Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Вологда — Россия Март 2011

Цель поездки — Вологда.

Дата поездки — 17–18 марта 2011.

Бюджет поездки — примерно 6000 руб. (на двоих).

Не так давно меня вдруг потянуло на севера. Мурманск, Кандалакша, Архангельск, Печеры, Магадан гипнотизировали своими магнетическими названиями и непередаваемой, именно северной энергетикой. Хочется надеяться, что эти города мы еще посетим, а пока решили начать с Вологды, сестрицы-северянки нашего родного Ярославля.

Вологда давно манила нас. И почему-то посетить сей городок мне грезилось именно зимой, чтобы так романтично и поэтично переплелись кружева резных вологодских наличников с тонкими узорами морозного инея. Но, как водится, в январские каникулы грянули холода, и поездку пришлось отложить аж до марта, по традиции побаловавшего нелепым, но долгожданным отпуском. Это наше первое путешествие в этом году. И у нас есть только два дня. Здесь свою роль сыграла транспортная доступность Вологды (в город ежедневно отправляется немало поездов, плюс из Ярославля еще можно доехать и на автобусе) и непродолжительное время в пути (от нас около четырех часов).

Окончательное решение ехать, созревшее чуть ли не в самый последний момент, требовало оперативных действий. Бронирование билетов на сайте СЖД, подбор жилья, сбор информации. Напоследок бережно положенная в рюкзак маленькая голубая книжечка с букетом на обложке — стихи Николая Рубцова. Я не могла поступить иначе, ведь Рубцов и Вологда — это как Есенин и Рязань, Круг и Тверь. Никак нельзя мне без него ехать в Вологду. И вот наше первое знакомство с русским севером началось!

Ночной поезд мчит нас мимо еще заснеженных лесов и полей, в ветреный март с ледяными звонкими осколками в предвесенне-голубом небе. Я еще ничего не знаю о Вологде (несмотря на тщательно проштудированные распечатки), я еще не вижу ее, даже не догадываюсь, что нас ожидает. Но отчего-то там, за окнами вагона, в темноте мартовской ночи, в ярких вспышках полустанков, в последней снежной пыли чудится мне скромная красавица, прикрывающая пылающее румянцем лицо тонкими белоснежными кружевами, Вологда, русская северянка.

ИСТОРИИ ПРИЧУДЛИВЫЙ УЗОР

Вологда! Древняя жемчужина русских северов, вольготно раскинувшаяся на берегу реки Вологды, сколько тайн, легенд и преданий хранит твоя святая земля?

По данным археологических исследований эти места издавна были заселены финно-угорскими племенами, в том числе заволоцкой чудью. Быть может, из глубины веков и пошло название города: «волок» — большой «лес» (в переводе с финно-угорского) или «волоква» — «лесная», «ясная вода» (на наречии племени зырей). Еще одна версия связывает название Вологды с «волоком», именно так сплавляли ладьи и грузы по рекам наши предки.

Свою официальную историю город ведет с 1147 г., первое упоминание о нем можно найти в житии местного святого Герасима, основавшего здесь Троицкий монастырь. На тот момент Вологда входила в состав Новгородского княжества. Гордая северянка пользовалась завидной популярностью у новгородских, тверских и московских князей, каждый из которых стремился заполучить и богатые леса, и выгодный водный путь. В XV в. в Вологду был сослан опальный князь Василий II (Темный). Спустя некоторое время город все же отходит к московским князьям.

Вологда: узоры северного кружева (17 – 18 марта 2011). Часть 1

Вологда привлекает влиятельных мира сего. Так, город тесно связан с именем, пожалуй, одного из самых неоднозначных русских царей — Иваном Грозным. Он не только включает Вологду в список опричных городов, но и повелевает начать строительство Кремля, по некоторым данным, планируя сделать северный город столицей. Еще одна легенда повествует о том, почему чаяниям царя не суждено было сбыться: якобы на царя ненароком свалился камень из кладки строящегося Софийского собора, главной святыни нового Кремля. Может, это действительно было предзнаменованием (как и решил Грозный), а, может, просто вологжанам не слишком-то нравилась перспектива оказаться под непосредственным гнетом сурового царя, мол, подальше от власти — поспокойнее:). Как там было на самом деле — сказать трудно, только строительство Софийского собора временно приостановили, а Иван Грозный в Вологду более не возвращался. Тем не менее, небеса были благосклонны к «жемчужине русских северов», и пусть ненадолго, но Вологда стала центром крупнейшей Вологодско-Пермской епархии (и снова спасибо Ивану Васильевичу).

