Турист Александр Бесфамильный (puzzle)
Александр Бесфамильный — был 23 марта 9:35
Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.

Стамбул — Турция Август 2010

Начало: Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8. Часть 9. Часть 10. Часть 11. Часть 12. Часть 13. Часть 14. Часть 15. Часть 16. Часть 17. Часть 18.

День тридцать второй. 23.08.2010. Понедельник. Сегодня «юбилей» — ровно месяц прошёл с того дня, как мы начали «Секретный визит»:) По плану именно с сегодняшнего дня темп нашего движения к дому должен был резко увеличиться. Но дальнейшие события доказали, что планы не всегда осуществляются. Утро выдалось прохладным. Но безоблачное небо не заставило усомниться в том, что день будет жаркий. Завтрак для постояльцев был накрыт на открытой террасе, с которой открывалась восхитительная панорама старого города.

Секретный визит в «Обитель зла». Часть 19.

Наша обувь, как известно, находилась в шкафчике у входной двери. Но для выхода на террасу можно было воспользоваться тапочками для гостей, приготовленными предусмотрительными хозяевами. На завтрак нам предложили два вида сыра, два вида варенья, оливки, маслины, масло, хлеб и чай. С кружившими над вареньем наглыми дикими осами хозяева справлялись с помощью электрической мухобойки. У ребёнка из отсталой страны такое устройство вызвало огромный интерес, поэтому вскоре живых ос почти не осталось:) Покидая террасу, мы обратили внимание на то, что в меню других постояльцев присутствует ещё и колбаса. Лишение нас этого продукта — это печальный результат моего торга за снижение стоимости проживания в пансионе. С такой изощрённой местью я ещё никогда в жизни не сталкивался:) Сегодня мы едем до Стамбула, где планируем разместиться в кемпинге на берегу Мраморного моря. Адрес этого кемпинга есть в путеводителе. Но вот сайт не грузился, в чём я лишний раз убедился, посидев за хозяйским компьютером в отместку за колбасу.

Выехали около девяти часов. Маршрут следующий: Карабюк (Karabük), Болу (Bolu), Измит (Izmit). Поначалу было несколько участков с традиционным ремонтом дорог. Но довольно скоро мы добрались до магистрали, по которой ехали в Иран. Нам — направо, но так хочется налево:(Здесь уже всё хорошо знакомо. После ответвления на Анталью, на автобане начали появляться «немцы» и «французы», возвращающиеся из отпусков. До Стамбула (Istanbul) домчались быстро и легко. Ближе к городу поток машин резко увеличивается. Все едут резво и уверенно. Такой ритм движения заразителен и здесь таится большая опасность. Если в себе я более менее уверен, то многочисленные «европейцы»-соседи по потоку представляют собой потенциальную угрозу. Один из таких «французских» джигитов, двигавшийся правее, неожиданно пошёл на таран. Я даже не понял, как мне удалось от него увернуться, оставшись при этом в пределах своей полосы. Вероятно, спасли нас от неприятностей только моя запредельная концентрация и быстрая реакция. Едем мы, всецело полагаясь на навигатор. Впрочем, в таком сумасшедшем городе по-другому и невозможно. На этот раз «Гармин» вывел нас на более старый Босфорский мост.

Отсюда хорошо просматривается акватория пролива.

Секретный визит в «Обитель зла». Часть 19.

Навигатор безошибочно провёл нас через весь город, и мы оказались у берега Мраморного моря. К сожалению, там, где должен был быть кемпинг, ведутся строительные работы. Вероятно, его владельцы не удержались от соблазна выгодно продать лакомый участок земли, и теперь здесь будет возведён очередной многозвёздный отель. А что делать бедным туристам? Или валить куда подальше, или поскрести по сусекам:) Проходившие мимо рабочие посоветовали проехать немного в сторону аэропорта, якобы там есть какой-то кемпинг. Покрутившись по симпатичному спальному району,

