Турист Татьяна Квичанская (Jay)
Татьяна Квичанская
была вчера 7:39

Варна, Несебр, Святые Константин и Елена, Балчик — Болгария Июль 2009

Близилось лето, а с ним и долгожданный отпуск. Опять встал вопрос, куда податься.

С одной стороны отдохнуть хочется хорошо, с другой — кризис, знаете ли…

Основательно просмотрев предложения в Интернете, остановились на Болгарии.

Несколько смущали ярлыки типа «совок», «16-я республика» и т. д. С другой стороны попадались и очень теплые отзывы там побывавших. Вот и решили посмотреть все своими глазами.

Дальше нужно было определиться с курортом и отелем. Золотые пески и Солнечный Берег отпали сразу (как слишком шумные и большие), а вот Святой Константин и Елена заинтересовал.

Из отелей выбрали «Рубин». Во-первых, он расположен практически на пляже; во-вторых, у него большой бассейн, причем на том же пляже (дочка одна в море плавать боится, а в бассейне она прямо перед глазами); в-третьих, отель входит в комплекс с большой общей территорией; да и просто он нам понравился.

Болгария встретила нас прохладой (чтобы не сказать, что холодом) и дождем. Укутались в ветровки и побежали искать автобус. По дороге гид обещал, что завтра-послезавтра погода наладится, и опять будет около 30, как и до нашего приезда. Мы понимали, что Болгария — не Турция, где в июле не бывает холодно, но очень хотелось, чтобы обещания гида сбылись и поскорее.

Поскольку наш рейс задержали часа на 3 в Домодедово, то на обед мы не успели. Впрочем, пока заселились, помылись, разложились, до ужина не так уж много времени осталось.

Поселили нас на 6-м этаже (из 8, если не считать нижних 4-х. Это не я считать не умею, а отель двухуровневый: одна часть отеля стоит над обрывом, а вторая часть — под. Поэтому номер этажа зависит от точки отсчета. Все относительно!), недалеко от номера был стеклянный внешний лифт — красота.

Болгарская мозаика

Номер нам дали с видом на море и на горы одновременно (правда балкончик крохотный — аккурат на 2 кресла); мебель хорошая; в номере туалет, душевая кабина, вот только фен не работал. Пожаловались на ресепшине — нам посоветовали попытаться включить его еще раз. Ну попытались — пошел дым. Мы опять на ресепшн — нам сказали пока не трогать и пообещали исправить (исправили только через день и то после того, как мы пожаловались гиду).

Других неприятностей в отеле не было. В номере прибирались каждый день, полотенца меняли тоже каждый день. Раз в неделю меняли пляжные полотенца.

Встреча с гидом была назначена только на утро следующего дня. Чтобы не терять время до ужина, пошли исследовать окрестности. Городок оказался небольшим и уютным. Отели перемешаны с жилыми домами, поэтому не создается впечатление туристической резервации.

Торговая улица одна, там кипит жизнь (особенно вечером, поскольку днем большинство лежит на пляже) — сувенирные лавки, рестораны, аттракционы.

Проходит она мимо остатков монастыря, давшего название городу. Из динамиков раздается православное песнопение, рядом в ресторане тоже песнопение, но другое. Как это ни покажется странным, одно другому не мешает.

Болгарская мозаика

По городу гуляли почти каждый вечер и все время находили что-то новое и интересное: очень много разнообразных растений, особенно хвойных (какие на них шишки! Дома одно из них удалось найти в справочнике — кедр оказался (ну совсем не похож на нашу кедровую сосну!).

Много роз.

Гуляя по городу, набрели на открытый бассейн с термальной минеральной водой минутах в 10 ходу от отеля. Вода в бассейне 36–38 градусов, написано, что из скважины льется 48, но мне кажется, что горячее (я у трубы стоять не смогла — обжигает). Вход в бассейн платный (5 левов ~ 2.5 евро, можно купить абонемент на 10 посещений за 45 левов), но билет действует с утра и до 18.00. Мы входили-выходили несколько раз за день (ходили есть и купаться в море). 2 раза в неделю в бассейне есть вечерние сеансы с 18.30 до 23.00. Вот это здорово: воздух прохладный, вода как парное молоко, звезды горят, мышки летучие летают! Народ себя ведет цивилизованно, мы ходили с ребенком — без проблем.

Прямо на берегу в нескольких местах бьют минеральные источники (вернее, вытекают из труб), но туда приходят компаниями, и ждать, когда освободится место под струей, нам не хотелось.

На второй день пребывания погода улучшаться не надумала, поэтому опять изучали город. Чтобы не терять время купили экскурсию в Несебр у местной фирмы (цена вдвое ниже, чем у нашего оператора).

