ReginaLukashina
Регина Лукашина — была 23 сентября 2016 г. 10:34
 – Активность на Туристере замораживаю. Старые публикации оставляю читателям. Ушла на Facebook

Заповедная Москва. Тайны метро

23 марта 2012 г. 16:52 Москва — Россия Январь 2012
16 21

Секретный объект Д-6, при несанкционированном проникновении на который можно нарваться на стрельбу на поражение, «диггерские» маршруты по пустынным веткам со зловонными лужицами меж рельсов, уходящие в стены призраки, — всё это страшные байки о столичной подземке, озвученные мистическим телеканалом и пугала для юных безбашенных созданий, что катаются на крышах вагонов. Мы же отправимся нынче в общедоступный и безобидный мир московского метро, где есть свои забытые достопримечательности и ритуалы аборигенов, то есть постоянных хронических пассажиров.

1

От мрачной, в духе полубольного сознания персонажей, депрессивной и истеричной чёрно-белой станции «Достоевская» доедем с пересадкой до станции-воровки…

На «Новокузнецкой» под советскими барельефами партизанской славы нашли пристанище монументальные скамьи, вывезенные из взорванного в 1931 году Храма Христа Спасителя.

1

А на самом выходе — чем не копия кессонированного потолка с oculus — потолок Римского Пантеона с круглым отверстием в обрамлении античного похоронного венка. Ещё бы отмыть от многолетней грязи и копоти эту копию классического шедевра — совсем симпатично будет.

Экскурсию по метро, неторопливую и познавательную, можно провести, когда душе угодно. Когда на улице метель, а пассажиров по воскресеньям немного. Зимняя экскурсия. Выбор маршрута — на любой вкус.

Хотите ностальгии? Отправляйтесь на Рижскую.

Меж жёлтых колонн, если присмотреться, не скучные пустые охряные панели. Там — плоские барельефы с видами старой Риги. Словно процарапанные, словно следы истории, выступившие из однообразной плоскости.

А на Красных воротах — красные ворота, тень триумфальной арки, воздвигнутой в 1709 году благодарными москвичами для встречи русских войск, победивших в Полтавской баталии. Проект самой старой и глубокой станции метро был удостоен гран-при на Всемирной выставке в Париже, а оформление станции и вовсе отдельная история. Первоначальный асфальт сменили плиты чёрного и серого гранита, а пилоны облицованы мраморным известняком красно-бурого и мясисто-красного цвета из грузинского месторождения Старая Шроша.

1

Покатаемся по метро ещё? Самыми торжественными и красивыми считаются станции кольцевой линии, особенно Новослободская с её витражами,

Киевская с её «сюжетными» картинами советского образа жизни

1

и Комсомольская, призванная встречать гостей и сразу бить их наповал своей пышностью.

3

Но мне всё-таки хотелось бы, чтобы мои попутчики, не удовлетворившись официальной частью экскурсии по метро, проследовали за мной по её таинственным местам.

Но пока мы не ушли с Новослободской, задержимся ненадолго и перейдём на радиальную станцию «Менделеевская». Здесь уже в нашем веке появился очень трогательный памятник, возле которого всегда пассажиры оставляют живые цветы… Обаятельного пса звали Мальчик. Он здесь жил. Беспородный, но добрый. Но в один злополучный день свою гламурную злость на нём сорвала фотомодель. Забила собаку до смерти. 21-однолетнюю особь по кличке Юлиана Романова впоследствии признали невменяемой. Впрочем, много ли полноценных в их тусовке… А спустя несколько лет ведущие художники Москвы собрали деньги и установили памятник Мальчику. Памятник «Сочувствие» у самого входа всегда заставляет останавливаться и задумываться. Тех, разумеется, кому есть чем думать и сочувствовать.