и не найдя ничего похожего, мы зашли уточнить обстановку в первый попавшийся отель. Несмотря на высокий статус заведения, его менеджер очень доходчиво попытался объяснить, где можно найти второй стамбульский кемпинг. Называется он «Londra». Тем не менее, вышли мы на него совершенно случайно. Помогал нам туда «заселяться» болгарский гастарбайтер, работавший на расположенной по соседству заправке. Кемпингом оказался палисадник с тартановым покрытием, зажатый между заправкой, каким-то мотоклубом и весьма оживлённой пешеходной улочкой. Честно говоря, я бы в таком месте даже шнурки завязать не остановился, настолько там было неуютно и диковато. Сэкономить на Стамбуле не получилось. Этот город давно уже стал жадным до денег. Поэтому решаем ехать в район Beyazit — Kumkapi, где будем пробовать заселиться в ту же гостиницу, в которой останавливались в прошлом году. Помимо всего прочего, появляется идея остановиться в Стамбуле не на одну ночь, а на две. Гулять — так гулять!

Дорога хорошо знакома, я в этом районе бывал пару десятков раз. Напротив Стамбульского Университета сворачиваем направо, и, проехав по лабиринту узких торговых улиц, въезжаем на многоуровневый паркинг. Оставив машину, идём в отель. Первое впечатление — это шок. Район просто кишит югославскими челноками, как в лихие девяностые — русскими. Соответственно, и самый ходовой язык теперь — югославский. А ведь ещё в прошлом году здесь было спокойно как на кладбище. К сожалению, такому ажиотажу сопутствуют новые проблемы. Во-первых, свободных мест в отелях — днём с огнём. Во-вторых, по сравнению с прошлым годом, цены взметнулись вверх. Мы часа два, высунув языки, бегали по округе. Обойдя десятка полтора гостиниц, только в трёх нашли свободные подходящие номера. Остановились на не самом дешёвом варианте — отеле «Sembol». Подкупили хорошее состояние комнаты, отсутствие неприятных запахов, чистота, тишина и немноголюдность. Упрямый торг почти ничего не дал, сбросили символические 4 лиры. Нужно заметить, что турки уважают тех, кто умеет торговаться. Могут злиться, обижаться, но в итоге отнесутся уважительно и на прощание одарят улыбкой. За две ночи проживания и завтраки мы заплатили 216 лир.

Заселяемся, после чего торопимся на ужин. Дабы не терять времени, заходим в первое попавшееся кафе — бистро на улице Орду. Быстро, сытно, но уже и недёшево — 43 лиры. Психологический рубеж в 40 лир преодолён:(Никаких конкретных планов на вечер у нас нет, поэтому двигаемся в сторону площади Султанахмет. Туда меня всегда тянет как магнитом.

Турки — народ предприимчивый. В зависимости от сезона, график работы известных туристических достопримечательностей корректируется. Поэтому неожиданно для себя обнаруживаем, что вход в Базилику Цистерна открыт. Грех этим не воспользоваться. Стоимость билетов по-европейски «кусачая» — половина ужина:) Цистерна Базилика — одно из самых крупных и хорошо сохранившихся из более чем сорока древних подземных водохранилищ Константинополя. Когда-то на этом месте стояла базилика, отсюда и название цистерны. Поскольку своды этого колоссального сооружения подпирает бесчисленное количество (на самом деле 336 штук) поднимающихся из воды мраморных колонн, местные жители прозвали цистерну «Дворцом, провалившимся под землю». Построенная в VI веке, Базилика Цистерна активно использовалась на протяжении девяти веков, после чего была заброшена и загрязнена. После того, как в середине XV века она случайно была обнаружена и подробно описана голландским путешественником Гиллиусом, цистерна обрела новую жизнь, став популярным туристическим объектом. Каждые сто лет там проводились капитальные ремонты и очистка, устроены прогулочные платформы, после чего Базилика превратилась в музей. Внутри помещения царит полумрак, играет чарующая спокойная музыка. Размеры водохранилища действительно поражают — 140 на 70 метров. По виду колонн (дорические, коринфские, составные) можно сделать вывод о том, что они были собраны с остатков развалин ещё более древних сооружений.