Итак, на третий день нашего пребывания в Болгарии отправились в путешествие. Ехали мы на микроавтобусе с кондиционером (Мерседесе). Народу набралось человек 10, поэтому вниманием гида мы обделены не были. Гида звали Румяна (правда, красиво?). Поскольку двое в группе были из Австралии, Румяна говорила то по-русски, то по-английски (а мы могли сравнить рассказ). Так вот, на протяжении всей дороги на 2-х языках постоянно были слова благодарности русским и советским воинам и советским строителям!

Столько хорошего о России и Советском Союзе я никогда не слышала! К слову сказать, аналогичная ситуация была и на другой экскурсии, когда мы ездили с другим гидом от другой фирмы. Виолетта развлекала нас тем, что пела песни на разных языках, в том числе и «Алешу». Когда ее спросили, стоит ли памятник, ответ был дословно такой: «Кто ж его рискнет тронуть — вся Болгария поднимется».

Очень тепло отзывался о России и таксист, которого мы наняли съездить на Пибитые камни и в Варну. О советском периоде мнение у всех, с кем мы общались одинаковое — было много ошибок (претензии к идеологическому давлению), но было много и хорошего (промышленность работала, леса не выкашивались, школьное образование было хорошее и т. д.). А особая благодарность России за независимость от Турции.

Продолжаю о Несебре. Погода наладилась, но жара еще не наступила, поэтому ходить по городу было комфортно. Понравилось. Город расположен на острове, соединенном дамбой с «большой землей». Красиво. Все рассчитано на поток туристов, но своеобразию города это не мешает. Булыжные мостовые; старые церкви, маленькие, вросшие в землю; море со всех сторон, камни на дне…

Болгарская мозаика

Раз уж начала об экскурсиях…

Следующей нашей поездкой было посещение природного заповедника Побитые камни (или Вбитые камни, как они считают более правильным). Это довольно большая долина, на которой стоят полые колонны из ракушечника. Нерукотворные. Впечатление очень сильное. Муж сказал, что в Болгарию стоило приехать хотя бы за тем, чтобы посмотреть Камни…

Болгарская мозаика

Мы поехали туда после обеда, на небе вроде облака были, но песок между камнями раскаленный, долго на одном месте стоять трудно — подошву прожигает. А камни прохладные… По краям долины зелень, там жары нет совсем…

Добирались на такси (от Варны это в 18 километрах). Таксист хорошо говорил по-русски, рассказывал про Болгарию, про жизнь, про помощь Евросоюза (в частности, дороги им построили, по нашим меркам, просто шикарные, на светофорах стоят датчики, рассчитывающие «зеленую волну», везде радары контролируют скорость). Пока мы ходили по Камням, он нас ждал. Потом отвез в Варну. Сначала в центр (но мы там были недолго, только зашли в Кафедральный собор да пробежались по сувенирным лавкам минут за 30), а потом в Приморский парк. Там мы его отпустили и договорились встретиться через 4 часа, чтобы он отвез нас назад в отель.

Болгарская мозаика

Центр Варны красивый, а вот «не центр» напомнил до боли знакомые хрущебы и бетонные коробки. Приморский парк очень понравился. Мы прошли его практически весь, периодически отдыхая на уютных скамейках и наблюдая прохожих. В дельфинарий не попали — опоздали к началу последнего в этот день представления, музей оказался на ремонте, но зато мы увидели стелющиеся деревья, прыгающую белку, покормили воробьев. В отель вернулись, когда уже темнело. Поездка обошлась нам в 60 левов (~ 30 евро), а впечатлений — море.

Под конец пребывания совершили турне (экскурсией назвать язык не поворачивается) Балчик-Калиакра-болгарский вечер. В Балчике нас повели в бывшую резиденцию румынской королевы (потом ее, резиденцию, разжаловали до ботанического сада). Дворец так себе (скромно европейские монархи жили по сравнению с нашими), а сад красивый. И кактусы понравились, и розы, и фонтанчики разные.

Вообще в Болгарии природа красивая, а если еще постройки в нее аккуратно вписываются, так вообще загляденье. А еще очень понравился Королевский нюхач. Это такая должность у составителя букетов вин, производимых в резиденции королевы. Сейчас на этой должности обаятельная энергичная девушка, превращающая дегустацию вин в замечательное шоу.

После Балчика отправились на мыс Калиакра — тонкую скалистую косу, уходящую море на 2 км. Скалы высотой 40 метров, пещеры и гроты… С Калиакрой связано много легенд. Говорят, что это земля вытягивалась, давая дорогу убегающему от преследователей Николаю-Угоднику. Здесь же бросились в море 40 болгарских девушек, не желая отправляться в турецкие гаремы. На самом краю мыса стоит часовня, а недалеко от въезда на косу — памятник девушкам. Здесь же Ушаков разбил Турецкий флот. Напротив места сражения висит на скале памятная доска, на при въезде на косу — памятник Ушакову. Вообще в Болгарии много памятников русским и советским воинам, и все они очень ухоженные.

