Турист Татьяна Квичанская (Jay)
Татьяна Квичанская
была 18 апреля 20:23

Хужир, Слюдянка, Иркутск, Аршан, Байкал — Россия Август 2007

Обычно отпуск мы планируем заранее, но в этом году все решалось в последний момент. В итоге за 3 дня до начала отпуска у нас была следующая ситуация: у нас есть билеты из Москвы в Иркутск и обратно, 3 недели между перелетами, и есть где остановиться (в Ангарске, недалеко от Иркутска). Но очень хочется хорошо отдохнуть и посмотреть Сибирь.

Начинаем по Интернету искать фирмы в Иркутске, где можно взять автомобиль напрокат и находим вполне устраивающий нас вариант (Toyota Corolla, 2000 г., 800 руб/день, 250 км/день). Бронируем машину и договариваемся по эл.почте, что нам пригонят машину в аэропорт к прилету рейса. За день до вылета обращаем внимание на то, что на фото у машины ПРАВЫЙ руль. В фирме нам это подтверждают, но успокаивают, что к этому быстро привыкаешь. Как впоследствии выяснилось, ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТАК! А после пары включений дворников вместо поворотника запоминаешь и расположение рычагов.

Итак, прилетели. Передача машины со всеми формальностями заняла минут 10–15 (а возврат машины в аэропорту занял еще меньше времени). Машина оказалась старенькая, побитая, поскрипывающая, но бегала и слушалась руля прекрасно. Но раз выбрали эконом-класс, то нечего и придираться. Сели и поехали в Ангарск.

Утром отправились в турбюро в Ангарске и взяли экскурсию по Кругобайкальской железной дороге (КБЖД). Потом позвонили в Аршан и забронировали номера в пансионате «Подснежник» на 3 ночи.

На следующий день поехали осматривать Иркутск, и на доске объявлений увидели рекламку турбазы на байкальском острове Ольхон. В общем, пошли по этому объявлению и купили отдых в кемпинг-отеле «Ольхон» на Байкале. Итак, отдых обещал быть активным.

Для начала мы поехали поселок Листвянка у истока Ангары. От Иркутска туда ведет хорошая и очень красивая асфальтированная дорога. Сам поселок напоминает, скорее, южный портовый город, чем деревню.

Экспромт по Прибайкалью

Из достопримечательностей — Байкальский музей, гора Черского(откуда открывается красивый вид на исток Ангары), солнечная обсерватория и нерпинарий.

На гору Черского мы поднялись на подъемнике, а спускались пешком по асфальтированной дорожке.

Музей действительно интересный (особенно если пристроиться к какой-нибудь группе и слушать экскурсовода). Младшую мою было не оттащить то аквариумов с рыбами и нерпами (нерпы просто прелесть!). Кроме того в музее есть виртуальное погружение на дно Байкала, но это больше на детей расчитано, чем на взрослых.

Потом спустились к Байкалу и искупались — в этом году вода была наредкость теплая (обычно здесь не купаются). Обсерваторию отложили до следующего раза (но в следующий приезд небо затянуло тучами).

Еще в Листвянке есть прогулки на теплоходе с прозрачным дном — не пробовали, только рекламу видели.

Смотревшие фильм «Звезда пленительного счастья» узнают церковь, где венчался герой Костолевского (только вокруг нее уже порядком всего понастроили, и смотрится она не так красиво).

На следующий день поехали на Аршан. Это такой курорт в Бурятии. Знаменит целебной водой и каскадом водопадов на речке Кынгарга.

Дорога туда идет от Иркутска через южную точку Байкала (поселок Култук) и дальше по Тункинской долине. Дорога очень красивая!!! Сложности могут возникнуть только в районе Култука — там дорога горная с «тещиными языками». На спуске в Култук на смотровой площадке продают омуля во всех видах (соленого, холодного и горячего копчения (причем горячего копчения еще горячий!) — очень рекомендую).

