Турист Александра (Shurok)
была 24 июля 2017 14:14

Стамбул — Турция Январь 2012
Istanbul

Писано-переписано о Стамбуле сотни раз, но я не могу не добавить свои 5 копеек в эту мировую практически коллекцию. К тому же, все-таки, это мое первое самостоятельное путешествие). Я не буду излагать википедию и путеводитель своими словами, но опишу показавшиеся важными для меня моменты.

Билеты были куплены заранее, отель забронировать не получилось из-за проблем с картой, так что вылетели мы ранне-утренним рейсом в Стамбульскую почти неизвестность.

Поездка была хоть и запланированная, но крайне малобюджетная, поэтому и была выбрана зима, билеты туда обратно на человека-6 тыс. руб. Пегасусом.

Как написано в путеводителе Афиши «Обычно же Стамбул с ноября по март переживает тяжелую климатическую неврастению.«Лучших слов не подобрать! Погода за день меняется во всех направлениях по нескольку раз, так что Стамбул мы видели и угрюмо-серым от дождя, и блестящим от солнца, и нежно-белым от снега.

С одной стороны, погодные условия мешали нам гулять по паркам и особенно много передвигаться пешком (мешали, но не останавливали), но с другой — низкий ценник на отели и услуги, практически полное отсутствие очередей куда-угодно (вру, на Галатскую башню простояли минут 10:)) , крайне небольшое количество русских туристов, да и заснеженный Стамбул действительно красив.

Прилетали в Сабиху Гёкчен, оттуда сели на автобус Е-10, который обнаружили напротив выхода из аэропорта, доехали до пристани Кадыкей (40 мин рано утром и 1.5 часа вечером), 20 минут до пристани Эминеню на пароме, 3 остановки до района Султанахмет и мы почти на месте. Осталось немного, всего-то найти дешевый отель:)

Мы пытались забронировать на букинг.ком недорогой отельчик за 125 евро за 5 ночей на двоих, но то была цена за 2 месяца до реальных дат, на месте, несмотря на торг, самое дешевое, что мы нашли -175 евро. Arife Sultan Hotel находится буквально в минуте ходьбы от трамвайной улицы Султанахмета, в 5 минутах от остановки и Площади, при этом в этом переулке очень тихо.

Толком, не выспавшись, побежали на площадь Султанхмет. В мечетях до этого я не была ни разу, увиденное внутреннее убранство и энергетика Голубой мечети поразили, — действительно волшебно!

Istanbul

Она воздушная, стройная и нежная, хоть и голубого там мало) София же, несмотря на то, что она — древнейший памятник архитектуры, религии и истории, на меня не произвела того впечатления, которое производилили мечети в последующем, в том смысле, что эстетически я, конечно, была удовлетворена, но энергетически — нет.

Istanbul

Да, она величественна, да она наполнена смыслом и событиями, да, она невероятно красиво расписана, но я не смогла ощутить в ней Бога, хотя может и не надо его там искать…

Тема храмов Божьих меня очень привлекает, хоть и не могу назвать себя набожной или просто религиозной, духовную связь с Высшими силами ищу и чувствую. Так вот, католические храмы меня пленят лишь внешне, как очень красивые архитектурные сооружения, энергетически там пусто. Индуистские храмы более наполнены, но тем не менее я их не чувствую, может разнообразие богов сбивает с толку душу, не знаю))). Православные церкви, особенно церквушки делили первое место с буддистскими храмами в моем «рейтинге», в них я ощущаю очень мощную энергию, там я могу закрывать глаза и ощущать себя тепло, спокойно, защищенно. Не во всех, конечно. Так вот, мечети у меня на втором месте, хоть многие энергетически наполнены, прочувствовать их полностью я не смогла. Но они создают очень необычную обстановку внутри, невероятное чувство Бога.

То, что мы получили от первых двух объектов, шло с нами в течение всей поездки, все остальные мечети сравнивались и приятно удивляли различием, пусть не столько внешним, сколько внутренним ощущением. К примеру, маленькая красавица Нусретие, удивила своей царственностью и величием снаружи, и интимностью внутри. Мы сидели совершенно одни в аккуратной, «весенней» мечети, ощущая очень тонкую, мягкую атмосферу.

Istanbul

Несравненная Сулеймание была посещена нами во время намаза, это еще больше помогло проникнуться торжественной божественностью этой мечети. В вечернее время она очень красиво подсвечена, с ее территории открывается потрясающий вид на Золотой Рог и Галату, все окутано нежно-синей дымкой и блестит молочно-желтыми огнями, а если все это сопровождается азаном (призывом муэдзина правоверных на намаз), то даже у атеиста побегут мурашки по коже)

Istanbul

В некоторые мечети попасть не удалось, и мы любовались их внешней красотой или красотой внутренних двориков.

