Ena
Эна — была 1 января 11:53
 – *Это и есть punk-rock?* - *Возможно...*

Тутаев: мы с тобой два берега у одной реки

17 марта 2012 г. 14:18 Тутаев — Россия Июль 2010
10 4

ТУТАЕВ: МЫ С ТОБОЙ ДВА БЕРЕГА У ОДНОЙ РЕКИ

22.07.2010

Цель поездки — Тутаев, Ярославская область.

Дата поездки — 22.07.2010.

Бюджет поездки — примерно 615 руб. (на двоих).

Старинный волжский город, «сторона малиновых звонов», чудесные храмы и отвесные берега великой русской реки — все это дивный Романово-Борисоглебск, во времена красной революции переименованный в Тутаев. Еще одна на первый взгляд неприметная драгоценность в короне Ярославской области и очередной шажок к ее постепенному освоению.

Почему именно Тутаев? Просто еще вчера горели венчальные свечи и проникновенно пели на хорах, плыл по храму аромат ладана и торжественно звучали напутственные речи священника на старорусском языке, а нам удалось прикоснуться к святому таинству, к чистому, светлому и красивому обряду, дошедшему испокон веков. Поэтому вполне логично было организовать поездку (наше «второе свадебное путешествие») именно в древний Романово-Борисоглебск, город намоленный и знаменитый своими святынями.

2

И СНОВА В ПУТЬ ДОРОГАМИ ОКРАИН

Итак, решено, жарким июльским утром мы с мужем отправляемся в путь!

Если обратиться к ассоциациям, то с Тутаевом связаны романовская баранка и романовский гвоздь, порода романовских овечек и романовский лук, которые уже давно стали, выражаясь современным языком, популярными брендами. И, конечно же, Волга. Наша матушка, великая река, царица и красавица, которую я, девушка с волжских берегов, почитаю и несказанно люблю. В Тутаеве наша река великолепна!

А еще бывший Романово-Борисоглебск выделяется среди прочих городов Поволжья отсутствием моста. Вот и получается, как в старинной песне, перепетой с цыганским надрывом исполнительницей современного русского шансона Радой Рай: «Мы с тобой два берега у одной реки». Хоть и близко друг от друга, хоть и связаны на веки вечные меж собою, а никогда им не встретиться, не кинуться в объятия друг друга, не прижаться к милому плечу. Так и смотрят берега, словно жених и невеста, отражаясь в зеркале желто-синих вод Волги-матушки. Вы не поверите (это в наш-то стремительный век новых технологий!), но связь между двумя берегами города возможна лишь летом, посредством паромной переправы. А с прекращением навигации для того, чтобы перебраться на противоположный берег, нужно чуть ли не через Ярославль ехать!

Попасть в Тутаев из Ярославля предельно просто. Есть рейсы от Ярославля-Главного, Автовокзала, можно подсесть на проходящий автобус в Брагино. Правда, почти все маршруты следуют на современный правый берег. Мы же задумали начать знакомство с городком со старинной левобережной стороны, как и прежде, именуемой Романовской. За несколько минут до отправления автобуса спокойно купили билеты до Тутаева на 7.55 (полный — 58 руб., есть льготы — 25% от стоимости поездки), с местами, на комфортабельный «Икарус».

Едем бушующим июльским разнотравьем. Задержавшаяся надолго опаляющая жара окунает летнюю зелень в безоблачное раскаленное небо. За окном мелькают густые леса, муаровые луга со звездочками васильков и иван-чая, соломенно-зеленые стога сена, цветущие картофельные поля, милая речка Ить и напитанные солнцем деревянные домишки. Наши края, родные просторы! Вот и левобережный Тутаев, он нам кажется похожим на деревню, тихим и симпатичным. Крохотный вокзал, безмятежная утренняя тишина и жара. Ну, здравствуй, Романово-Борисоглебск!

Информация о Тутаеве. Сайты: www.tutaev.ru, www.gradromanov.ru, www.adm.yar.ru, www.artmuseum.yar.ru (страничка музея «Домъ на Новинской»), www.myrusland.ru, www.malrodina.ru. Литература: путеводитель «Вокруг света. Золотое кольцо» (автор А. Д. Рапопорт, 2008), картой из которого мы пользовались; книга «Ярославль. Тутаев. Художественные памятники XIII–XIX веков» (авторы Э. Добровольская, Г. Гнедовский, 1970). Интересную информацию об истории городка я прочла в купленной в местном музее брошюре «Старина и святыни города Романова» (составители А. Л. Беляков, А. Ю. Плотников, 1991).

2

РАЗЛУЧЕННЫЕ НЕРАЗЛУЧНИКИ

Тутаев или Романово-Борисоглебск, небольшой старинный городок, вольготно расположился на зеленых холмах обоих волжских берегов. История его уходит корнями в далекие времена великих князей да русских царей, когда на правом и левом берегах в разное время были основаны 2 самостоятельных поселения. У каждого из них была своя история и судьба, но прихотливое время уготовило им иную участь — стать единым городом.

Часто правую, Борисоглебскую сторону называют «современной» в противовес «старинной», Романовской. Думаю, влияние здесь оказал нынешний облик правого берега: типовые блочные дома, скучные высотки, предприятия. В то время как левая сторона сохранила душевный и теплый вид небольшого села, все холмы зеленые, домики деревянные, черемуха с сиренью за тенистыми палисадами, высоченные тополя да храмы древние. Впрочем, на вопрос: «Кто из братьев старше?», едва ли найдется однозначный ответ, ибо точных данных о времени основания городков нет, в разных источниках приводятся неоднозначные даты. Я не историк, не краевед и не претендую на единственно верное знание всех фактов, потому, приводя разные точки зрения, просто немного расскажу об основных вехах развития будущего Тутаева. Здесь я вряд ли удивлю читателей интересными легендами, впрочем, это как раз тот случай, когда быль по живости сюжета оказалась не менее увлекательной.

Итак, наш занимательный экскурс в историю начнем, пожалуй, с правого берега Волги, Борисоглебской стороны.

3

По легенде поселение в 1238 году основали бежавшие из разоренного татаро-монголами города жители Ярославля. Из других источников узнаем, что в начале XV века на месте существующего ныне Воскресенского собора стоял мужской монастырь. Видимо, по названию одной из церквей обители, посвященной святым братьям Борису и Глебу, и получила свое имя слободка. Поселение росло, вскоре слилось с селом Новоблаговещенским, которое принадлежало Спасскому монастырю нашего Ярославля.

