Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была вчера 18:34

Париж — Франция Март 2012

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

Решение съездить в Париж пришло внезапно.

Ждать до лета не было сил, выбрали конец марта, когда уже отступает зима, а весна делает робкие шаги к полному пробуждению, и еще не наступают на пятки толпы многочисленных туристов.

Думаю, что последний раз воспользовалась услугами любого сколь угодно разрекламированного туроператора, так как угораздило меня вляпаться в историю с Ланта Тур. Душевная менеджер агентства в Ярославле переоформила путевку за деньги агентства от другого оператора при условии возврата суммы, полученной от Ингосстраха (вчера прочитала, что вернут только половину). Полагаю, что скоро все любители поживиться таким образом за чужой счет останутся без работы. Не будем о грустном…

Подготовительный период к путешествию составил 2 месяца, скажу, это было не менее увлекательно, чем непосредственное погружение в атмосферу города под названием Париж.

Пришлось вспомнить все, что когда-то знала об истории, литературе, искусстве Франции. Давным-давно была я девушкой с романтическим настроем, обожавшей французскую литературу в лучшем ее проявлении: Флобер, Бальзак, Золя, Гюго, Мопассан, Стендаль, Моруа, даже Ромен Роллана читала «Очарованную душу», позже полюбила романы Француазы Саган.

А французская живопись от барокко, рококо, неоклассицизма, до импрессионизма, постимпрессионизма, модернизма изучалась мною на любительском уровне с особым тщанием. Еще в стародавние времена, когда в любимой стране был полиграфический кризис, не было вдоволь нужной литературы, альбомов с репродукциями (молодому поколению не представить!), умудрялась доставать книги о художниках, их альбомы… Короче, была помешана на этой теме. Факт говорит за себя: мой сын в 3-х летнем возрасте на вопрос, какая у него любимая картина, отвечал: «Женщина, держащая плод» Гогена. Спроси сейчас, кто такой Гоген, не сразу ответит…(утрирую).

Лирическое отступление закончено, переходим к рассказу о поездке.

Готовилась по путеводителям Кука, Бориса Носика из 2-х частей, Киндерсли. Рекомендую, как один из лучших, путеводитель Дорлинга Киндерсли «Париж». Для ленивых и непритязательных читателей могу предложить недавно вышедшую книгу небезызвестной Жанны Агалаковой «Все, что я знаю о Париже», там написано обо всем понемногу, достаточно информативно, и действительно полезно при самостоятельном путешествии, особенно гастрономический словарь.

Сразу оговорюсь, что книги заказывала через электронный магазин «Лабиринт» с доставкой на дом. По-моему, лучше потратиться на хорошие книги, чем на экскурсовода, все, что пропускаешь через себя, остается надолго. Не люблю экскурсии, люблю сама. Я понимаю, что такой вариант на любителя, каковым и являюсь, никого не пытаясь убедить в обратном. Чтобы понять Париж, почувствовать его магию, надо пройтись по нему пешком, прогуляться по улочкам, заглядывая в какие-то уголки. Пешие, самостоятельные прогулки, по-моему, позволяют чувствовать себя первооткрывателем.

Одну экскурсию все-таки я предусмотрела — по «замкам Луары», так как самой осилить эту тему сложно за один день. Еще дома, повесив вопрос по замкам на сайте «отзыв.ру», получила хорошее предложение заказать экскурсию без предоплаты через сайт «мой париж.ру», подробней напишу позже, когда перейду к описанию экскурсии в долину Луары.

Тур в Париж был недельным.

Как все «хотелки» уместить в такой отрезок времени? Задача не из простых. 2 дня отрывать от Парижа было жаль, хотя очень хотелось съездить в Нормандию, либо Руан, либо Довиль- Трувиль — Онфлер. Предпочтение отдавала Руану. Не могу себе простить, что пожалела себя, уставшую, плюс к тому же хотелось больше зацепить Парижа, словом, не поехала.

Перелет рейсом Аэрофлота и трансфер — все прошло нормально. Прибыли в аэропорт Шарль де Голль.

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

Когда из снежной и холоднющей Москвы (на термометре — 15), попадаешь в весну в самом нежнейшем ее состоянии, с робкой зеленью, первыми цветами, настроение становится лирично-приподнятым, радостно-счасливым!