Не обошла Вологду стороной и Смута, польско-литовская интервенция с пожарами и разорениями практически стерла город с лица земли. Но на то она и северянка с закаленным суровым климатом характером, чтобы полностью восстановиться и вновь вернуть былое величие. Лишь с открытием морского пути в Европу через Балтийское море значение Вологды постепенно отошло на второй план. Однако это не помешало городу стать центром Вологодской губернии с легкой руки царицы-реформаторши Екатерины II (1780 г.).

XVIII—XIX вв. оставили о себе память деревянной и каменной гражданской застройкой, привлекающей любителей старины и по сей день, а храмы XVII—XVIII вв. органично дополняют облик древнего северного города. Ну, и конечно, маслоделие и кружевоплетение до сих пор остаются «визитными карточками» Вологды.

Герб Вологды: «В червленом (красном) поле выходящая из серебряных облаков десница в золотом одеянии, держащая золотую, украшенную драгоценными камнями державу и серебряный меч с золотым эфесом, положенный в перевязь».

ОТКРОЙ ЗАВЕСУ КРУЖЕВА РЕЗНОГО

Информация о Вологде: www.portal-vologda.ru, www.kluch-vologda.ru, www.vologda-travel.ru, www.myrusland.ru, www.vologdamuseum.ru (официальный сайт «Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника»). Еще можно заглянуть на один небанальный и интересный сайт: www.nason.ru.

В витиеватое кружево истории позвольте и мне вплести пару нитей, рассказав о Вологде современной, такой, какой северянка предстала перед нами, неискушенными туристами, в дни мартовских каникул.

Вологда встретила нас ранним утром, темнотой и холодом. Оно и понятно, поезд прибывал в полчетвертого утра. Перрон, вокзал и первые шаги по вологодской земле. Чем ты порадуешь и удивишь нас, «жемчужина русских северов»?

Вологда: узоры северного кружева (17 – 18 марта 2011). Часть 1

Вологда произвела впечатление энергичного, современного, делового города. Спешили на работу и учебу вологжане, пробегали веселые стайки студентов, гуляли мамы с колясочками, мчались по улицам и проспектам многочисленные машины. Казалось, город жил будущим. Но, в то же время, была в нем какая-то душевная теплота, особенно ощущавшаяся в тихом Заречье или центре с его малоэтажной застройкой, тенистыми скверами, старыми парками. А еще Вологда — город мостов, автомобильных и пешеходных, все-таки на ее территории протекают пусть не большие, но симпатичные речки — Вологда и Золотуха.

Вологда оказалась на удивление компактным городом, расстояния здесь крошечные, все в шаговой доступности. Распечатанные графики движения троллейбусов и автобусов нам не понадобились. Как ни странно, почти всю Вологду мы исходили пешком. Что еще удивительно, наши периодические приступы «топографической тупости» здесь абсолютно не проявлялись. С первых шагов мы начали адекватно ориентироваться в городе, не плутали, всегда понимали, куда идти, все быстро находили. Нас даже перестала смущать странная нумерация вологодских домов, обнаруженная еще утром на улице Мира: например, на ней нечетные номера начинались от вокзала (пл. Бабушкина), четные — соответственно от центра к вокзалу. Карты, как водится, было две, обе распечатки из Интернета: вполне приемлемая с практически всеми названиями улиц — у мужа и «туристическая» (с достопримечательностями, в том числе тщательно пририсованными мной, с указанием адресов) — у меня.

Вологда: узоры северного кружева (17 – 18 марта 2011). Часть 1

Наверное, от этой темы не уйти. Точечная застройка исторического центра, равнодушие к памятникам старины, примитивный новодел — проблема не только Вологды, это есть практически в любом нашем городе. Мне понравилось, что безликие многоэтажки расположены, в основном, на периферии, в «спальных» районах. Встречались и современные симпатичные жилые дома, не обошлось без пафосных коттеджей на берегу реки. Печально, что и в центральной части города можно увидеть дикие хайтековские произведения современных архитекторов. Взять хотя бы тот же ТЦ «Оазис» — такой крутой, весь зеркально-синий, с модными наружными «панорамными» лифтами, офисами, модулями, бутиками, галереями. Наверное, такое «чудо» имеет право на существование, только лучше среди таких же «зданий будущего» в каких-нибудь ультрасовременных космических городах. А не в центре старинного города, не напротив небольшой полуразрушенной церковки (храм Николы на Глинках), которую только-только начали восстанавливать…