Из письменных упоминаний о Борисоглебской стороне (XVI век) узнаем, что жители занимались рыбной ловлей, это и не удивительно, учитывая расположенность на берегу полноводной Волги-матушки. Так что, Борисоглебск, носящий гордый статус «дворцовой ловецкой слободы», мог бы конкурировать с городком с «говорящим» названием Рыбинск. А поставляли жители Борисоглебской слободки к царскому столу рыбку знатную да красную: осетров, стерлядь, белую рыбицу. Борисоглебцы ревностно охраняли свою привилегию, даже писали государю-батюшке грамоту, чтобы соседи-романовцы не смели ловить в их водах рыбу и торговать ею.

1

Примечательно, что в то время, как левобережный Романов был в подчинении у царских наместников, Борисоглебск имел свое отдельное управление и напрямую зависел от царского дворца. В XVI веке рыбацкая слободка была официально записана за Московским дворцовым приказом. Со временем население слободы разрослось, небольшая деревянная церковь уже не могла вместить всех прихожан. Посему жители попросили возвести большой каменный собор. Начало строительства величественного Воскресенского храма было положено в 1652 году.

А теперь давайте на время покинем рыбацкое поселение и окунемся в захватывающую и богатую на события историю левобережной Романовской стороны.

1

Далекие времена, ветхие летописи да неоднозначные пересказы былей и легенд окутали призрачной паутиной время основания Романова. Вышло так, что основание городка разные источники приписывают сразу двум князьям с одинаковыми именами, причем оба они в разное время правили в Угличе.

По одним данным город основал Роман Владимирович в конце XIII века, немногим позднее Борисоглебской стороны. Правда, поселение это было до основания разрушено все теми же татаро-монголами, от которых некогда нашли убежище на правой стороне Волги их соседи.

Другие историки с уверенностью относят основание Романова к середине XIV века. Якобы в далеком 1345 году угличский князь Роман Васильевич повелел основать на высоком левом берегу Волги град, дав ему свое имя. Судя по летописям, были созваны лучшие мастера и рабочие, заложена соборная Крестовоздвиженская церковь, определено место для княжеской крепости, насыпаны оборонительные валы. Когда через 3 года князь вернулся на левый берег Волги, то был приятно удивлен, «видя город цветущим, и преизрядно». Справедливости ради следует сказать, что приверженцы первой версии приписывают Роману Васильевичу лишь восстановление того, первого городка, основанного его тезкой.

В 1468 году Романовым владела жена Василия Темного и мать Ивана III княгиня Мария Ярославовна. При ней городок был укреплен более могучим земляным валом и глубоким рвом. Следы княжеской крепости давно затерялись в пожарах, междоусобицах да войнах летописных времен. А вот поросшие легендами, былями да шелковой травой-муравой остатки укреплений до сих пор можно увидеть на холмистых ландшафтах романовской стороны. В конце XV века (1491 год) Романов вошел в состав Московского княжества.

Странны и загадочны перипетии истории. Если Борисоглебск основали спасавшиеся в густых лесах от татар ярославцы, то брат его Романов был добровольно отдан ногайским мурзам. Сложно сказать, почему молодой царь Иван Грозный, возвращаясь с богомолья из своего любимого Кирилло-Белозерского монастыря, выбрал для перешедших на государеву службу татар провинциальный Романов. А, только начиная с 1563 года, на долгие 200 лет исконно русская местность попала под власть чужестранцев, что не могло не сказаться на культуре и внешнем облике городка. Более того, краеведы оценивают данный факт как пагубно влияющий на социальное и экономическое развитие Романова, называя «своеобразным историческим капризом».

2

Служилые татары имели дворы в особой слободе за посадом, хотя некоторые строились чуть ли не у стен православных храмов. Мурзы контролировали денежные сборы, вершили суды меж своих соплеменников, пользовались свободой вероисповедания. Возле Романова даже появились мечети. Историки утверждают, что мусульмане не слишком чтили веру приютивших их романовцев, более того, коренные жители «ходили у них в услужении». Долгое время мурзы имели практически неограниченную власть. Господство татар несколько ограничил заступивший на престол царь Михаил Федорович. Несколько указов были призваны оградить от тяжелых последствий владычества иноземцев интересы населения края, который уже именовался «татарским поселением». И только указом императрицы Елизаветы в 1760 году за отказ принять православие романовские татары были переселены под Кострому, в Черную деревню. Говорят, что их потомки и теперь населяют татарскую слободу близ Костромы.

А вот в Романове о мурзах не осталось практически никаких воспоминаний, даже мечети были разобраны. Впрочем, воспоминания о татарах скользят в непривычных для русского языка географических названиях: Яскино, Батыево, Баскаково, Сокшейки, да бывших дворянских и купеческих фамилиях: Алаевы, Сабанеевы, Бакаевы. Да и известный род Юсуповых, владевший несколькими селами, происходил от татар.

Не обошла Романов и уничтожающая все на своем пути Смута. В 1609 году городок был жестоко выжжен и разграблен отрядом пана Гальбовича. Видно такова печальная судьба этого городка с красивым названием — быть плененным иноземцами.

1

Как ни странно, различные встряски преследовали провинциальный Романов на пути всего его развития. Так, в середине XVII века он являлся едва ли не центром раскольничества. А виною тому были «крамольные речи» священника Лазаря. Он, якобы лишенный своего места службы «за нетрезвую жизнь и небрежное отношение к пастырским обязанностям», сначала настраивал против реформы патриарха Никона простой люд в столице, а потом и в Романове. Жизнь этого фанатика закончилась нелепо и плачевно: на костре, но зато вместе с небезызвестным протопопом Аввакумом, последователем которого Лазарь являлся.

Повсеместно, в том числе и в Романове, протест старообрядцев, их нежелание принять новые традиции, недоверие, мрачное противостояние народа государственной и церковной власти, узость и темнота сознания порождали болезненный фанатизм. Удивительно и жутко, но во многих близлежащих поселениях не редки были случаи «эпидемий самосожигательства», когда по безумному и дикому стечению обстоятельств погибали сотни людей, сгорали целые села. Несомненно, это были одни из самых черных и грустных страниц истории волжского Романова.

В 1777 году Романов и Борисоглебск получили статусы уездных городов Ярославского наместничества, а год спустя и гербы. В 1822 году поселения по оба берега Волги были объединены в город Романово-Борисоглебск. В XIX веке он становится купеческим и торговым центром. Из очерка И. Д. Троицкого «Романов в 1802 году: современные записки» узнаем, что поселение на тот момент имело конфирмованный (то есть утвержденный высшей государственной властью) план с 17-ю улицами, на которых выстроены каменные и деревянные дома, торговые лавки, церкви; есть полотняные фабрики, кожевенные, сальные, уксусные, масляные, сыромятные, кирпичные заводы, кузницы; город населяют дворяне, купцы, священнослужители, чиновники да мастеровые; по внешности жители «росту более, нежели среднего, лицом недурны, волосы по большей части русые, в ремесле и торговле трудолюбивы». Уже тогда на ярмарках продавались знаменитые романовские баранки и лук, а теплые полушубки да варежки-носочки из мягкой шерсти романовских овечек были известны далеко за пределами уезда.

