Турист Дарья Момотова (Daf)
Дарья Момотова
была 1 июля 2019 14:02

Стамбул — Турция Май 2012

Идея о поездке появилась в нашей семье внезапно и застигла нас врасплох. В прошлый раз мы были за границей еще в 2006, в Индии, по путевке с друзьями, которые и организовывали поездку. А теперь нам вдруг за месяц захотелось все организовать самим и поехать куда-нибудь. Вот это «куда-нибудь» сразу же вызвало кучу сложностей. Мой папа любит отдых с расстановкой, в идеале с пляжем и с комфортом. Мама фанат шопинга и пеших прогулок. А я жить не могу без новых впечатлений и пищи для глаз. В итоге со скрежетом сошлись на Стамбуле, не смотря на предрекания папы о бесконечном ожидающем нас дожде. И не пожалели.

Многоликий Стамбул

Следующим шагом был выбор тура. Но после двух вечеров в интернете и двух походов в турфирмы отмели этот вариант и решили все организовать самостоятельно. Все бронировали онлайн, билеты на самолет с помощью Skyskaner, а отель на booking.com. Очень удобно, изучили все отзывы и опять таки с трудом выбрали то, что устраивает всех троих. Бронирование прошло без проволочек, за авиаперелеты деньги сняли сразу, а отель мы оплачивали уже на месте.

Летели недорогим Pegasus из Краснодара в Сабиху. При бронировании посокрушались, что решились так поздно, потому что чем раньше — тем дешевле билеты, за 2 месяца стоимость вырастает почти вдвое. Перелет ночной и короткий, кормят при желании платно. Панорама ночного Стамбула ошеломляет размерами. Довольно долго ждали наш багаж, успели изучить ассортимент дютифри и поменять немножко денег. В аэропорту курс на целую лиру меньше, чем в обменниках города, так что здесь лучше менять минимально — на дорогу до отеля. Трансфер мы не заказывали, потому что ушлый менеджер отеля написал мне что дорога в одну сторону будет нам стоить 70 евро (в последствии выяснилось что 35). Решили знакомится с местным транспортом. Безуспешно я пыталась найти на выходе нужный нам автобус E-10, пришлось объясняясь с местными водилами и садиться на Е-012, который также идет к нужной пристани Каракёй, но стоит дороже, 8 лир с человека, если не ошибаюсь. И отъезжая я успела заметить подъезжаюший на стоянку зелененький автобус Е-10… Но мы ни сколько не разочаровались, потому что ночной Стамбул уже затягивал нас в свои чарующие сети, оставалось только приоткрыв рот пялиться в окно на сплетение дорожных развязок, громадных небоскребов и еще более огромных мечетей.

Пристань встретила нас пустынными улицами и закрытыми окнами. Еще бы в 5 утра… Я знала, что паромы начинают ходить только в 6, но думала, что это не существенно, подумаешь часик… Но утро выдалось на редкость прохладным, пришлось срочно искать теплое местечко. Перейдя дорогу остановились у первой же маленькой забегаловки и официант сразу же нас приманил волшебным словом Чай. Это было единственный языковой контакт, потому что в остальном ни по-русски, ни по-английски парень ни бум-бум, а мы еще даже не открывали наш русско-турецкий разговорник. Кое-как, тыкая в картинки на пластиковых менюшках объяснили что хотим поесть и он произнес загадочное слово Чорба, мы кивнули и вот оно. Самое вкусное блюдо за всю поездку! Это мягкий, перченый, сытный и горячий суп покорил нас раз и навсегда! Парень еще притащил какие-то маленькие желтые перчики, попробовать которые решился только папа. Чуть не прослезился и мигом избавился от зачатков простуды! Показали ему наш разговорник, он минут 5 увлеченно читал, потом показал нам фразу, которая с русской стороны звучала «Мне это нравится». Мы энергично закивали и расстались на этой приятной ноте, причем счет вышел всего на 9,5 лир. Очень жалею, что не запомнила названия места, мне там было очень уютно.