3

Продолжим нашу экскурсию и снова обратимся к истории. После того, как непобедимая и легендарная столичная подземка отметила свой 75-летний юбилей, тёмные сны фантастов по поводу постапокалиптического бытия в тоннелях, вроде бы, с пика читательской моды свалились. Хотя — это дело вкуса. И, надо признать, метро и в наши дни является спасением для тех, кому из точки, А в точку Б перегруженного пробками мегаполиса требуется добраться без опозданий.

Открывшись на закате нэпа линией «от Сокольников до Парка», наше метро сразу завоевало себе славу самого красивого и держит её до сих пор. Начищенные до блеска, избавленные пока от румынских вечно беременных карманных воровок (как в Риме) станции метро в Афинах я ещё покажу в конце этого рассказа, чтобы было с чем сравнить. Но пока скажу — афинская подземка всё равно что лёгкая белоснежная яхта по сравнению с могучим авианосцем Московским метрополитеном имени Ленина.

1

Хотя планировалось построить в Москве метро ещё до революции, началось оно физически только при Иосифе Виссарионовиче

Материала дорогого после разрушения церквей появилось в достатке. Первые станции московского метро оделись в двадцать видов мрамора и гранита, в мозаику, фрески и декоративную керамику. Иностранцев сюда водят как в музей… А мы вспомним городской фольклор. Легенды и мифы, сочинённые москвичами о «транспортом предприятии, связанном с повышенной опасностью». О! Наш поезд. Поехали?

«Над лодкой белый парус распущу. Пока не знаю с кем. А если я по дому загрущу, под снегом я фиалку разыщу и вспомню о Москве», — свою знаменитую песню его кинематографическое величество Сергей Михалков, будучи ещё юным дарованием, пел, поднимаясь по эскалатору на станции метро «Университет».

Архивные источники донесли, что при проектировании 13-ти первых станций учитывались и разработки сподвижника Петра Великого, известного в те времена чернокнижника и масона Якова Брюса. Именно он когда-то разделил Москву на секторы по знакам Зодиака, поэтому на нашей кольцевой ветке двенадцать станций, каждая — со своей характеристикой. Рассчитать, какая по какому гороскопу живёт, достаточно просто. По часовой стрелке в привычном порядке: «Проспект Мира» — Водолей, Таганка — Телец, «Парк Культуры» — Дева. Дата открытия метро 15 мая 1935 года также не была случайной: вся наша Первопрестольная относится к зодиакальному знаку Телец, и выбор времени должен был принести метрополитену успешность и долголетие.

Кстати, о счастливом жребии. Всем известен пограничный пёс на станции метро «Площадь революции», который ещё с довоенных времён помогает студентам МВТУ имени Баумана сдать неподъёмный экзамен по сопротивлению материалов… Достаточно только потереть ему нос, и так уже сияющий от народной любви яркими бликами.

1

Впрочем, досталось и петуху на руках у колхозницы, и нагану краснофлотца. Надо думать, это дело рук обучающихся в военных и сельскохозяйственных учебных заведениях.

Но петух — птица особая, символическая. Утренняя, тьму и нечисть разгоняющая. Поэтому прикосновение к его клюву, возможно, избавляет от давней печали и неприятностей.

1

Мистическими преданиями овеяна станция метро «Пушкинская», возле которой когда-то стоял Страстной монастырь.

Дескать, не всяк тот хмырь, что шмыгает возле тебя, опустив на нос капюшон, просто заспанный «после вчерашнего» школяр с сизо-бледным лицом. Это может быть призрак монаха… Особенно, если долгопол. Ищут иноки исчезнувшую обитель, а оставят в покое эти места, как исполнят власти данное обещание восстанавливать монастырь на прежнем месте.

К слову, Пупыч, очень милый призрак, обитающий (у, и где-то на…) в здании бывшего Гостелерадио на Пятницкой-25, как-то вечерком перед Старым новым годом поведал мне по большому секрету… Дескать, на «одной из станций внутри Кольца, где сходятся три линии метро, находится вход в параллельный мир, носящий название «калитка Иуды» или «калитка огня». Когда там была открыта станция метро, заметил Пупыч, «Москва горела». Никаких дополнительных деталей он не сообщил, справедливо рассудив, что у меня могут взыграть репортёрские инстинкты.

