Александра Пользователь — была 29 ноября 11:45

Istanbul

8 апреля 2012 г. 9:34 Стамбул — Турция Январь 2012

Писано-переписано о Стамбуле сотни раз, но я не могу не добавить свои 5 копеек в эту мировую практически коллекцию. К тому же, все-таки, это мое первое самостоятельное путешествие). Я не буду излагать википедию и путеводитель своими словами, но опишу показавшиеся важными для меня моменты.

Билеты были куплены заранее, отель забронировать не получилось из-за проблем с картой, так что вылетели мы ранне-утренним рейсом в Стамбульскую почти неизвестность.

Поездка была хоть и запланированная, но крайне малобюджетная, поэтому и была выбрана зима, билеты туда обратно на человека-6 тыс. руб. Пегасусом.

Как написано в путеводителе Афиши «Обычно же Стамбул с ноября по март переживает тяжелую климатическую неврастению.«Лучших слов не подобрать! Погода за день меняется во всех направлениях по нескольку раз, так что Стамбул мы видели и угрюмо-серым от дождя, и блестящим от солнца, и нежно-белым от снега.

С одной стороны, погодные условия мешали нам гулять по паркам и особенно много передвигаться пешком (мешали, но не останавливали), но с другой — низкий ценник на отели и услуги, практически полное отсутствие очередей куда-угодно (вру, на Галатскую башню простояли минут 10:)) , крайне небольшое количество русских туристов, да и заснеженный Стамбул действительно красив.

Прилетали в Сабиху Гёкчен, оттуда сели на автобус Е-10, который обнаружили напротив выхода из аэропорта, доехали до пристани Кадыкей (40 мин рано утром и 1.5 часа вечером), 20 минут до пристани Эминеню на пароме, 3 остановки до района Султанахмет и мы почти на месте. Осталось немного, всего-то найти дешевый отель:)

Мы пытались забронировать на букинг.ком недорогой отельчик за 125 евро за 5 ночей на двоих, но то была цена за 2 месяца до реальных дат, на месте, несмотря на торг, самое дешевое, что мы нашли -175 евро. Arife Sultan Hotel находится буквально в минуте ходьбы от трамвайной улицы Султанахмета, в 5 минутах от остановки и Площади, при этом в этом переулке очень тихо.

Толком, не выспавшись, побежали на площадь Султанхмет. В мечетях до этого я не была ни разу, увиденное внутреннее убранство и энергетика Голубой мечети поразили, — действительно волшебно!

Она воздушная, стройная и нежная, хоть и голубого там мало) София же, несмотря на то, что она — древнейший памятник архитектуры, религии и истории, на меня не произвела того впечатления, которое производилили мечети в последующем, в том смысле, что эстетически я, конечно, была удовлетворена, но энергетически — нет.

Да, она величественна, да она наполнена смыслом и событиями, да, она невероятно красиво расписана, но я не смогла ощутить в ней Бога, хотя может и не надо его там искать…

Тема храмов Божьих меня очень привлекает, хоть и не могу назвать себя набожной или просто религиозной, духовную связь с Высшими силами ищу и чувствую. Так вот, католические храмы меня пленят лишь внешне, как очень красивые архитектурные сооружения, энергетически там пусто. Индуистские храмы более наполнены, но тем не менее я их не чувствую, может разнообразие богов сбивает с толку душу, не знаю))). Православные церкви, особенно церквушки делили первое место с буддистскими храмами в моем «рейтинге», в них я ощущаю очень мощную энергию, там я могу закрывать глаза и ощущать себя тепло, спокойно, защищенно. Не во всех, конечно. Так вот, мечети у меня на втором месте, хоть многие энергетически наполнены, прочувствовать их полностью я не смогла. Но они создают очень необычную обстановку внутри, невероятное чувство Бога.

То, что мы получили от первых двух объектов, шло с нами в течение всей поездки, все остальные мечети сравнивались и приятно удивляли различием, пусть не столько внешним, сколько внутренним ощущением. К примеру, маленькая красавица Нусретие, удивила своей царственностью и величием снаружи, и интимностью внутри. Мы сидели совершенно одни в аккуратной, «весенней» мечети, ощущая очень тонкую, мягкую атмосферу.

