Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Ярославская область — Россия Сентябрь 2010

МЫШКИН: МЫШИНЫМИ ТРОПАМИ

25.09.2010

Цель поездки — Мышкин, Ярославская область.

Дата поездки — 25.09.2010.

Бюджет поездки — примерно 600 руб. (на двоих).

Самая хорошая поездка — спонтанная. Только вчера прозвенел звонок с предложением посвятить субботний день путешествию, как сегодня с утра мы уже спешим дорогами любимой области.

Мышкин — сказочный город. Потому что это единственная в России настоящая «мышиная резиденция». Потому что весь этот городок наполнен волшебством. Не последнюю роль здесь играют и маленькие чудесные музеи, каждый из которых обладает своей неповторимой энергетикой. И еще потому что обычному провинциальному городку Мышкину просто сказочно повезло, и он не затерялся среди таких же обычных сереньких поселений нашей грустной Родины, а стал интересным, самобытным, процветающим — настоящей туристической жемчужиной нашей Ярославской области. Хотя, конечно же, помимо волшебного везения в этом есть заслуга всех тех добрых, чутких, умных, дальновидных, неравнодушных людей, чья искренняя заинтересованность в развитии родного города позволяет дарить окружающим сказку.

Вот и мы, наслышанные об этом удивительном городке, решили посетить его, тем самым добавив в свою коллекцию путешествий по Ярославской области районный центр Мышкин. Теплым сентябрьским деньком мы в несколько расширенном составе и на машине, словно маленькие герои мудрого сказочника А. М. Ремизова, отправились в путь мышиными тропами.

ПО МЫШИНЫМ СЛЕДАМ

Информация о городе: книги Н. С. Борисова и Л. М. Марасиновой «Малые города Верхневолжья», А. А. Масловой «Волга: река городов», путеводитель «Золотое кольцо» издательства «Вокруг света»; сайты: www.myshkin.ru, www.myshgorod.com, www.myshkinmr.ru, www.myrusland.ru, www.mojgorod.ru, www.autotravel.ru.

На машине в Мышкин из Ярославля можно попасть или через Углич (что мы и сделаем на обратном пути), или переправившись через Волгу на пароме. Мы выбираем второй вариант. Солнечный теплый денек золотой осени, за окном зелено-желтые леса, деревеньки с домиками в резных наличниках. Мы проезжаем мимо уже знакомых нам мест: музея «Космос» в селе Никульском, Пятницкой и Петропавловской церквей в Большом селе.

Делаем остановку в Новом селе. Наряду с Большесельским, это еще один значимый торговый и административный центр старинной Юхотской волости. Здесь тоже можно увидеть купеческие каменные дома, а центральное место в селе занимает монументальная Троицкая церковь (1880 г.). Очень жаль, что сейчас она находится в удручающем состоянии. Большое, вытянутое краснокирпичное здание венчают многогранные замысловатые шейки-барабаны, без куполов. Доминантой служит величественная трехъярусная колокольня, тоже обезглавленная, сквозь кладку которой пробиваются к осеннему солнцу тоненькие деревца. Даже сейчас не трудно представить, как торжественно выглядел этот храм, выполненный в стиле барокко. А у старинной арки, соединяющей основной объем храма и звонницу, весело зеленеет травка с белыми звездочками ромашек и пышными кустиками крупных оранжевых ноготков. Они словно вселяют надежду на возрождение Троицкой церкви.

Мышкин: мышиными тропами

В Новом селе мы планировали заглянуть в местную столовую, но попить кофейку нам так и не удалось. Как раз перед нами в общепит ввалилась шумная ватага школьников, не оказалось ни свободных мест, ни меню (даже в виде обычного листочка у раздачи). Посему отправились дальше.

Недалеко от Нового села находится старинный Леонтьевский погост (маленькое деревенское кладбище) с двумя церквями, одна из которых почти полностью разрушена, другая — практически восстановлена. Мы останавливаемся, чтобы рассмотреть их поближе, а уже дома, намного позднее, в потрясающей книге «Окрестности Ярославля» Н. С. Борисова я прочту о Леонтьевском погосте.

