Турист Теона Элизбарашвили (teona)
Теона Элизбарашвили
была вчера 11:22

Тбилиси — Грузия Декабрь 2012

Собиралась, собиралась и наконец собралась написать небольшой очерк-экскурсию по моему родному и очень любимому городу, в котором я родилась и выросла. Я помню те времена, когда маме по профессии (она была музейный работник, искусствовед) приходилось часто ездить в Питер (тогда он еще назывался Ленинградом) и Москву, но чаще все-таки в Петербург. К нам тоже довольно часто приезжали ее знакомые, друзья и коллеги и она всем уделяла свое время и внимание и хотя мы были тогда еще детьми, успевала походить с ними по городу, рассказывая буквально о каждом его интересном уголочке и очень часто брала меня или сестру с собой. Это было здорово! До сих помню как я любила эти прогулки по старому Тбилиси, по музеям или просто заходили в кафе поесть знаменитые грузинские хачапури и выпить воду Лагидзе с разными вкусами шоколада, сливок или лимона. Вот мне тоже захотелось устроить вам маленькую экскурсию по городу J. Мои одноклассники и друзья разбросаны по всему миру, кто в Америке, кто в Израиле, а кто и в России. Признаюсь, был и в нашей семье такой момент, когда дома были разговоры об эмиграции — это было в самые тяжелые для нас 90-ые годы, когда в стране и в Тбилиси почти совсем не было света, и газа и вобщем были довольно тяжелые времена и с работой и……шла борьба за выживание. Мама подняла этот вопрос и хотела, чтобы мы попробовали уехать в Грецию (она была гречанка и почти все ее родственники уехали в Грецию как из Тбилиси так и из Батуми), НО папа категорически отказался сказав: " я здесь родился и здесь и умру!» и ВСЕ! Вопрос был решен. Потом я часто вспоминала и думала, а может зря мы тогда не уехали, но постепенно, с годами особенно, стала понимать, что так было лучше, особенно для меня, так как мне очень трудно было бы жить где-то в другом месте, в другом городе, меня бы извела ностальгия — это уж точно! Я очень люблю путешествовать и ездить в разные места, но каждый раз возвращаясь домой, в Тбилиси, на душе становится спокойно и ощущение, что наконец я ДОМА. Ну вот такое у меня получилось лирическое отступление J. Ну, а теперь представим, что вы приехали в гости в Тбилиси и….поехали….

Тбилиси – такой родной, уютный, солнечный и прекрасный!
Крепость Нарикала вечером. Виды с нее на весь город потрясающие!
Тбилиси – такой родной, уютный, солнечный и прекрасный!
Старый город с колоритными старинными балкончиками
А по этой узкой улице поднимаются на крепость

Начну с названия города, вернее легенды его создания. По легенде на месте современного Тбилиси были леса и в них охотился царь Вахтанг Горгасали со своим соколом. Вдруг сокол куда-то исчез, царь начал его искать и вышел к источнику, который оказался горячим и сокол упал именно туда. Царю очень понравилось место и источник (который оказался к тому же еще полезным) и он приказал построить на этом месте город и назвать его Тбилиси (что в переводе означает «теплый источник»). Вот такая вот легенда и на набережной куры стоит памятник этому царю перед церковью Метэхи, а недавно поставили скульптурку и соколу J вкдь если бы не он……Город поделен на две части, разделенные рекой Курой

Памятник основателю города Вахтангу Горгасали
памятник соколу
Тбилиси – такой родной, уютный, солнечный и прекрасный!

Главная улица города, куда всегда спешат все гости, это проспект им. Шота Руставели, на котором расположены стариннейшие здания города, гостиница Мэриот, театр, носящий имя того же Ш.Руставели. Особенно привлекает к себе внимание также выходящая на проспект церковь Кашвети. Она было построена в начале 20-го века на месте старинного женского монастыря и тут хочу также рассказать очень интересную легенду о ее создании: в те времена город посещал и проповедовал Христа отец Давид, который жил в пещере на горе, носящей сейчас его имя. Кстати на этой самой горе потом построили церковь носящую его имя, а в парке вокруг нее захоронены выдающиеся люди Грузии, поэты, писатели и композиторы. Вид на город открывается оттуда просто потрясающий! Ну вот, были у нашего отца Давида конечно и недруги, решившие его опозорить и подослали к нему беременную женщину, утверждающую, что он отец ребенка. Отец Давид взмолился и попросил Господа о помощи, положил на живот женщины деревянный крест и спросил, кто отец ребенка. И тут поизошло чудо и неродившийся ребенок ответил из чрева матери, что его отец кузнец J и сказал отец Давид женщине, что родит она вместо ребенка — камень. Так и произошло, родила она камень. Люди забросали ее камнями, а на этом месте построили церковь Кашвети, что переводится «породившая камень».

Здание парламента
Исторический музей
Церковь Кашвети

В Тбилиси очень много церквей, рассказать про все просто невозможно, но отмечу самые знаменитые: это Сионская церковь в старом городе и совсем недавно построенный самый большой в Грузии кафедральный собор Троицы «Самеба», который виден почти со всех сторон города. Особенно красив ночью с подсветкой.

Идем дальше и рядом с Кашвети находится Национальная галлерея, которую из-за цвета называли «голубой» галлереей, но после реставрации она очень изменилась не только по цвету, но и внутри. Сейчас в ней суперсовременные залы, где находятся экспозиции известных грузинских художников, таких как Элене Ахвледиани и Г. Габашвили и Ладо Гудиашвили.