3

Жизнь Романова-Борисоглебска изменилась с приходом советской власти. «Новой метелке» не терпелось расправиться с богатым историческим наследием, перечеркнуть накопленный веками опыт, искоренить сформировавшуюся культуру. Люди, для которых было актуально лишь настоящее, которые не знали, не умели ценить прошлое, ввели неоправданную, глупую моду на переименование населенных пунктов. Не учитывались исторические аспекты названий, красивых, самобытных, глубоких, на смену им пришли фамилии политических деятелей, революционеров. В 1918 году Романово-Борисоглебск почему-то переименовали в Тутаев в честь красноармейца, погибшего во время подавления белогвардейского мятежа в Ярославле. Годах в 90-х, когда некоторым городам удалось вернуть свои исторические названия, Тутаев упустил свой шанс. Хотя до сих пор местное население ратует за присвоение городу исторически сложившегося названия.

В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли многие тутаевцы. В память о них в городе разбит сквер. Практически до настоящего времени в городке не происходило ничего интересного. Хотя, было и производство, в частности, крупный моторостроительный завод (1970-е года).

А вот мостом тутаевцы так и не обзавелись. Летом спасает паром и занимающиеся частным извозом лодки. Зимой жители с риском для жизни переходят с берега на берег по замерзшей Волге. Впрочем, зимой 2012 года население порадовали новым скоростным катером на воздушной подушке, молниеносно курсирующим между сторонами городка. Что говорить: цивилизация:)!

Еще приятно, что власти Тутаева наконец-то озаботились туристическим потенциалом городка. Возрождаются потихоньку храмы, открываются новые экспозиции, разрабатываются интересные маршруты. Тутаев со своей неспешной провинциальностью, трогательной наивностью, богатой историей, изумительными архитектурными памятниками старины заслуживает внимания туристов!

Герб современного Тутаева: «В скошенном справа золотом щите вверху — лазоревая (синяя, голубая) волнистая перевязь, сопровождаемая по сторонам узкими черными перевязями; внизу — венок из тринадцати червленых (красных) садовых роз с зелеными стеблями и листьями, перевязанный лазоревой лентой и имеющий внутри в серебряном поле черного восстающего медведя, держащего на плече левой передней лапой золотую секиру».

1

РОМАНОВСКАЯ СТОРОНА

Интересно, как берега городка, разделенного пополам рекой, могут отличаться друг от друга! Романовская сторона кажется настоящей деревенькой в самом лучшем смысле этого слова. В 9 утра нас встретил сонный деревянный домишко-вокзал, потоптались у расписания, заглянули в продуктовый магазинчик-кафе. День сегодня будний, народу не видно ни души. Периодически заглядывая в карту из путеводителя, идем по мягкой пыли обочины вдоль скользящей по пригоркам ленты асфальта. Тихо, пустынно, солнце улыбается в безоблачном небе. И мы улыбаемся милому провинциальному Тутаеву. Как же хорошо здесь!

Левый, Романовский, берег Тутаева — высокий, зеленый, все овраги да холмы. Дома, в основном, деревянные, одноэтажные, такой симпатичный частный сектор. Хороши добротные разноцветные домики, красные, желтые, зеленые, с кружевными балкончиками на чердаках, ажурными белоснежными или голубыми наличниками, обрамляющими большие окна, занавешенные тюлем, с непременными алыми геранями. Встречаются и бывшие купеческие особнячки, двухэтажные, каменные, у некоторых верх бревенчатый. Они, правда, выглядят похуже: штукатурка облезлая, но краски еще сохранили яркость. Очень самобытно смотрятся их голубоватые, салатовые, песочные стены, очаровательна архитектура: лепные украшения, полукруглые окна, даже небольшие колонны. Наверное, и внутри сохранились следы «былой роскоши». На карте путеводителя обозначены дома Сазоновых, Шумиловых, купцов Долгополого и Рассолова, особняк Дегтярева, склады Строгановых. В этом отношении Тутаев — настоящий музей под открытым небом. Причем, домики смотрятся чрезвычайно органично, невольно создается впечатление, что мы попали в позапрошлый век. Вот неспешно проедет бричка с хорошенькой дамочкой в пышном платье, распахнет окошко румяная купчиха в коралловых бусах, прошуршат парчовые юбки вышедших на утреннюю прогулку чернобровых ее дочерей, откроет амбарный замок на лабазе бородатый приказчик, а под раскидистым тополем будут о чем-то неспешно судачить крепкие романовские мужички.

1

Правда, встречаются и грустные картинки. Прошли мимо серого, вросшего окнами в землю домишки, крыша которого практически провалилась, а по стенам хозяйски ползут бело-голубые чашечки вьюнка. А вот уж и совсем печальный кадр: от дома осталась одна передняя стенка с окошком, подпертая бревном. Такое вот «окно в никуда». Встретили даже покосившийся колодец под поросшей мхом шиферной крышей. А вот у хозяев другого, сочно-малахитового дома в удивительных по красоте и тонкости наличниках, похоже, все в порядке: над окошком прицеплена спутниковая тарелка «Три-колор». Все понимаю, мы живем в современном мире, но такое сочетание всегда вызывает добрую улыбку.

1
1

Что больше всего радует — обилие зелени. Лужайки перед домиками, заросли мальв и царских кудрей, буйные кусты черемухи и сирени, огромные вековые тополя, кудрявые березки, пушистые елочки, стройные рябинки с желтоватыми гроздьями скороспелых ягод. Порой и не видно очередной домик за этой изумрудной стихией. Утопают в кустарниках палисадники, а из окон вторых этажей наверняка можно, протянув руку, дотронуться до теплой ладони тополиного листочка.

1

Наверное, в межсезонную распутицу явно плохой асфальт и отсутствие тротуаров на обочинах будет казаться существенным недостатком, но сейчас, в жаркий июльский день мы с удовольствием загребали открытыми сандалиями придорожную пыль. Мне вообще ужасно хотелось снять обувь и пройтись босиком. Понятно, что популярностью пользуются велосипеды, но машины тоже изредка встречались, заметили даже одну с московскими номерами.

Возвращаясь к населению, скажу, что, в отличие от сохранивших очарование прошлых веков домиков, тутаевцы с Романовской стороны уже не напоминают зажиточных горожан. Толкущееся в центре население поголовно ходит в трениках и халатах. Да и что тут стесняться да выряжаться, когда два шага от порога до магазина дойти. Это с утра лишь распахнутые окна напоминали о своих жителях, а ближе к обеду в центре да на рынке людей прибавилось. Никто никуда не спешил, стояли, судачили о делах своих важных, урожае да погоде. Вот за что я и люблю нашу провинцию: люди не торопятся жить, как в больших городах, все подмечают, от того, несмотря на простоватый вид, имеют жизненную мудрость да смекалку. Правильно, по-доброму живут.