Мышкин: мышиными тропами

Главный храм Леонтия Ростовского (1730 г.) освящен в честь ростовского епископа, убитого при попытке обратить язычников в христианство, мы вспоминаем его имя по поездке в Ростов Великий. Краснокирпичная церковь действительно когда-то выглядела очень величественно, особенно с восьмигранной колокольней-свечей. Сейчас же она обезглавлена, разорена, крышу здания прочно оккупировали нагловатые кудрявые березки, а из зарешеченных окон обильно пробивается еще не тронутая осенью буйная зелень. Трудно сказать, сколько еще продлится эта борьба кирпича и растительности, но трава и кустарник уже прочно обосновались в стенах разрушенной обители.

Стоящая рядом церковь Михаила Архангела (1801 г.) — прямая противоположность Леоньевской. Она была возведена на средства одного богатого крестьянина М. В. Орешникова (недаром Юхотский край слыл торговой местностью, а, значит, были средства и на постройку каменных домов, и на основание храмов). Церковь изумительно красива, очень утонченная, легкая, изящная. На розовом фоне белая отделка, обрамление резного кружева, пять миниатюрных серебристых главок на тонких шейках — во всем ее облике чувствуется радостный настрой даже в таком, казалось бы, печальном месте, как погост. Приятно, что Архангельская церковь хорошо отреставрирована, ухожена, хотя и закрыта.

Удивительно, как спокойно, благостно и красиво может быть на старинном кладбище. Глубокое синее небо, малахит зарослей, вековые кроны деревьев, органично дополняющие друг друга церкви Леонтьевского погоста оставили приятное и светлое впечатление.

А мы же снова в пути. Как я люблю эти душевные названия нашей ярославской глубинки: деревня Малинки, речка Койка! Чем-то добрым и родным веет от них, будто на миг окунаешься в чистые воды беззаботного детства…

Вот и паромная переправа. Паром отправляется по времени, примерно каждые 30–45 минут. Стоимость билета — 150 руб. с машины (пассажиры транспорта — бесплатно). В ожидании рейса любуемся синевой сентябрьской Волги и очаровательной панорамой раскинувшегося на противоположном берегу Мышкина. Легкий ветерок треплет волосы, греют-припекают последние лучи осеннего солнышка, о чем-то сокровенном шепчет, набегая на песчаный бережок, речная волна. Тихо и умиротворенно.

Мышкин: мышиными тропами

Старинный неспешный паром причаливает к берегу. Машин не мало, въезжаем и мы. Мы с мужем этим летом уже катались на пароме в Тутаеве, а вот наши спутники заметно волнуются, особенно за автомобиль:). Впрочем, все быстро осваиваются. Переправа на пароме — яркое впечатление, веселый, хоть и кратковременный аттракцион. Мы гуляем по парому между машинами, фотографируемся, смотрим на качающуюся за бортом Волгу-матушку и приближающийся городок, ловим в ладони речной ветерок и просто наслаждаемся нашим маленьким плаваньем. Вот и противоположный берег. Здравствуй, Мышкин!

Мышкин — удивительно милый городок. Маленький, уютный, забавный. Да, его раскрученность, как популярного туристического бренда, налагает определенные отпечатки, как толпы экскурсантов, в большинстве своем детские группы. Но вместе с тем, нет в нем показушности и высокомерия: дескать, вот мы какие крутые, а вы сочтите за честь побывать у нас в гостях. В Мышкине почему-то чувствуешь себя как дома, он кажется родным, близким и очень понятным. Пронзительная синева Волги, тенистые горбатые улочки, симпатичные бревенчатые домики, чуть потрепанные временем каменные особнячки, красивые храмы, потешные музеи, приятные в общении горожане, высоченные вековые деревья, в который раз напоминающие, что «все мы родом из детства», — таким мы увидели современный Мышкин. Милые, добрые мышкинцы, пусть незатейливо, как могут, они стараются сделать свой город интересным, прославить его. Они искренне и преданно любят родной волжский городок, и нам невольно передаются их чувства. И вот мы уже душой чувствуем Мышкин, любим его, восхищаемся им, именно его миниатюрностью, провинциальностью, зеленой тенистостью. Он кажется искренним, чуточку по-детски наивным, но очень-очень добрым и приветливым. Город удивительный, город замечательный, да что там — просто сказочный, этот забавный добрый Мышкин!

О ЧЕМ ПОВЕДАЛА НАМ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО МЫШЬ

Из глубины веков, финно-угорских земель, татаро-монгольских разорений да темного Смутного времени дошло до нас некогда скромное сельцо Мышкино. В письменных источниках оно впервые упоминается в жалованной грамоте времен Смуты. В разное время принадлежало оно и Московскому Чудову монастырю, и Коллегии экономии.

