ReginaLukashina
Регина Лукашина — была 23 сентября 10:34
 – Активность на Туристере замораживаю. Старые публикации оставляю читателям. Ушла на Facebook

Рейд выходного дня. Тверь

27 марта 2012 г. 14:46 Тверь — Россия Январь 2007

В далёком-далёком году, когда мне только что подарили мой первый цифровой фотоаппарат, поехали мы с девчонками его испытывать, а заодно встречать старый новый год в Тверь. Два с половиной часа на электричке, «советский» интерьер номеров в гостинице, концерт Задорнова после унылого «боя курантов» в гостиничном буфете, потом ещё замечательные вывески типа «фабрика ногтей, обрабатываем любые поверхности», краеведческий музей. Скрасил скуку второй вечер с местными тверскими журналистами. Тогда уж повеселились на славу. Ну, а кроме того? Что видели и что надо было увидеть собственными глазами и не пропустить? Об этом и поведаю.

Тверь — место, где можно замечательно расслабиться и набраться впечатлений. Технология же подготовки немудрящего вояжа туда такова. Сначала изучим расписание электричек, чтобы «можно было позволить себе» и не маяться за рулём в бесконечных пробках на Ленинградском шоссе. Итак, пункт первый. Ленинградский вокзал. Есть удобная электричка, что днём стартует и идёт почти без остановок. К слову, вполне приличная, не заплёванная. Итак, в путь?

Что здесь обязательно надо посетить, так это краеведческий музей с реконструкцией стоянки древнего человека и архивными документами времён второй мировой, какие не всякому школьнику можно показывать, чтобы не смущать его правильное восприятие действий оккупационных войск в 1941 году.

Областной центр нынешний город Тверь был основан ранее Москвы, в 1135 году, при впадении речек Тверцы и Тьмаки в Волгу богат нынче не только свече-восковыми заводами, как сказано у Брокгауза и Эфрона, но и эпизодами истории российской. Первое, что нас здесь встречает — вокзал. Ровесник Николаевской железной дороги, построенный в 1851 году, аккурат перед торжественным пуском первого поезда от Санкт-Петербурга до Первопрестольной. Атмосфера старины «набрасывается» на нас буквально сразу… Даже киоски на вокзале в тот наш приезд торговали не «сетевой» тошнотворной выпечкой, а какими-то милыми домашними пирожками и чем-то вроде морса, вместо обычных кол и соков.

В летописи город впервые упоминается в 1209 году, но укрепления и кремлёвский посёлок возникли здесь, скорее всего, в конце XII столетия. Чтобы познакомиться со старинной части Твери, надо на троллейбусе или на маршрутке проехать в центр города. Это недалеко. И начать путешествие от части замечательного градостроительного ансамбля, который сохранился в Твери от конца XVIII века. От Советской площади лучами расходятся три улицы, которые, собственно, и создают основу старинной планировки Твери. Дело в том, что в 1763 году в городе случился большой пожар, и для последующего восстановления сюда были присланы лучшие архитекторы того времени. В том числе Михаил Фёдорович Казаков, и началась крупная перестройка, перепланировка города «под современные нужды». С одной стороны, его новое устройство стало типичным для средних уездных городов, с другой стороны, отмеченным определённой изюминкой и своеобразностью. Пойдём в сторону речки Тьмаки и увидим несколько интересных соборов. А если въезжать в город со стороны Москвы, можно попасть на замечательную площадь, где буквально напротив друг друга стоят мечеть и костёл.

На Московской площади высятся римско-католический костёл Преображения Господня и мусульманская мечеть. Как рассказывают историки-архивисты, иноземцы и иноверцы находили в Твери гостеприимный приют.

Она была крупным торговым городом, поэтому неслучайно появление здесь такого необычного мирного соседства культовых объектов.

Из православных святынь церковь «Белая Троица» (храм Троицы живоначальной) — самая старая, хотя и к ней делались пристройки в XVIII–XIX веках. Построена она была при Иоанне Васильевиче Грозном в 1564 году в старинном квартале города, так называемом «Затьматьском» посаде. На западной стене собора сохранилась надпись: «Лето 7072 совершен бысть сии храм во имя Живоначальния Троицы месяца августа 15 при благоверном царе Великом князе Иване Васильевиче и всея России и при епископе Акакии Тферьскомъ замышлениемъ и строением раба Божия Гавриилъ Андреева Тоушиньского».