2

А на прибрежных улочках мы видели флегматично жующих траву коров и овечек, напыщенных индюков, хлопотливых кур и горланящих петухов. Деревня! Красота! Нравятся мне такие места до безумия!

Ну, вот, теперь мы представили, что это за Романовская сторона такая, подышали свежим волжским воздухом, запылили обувь, насладились тишиной. По левому берегу приятно и просто прогуляться. А еще он богат на достопримечательности, кои сосредоточены именно здесь, в частности, старинные храмы. Уткнувшись в путеводитель, проходим от одного конца берега до другого, посещая все святые места. А в Тутаеве, поверьте, есть, что посмотреть!

2

Церковь святого Тихона (1913 г.).

Находится на ул. Толбухина. Достаточно современная (всего лишь прошлый век), но уже успевшая познать советские времена разрушения. Церковь краснокирпичная, компактная, над основным объемом на тоненькой шейке возвышается небольшая чешуйчатая главка, а вход обрамляет квадратный ярус низенькой колокольни. Храм потихоньку реставрируется, уже вставлены стекла в большие полукруглые окна, также были замечены рабочие. Впрочем, службы еще не ведутся. Хотя эта первая, повстречавшаяся на нашем пути церковка и имела грустноватый вид, было приятно, что святыни в Тутаеве все-таки восстанавливаются.

1

Спасо-Архангельская церковь (1746 г.).

Находится на ул. Архангельской или Карла Маркса, 6 (если верить путеводителю). Церковь построена на месте одноименной древней обители. Этот храм запомнился нам очень необычной архитектурой. Высокий, сильно вытянутый вверх, с короткими крепкими шейками и зеленым пятиглавием маленьких округлых луковок. Над рядами продолговатых, чуть скругленных окон привлекли внимание странные оконца-восьмигранники. Почти вровень с крестами возвышается восьмигранная компактная колокольня. Церковь желтовато-песочного цвета, с белой отделкой, довольно позитивная. Как мы поняли, храм пока не действует, окна затянуты полиэтиленом, но штукатурка выглядит подновленной. Пока ходили вокруг, увидели, как к храму подъехал трактор, груженный тесом, значит, реставрационные работы идут полным ходом, а это радует!

1

Покровская церковь (1674 г.).

Ее называют одной из старейших святынь Романовской стороны. Церковь расположена на бывшей территории Новопокровского монастыря, главной святыней которого, должно быть, являлась предшественница Покровской церкви.

Церковь действующая, очень красивая и душевная. Сам храм — маленький, приземистый, продолговатый, беленький, с крошечной золотистой главкой, сияющей на июльском солнышке обновленными чешуйками. Его украшение — высокая, крепкая шатровая колокольня изящной восьмигранной формы, похожая на сказочный фонарик. На новой белоснежной штукатурке рельефно смотрится лепной декор и изумительной красоты сине-зеленые поливные изразцы. Колокольня выглядит нарядно и богато, небольшие колокола, должно быть, радостно и торжественно собирают на службы прихожан со всей округи. Очень понравился симпатичный, утопающий в зелени, дворик с лавочками и яркой клумбой, в новеньком, обшитом медовым тесом колодце можно набрать водички.

Зашли внутрь и сразу почувствовали, что церковь старинная, намоленная, там такая сильная энергетика! Много икон, больших, древних, в старинных окладах, тяжелые подсвечники, богатая люстра. Кажется, что мы такого еще нигде пока не встречали. Создается ощущение путешествия во времени, ведь здесь все именно так, как было сто, двести лет назад. Одна из главных святынь храма — икона «Прибавление ума». Ее появление относят «ко времени до патриарха Никона, но не ранее XV века». По преданию икона написана душевнобольным человеком, которому в момент просветления явился образ Богородицы. Оттого, видимо, образ и получил свое название. Думаю, перед экзаменами в церковь стекаются местные школьники и студенты, чтобы отмолить «счастливый билетик».

Мы же, притихшие, побродили по храму, рассматривая суровые лики, поставили свечку к огромной иконе Спасителя. Покровская церковь оставила сильные впечатления!

1

Троицкая церковь (1783 г.).

Как и многие другие храмы первоначально была деревянной. Каменный храм возведен по благословенной грамоте Ростовского архиепископа Самуила. По причине находящегося рядом кладбища церковь зачастую называют «Троицкой на погосте».

Ее мы увидели еще с противоположного холма и залюбовались милым, похожим на нарядную игрушку, храмом. По узеньким тропинкам кинулись наперегонки через большой живописный овраг, поросший июльским душистым разнотравьем. Церковка чрезвычайно симпатичная, тщательно отреставрированная, лаконичная, небольшая и в то же время праздничная. Ярко-желтая, с богатым белоснежным декором, травянисто-зеленой кровлей, увенчанной компактной главкой. Восьмиугольная свечка-колокольня пронзает голубое летнее небо. Примечательно, что среди звонов сохранились колокола голландской работы XVII в., на одном из них по-латыни написано «Si Deus pro nobis guis contra nos?» («Если Бог за нас, то кто против нас?»).

Подойдя ближе, обнаружили на территории Троицкой церкви старинное кладбище с остатками надгробий, испещренными древнерусскими витиеватыми буквами. Покосившиеся монолиты утопали в зеленой траве, похоже, здесь нашли вечный покой священнослужители и знатные жители прежнего Романова, их чины, фамилии и наставления потомкам при желании нетрудно прочесть. Привлек внимание обложенный круглыми булыжниками колодец с крестиком, наверное, здесь можно было набрать святую воду. С интересом осмотрели краснокирпичную усыпальницу. На памятной табличке прочла, что здесь покоятся жена Мария и малолетний сын Сергей Романово-борисоглебского нотариуса Маслова. Видимо, нотариус был довольно богатым и очень любил своих близких. По полустертым надписям, словно роман, читаю грустную историю семьи Масловых: нотариус и года не прожил в счастливом браке со своей двадцатипятилетней женой, она умерла после родов, младенец родился недоношенным и прожил всего лишь 9 дней.

Мне очень хотелось зайти в храм, но он, к огромному сожалению, оказался закрыт. Походили вокруг, я прикоснулась к теплым, прогретым лучами яркого солнышка каменным сводам массивного крыльца. Какое тихое, немного печальное и удивительно красивое место!