Трудно теперь определить, в какой момент родилась несколько наивная легенда о названии будущего городка. Будто бы князь (по некоторым данным — «местный вотчник боярин Мстиславский»), остановившись теплым весенним деньком на живописном берегу Волги, ненароком задремал. Разбудила его пробежавшая по лицу мышка, тем самым спася от неминуемой гибели: к мужчине медленно подползала коварная змея. Боярин тут же повелел поставить на сем месте часовню во имя святых мучеников Бориса и Глеба, чей день праздновался как раз 2 мая, когда и произошла эта неординарная история. Как водилось в стародавние времена, вокруг святыни начало разрастаться поселение, благо, и земли здесь были обширные, и великая русская река рядышком. Время не пощадило ни чудесным образом спасенного князя-боярина, ни построенную им часовню, да и первое поселение наверняка не раз подвергалось разорению. Лишь сказочная мышка сквозь пыль столетий дошла до наших дней, удобно примостившись на гербе волжского городка.

Мышкин: мышиными тропами

Более правдоподобно, но не так романтично звучит версия о каменщике по фамилии Мышкин, возводившем Успенский собор в городе.

Еще одна легенда повествует о том, что своим превращением из села в уездный городок Мышкин обязан лично Екатерине II. Дескать, пленилась императрица милой провинциальностью местечка во время своего путешествия по Волге в 1767 году и даровала ему высокий статус. Что же, версия не лишена смысла, поскольку царица-реформаторша многие перспективные села превратила в города (вспомним тот же Рыбинск, облагодетельствованный Екатериной).

Так или иначе, свою историю как города Мышкин ведет с 1777 года.

Мышкин: мышиными тропами

Скромный Мышкин не слишком выделялся среди таких же волжских провинций. Его обитатели в основном жили торгом да отхожими промыслами. В частности, многие нанимались в лоцманы «для провождения судов». С тех вольных времен и закрепилась за Мышкиным слава «столицы лоцманов». А еще городок славился кузнечным ремеслом. Почти сельский уклад жизни и полусонный облик городка оживляли редкие каменные постройки.

В конце XVIII века Мышкин получил генеральный план, застройка теперь велась с учетом прямоугольной формы и овражистой местности городка. Вместе с тем, провинциальный Мышкин имел «первую в Ярославской губернии общедоступную научную библиотеку» и даже типографию П. М. Анисимова, уже в конце XIX века осуществившую «уникальный по тем временам проект — переиздание книжных раритетов». По сему видно, что мышкинцы обладали пытливым умом, смекалкой, любознательностью, трудолюбием, а также легким, веселым нравом и, как бы сейчас выразились, «креативным мышлением». Впрочем, все эти качества замечательные жители городка сохранили и по сей день.

С 1924 года Мышкин вновь превращается в село. Интересно, что с 1988 года Мышкин получил «статус заповедной территории как единый историко-градостроительный и архитектурный комплекс». Перспективное поселение возвращает высокое звание города сравнительно недавно, в 1991 году. С этого момента он начинает свою новую историю, неординарную и яркую.

Сегодня Мышкин — административный центр Мышкинского района нашей Ярославской области.

Герб: «В щите, имеющем зеленое поле, щиток надвое разрезанный: в серебряном поле герб Ярославский, в другой части в червленом поле мышка, доказывая название сего города».

ЧЕМ УДИВИЛИ НАС МУЗЕЙНЫЕ МЫШКИ

Мышкин славится своими удивительными музеями. Конечно, обойти все экспозиции нам не удалось, зато будет повод еще раз наведаться в милый Мышкин. А о тех музеях, где мы побывали, с удовольствием расскажу поподробнее.

Среди них заметно выделяется крупный комплекс Мышкинского народного музея, который был основан в 1966 году. Своим созданием он обязан замечательным мышкинским краеведам и энтузиастам во главе с В. А. Гречухиным.

Мышкин: мышиными тропами

Комплекс включает в себя следующие экспозиции:

1. Собственно «Музей Мыши», единственный и уникальный.

2. Краеведческий музей «Столицы лоцманов».

3. Музей «Ремесленная слободка», где в интерактивной форме можно узнать о кузнечном, токарном и ткацком деле и даже попробовать собственные силы, овладевая азами старинных ремесел.

4. Музей Уникальной техники, где собраны старинные автомобили, сельхозмашины, военные грузовики.