Тема «деревянной Вологды» — тоже актуальна. Скажу сразу, что ни пепелищ, ни полуразрушенных домов мы не видели. Могла бы назвать несколько провинциальных городков, где это действительно встречалось. Наоборот, Вологда показалась нам чистенькой, нарядной. Но и особых «резных палисадов» мы тоже не встретили. Да, есть дома, красивые, старинные, деревянные. Некоторые покрашенные в позитивные яркие тона: желтый, бирюзовый, бордовый. Некоторые впитывают тепло весеннего солнышка своими деревянными потертыми некрашеными боками. Кружевные наличники мы встречали — белые узоры на усталых глазах деревянных домов, в них чувствовалась память о прошлом, прикосновение к жизни давно минувших дней. А вот что действительно понравилось и удивило — это очаровательные угловые балкончики с резными перильцами и балясинами, это «вологодская фишка».

Вологда: узоры северного кружева (17 – 18 марта 2011). Часть 1

Мы так привыкли к «вологодскому дереву» и пресловутым «резным палисадам», что другого как-то не замечаем. А в Вологде удивительно красивые каменные купеческие и дворянские дома, с богатой лепниной, сочной палитрой оттенков (розовые, салатные, голубые, охряные). Да, на некоторых слегка облуплена штукатурка, но много и подновленных. Их можно встретить повсеместно, в том же центре, а какие замечательные особнячки обрамляют своими интересными фасадами набережную VI Армии в Заречье!

Обратите внимание, на многих домах есть памятные таблички, рассказывающие об их владельцах. Некоторые здания обозначены на туристической карте, как достопримечательности. Все-таки, власти города заботятся о прошлом любимого города. По Вологде надо ходить, надо ее рассматривать, пытаться понять. И тогда откроется кружевная сказка северного города, только взгляните, вот она — живая, теплая, в узорчатых деревянных наличниках и каменных пышных вензелях.

По Вологде мы гуляли с удовольствием. Она казалась нам знакомой и родной, такой домашней и еще очень искренней, настоящей, что ли.

Вологда: узоры северного кружева (17 – 18 марта 2011). Часть 1

Немного информации для того, чтобы лучше ориентироваться в городе. Исторический центр Вологды условно можно разделить на 3 части:

1. Верхний посад (древнейшая часть Вологды XII—XIV вв., включая Ленивую площадку — место основания города).

2. Город (именно здесь располагается Вологодский Кремль, или Архиерейский двор, с центральным Софийским собором).

3. Нижний посад (с Городом его соединяет старинный каменный мост через речку Золотуху, также славен исторической застройкой).

Интересно своими храмами и так называемое Заречье. Более того, этот район, особенно вдоль набережной VI Армии, является наиболее исторически сохранившимся. Именно здесь вы можете встретить столь милые сердцу каменные купеческие особнячки, сошедшие словно с ретро-фотокарточек. В Заречье также находится галерея современного искусства «Красный мост» (для интересующихся и разбирающихся).

Почти за 2 полных дня мы успели практически полностью осмотреть Вологду, причем, большинство объектов посетили именно в первый день. Приведу пункты нашей прогулки.

Вологда: узоры северного кружева (17 – 18 марта 2011). Часть 1

День 1-й: церкви Успения Божией Матери и преподобного Дмитрия Прилуцкого, Николы во Владычной слободе, Иоанна Златоуста, Сретенская (это все Заречье); памятник 800-летия Вологды на Ленивой площадке, храм Николы «Золотые кресты» и Алексеевская церковь — практически разрушены, действующая Успенская церковь, храмы Варлаама Хутынского и Ильи Пророка, ансамбль Владимирских церквей (точнее то, что от него осталось), церковь святых Константина и Елены, музей «Мир забытых вещей» (Верхний посад); памятник поэту К. Батюшкову, церковь Александра Невского, архитектура Софийского собора с колокольней и Архиерейского двора (Воскресенский собор, надвратная Воздвиженская церковь, Симоновский корпус с церковью Рождества Христова, палаты), музей «Вологодские кружева», храм Покрова пресвятой Богородицы на Торгу, церковь Казанская (на Торгу), обед в кафе «Арбатъ» и оплата жилья, храм святого Николая на Глинках (Город); памятник танку, музей «Вологодская ссылка», музей «Литература. Искусство. Век ХХ» и Покровская церковь на Козлене (Нижний посад).