В микроавтобусе «Рено», который был прислан за нами и еще двумя туристками, звучат известные французские мелодии любимых шансонье… Словом, мы в Париже!

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

Через 15 минут — уже в отеле «Фиат» **.

Почему — (**)? Отель интересовал не более, чем место для «поспать-умыться». Выбирая «Фиат», я опиралась на неплохие отзывы о нем. Понятно, что готова была ко всему, так как (**) практически не оставляют надежд на приличный сервис, и от этого отеля я не ждала откровений. Нам не повезло с номером: 6-й мансардный этаж с окном, выходящим на колодец, глухую неопрятную стену. Пространства за окном почти совсем нет. В номере была жара неимоверная, приходилось спать с открытым окном. Мне было жутковато от этого, казалось, что кто-то типа кошки-мышки может спокойно зайти в гости. Но альтернатива задохнуться от жары не оставляла выбора, окно открывали постоянно. В первый день это казалось ужасом ужасным, а потом перестала замечать.

Хозяин отеля из России, чрезвычайно любезен и приятен в общении, даже сам предложил со своего телефона позвонить в Сочи родителям. Наличие русско-говорящих в обслуживании отеля удобно, всегда можно что-то спросить. Тараканов, клопов, мышей не было. Кстати, в других отелях наблюдаются такие рудименты бытия (в аэропорту обменивались впечатлениями). Завтраки как и везде: булки, круассаны, сырки, масло, джемы, мюсли, есть кофемашина. Если бы нас поселили в другой номер, думаю, все было бы замечательно.

Район КЛИШИ мне тоже не очень понравился. Но я была готова к тому, что там царит обстановка нереспектабельного Парижа. Зато отель уж очень удобно расположен:

метро БЛАНШ рядом, синяя линия № 2 (очень удобная станция, без мучительных переходов и с электричками нового образца);

2 автобусные остановки с хорошими маршрутами: № 68-Опера-Пирамиды-Лувр-Орсе-Сен-Жермен-Сен-Мишель-Монпарнас; № 30 — Восточный вокзал-Пигаль-Монсу-Шарль де Голль-Эйфелева башня. Еще есть 74-й автобус, который идет до Отель де Вилль, один раз воспользовались.

Ездили по билетикам «карне», это очень удобно для тех, кто собирается пользоваться транспортом достаточно много. Как известно, билет «карне» подходит и для метро и для автобуса.

Метро пользовались постоянно. Кто был в Париже, знает, как после московского шикарного метро, убого смотрится парижское. Но зато оно очень удобно, функционально, демократично. Всему есть объяснение: во Франции нет нефтяных денег, которые позволяют утраивать показушную благость в Москве при нищих регионах. Мы посмотрели французскую провинцию, есть, с чем сравнивать, если отъехать хотя бы на 100 км от нашей столицы

Рядом с отелем знаменитое кабаре Мулен Руж

Вот такие нешумные улицы, по сравнению с бульваром Клиши, по которым петляешь, прежде, чем подойти к отелю

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

Испытав легкий шок от номера, бросаем вещи и скорей на улицу.

Близкое знакомство с Парижем начинаем с первого, встретившегося на пути в район Опера — Большие бульвары, ресторанчика, как раз время традиционного французского обеда с 12 до 14. Обед у французов — ритуал: поесть, выпить, пообщаться. Первым днем нашего пребывания в Париже была суббота. Поэтому в ресторанчике уютно разместились семейные пары с детьми, в том числе колясочного возраста.

Находим в меню слова «plat du jour» — дежурное блюдо, из предложенных вариантов выбираем рыбу

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

Кроме рыбы заказываем луковый суп, soup a l' ognion. Быть в Париже и не попробовать фирменный супчик!

«Ох, и гадость — эта ваша заливная рыба…«-то же самое хочется сказать по поводу лукового супа. Лук — он и во Франции лук, блюдо на любителя. А вот рыба была великолепно приготовлена и соус к ней отменный.

Обедать, впрочем, как и ужинать, во Франции без вина — нонсенс. К счастью для себя, я и мой муж принадлежим к выпивающей части человечества. Поэтому обедали и ужинали всегда с вином, настоящим, французским! В заведении типа «кафе — недорогой ресторанчик» всегда заказывали графинчик домашнего вина, называется это «vin de lamaison». Эти и еще многие ресторанные фразы у меня были выписаны в блокнотик, который я открывала и буквально пальцем показывала, что хочу заказать. Это было всегда весело и прикольно для обеих сторон, когда к такому французскому добавлялись английские фразы. По крайней мере, все было понятно.