Но заставил глубоко задуматься. И я обнаружила, что таких «тройных» станций — четыре, как и времён года. И сочетание цветов линий в местах пересечения тоже соответствует традиционным (известным даже высокой моде и косметологам) тонам весны, зимы, осени и лета… Двенадцать станций, двенадцать месяцев! Мистика? Но калитка находится на одной из них. Где? На одной из станций я обнаружила вот это…

Кусочек самой натуральной бронзы в мраморе на уровне полуметра от пола. Зодиакальный знак «Водолей». Что бы это значило, вы не знаете?

А про станцию метро и вовсе «Сокол» рассказывают жуткую небывальщину. Там легко и непринуждённо гуляют призраки с соседнего кладбища, да ещё и позвякивают оружием и портупеями, ведь хоронили там убитых во время первой мировой войны.

Но хватит чернухи. Самой романтичной считается станция «Воробьёвы горы». Нередко влюблённые, сами того не сознавая, назначают там свидания и совершают магический круг по внешнему балкону, любуясь на виды, и только после этого спускаются в лесопарк.

Это может означать только одно — кругом магическим, хороводом невидимым зависть людскую они от себя заклинают. А если погода не позволяет — можно просто подольше постоять возле витрин с куклами самых знаменитых спектаклей театра Образцова.

1

Молва донесла ещё одну примету. Как известно, станция метро «Китай-город» имеет восемь выходов. Когда не было мобильных телефонов, и можно было разбежаться в поисках друг друга между «кино и аптекой», молодые москвичи в 60-х годах смекнули, что назначать свидания удобно около огромной безобразной головы советского партийного и государственного деятеля Ногина, имя которого станция носила долгое время.

В ожидание сердечного дружка посмотрите пристально на эту голову… Без смеха и шуточек с цитатами из Пушкина вроде «с бровей с усов слетели стаи сов» и «молчи, пустая голова». Тут вам не место хвастаться эрудицией и знанием текста «Руслана и Людмилы». Всё серьёзно!.. Если покажется, что голова Ногина вам кивнула, свидание обязательно развернёт цепочку событий, приводящих к законному браку.

Загадать заветное желание ещё можно на станции метро «Арбатская» (Арбатско-Покровская, тёмно-синяя) . Про эту станцию много различных баек, оговаривающих значение замысловатых забавных плафонов. То ли водяной протянул свои щупальца из заточённых под землю речек, то ли это застывшие колоссальные цветы лилии, то ли вытянутые как в кривом зеркале грибы-мухоморы. Пройдя в мечтательном настроении по этой длинной станции, загадайте желание о чём-то сугубо личном. Говорят, помогает.

Даже те, кто «в молчании ушёл, считая шаги», неожиданно звонят тем же самым вечером и начинают говорить что-то про несгораемые остатки роскоши человеческого общения. Главное, верить… И представлять себе, глядя на эти удивительные плафоны, что-то милое и доброжелательное. Скажете, фантазии? Но ведь и учёные уже доказали, что мысль материальна, а позитивный настрой работает. А значит, что ради «сбычи мечт» можно притормозить в неистовом беге по делам, перестать на минутку быть просто пассажиром метро, и стать немножко ребёнком, верящим в добрую сказку и знающем наверняка, что она умеет сбываться.

Счастливого пути!… Ну, а в заключение, выполню данное обещание и напомню о том, что всё познаётся в сравнении. В нашей столичной подземке есть станция «побратим» столице Италии. Очаровательные карапузы (Ромул и Рэм) ползают по древним мраморам на фоне фонтана и стилизованных под античные упавших колонн. Какая прелесть!…

2

Но самая молодая линия московского метро — просто дворец султана по сравнению с тем убожеством, которое творится в метро Рима. Это настоящая катастрофа.