День 2-й: церковь Андрея Первозванного (Заречье); памятник Николаю Рубцову и «Дом-музей Петра I» (в т. ч. прогулка по набережной Вологды), музей «Вологда на рубеже веков» и церковь Иоанна Предтечи в Рощенье, площадь Революции с непременным памятником Ленину, монументами в память погибшим вологжанам и Вечным огнем, «Нулевой километр автодорог Вологодской области», бюст А. С. Пушкина в скверике, памятник «Сотрудникам ОВД, погибшим при исполнении служебного долга» (все в Нижнем посаде); экспозиция Вологодского музея-заповедника (Город); памятник Первому фонарному столбу (снова Нижний посад).

А теперь постараюсь отдельно и по возможности подробно рассказать о посещенных нами вологодских храмах, музеях и памятниках, личных впечатлениях, а также жилье и питании.

ГОСТИНИЦА «КВАРТ-ОТЕЛЬ»

В Вологде, в общем то, есть, где остановиться, можно найти гостиницу от эконом-класса до пафосных апартаментов. Мы же решили остановиться на гостинице квартирного типа, предлагаемой частной фирмой «Кварт-Отель».

Адрес: г. Вологда, ул. Мира 82, ТЦ «Оазис», 5 этаж, офис 521 (недалеко от железнодорожного вокзала). Телефон администратора: +79115010146, телефон для бронирования: (8172) 70-09-70. E-mail: cfif857@gmail.com. Сайт: www.kvart-hotel35.ru.

Они предоставляют несколько отличных вариантов новых квартир с евроремонтом и набором всего необходимого (мебель, техника, посуда) в современных домах, в том числе рядом с центром города и вокзалом. Бронирование — бесплатно, расчетный час — 15.00, фото квартир на сайте — просто загляденье, по ценам — более чем приятно (мы заплатили 1700 руб./сутки за номер). Я бронировала номер через сайт, оставила свой телефон. На следующий день перезвонили, уточнили детали, потом уже в Вологде мы подписали договор и получили ключи. Все предельно просто. Спасибо очаровательному менеджеру Веронике за внимательность, доброжелательность и понимание:). С уверенностью могу советовать пользоваться услугами «Кварт-Отель». Это прекрасная альтернатива обычным гостиницам, по-домашнему уютно, удобно.

Вологда: узоры северного кружева (17 – 18 марта 2011). Часть 1

Нам предложили квартиру на ул. Судоремонтной, дом 26а, в жилом районе за речкой Вологдой. Дом действительно новый, красивый, 5-этажный. Квартира — просто огромнейшая, 65 кв. м, может быть использована, как двухкомнатная. Стильный ремонт (кафель на полу, приятные обои, узорчатые деревянные двери, современные светильники), большой застекленный балкон — и вот в этих шикарнейших апартаментах нам предстояло жить! В широком коридоре миниатюрная прихожая (шкаф, зеркало). В просторную комнату-гостиную ведут двухстворчатые двери. На полу ковры, обитая зеленым велюром мягкая мебель (огромный угловой диван-кровать, два кресла), журнальный столик, TV-тумба с плоскоэкранным телевизором и DVD, есть гладильная доска с утюгом. Яркое позитивное постельное белье приятно пахло розами. Вроде бы минимум мебели, все лаконично, стильно, но в то же время уютно, у нас сразу создалось впечатление, что это действительно «наша комната», «наша квартира» :). Порадовала симпатичная светлая кухня (да, многим проживающим в наших обычных квартирах только мечтать о таком метраже!) с орехового цвета новым гарнитуром (шкафчики, разделочные поверхности, овальный столик с табуретами), холодильником, электроплитой, микроволновкой, электрочайником. В шкафчиках всевозможная посуда: кастрюли, сковородки, столовые приборы, тарелки, чашки, бокалы и т. п. Замечу, все новое, красивое. В обоих санузлах (в одном — ванна, другой — собственно, WC) блестящая плитка, новая сантехника, раковины, зеркала.