От Иркутска это километров 250 (все по асфальту), так что вечером еще успели подняться к первому водопаду. Речка быстрая, красивая, течет по каньону с мраморным дном (вид сверху потрясающий), а внизу разливается на несколько рукавов. До первого водопада идет хорошо натоптанная тропа, местами с ограждениями. Над водопадом сооружен мост. Выше мы подниматься не рискнули — тропа уходила на скалы.

На следующий день поехали дальще по Тункинской долине в поселок Жемчуг. В Жемчуге бьют горячие источники, желающие могут принять ванны или постоять под горячим душем. Кроме того по Тункинской долине течет Иркут — ну очень красиво!

Экспромт по Прибайкалью

Оставшийся день гуляли по Аршану, нашли еще водопады в парке санатория,

поднимались в горы, кормили белок и бурундуков. Хотели съездить на экскурсию в долину вулканов, но не совпали с ней по времени.

Еще было 2 попытки попасть в музей истории буддизма, который находится по дороге в Жемчуг, но оба раза он оказался закрыт. В районе Аршана находятся несколько дацанов.

Экспромт по Прибайкалью

Пансионат, где мы остановились, представлял собой кирпичный коттедж номеров на 10 (может и меньше). При бронировании нам обещали 2 благоустроенных 2-местных номера (поскольку 4-местные были заняты). А когда приехали выяснилось, что душ и туалет есть только в одном. После непродолжительных переговоров поселились в трехместном со всеми удобствами + дополнительное место (на наше удивление бесплатно!). На первом этаже кухня с посудой и столовая. Но на кухне мы только завтракали кашами а-ля-Быстров и вечерами пили чай. Обедали и ужинали в кафешках, где подают очень вкусные позы (похожи на манты, но меньше лука) и чебуреки (ну и салатики, чай, …). Все очень вкусно, качественно и недорого (порция 20–30 рублей).

На следующий день после возвращения с Аршана отправились по Кругобайкальской железной дороге (КБЖД). Эту дорогу построили при Николае по самому берегу Байкала. На 84 километрах 39 тоннелей, много мостов, виадуков, поддерживающих стенок — словом, чудо инженерного строительного мастерства.

Экспромт по Прибайкалью

По этому мосту раньше тоже ходили поезда. Сейчас пути разобраны. Перил не было изначально...

Раньше по этому мосту проходили рельсы. В настоящее время эта нитка разобрана, и дорога почти везде однопутная, не считая нескольких разъездов. Перил не было изначально. На заднем плане здание бывшей электростанции.

Тоннель с акведуком

Подпорная стенка

В Иркутске на вокзале нас посадили в экскурсионный экспресс — это такой поезд из 7 вагонов с креслами как в самолете, под потолком с обеих сторон вагона висят телевизоры, где по ходу дела гид показывала видеоматериалы.

Экспромт по Прибайкалью
Современный экскурсионный экспресс, который возит туристов по Кругобайкальской железной дороге.

До станции Слюдянка экспресс ехал по обычной дороге, в Слюдянке нас подцепили к тепловозу

Экспромт по Прибайкалью
Тепловоз, который везет экскурсионный экспресс по "заповедной части".

и мы поехали в обратную сторону, но уже по заповедной части Транссиба. В Слюдянке есть время посмотреть здание вокзала, построенного целиком из мрамора и запастись омулем.

В поезде бегали от одного окна к другому: сказать, что красиво — ничего не сказать.

Экспромт по Прибайкалью

Но сидеть лучше с той стороны, где 3 кресла вместе.

По ходу экскурсии поезд делал остановки для осмотра достопримечательностей. Была часовая остановка для купания (в этом месте Байкал теплый — купальники настоятельно рекомендуется брать).

Остановка для купания

Конечная точка заповедника — порт Байкал, откуда нас на пароме переправили в Листвянку, а оттуда на автобусе вернули домой.

По КБЖД есть двухдневные экскурсии с ночевкой на одной из баз отдыха и пикником, так что есть варианты.