2
1

А с крутого левого берега открывалась завораживающая панорама провинциального городка. На самом обрыве июльское солнце почти до желтизны выжгло коротенький ершик травы, в сочных изумрудных кустах звенели золотистые осы, прозрачное голубое небо утопало в синеватых неспешных водах Волги, по которой, словно в песне, плыл белый теплоход. Вид утопающего в летней густой зелени правого берега был прекрасен: лодочки у берега, сбегающие с пригорка домишки и торжественный силуэт Воскресенского собора. Вот настоящий приволжский городок, он мне живо напомнил сюжет одной из моих любимых детских книг В.Осеевой «Динка». Будь я помладше, непременно бы мечтала проводить все летние каникулы на этом раздолье!

1

По очень крутому склону мы спустились к Волге. Мягкий желтенький песочек, камушки, ракушки, мелкие осколочки кирпичей, а водичка — вблизи такая желтенькая и изумительно чистая! Наверное, в Тутаеве самая чистая Волга. Тихо покачивалась на волнах лодка, стрекотали в беленьких цветочках кузнечики, плыли паутинкой белесые облачка. Разморенные жарой, мы с удовольствием кинулись в объятия волжских вод. Хотелось сделать небольшую передышку в нашей экскурсионной программе. Мы с удовольствием искупались, позагорали, побегали, с аппетитом съели бутерброды. Отдохнув, снова отправились в путь.

1

Решили вернуться в центр Романовской стороны, с берега вновь ринулись покорять «Тутаевские горы». Здесь вообще на удивление много холмов, оврагов, то спускаешься, то поднимаешься как по чудесному бархатному ковру. Пока шли по кромке одного из оврагов, заметили несколько заросших прудиков, полюбовались симпатичными купеческими особнячками.

1
1

Преображенско-Казанская церковь (1758 г.).

В прежние времена играла роль «храма у главного городского въезда со стороны реки». Прежде церковь была деревянной, именно в ней находилась принесенная в 1588 году романовцем Герасимом из Казани чудотворная икона Казанской Божией Матери. Да и место для строительства храма было указано самой Богородицей тому же Герасиму. А место это, конечно, замечательное, на крутом берегу над волжской тихой водой. Намоленное место.

Преображенско-Казанская церковь наряду с Воскресенским собором служит визитной карточкой левобережного Тутаева. Именно ее, словно сбегающую с крутого пригорка, видят проплывающие по Волге теплоходы. Эта красавица выгодно смотрится с очаровательной набережной, обрамленной чугунной решеткой, к которой мы вышли из парка, петляя мимо очередного оврага. Впрочем, второй раз полюбоваться изящной архитектурой нам удалось с волжского бережка, когда храм торжественно возвышался на изумрудном холме.

Архитектура интересная: стройный, словно устремленный ввысь основной объем, массивные переходы, ажурное высокое крыльцо, лаконичные белые лепные узоры на ярко-розовых стенах, сочно-голубое пятиглавие куполов. Нижняя, Казанская, церковь в подклете являлась теплой, ее святыня — особо чтимая в древнем Романове храмовая икона «Казанская богоматерь». В верхнюю, Преображенскую, церковь с трапезной и открытой галереей ведет торжественное крыльцо с массивной аркой. А чуть поодаль стоит восьмигранная шатровая колокольня, похожая на ракету. Правда, при ближайшем рассмотрении церковь имеет не слишком праздничный вид, штукатурка явно нуждается в обновлении, нам даже показалось, что храм не действующий. По крайней мере, он был закрыт.

3

Крестовоздвиженский собор (1658 г.).

Стоит на территории так называемого старого городища, возведен ярославскими мастерами на месте деревянного собора. По летописному сказанию первоначальный храм построен в середине XIV в. (1345 г.) князем Романом Васильевичем.

1

К Крестовоздвиженскому собору мы вышли, перейдя по милому дощатому мостику с белыми низенькими столбиками между зеленых решеток. Собор открылся нам внезапно, такой огромный, белоснежный, величественный, монументальный. Пять больших массивных куполов серебрились в лучах июльского солнца, точеные кресты пронзали голубизну неба. Архитектура достаточно лаконична, портики по бокам, две симметричные башенки с миниатюрными луковками, низкие галереи-паперти, перестроенные в XIX в. и опоясывающие храм с трех сторон, интересная по декору резная колокольня. Читала, что стенописи собора выполнены в XVII в. костромскими мастерами и, как водится, посвящены евангельской тематике. Из святынь особо почитаемы Свенская икона Пресвятой Богородицы древнего письма, избавляющая от нетрезвой жизни, и икона Тихвинской Божией Матери. К сожалению, собор оказался закрытым, трудно сказать, действующий ли он. Впрочем, штукатурка не слишком свежая, но, уверена, святыню восстанавливают.

2

Около собора обнаружили местную Аллею Славы. Среди возвышающихся елей и тополей стоял серый гранитный монумент со скорбным бронзовым воином, сжимающим автомат. Вечный огонь не горел, на клумбах чахли жалкие остатки бархатцев, вообще вся аллея показалась неухоженной и заброшенной. Но хотя бы дала тень нашим напеченным палящим солнцем головам.

Церковь Вознесения, или Леонтьевская (1745 г.).

Находится на южной окраине Тутаева. Каменный храм был возведен на месте древнейших деревянных Леонтьевской и Вознесенской церквей. Главная святыня обители — икона Параскевы Пятницы. По преданию, этот образ изначально находился в прежней, старинной церкви святого Леонтия Ростовского. Когда в Романов в 1609 году нагрянули польско-литовские войска, горожане в страхе разбежались, оставив без охраны даже свои святыни. Однако чудодейственная икона осталась нетронутой, а грабители ослепли. Как ни странно, образу Параскевы Пятницы приписывают избавление от глазных болезней. Я всегда считала, что эта святая покровительствует женщинам в их домашней работе. Оказывается — еще и молодежи, в частности, незамужним девицам.

Церковь изумительно красивая, похожая на нарядную игрушку, прекрасно отреставрирована. По архитектуре: знакомая высота основного объема, продолговатые окна, пятиглавие, над входом — восьмигранник-колокольня. Церковь лаконична и в то же время торжественна. Белая, лишь неширокий лепной узор украшает стены, но зато интересные по форме купола — маленькие круглые чешуйчатые главки с простыми по форме высокими крестами. Прошли за забор, территория оказалась благоустроенной, даже цветник разбит. Но, к сожалению, и в этот храм нам не удалось попасть, видимо, двери святой обители открываются лишь во время служб. Церковь прелестная, особенно выгодно смотрится на просторном поле, в обрамлении тоненьких деревьев. Очень понравилась!

