Турист Юлия (Juliette17)
Юлия — была сегодня 17:19
""

Каменномостский — Россия Май 2021

Известнейшая и легкодоступная достопримечательность Адыгеи — Хаджохская теснина. Находится она в одном из крупнейших туристических поселков — Каменномостском. Историческое его название — Хаджох, ведь когда-то на месте поселения был одноименный аул («Хаджох» означает место, где живут мусульмане, совершившие хадж — религиозное паломничество в Мекку). После Кавказской войны покинутый аул заняли казаки, они дали ему новое название — из-за природного моста через реку Белую, который существовал здесь когда-то. Река Белая — главная водная артерия этих мест, и в моем сегодняшнем рассказе я ее упомяну не раз. Проехать мимо Хаджохской теснины очень сложно — прямо в поселке на трассе стоит огромный указатель, очень настойчиво приглашающий вас посетить этот символ Адыгеи. Мы и не сопротивляемся, сворачиваем с трассы, переезжаем по мосту реку Белая, оставляем машину на парковке теснины и оплачиваем вход (500 рублей с человека).

Красоты Адыгеи: платно vs бесплатно

Хаджохская теснина представляет собой узкий глубокий каньон, где реку Белая с обеих сторон сжимают высокие скалы, поросшие лесом. На протяжении всего каньона, по мере его сужения и увеличения числа порогов, река становится все более бурной.

Звук ревущей воды слышен здесь везде, со скал можно наблюдать, как с огромной скоростью несется пенящийся поток. Несмотря на то, что река Белая нежно любима рафтерами, на этом ее участке запрещены как купание, так и рафтинг.

Красоты Адыгеи: платно vs бесплатно

Тысячелетиями водный поток настойчиво прорезал в известняке узкую щель шириной 6–7 м (а в некоторых местах она сужается до 2 м). Глубина реки здесь достигает 35 м. Всего через 400 м река вновь вырывается на волю из каменных объятий на окраине поселка, оставив ущелье за спиной. Именно в каньоне некогда был тот самый естественный каменный мост, соединявший два берега, который дал название поселку.

Сегодня Хаджохская теснина — оборудованный экскурсионный объект. На территории устроены туалеты, кафе, сувенирные киоски, парковка и смотровые площадки, установлены ограждения и есть освещение. Наверное, вечером, в подсветке, здесь очень красиво.

Красоты Адыгеи: платно vs бесплатно

Чтобы привлечь маленьких посетителей, при входе устроен мини — зоопарк, населенный курами, кроликами и поросятами, а в глубине территории расположены вольеры, в которых живут волчицы и медведи.

Красоты Адыгеи: платно vs бесплатно

Вход на территорию теснины не дешевый, поэтому находится много любителей сэкономить. На фотографии ниже видно, как бережливые, но охочие до зрелищ граждане на животе сползают в каньон в одном из укромных мест, минуя официальный вход. Да, грязно, зато бесплатно.

Красоты Адыгеи: платно vs бесплатно

Несмотря на то, что теснина — одно из самых раскрученных туристических мест Адыгеи, и, без сомнения любопытна, на меня она особого впечатление не произвела. Нет, если с вами маленький ребенок, ему будет интересно полазать и попрыгать по скалам, посмотреть зоопарк, но взрослому, да еще и не любителю животных в клетках, легко можно найти альтернативу. Например, Гранитный каньон реки Белая.

Красоты Адыгеи: платно vs бесплатно

Чтобы найти его, достаточно проехать вдоль реки чуть дальше по трассе в направлении поселка Хамышки, и за станицей Даховская начнется небольшой участок, длиной около четырех километров, который образовался в результате тысячелетних стараний реки, усердно вымывавшей в хребте из гранита узкое ущелье.

На всем протяжении каньона на трассе есть несколько смотровых площадок, все они отмечены на maps.me. Мы несколько дней ездили этой дорогой, останавливались здесь в разное время суток, причем погода и освещение каждый раз создавали новое настроение.