Потом мы гуляли по набережной, смотрели через пролив на Султанахмет и успешно потеряли разговорник. В это время нас выловил таксист и бурно жестикулируя, предложил отвезти в аэропорт, а то автобус туда только через три часа. Мы объяснили, так же жестами, что мы только приехали и нам вообще туда (мах рукой в сторону теряющегося в дымке старого города). Он деловито на купюрах показал, что за 50 лир готов сократить наше ожидание и самолично нас довезти. Папа, уставший тягать чемодан, согласился. И мы опять ехали, уставившись на теперь уже утренние панорамы просыпающегося города, восхитил мост через Босфор и знак нашей автомобильной марки Лады, нарисованный на верхних этажах одного из зданий.

Водитель довез нас до Голубой мечети и откланялся. Там мы выловили одну из редких прохожих и, ткнув в распечатку с бронью отеля, попросили помочь найти. Она радостно засеменила впереди нас и довела почти до самого входа, сама зашла в соседний (видимо она там работает). Наш отель Hotel Sumengen-Special Category 4 звезды.

Многоликий Стамбул

Администратор разрешил нам оставить вещи, потому что заселиться мы сможем только в 12. До этого времени мы гуляли по просыпающимся улицам, смотрели, как открываются магазины и кафешки и перекусили в еще одном заведении, которое видимо было еще и кальянной со старыми коврами на стенах и специфическим сладким запахом. Маме — кофе, папе — чай и мне — горячий шоколад. Вкусы насыщенные, необыкновенные, побуждают смаковать каждый кусочек и каждый глоток.

После заселения первым пунктом культурного насыщения стала Голубая мечеть. Зашли, оценили, вышли. Красиво конечно, величественно… Но в общем не зацепило, снаружи она как-то больше завораживает своей ажурной конструкцией. На выходе хищно бродят продавцы путеводителей, мгновенно вычисляя национальность туриста и подсовывая ему под нос книжечку на его родном языке. Кроме того нам попался экземпляр с батарейками и флешками, а так как мне была нужна для фотоаппарата, то мы с ним даже поговорили. Недолго впрочем. За 16 Гб он изначально хотел 120 лир, а потом в мою уходящую спину снизил цену до 70, но так и не убедил. Впоследствии я купила себе такую же в специализированном магазине за 50 лир.

Посмотрев на громадный хвост очереди в Айя Софию, решили отложить ее на завтра, поэтому папа вернулся в отель, а мы с мамой начали долгий путь по улочкам. Не ручаюсь за маршрут, потому что тогда я вела ее исключительно по памяти, как сама запомнила карту, так что он вышел весьма длинным и извилистым. Начался от Софии, по трамвайным путям до Эминёню, там вглубь египетского рынка и дальше, дальше… Мы думали дойти до Гранд Базара, но завязли в переплетении бесконечных торговых улочек, которые и вовсе ни к какому рынку не принадлежали. В конце концов, мы вырвались обратно к трамвайным путям, правда совсем в другом месте и даже немножечко прошлись в противоположную сторону, пока не спросили дорогу. Уставшие, но просвещенные добрались до отеля, взяли папу и отправились ужинать. Не буду описывать каждую трапезу, скажу лишь что, во-первых, несколько раз для выбора места ужина (да и не только) я пользовалась TripAdvisor, и он не подвел, места были и впрямь отличные. Во-вторых, по нашим наблюдениям самая вкусная еда в Турции — турецкая. Просто поражает богатством вкуса и новизной ощущений. А если же мы брали блюда европейской кухни, то быстро разочаровывались. И да, комментарий папы о турецком пиве — кисловатое, на любителя, ему не особо понравилось.

Многоликий Стамбул

На следующий день с утра мы направились в Айя Софию. Уже в половине девятого хвост очереди достигал центральной клумбы и продавцов с каштанами. Билеты подорожали по сравнению с прочитанной в интернете информацией, теперь вход 25 лир (и в Топкапы так же).