1
1

В общем то, с осмотром святынь Романовской стороны мы закончили, посему отправились ближе к центру. В полдень жара стала совсем невыносимой, не спасали даже тенистые улочки с высоченными раскидистыми деревьями. Лучи солнца опаляли плечи, в неподвижном воздухе разлилась духота. Я ощущала себя верблюдом, у которого в горбах закончился весь запас воды, и начинала бредить искристыми холодными брызгами. Тут, надо заметить, что, как и любой маленький городок, Тутаев сохранил такие раритеты, как водонаборные колонки. Более того, на Романовской стороне они встречались буквально на каждом шагу. Осознавая свое неадекватное поведение и еще более непреодолимое желание освежиться, я засунула голову под кран одной из них. Какое это было наслаждение, когда упругая холодная струя пролилась на мою измученную пеклом голову! С абсолютно мокрыми волосами, в избрызганной майке и вернувшимся сознанием я чувствовала себя не просто способной к дальнейшей прогулке, а реально счастливой! Все-таки, вода — это все, и этого «всего» только и надо для счастья!

1

Освеженные, мы почти бодро зашагали по направлению к центру, коим можно считать улицу Ленина. Несмотря на зной, жизнь здесь, можно сказать, кипела. Побродили по магазинчикам, расположенным в старинных зданиях, заглянули на рынок, где предлагался обычный ширпотреб: обувь, одежда, предметы быта. Цены — не дешевле, чем у нас на аналогичный товар.

1

В центре есть большой парк с лавочками и детским уголком. Среди зелени деревьев обнаружили небольшого беленького Ленина, указывающего на светлое будущее с высокой серой тумбы. Бюст неизвестного мужчины я почему-то приняла за Циолковского, а желтоватые скульптуры девушек, одна из которых несла на плече корзину с виноградом, а другая в ладонях держала ткань, явно символизировали колхозницу и рабочую ткацкой фабрики. Хотя, постойте, какой в Тутаеве виноград? Но я могла бы с уверенностью сказать, что россыпь мелких плодов была более чем похожа на дары юга. Да, похоже, моей подсохшей голове срочно требовалась очередная колонка:).

1

Вообще, старинный центр Романова по-своему интересен и самобытен. Ему бы хорошую хозяйственную руку! Упомянутые каменные лавки живо напомнили мне торговые ряды или галереи гостиных дворов. Правда, вместо колоритных вывесок с красивой вязью встречались банальные таблички, как водится, с женскими именами. Как и везде, тутаевцы предпочитали называть свои сельмаги «Наташа» или «Лана». Еще на площади обратили внимание на каменные продолговатые ангары, заканчивающиеся пожарной каланчой. Она, конечно, не такая красивая, как в Костроме, и менее изящная, чем в Рыбинске, внимание привлекает лишь подновленная, обшитая деревом верхушка. Как мы поняли, здесь размещается местная Пожарная часть. Пока глазели на каланчу, едва не прозевали вход в музей, посещение которого должно было увенчать наше путешествие по Романовской стороне.

1

Музей «Домъ на Новинской» (филиал Ярославского Художественного музея). Адрес: г. Тутаев, Левый берег, ул. Ленина, 8/59, тел. (48533) 7-85-11, время работы: с 10.00 до 17.00, кроме понедельника, сайт: www.artmuseum.yar.ru. Билет на все экспозиции — 100 руб., есть льготы. Фотосъемка — тоже платная.

Музей находится в старинном здании, где раньше располагался бывший Романово-Борисоглебский городской общественный банк (памятник архитектуры конца XIX века в стиле модерн). По длинной парадной лестнице поднимаемся на второй этаж, покупаем общий билет и идем знакомиться с двумя интереснейшими экспозициями «Провинциальный банк начала XX века» и «Квартира управляющего банком», а также выставками «Романовская баранка», «Романовский гвоздь» и «Романовская овца и Ко». Этот замечательный музей не зря называют «единственным в России музеем быта провинциальной буржуазии», лично нам такого еще не приходилось видеть. Главным героем музея является управляющий банком Федор Васильевич Гуров, богатый романовец, глава большого семейства, которое жило в казенной квартире при банковских помещениях. Смотрительница рассказала, что следы банкира сейчас утеряны, в свое время он эмигрировал за границу. Но вещи все действительно старинные и настоящие, музею их передал близкий друг управляющего, его портрет можно увидеть в кабинете хозяина.

1

Первая экспозиция собственно знакомит нас с провинциальным банком. Из вестибюля проходим в приемную, а далее — в операционный зал. Интересны представленные здесь старинные вещи: добротная конторская мебель, массивные столы, за которыми сидели педантичные счетоводы, передвижные и встроенные сейфы, многочисленные стеллажи. Обратили внимание на писчие принадлежности, различные амбарные книги, бланки отчетности, запомнились пишущие машинки, счеты. Ну, и конечно, здесь были представлены старинные купюры различных номиналов. Вообще, зал интересно организован, причем, такое расположение существовало и в реальном операционном зале старинного банка. В одном месте — канцелярия, в другом — кассиры, все продумано до мелочей, в том числе и безопасность. А вот следующий зал погружает нас в совсем недавнее прошлое. Здесь мы видим помещение почти современного банка с лаконичной офисной мебелью, оргтехникой, калькуляторами. Правда, компьютеры годов так начала 90-х, не думаю, что современные школьники помнят такие забавные ящики с крошечным экраном и массивной лучевой трубкой. А я азы компьютерной грамоты познавала за такими «монстриками». С интересом осмотрели витрину с документами и купюрами как советского, так и современного образцов. Очень познавательная экспозиция. Особенно понравилась моему мужу, склонному ко всяким-разным финансовым и экономическим делам.

Вторая экспозиция славного музея знакомит нас с квартирой управляющего банком. Здесь также представлена старинная мебель, изящные интерьеры, соответствующие своей эпохе предметы обихода, одежда, посуда, книги, документы и портреты. Создается ощущение реальности, будто мы действительно попали в гости к богатому банкиру. Даже удивительно, насколько обеспеченные люди жили в маленьком Романове! Смотрительница поясняет, что в зависимости от времени года меняется одежда, а по праздникам — убранство интерьеров и сервировка стола. Экспозиция расположена на двух этажах и представляет собой жилую и хозяйственную половины.

Осмотр, как водится, начинаем с находящейся на втором этаже передней, где и сейчас висит плащ и стоит трость хозяина. Далее попадаем в красивую столовую, где гостеприимно накрыт стол, аппетитные яства разложены на старинном фарфоре, тускло поблескивают графинчики с настойками и бокалы, может, это нас ждут в гости радушные хозяева? Проходим с очаровательную комнату хозяйки, о такой мечтала бы любая утонченная девушка: нежные бордовые тона, туалетный столик с милыми безделушками и косметикой, великолепное бальное платье, как жаль, что его нельзя примерить! Далее попадаем в просторную гостиную, где коротали вечера знатные гости нашего управляющего: кто за карточным столом, кто за чашкой ароматного чая, а хозяйка непременно играла романтические вальсы, сидя вполоборота за массивным пианино. Кабинет хозяина по-мужски лаконичен: синие тона, большой письменный стол с аккуратно разложенными документами, макеты кораблей-то ли сувениры, то ли воспоминание о детском хобби. Из кабинета легко попадаем в богатую библиотеку, заполненную до отказа книгами в тяжелых переплетах, сразу видно, что наш банкир — человек умный, образованный и начитанный.