Секретный визит в «Обитель зла». Часть 19.

Некоторые колонны слегка подсвечиваются словно лампадами, что создаёт иллюзию уходящей в бесконечность дорожки.

В кристально чистой воде плавает рыба. Некоторые особи достигли уже таких размеров, что им пора на сковородку:)

Секретный визит в «Обитель зла». Часть 19.

Здесь можно и загадать желание, бросив монетку в «Бассейн желаний».

Секретный визит в «Обитель зла». Часть 19.

Из-за опасности обрушения, отдельные колонны пришлось заковать в бетон.

Самое популярное у туристов место — это северо-западный угол водохранилища, где в качестве опор для двух колонн используются постаменты с резными изображениями голов медуз. Римское происхождение этих скульптурных шедевров свидетельствует о том, что византийцы не прочь были и маленько пограбить.

Цистерна Базилика оставляет впечатление загадочного места, даже не очень хочется верить в то, что это обычное водохранилище. Она, безусловно, является обязательным к посещению местом. Выйдя из цистерны через неприметную дверь, мы оказались на улице немного в стороне от площади Султанахмет.

Секретный визит в «Обитель зла». Часть 19.

Моим давним желанием было дойти пешком до того места, где соединяются Босфор и Мраморное море. Пройдя по узкой и крутой улице Соукчешме (улица Холодного фонтана), на которой выстроились в ряд восхитительные традиционные деревянные особнячки османского периода (я их просто обожаю!),

мы оказались около входа в первый двор дворца Топкапы.

Секретный визит в «Обитель зла». Часть 19.

Рядышком находится великолепный изящно декорированный фонтан Ахмеда III.

Когда-то в Стамбуле было бесчисленное количество подобных сооружений. Но в результате междоусобиц, подавляющее большинство было уничтожено. Неспешно продвигаемся по запутанному кварталу на задворках Святой Софии.

Секретный визит в «Обитель зла». Часть 19.

Местные жители массово оккупировали рестораны.

Ну, вот и Босфор. Справа — Мраморное море. Напротив — азиатский берег.

Секретный визит в «Обитель зла». Часть 19.

Идём вдоль набережной по направлению к пристани Эминёню. Людей мало. Стоят одинокие рыбаки. Около них трутся коты. Горят костры. Дует довольно сильный ветер. В темноте снуют судёнышки. Подсвечивающийся Босфорский мост периодически меняет свой цвет.

Доходим до залива Золотой Рог. На противоположном берегу — квартал Бейоглу. Над ним господствует один из символов Стамбула — Галатская башня.

Секретный визит в «Обитель зла». Часть 19.

Становится совсем темно, поэтому сворачиваем в парк Гюльхане, чтобы, пройдя через него, снова выйти на Султанахмет. Такой многолюдный днём, вечером парк оказался на удивление пустым и даже диковатым. А вот на площади оживление. Обстановка напоминает иранскую. Все лужайки оккупировали любители пикников. В сравнении с прошлым годом, встречаем гораздо больше женщин в платках. Если в обычные дни Стамбул, скорее европейский город, то в период знаковых религиозных праздников город больше напоминает Восток. Прежде, чем отправляться в отель, традиционно делаем фото Святой Софии и Голубой мечети. Между минаретами мечети — световая растяжка со словами: «Бог любит тех, кто покается».

Итог дня: пробег 559 км, время в пути 7 часов 10 минут.

День тридцать третий. 24.08.2010. Вторник. Завтрак в отеле накрывают на застеклённой террасе с видом на безмятежное Мраморное море. Всё-таки, если позволяет бюджет, то великолепный «view» из окна номера для меня является главным критерием при выборе отеля Жалко, что фотоаппарат остался в номере. Впрочем, здесь, среди гориллоподобных югославских «братков», он бы был совершенно некстати:) С утра в наших планах небольшой шопинг. Для этого мы направляемся в район Египетского базара, мимо университета. По пути я хотел наведать самый знаменитый религиозный комплекс Стамбула, построенную по проекту великого Мимара Синана — мечеть Сулеймание. Увы, но до конца 2010 года она находилась на реставрации.

