ReginaLukashina
Регина Лукашина — была 23 сентября 2016 г. 10:34
 – Активность на Туристере замораживаю. Старые публикации оставляю читателям. Ушла на Facebook

Ἀληθῶς ἀνέστη! Пасха русская, пасха греческая.

6 апреля 2012 г. 12:55 Греция Апрель 2011
6 6

Очень надеюсь, что мои читатели прочтут эту статейку где-нибудь с утра в Вербное воскресенье. Или на Страстной неделе. Тогда им что-то из нижеизложенного может пригодиться… Итак. По традиции уже с утра в чистый четверг полагается красить яйца и печь куличи. А знаем ли мы, как обосновался и развился у нас этот обычай? Мы многое заимствовали из православной Греции. Поэтому у нас с тамошними чертами светлого праздника немало похожего. Давайте сравним?

Там в Великий четверг (Мегалос Пемпти) яйца опускают в красный краситель. Без престроты. А в домах благоухает «цурекия», свежий сдобный кекс. В Великую (по-нашему, Страстную) пятницу весь день колокола бьют печально. А вечером начинается «Перифорату эпитофиу», то есть имитация похорон Иисуса. Из церкви выносят деревянный паланкин, украшенный цветами. Под пение псалмов обходят с ним каждый уголок мелкого населённого пункта или микрорайон крупного города, а потом возвращаются в базилику, где проходит служба. В больших храмах Эпитафиос сопровождает военный караул, и играет военный оркестр.

Христово Воскресенье празднуется с вечера Великой субботы до рассвета. В полночь, одновременно с радостным перезвоном с колоколен, люди жгут бенгальские огни и даже петарды. Грохот и фейерверки, по обычаю, самые яркие и шумные в году. В Афинах и Салониках пальба и стрельба масштабнее и обильнее, чем даже на Новый год. Но в храм приносят не пиротехнику, а »Ламбадес», специальные толстые белые свечи. Нередко это настоящие произведения прикладного искусства с бантиками, цветочками и игрушками… Однажды в деревне Неа-Потидеа в 60 километрах от Салоник я увидела такую нарядную свечу… с куколкой в виде байкера Харлея. Цена таких свечей доходит до 22 евро, но размер приблизительно одинаков — калибр 35 сантиметров длиной и около полутора сантиметров диаметр нижней части. Ламбадес зажигают от свечи священника в первые минуты торжества под восклицания «Христос Анести!" и »Алифос Анести!», соответствующие нашим «Христос Воскресе» и «Воистину воскресе». Это сигнал к началу праздника и окончанию поста. Около часа по полуночи греки возвращаются из церкви домой и садятся за праздничный стол.

Ну, а чему же учит нас русский обычай? Как рассказала мне педагог-фольклорист Ксения Федосова, в понедельник на Святой седьмице является фактически таким же по нормам поведения, молитв и питания, как Чистый понедельник начала поста. И, даже если в местной традиции нет особого дня понедельника как «чистого», то со среды-четверга (в советское время это было строго запрещено, хотя к тому же сроку, как правило, подгадывали и субботник), совместными усилиями мать и отец семейства на юге должны были перебеливать всю хату.

На севере мелкими камешками или песком «шоркали» (очищали) деревянные полы от накапавшего за зиму воска, обязательно мыли столы, стены и потолки. Во многих местах эта энергичная очистка всего и вся песком добиралась и до икон. Причём до такой степени, что лики из-за этого постепенно стирались. В общем плане это означало внешнюю подготовку жилища и себя самих к важному событию. Потом особо выделяется Великий четверг. Хитрость его в том, что в нашей фольклорной традиции все бытовые ритуалы полагается делать до восхода солнца. От всякой нечисти дабы избавиться, полагалось принести из леса-поля окурить все углы вереском (можжевельником — в северных краях), а потом подоткнуть сгоревшую ветку под матицу.