Красоты Адыгеи: платно vs бесплатно

В отличие от раскрученной Хаджохской теснины, здесь вы будете практически в одиночестве наблюдать, как бурлит и пенится река, образуя пороги и водовороты. Стены из гранита, сжимающие в объятьях ускользающие воды реки, смотрятся ничуть не хуже, чем в Хаджохской теснине.

А еще здесь пополнилась моя коллекция рододендронов, начатая в прошлом году в Карачаево-Черкессии!

Красоты Адыгеи: платно vs бесплатно

На этом же участке трассы, между станицей Даховской и селом Хамышки, есть еще одно место, тоже совершенно бесплатное, способное порадовать туриста. Это — подвесной мост через реку Белая в бывшем поселке Никель. Посёлок ранее официально существовал на правом берегу реки. В шахтах на территории посёлка добывали никель, отсюда и название поселка.

Красоты Адыгеи: платно vs бесплатно

Сейчас поселка уже нет, на его месте расположилась турбаза. Прямо напротив нее спускаемся к реке, и наслаждаемся тишиной и одиночеством.

Красоты Адыгеи: платно vs бесплатно

Если перейти по раскачивающемуся мосту на другой берег реки (только не глядя в воду, иначе кажется, что мост движется, и тебя уносит вместе с ним), в укромной горной долине обнаружим конную ферму, где можно прокатиться на лошадях.

Еще одна известнейшая и живописная достопримечательность Адыгеи — водопады реки Руфабго, одного из притоков реки Белая. Находятся они в двух километрах от поселка Каменномостский. Чтобы добраться сюда, следует двигаться по трассе от поселка Каменномостский вдоль реки Белая в сторону станицы Даховская. Пропустить водопады невозможно благодаря большой вывеске. Дальше необходимо идти пешком по мосту через реку Белая, а автомобиль можно оставить на стоянке. Когда бы мы ни проезжали мимо, парковка была полна.

Стоимость посещения водопадов — снова пятьсот рублей, как и в Хаджохской теснине. Но деньги эти по факту берутся за прохождение пешеходного моста через реку Белая, что делает путь к водопадам коротким и комфортным (вспоминается злобный сказочный тролль из сказки, собирающий мзду за проезд через мост). Сами водопады бесплатные, и если выйти на тропу к ним с другого берега реки, вы не заплатите ни копейки, так как кассы останутся в стороне. Но путь к водопадам тогда займет у вас больше времени. Так что если вы имеете в запасе пару лишних часов, и вас не напрягает прогулка по благоухающему весенними ароматами лесистому ущелью (а вас ведь не напрягает, правда?) — смело отправляйтесь в путь!

Бесплатная тропа начинается чуть дальше официального входа в Хаджохскую теснину. Проезжаем парковку теснины и движемся дальше по улице Комсомольской. Там, где дорожка заканчивается и начинается лес, оставляем машину, и, взяв с собой воду и перекус, выходим на необорудованную тропу к водопадам. В интернете не раз встречала предупреждения о том, что тропа эта небезопасна, особенно после дождя. Но погода была прекрасной, и мы шли без всяких опасений. В самом начале пути нам встретились идущая навстречу пара, у которой мы осведомились о качестве тропы. Получили ответ, что не очень, причем девушка выглядела так, что казалось, что дальше — только узкая тропа над ущельем, на дне которого, если приглядеться, можно увидеть кости незадачливых туристов, над которыми парят стервятники. Мы немного напряглись. На деле, все оказалось совсем не так страшно. Просто в одном месте нужно было осторожно перебраться через узкую полочку над обрывом, держась за проволочный трос, вбитый в скалу (звучит страшнее, чем есть на самом деле), да перейти небольшой горный ручеек, прыгая по камням.