Вид на кафедральный собор Самеба
Гостиница Мэриотт на проспекте Руставели
Театр им.Шота Руставели

Буквально через несколько метров Исторический музей, где можно посмотреть национальные костюмы и сокровищницу, где вы увидите потрясающей красоты золотые украшения разных эпох. Напротив музея виднеется белый Дворец молодежи, бывший дворец наместника царя. В советские времена он назывался дворцом пионеров, а сейчас там огромное количество всяких кружков по танцам и по разным предметам для школьников всех возрастов.

Идем дальше вниз к площади Свободы. Эта площадь меняла свое имя много-много раз, пока к ней не вернулось ее первоначальное. Первое название было «Штабная плошадь», потом ее называли «театральной», затем «ереванской», так как в 1827 году наместником царя на Кавказе был русский генерал Паскевич, освободивший в войне 1828 года Ереванскую крепость и ему присвоили титул графа Ереванского и площадь стали называть «ереванской». В 1918 -ом ее вновь переименовали в площадь Свободы, а с становлением советской республики Грузии, она стала площадью Ленина и наконец в 90-х к ней вернулось ее настоящее и верное название и недавно на ней построили колонну с позолоченным изображением Св. Георгия наверху.

Площадь Свободы
Новогодняя елка на площади Свободы
Колонна со Святым Гиоргием на площади Свободы
Главная улица Тбилиси - проспект Руставели

Слева от колонны с Св. Георгием находится Музей искусств Грузии, в котором и работала моя мама. Это замечательный музей с разными отделами, в том числе и с отделом Востока и золотым фондом, в котором собраны иконы и золотые украшения, а на втором этаже работы знаменитого грузинского художника Нико Пиросмани. А справа находится гостиница Мэриот Палас, очень красивое здание с колонадой.

Спускаемся на колхозную площадь и справа начинается старый город и видим Детскую галлерею, которая покрашена в разноцветные цвета, а перед ней скульптура танцующих ряженных детей. Вот отсюда и начинается район старого Тбилиси, где вы можете бродить по узеньким улочкам и натыкаться на странные порой маленькие скульптурки. Чуть ниже вы увидите новый современный в авангардном стиле «Мост Мира» (я его называю большой шляпой J) Детям очень нравится на нем бегать и виды с него красивые. Попав в старый город просто необходимо посидеть в каком-нибудь кафе на улице Шарден. Это у нас «маленький Париж», где можно уютно посидеть прямо на улице летним или весенним вечером и попить кофе. Оглядимся, и увидим крепость Нарикалу, на которую можно спокойно подняться по вполне приличной дороге и виды открываются оттуда просто сказочные. А если свернуть немного в сторону от крепости, там есть дорога в Ботанический сад. Ботанический сад у нас замечательный и довольно богатый на флору. Особенно хорошо там весной и осенью. Мы часто ходим туда с детьми, вот им раздолье побегать и подыщать хоть немного свежим воздухом. А наверху на вершине горы над Ботаническим садом проходит аллея, где стоит памятник Картлийской матери с мечом в одной руке и пиалой вина в другой, символизируя встречу врага мечом, а гостя вином. Гуляя в старом городе вы обязательно увидите знаменитые серные бани, которые раньше назывались «Орбелиановскими банями». Они функционируют и сейчас и взависимости от пакета услуг, вам могут даже сделать массаж и серная вода особенно полезна для кожи, делает ее бархатистой, правда немного резкий запах, но один раз можно и потерпеть J В том же районе находится и мечеть и синагога. Тбилиси всегда был, есть и будет интернациональным городом. Большая часть церквей конечно православные, но есть и католическая.

Старинная крепость Нарикала
Детская картинная галлерея им.Э.Ахвледиани
Серные бани
Вход в знаменитые серные бани
Тбилиси – такой родной, уютный, солнечный и прекрасный!
Мечеть и видны купола серных бань

Современные скульптурки :)

Тбилиси – такой родной, уютный, солнечный и прекрасный!

Что касается еды, то приехав в Тбилиси и не попробовать хинкали и хачапури просто грех. Есть целая сеть очень вкусных и недорогих хинкальных и если кто надумает ехать в наш город, могу порекомендовать несколько особенно интересных и вкусных J

Для детей на самой вершине горы Давида, недалеко от Телебашни, построили замечательный детский развлекательный парк, с фонтанами и атракционами и даже есть Дом Страха J в который обожает ходить мой сын J Там же есть и кафешки, так что в солнечную и теплую погоду там просто рай не только для детей, но и для взрослых, так как даже в самую жару там всегда дует ветерок и прохладно (на вершине горы все-таки)

Это я только провела вас по центру и назвала самые на мой взгляд главные достопримечательности, так как все описать и показать просто займет слишком много времени. Кто заинтересовался, остальное увидит сам J Добро пожаловать в мой любимый город!

Ботанический сад
В ботаническом саду
Новый парк - Рике
Тбилиси – такой родной, уютный, солнечный и прекрасный!
Старый город с витыми балкончиками
Старый Тбилиси с чудными кафе. Квартал называется Шарден
Тбилиси – такой родной, уютный, солнечный и прекрасный!
Дворец царицы Дареджан со знаменитым круглым балконом