5. Музей водочника П. А. Смирнова, уроженца Мышкина, где можно узнать об истории одного из самых популярных русских напитков и даже, наверное, продегустировать его.

6. Музей крестьянской архитектуры малых форм (деревянного зодчества), где под открытым небом собраны привезенные из разных мест мышкинского и соседних районов часовенки, ветряные мельницы, дома, амбары и прочие хозяйственные постройки.

7. «Тютчевский дом» — выставочный центр передвижных проектов «Провинция в лицах».

8. «Мышкинская типография», та самая, знаменитая, здесь можно подробно узнать о тонкостях полиграфического дела.

9. Музей «Махаев двор», который расскажет о купеческой жизни провинции (магазин купца, жилые апартаменты, квартиры дворника, приказчика, постояльца Виталия Бианки, а также фотоателье с возможностью попозировать в старинных нарядах).

10. Музей «Учемского края» в селе Учма, расположен недалеко от того места, где когда-то была Кассианово-Учемская пустынь — монастырь, возведенный преподобным Кассианом Греком.

Из всего этого многообразия мы посетили только «Музей Мыши» и музей «Столицы лоцманов», на остальное бы просто не хватило времени и сил. Только на Мышкинский народный музей следовало бы отвести целый день!

------------

«Музей Мыши». Адрес: г. Мышкин, ул. Угличская, д. 18, режим работы: 10.00–17.00, выходной день: понедельник. Телефоны: 8 (48544) 2-79-73, 2-15-92, 8-901-485-79-73. Сайт: www.myshgorod.com. Стоимость билета — 40 руб.

Мышкин: мышиными тропами

Интересная и разнообразная экспозиция располагается в симпатичном домике с высоким резным крылечком. Перед ним — чудесный зеленый скверик, на дереве сидят забавные мышата, будто встречают гостей. Народу, конечно, много, особенно детишек. Но единственный в мире мышиный музей будет интересен и взрослым. Несколько залов буквально забиты всевозможными мышиными персонажами. На большом панно изображена легенда об основании города с задремавшим князем и спасшей его мышкой, залы разрисованы симпатичными картинками из жизни мышей. А обитатели музея будто живут своей собственной жизнью. Они сидят в домиках, обедают и играют, занимаются хозяйством и шалят, читают книжки, занимаются рукоделием или ремеслом, ходят друг к другу в гости. Перед нами разыгрываются бытовые сценки, мы увлеченно осматриваем комнатки мышиного городка. Есть очаровательная мышка-счетовод и влюбленная парочка грызунов, мышиные дамы в атласных платьях и упитанные поварята, стерегущие мешки с зерном. Мыши серые, белые, летучие, выполненные из различных материалов, мягкие, резиновые, пластмассовые, сошедшие с полок магазинов и эксклюзивные модели, выполненные вручную. Есть книжки о грызунах, есть мыши-иностранцы — подарки зарубежных гостей.

Особое место занимает «Мышиная канцелярия» с восседающем на троне настоящим Мышиным Королем. При входе строгий грызун-секретарь в очках скрупулезно учитывает каждого вновь прибывшего подданного, а их здесь собралось уже не мало.

Мыши пребывают в сказочный музей со всего света. Можно привезти сделанную своими руками поделку и получить бессрочный сертификат на посещение музея. Пару лет назад наша спутница уже пополнила музейную коллекцию мышонком Андрейкой. На этот раз мы привезли деревянную выжженную мышку с яичком. Нам торжественно вручили еще один сертификат и пообещали передать нового обитателя в канцелярию. Так что, не ленитесь, фантазируйте, творите — новым жителям мышиного царства музейщики всегда рады!

Мышкин: мышиными тропами

В музее можно приобрести разнообразные милые сувенирчики, естественно, с мышиной тематикой. Понравились прикольные плакаты на стенах «Откликнитесь, белые! „Серых“ стало больше, пора объединяться! Белый из 2 зала», «Я больше не могу, еще немного, и я всем расскажу. Какой ты хороший. Твоя серая малышка, маленькая мышка». Вот теперь и попробуйте сказать, что мыши не живут самой настоящей жизнью, полной, красочной и разнообразной. Ну и попутно развлекают любознательных посетителей — такая работа:).