Мы взяли так же аудиогиды — небольшое устройство с наушниками, которое рассказывает тебе обо всех важных моментах в истории этого здания на твоем родном языке. Правда сделали это не совсем разумно, взяли на каждого, а потом увидели, что у одного гида два входа для наушников и записи можно прослушивать сколько угодно. Ну да ладно, удовольствие того стоило. Айя София неподражаема и великолепна. Это место произвело на всех троих такое сильное впечатление, что это даже трудно описать. Непонятно как, следуя голосу аудиогида и рассматривая старые узоры на стенах, большая каменная коробка неожиданно превращается в дух истории, нечто незыблемое и священное. И, несмотря на помесь мусульманских и христианских святынь здесь чувствуется какое-то особое единение и спокойствие.

Многоликий Стамбул

Далее мы все-таки попали на Гранд Базар.

Многоликий Стамбул

Мы вполне определенно хотели купить куртки и поэтому сразу поддались на уговоры зазывалы, который оперативно потащил нас к нужному магазинчику. Там нас завели на второй этаж, нашли относительно русскоговорящего продавца, и началось шоу. Первый акт — мы с мамой пьем чай, папа меряет два десятка разных фасонов курток. Останавливаемся на одной. Передышка, чай обновляют на всех троих, начинается торг. Сбив цену вдвое, соглашаемся. Второй акт — куртки начинаю мерить я. Тот же расклад, только цену сбиваем еще больше — за оптовую покупку. После этого, довольные, интересуемся насчет дубленки маме. Нас тут же переправляют в другой магазин, пошикарнее, там еще более русскоговорящий продавец, называется Мирославом, приносит нам чай, одевает на маму все новые и новые дубленки, в промежутках показывая нам фотографии своих детей на айфоне. Признался, что любит шоколад Коркунов и коллекционирует русскую водку, уже 72 бутылки. В общем, дубленку мы купили, основательно насладившись турецким колоритом и опять таки вполовину от первоначальной цены.

И под конец дня заглянули в Цистерну Базилика, понравилось.

На следующий день намеревались пойти в Топкапы, но завернув к Гранд Базару разменять деньги (там самый выгодный курс), обнаружили себя уже в обеденное время с кучей покупок, выходящими к трамвайным путям. Зареклись заходить на рынок без конкретной цели и вторую половину дня провели, наблюдая за паромами на набережной, прохаживаясь по Галатскому мосту и пробуя уличные деликатесы. Итого: каштаны и симиты — так себе, миндаль вкусно.

Многоликий Стамбул

В этот же день, подвергшись яростной атаке уставших от пеших прогулок родителей, купила акбиль. Теперь он уже не выглядит как ключ от подъезда, а просто карточка, на которую можно класть деньги в специальных ларечках. Стоит 6 лир, которые потом возвращают, мы свой акбиль отдали в аэропорту.

День четвертый. Опять зашли на рынок, но теперь уже с конкретной целью купить сладостей и свежеобжаренного кофе. Выбрали для этого Египетский рынок, купили все что нужно и даже немножко больше. Рекомендую попробовать фисташковую халву и местную сладость пишмание. И категорически не рекомендую брать на подарки яблочные или другие фруктовые чаи, продающиеся в ярких упаковочках по 5–7 лир. Лучше берите на развес, тот который вы видите. Я привезла один такой подруге, оказался каким-то белым порошком, который в кипятке разводится до эдакого ядовито-зеленого Юппи. После этого пообедали и направились в Топкапы.

Многоликий Стамбул

Но видимо предыдущие три дня пеших прогулок совсем измотали родителей, да и плотный обед не способствует бодрости, так что дворец остался нами неоцененным. Не почувствовалась атмосфера этого места, сложно было представить, что здесь действительно жили люди. Экспонаты музея было трудно увидеть из-за огромных толп народа, а сам дворец рассмотреть толком из-за многочисленных реставрационных заграждений. Увы.