Чтобы ребёнок весь следующий год рано вставал, учился и не ленился, его в Чистый четверг полагалось растолкать как можно раньше. Опять-таки, как можно раньше надо было пойти покормить дворовую скотину, испечь хлеб, рыбак должен порыбачить с утра (даже если речка далеко, разрешалось забросить удочку с крыши избы), гармонист — поиграть, что на весь год обеспечивало бы прибыль, достаток и удачу. А ещё, чтобы водились деньги, их определённым образом пересчитывали. Брали копеечку, говорили — вот, тысяча… Так же «пересчитывали» платье, чтобы появлялось новое, ворошили муку и лук, чтобы всего этого было много. У каждой хозяйки, разумеется, много было тайных подобных пожеланий, чего в Великий четверг у небес попросить прибавить в своём быту.

И с этого же дня, с Великого четверга, начинали готовить особые хлебы. Они использовались в дальнейшем не только как пасхальные куличи, но и как поминальные. Ну и вообще, такой «четверёжный» хлеб и перекалённая в печке «четверёжная» соль потом хранились весь год аналогично тому, как православные берегли крещенскую святую воду, что использовалась по-разному. И когда заболел кто то, или когда есть подозрения, что в доме что-то неладно — сбрызгивали углы, пили сами маленькими глоточками, умывались для красоты и свежести лица, «обиды-слёзы отмывали».

Яйца красили тоже с четверга. Красителей особых разноцветных (продающихся сейчас на каждом углу) в старых русских деревнях не было, использовалась, в основном, луковая шелуха. Изредка использовали кору дуба, дававшую коричневатый бурый цвет. Таким образом, аутентичность традиции, помнящей эпизод, когда красное яйцо Мария Магдалина протянула императору как символ жизни, в нашей глубинки поддерживалась, скорее, в силу ограниченности возможностей и бедности выбора. По мнению фольклористов, зелёное-оранжевое разноцветье пасхальных яиц на Пасху в городе — скорее рань развлечению, чем соблюдение традиции.

Пасха — творожная сладкая масса с изюмом, как объясняет кандидат филологических наук Ксения Федосова, в деревнях практически не встречается. Только в тех, что близки к крупным городам и оттуда многое заимствуют. В деревне Пасха как событие является сигналом к окончанию поста и разрешению употреблять молочные продукты, которые в течение всего поста копятся. Ведь коров-то доили вне зависимости от сезона и религиозного календаря, а если на данный вид продукции животноводства действует ограничение — куда девать молоко? Сбивали сыр и масло, делали творог, морозили в ледниках, но всё равно запасы нетронутые оказывались внушительными. Постились, кстати, очень жёстко. Даже детей это касалось без всяких поблажек. Да и что там… Ребятни рожали много, ничего особенного, если кого-то из-за недостатка кальция хватит рахит или подобная напасть. Значит, так угодно Богу… Не будем спорить. Так было принято.

Ну да ладно, не стоит о грустном. В наши дни уже понятно стало, что ограничения в пище означали чисто хозяйственный ход сохранения поголовья скотины и припасов в голодное весеннее время. А как иначе удержать серого неграмотного человека? Только страхом неведомой кары. Продолжим сравнение отечественных традиций и того, как празднуется Пасха в аутентичной «ортодоксальной стране», в православной Греции.

1

После полуночи в Светлое Христово Воскресенье, когда в храмах Эллады уже прозвучало Христос Анести (Христос Воскресе), синие весенние сумерки буквально разрывают огни бенгальских огней и петард. Но это касается только деревень и городов. У греков есть ещё один обычай — перед окончанием поста обязательно надо совершить паломничество в одно из священных мест. Монастырей, особенно в горах, там много.