А еще в «Музее Мыши» обитает достойный представитель коллекции живой рыжий кот, огромный, пушистый и ласковый. Кстати, «кошачья» тематика не обделена вниманием: мяуки смотрят со стен и фотографий, видимо, в мышином царстве их все-таки уважают, помня наставление кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!».

Музей замечательный! Мы получили массу положительных эмоций, заряд позитива и яркие впечатления от посещения неординарной, забавной, доброй и невероятно милой экспозиции!

---------------

Музей «Столицы лоцманов». Адрес: г. Мышкин, ул. Угличская, д. 21, режим работы: 10.00–17.00, выходной день: понедельник. Телефоны: 8 (48544) 2-79-73, 2-15-92, 8-901-485-79-73. Сайт: www.myshgorod.com. Стоимость билета — 35 руб., фотосъемка — 10 руб.

Экспозиция достаточно интересна и дает представление о прошлом Мышкина — когда-то процветающей столицы лоцманов. Много старинных экспонатов: мебель, посуда, проигрыватель, патефон. Быт зажиточных обитателей иллюстрируют изящные кресла, статуэтки, настольные лампы и приборы для письма, рамочки для фото, изящные женские предметы (веер, шкатулочки), коллекция старинных ружей, лампадки. Запомнился массивный шкаф и очаровательные зонтики, кресло-качалка. Очень занимательна коллекция посуды от сервизов до бутылей. А о крестьянском быте напомнят кринки с чугунками да тяжелые металлические орудия труда. Также привлекает внимание коллекция колоколов. Есть отдел, посвященный славному боевому прошлому мышкинцев, где представлены знамена и фотографии героев, пушка, патроны и ружья, личные вещи бойцов, модель самолета.

Мышкин: мышиными тропами

Необычна коллекция деревянных изделий: резные иконы и оклады, скульптуры, привезенные из окрестных храмов. Здесь же представлены предметы быта, включая разнообразные прялки и колыбель. Обращает внимание тяжелая большая «причальная свая», выполненная в форме былинного богатыря. А еще мы встретили здесь деревянного медведя — все-таки Мышкин является частицей Ярославля.

Часть экспозиции посвящена собственно лоцманскому делу — крюки, якоря, цепи. «Железную» тему продолжают старинные огромные гвозди, кухонная утварь, ключи, дверные ручки, замки. О Касьяновом Учемском монастыре свидетельствуют археологические экспонаты и икона. Есть и древнейшие предметы, дошедшие до нас с финно-угорских времен, вот где чувствуется живое дыхание истории!

Мышкин: мышиными тропами

Музей хороший, не сказать, что его экспозиция чем-то особо отличается от аналогичных краеведческих выставок, но самобытность, богатство коллекции, а главное — любовь к родной земле и истории делает его очень сердечным и привлекательным.

---------------

Музей «Русские валенки». Адрес: г. Мышкин, ул. Никольская, д. 18, режим работы: 09.00–17.00. Телефоны: 8 (48544) 2-27-77. Стоимость билета — 40 руб.

Мышкин: мышиными тропами

Еще один замечательный музей погружает нас в мышкинские промыслы. Осмотр мы начинает с небольшого крытого павильона со старинными фотографиями «По улицам старого города». На фоне новеньких деревянных досок органично смотрятся мышкинские домики, строго взирают с пожелтевших снимков лица людей ушедшей эпохи.

При входе в основную экспозицию нас встречает симпатичный бородатый валенок в шляпке. А как же иначе — ведь мы отправляемся в гости к войлочным обитателям замечательного музея! В залах представлена богатая коллекция этих старинных русских изделий. Мы осматриваем милые валеночки самых различных форм и оттенков, ярких, позитивных, разукрашенных тесьмой, вязаными цветочками, аппликацией и даже кружевом. Занимательна выставка старой обуви — удивительно, что казалось бы «вышедшие в тираж» сапоги и ботинки стараниями местных энтузиастов получили новую жизнь.

Мышкин: мышиными тропами

А в этом музее тоже, оказывается, обитают мышки, так неординарно обыграна вроде бы обычная обувка. А еще есть очаровательные валенки-молодожены, войлочные игрушки-домовята, крестьяне и забавные зверята. Очень симпатичный зверь, похожий на оленя, понравилось дерево, увешенное маленькими валеночками, словно сошедшее со страниц сказок К. Чуковского. А у его подножия раскинулась забавная полянка с целым семейством валенков, войлочными коняшками и вездесущими мышатами.