За первый обед в Париже на двоих мы заплатили 55 евро.

Пообедав, решаем первым делом дойти до Оперы Гарнье, чтобы понять маршруты дальнейших перемещений по Парижу.

Фасады домов

Дворики

Судя по всему — пожарная часть

Доходим до Больших бульваров

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

Вот такой необычный монумент из часов

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

Как потом узнала, у него есть название «Общее время»

Знаменитая галерея Лафайет

Послушали джаз в таком оригинально-уличном исполнении

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

Большие бульвары славятся большими магазинами

До Оперы идем 12 -15 минут. Площадь перед Оперой

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

То, что это шикарно-помпезное здание — творение Гарнье, не подлежит сомнению.

Таким я его себе и представляла.

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

Перед поездкой перечитала «Призрак Оперы» Гастона Леру. Не увлекаюсь литературой подобного жанра, но тем не менее было интересно посмотреть место, где происходили все странности, описанные в романе. Разумеется, и без связи с Гастоном Леру Опера Гарнье вызывает восхищение. Критиков стиля, использованного при создании шикарного здания, оставим в покое.

Театр открыт для посещения с 10 до 17 часов, театральный зал — до 13 часов. Так как в театральный зал мы уже по времени не попадали, решили, что придем в другой день, чтобы все осмотреть.

Церковь Святой Троицы, Сент-Трините, стоящая на перекрестке улиц Сен-Лазар, Клиши, Бланш, Шатоден.

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

Построеная по проекту Баллю, известного по реконструкции башни Сен-Жак, здания Ратуши, строительством колокольни при Сен-Жермен-л 'Оксеруа, Святая Троица создавалась в рамках градостроительных преобразований барона Османа.

Перед церковью установлен пестрый забор из живописных щитов, загораживающих фонтаны от детских падений туда или наоборот: детей от падения в фонтаны.

Внутреннее убранство

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

Парижские храмы — отдельная тема. Их величие, красота, сосредоточение духовных ценностей и реликвий трогали меня до слез. Мы были в Париже во время Великого поста, несколько раз попадали на мессы, звучавшие органы и песнопения. Посещение церквей, пожалуй, один из самых ярких фрагментов в калейдоскопе парижского пребывания.

Парижская погода в день нашего приезда резко начинает портиться, примерно 12–14 градусов, но по ощущениям холоднее из-за ветра. В отеле сказали, что в пятницу было 25 градусов. Не повезло! Во второй половине дня временами накрапывает дождь.

На первый день у меня была запланирована прогулка по Монмартру, самому романтичному месту в Париже.

Не сомневаюсь, что в яркую солнечную погоду Сакре Кер, венчающая холм, с ее неповторимым сахарным цветом, смотрелась бы куда как выигрышнее! Но то, что мы увидели Монмартр в пасмурную погоду, добавило некую романтическую нотку нашей прогулке. Бросается в глаза, что над крышами из труб поднимаются столбики дыма, стало быть где-то уютно потрескивают дрова в каминах… А если учесть, что уже появилась нежная зелень и цветочки, прелесть этой благостной картинки усиливается.

Все по порядку.

Выйдя, из отеля проходим кабаре легендарный Мулен Руж, мною изученный по картинам Анри Тулуз Лотрека и книге с названием «Мулен Руж», автор Пьер Ла Мур. Здесь впустую машет крыльями "красная мельница французского канкана".

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

Перед «Мулен Руж» — площадь Бланш, именно здесь Тулуз-Лотрек рисовал людей из толпы. Да и сама «Красная мельница» и ее обитатели часто присутствует на картинах художника. Здесь художник усердно рисовал некогда знаменитую обжору-Гулю и ее полураздетых подружек.

Тулуз-Лотрек. Танец в Мулен Руж

Знаменитый бульвар Клиши с многочисленными секс-шопами (любителям есть на что посмотреть).

Эти фотографии отражают самое невинные из того, что можно увидеть

Здесь уходим от Клиши.

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

В доме, который слева, размещалась мастерская художника Ильи Репина. Здесь ему позировал Тургенев, здесь он написал картину "Садко", сюда наведался однажды Великий князь-будущий царь Александр III, который и купил картину. Благодаря чему Репин стал академиком, а картинина сейчас находится в Русском музее.