Современная база отдыха

Следующим было посещение Ольхона. Это большой остров в центральной части Байкала. На комфортабельном автобусе от гостинницы «Ангара» в Иркутске нас довезли до паромной переправы на Ольхон, пересадили на ПАЗик и дальше до поселка Хужир в центральной части острова (километров 30–40 от переправы на север).

До Хужира на легковой машине доехать можно, а вот дальше уже вряд ли, там лучше что-то с повышенной проходимостью. Добираясь на легковой машине, есть опасность много времени потерять на паромной переправе, особенно в пятницу и воскресенье. Не пугайтесь вида Хужира, туда только 2 года назад провели электричество! Но базы отдыха там вполне благоустроенные. Особо выделяется «Усадьба Никиты Бенчарова», но там в основном иностранцы обитают (нашим тоже путь не закрыт).

В нашем кемпинг-отеле были даже душевые кабины, правда с отключенным гидромассажем и в отдельном домике. Еще была русская баня, правда за отдельную плату. А в нашем домике 4 кровати (3 были, одну добавили), столик, туалет и умывальник (правда только с холодной водой). Завраки были проплачены, а обедать и ужинать можно за наличные как в столовой, так и в любом кафе в Хужире. Нам и в нашей нравилось, но если далеко уходили, то питались на стороне.

Экспромт по Прибайкалью
Знаменитая скала. Место особо почитаемое как шаманистами, так и буддистами.

По обе стороны знаменитой скалы Шаманка песчаные пляжи в несколько километров длиной и около километра шириной. И сосны. Покупаться нам не удалось, поскольку дул ветер и нагнал холодной воды, но окунуться было можно. В принципе вода там прогревается, поскольку бухты неглубокие. Загорать можно было вволю, но надо учитывать, что солнце очень сильное (крем будет нелишним). Ветровки тоже лучше иметь при себе (поднялись на гору — надели, спустились — разделись до купальников). Еще там днем жарко (около 30), а ночью прохладно (около 10–15).

Экспромт по Прибайкалью
Белыми камешками люди выкладывают названия своих городов.
Ну и просто картинки

Белыми камешками на склоне люди выкладывают названия своих городов, ну и просто картинки

Экскурсий много и разных: на катере, автомобильные на север острова (там преимущественно скалы), на восток (там тайга) и пещеры, на юг (там альпийские луга). Записаться на них можно на любой из баз отдыха или в тур. бюро поселка Хужир.

Остров... Игра света...

Мы предпочитали ходить пешком и самостоятельно, выбирая места, где нам нравится — видимо поездок уже хватило (дорога от Иркутска на автобусе занимает часов 5–6). Можно сходить в краеведческий музей в Хужире или выставку (особенно тем, кому интересны камешки), но главное — ПРИРОДА.

Экспромт по Прибайкалью

Стоит рассказать еще о поездке в Тальцы — это музей деревянного зодчества под открытым небом. Прямо на тракте из Иркутска в Листвянку. На довольно большой территории стоят водяные мельницы, избы казаков, бурятские юрты, фрагменты острога. Смотрительницы с удовольствием вам расскажут о быте местных жителей.

Мы везде для надежности бронировали места, но можно смело ехать отдыхать вообще наобум, поскольку чуть ли не на каждом доме и в Аршане, и в Хужире висит объявление о сдаче жилья (местами на английском, немецком или французском). О том, что палатку можно поставить, и говорить не стоит. Правда на Ольхоне проблемы с дровами, впрочем как и на всем Малом Море (это часть Байкала между Ольхоном и материком). На Малом Море вода теплая, можно купаться. Баз отдыха тоже много.

Что не успели: съездить на экскурсию по декабристским местам; съездить на экскурсию, посвященную Колчаку; прокатиться на подводных крыльях по Иркутскому водохранилищу; сходить на концерт органной музыки в костел; побывать в бухте Песчаной на Байкале; попасть в солнечную обсерваторию в Листвянке.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия