пока я со всеми целовалась, прощаясь, как это принято в Латинской Америке, эквадорец Ронни вынес уже мои вещи, а водитель поймал такси. За 5 солей я уехала в отель, а за 10 дол. устроилась в него.

Ура! Завтра я пойду смотреть Музей гравированных камней доктора Хавьера Кабреры! Я стою на пороге своей мечты!

ШОК!

С утра 11 февраля, я в Ике. На ресепшен заявили, что музей открыт с 10 ч., но я уже в 8 ч.утра сижу в сквере напротив окованных железом деревянных дверей с вывеской: «Museo de piedras grabadas de Ika. Asociacion JAVIER CABRERA DARQUEA».

Рухнувшая мечта

Я не свожу глаз с этой вывески, выучив наизусть. Я всё знаю про этот музей, я всё давно прочла, но дайте мне взглянуть! Дайте мне утолить эту многолетнюю жажду!

Два часа ожидания пролетели мгновенно, фотографируя площадь и здания вокруг,

Рухнувшая мечта

жадно следила за входом. Никто не собирался открывать столь желанное место. Все заведения вокруг уже начали свой рабочий день,

а я боялась даже зайти спросить, что бы не получить отрицательный ответ.

Наконец-то медленно встала, чувствуя, как заходится в крике душа и пошла, пошла в контору по — соседству. Служащий нотариальной службы внимательно выслушал, как я лепетала бессильно, боясь сказать мне правду. Задавал какие-то реабилитационные вопросы, а мне нужно было только «да» или «нет», а лучше бы только «да».

Его ответ пронзил, как молния, я почувствовала, что земля уходит из-под ног, мне захотелось кричать на весь мир, воздеть руки к небу и призвать всех Святых. Я не могла говорить, задохнувшись от горя. Я наказана! Я что-то сделала не так!

Музей закрыт уже 7 мес. Мировая археология лишена возможности представить миру столь значимые экспонаты, определяющие развитие мира и человечества. После смерти основателя музея Доктора Хавьера Кабреры, в его большой европейско — американской семье начались трения, по поводу раздела музея. Европейская и латиноамериканская стороны выдвигали требования, которые не устраивали ни одних и не других. Ведь коллекция частная и все они наследники, а потому начались судебные тяжбы на долгие годы. Музей продолжал свою работу, принося семье доход, а то, что его закрыли сравнительно недавно, было странным. Неужели деньги, той скандальной семейке, перестали быть нужными? Не верю! Причина другая, я чувствую это.

Шатаясь от потрясения, встала и поплелась на ту скамью в парке, что приютила меня с утра.

Рухнувшая мечта

Что делать? Идей и желаний не было, казалось, что перечёркнуто всё, все мои радости и восторги, все мои удачи и везения, всё моё путешествие. Рухнула пирамида, моя пирамида.

Хотелось переспать это горе, совершенно опустошённая душа уже не кричала, а тихо стонала, но нет, надо встать и идти. Ведь в Ике не один музей, а вдруг будет что-то похожее. Эта мысль слегка оживила. Я встала и отправилась в региональный музей.

Спросила о камнях, но их здесь нет, ведь все крестьяне несли их только Доктору, кроме него, за них никто денег не давал, правда, ещё скупали европейцы, частично вывозя в свои коллекции. Но в Ике их можно увидеть только в музее Доктора Кабреры.

В региональном музее предложили полистать потрёпанную книгу об этой коллекции, изданную ещё при жизни Доктора. Спросила, где можно купить, оказалось нигде. Я не одна такая желающая и время от времени увлечённый турист спрашивает о музее и книге, но помочь они ничем не могут, только то и сделать, что дать подержать эту истрёпанную в лохмотья литературу. А потому народ вынужден посещать их музей.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИКИ.

Заплатив за вход 10 дол. и 5 за фото, захожу, как и все, в его залы.

Зал декоративной керамики с застеклёнными экспонатами.

Рухнувшая мечта

Роспись настолько свежа, что верится с трудом, будто выкопали её из грунта. Вазы и кухонная утварь с изображением фигур, это техника письма культуры Паракас. Изумительные чёрные кувшины с воздушными ручками — это роспись древних Инка.

Более стилизованные вазы и кувшины с религиозными знаками и сценами, это техника культуры Наска. Широкие блюда и объёмные сосуды принадлежат умельцам Писко. Четыре ведущих культуры этого региона, являются наиглавнейшими и для мировой науки.

Деревянные тотемы, в виде вырезанных фигур идолов, что использовались в религиозных церемониях Wari.

Рухнувшая мечта

Охотничьи пращи и стрелы с костяными наконечниками. Узелковые письма древних Инка, в узелках которых хранилась вся необходимая информация. Похожи они на кокетливую юбочку с бахромой.

При помощи этих писем Quipu, считали население, вели учёт времени, подсчитывали количество необходимых продуктов и ресурсов. Использовали в агрономии.

Следующий зал преодолела брезгливо. Здесь мумии, а я их просто боюсь.

Рухнувшая мечта

За стеклом черепа с длинными косами, сплетёнными по — разному, видно и тогда женщины предавали значение своей внешности. Обнаружены они в районе культур Паракас и Наска.

Мумия сидящей беременной женщины, найдена в захоронениях Писко. Мне казалось, что здесь даже запах тлена витает.

Трепанированные черепа,

а на картине ярко представлена сцена этой операции с участием колдунов. Искусственно деформированные головы были в моде у многих народов мира, но и конечно же в древнем Перу. Именно здесь наибольшее количество вариантов и типов голов было обнаружено в Долине Писко, Долине Ика и на полуострове Паракас.

С месяца ребёнку привязывали к затылку доску, и рос он вместе с той доской, пока полностью не формировался организм, или же голову затягивали ремнями, одевали специальные шапки. Способов много, а делали это с целью этнического отличия и эстетического внешнего облика.

Музей покинула с удовольствием, всё не то, что надо, про мумий лучше читать, чем на них смотреть. Плохо мне, плохо!

ВСТРЕЧА С РОБЕРТО КАБРЕРА.

Зашла в магазин и купила бутылку вина, вот и повод появился попробовать перуанское вино. Манго здесь великолепное, да и вообще фруктов достаточно, а потому купила разных понемногу.

Ноги «домой» не несут, зашла в фотосервис, спрашиваю, не знают ли они, почему музей камней закрыт. В ответ услышала фразу, которую боялась услышать:

— Так его ж правительство закрыло.

— Как? Почему?

— Слишком много скандалов из-за него. Да и вообще мы ничего не знаем. Говорят, что иногда по спецразрешениям дверь открывают, и кто-то из семьи Доктора живёт в том доме на втором этаже.

Второй раз за день я испытала потрясение. Схватив свой пакет с фруктами и вином бегу на Плаца де Армас, на свою заветную скамью, а вдруг сегодня дверь откроют. Решила, буду ждать до последнего.

Второй этаж украшен балкончиками, но там безлюдно.

Рухнувшая мечта

Жду наступления темноты, а вдруг свет зажжётся. Дождалась! На балкон вышел мужчина средних лет. Опять хватаю пакет и через дорогу под балкон. Кричу:

-Сеньор, Сеньор! Я из России! Мне надо с Вами поговорить!

Минутное замешательство с его стороны, но видимо ему передался мой порыв, что вложила я в свой истошный вопль, и он сделал знак рукой, что бы ждала, показав на открытый холл первого этажа.

Рухнувшая мечта

Я моментально покрылась испариной, волнуясь от нетерпения и ожидания встречи. Примерно через полчаса тот человек спустился. Оказался племянником Доктора по имени Роберто. Время от времени проживает здесь на втором этаже, а на первом находится сам музей со всеми экспонатами. Он начал говорить то, что я уже слышала про их семью. У меня в горле стоял слёзный ком, а когда я спросила, действительно ли его закрыли по настоянию правительства, он тихо и грустно кивнул, видимо думая, что у меня диктофон. И тут я заплакала. Да, я тоже плачу. Я же женщина и совсем не толстокожая.

Мы сидели на диване, слёзы падали на колени и из носа текло. Бесконечно вытираясь салфетками, понимала, что не смогу спросить о том, о чём хотела. Роберто молча ждал. Наконец-то я попросила его открыть дверь на 15 мин., но он сказал, что ключей у него нет, ключи в Лиме, у одного из членов семьи. Видимо для того, что бы никто не смог его уговорить на открытие музея. Возможно это предусматривает какие-то санкции. Да и кто я такая, что бы передо мной вдруг открыть двери?

Я смотрела на добротную стену, что отделяла меня от сенсации. Всего лишь стена, эта стена стала преградой, а позади тысячи километров пути, которые я прошла.

Роберто рассказал, как Доктора мучили многие годы бесконечными экспертизами, и ни одна из них не признала камни фальшивыми, но сам Хавьер Кабрера очень страдал от того, что мировая наука совсем не радовалась его сенсационным артефактам, а наоборот, «поливала грязью» и «посыпала мусором». Менять эволюционную структуру развития человечества никому не хотелось. Уж больно хлопотное это дело!

Сам Роберто далёк от археологии, он натуралист. Любит свою пустыню и возит желающих на экскурсии. Я чувствовала, как моя душа отошла потихоньку. Спокойный и внимательно слушающий человек очень к себе располагал. Я сказала, что была рада встрече с ним, он ответил взаимностью. Пожав друг другу руку, я вышла на улицу. В какой-то момент обернулась, он стоял в проёме двери, смотря с сожалением вслед и я вспомнила. Фото! Я не сделала фото! И, замахав ему рукой, побежала обратно.

Фото на память. Спросила разрешение на размещение в интернете, согласно кивнул.

Визитка для меня.

Предложил писать ему каждых две недели, а он оповестит, если музей откроют. Хотя бы так. Мы снова жмём друг другу руки, уже улыбаясь. Теперь у меня есть надежда.

Рухнувшая мечта

Написала ему из Боливии, он ответил, значит всё честно. Пока туда не надо ездить, если и откроют, то не скоро. Не для того закрывали.

Да, неудачи случаются, ведь это не заказанная заранее экскурсия с гидом, транспортом и отелем, да и нет туда экскурсий, а чаще всего мы не знаем сами, чего ждать.