При музее работает выставка льна, но в тот день она была, к сожалению, закрыта.

Еще на территории комплекса мы заглянули на небольшую мельницу и в амбар, где огромные куклы-мыши в старинных костюмах охраняли царство муки и зерна.

Музей, безусловно, пользуется популярностью, о чем свидетельствуют многочисленные туристические группы школьников и взрослых туристов. В лавочке при музее можно купить самобытные сувениры и, конечно же, валенки. Очень веселый и с симпатичный музей, хотя что-то мне подсказывает, что далеко не все выставки нам удалось посетить.

---------------

Галерея кукол Ольги Павлычевой. Адрес: г. Мышкин, ул. Ананинская, д. 1. Сайт: www.uglichkukla.narod.ru. Стоимость билета — 50 руб., фотосъемка — 50 руб.

В красивом деревянном доме располагается еще один замечательный мышкинский музей. С творчеством Ольги Павлычевой мы уже знакомы по Угличу, где тоже есть филиал галереи кукол. Но и в Мышкине экспозиция не менее интересная и замечательная. Мы поднимаемся на хорошенькое крылечко и буквально попадаем в сказку.

Мышкин: мышиными тропами

Скромная симпатичная женщина увлеченно рассказывает нам об экспозиции. И тут мы понимаем, что это и есть — талантливая Ольга Павлычева! Разговариваемся, делимся впечатлениями о мышкинском и угличском музеях. Оказывается, Ольга живет в Мышкине, где и делает своих удивительных кукол, а картины с использованием техники изонити — работы ее мамы. Ольга — милый, добрый, увлеченный, просто замечательный человек, вкладывающий в работу всю душу, общаться с ней — интересно, она будто заряжает позитивом и ощущением добра. Благодаря ее импровизированной экскурсии мы узнаем много нового, благо в музее были лишь вдвоем, и все внимание хозяйка уделяла лишь нам. Мои эмоции были через край от знакомства с этой потрясающей мышкинской мастерицей.

Ну, а теперь, собственно, об экспозиции, сказке, в которой мечтала бы оказаться любая девочка.

Куклы Ольги — совершенно живые. У каждой есть свое лицо, характер и даже жизнь. Некоторые из них так и остаются жить в музее, а кого-то делают специально на заказ. Ольга использует разные техники, в том числе папье-маше. Наряды тоже придумывает и шьет сама.

В галерее мы встретили уже знакомую и полюбившуюся Софи (работа под названием «Я обиделась»), причем, в «натуральном» и «уменьшенном» вариантах. Ольга пояснила, что Софи пользуется повышенным покупательским спросом.

Мышкин: мышиными тропами

Мы с удовольствием рассматриваем хорошеньких деток в очаровательных платьицах прошлых лет, восторгаемся курносенькими носиками, лукавыми глазками и позитивными веснушками на забавных личиках. Как и в Угличе, понравились малыши в костюмчиках зверят, шаловливый поваренок, пастушки. Много симпатичных медвежат и, конечно, разнообразные мыши — гордость жительницы волжского городка. А какие очаровательные кукольные домишки!

В мышкинской галерее особенно представлено «сказочное» направление работы Ольги: разнообразные изящные феи в цветастых воздушных платьях. Они лукаво улыбались, свесив тонкие ножки. Понравились тематические работы, те же феечки-светильники, например, безумно похожая на меня кукла «Полдень», открытку с изображением которой я с удовольствием приобрела.

Мышкин: мышиными тропами

Среди множества хорошеньких обитателей «Галереи кукол», сидящих, играющих, грустящих, смеющихся на полках в небольшой комнате-зале, привлекают внимание очень красивые картины, яркие глубокие, будто наполненные космическим смыслом. Это тоже похоже на сказку, чудесное путешествие в иные миры. Вот какая талантливая семья у мышкинки Ольги!

Хочется отметить, что в галерее можно приобрести пособия и выкройки для изготовления игрушек и картин, открытки, а также сами работы удивительных мышкинских умелиц.

Музей, безусловно, заряжает позитивом, погружает в детские грезы и сказку, он такой добрый, искренний, непосредственный, теплый, просто замечательный! И, наверное, посещение галереи и знакомство с Ольгой Павлычевой я могу назвать одним из самых ярких моментов поездки в Мышкин. Еще раз огромное спасибо и низкий полон Вам, талантливая, милая, гостеприимная Ольга!