А мы спускаемся по лесенке в хозяйственные помещения, ведь чтобы содержать такой большой дом, нужна прислуга. В дворницкой — различные предметы, необходимые в быту. На кухне — чугунки, кринки, самовары, скалки, сита да толкушки, прочие кулинарные приспособления, коробочки, мешочки да связки лука, непременно романовского! Представляю, как вкусно здесь пахло накануне праздничного ужина! Очень понравилась простая и милая комната служанки: незатейливая мебель, скромная одежда девушки, прялка, вышивки и кружева — все так чисто и опрятно.

Здесь же, внизу в маленьких зальчиках находятся 3 замечательные экспозиции, посвященные традиционным романовским промыслам.

«Романовская баранка» знакомит нас с вкуснейшими традициями старинного волжского городка. Мы с интересом рассматриваем многочисленные экспонаты. Оказывается, все они съедобные, их с любовью выпекали местные хлебопеки. От традиционных круглых баранок различных диаметров, коими увешены пузатые самовары, переходим к настоящим произведениям искусства: изделия в форме овечек, гвоздей, монеток и даже целый парусник из теста! Вот это да! Правда, кушать все это мучное изобилие нельзя, так как экспонаты покрыты лаком. А жаль:). Смотрительница по секрету рассказывает, что бублики в Романове готовились по специальному рецепту, технология сейчас успешно восстанавливается, и, как знать, может быть, современный Тутаев вернет себе славу «бараночного городка».

«Романовский гвоздь» — еще одна местная достопримечательность. Согласно легенде, Петр I, оценив чудеса местных кузнецов, повелел использовать исключительно романовские гвозди для строительства своего флота. Так это было или нет, а в музее собрана самобытная и разнообразная коллекция гвоздей: старинные и длинные, многогранные и массивные, а также практически современные, какие наверняка лежат в деревенской сараюшке. Впрочем, коллекция эта тоже собиралась по домам тутаевцев. А ведь если подумать, гвоздь — чрезвычайно необходимая в хозяйстве вещь, и полку без него не повесишь, и дом не построишь. В продолжение железной тематики мы также осмотрели и другие кузнечные изделия: ключи, замки, подковы, засовы.

Еще есть детский музей «Романовская овца и Ко», но он, к сожалению, был на реконструкции. Впрочем, смотрительница объяснила, что в нем обитают игрушечные овечки, сделанные из различных материалов: вязаные, деревянные, матерчатые и современные пластмассовые (последнего представителя нам удалось увидеть у входа в зал, видимо, сбежать хотел, негодник:)). Легенда о возникновении этой замечательной породы опять же связана с именем Петра Великого. Дескать, пленившись сочной зеленью местных пастбищ, царь приказал доставить из Германии в маленький Романов силезских баранчиков и двух овчаров. Музейных же обитателей ласково зовут Ромами и Ромашками. А еще, вроде бы на окраине левобережного Тутаева есть комплекс по разведению этой породы, желающие могут сами увидеть этих очаровательных созданий.

Вот такое познавательное путешествие в историю получилась у нас. Музей нам очень понравился. Хотя мы и не брали экскурсию, как водится, нас сопровождали милые и общительные смотрительницы, которые давали интересные пояснения и охотно отвечали на наши вопросы. Здесь же в отделе сувениров купили очередной магнитик с видом Преображенско-Казанской церкви и сборничек исторических очерков о древнем Романове-Борисоглебске.

Выйдя из прохлады банка, погуляли по магазинчикам, затем отправились к пристани. На паром, как водится, опоздали. А посему свободные минут 20 посвятили загоранию и купанию. Здесь, около причала, недалеко от Преображенско-Казанской церкви, народу было предостаточно, свободные тутаевцы отдыхали целыми семьями и компаниями, несмотря на будний день. А, может, из-за жары романовцы решили устроить себе сиесту:)? Водичка оказалась чистой, только мешали камни на дне. А песок на пляжике — золотистый, мягкий и горячий, даже ступать больно. Я, уже давно поняв, что макияж исчез при первом купании, а волосы давно растрепались после моего приключения с колонкой, резвилась, как ребенок, окуналась с головой. Впрочем, на правый берег приехала уже абсолютно сухая, хоть и лохмато-кудрявая. А вообще в качестве отдыха тутаевские берега — просто сказка! Мы так давно отвыкли от чистых рек. Я бы хоть каждый день сюда приезжала загорать и купаться.

Вдоволь нарезвившись и освежившись, натянув одежду на мокрую кожу (высохла на такой жаре, естественно, моментально), мы поспешили на подоспевший паром. Он большой и достаточно быстрый, в пути всего 3 минуты, перевозит как людей, так и автотранспорт. Билет на сей замечательный аттракцион стоил всего 15 рублей, есть какие-то льготы. На пароме мы переправляемся впервые в жизни, но это отнюдь не страшно. А какие изумительные панорамы открываются на левую и правую сторону Тутаева! Красота! А за кормой плещется изумительно синяя волжская водичка. Мне немного грустно покидать уютную Романовскую сторону, и я машу рукой розовой Преображенско-Казанской церкви: «Еще увидимся!».

2

БОРИСОГЛЕБСКАЯ СТОРОНА

Спустившись с парома на твердую землю, мы поначалу и не заметили существенного различия между сторонами. Буйная зелень на склонах, одноэтажные домики у прибрежной линии, большой пляж, сплошь усыпанный загорелыми телами праздных тутаевцев. Здесь, у пристани, все еще ощущалась та чарующая размеренность, чувство остановившегося времени, которые нередко посещают меня в наших маленьких городках. В сам город пришлось подниматься по длинной лестнице, с фонарями и лавочками. Будто из деревенского уюта мы шли в пафос «большого сити».

А вообще, Борисоглебская сторона считается современной. Здесь и промышленность сосредоточена, и домов высотных полно, правда, безликих, неинтересных. Ну, и, конечно, магазины всякие-разные, банки. Много машин, народ одет современно. В общем, самый обычный и скучный город, напоминающий окраину нашего Ярославля. Романовская сторона выигрывает своей душевностью на сто процентов!

Но, и здесь, есть, что посмотреть.

3

Воскресенский собор (1652—1678 гг.).

Основная достопримечательность и достойное украшение Борисоглебской стороны. Построенный в XVII веке неизвестными зодчими на высоком волжском берегу, собор привлекает внимание еще с противоположного берега. Вблизи же кажется еще более величественным.