3

Святого Потапия в Аттике, на островах. Но самый известный храмовый комплекс, куда допускаются все желающие (в отличие от запертой для женщин монашеской республики Афон), это Метеоры. О них — разговор особый. В 1988 году Метеоры, то есть расположенные там шесть действующих православных монашеских общин, были включены в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Топографическое название созвездия монастырей произошло от греческого слова μετέωρα — «парящие в воздухе». Парят в воздухе «врахи" скалы высотой в 600 метров, расположенные в центре Фессалийской равнины. Геологи полагают, что это уникальное природное «здание», создавшее монахам условия крепости, образовалось в результате высыхания доисторического моря более 60 миллионов лет назад. Селились монахи здесь с Х века, защищённые самой природой в своих скальных кельях как от турок, так и от обычных разбойников. Предание донесло, некоторых старцев раньше в силу немощности порой приходилось поднимать в обитель на верёвке.

Расцвет обителей пришёлся на XVI век. Нынче монашек и монашков там уже мало. В наши дни Метеоры славятся, скорее, изготовлением особых оливковых масел «естественного» отжима для церковных нужд. Метеоры стали не только центром притяжения интереса туристов, но и местом паломничества местных верующих, которые перед великими праздниками съезжаются в расположенный у подножья скал городок Каламбака.

2

Городок — одно название… Одна улица гостиниц, таверн и сувенирных лавок), поднимаются в горы на автобусах послушать службу и возвращаются субботним вечером на Страстной неделе домой, чтобы в кругу семьи встретить Пасху. Иллюстрации, которыми я снабжаю этот мой рассказ, сделаны в Метеорах в 2008 году.

1

Итак. Вернувшись с праздничной службы, греки дома в кругу семьи садятся за стол. Главное блюдо — магеритца (в дословном переводе просто «стряпня»), наваристый суп из овечьих потрохов, риса и пряных трав. Обязательно — крашеные в красный цвет яйца (коккина авга). В связи с «яичной» темой трапезы есть забавный обычай «цугрисма«: яйцами „чокаются“, и побеждает тот, у кого яйцо не разбилось. А из выпечки на стол принято ставить кекс с изюмом „цурекия" и “кулуриа», что-то вроде нашей ромовой бабы. Рецепт прост: мука, оливковое масло, сода, сахар, с добавлением апельсинового сока и коньяка.

1

Часто из этих ингредиентов делают большой бублик с крестом посередине и пасхальным яйцом в центре этого креста. В пасхальное Воскресенье с раннего утра до позднего вечера обычай требует обильного потребление вина и жареного мяса. Вся Эллада дружно готовит любимые блюда: барашка на вертеле обелиас и короретци — шашлык из потрохов, не забывая о сыре и оливках. А дыма от очагов в это день так много, что над всеми городами (крупными и мелкими) повисает смог. В Греции от шашлыка на Пасху не отказываются даже вегетарианцы. Ну и, конечно, как без танцев и песен во время пира? Поэтому в этой стране понедельник после Пасхи — выходной день.

1

Возвращаемся к русским обычаям в сравнении. В наших деревнях (по определению) церквей не было, поэтому старшие члены семьи, взяв в руки куличи и узелки с яичками, пешком шёл в близлежащий храм в селе, порой километров за пять, и возвращались со службы только к утру. А младшие оставались готовить праздничный стол. Те, кто по физическому состоянию своему не могли идти в храм, по крайней мере, не должны были в пасхальную ночь, до возвращения домашних со службы из храма, ложиться спать. Зажигали свет в избах, чтобы «пережить Воскресенье вместе с Христом, не отказаться от него, не предать». Этому придавали очень большое значение.

После встречи Светлого Христова Воскресенья важная тема — поминовение усопших. Так можно ли отправляться на кладбище? По канонам — нельзя. Но в деревнях нередко на кладбище идут целыми семьями, с куличами и яйцами, чтобы разговляться вместе с теми, кто уже отошёл в мир иной. Средний возраст и старшие члены семьи проводили время именно таким образом. А молодёжь, что «свободной» оставалась дома, предавалась пасхальным праздничным играм. Чаще всего они были подвижными. Загодя сколачивались огромные качели, способные выдержать сразу несколько добрых молодцев с красными девушками. Качались стоя. Девушку могли оставить на качелях одну, и не останавливать их, пока она со страху не скажет имя парня, который ей нравится. Только после этого несчастную перепуганную девицу спускали на землю.