---------------

Кроме того, в Мышкине можно посетить:

1. Дворец Мыши.

2. Мини-зоопарк на 40 грызунов, тронный зал Мыши.

3. Музей «Дом мельника» (интерьер, мельница).

4. Музей «Тайны восемнадцатого века» в подвалах Никольского собора.

5. Музей Николы (Куров-центр), или Мышкинский музей семейных коллекций.

6. Картинную галерею.

7. «Дом ремесел».

Уверена, мышкинцы на этом не остановятся, обязательно скреативят что-нибудь еще. Ведь Мышкин — это такой город, куда сколько раз не приезжаешь, обязательно откроешь для себя что-то новенькое!

ЧТО РАССКАЗАЛА НАМ ЦЕРКОВНАЯ МЫШЬ

Помимо музеев Мышкин славится двумя городскими соборами, безусловно, украшающими город. А еще есть одна местная церковь, не всегда отмеченная в путеводителях, но заслуживающая внимания.

Никольский собор. Самое старое из сохранившихся в Мышкине каменных зданий. Расположено, как не трудно догадаться, на Никольской площади. В конце XVIII — начале XIX веков церковь носила статус городского собора.

Мышкин: мышиными тропами

Построена в 1766 году на средства петербургского купца, местно уроженца, А. П. Березина. Основательно перестроена в 1830-е годы. Стиль — классицизм. Компактный, симпатичный храм кубической формы, в белых тонах, увенчанный куполом с маленькой главкой. Аристократичность ему придают симпатичные портики с колоннами по северному и южному фасадам. Над входом в Никольский храм когда-то возвышалась колокольня, но до наших дней она, увы, не сохранилась.

Храм расположен на холме, его видно буквально с пристани. Еще один ориентир — рядом комплекс Мышкинского народного музея. У подножия церкви расположен уже привычный памятник В. И. Ленину. Так и стоит вождь красной революции среди елок на фоне собора. А когда-то на этом месте располагалась не сохранившаяся часовня, построенная в 1888 году в честь спасения Александра III во время железнодорожной катастрофы. Вспоминаем, что и наша любимая часовня Александра Невского в сквере на улице Андропова возведена в память об этом событии.

Чем-то облик храма напомнил мне ярославскую Ильинско-Тихвинскую церковь, успешно восстанавливаемую в нашем городе, только в уменьшенном варианте. К большому сожалению храм во имя Николая Чудотворца оказался недействующим. Он явно нуждается в реставрации. Читала, что в его подвалах располагается музей «Тайны восемнадцатого века», но и он был закрыт. А все-таки очень хочется, чтобы Мышкин вновь обрел свою святыню.

---------------

Успенский собор. Центральная святыня Мышкина расположена на главной Соборной площади (между ул. Никольской и ул. Рыбинской). Собор Успения Богоматери возведен в 1805—1820 гг. по проекту архитектора И. Манфрини в стиле классицизм.

Мышкин: мышиными тропами

Собор очень величественный, пышный и красивый, именно его мы видели с противоположной стороны Волги, когда ждали паром. Он не только главная доминанта и центр города, но и его достойное украшение.

Желто-белая, богато декорированная громада собора органично завершена лаконичным куполом с округлой главкой. Украшением храма служат изящные портики со стройными колоннами и треугольными фронтонами. Архитектурный облик Успенского собора дополняет 60-метровая крепенькая колокольня. Собор хорошо отреставрирован, действующий.

Мышкин: мышиными тропами

Мы зашли внутрь, поставили свечи, полюбовались высокими сводами с фрагментами сохранившихся росписей, выполненных в 1830-е годы артелью Верхнего Поволжья под руководством Т. А. Медведева.

Сильное впечатление оставил подъем на колокольню Успенского собора. Поднявшись по деревянным ступенькам по узкому побеленному колодцу звонницы, вышли на верхнюю площадку. Ряды различных по размеру колоколов, совсем рядом — огромнейший купол. Теплый сентябрьский ветер треплет волосы, так красиво и торжественно! Мы проникаемся моментом, тем более, что оказались на колокольне лишь вдвоем. А какой потрясающий вид открывается на Мышкин: синяя лента Волги, пушистые леса в золотисто-багряном убранстве, крошечные домики, лаконичный облик Никольского храма и, сколько хватает глаз, — безграничные, родные сердцу просторы! Чувство восторга и гордости за нашу русскую неувядаемую красоту наполнило в тот момент наши сердца. Мышкин, добрый, очаровательный Мышкин, твоя на первый взгляд неброская, провинциальная прелесть наиболее ярко и остро воспринималась именно здесь, на колокольне, в единстве природы и архитектуры сказочного волжского городка.

