Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 18:00

Адыгея — Россия Май 2012

Начало здесь.

Как я и писала в предыдущей части рассказа о поездке в Лагонаки, у нас еще была запланирована поездка в Свято-Михайлову Афонскую Закубанскую мужскую пустынь, дорога к которой идет из поселка Каменомостский, 12 км по серпантину к пос. Победа. По дороге навстречу нам то и дело встречались машины с номерными знаками Ростовской области, неужели вся область в эти выходные решила посетить монастырь? И только приехав в поселок, мы увидели, что наши предположения оказались верны-машинами и автобусами с туристами была заставлена вся близлежайшая к монастырю территория. Здесь же расположились местные торговцы сувенирами.

Свято-Михайловский мужской монастырь

Зайдя на территорию монастыря мы стали искать, где же кассы. Но нас ждало приятное удивление-вход в монастырь свободен.

Сразу же нам повезло и мы примкнули к небольшой группе, которой монах рассказывал историю монастыря, но увидев на карте, какая большая территория, мы не дослушав, о чем сейчая я очень сожалею, самостоятельно совершили небольшую прогулку по территории.

Свято-Михайловский мужской монастырь

Строительство монастыря было начато по инициативе Великого князя Михаила Николаевича Романова и закончено уже после его отъезда с Кавказа. В благодарность за разнообразную помощь в создании монастыря, монахи присвоили в 1885 г. Великому князю звание почетного ктитора монастыря.

Местом для нового мужского монастыря было выбрано живописное подножье горы Физиабго, куда и прибыли православные старцы с греческой горы Афон. В строительстве храма самое активное участие приняли жители окрестных станиц, в течении года были построены монашеские кельи, кухня, трапезная и сам храм.

Свято-Михайловский мужской монастырь

По крутой лестнице мы поднялись наверх Свято-Михайловского храма.

Первый и единственный настоятель Свято-Михайловского монастыря архимандрит Мартирий, который погиб в результате несчастного случая, основал крепкое монастырское хозяйство.

Свято-Михайловский мужской монастырь

Монахи содержали ферму и большой скотный двор, заложили сады, часть из которых сохранилась и в наши дни. Была построена пекарня, прачечная, красильня, кузница, сапожная и швейная мастерская. Позже появилась больница, алебастровый завод и даже станция для метеорологических наблюдений.

В те времена монастырь посещали до 5 тысяч прихожан ежедневно, на местной пекарне пекли до 1,5 тонн хлеба! А сколько всего другого приходилось готовить, чтобы прокормить такое количество людей.

Свято-Михайловский мужской монастырь

После революции монастырь постигла судьба большинства культовых сооружений России, он был закрыт и практически разрушен, многие здания были просто взорваны. Из былых построек сохранились только несколько хозяйственных строений и трапезная Троицкого храма. Возрождение началось в 2001 г., когда мужской Храм был вновь возвращен Русской Православной Церкви

На территории монастыря находится несколько храмов. Мне понравился Свято-Александровский, уж очень необычный и красивый у него купол.

Свято-Михайловский мужской монастырь

Одной из самых ярких достопримечательностей этих мест являются уникальные подземные ходы и монастырские пещеры, основанные еще византийскими монахами, построившими на этом месте громадный разветвленный пещерный город, с ходами, тянувшимися под землей на многие километры к вершинам гор и к равнинным поселениям. Этот подземный пещерный византийский монастырь, согласно свидетельствам археологов и спелеологов, был создан в IX — X вв., имел 2 уровня пещер на глубине 5–6 м и 50 м. Они соединялись подземными ходами протяженностью только под плато 3 км, и имевших 12 галерей, шедших в разных направлениях на 5–10 км.

Свято-Михайловский мужской монастырь

Свято-Михайловский монастырь как раз и стоит на системе ходов и подземных переходов, которые ранее соединяли все стоящие на поверхности храмы и даже проходили сквозь всю гору Физиабго. Под землёй монахи хранили свои святыни, там располагалось хранилище святых мощей, иконописная мастерская, обширная библиотека. Специалисты сравнивают эту подземную систему со знаменитыми кельями и ходами Киевско-Печерской лавры. Но пока эти подземные ходы закрыты для посетителей, и не известно, удастся ли их расчистить.

Свято-Михайловский мужской монастырь

Гуляя по территории мы увидели пасеку.

Сейчас на территории монастыря есть сохранившиеся старые здания, где живут поломники, там до сих пор нет отопления и позади корпуса лежат поленницы дров. Спортивной площадкой видимо давно уже не пользовались, она вся заросла травой.

Свято-Михайловский мужской монастырь

Сохранилась постройка школы, но учеников сейчас всего 5 человек и сам корпус зачастую отдают под проживание все тех же паломников и для них же организовано 2х разовое питание. На территории есть гостиница, для желающих пожить два-три дня, а в заведении (что-то типа кафе-буфета) все желающие могли купить свежее испеченные блинчики.

Свято-Михайловский мужской монастырь

За монастырской территорией на берегах реки Фарс располагаются большие ухоженные поляны с монастырскими прудами, в которых монахи разводят рыбу, а на полянах разбиты грядки, где выращивают овощи и виноград и выпасаются лошади.

Это маленькое кладбище.

Свято-Михайловский мужской монастырь

Это возможно келья, а может быть и вход в пещеры. Никакого опознавательного знака, поэтому можно было фантазировать.

Свято-Михайловский мужской монастырь

Самой главной достопримечательностью монастыря, привлекающей множество туристов и верующих является чудотворный родник, святой источник Пантелеймона целителя с серебряной водой. Здесь можно не только набрать целебной воды, но и окунуться в построенной рядом купели. Находится он на высоте больше 900 над уровнем моря на горе Физиабго. Поднявшись на гору мы еще раз насладились завораживающей панорамой Кавказских гор и монастырских окрестностей. Перед нами раскинулись монастырские пруды и просторные поляны, на которых когда-то монахи занимались земледелием и виноградарством.

Свято-Михайловский мужской монастырь

Чтобы полюбоваться красотами водопадов, каньона находящихся недалеко от монастыря нам предлагали совершить непродолжительную прогулку на лошадях, но было уже поздно и пора было возвращаться.

Свято-Михайловский мужской монастырь

Сегодня Свято-Михайловский монастырь ежегодно посещают множество туристов и паломников из различных уголков России. Одни приезжают сюда полюбоваться местными достопримечательностями, другие — приобщиться к таинству исповеди, окунуться в купели святого источника, посетить богослужение. Каждый находит в этих красивых местах что-то своё, наполняющее положительной энергией и исцеляющее душу. Недалеко от монастыря на полянах мы увидели несколько палаток, возможно это паломники, которые купаются в купели рано поутру.

Молча брели мы по территории монастыря к выходу, побродили по рынку, посмотрели совершенно потрясающие изделия из березовый коры, сделанные искуссными умельцами и окинув последний раз незамысловатые строения монастыря, поехали домой.

Свято-Михайловский мужской монастырь

Столько осталось вопросов, столько всего мы не успели увидеть, поэтому обязательно вернемся на более продолжительное время.