Мечеть Али Паши

В один из дней решили пройтись по берегу Золотого Рога, в район Фатих, найти Болгарскую церковь.

На карте она была довольно крупна. Встретив по пути небольшую реставрирующуюся церквушку не обратили на нее внимания, пробрались в глубь района, где уклон улиц чуть не 30 градусов;

Istanbul

где полным полно «тараканов», как вроде бы дразнят современные женщины консервативных мусульманок, в черных хиджабах, с закрытым всем, кроме глаз; где никто не знает английский; где есть синагога с почти русскими евреями. Встретив европейцев с гидом, спросили про эту церковь, и к большому разочарованию поняли, что та, первая встреченная, и есть Metal Bulgarian Church.

Недалеко находится греческий православный патриархат, который также был закрыт.

На улице Истиклаль нам встретился католический собор св. Антония, странно украшенный синими огоньками, елкой и прочей новогодней мишурой, так не свойственной общению с Богом.

В первый же день, по мимо Софии и Султанахмет, мы посетили и дворец Топкапы,

погуляв немного по аллеям, поглазев на различные экспонаты в музейных комнатах, разочаровавшись, пошли в отель, отдыхать. Вечером же, гуляли, фотографируя ночную, в свете фонарей, мечеть Султанахмет.

Istanbul

На следующий день отправились на скоростном трамвае на конечную станцию Кабаташ, там без труда нашли дворец Долмабахче, оказавшийся закрытым (он закрыт по понедельникам и четвергам). Сфотографировавшись на фоне стадиона ФК Бешикташ,

спустились по трамвайной улице вниз, пройдясь по набережной Босфора, и перекусив в недорогой забегаловке, повернули направо, и поднялись к Галатской башне, фотографируясь на необычной крутой улице.

Istanbul

Мы очень удивились, увидев в магазине презервативы, выставленные на продажу прям на улице, поштучно; диски с недвусмысленными сценами; железные ворота, с охраной…В общем фотографировались и рассматривали все эти необычности мы на местной улице красных фонарей, а за те самые ворота, где в витринах стоят пожилые барышни (как это описывает Афиша), пускают только местных.

А вот и Галатская башня!

10 минут, 20 лир с носа и мы наверху, любуемся потрясающими видами города. Слава Б_гу, ради такого случая, Стамбул подарил нам солнце! Потрясающий горизонт минаретов и пухлых куполов мечетей!

Istanbul

Побродив по мощеным узким улочкам, съев ананас на палочке, вышли на шумную, веселую Истиклаль.

Много где описывалась энергетика улицы, и правда, это не просто улица, где все гуляют, это отдельный мирок Стамбула — там веселятся, ходят по магазинам, пьют пиво в барах и вино в ресторанах, спотыкаются о рельсы трамвайчика и всем-всем улыбаются!:)

Istanbul

На следующий день наша с городом температурная разница увеличилась — у меня простуда с повышением по Цельсию, у Стамбула-понижение и снегопад.

Но на улицу мы все же выбрались, в цистерну Йеребатан и на Гранд Базар. Огромное водохранилище, конечно, поразило! Несмотря на туристичность подсветки и завораживающей музыки, сооружение вызывает восторг! Кое-где капает с потолка, толстенькие рыбки подплывают, как только подходишь на них посмотреть, все такое величественное! Мне очень понравилось посещение!

Istanbul

А Гранд Базар нестерпимо разочаровал — выбором, ценами, наглостью, отсутствием восточного «поторговаться», в общем всем. Но потолки и правда очень красивые.

Неподалеку от базара, в дешевенькой на вид, забегаловке, нас в первый раз облапошили. Об этом, кстати, надо писать отдельно, так как план «разводки» у всех одинаков в каждой сфере. Так вот, в этой столовой был шведский стол, мы, не посмотрев даже на ценник (мы ели уже в таких трактирчиках, всегда дешево и вкусно, за 20 лир на двоих), набрали полные тарелки, нам это услужливо отнес на стол официант, и мы, довольные очень вкусно поели. Увидев счет в 70 лир, (10 из которых были, кстати, за сервис, ну, за то, что до стола тарелки отнесли), мы были очень удивлены, на наш вопрос, что это такое, персонал ответил, что, оказывается 1 тарелка еды стоит 30 лир и это написано вооон там вот, крошечными буквами на маленьком листке. Мы читали именно о такого рода разводе, нам надо было вызвать полицию, но подумав, что в сущности, мы-то сами виноваты, не спросив о цене, и что, полиция приехав, скажет, что там-то все написано, заплатили, и очень расстроенные обманом, поплелись по заснеженному Стамбулу в отель.

