Турист Natalia Tarasova (Natalinway)
Natalia Tarasova — была сегодня 0:48
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог штопаем ранения души...

Хабаровский край — Россия Октябрь 2020

Всего в паре десятков километров к югу от Хабаровска находится живописный горный хребет Хехцир. В ясную погоду его извилистый силуэт хорошо виден и с центральной набережной Амура, и с моего окна.

А вокруг золотая, золотая тайга!

Осенью очертания синих сопок становятся более четкими и манящими, а начало октября идеально подходит для прогулок в лесу. Уже достаточно позолотилась листва, а назойливые комары и кровожадные клещи донимают намного меньше. Поэтому в один из солнечных дней мы с друзьями отправились за город.

А вокруг золотая, золотая тайга!

На Хехцире найдется немало привлекательных мест. После размышлений над вариантами было решено пойти на гору Змеинку. Добираться туда довольно легко, как на машине, так и на общественном транспорте. По Владивостокскому шоссе на автобусе номер 109 мы доехали до остановки «22-й километр» и двинулись в путь.

Хехцирский лес подступает к трассе вплотную с обеих сторон. Свернув с главной дороги направо сразу окунаешься в чарующий мир дальневосточной тайги и волшебное многоцветье осени.

А вокруг золотая, золотая тайга!

Тайга не похожа на простой лес. Это огромный лесной массив, заблудившись в котором, можно остаться там навсегда. И звери здесь обитают не сказочные… В прошлом году в районе Змеиной сопки любопытный тигр вышел на дорогу и преследовал автомобиль. Очевидцы сняли хищника на камеру и выложили видео в социальную сеть.

Но, как говорится — «волков бояться — в лес не ходить». Тем более, что в эту пору людей в тайге больше, чем тигров. Осень в Хабаровском крае балует безветренной, тёплой погодой и даже в непроходимой чаще можно встретить туристов с фотоаппаратами.

А вокруг золотая, золотая тайга!

О происхождении названия хребта сложено немало легенд. Возможно, что Хехцир это искаженное гольдское имя Хээкчир, оставшееся за названием сопок с тех времен, когда здесь жили и охотились гольды (нанайцы)- коренные жители Дальнего Востока.

Знаменитый путешественник и писатель Владимир Арсеньев в своем произведении «В горах Сихоте-Алиня» примерно так описывает происхождение названия хребта: Давным-давно в одинокой фанзе жил нанаец Хээкчир. Он был хороший охотник, и у его собак всегда было в достатке юколы (сушеной рыбы). Но однажды на берегу реки он услышал шепот над своей головой. Это говорили между собой деревья. Старый дуб рассказывал молодому ясеню о том, что он видел за двести лет жизни. Затем охотник смог понимать язык животных и даже камней. Тогда Хээкчир понял, что призван быть шаманом и отправился на реку Нор. Там маньчжурский шаман вселил в него духа Тыэнку. Прославился скоро Хээкчир! Он исцелял недуги и отводил души усопших в загробный мир. Слава о нем прошла по всей долине Уссури, Амуру и реке Сунгари. Вскоре около его фанзы появились другие домики. Так образовалась деревня Фурме. Потом пришли казаки и потеснили ходзенов. Оставили нанайцы насиженные места и ушли вверх по реке Уссури. Деревня Фурме исчезла. То место, где она раньше стояла стали называть Хээкчир. Со временем название видоизменилось, а имя Хехцир стал носить весь горный хребет.

А вокруг золотая, золотая тайга!

Много воды утекло с тех пор в реках Уссури и Амура, у слияния которых расположен небольшой по размерам Хехцир (35 км в длину и около 10 в ширину). Хребет не имеет остроконечных пиков и постепенно переходит в широкие холмы, которые на севере соединяются с хабаровскими возвышенностями. Хехцир распадается на два массива: более крупный Большой Хехцир и холмистый Малый Хехцир. Чтобы сберечь вблизи от Хабаровска красоту и богатство Уссурийской природы в 1963 году на площади 45 439 гектаров был основан Большехехцирский заповедник. Название заповеднику дал хребет Большой Хехцир, являющийся центром охраняемой территории.

А вокруг золотая, золотая тайга!
Расположенный вблизи крупного города, окруженный населенными пунктами, дачами и автомагистралями, Большехехцирский заповедник уникален во многих отношениях и отличается необыкновенным богатством и разнообразием растительного и животного мира.

А вокруг золотая, золотая тайга!

Список обитателей заповедника велик. Здесь зарегистрировано 8 видов рептилий, 6 видов амфибий, 50 видов млекопитающих, 224 вида птиц и 45 видов рыб. На территории водится изюбрь, кабарга, кабан, соболь, колонок, енотовидная собака, амурский лесной кот, рысь. Периодически заходит в заказник амурский тигр, а на окраинах встречается гималайский медведь. Но приятней всего встретить в лесу белку или бурундука. Они практически не боятся людей и охотно едят с рук.