---------------

Церковь во имя иконы Богоматери «Всех скорбящих радость». Расположена в конце улицы Мира (бывш. Кладбищенская), где находится старинное мышкинское кладбище. Была построена в 1866 году на средства купцов Чистовых. Рядом находилась не сохранившаяся до наших дней церковь Алексея Божьего человека. Этот храм, на первый взгляд, не примечателен, его описание вряд ли встретишь в популярных мышкинских маршрутах. Но местные о нем знают, так, нам охотно подсказал дорогу велосипедист.

Мышкин: мышиными тропами

Скорбященская церковь выполнена в русско-византийском стиле, здесь присутствуют арки, кокошники, киоты, полуколонны. И все же она выглядит небольшой, уютной, с побеленной колокольней и крохотной главкой. Трогательно смотрится основной объем храма, его розоватый кирпич, пробивающийся сквозь облезающую штукатурку. Такое тихое, спокойное место. Внутри остатки росписей на серых сводах, небольшой иконостас. Поставили свечи. А рядом с церквушкой и маленьким кладбищем очень симпатичная березовая аллея и совсем уж частный сектор. Спокойствие разливается вокруг. И даже осознание того, что наша поездка подходит к концу и пора прощаться с полюбившимся Мышкиным, вызывает теплую улыбку. Мы-то знаем, что сюда еще непременно вернемся!

ЧЕМ УГОЩАЛИ НАС МЫШКИ

Гуляя по Мышкину, не стоит забывать и об обеде. Мы видели ресторан, пару кафе. Решили остановиться на небольшом желтом домике с наивно-простоватой вывеской «Кафе-бар «Каспий» с изображением пафосной парочки. Честно говоря, просто шли мимо и залюбовались окрестностями кафешки: зеленым бережком, нереально-синей гладью воды и уткнувшимися в песок лодками, ажурным мостиком и большими валунами, у которых тут же начали фотографироваться. Как ориентир — напротив кафе нарядное, похожее на кукольный домик здание современной гостиницы.

Мышкин: мышиными тропами

«Каспий» — неплохое, скромное местечко, недорогое. Еда — более, чем средняя, но для перекуса подойдет. Мы взяли по порции мяса по-царски с картофелем, мужчины — жаркое в горшочках, суп. На 4-х вышло примерно 700 руб. Заказ ждали минут 15–20 (за это время мы с мужем успели изучить все так приглянувшиеся нам окрестности кафе-бара). Мясо было жестковато, под названием «отварной картофель» скрывался вареный «в мундире» корнеплод, очищенный, нарезанный кубиками и недостаточно подогретый, к нему прилагались три хиленькие ломтика водянистой помидорки. Мои спутники оказались не такими придирчивыми, как я, им обед даже понравился.

Народу в «Каспии» практически не было. Подпортил впечатление инцидент с нетрезвым посетителем, которого по возможности культурно выдворила официантка, даже вызвала ему такси. В остальном — все достаточно спокойно, обслуживание вежливое и приятное. Покушали, отдохнули, ушли сытыми. Обычное кафе. Как показалось, не туристическое, больше пользующееся популярностью у местного населения. Рекомендовать бы не стала, но нормально.

Мышкин: мышиными тропами

Мы, конечно, много чего еще не повидали в Мышкине, но зато будет повод приехать еще! Купили традиционный магнитик. Среди прочих обычных сувениров с обязательной «мышиной» символикой я приобрела забавную глиняную мышку для кошелька. Продавщицы поделились «волшебным заговором», чтобы деньги водились (и копились на очередную поездку:)). Вроде бы пустячок, а мило и небанально. В общем, обязательно что-нибудь приобретете себе на память о «мышином царстве на Волге».

Для чего ехать в Мышкин? В первую очередь, для того, чтобы вновь вернуться в детство, прикоснуться к сказке, поверить в чудо. Ведь в нашей взрослой бестолковой жизни так мало доброты, искренности, волшебства. Так не отказывайте себе в удовольствии посетить милый волжский городок Мышкин! Лично мы сюда не раз еще вернемся!

Мышкин: мышиными тропами

(вид с колокольни Успенского собора на Мышкин)