Секретный визит в «Обитель зла». Часть 19.

Открыты для посетителей лишь гробницы. Туда мы и направились. Пройдя по территории пафосного кладбища,

сначала зашли в усыпальницу Сулеймана Великолепного.

Здесь установлены саркофаги самого султана, его дочери и двух преемников. У людей старшего возраста могилы до сих пор являются местом поклонения.

Секретный визит в «Обитель зла». Часть 19.

Над саркофагами парит купол, украшенный терракотовой мозаикой.

Свет проникает через подкупольные окна, декорированные изящными витражами.

Секретный визит в «Обитель зла». Часть 19.

По соседству расположена усыпальница Роксоланы — легендарной славянской жены Сулеймана Великолепного. Эта женщина сумела не просто очаровать великого султана, а стать его единственным другом, правой рукой, человеком, которому он доверял так же, как себе. За лёгкий нрав её прозвали Хюррем — «смеющаяся». Роксолана была молода, грациозна и невысока ростом. И, вопреки легенде, никто из современников не называл Роксолану красавицей. Невероятное положение Роксоланы при султанском дворе изумляли и Азию, и Европу. Её образованность заставляла преклоняться учёных, она принимала иностранных послов, отвечала на послания иноземных государей, влиятельных вельмож и художников. Согласно исламским обычаям, Роксолана, как неверная, должна была перенять мусульманство. Как ни странно, она не только смирилась с новой верой, но и обрела славу ревностной правоверной мусульманки, чем заслужила немалое уважение при дворе. Умерла Хюррем в 1561 году, на пять лет раньше своего мужа. В этой же усыпальнице находятся ещё два саркофага. По-видимому, в них покоятся сыновья Роксоланы, умершие в младенческом возрасте.

Интерьер гробницы не такой строгий, как в усыпальнице султана. Здесь для отделки использовались знаменитые изникские изразцы с растительным орнаментом и арабской вязью.

Секретный визит в «Обитель зла». Часть 19.

В районе, зажатом между мечетью Сулеймание и Египетским базаром, находится сплошная торговая зона. Ориентироваться здесь очень удобно — все лавки «кучкуются» по видам товаров. У Маши появилась идея фикс: купить сервиз из популярных в Турции грушевидных стаканчиков для чая — армуд. Стоило ли тратить на их выбор массу времени, если мы в итоге пришли к выводу о том, что такие стаканы нам не очень-то и нужны?:) В одном магазинчике продавались хорошо выполненные макеты главных стамбульских достопримечательностей. Несмотря на дороговизну, я всё-таки решился купить один из них. Продавец оказался более чем странным — сказал, что по одной штуке не отпускает:(Маша приобрела пару платков из натурального шёлка, после чего пошли на Египетский базар. В прошлом году, на волне разыгравшегося ажиотажа, мы, пустившись во все тяжкие, покупали всё подряд. Увы, но далеко не все виды восточных сладостей оказались съедобными:) В этот раз запросы были гораздо ниже.

Ранее, в различных путешествиях, нас не часто принимали за «совков». Видимо, в этот раз, ветер странствий серьёзно потрепал наши лица, поэтому один из продавцов вычислил нас моментально, обратившись с вопросами на русском языке:) Молодой человек оказался татарином из Казани. Сначала приехал в Стамбул учиться в университете. В современной России его гуманитарная специальность оказалась невостребованной. Поэтому, методом перебора, он в итоге оказался на Египетском базаре. Зарабатывает порядка 1000 $ в месяц. На оплату квартиры и коммуналки уходит половина этой суммы. Это позволило ему перевезти из России жену и маму. Рассказал нам о секретах торговли. Продавцы — хорошие психологи. Помогают друг другу. Затащив клиента в лавку, подносят угощения, предлагают всё попробовать. На первую покупку дадут большую скидку, но на других товарах всё с лихвой компенсируют. Хозяева лавки — неприветливые суфисты — последователи мистического течения в исламе. Один из суфистов, будучи уверенным в том, что мы ничего не купим, прервал беседу, заставив нашего знакомого переключиться на других клиентов. Пообещав вернуться, мы ещё немного побродили мимо прилавков. Затем отдохнули на воздухе, посидев в тенёчке около Новой мечети.