Даже не знаю, почему мы не отреагировали чисто по-русски, с криками и отказом платить, простуда ли моя сказалась, усталость или скромное советское воспитание, но я до сих пор жалею, что не смогла не поддаться на обман. Но с другой стороны — надо было сперва спрашивать цены.

Так же очень часто практикуется не додавание сдачи, когда покупаешь что-то недорогое, даешь бумажку, а тебе сдачей сыпят монетки, которые обычно никто не пересчитывает. Но пересчитывать все же стоит, они мгновенного извиняются и отдают недостающее, обычно половину суммы сдачи.

Гуляя по набережной Золотого Рога, мы увидели, как у впереди идущего мужчины упала щетка для чистки обуви. Я неоднократно читала, что поднимать не надо, они в благодарность чистят обувь, а потом требуют деньги. Но видимо, то же воспитание заставило моего спутника поднять упавшее. Мужчина с радостью кинулся к нам, стал горячо нас благодарить, спросил не из Москвы ли мы, услышав в ответ название нашего города Краснодар, радостно воскликнул, будто прожил там полжизни. Схватив за руку моего приятеля, он потащил нас куда то, говоря что-то невнятное о русских и болгарской церкви (которая, как вы помните, на реставрации). На мои вопли остановиться и объяснить, что происходит, мужик стал, что-то стал лепетать о церкви, затем поставил свою табуретку, сообщил, что мой спутник — настоящий джентльмен и он ему бесплатно почистит обувь. Я не уверена, что нам — таки пришлось бы заплатить ему, ежели он потребовал бы, уж слишком худ и низок был мужичонка, но помня настоятельные советы из Инета не поддаваться на подобные действия, я кричала на обоих, требуя окончания происходящего. Ну и в конце концов, на моем товарище были кеды. Покинув чистильщика, меня стали терзать сомнения, все-таки он таким непонимающим взглядом смотрел на меня, будто он действительно, просто хотел почистить обувь. Но как тогда объяснить слаженность действий и четкое описание подобных инцидентов в Интернетах?

И я вот всегда стараюсь уважительно относиться к местному населению, но турки оставили очень неприятный осадок, там не пытается наколоть только тот, кто не может этого сделать физически. Но как-то надо пытаться сочетать волшебный город и хитрожопых жителей)

Возвращаясь, видели, как весело играют в снежки «Тараканы», и зачем-то фотографируются, ведь смысла нет, все в черном. Разница только в росте и то, не всегда.

Однажды, рядом с Долмабахче, в который мы так и не заглянули (смутил ценник, отрицательный отзыв путеводителя и очередь),решили-таки сделать «маст ду» и прокатиться по Босфору, до 2-го моста и обратно. Было солнечно, но уж очень холодно, а к концу еще и снежок стал срываться, к тому же я совсем не фанат морских путешествий, но прогулкой остались довольны, заодно наметив и посещение крепости Румели на следующий раз)

Istanbul

В один из дней прогулялись до набережной Мраморного моря,

Istanbul

потискали всех встреченных котиков и кошечек,

свернули направо и поднялись к акведуку, мечети Фатих, прошлись по набережной Золотого Рога, а позже, по крутой дорожке поднялись к Сулимание.

Акведук поражает своей простотой и размерами, как интересно вписывается такая огромная деталь средневековья в современность.

Istanbul

Вечером перекусили невкусной, но обязательной к поеданию рыбкой в булке, на пристани Эминёню.

Все очень хвалят кукурузу, мне, к примеру, она вообще не понравилась, как и каштаны, а вот булочки и крендельки очень вкусные! И местный фастфуд частенько выручал)

В день отлета, несмотря на метель, прогулялись по парку Гюльхане, посмотрели на фоткающихся на фоне снега работников скорой помощи, цветы, прикрытые холодным покрывалом,

Istanbul

обледенелые сосульчатые мостики и отправились за чемоданами в отель, чтобы по той же схеме, через Босфор, добраться до аэропорта.

Вид на занесенный аэропорт

Конечно, погодные условия немного смазали полное восприятие Стамбула, но я практически уверена, что этот город надо смотреть несколько раз, в разные времена года, и может с разными людьми.