День пятый. Сначала добрались до мечети Сулеймание. Мама, большая поклонница сериала Великолепный Век, очень хотела попасть на могилу Роксоланы и Сулеймана Великолепного. Но не сложилось, кладбище было закрыто на реставрацию. Поэтому направились в торговый центр Джевахир. На трамвае до конечной в Кабаташ, там пересесть на фуникулер до Таксима, а там пересесть на метро до остановки Sisli. И вот он, шестиэтажный, брендовый и огромный.

Многоликий Стамбул

Цены меньше наших, так что шопинг пошел на ура, я оценила Koton и Bershka, а мама в основном скупилась в магазине LC Waikiki. Папе правда там было грустно… В этот день я неожиданно обнаружила наличие GPS на своем айпаде, поэтому ориентирование на местности окончательно перестало быть проблемой.

Следующий день ознаменовался отличным мероприятием — походом в парк Миниатюрк.

Многоликий Стамбул

Огромное количество уменьшенных копий достопримечательностей Турции. Мы были очарованы. Для получения дополнительной информации о каждом экспонате нужно поднести билет штрихкодом к считывающему устройству, и оно на ломаном и визгливом русском вещает об исторической ценности объекта. Сразу наметила себе несколько целей на следующее посещение страны!

Многоликий Стамбул

После этого прошлись по Истикляль, сфотографировались у Российского посольства, попробовали гранатового сока (понравился) и посмотрели на Галатскую башню. Подниматься на нее мои родители категорически отказались. И завершился день просмотром шоу дервишей в широко рекламируемом центе Hodjapasha. Впечатление весьма смешанное. С одной стороны талант самих дервишей, почти 40 минутное кручение не может не восхищать, с другой — их народная музыка и подвывающие песнопения не нашли отклика в наших душах. Точнее нашли, но весьма саркастичный. Фотографировать и снимать во время выступления нельзя. Но я тайком:)

Последний полный день был сложен в плане организации, потому что в Долмабахче родители не захотели, водные туры у мамы вызывают ужас, а брать автобусный в последний день нелогично. Пришлось импровизировать, и я вытянула джек-пот! Мы отправились в торговый центр Forum Istanbul, в котором находится один из крупнейших в Европе аквариумов! Оказывается нам, слегка пресытившимся турецким колоритом был нужен этот европейский дух. Аквариум потрясающ, прекрасное оформление, приветливые сотрудницы, на английском поясняющие желающим какие-то факты о рыбках, нам удалось погладить ската и какое-то древнее членистоногое, рассмотреть тумбу в точности повторяющую персонажей мультика «В поисках Немо», а самое главное — огромный тоннель с обзором в 270 градусов. Ты просто становишься на медленно едущую дорожку и смотришь, как вокруг тебя плавают скаты, акулы, мелкие рыбешки и аквалангисты. Мы ездили в нем дважды, правда после этого кружится голова — вода преломляет свет и сквозь ее толщу иногда трудно смотреть, взгляд будто расфокусируется. А дальше есть комната с видом на тот же аквариум в целую огромную стену, где можно сесть на лавочку, и заворожено следить за перемещением целых косяков деловитых рыбешек. Наверно для детей там рай, куча разнообразных игровых площадок, есть даже маленький кинозал, где постоянно крутят фильм про морские глубины на английском.

Многоликий Стамбул

Сам торговый центр тоже отличный, понравился нам даже больше, чем Джевахир, купили много отличных вещей.

День вылета мы большей частью провели в аэропорту, успели изучить все магазинчики и даже найти розетки. Кстати не продается ни одной книги на английском, зато есть на русском «Турецкий для блондинок». Все же очень хотелось домой, немного устали от усиленного общения и обилия впечатлений. Зато сейчас, через месяц после поездки все чаще слышу от родителей ностальгические (уже!) комментарии и осторожные планы. А значит, мы обязательно съездим туда еще раз:)