А вокруг золотая, золотая тайга!

Около 90% земель заповедника занято лесом, напоминающим джунгли из-за обилия деревянистых лиан и кустарников. Здесь, как в огромном ботаническом саду, уживаются в тесном соседстве виноградная лоза и дуб монгольский; стройные высокие сосны и маньчжурский орех; сорокаметровая аянская ель и амурский бархат. Тут же растут элеутерококк, лимонник, аралия, женьшень.

А вокруг золотая, золотая тайга!

Символом дальневосточной тайги по праву считается вечнозеленый кедр. В наших краях растет Кедр корейский (сосна корейская — Pinus koraiensis Siebold et Zucc) Перечислить все его полезные свойства практически невозможно. Целебной силой обладают его хвоя, орехи, смола (живица) и древесина. В этом дереве полезно все — от иголок до коры. И даже воздух, наполненный ароматом эфирных масел и бальзама, приобретает оздоровительные качества.

Кедр — основа жизни тайги. Арсеньев писал: «Все животные находятся в тесной зависимости от распространения растительности в крае…. Где кедр, там и белка, там и кедровка; где белка, там и соболь; где кабарга, там и росомаха; где кедр и дуб, там кабан и изюбр; а где кабан, там и тигр». Давно известно, что неурожай кедра и дуба приводит к бескормице в лесу: не хватает корма копытным, а значит голодают и хищники. Дальневосточники не раз были свидетелями того, когда голодные звери, не отыскав еды в лесу наведывались в деревни и поселки в поисках пропитания.

А вокруг золотая, золотая тайга!

12 ноября 2010 года вступила в силу новая редакция «Перечня видов деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается», включающая и кедр корейский. Несмотря на это остаётся острой проблема браконьерства и лесных пожаров. Зачастую люди стремятся получить выгоду любым путем не понимая, что на восстановление кедровников уходят столетия.

Свою лепту в дело сохранения природы вносят жители Страны восходящего солнца. Ежегодно с 1998 года делегация волонтеров города Мусасино высаживает саженцы хвойных деревьев в лесных массивах Хехцира и на Воронеже (наш пригород. Селение Воронежское образовалось в 1860 году из семей русских переселенцев из Воронежской губернии ). На каждую поездку японцы копят деньги, сами приобретают саженцы и оплачивают работу специалистов лесхоза. Помогают им хабаровские студенты и представители мэрии. Благодаря усилиям волонтеров в том месте, где мы идем сейчас, растет и «Лес дружбы».

«Сосенки» Милое имя!
Клонятся к сосенкам на ветру
Кусты и осенние травы.
(Басё)

А вокруг золотая, золотая тайга!

Прошагав примерно 3 километра, мы подошли к небольшому озеру, образованному на месте старого глубокого карьера по добыче строительного камня гранодиорита. Всё вокруг давно заросло густой травой, осокой и кустарником. Водоём теперь смахивает на естественный пруд. В его неподвижной водной глади как в зеркале отражаются пожелтевшие березки и небесная синева.

Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине. (Басё)

А вокруг золотая, золотая тайга!

На берегу аккуратно сложены из бревен скамейки и камнями обозначено место для разведения костра. Всё для культурного пикника и удобства отдыхающих!

А вокруг золотая, золотая тайга!
После привала берем курс на гору Змеинку. Она стоит недалеко от тропы, а её макушку скрывает стена деревьев. Никогда бы не догадалась, что с вершины этой обычной сопки открывается такая великолепная панорама. Но интернет — великая сила! После того, как в соцсетях появились первые фотографии под хэштегом #хочуназмеинку сюда потянулись вереницы желающих запечатлеть на снимках и себя и всё остальное.

А вокруг золотая, золотая тайга!

Очень приятно, что туристеры https://oleg-sarapulov.tourister.ru/ Олег Сарапулов и Олег Журавель https://o-zhuravel.tourister.ru/ в сентябре 2019 года тоже тут побывали.

Экстремалы и альпинисты облюбовали для восхождения восточный крутой склон. Нормальные люди ползут вверх по более пологому западному склону.

А вокруг золотая, золотая тайга!

Наконец мы наверху. От прекрасного и восхитительного вида захватывает дух! Особый шарм великолепному пейзажу придает одинокая сосна, притулившаяся к каменному выступу. Из крохотного семечка пробился росток, который преодолевая все невзгоды спустя десятилетия превратился в царственного исполина. Дерево раскинуло свою крону высоко над землей. Оно незыблемо и величественно.

А вокруг золотая, золотая тайга!

Там, внизу, синеют вдали хребты хехцирские, переливаются всеми оттенками желтого многоярусные таежные холмы и распахивает объятия дальний горизонт.