От болгарского вечера мы ждали, конечно, танца нестинаров на углях. Но после такой насыщенной поездки ужин был в самый раз, тем более, что был действительно вкусным. Программа тоже понравилась. Но кульминацией, конечно, были танцы нестинаров. Танцевали 2 средних лет женщины. Все очень ритуально и очень красиво: разгребание и разравнивание жаровни, сначала в виде креста, потом разравнивание в круг, проход с иконой, проход с ребенком на руках… Мешали только вспышки фотоаппаратов. Хотя в этом тоже можно усмотреть некую прелесть — создавался стробоскопический эффект, но по мне так лучше было бы без вспышек.

Возвращаюсь к отелю.

С отелем мы угадали. Мы заходили в другие отели нашего комплекса (Гранд отель Варна, Дельфин Марина) — наш понравился больше всего, хотя, наверное, в Варне все понавороченней (5* как никак) — мы там не жили, только на массаж сходили. Массаж в Варне не впечатлил — уж слишком для релаксации, уснуть можно, хотя и приятно:) Тем более, что нам он обошелся, можно сказать, бесплатно.

Об этом небольшое лирическое отступление.

На сайте VKO, который нас в Болгарию и отправил, мы прочитали, что некоторые отели, в число которых входит и Рубин, компенсируют услугами стоимость визы (т. е. 35 евро) каждому взрослому. Обращаемся с этим вопросом к гиду, а он отвечает, что VKO должно было выдать нам сертификат, по которому нам на карточку в отеле начислят компенсацию, а мы этой карточкой можем заплатить за сейф, сходить в ресторан, на массаж и т. д. Мы говорим, что никакого сертификата нам не выдавали.

Гид успокоил, что может выписать дубликат, поскольку с документами (в смысле, с оформлением) у нас все в порядке. Действительно выписал, компенсацию начислили. Только к тому времени мы за сейф уже заплатили: (Пока стояли записывались на массаж, подошли 2 женщины, спрашивают, знаем ли мы про компенсацию. Оказалось, что они после завтра улетают, а сегодня от кого-то случайно узнали, вот и пришли в спешном порядке тратить деньги. Им тоже никакого сертификата на выдали…

Опять про массаж. На пляже у Рубина работает замечательная массажистка. Она практикует восточный массаж — чистит чакры. А заодно и мозги вправляет — в смысле пообщаешься, и начинаешь смотреть на мир под правильным углом. К Рубину она не относится, просто арендует место, но работает в сезон здесь уже несколько лет. Зовут ее Маргарита Танева.

Пляж у всех отелей комплекса общий, хотя и разбитый на сектора. Мы в своем секторе места занимали утром, но, мне кажется, если в чужой расположишься, то не выгонят. А после обеда и вечером на пляже вообще свободно.

Море утром чистое, видно как крабы и рачки бегают по дну. А к вечеру там уже много чего плавает — но это уже вина людей, а не моря. Пляж песчаный, только несколько больших камней у берега лежат — их расположение надо знать, если идешь купаться, когда поднимаются волны. Пляж большой, ограниченный с двух сторон пирсами. Пирсы образуют почти дугу (оставляя довольно узкий вход в бухту), поэтому, когда штормит, в одной части бухты — волны, а в противоположной — почти штиль.

О кормежке. Здорово! Болгарская кухня очень понравилась. Овощи замечательные! А вот с мясом у повара отношения не очень: (Мясных/рыбных блюд всегда было 3–4, но из мясного понравились только колбаски, жаренные на гриле — очень вкусные и душистые. Курица ничего была. А вот запеканки разные удавались на славу (овощные, с фаршем, с брынзой — вариантов много). На завтрак была вкусная выпечка (ну и плюс все остальное: сыр, колбаса, яйца, омлет, яичница, йогурты, салаты, мед!, варенье,…).

А вот с пирожными у них не очень: вариантов оформления много, но состоит все из одного и того же бисквита с одними и теми же взбитыми сливками. Первые дни нравилось (действительно вкусно), но за первую неделю надоело, потом вообще не брали. Фрукты были на завтрак, обед и ужин — так что без десерта не остались. Плюс еще мороженное 6 видов.

Вот такая мозаика сложилась. Частички ее можно переставлять в хронологическом порядке, в тематическом… Главное, что остались очень теплые воспоминания о красивой стране и доброжелательных людях. А еще масса удовольствия от похожего на наш языка. Мама по-болгарски будет майка, жена — булка, пожалуйста — моля, спасибо — благодаря. Правда, здорово?