Несравненная Сулеймание была посещена нами во время намаза, это еще больше помогло проникнуться торжественной божественностью этой мечети. В вечернее время она очень красиво подсвечена, с ее территории открывается потрясающий вид на Золотой Рог и Галату, все окутано нежно-синей дымкой и блестит молочно-желтыми огнями, а если все это сопровождается азаном (призывом муэдзина правоверных на намаз), то даже у атеиста побегут мурашки по коже)

В некоторые мечети попасть не удалось, и мы любовались их внешней красотой или красотой внутренних двориков.

Мечеть Али Паши

В один из дней решили пройтись по берегу Золотого Рога, в район Фатих, найти Болгарскую церковь.

На карте она была довольно крупна. Встретив по пути небольшую реставрирующуюся церквушку не обратили на нее внимания, пробрались в глубь района, где уклон улиц чуть не 30 градусов;

где полным полно «тараканов», как вроде бы дразнят современные женщины консервативных мусульманок, в черных хиджабах, с закрытым всем, кроме глаз; где никто не знает английский; где есть синагога с почти русскими евреями. Встретив европейцев с гидом, спросили про эту церковь, и к большому разочарованию поняли, что та, первая встреченная, и есть Metal Bulgarian Church.

Недалеко находится греческий православный патриархат, который также был закрыт.

На улице Истиклаль нам встретился католический собор св. Антония, странно украшенный синими огоньками, елкой и прочей новогодней мишурой, так не свойственной общению с Богом.

В первый же день, по мимо Софии и Султанахмет, мы посетили и дворец Топкапы,

погуляв немного по аллеям, поглазев на различные экспонаты в музейных комнатах, разочаровавшись, пошли в отель, отдыхать. Вечером же, гуляли, фотографируя ночную, в свете фонарей, мечеть Султанахмет.

На следующий день отправились на скоростном трамвае на конечную станцию Кабаташ, там без труда нашли дворец Долмабахче, оказавшийся закрытым (он закрыт по понедельникам и четвергам). Сфотографировавшись на фоне стадиона ФК Бешикташ,

спустились по трамвайной улице вниз, пройдясь по набережной Босфора, и перекусив в недорогой забегаловке, повернули направо, и поднялись к Галатской башне, фотографируясь на необычной крутой улице.

Мы очень удивились, увидев в магазине презервативы, выставленные на продажу прям на улице, поштучно; диски с недвусмысленными сценами; железные ворота, с охраной…В общем фотографировались и рассматривали все эти необычности мы на местной улице красных фонарей, а за те самые ворота, где в витринах стоят пожилые барышни (как это описывает Афиша), пускают только местных.

А вот и Галатская башня!

10 минут, 20 лир с носа и мы наверху, любуемся потрясающими видами города. Слава Б_гу, ради такого случая, Стамбул подарил нам солнце! Потрясающий горизонт минаретов и пухлых куполов мечетей!

Побродив по мощеным узким улочкам, съев ананас на палочке, вышли на шумную, веселую Истиклаль.

Много где описывалась энергетика улицы, и правда, это не просто улица, где все гуляют, это отдельный мирок Стамбула — там веселятся, ходят по магазинам, пьют пиво в барах и вино в ресторанах, спотыкаются о рельсы трамвайчика и всем-всем улыбаются!:)

На следующий день наша с городом температурная разница увеличилась — у меня простуда с повышением по Цельсию, у Стамбула-понижение и снегопад.

Но на улицу мы все же выбрались, в цистерну Йеребатан и на Гранд Базар. Огромное водохранилище, конечно, поразило! Несмотря на туристичность подсветки и завораживающей музыки, сооружение вызывает восторг! Кое-где капает с потолка, толстенькие рыбки подплывают, как только подходишь на них посмотреть, все такое величественное! Мне очень понравилось посещение!

А Гранд Базар нестерпимо разочаровал — выбором, ценами, наглостью, отсутствием восточного «поторговаться», в общем всем. Но потолки и правда очень красивые.

Неподалеку от базара, в дешевенькой на вид, забегаловке, нас в первый раз облапошили. Об этом, кстати, надо писать отдельно, так как план «разводки» у всех одинаков в каждой сфере. Так вот, в этой столовой был шведский стол, мы, не посмотрев даже на ценник (мы ели уже в таких трактирчиках, всегда дешево и вкусно, за 20 лир на двоих), набрали полные тарелки, нам это услужливо отнес на стол официант, и мы, довольные очень вкусно поели. Увидев счет в 70 лир, (10 из которых были, кстати, за сервис, ну, за то, что до стола тарелки отнесли), мы были очень удивлены, на наш вопрос, что это такое, персонал ответил, что, оказывается 1 тарелка еды стоит 30 лир и это написано вооон там вот, крошечными буквами на маленьком листке. Мы читали именно о такого рода разводе, нам надо было вызвать полицию, но подумав, что в сущности, мы-то сами виноваты, не спросив о цене, и что, полиция приехав, скажет, что там-то все написано, заплатили, и очень расстроенные обманом, поплелись по заснеженному Стамбулу в отель.

Даже не знаю, почему мы не отреагировали чисто по-русски, с криками и отказом платить, простуда ли моя сказалась, усталость или скромное советское воспитание, но я до сих пор жалею, что не смогла не поддаться на обман. Но с другой стороны — надо было сперва спрашивать цены.

Так же очень часто практикуется не додавание сдачи, когда покупаешь что-то недорогое, даешь бумажку, а тебе сдачей сыпят монетки, которые обычно никто не пересчитывает. Но пересчитывать все же стоит, они мгновенного извиняются и отдают недостающее, обычно половину суммы сдачи.

Гуляя по набережной Золотого Рога, мы увидели, как у впереди идущего мужчины упала щетка для чистки обуви. Я неоднократно читала, что поднимать не надо, они в благодарность чистят обувь, а потом требуют деньги. Но видимо, то же воспитание заставило моего спутника поднять упавшее. Мужчина с радостью кинулся к нам, стал горячо нас благодарить, спросил не из Москвы ли мы, услышав в ответ название нашего города Краснодар, радостно воскликнул, будто прожил там полжизни. Схватив за руку моего приятеля, он потащил нас куда то, говоря что-то невнятное о русских и болгарской церкви (которая, как вы помните, на реставрации). На мои вопли остановиться и объяснить, что происходит, мужик стал, что-то стал лепетать о церкви, затем поставил свою табуретку, сообщил, что мой спутник — настоящий джентльмен и он ему бесплатно почистит обувь. Я не уверена, что нам — таки пришлось бы заплатить ему, ежели он потребовал бы, уж слишком худ и низок был мужичонка, но помня настоятельные советы из Инета не поддаваться на подобные действия, я кричала на обоих, требуя окончания происходящего. Ну и в конце концов, на моем товарище были кеды. Покинув чистильщика, меня стали терзать сомнения, все-таки он таким непонимающим взглядом смотрел на меня, будто он действительно, просто хотел почистить обувь. Но как тогда объяснить слаженность действий и четкое описание подобных инцидентов в Интернетах?

И я вот всегда стараюсь уважительно относиться к местному населению, но турки оставили очень неприятный осадок, там не пытается наколоть только тот, кто не может этого сделать физически. Но как-то надо пытаться сочетать волшебный город и хитрожопых жителей)

Возвращаясь, видели, как весело играют в снежки «Тараканы», и зачем-то фотографируются, ведь смысла нет, все в черном. Разница только в росте и то, не всегда.

Однажды, рядом с Долмабахче, в который мы так и не заглянули (смутил ценник, отрицательный отзыв путеводителя и очередь),решили-таки сделать «маст ду» и прокатиться по Босфору, до 2-го моста и обратно. Было солнечно, но уж очень холодно, а к концу еще и снежок стал срываться, к тому же я совсем не фанат морских путешествий, но прогулкой остались довольны, заодно наметив и посещение крепости Румели на следующий раз)

В один из дней прогулялись до набережной Мраморного моря,

потискали всех встреченных котиков и кошечек,

свернули направо и поднялись к акведуку, мечети Фатих, прошлись по набережной Золотого Рога, а позже, по крутой дорожке поднялись к Сулимание.

Акведук поражает своей простотой и размерами, как интересно вписывается такая огромная деталь средневековья в современность.

Вечером перекусили невкусной, но обязательной к поеданию рыбкой в булке, на пристани Эминёню.

Все очень хвалят кукурузу, мне, к примеру, она вообще не понравилась, как и каштаны, а вот булочки и крендельки очень вкусные! И местный фастфуд частенько выручал)

В день отлета, несмотря на метель, прогулялись по парку Гюльхане, посмотрели на фоткающихся на фоне снега работников скорой помощи, цветы, прикрытые холодным покрывалом,

обледенелые сосульчатые мостики и отправились за чемоданами в отель, чтобы по той же схеме, через Босфор, добраться до аэропорта.

