ReginaLukashina
Регина Лукашина — была 23 сентября 10:34
 – Активность на Туристере замораживаю. Старые публикации оставляю читателям. Ушла на Facebook

Заповедная Москва. Белый Китай-город. Часть первая

20 марта 2012 г. 17:15 Москва — Россия Март 2012
0 5

Есть в самом центре Москвы, в пяти минутах неспешного пешего шага от Красной площади, в черте древнего «Белого города», обнесённого белокаменной стеною по приказу царя Фёдора Иоанновича, удивительные памятники истории и архитектуры. Это Белый город. Это Китай-город, называемый так не в силу своей сетевой принадлежности к «чайна-таунам», но через этимологию «китайки», плетёнки, из которой исстари делали в Зарядье облицовку стен.

Доедем до станции метро «Китай-город», выйдем к Славянской площади и, не убоявшись грозных стражей и мигалок машин из гаража администрации президента, проникнем на заповедную территорию, огороженную недавно сделанным мраморно-чугунным забором, но открытую для свободного посещения простыми смертными в дневные часы. В Никитниковом переулке, на углу которого красуется здание президентской администрации, выстроенное в стиле модерн, из глубины и самого переулка, и веков, проглядывает замечательный памятник поздней допетровской эпохи в зодчестве. Это так называемый «московско-русский стиль».

Рядом с храмом Святой Троицы в Никитниках, построенной богатыми купцами в 1628–1651 годах, можно простоять с четверть часа, не в силах оторвать взгляд от её затейливого декора. Терем, хоромы, с широким крыльцом. Одна из балясин напоминает индийский лотос. Железные ставни, кокошники, отверстия для слюды и железные пуговицы украшают фасад. А внутри — резной позолоченный иконостас о шести ярусах. И кто же сотворил такое чудо? В начале века XVIIуже при царе Алексее Михайловиче благочестивый прихожанин, ярославский гость, зажиточный купец Георгий Леонтьев на месте ветхой деревянной церкви поставил в подворье каменную, и доныне существующую, во имя Святой Живоначальной Троицы.

Подворья, кстати (Тверские, Ярославские, всякие иные прочие) существовали в столице Руси вроде бы как торговые представительства разных земель. По «цеховому» ремесленному принципу строились «слободы» оседлых мастеровых. Об этом я тоже как-нибудь расскажу… Пока же — продолжу. Позднее церковь Троицы в Никитниках приобрела и второе название, когда, спасённая из разорённой персами Грузии, «пришла» сюда икона Богородицы, а во время моровой язвы 1654 года молившиеся перед ней исцелялись. В нижней части прежнего храма появился придел Богоматери Грузинской.

Но пойдём дальше по монастырским и светским подворьям этого древнейшего района Москвы. Хотя официальная история приписывает волю постройки белокаменного крепостного окружения Белого города Фёдору Иоанновичу, первым автором идеи построить дополнительные стены каменные стены Китай-города в 30-е годы века XVI-го была… женщина. Предание отдаёт эту инициативу родной сестре Бориса Годунова Ирине, царственной супруге действовавшего государя.

Отличались белогородские стены от кремлёвских, построенных в 80-е годы XVвека, прежде всего тем, что были не только другого цвета, но ниже по высоте и значительно толще. Наверху зубцы, которые мы можем видеть у восстановленных стен Китай-города, это ни что иное, как новодел.

В аутентичном варианте никаких зубцов не было. Но были башни. Одновременно и изящные, и монументальные, проездные для транспорта, то есть со специальными мостками и воротами, какие мы можем видеть у Кутафьи, основного входа на территорию Кремля.

Китайгородская стена «закрывала» от внешних рисков огромную территорию, где селились в основном бояре и торговый люд, которые боялись не только набегов ордынцев из полудикой восточной степи, но и от расхищений со стороны обычных лихих людишек местного разлива, что промышляли поблизости от Москвы. Разбойничали, иными словами. Так «уважаемые люди» почти как в современном элитном охраняемом посёлке, отгораживались о чёрной бедноты. От греха подальше, чтобы своими богатыми нарядами никого не вводить в искушение шубу тёмной ночкой в переулке содрать с толтомясых плеч.

Стены Белого города имели 27 башен, толщина кладки из белого камня составляла от 4,5 до 6 метров. Высота колебалась от 10 до 20 метров. Некоторые исследователи писали, что иностранцам под страхом смерти запрещалось смотреть на эти фортификационные сооружения, чтобы они не вызнали, не перерисовали и не выдали врагам секреты обороны столицы московского царства.