Справа виднеется площадь с церковью Сен-Жан — л' Евангелист одна из первых церквей Парижа, выполненная в стиле модерн из красного кирпича.

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

Цветочный орнамент сочетается с перекрещенными арками.

Площадь Аббес (Аббатис), которую любил Репин

По улице Бланш — белая, ведущей к горе с деревней Монмартр, когда-то здесь добывали гипс, поднимаемся вверх до пересечения с улицей Лепик (спасибо Наполеону за улицу, а генралу Лепик за название). Улица Лепик когда-то называлась Императорской, потом переименована в честь генерала, безуспешно оборонявшего холм от русских в 1814 году. Как и многие улочки Монмартра она круто поднимается вверх, иногда уступая место лестнице. Как это необычно смотрится!

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

Немного петляем, заглядывая в разные интересные местечки. Вот такие дворики встречаются.

Какая прелесть — Рождество круглый год!

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

Такой цветочный ботинок, кем-то поставленный на ступени дома

Праздник и романтика! Обнаруживаешь, что Монмартр — хаотичная деревня, сохранившая дух прежних времен. Мы увидели его почти свободным от туристов! Хочется идти туда, куда глаза глядят, везде хорошо, все глаз радует.

Ресторан-кабаре Ла бон Франкет

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

Очаровательная площадь Эмиля Гудо. Le Bateau — Lavoir, знаменитая «Башня» — дом, где творили Пикассо, Брак, Модильяни (перестроена после пожара 1970 г.). В 1870 году Париж превратился в мировую столицу искусств. Именно это здание когда-то на стыке веков приютило бедных художников, создававших новую живопись. По этим тротуарам ходили не только счатливые люди, здесь топили свое душевное одиночество в монмартском вине талантливы художники Модильяни и Морис Утрилло.

На улице Равиньян 19 симпатичное здание с неровной мостовой и садиком

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

В самом верху ул. Лепик находится мельница с рестораном Moulin de la Gallette, Лепешечная мельница. Она была построена в 1622 году, принадлежала семье Дебре. В 1814 году по  одной из легенд молодые мельники, четыре брата Дебре, отчаянно защищали свою мельницу и своего императора от русских казаков. Трое погибли, а четвертого казаки, разрезав на 4 части, прикрепили к крыльям мельницы. Вот ужас!  Это легенда. Надеюсь, все было по-другому.

Что касается мельницы "Мулен-де-ла-Галет, то потомок братьев Дебре открыл в ней в 1860 году танцплощадку, на которую позднее зачастили Тулуз-Лотрек, Ван Гог,Утрилло, Ренуар. Счастлива, что позже увидела в музее Орсе знаменитую, одну из любимых, картину Ренуара «Бал на Галетной мельнице».

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

У перекрестка улицы Жирардон и авеню Жюню жил писатель Марсель Эме.

Площадь Марселя Эме с известной скульптурой «Проходящий сквозь стену», выполненной по повести Эме и подареной Монмартру легендарным актером Жаном Маре, но, к сожалению,  менее популярным как скульптор и художник.

Известно, что любимый мною Жан Маре, был человеком с нетрадиционной сексуальной ориентацией, являсь возлюбленным актера Жана Кокто. У статуи лицо Кокто.

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

Знаменитая площадь Тертр. Сегодня здесь немноголюдно. Площадь окружена старыми домами с мемориальными досками, сообщающими, что в доме №3 была коммуна Монмартра, а в доме №6 - ресторан матушки Катрин, основанный в 1793 году. Обычно она заполнена живописцами, продающими свои картины и предлагающими туристам написать портрет на память.

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

А вот и известный по картинам Утрилло, запечатлевшего на своих картинах Монмартр, розовый дом.

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

Такое транспортное средство, специально для Монмартра

Музей Монмартра.В доме № 12 по улице Корто находится музей Монмартра. С 1680 года здесь было поместье артистки мольеровской труппы Роз де Розимон. А два столетия спустя обитали художники. Считается, что имеено в этом саду Ренуар написал "Девушку на качелях" (Орсе)

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

В этом «домике» Ренуар поселился в конце 19 в., после Ренуара здесь жил художник Эмиль Бернар, у которого находили приют Ван Гог и Гоген.