Вид на занесенный аэропорт

Конечно, погодные условия немного смазали полное восприятие Стамбула, но я практически уверена, что этот город надо смотреть несколько раз, в разные времена года, и может с разными людьми.

в Стамбуле

8 апреля 2012 г. 14:01
В этом году погода начудила везде, последний снимок-мечеть и пальмы под снегопадом-классный!
8 апреля 2012 г. 14:05
да, погодка всех удивила)
8 апреля 2012 г. 17:22
Вот и я тоже была в Стамбуле зимой с полнейшим калейдоскопом погоды! Но это не помешало нам исходить весь город! Как много знакомого прочитала у Вас! И прогулки по почти вертикальным улочкам, потрясающие виды с Галатской башни, разнообразие красивейших мечетей! Сколько таит в себе этот чудный город! Про развод чистильщиков обуви уже навязло у всех на устах! Нас с Марио сколько раз так пытались там разводить! Так что,все правильно Вы сделали!
8 апреля 2012 г. 23:10
Очень приятно,спасибо:)
Alewtina
9 апреля 2012 г. 12:30
Очень хочу в Стамбул, а после Вашего рассказа желание удвоилось. Вы очень хорошо написали про храмы Божьи и ощущения в них, вот прям мои мысли вслух... Я тоже так чувствую энергетику и духовность места, хотя тоже не релегиозна. Очень сильные ощущения были в Черногории, в монастырях. Там очень старые монастыри-11-13 век, нереальное спокойствие и умиротворенность.А в Стамбул обязательно доберусь! Еще раз спасибо!
9 апреля 2012 г. 20:40
Спасибо, здорово, что вам понравилось:)
и Стамбул наверняка ждет вас)
Irina_M
9 апреля 2012 г. 21:23
Красивый город! Пальмы под снегом - экзотика!
9 апреля 2012 г. 22:06
Город-сказка)
sunshine_kat
13 апреля 2012 г. 17:18
красивое фото Заснеженный Стамбул
13 апреля 2012 г. 20:43
спасибо)
13 апреля 2012 г. 18:59
Интересно было и читать и смотреть :)
13 апреля 2012 г. 20:42
Спасибо :)
alenabesedovski
14 апреля 2012 г. 11:12
Жаль,что не попали в Долмабахче.Невероятной красоты Хрустальная лестница , люстра богемского стекла и самый большой в мире персидский ковер-вот малая толика того ,что поразило меня при посещении.А чудесное расположение прямо на Босфоре-красота невероятная.
16 апреля 2012 г. 16:00
я много еще не посмотрела, надеюсь, что следующий раз случится :)
onemorething1
15 апреля 2012 г. 1:49
Cаша спасибо - замечательный рассказ! Планирую лететь Пегасом из Англии через Истамбул в Краснодар летом (и обратно) - мечтаю день-два на каждом пути остановиться, посмотреть город...
16 апреля 2012 г. 16:01
Приятно,что оценили:)
Хотелось бы, чтобы Вам понравился наш город, а в том, что понравится Стамбул-я уверена:)
onemorething1
16 апреля 2012 г. 16:22
Я Сашенька, в вашем городе с 6 до 16 лет прожила Но не была там лет 7...
16 апреля 2012 г. 16:24
вот оно как)))))))
ну значит ,оцените изменения:)
Daf
25 апреля 2012 г. 13:58
А скажите, пожалуйста, во сколько обошелся маршрут от Сабихи Гекчен до Султанахмета таким способом? Мы вот 1 мая летим, думаем как добираться до отеля, а то они сказали что трансфер будет стоить 70 евро, как-то дороговато на мой взгляд...
25 апреля 2012 г. 14:08
я не помню точно, но автобус от аэропорта стоит где-то около 5-7 лир на двоих, паром тоже примерно 5 на двоих и трамвай 4 лиры на двоих, итого 30 лир туда обратно,это примерно 600 рублей или около 15 евро на двоих в оба конца:)И в общем и целом не особенно напряжно, у нас это не вызвало никаких трудностей:)
Daf
25 апреля 2012 г. 20:15
Отлично! Спасибо огромное, повторим ваш маршрут ;))
25 апреля 2012 г. 20:16
спасибо:)
kogotok1
28 июля 2012 г. 17:18