Из самых интересных церквей, которые можно было бы порекомендовать посетить, «вдыхая полной грудью» средневековую историю Москвы во время прогулки в районе станций метро «Китай-город» и «Лубянка», это церковь Николы Красный звон, также закрытая для посещения в Никольском переулке 9а, так как соседствует со зданием Росимущества,

и церковь Всех Святых на Кулишках. Она — одно из самых древних каменных сооружений в столице вообще, поэтому от старости её фундамент и «утонул» в земле, хотя раньше, входя в храм, приходилось подниматься по лестнице. Чтобы увидеть церковь во всей красе со стороны площади и улицы Солянки, потребовалось бы срыть 2,5 метра «культурного слоя» асфальта, грунта и прочего городского мусора, накопившегося за века. Но я вам посоветую не мудрить с фотографированием её с проезжей части, а просто войти во двор. Вот где она смотрится такой же стройной и величавой, как была когда-то построена.

1

По преданию, эта замечательная и очень уютная церковь была основана на месте ещё более старинной деревянной, воздвигнутой ещё в честь победы на Куликовом поле. Это — так называемое «московское барокко». На Кулишках, на Кулишках… Занятное название, не правда ли? Происхождение его — тоже предмет споров. Одна из версий говорит о том, что идиома «у чёрта на кулишках» связана с событиями 1666 года, когда народ был взбудоражен очередным ожиданием «конца света» и «знаком зверя» в летоисчислении от Рождества Христа. Тогда, как писали современники, в богадельне у Ивановского монастыря завелась нечистая сила, изгнать которую удалось только иеромонаху Иллариону, специально для этого откомандированному из дальней пустыни.

2

Ещё одна байка, которой доверял и Даль в своём каноническом словаре, связана с тем, что нынешняя Славянская площадь была в те времена немыслимой глухоманью, «на кулишках», то есть на болотных кочках, никто из уважаемых персон не селился. А ещё одно топонимическое объяснение называет «кулишки» просто привычным пасхальным атрибутом, которого было изрядно в этой отдалённой церковке.

И у неё есть одна маленькая тайна. Если вы спускаетесь по направлению к этой церкви с Лубянки, заметно, что у неё «падает» колокольня. Вообще в этом районе «наклонённых» падающих колоколен несколько. Прогулявшись по Варварке, вы заметите, что каждая из расположенных там церквей — особенная. Наклонённая колоколенка, в частности, у церкви Максима Блаженного (Исповедника) на Варварке.

1

А самая красивая из всех русских «пизанских башен», это колоколенка церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, что тоже склонилась набок. Но, чтобы её увидеть, придётся ехать в Калугу. Церковь Всех Святых на Кулишках, а с ней Иоанно-Предтеченский монастырь, о котором я рассказала в прошлый раз, образуют с ещё одним храмом близ Ивановской горки — церковь Покровская в начале улицы Солянки, которую сейчас планируют восстановить. — московский мистический «бермудский треугольник», о котором четыреста лет назад ходило немало легенд и преданий.

Дескать, именно здесь любит в определённые дни постов во испытание люду московскому «появляться и шалить нечистая сила», будоража воображение и вводя «во всяческий блуд». Походите в этом районе весенним вечерком… Говорят, всякую небывальщину можно заметить. Особенно около «памятника голове» Осипа Мандельштама на улице Забелина, где собираются почитатели его таланта из числа «бывших интеллигентных человеков».

Но мне из всех вышеперечисленных самой «устремлённой в небо» кажется церковь Святого Владимира в Старых Садех (Садах), что аккурат напротив женского монастыря с неоднозначной славой на той же Ивановской горке. Известно, что к его возведению приложилась итальянская инженерная мысль. Дело в том, что в 1514 году великий князь и государь всея Руси Василия Ш повелел возвести в Москве 11 церквей, «а всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин». Годах в шестидесятых мой папа научился обзывать манерных глуповатых девиц словечком «фря», а уже во взрослом возрасте я выяснила, что папино ругательство имеет прямое касательство к этимологии, «фрями» на Руси презрительно называли итальянцев.

Ну, так вот. Алевиз Фрязин построил в Кремле Архангельский собор, а чуть дальше от царской власти — Владимирскую церковь. Но во второй половине XVIIвека обветшалую церковь значительно перестроили, пока на то хватало пожертвований жившего по соседству богатея стольника Ивана Вердеревского, так что от аутентичной версии итальянской постройки сохранилась только нижняя часть стен и южный портал. Но и по сей день в «новой» церкви «старая» великолепная европейская храмовая акустика. Зайдите в храм и обратите внимание на стены — в них словно проделаны отверстия. Это вмонтированные глиняные кувшины «голосники». Это позволяет во время службы, даже если поют всего пара служек, создавать эффект настоящего хора.

1

Ну и в заключение скажу тем, кто захочет убедиться в том, что наш город терпим и улыбчив ко всякому добру и не ревнив к иным верованиям! Здесь же, около Солянки, можно зайти в великолепное здание Московской хоральной синагоги, открытой 1 июня 1906 года.

1

И это всё на сегодня. Приятных вам прогулок по Москве! Продолжение следует. До завтра, друзья мои!

Частные гиды
в Москве

Бронирование отелей
в Москве

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

Автор запретил комментирование этой записи.