Размалёванные с крыши до колёс граффити вагоны, узкие платформы, торчащие трубы. Огромные толпы народа, духота. Фотографировать эту роскошь под угрозой огромного штрафа нельзя, дескать, стратегический объект. Когда я самостоятельно попыталась сунуться в метро с утра, чтобы доехать до площади Святого Петра снять медальоны Бернини и саму площадь на рассвете, не смогла даже втиснуться на станцию — люди стояли как селёдки в бочке не только на платформе, но и чтобы войти на неё. Но всё-таки самое худшее и опасное в метро — это воровство.

С румынскими цыганками, что буквально трутся своими «беременными» животами к туристам и выбивают из них кошельки, местная полиция не борется. Они ведь делятся!

Средний итальянский класс ездит на личном транспорте, туристы — на автобусах, а в общественном транспорте — одни приезжие и безработные.

Не будем там задерживаться и отправимся в другую европейскую столицу — в Афины. Вот здесь — полная противоположность. Даже есть то, чему и нашим бы не грех поучиться. Выставка кукольного театра на наших «Воробьёвых горах» и романтичные виды «открытого участка» может соперничать с витринами археологических находок на станции Акрополи и «пробегом» состава зелёной ветки прямо меж руин мимо храма Гефеста и колоннады галереи Ирода Аттика.

Поезда в оба направления идут между платформ, так что не удастся, зазевавшись и проспав станцию, быстренько перепрыгнуть во встречный поезд и поехать в обратном направлении. Зато светящиеся табло, в отличие от наших, показывают время удобнее — сколько осталось до прибытия следующего поезда, а не сколько прошло с того момента, как ушёл предыдущий. Сориентироваться в метро Афин сравнительно просто. Там надо просто запомнить направления.

Допустим, вам надо добраться от главного и единственного вокзала Larissaдо центра. Спускаемся вниз на одноимённой вокзальной станции (красная ветка) и ищем направление AgiosDimitrios. Остановки коротенькие. От вокзала до Acropoly- пять остановок и семь минут в пути.

На обратном пути от центра до вокзала — направление AgiosAntonios. Вторая века, которая пригодится туристу для самостоятельных путешествий — синяя. С красной она пересекается на станции Cintagma. То есть там, где парламент и центр митинговой активности. На синей ветке понадобятся направления Aeroportили Pireos, чтобы добраться до основных музеев.

А на зелёной — только один, зато самый главный — археологический. До него проще доехать до станции Victoria. Уверена, вы разберётесь очень быстро. И вскоре будете чувствовать себя как дома в Москве, потому что каждый третий пассажир с кавказским акцентом по-русски вам всё разъяснит и поможет. Афины — город греков со всего СНГ. Так же, как Израиль собрал бывших советских евреев. О Греции, которую я люблю как родную, я ещё многое могу рассказать. И не заставлю вас долго меня упрашивать. До новых встреч!

1

Частные гиды
в Москве

Бронирование отелей
в Москве

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

Borracho
23 марта 2012 г. 17:35
Очень познавательно!
#
ReginaLukashina
23 марта 2012 г. 17:58
Мерси))) Как на счёт слёта?
#
Dimitry
+1
23 марта 2012 г. 19:04
Добавлю Вам в коллекцию фото вагончика Стамбульского метро. Линия Tunel. Самая старая в мире, после Лондонской подземки, конечно. Но выглядит вполне современно.
#
ReginaLukashina
25 марта 2012 г. 17:44
Спасибо))) До Стамбула всё никак не доберусь. Но если мой одноклассник всё-таки разродится меня вытащить на выходные, твой путеводитель с этого сайта распечатаю!
#
Mnemon
+2
23 марта 2012 г. 21:00
Оооочень интересно! Про 12 станций и знаки зодиака - не знал.
На Киевской всем показываю мозаику, где человек держит в раках ноутбук, мобильник и планшетный компьютер
#
ReginaLukashina
25 марта 2012 г. 17:45
Спасибо))) Эта замечательная мозаика многих вводит в ступор))) Хотя на мой циничный взгял человек просто кисточкой мешает что-то в банке, прислонив, однако, рукоятку к уху Спасибо))) Эта замечательная мозаика многих вводит в ступор))) Хотя на мой циничный взгял человек просто кисточкой мешает что-то в банке, прислонив, однако, рукоятку к уху
#
Mnemon
25 марта 2012 г. 17:49
На самом деле - это полевой телефон, трубку которого (наушник и микрофон) нужно было держать двумя руками. А "ноутбук" - это сам аппарат ))
Теперь и я буду видеть кисточку и банку )) Похоже ))
#
arxitektor
23 марта 2012 г. 22:43
Интересная экскурсия.
#
Mnemon
25 марта 2012 г. 17:54
Вообще в любом городе мира, где бываю - всегда обязательно спускаюсь в метро. Оно всегда как-то по особенному отражает дух городов.
#
vasilets
25 марта 2012 г. 18:09
Интересная прогулка по "андерграунду", но если бы еще несколько слов о метро-2, вообще было бы классно!
#
ReginaLukashina
25 марта 2012 г. 19:20
Поскольку сама я в "метро-2" не спускалась и не планирую, просто не имею права "списывать" у других. Можно, конечно, чуток пофантазировать... "Два слова" будут такими: проверено практикой, а сама "формула" выведена людьми, знакомыми с эзотерикой и сугестией. Никогда не садитесь в поезд, если видите, что ни один из пассажиров при торможении на платформе не встал и не направился к выходу. Разумеется, речь идёт о часах до и после заката солнца. В этом поезде едут мёртвые. Второе. Если вам снится метро, это к серьёзным сложностям в деловой (служебной) жизни. Спускаться по эскалатору - у вас есть неотмоленные и неосознанные, но очень серьёзные грехи. А подниматься наверх - добрый знак))) Всё, я пошла в метро! Пора домой)))
#
ala
+2
25 марта 2012 г. 20:59
Как интересно! Только вот несмотря на расхожее мнение о дипрессивности Достоевской, мне нравится ее графичность. Я наверно, сдвинутая. Вот такая беспардонная реклама в парижском метро мне тоже понравилась.
#
Languia
8 апреля 2013 г. 3:13
Спасибо за экскурсию. Когда жила в Москве - всегда куда-то бежала: в музыкальную школу на Щербаковской, ныне Алексеевская, либо в университет, либо на работу в первый московский макдональдс на Пушке...Сейчас я далеко, но станции все помню, когда приезжаю по работе - обязательно тащу всех в метро! Очень интересно.
#
ReginaLukashina
9 апреля 2013 г. 9:56
Рада, что смогла быть Вам полезной!... Московское метро разрушается - на тех же "Красных воротах" водная коррозия превращает старые материалы в какой-то каменный псориаз. Печально. Надо успеть всё увидеть... пока ещё есть, что.
#
MarVi
MarVi
17 апреля 2013 г. 9:28
Да, оно(метро) не только разрушается, оно ещё и очень меняется. Переименовывают станции.... Раньше я ездила на работу от Каширской до Маяковской-сидела читала книжку А сейчас уже не почитаешь, как бы вообще в вагон попасть-тут уж не до разглядывания красот. А ещё раньше ездила в институт с Водного стадиона до Площади Революции и далее на автобусе до Ленинского проспекта-успевала доехать за час. Сейчас и последней станции нет и за час не доедешь. В общем я скучаю по тому-давнишнему метро. Вам спасибо за экскурсию, интересная! Но я в метро уже не езжу, не то оно.
#
ReginaLukashina
+1
17 апреля 2013 г. 10:42
Согласна!... Мне ездить на работу на автомобиле значительно дольше, чем на общественном транспорте. Но в метро при наличии альтернативы - трамвай или пешком по хорошей погоде - всегда стараюсь не спускаться, там очень душно, грязно, суетно и... заразно. Бомжи, гастарбайтеры. Москва страдает не от пробок, а от перенаселённости. Когда власти это поймут, станет значительно легче.
#
Автор запретил комментирование этой записи.