Я была в Стамбуле 2 раза, и собираюсь третьий! До сих пор не посмотрела этот город полностью, я в него просто влюблена, хотелось бы осмотреть каждый закоулок! А неприятных моментов (слава богу) как таковых не было, и чистильщики обуви приставали, и в кафешке также лоханулись с более высокими ценами, но негативного осадка это не оставило) наверное все зависит от людей и их настроения. Наоборот завели там друзей, которые нас всегда рады видеть и показать город! Обычно все описывают только основные проложенные маршруты, но есть очень много неразведанных маршрутов! А вам спасибо за рассказ, зимний Стамбул завораживает! ) Мечтаю встретить Новый год в Стамбуле, на Галатском мосту с русским шампанским)
28 июля 2012 г. 22:51
Насчет негатива - совершенно явное надувательство и человеческая подлость,особенно если она в крови не всегда сглаживается хорошим настроением и несклочным характером, мы юди не конфликтые и на многое смотрим с улыбкой и позитивом, мы не претендуем на суперусловия и повсеместное обожание, но с такими моментами мы столкнулись впервые и просто опешили..но несмотря на этот человеческий фактор , в город, безусловно, мы влюбились, планируем осенью совершить повторную поездку, вот только общение с жителями города постараемся свести на нет) именно с ними, тогда как с ребятами из Измира , встреченными там, мы общаемся по сей день )
Конечно же этот город надо изучать не одну неделю, тогда и мы узнаем о неразведанных маршрутах)
5 августа 2012 г. 16:11
Добрый вечер. Так получилось, что я еду в Стамбул одна. Поскажите в каком районе лучше остановиться? Какая средняя стоимость проживания? очень страшно, но билет уже куплен)))))
5 августа 2012 г. 23:27
Здраствуйте)дешевле будет заранее забронировать отель на booking.com , на месте в сезон будет сложно что-либо подыскать,тем более недорогое)у нас зимой дабл стоил 35 евро,без брони,с бронью еще меньше-20-25 де-то,но летом я думаю будт дороже,ищите на том сайте.Район на мой взгляд однозначно Султанахмет,там осредоточены многие достопримечательности, район красивый,но туристический,соответственно и цены там выше.Неоторые советуют еще Лалели,там дешевле,но там всюду торгаши ,магазины,опт и соотечественники с рынков, мне бы не хотелось там жить,но если цена отля играет роль,то этот район не оч далеко от султанахмета.Есть еще район Таксим,в том районе много клубов,баров,Истикляль опять же - но кажтся там тоже не совсем дешево,да и не оч красиво..там районов очень много,но эти основные туритичесие, где не страшно)в общем выбирайте в зависимости от приоритетов)и не бойтесь,Город современный, транспорт понятный,а главное там стоолько интересного)
Olga_Saboteur
21 января 2013 г. 16:01
Про фотографирующихся тараканов умора
P.S. Ваше чувство Бога в храмах различных конфессий для меня сродни открытию. Я хотя и агностик, считала, что у каждого верующего человека бог один (ну, за исключением индуистов и разных язычников)
Хотя я ничего не знаю о Ваших религиозных взглядах... извините, если что.
21 января 2013 г. 21:29
Бог один, но ощутить его присутствие,наличие,влияние-как угодно-в каждом храме получается по разному, в каких-то настолько намолено, настолько энергетически целостно, что на душе становится легко и радостно, в некоторых же как в музее, просто красиво, в других просто теплеет на душе, а из каких-то хочется бежать.Но так как обряды , отношение к Богу и к себе, различны в каждой конфессии, то, на мой взгляд, и ощущение в каждом храме различно.Это лично мое ощущение:)
Olga_Saboteur
22 января 2013 г. 9:41
Очень интересно...
21 января 2013 г. 22:10
Интересны ощущения в храмах. У меня к сожалению этого нет. А как вас пустили в мечеть? Я думал женщин туда не пускают. В общем интересно, хорошо написали.
21 января 2013 г. 22:35
Пускают всех, причем я без платка несколько раз заходила, вот только во время намаза некоторые мечети закрывают для туристов.Хотя в некоторые мы и в эти моменты заходили.
Спасибо:)
blondy-01
29 октября 2013 г. 17:52
В очередной раз убедилась, что Стамбул прекрасен в любое время года!
30 октября 2013 г. 16:53
Точно, только зимой холодновато все равно)))