Секретный визит в «Обитель зла». Часть 19.

Пошли обратно. Цены на входе на базар со стороны Золотого Рога в два раза выше, чем в конце, в левом крыле. Своим возвращением мы, возможно, спровоцировали экзекуцию. Оказалось, что один из суфистов пообещал отрезать себе ухо, если мы что-нибудь купим в их лавке:) Приобретали товар очень взвешенно, борясь со всяческими искушениями. Ограничились лишь специями, яблочным чаем, кремами и обалденным натуральным мылом. Затем настала очередь торга. Хозяева сбрасывают не более десяти процентов. Дальше уже начинают злиться. Вообщем то, они не привыкли торговаться, поскольку Египетский базар пользуется популярностью у итальянцев, немцев и арабов. С неприязнью относятся к пластиковым картам. Впрочем, это их проблемы, а не наши — можем и не покупать. Естественно, расстались друзьями:) А о судьбе уха обязательно узнаем в следующий раз:) Занесли покупки в отель, после чего отправились в район Султанахмет. Возникла потребность пообедать, но мы поставили цель: уложиться в 40 лир:) Сначала спустились ближе к морю, в Сankurtaran. Там сосредоточено огромное количество отелей и ресторанов. Многие из них расположены в симпатичных особняках, построенных в оттоманском стиле.

Секретный визит в «Обитель зла». Часть 19.

Прогуливаясь по этому тихому району, попутно изучали ресторанные меню. Бюджетных предложений не нашли, возможно, потому, что в счёт включён вид на море с террас. Снова возвращаемся на площадь Султанахмет. Попутно заходим в гробницу султана Ахмеда I, являющуюся частью комплекса Голубой мечети. Внутри нас встречает целое кладбище из саркофагов, в которых помимо самого султана, покоятся его многочисленные отпрыски.

Стены и свод усыпальницы украшают ошеломляюще красивые изникские изразцы с преобладанием пастельных тонов.

Секретный визит в «Обитель зла». Часть 19.

Свет внутрь помещения попадает через витражи с незамысловатым рисунком.

Далее прогуливаемся по ипподрому, отмечаясь у каждой из колонн. Сначала у Египетского обелиска, которому 3500 лет. Он был вывезен императором Константином из Луксора. Первоначально этот обелиск был в три раза длиннее.

Затем у Змеиной колонны из греческих Дельф. Она на тысячу лет моложе Египетского обелиска. К сожалению, пьяный польский шляхтич отломал все головы змей, которые были на колонне.

Секретный визит в «Обитель зла». Часть 19.

Третий обелиск имеет неизвестное происхождение. Предполагают, что он когда-то был покрыт бронзой, поэтому иногда его называют Бронзовым.

Отчаявшись решить поставленную задачу, мы «приземлились» в одном из уличных ресторанов на задворках Султанахмета. Трапезу разделили вместе с несколькими кошками, которых активно подкармливала Таня. Итог — те же 43 лиры:) По пути в гостиницу зашли в знакомые магазины. В одном купили банные полотенца. Как потом оказалось, два по цене одного — продавцы к концу дня тоже устают:) В фирменном магазине «Koska» затарились халвой. В тёплое время года её на рынках не продают. Вернулись в отель без ног. Стамбул один из самых утомляющих городов мира. Деньги у нас на исходе, завтра уезжаем. Этот город бедных не любит, но я его обожаю:)