Турист Мария Овчаренко (vuga)
Мария Овчаренко
была 28 ноября 2023 16:23

Национальные парки Хорватии, часть 1 - Плитвицкие озера.

Плитвицкие озера — Хорватия Август 2011
Национальные парки Хорватии, часть 1 -  Плитвицкие озера.

Хорватия чрезвычайно богата своим природным многообразием. Побывать в Хорватии и не увидеть ее знаменитые на всю Европу национальные парки — это было бы страшным упущением для любознательных туристов, то есть для нас! Поэтому мы решили, что уж два самых известных национальных парка мы точно посетим — это Плитвицкие озера и КРКА. Вообще, в маленькой стране Хорватии их восемь штук, и процентное соотношение территории, занятой ими, довольно велико — если я не ошибаюсь, около 10%. Все заповедники уникальны; три из них — горные, три — островные и два (как раз посещенные нами Плитвицкие озера и КРКА) — «яркий пример скалистой гидрографии», как пишут в некоторых путеводителях.

Первый национальный парк, в который мы направились, были Плитвицкие озера.

Национальные парки Хорватии, часть 1 -  Плитвицкие озера.

Дорога на Плитвицкие озера из Задара (Далмация) на туристическом автобусе занимает около двух с половиной часов, с одной остановкой. Дорога довольно живописна, частично проходит по серпантину, так что если Вы не очень хорошо переносите транспорт — запаситесь таблетками от укачивания.

Все туристические автобусы делают остановку на одной стоянке, где располагается ресторан. А позади него от дороги — небольшой зверинец, где в двух загонах живут местные обитатели заповедника Плитвице — бурый медведь и олень. В особенном восторге от зверинца остаются дети, конечно.)) Изгородь зверинца, кстати, представляет собой довольно опасное сооружение, поэтому я с замиранием сердца наблюдала, как беспечные французы позволяют своему 5-летнему ребенку вертеться в непосредственной близости от медведя. Они, наверное, считают, что все ОПАСНЫЕ бурые медведи ходят по улицам России, а в Хорватии их можно не бояться)))

Национальные парки Хорватии, часть 1 -  Плитвицкие озера.

Находятся Плитвицкие озера в самом центре Хорватии. Это другая климатическая зона, поэтому разница температур с побережьем может быть 10–12 градусов Цельсия. Так что мой совет — отправляясь в этот национальный парк возьмите с собой что-нибудь из теплой одежды, если не пригодится — оставите в автобусе. Мы предупреждены не были (а может, прослушали), и я с удивлением взирала на девушку в кожаной куртке, которая сидела на соседнем ряду в автобусе. Как она была права насчет своей одежды, мы узнали, когда уже приехали в заповедник — оказалось, что солнце и температура +32 остались на побережье Далмации, а за окном автобуса нас встречали тучи, ветерок и +20! Уже через пять минут я прониклась уважением к девушке в кожаной куртке, а еще через час прогулки — закутав плечи в легкомысленный палантин, который был прихвачен с собой на случай купания (наивные планы!), страстно мечтала о такой же куртке и хотя бы носках! Надо ли говорить, что в этот день в туристических магазинчиках на территории парка мы помогли существенно уменьшить ассортимент знаменитого хорватского вишневого ликера «Мараскино» в сувенирных бутылочках;)))

Кстати, о купании, на которое мы рассчитывали. В отличие от национального парка КРКА, в Плитвицких озерах купаться категорически запрещено (понятно, что исключены также пикники и костры). Местные экологи с 1949 года (когда это место получило статус заповедника) строго блюдут такой порядок для сохранения природного равновесия этого уникального места. По словам гида, тогда же, с 1949 года на протяжении 10 лет парк был закрыт для туристов, а потом были разработаны специальные туристические маршруты, не оказывающие разрушительного действия на экосистему. Этих маршрутов сегодня превеликое множество, и пешеходных, и велосипедных. Кроме того, функционирует экологически безопасный транспорт: электропоезда, прогулочные катера и паромы на электротяге.

Национальные парки Хорватии, часть 1 -  Плитвицкие озера.

(Единственная неувязочка по поводу строгости экологов. Я слышала от гида также о запрете на посещение парка с собаками, но туристов с ними (с собаками) было не просто много, а очень много!)

А теперь перейдем «от физики к лирике». Плитвицкие озера — красивейший национальный парк! Это факт, который мы увидели своими глазами, и про который написано во множестве туристических отзывов. Уже более тридцати лет Плитвицкие озера входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории парка — 16 карстовых озер, 140 водопадов, 20 пещер (некоторые из них находятся под водопадами). И, конечно, сам статус заповедника подразумевает уникальность и редкость флоры и фауны. Красивейшие хвойные и буковые леса растут здесь с древнейших времен. Насчитывается около 50 видов орхидей! Из животных водятся медведи, волки, косули, кабаны. Конечно, на туристической тропе их не встретишь, но восприимчивое воображение туриста этот факт поражает.)) Конечно, ни одному туристу за один день не удалось посмотреть хотя бы существенную часть из них, в рамках экскурсии нам показывают лишь малую толику (с другой стороны — оно же и самое красивое))).

Все великолепные пейзажи национального парка были созданы течением реки Корана — настойчивые воды Кораны пробивали себе путь через мягкие известняковые породы, перетекали с более высокого уровня на более низкий. Таким образом образовались великолепные озера, пещеры и живописные водопады. Все озера в зависимости от местонахождения разделены на две группы: Верхние и Нижние. Суммарная разница между уровнем верхнего и нижнего озер составляет 130 метров!

Плитвицкие озера — одно из тех редких мест на Земле, где постоянно появляются новые водопады — и это опять же связано с известняковым происхождением местных гор. Упавшие в воду листва и сучья с близрастущих деревьев быстро покрываются кальцефилами (так называемым «меловым растениям»), которые, отмирая, каменеют и образуют твердые отложения перекрывающие реки. Вода, постепенно размывая подобные «дамбы», образует новые водопады.

Национальные парки Хорватии, часть 1 -  Плитвицкие озера.

А вот и самый известный и живописный водопад Саставци, высота которого составляет 72 м.

Национальные парки Хорватии, часть 1 -  Плитвицкие озера.

Озера необыкновенно красивы, можете убедиться! Цвета озер постоянно меняется от синего до зеленого, бирюзового, серого или даже фиолетового — в зависимости от времени суток, химического состава воды, и угла падения солнечного света! Вода очень прозрачная, отлично видно на дне стволы старых деревьев, камни — тех самые кальцефилов, про которые я написала выше.

Национальные парки Хорватии, часть 1 -  Плитвицкие озера.

Форель стаями плавает возле деревянных мостиков — предвкушает обед из рук туристов. Вообще, кормить рыбу, наверное, экологи тоже запрещают, но гиды смотрят на это сквозь пальцы.

Национальные парки Хорватии, часть 1 -  Плитвицкие озера.

Можно было бы еще многое рассказать об этом несомненно прекрасном месте, но это именно тот случай, когда много слов не требуется — все удовольствие в созерцании. И если мой короткий очерк позволил вам проникнуться красотой описанных мест, появилось желание посетить их — значит, моя цель достигнута.))