Nobody
NB Пользователь — была 1 июня 2013 г. 12:09

По зимней тундре... Часть 15

По зимней тундре… Часть 14

     ДО СВИДАНИЯ, ТУНДРА!
    Нижняя Пёша — Мезень

    Метель. Сильный ветер. Крепкий мороз. Ничего не видно...
    5 дней я провела в Нижней Пёше — и 5 дней было тепло, светило солнце, почти не дул ветер... Как только настал день отъезда — замело.
    Глава Пёшского сельсовета, Леонид Константинович Корытов, говорил, что от Нижней Пёши до Мезени можно добраться часов за 7. По такой погоде — нереально: ведь дороги — просто не видно...


    Вот по такой погоде как раз и надо ездить в тёмное время суток! Под фарами можно разглядеть слабые следы других снегоходов — а сейчас, днём, их увидишь, лишь наклонившись над снежным полотном. На скорости, со снегохода — не увидишь никак.
    Мы часто сбиваемся с дороги. Направление верное, но когда сходишь с колеи — скачешь по кочкам. Ноги соскальзывают с подножки и норовят попасть в гусеницы... Приходится держаться очень крепко — а это огромное напряжение.

    Ничего, скоро стемнеет. Будет легче.

    * * *

    Пётр едет в Мезень за женой и маленькими детьми, возвращающимися с отдыха. С ним едут два товарища — за бензином. Бензин в Нижней Пёше очень дорог — проще потерять время и съездить в Мезень, чем покупать по местным ценам.
    Им надо обернуться за сутки — ночевать в Мезени они не хотят. Без сна, без отдыха — 300 километров туда, 300 обратно... Удивительные люди!

    ...Навстречу идут два трактора. Их фары едва заметны в пурге.
    Трактора тянут... легковые машины!
    "В Ому, наверное..." — предполагает Пётр.
    Машины — в Ому! Зачем? Куда и кому там ездить на машинах? Всё равно ведь дороги — только зимние!
    Но — цивилизация близко. Стоит ли чему-то удивляться?..

    Подножки заносит снегом. Под ветром и давлением ноги он превращается в лёд, и нога на подножке не стоит. На остановках снег сбивают молотком, но уже через час наметает снова.
    Заметает и людей. Штаны, куртки — всё в снегу! Забудешь застегнуть карман — будет полный карман снега.
    Ветер дует с левой стороны. Мой левый ботинок превращается в ледяной камень. А ведь левая нога уже обморожена — куда ей ещё?!! Пока теплоиды, которые я заблаговременно засунула в ботинки, спасают... но что будет дальше?

    ...Мы догоняем вездеход. Идёт он не спеша, лениво перемалывая снег гусеницами.
    Идёт, видимо, на Несь.
    Ах, дорогой Леонид Константинович! Почему, ну почему вы не отправили меня в вездеходе?! Конечно, он медленнее снегохода — но комфорта там неизмеримо больше.
    Не надо держаться за поручни так, что на остановках пальцы не разгибаются от непрерывного напряжения. Не надо неловко балансировать ногами, чтобы, соскользнув с заледеневшей подножки, они не попали в гусеницы. Не надо, когда снегоход кренится, мгновенно наклоняться в другую сторону... Да и интересно было бы прокатиться на вездеходе=))
    Ладно. Всему своё время. Когда-нибудь ещё прокачусь...

    Руки и ноги болят. "Ямаха" — не Arctic Cat, на которых ездят Безумов с помощниками: трясёт очень сильно. Холод и ветер не существуют для меня — я хорошо одета. Но — больно...
    Ох, почувствую я завтра снова, как вагоны разгружала!
    И думается мне, что накаталась я на снегоходах на всю оставшуюся жизнь. А ведь мы доехали только до Вижаса. Отсюда до Мезени ещё бесконечных 170 километров...

    Но — 10 минут в тепле попутной котельной, кружка горячего чая, стопка сладкой клюквенной наливки, в большом количестве захваченной ребятами в дорогу... и, наверное, нарастающая выносливость... могут сделать многое.
    Я отдохнула. Мышцы отошли, как будто и не болели. И оставшиеся 60 километров до Неси даются мне легко.

    * * *

    Мы едем уже больше 7 часов. Срок действия моих теплоидов вышел, и ноги начинают мёрзнуть.
    Конечно, до Мезени уже недалеко — но стоит ли рисковать повторно обморозить ногу? И в Неси Пётр завёз меня к своей знакомой, чтобы я сменила теплоиды.

    С трудом стащила я с ног каменные ботинки. Увидев это, хозяйка предложила мне переобуться в валенки — на обратном пути Пётр их вернёт. Я согласилась, хоть и сомневалась в целесообразности этого действа.
    Но валенки — грели! Действительно грели! И даже не продувались... Правду говорил главврач в Нижней Пёше — для езды на снегоходе даже унты не сравнятся с валенками!
    Эх, знать бы об этом ещё в Москве! Тогда весь снежный путь я проделала бы с большим комфортом... Впрочем — вряд ли я смогла бы достать хорошие валенки в Москве. Скорее, стоило бы озаботиться их приобретением где-нибудь в Великовисочном...

    ...Но, несмотря на комфортную обувь — руки и ноги всё равно устают, болят... Дорога после Неси стала неплохой, — если нет пурги, даже джип проедет. Однако, ребята разогнали снегоходы так, что чувствуется малейший ухаб.
    Скорее бы Мезень!

    * * *

    Перелесок.
    Лес! Настоящий лес!!! Высокие деревья с толстыми стволами... Как давно я их не видела!

    Шаман-место. До Мезени — 25 километров...
    Здесь надо обязательно что-нибудь оставить — на счастливый путь.
    "Положи хоть сигарету!" — говорят мне.
    И я кладу сигарету. Последнюю в пачке. Последнюю в тундре...

    Мезень.

    * * *

    До свидания, Тундра!

    Не очень дружелюбно ты простилась со мной. Снег, ветер, холод — и слой льда в несколько сантиметров, намёрзший на левом валенке. Но — я буду помнить и солнце, и золотистый снег, и безветренное тепло.
    Не довелось мне встретить оленеводов, хоть они всегда были где-то рядом. Но — я запомню других людей, с которыми столкнулась на этом пути. И оленеводов ещё когда-нибудь встречу...

    До свидания, Тундра!
    Я рада, что побывала здесь. И знаю, что вернусь.

 

_____________________________________________________

 

 

Это не чистый кадр. Это — тундра в метель…

 

 

Шаман-дерево. Вернее, одно из — в этом месте многие деревья обвешаны ленточками=)))

1

 

 

Россия: полезная информация

Комментарии

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.