Турист Ольга Сергунина (MMS)
Ольга Сергунина
была 12 сентября 2021 13:59

Крит, Санторини — Греция Май 2010

В двух часах от мечты. Именно столько предстояло преодолеть по водной глади моря от Ираклиона до Санторини. Этот остров я видела давно: и в мечтах, и на фотографиях, и кадры из фильмов. И сразу поняла — это МОЙ остров. Он — совершенен. В нем нет ни одного изъяна, ни одного полутона: только белое и голубое.

Попытки задержаться там на день-два не увенчались успехом, поэтому приняли то, что было возможно в данный временной промежуток, а именно: однодневную экскурсию, организованную Tez Tour. В цену экскурсии — 100 евро — включено: трансфер отель Gran Melia — порт Иракилион, паром Ираклион — порт Афинос (Санторини), трансфер до городов Ия, Фира, рыбацкая деревушка и обратно.

Сига-сига по Криту: летающие коты Санторини, ослики и трахономусы

Забежав на паром Mega Jet, я малость опешила. Так как раньше никогда не плавала на подобных «посудинах», максимум, что ожидала — плотным рядом мягкие (ну хотя бы!) сиденья. Реально помещение парома напоминало бизнес-класс в авиалайнере: кожаные с высокими спинками кресла, телевизоры, несколько баров. На втором этаже парома некоторые кресла располагались друг напротив друга со столиками на 6–10 человек.

Так как вестибулярный аппарат у меня весьма хиленький, я попыталась сразу максимально закрепиться на кресле и быстро уснуть, что по дороге на остров удалось довольно легко. На обратном пути пришлось несколько хуже, качка усилилась, но выверенная тактика «растечься телом по креслу, закрыть глаза и ни при каких обстоятельствах не вставать» принесла свои плоды — не тошнило. Но вот решимости в ближайшее время отправиться в морской круиз заметно поуменьшилось.

«Земля!» — крикнул кто-то. Резко проснувшись, я побежала навстречу мечте. И страшно боялась разочарования. А оно предательски подкралось откуда не ждали: низкая облачность, пасмурно и дождь… Вот тебе и полутона: весь остров выглядел однородной серой массой.

У пристани столпились несколько автобусов: в наш, под счастливой цифрой «7», мы вбегали, промокнув от шквального дождя с ветром. В голове промелькнуло — не повезло. Но не могло в моей мечте быть все плохо! Пусть дождь, ветер, но, во-первых, я уже здесь, и ничего уже не изменить, а во-вторых, синим небом и голубыми куполами церквей Санторини завален весь Интернет, и дождь в середине мая — это феноменальное явление. Гид Татьяна, курсирующая по маршруту Ираклион — Санторини уже 7 лет, видит дождь в мае впервые. Будем считать, что это к счастью, надо только правильно принять этот подарок природы.

Сига-сига по Криту: летающие коты Санторини, ослики и трахономусы

Согласно закону Мерфи, жертвоприношение в размере 2 евро за дождевик, купленный в «канаве» крупным оптом, оказалось достаточным для того, чтобы вода с небес тут же перестала лить, и лучи солнца, побежали по крышам домов, заглядывая в лазурные окна.

Туристический сезон на острове длится с мая по октябрь. Средняя температура летом: 30–34 градуса. Почти все население Санторини — 90% — работает для туристов, а в ноябре уезжают на заработки в Афины, и остров впадает в зимнюю спячку.

Только ступив на улицы первого города по программе — Ия — подумалось, да, при таком трафике трахономусы здесь были бы весьма кстати.

Сига-сига по Криту: летающие коты Санторини, ослики и трахономусы

Ни за что не угадаете, что это за «звери». Они кстати, в России, тоже водятся, в кустах обычно, с полосатыми палками… Ага, точно — трахономус — это сотрудник греческого ГИБДД. Правда, весьма подходящее определение?

Людской поток вынес нас на лавочки, торгующие фисташками и арахисом в сахаре. Нереально вкусно! Почти все купили по полкило на подарки. Увы, к концу экскурсии от вкуснятины осталась лишь скорлупа. Кстати, орехи приносят неплохой доход островитянам: фисташковые деревья (как впрочем, и инжир) плодоносят на Санторини 3 раза в год и вполне покрывают покупательский спрос на них. Самые первые фисташки появились на острове Эгина. И хотя там урожай собирают только один раз в год, именно они считаются самыми вкусными.

Еще один аутентичный продукт острова Святой Ирины — вино Винсанто. Белый виноград оставляют на солнце, а когда он превратится в изюм, его, как в древние времена, давят ногами, полученный сок разливают в дубовые бочки, дают настояться 3, 5, 7 лет, а потом распределяют прекрасное сладкое красное вино в бутылки с соответствующими выдержке этикетками.

Если присмотреться, то можно заметить архитектурную особенность строения домов на Санторини: большинство крыш имеют округлую форму. Это помогает в сборе дождевой воды, используемой для технических нужд. Питьевую воду привозят на танкерах, а также употребляют из двух островных артезианских скважин.

Сига-сига по Криту: летающие коты Санторини, ослики и трахономусы

На Санторини построено более трехсот христианских церквей, из них 170 — семейных. При закладке дома сразу планируется место для церкви. На открытие приглашают официального священника, который освящает и храм, и дом. Затем церковь закрывается до следующего события: семейного праздника или дня святого-покровителя.

Если Санторини — это мечта, то Ия (в переводе с греческого «удаленное место») — ее сердце. Это невероятно красивый город. Каждая лестница, каждый закоулок заманивает вглубь и не отпускает. Хочется заблудиться.

Сига-сига по Криту: летающие коты Санторини, ослики и трахономусы

Хотя, наверное, надо быть осторожнее, вот, например, один уже потерялся.

Заглядывая почти в каждый двор, не перестаешь удивляться: до чего все органично: стулья, кувшины, цветы.

Сига-сига по Криту: летающие коты Санторини, ослики и трахономусы

Кстати, кактусы — фрагосика на острове растут не только для красоты. В августе, когда плоды созревают, критяне готовят из него варенье.

Мельницы — один из самых растиражированных видов Санторини. Но как пройти мимо и не оставить себе на память настоящее, настолько переплетенное с прошлым!

Сига-сига по Криту: летающие коты Санторини, ослики и трахономусы

Раньше в Ие во времена парусных судов, самые красивые и богатые дома принадлежали судовладельцам и капитанам. Эти дома так и назывались — капитанские. Но прогресс не стоит на месте: пришло время, когда на смену парусникам пришли пароходы. В силу технических особенностей, они не могли заходить в порт, город пришел в упадок. Лишь после землетрясения 1956 года, Ия вновь возродилась, благодаря туризму.

Сегодня этом городе места хватаем всем: и тем, кто только начинает познавать мир,

и тем, кто на закате жизни встречает самые красивые в мире закаты,

Сига-сига по Криту: летающие коты Санторини, ослики и трахономусы

и тем, кто в данный момент нуждается в помощи.

Во время прогулки по Ие можно заметить у входа в дома куски лавы. Так местные жители по поверью защищают свои жилища от возможного землетрясения.

Сига-сига по Криту: летающие коты Санторини, ослики и трахономусы

Лава бывает разного цвета, это зависит от временного промежутка. Черная лава образуется первые моменты извержения, белая лава — кульминация и красная — при затухающем вулкане.

Как оказалось, Санторини — это не только бело-лазурный мир. Я нашла на острове радугу.

Смотрите, как в считалке:

Сидит

Фазан

Сига-сига по Криту: летающие коты Санторини, ослики и трахономусы

Отдельного описания на Санторини заслуживают звери.

Кошки — удивительные создания!

Одни — позируют,

Сига-сига по Криту: летающие коты Санторини, ослики и трахономусы

Другие — скромно выглядывают из-за угла,

Третьи — низко пролетают над головой.

Собаки улыбаются неправильным прикусом,

И дразнятся как им здесь хорошо.

Сига-сига по Криту: летающие коты Санторини, ослики и трахономусы

Столица Санторини — город Фира. Как у всего столичного, и Фиры больше витрин, ресторанов и суеты. Есть городская больница, но нет родильного и хирургического отделения. При необходимости транспортировать больного, вызывается гражданская авиация, которая через 20 минут доставляет пациента в больницу Ираклиона.

Зато есть фуникулер до старого порта,

Сига-сига по Криту: летающие коты Санторини, ослики и трахономусы

и как альтернатива — ослиная тропа.

Национальные дома-пещеры на Санторини называются скафты. Сейчас многие из них переделаны в семейные отели. Цена с видом на кальдеру колеблется от 300 до 1000 евро за номер в сутки. Хорошая такая пещерка с гротом и бассейном!

Сига-сига по Криту: летающие коты Санторини, ослики и трахономусы

Тем, кому не повезло жить «с видом на море», приходится забираться повыше, чтобы разглядеть царящую красоту вокруг.

Можно так

Или так

Или даже так, ближе к солнцу.

Сига-сига по Криту: летающие коты Санторини, ослики и трахономусы

Неподалеку от Санторини расположен еще один интересный остров — Фиросья. В нем в двух деревнях живет всего 240 жителей. Транспортного сообщения, кроме рыбацких лодок, с Санторини нет. Зато есть единственный отель «Красный трактор» для любителей уединенного отдыха.

Жители Фиросья живут за счет рыболовства. Главная кормилица — рыба-меч, достигающая 260 кг, поставляется в рестораны и кафе Санторини. В одном из них мы и нашли свое пристанище. Стол, ломившийся от яств: рыба-меч, деревенский салат, кольца кальмара в панировке, дзадзаки, мусака, молодое вино, горячий хлеб…

Сига-сига по Криту: летающие коты Санторини, ослики и трахономусы

Хозяин кафе лично приносил каждое блюдо и интересовался, насколько оно оправдало наши ожидания.

В чем секрет привлекательности Санторини? Может быть в том, что замкИ от счастья продают вместе с ключами?

Сига-сига по Криту: летающие коты Санторини, ослики и трахономусы

А тем, кто сомневается в исключительности этого места, еще предложат тазик запасных.

P. S. Многие жалели эту пару, на глазах у огромной толпы туристов, попивающих свежевыжатый сок и играющих в нарды. Дай Бог, чтобы лет так через 20–25 меня каждое утро из года в год также жалели…

Сига-сига по Криту: летающие коты Санторини, ослики и трахономусы

Остров-сказка, остров-загадка, остров-мечта, остров — тысячи улыбок! До скорой встречи!

P.S. Сига-сига в переводе с греческого — не торопясь, потихоньку.