Красоты Адыгеи: платно vs бесплатно

А в остальном тропа, с одной стороны которой бежит река, а с другой нависают скалы — приятнейшая.

По пути вам откроется вид на старые печи по обжигу извести, расположенные на другом берегу реки. В печах завода обжигали известняк, некогда добываемый в Каменномостском карьере, расположенном там же.

Красоты Адыгеи: платно vs бесплатно

Нависшие над тропинкой скалы, видовые площадки на реку, горный ручей, благоухающий черемшой весенний лес — прогулка доставила массу удовольствия.

Красоты Адыгеи: платно vs бесплатно

И, кстати, тропа пользуется популярностью, и, если туда мы еще шли в гордом одиночестве, на пути обратно нам встретилось много туристов.

Наконец, тропка вывела на оборудованный туристический маршрут, и мы, смешавшись с потоком туристов, оплативших проход через реку Белая, вошли в каньон ручья Руфабго. Здесь, в нижнем его течении, где и сосредоточены самые большие водопады, тропинки везде оборудованы перилами и ступеньками. Всего ручей Руфабго образовывает более десяти водопадов, но самыми красочными и крупными являются такие водопады, как Шум, Каскадный, Сердце Руфабго и Шнурок (Девичья Коса).

Первым на пути появляется «Шум», и да, он действительно шумный!

Красоты Адыгеи: платно vs бесплатно

Далее тропа продолжила бежать по самому дну ущелья, слева и справа возвышаются отвесные скалы, и через какое-то время появился водопад «Каскадный», состоящий из нескольких ступеней.

Красоты Адыгеи: платно vs бесплатно

Дальше идет самый эффектный из здешних водопадов — «Сердце Руфабго».

Красоты Адыгеи: платно vs бесплатно

И замыкает цепочку водопадов на оборудованном маршруте Шнурок (Девичья коса)- самый большой водопад ручья Руфабго — его высота составляет более 20 метров.

Красоты Адыгеи: платно vs бесплатно

Если справа от водопада по узенькой тропке забраться на склон, можно двигаться дальше вдоль ручья, добираясь до наименее доступных водопадов. Также оттуда ведет бесплатная «верхняя» тропа к месту, откуда мы начали путь на водопады. Таким образом бесплатный маршрут можно замкнуть в кольцо, да и верхняя тропа изобилует смотровыми площадками. Но в наше посещение тропинка представляла из себя небольшой грязевой поток, муж с дочерью попытались взобраться по ней, но, поскользив на влажном склоне, решили дело это бросить, и мы вернулись той же тропой, по которой пришли.

Еще одно менее известное, но от этого совсем не менее красивое место — каньон реки Мишоко. Располагается он как раз посередине между Хаджохской тесниной и водопадами Руфабго, но на противоположном берегу реки Белая.

Чтобы из поселка Каменномостский доехать до ущелья Мишоко, нужно проехать старый Хаджохский карьер и по пыльным, укатанным грузовиками дорогам выехать на плато, где расположился экстрим-парк «Мишоко». Помните, я писала про печи для обжига известняка — так вот, мы находимся практически над ними. Плато здесь обрывается, с одной его стороны далеко внизу бежит река Белая, с другой, невидимая в листве, река Мишоко. Экстрим -парк предлагает желающим несколько возможностей получить дозу адреналина — троллеи, виа -ферраты, скалодром, прогулки на квадроциклах и лошадях (и коней, и квадроциклы лучше бронировать заранее, потому что в день нашего посещения, например, все они были расписаны аж до самого вечера).

Нелюбителям экстрима каньон гостеприимно распахивает свои прохладные зеленые объятия, предоставляя возможность пройтись вдоль реки Мишоко в поисках водопадов и тенистых гротов. Я планировала провести время как раз по второму варианту, но тут по уже сложившейся традиции внес поправку муж, обрадовавшись возможности прокатиться на троллее.