Люблю известную картину Ван Гога «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (Амстердам). В доме  № 54 по улице Лепик жил обожаемый мною, самый любимый из постимпрессионистов и импрессионистов, бедняга Винсент со своим братом Тео.

Van Gogh - Blick auf Paris aus Vincents Zimmer in der Rue Lepic.jpeg

Вдоль улицы Ивовых Деревьев и параллельно улице Корто тянется виноградник, разбитый в 1932 году в память  о былой виноградной славе Монмартра.

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

Очень трогательно смотрятся первые весенние цветы. У меня эти картинки вызывали восторг после снежной зимы, из которой мы прибыли.

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

На другой стороне ул. Сен-Венсан почти не изменившийся со времен Пикассо, ресторан «Проворный кролик» (Lapin Agile), со знаменитой вывеской — картинкой — кролик с украденной бутылкой удирает из кипящей кастрюли. Когда-то в этом помещении находилось "Кабаре убийц". В 1902 году его купил певец Брюан, чтобы отделаться от пошлого названия кабаре, заказал новую вывеску карикатуристу Жилю. Жиль нарисовал кролика, удирающего из кастрюли. Так кабаре стало называться "Кролик Жиля". Здесь развлекался Монмартр в лице художников и писателей. Кабаку выпало счастье быть прославленным.

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

А вот каким видел это легендарное место Морис Утрилло. Как нелепы наши попытки в сравнении...

Картинка 1 из 30

Модильяни, расставшись с Анной Ахматовой, поселился на Монмартре, познакомившись с Беатрис Хастингс, переезжает к ней на улицу Норвен.  Модильяни сдружился здесь с художником и поэтом Жакобом, оба увлекались каббалой. Модильяни пишет в это время многие портреты и много пьет. Часто напивается со своим закадычным другом Морисом Утрилло, которого дразнили за пристрастие к бутылке - Литрилло.  Утрилло, сын Мормартра, рожденный Сюзанной Валадон - дочери монмартрской богемы -он стал певцом Монмартра.

Блуждая с путеводителем по холму, неожиданно получаю приглашение немолодого француза войти за забор его особнячка, не знаю, что бы за этим последовало дальше. Любезно отказываюсь.

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

А вот и красавица Сакре — Кер.  Мы поднимаемся к ней не по традиционному для туристов маршруту, минуя фуникулер и лестницу. Построенная в конце 19 века в трудные для Парижа времена, освящена в 1919 году, критикуемая известными современниками, тем не менее является символом этого славного города как Триумфальная Арка, Эйфелева башня!

Правда, на моих снимках она не выглядит безоговорочной красавицей. Но все равно красивая. Портик из 3-х арок: над портиком пятиметровые статуи Людовика Святого и Жанны.

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

Вход украшен скульптурой Христа.

Я так много читала про Сакре-Кер перед поездкой! Но не посмела сделать ни одного снимка внутри, запрещено. Да и надо ли? Хороших фото полно, можно все рассмотреть без моего участия. Лучше предаться созерцанию и настроиться на духовную волну. Что мы и сделали, придя вечером после 20.00 на мессу.

Восторг! Мозаичное панно на потолке с парящим Христом, выполненное в золотых тонах, статуи святых, витражи — все величественно.

Рядом с церковью квадратная колокольня 84 метра высотой со знаменитым колоколом «Савояр», одним из самых больших в мире, его вес 19 тонн.

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

В скверике под названием Надар, недалеко от Сакре-Кер, памятник шевалье-де ля Барру, приговоренному к смерти в 19 лет. Это известная и очень трагичная история, не буду пересказывать. Памятник — символ религиозной нетерпимости, вызывающе поставлен рядом с храмом (по свежим следам вспомним российскую историю с группой Pussy Riot — как похоже).

Бенедиктинская церковь

Виды с холма в пасмурную погоду не очень удачны.

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

Уходим от Сакре-Кер, чтобы вернуться поздним вечером.

Ночной Монмартр выглядит так.

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

В переулке Толоза — «Студия 28». Знаменита тем, что в 1928 году в помещении маленького театрика «Фиакр» разместился первый в мире кинотеатр.

Еще раз о Париже или впечатления простого обывателя. День первый. Монмартр.

Путешествие на Монмартр закончилось. Я довольна: символ богемной жизни Парижа не утратил своей привлекательности, мы погрузились в эпоху 100-летней давности!

День второй. Сен-Жермен - Латинский Квартал - Орсе.