Окрест в посаде существовало в XVII веке до двадцати и более церквей, только они не сохранились. Ещё одно замечательное место — это Путевой дворец Екатерины II (1762–1766). Его можно найти между Советской (Миллионной) улицей, Староволжским мостом и городским садом. Он расположился на месте бывшего Тверского кремля, в его строительстве принимали участие такие прославленные зодчие, как Казаков, Квасов и Никитин. Дворец представляет собой замечательный образец парадной постройки конца XVIII столетия на стыке архитектурных стилей барокко и классицизма. Исключительно изящна конструкция и композиция дворца с главным входом, объёмом и богатейшим декоративным убранством. Там в своё время располагалась резиденция тверского наместница принца Альденбургского и великой княжны Екатерины Павловны, позднее оттуда правил тверской губернатор. Сегодня внутри дворца располагается картинная галерея, одна из самых богатых и интересных среди провинциальных живописных собраний. По великолепию шедевров кисти известных мастеров и предметам декоративно-прикладного искусства, как утверждают некоторые ценители, она может соперничать и с московской Третьяковкой, и с Русским музеем в Питере.

Из прочих «урбанистических» диковин в Твери любопытно здание бывшего магистрата. В память о преобразованиях, которые происходили в управлении провинциальными городами в петровское время, стоит обратить внимание на его «эклектичную» архитектуру, заимствовавшую не только заграничные стили управления, но и чёрточки европейских ратуш XVIII века. Там служил одно время наш знаменитый баснописец Иван Крылов… Впрочем, мало ли побасенок для успокоения рассерженных горожан сочинялось отцами городов в разное время?

Тверь вообще связано с целым созвездием литературных имён. Не только Крылов, но и Лажечников, и Салтыков-Щедрин, разумеется, и сам Пушкин. А ещё… кто-то из любителей, наверняка, притормозит около городской скульптуры певца лагерной лирики Михаила Круга. Он сидит на скамейке с гитарой. Хотя и есть пословица «от сумы и от тюрьмы», мы с ним фотографироваться не стали. Другое дело — путешественником «за три моря» купцом Афанасием Никитиным. Мы же тоже любим бродить по городам и весям! Даже заграничным.

Говорят, что если загадать желание рядом с этим памятником, то путешествие, о котором вы мечтаете, наверняка вам предстоит. Афанасий, знаменитый «турист» по коммерческой надобности, сначала отправился в Закавказье, затем попал в Индию, претерпел тяжкие испытания и оставил в результате уникальные записки, интересные не только для любителей филологических и исторических древностей, но даже современным географам. Их фрагменты, попавшие затем в русские летописи, стали первым свидетельством очевидца путешественника о совершенно новых неведомых землях. И памятник, который ему поставлен в Заволжском районе, это тоже символ Твери.

Побродить-помечтать можно, прогуливаясь по берегам речки Тьмаки, по улочкам её старинного посада. Самым романтичным местом в городе считается городской сад на территории, окружающей Путевой дворец. Романтической славы заслуживает, безусловно, остатки древнего Отрочего монастыря, основанного в 1265 году, но до наших дней «дожившего» только собором Успения Пресвятой Богородицы. Легенда об основании этого монастыря гласит, что некий отрок Григорий, как-то на охоте увидел в лесу писаную красавицу Ксению. Вывел её за руку к городским укреплениям. Но не у него одного глаза были. Да и девица «не определилась» с выбором. Григорий даже выспросил благословения своих родителей, но она всё ломалась. Даже рассказывала про вещий сон, согласно которому, дескать, у неё будет другой суженый. И вдруг однажды, гуляя около дома будущего жениха, познакомилась с проезжавшим мимо… тверским князем. Тот тоже оценил достоинства деревенской «модели». До такой степени, что взял её в свой дом. Григорий после этого, оказавшись несчастливым соперником в любви самого князя, не смог пережить разлуки и принял монашеский постриг.

Если же говорить о реальных событиях, в XVI столетии при Иване Грозном узником этого монастыря стал митрополит Филипп, который бесстрашно возвысил свой голос против тех бесчинств, которые творились в Москве. Он был удалён в этот монастырь. И есть свидетельства, что, дескать, он был там умерщвлён собственноручно самим Малютой Скуратовым, не рассчитавшим силушку во время допросов с пристрастием.

Вот такая у нас получилась «прогулка выходного дня» в Тверь! Уверена, вам повезёт гораздо больше… Ведь у меня, в силу тогдашней неопытности, пропали замечательные снимки заснеженной деревенской улочки. А вы, если поедете летом, ещё и искупаетесь в речках. Удачного путешествия.