Красоты Адыгеи: платно vs бесплатно

Вот он, каньон во всей красе, над которым пролетают многочисленные любители острых ощущений. Причем возраст храбрецов совершенно разный. Видела родителей, отправляющихся в полет в обнимку с маленьким ребенком.

Но оказалось, что прокатиться на тролее здесь не так-то просто: когда мы подошли к точке, где выдавали снаряжение, оказалось, что нужно подождать, когда вернется группа смельчаков, улетевших на другую сторону каньона.

Красоты Адыгеи: платно vs бесплатно

Перекусив у обрыва с видом на поселок Каменномостский, мы отправились бродить по каньону.

Красоты Адыгеи: платно vs бесплатно

Мимоходом понаблюдали за полетами смельчаков. Любитель экстрима пролетает на тросе над поросшим лесом каньоном на другую его сторону, прямо на средину высокой отвесной скалы, где попадает в пещеру.

Из пещеры по подвесному мостику отправляются вдоль скалы, а затем по устроенной на скале виа — феррате карабкаются на верх ущелья, а оттуда снова на троллее возвращаются в исходную точку. На одном из фото внизу виден бойкий и практически непрерывный процесс: в нижней части — человек на троллее подлетает к прещере, в центре фото народ отправляется в путь по скале, а в левом верхнем углу смельчак, уже прошедший весь тернистый путь, вылетает обратно.

Мы же спустились на дно ущелья,

и прошлись вдоль него, обнаружив на пути несколько водопадиков.

Красоты Адыгеи: платно vs бесплатно

Сумрачные гроты, причудливая игра света в листве, искрящийся поток воды — попав в таинственный плен ущелья, по нему можно идти долго, добравшись даже до многочисленных гротов, обжитых древними людьми несколько тысячелетий назад.

Красоты Адыгеи: платно vs бесплатно

Но у нас же по плану еще троллей, поэтому пришлось выбраться на свет божий, и обратно к экстрим-парку мы пошли уже по плато,

Красоты Адыгеи: платно vs бесплатно

повстречав по пути конную группу туристов.

Отправили, наконец, мужа в полет. Результат решили закрепить, прокатившись на квадроциклах, но, как я уже писала, оказалось, что все они забронированы до вечера. В итоге сошлись на конной прогулке, получили от администратора парка телефон конного ранчо «Ковбой». Позвонив, узнали, что и со свободными лошадьми сегодня напряженка, максимум, что они могут предложить — сорокаминутная прогулка. Мы согласились, и, получив описание маршрута до ранчо (на машине — пять минут от парка), отправились к лошадям. На ранчо девушка-администратор с внешностью Маргариты Тереховой в роли Миледи устроила нам короткое, но очень серьезное собеседование на предмет умения управлять лошадью, выслушав, крепко задумалась, и, посовещавшись с помошницей, отобрала для нас лошадей. После небольшого инструктажа мы втроем в сопровождении инструктора отправились на прогулку. Сорок минут пути вдоль каньона по старым грушевым садам пролетели, как одна, мы даже не успели сфотографироваться. Кстати, груша-дичка в Адыгее растет повсеместно, и компот из нее с загадочным названием «узвар» мы с удовольствием пили в домашнем кафе в Хамышках каждый день. Вернувшись на ранчо, обнаружили прямо огромное скопление всадников, отправляющихся на экскурсию. Даже пришлось ждать, пока они разъедутся, чтобы выехать с территории. Так что не обманули нас, конные прогулки здесь, особенно в праздничные дни, пользуются огромным спросом. Да и неудивительно, в таких-то красивых местах.

Красоты Адыгеи: платно vs бесплатно

Надеюсь, описанные мной несколько маршрутов помогут вам, если вы вдруг решите отправиться в Адыгею, составить свою программу, и решить, на что потратиться, а где сэкономить. Мы же отправились в Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь, что находится недалеко от Каменномостского, в поселке Победа, о котором расскажу в следующий раз.