Ещё одна забава: колесо на шесте и несколько палок. Три-четыре человека за них ухватывались, колесо прокручивалось, тем самым те, кто качается, вместе с палкой прокручиваются, подпрыгивают, делая гигантские шаги. Ещё одна игра отчасти перекликается с »цугрисма«: катали яйца. Идея заключалась в том, чтобы сбить как можно больше яиц и их забрать себе. На земле или на специальном круге раскладывались яйца, потом брался специальный желобок, и каждый из участников игры по очереди скатывал по этому желобку яйцо. В каждой деревне при этом существовала своя индивидуальная система терминов для обозначения угла наклона желобка, траектории яйца, победителей, проигравших, катящегося яйца и прочих игровых мелочей. «Мастера» игры умудрялись собрать много трофеев, так что притаскивали домой яйца лукошками. А все зрители и участники обсуждали происходящее ничуть не менее жарко, чем сейчас футбольные матчи по телевидению или политические новости. Не было тогда политики (греческое слово, кстати), в такой концентрации, как теперь.

Ровно через неделю, на «Антипасху», на Фомино воскресенье, ходили на Красную горку. Поднимались на ближайшую «высоту», пригорок, на рассвете, смотреть, как солнышко играет особыми радужными хитрыми тонами, переливается, как этого не происходит ни в один другой день в году. Такое бытовало поверье. Фольклористы считают, что это «последний отголосок пасхальной радости, которую перенимает даже солнце». И до сих пор в нашей глубинке, о тех патриархальных традициях вспоминают со светлой грустью.

Надеясь, что когда-то мы в нашей национальной самоидентификации вспомним, как оно предками уложено, и возродим всё это. Почему бы нет? Разве это хуже, чем торговый ажиотаж на День святого Валентина или прочие заморские заимствования? Ведь ощущение пасхального чуда, разлитого в природе, всю Светлую неделю нас сопровождает. Главное, самим не гасить в себе это за суетой дел. И православная Эллада нам в том пример. Ведь там в храмах стоят стулья и скамейки. И в джинсах туда пускают. Чтобы люди шли в храмы тогда, когда душа попросит. Не стесняясь. И во время службы думали о Боге, а не об усталых ногах.

Фотографии нашей российской подготовки к Пасхе сделаны на Вербное воскресенье в районе Новоиерусалимского Воскресенского монастыря, а также в Донском монастыре в 2007 году.

С праздником! Христос Анести! Христос Воскресе!

2

Греция: полезная информация

Частные гиды
в Греции

Комментарии

Dimitry
6 апреля 2012 г. 19:39
Куличами запахло.
#
alenabesedovski
7 апреля 2012 г. 11:01
Спасибо,за праздничное настроение!
#
ReginaLukashina
+1
7 апреля 2012 г. 14:29
На здоровье, дорогие мои! Кстати, греческий "кулич" пробовала - наши, всё-таки, не такие приторные. И, разумеется, роднее)))))))))
#
vasilets
7 апреля 2012 г. 15:04
Кошки какие замечательные получились
Регина, хорошо напомнила - Скоро праздник, сейчас пойду на рынок, закупать продукты для куличей...
#
ReginaLukashina
7 апреля 2012 г. 15:46
Да, Серёж, представляешь, там, в Метеорах, кошки ЕДЯТ ХЛЕБ! То ли их монахи приучили к просфорочкам... Голодными они не выглядят. А я тоже иду на рынок. Прямо сейчас. Завтра - Вербное, сегодня - Благовещение, а в понедельник у папы день рождения))). Тебя тоже поздравляю с праздником!,,,
#
vasilets
+1
7 апреля 2012 г. 17:50
Кошки едят хлеб?! - это из области фантастики. С другой стороны, Метеоры это очень необычное место, почему бы там не происходить чудесам.
Тебя тоже с праздником!
#
Автор запретил комментирование этой записи.