На территорию храма ведут Святые ворота. Сам Воскресенский собор высокий, торжественный, белоснежный, очень нарядные галереи с ассиметричными высокими крыльцами. Храм украшает каменная резьба, тяжелое пятиглавие зеленых куполов с тонкими аскетичными крестами устремлено в небо. Очень интересны украшающие собор фрески. Шатровая колокольня несколько теряется на фоне громады святыни. Храм великолепен, он едва ли не одно из самых прекрасных произведений русского зодчества, виденных нами.

По большой парадной лестнице поднялись в прохладу собора, великолепно расписанного мастерами. Многие фрески уже отреставрированы, какие-то работы еще продолжаются. Примечательно, что главные помещения собора были расписаны ярославскими мастерами около 1680 года. Естественно, росписи отражают разнообразные библейские сюжеты. Вообще, со знанием дела можно бесконечно долго ходить по галереям Воскресенского собора. Фрески удивительно яркие, сочные, на стенах изображены целые истории, узнаваемые и не очень. Одни из наиболее известных: сюжеты с изображением Всемирного потопа и печально известное строительство Вавилонской башни. Есть фрески, повествующие о вполне реальных событиях, например, крещении Руси. Особенно запомнились нам сцены сотворения мира с безмятежной жизнью первых людей и Страшного суда с характерными изображениями Ада, грехов, бесов и мучающихся грешников, впрочем, присутствуют здесь и эпизоды спасения. Но все равно выглядит жутко, если представить, что всех нас ждет подобное «веселье». Безусловно, для людей понимающих, это будет познавательно и поучительно. Нам же, несколько далеким от религиозной тематики, оставалось только оценить живость композиций, детальную проработку сцен, яркость красок. Выполнено мастерски, прекрасно!

Мы побродили по галереям, рассматривая росписи, в храме было торжественно и красиво, перед многочисленными иконами горели свечи. Мы тоже поставили свечку перед образом Казанской Божией Матери. Воскресенский собор оставил ошеломляющее впечатление, я даже говорить не могла. Вот так, современная, казалось бы, Борисоглебская сторона с ее безликими высотками и ничем не примечательными дворами хранима такой замечательной святыней.

2
2
2

«Чайная» на ул. Соборной. В нее мы зашли, выйдя из прохлады Воскресенского храма. Моему усталому организму просто требовалось хоть немного взбодриться. Кафешка привлекла внимание самобытной вывеской да нарисованным пузатым самоваром. Подумать только — настоящая чайная! Видимо, здесь, недалеко от берега, еще чувствовалось дыхание старины соседнего Романова. Антураж, конечно, был современный: бежевые пластиковые панели, лаконичная мебель, кондиционер, крошечный прилавок со всевозможной выпечкой. Есть не хотелось, предпочла заказать обычный кофе. Ожидала получить псевдо-кофейную бурду по типу «3 в 1». И была приятно удивлена, когда милая продавщица положила в мой пластиковый стаканчик щедрую порцию черного порошка из банки с зеленой надписью «Якобс»! Пусть растворимый, но вполне приемлемый кофе обошелся мне всего в 12 рублей. Пока я наслаждалась прохладой «Чайной», кофе и выпавшей минутой отдыха для моих уставших ног, муж с присущей ему энергией освоил окрестности и с помощью путеводителя и словоохотливых борисоглебцев уточнил наш дальнейший маршрут.

1

Благовещенская церковь (1660 г.).

Расположена в южной части бывшей Борисоглебской стороны. К ней мы долго шли по улочкам современного Тутаева. Церковь была построена московскими зодчими по заказу жителей рыбной слободки. По архитектуре это был бесстолпный храм с трапезной и колокольней над западным входом. Понятно, что после революции церковь подверглась разрушению и запустению, богослужения здесь возобновились лишь в 2001 году. Особенно почитаемой в храме считается чудотворная икона Донской Божией Матери.

Свежепобеленный храм, украшенный кокошниками и увенчанный крепкой густо-голубой главкой в золотистых звездочках, показался строгим и лаконичным. Впрочем, на фоне июльской зелени и волжской лазури смотрелся нарядно и мило. Видно, что реставрация идет полным ходом, даже строительные леса и остатки обнаженной кирпичной кладки не могли испортить облик церкви. Сразу становилось понятно: это святое, намоленное место. Жаль, что Благовещенская церковь оказалась закрытой, было бы интересно взглянуть на ее внутреннее убранство. Походили около, полюбовались и пошли назад, к центру.

2

«Парк советского периода». Когда-то после окончания Великой Отечественной войны на месте бывшей базарной площади учащиеся тутаевской школы и горожане разбили зеленый сквер. А 3 августа 2008 года здесь был создан новый интереснейший экскурсионный объект — «Парк советского периода». Среди тенистых аллей было так приятно спрятаться от изнуряющей июльской жары. В парке среди высоченных раскидистых деревьев и чистых дорожек можно осмотреть наивные и симпатичные скульптуры, словно погружающие нас в забытое советское детство. Вот на высоком сером постаменте бюст Ильи Павловича Тутаева (1897—1918 гг.), красноармейца, имя которого теперь носит город. Есть также бюсты Сталина и Ленина, волевое гипсовое лицо какого-то молодого мужчины, суровый бородач, которого я определила как Карла Маркса. На фоне всех этих политических деятелей трогательно смотрится скульптура двух читающих девочек (50-е годы прошлого века). А выходящую к административному зданию аллею завершает пара гипсовых пионеров, в лучшей традиции советской эпохи отдающих честь. Вообще парк с белыми изваяниями слегка напомнил старинное кладбище, но, в целом, приятное местечко. Думаю, здесь любит собираться местная молодежь, а свидания, должно быть, назначают у того или иного видного деятеля:). Мы тоже не далеко ушли от «нежного возраста бесшабашной романтики». Посему с удовольствием посидели на лавочке в прохладе парка, съели по мороженому. А, вообще идея создания такого парка — вроде бы простенькая, а на самом деле очень даже не банальная. Читала, что «Парк советского периода» будут продолжать облагораживать и благоустраивать, появятся новые экспонаты. А еще о том, что только в Литве есть подобный сквер, где люди старшего поколения могут поностальгировать, а молодежь — прикоснуться к не такой уж и далекой истории.

Наша венчальная поездка постепенно подходила к своему завершению. Мимо типовых высоток мы дворами вышли к центральной магистрали. Видели высокую краснокирпичную церковь, почти достроенную, определили ее как новодел, по крайней мере, ни в одном источнике сия святыня не упоминалась. Жара и усталость накатывали. Хотелось есть, но в пафосный ресторан «Мясной двор» не пошли, а хрустеть чипсами в пивных палатках хотелось еще меньше.

1

На автовокзале купили билет до Ярославля через Константиновское на 19.15 (52 руб./чел.), а в ближайшем магазине — булку «Ромашка» (вот оно, напоминание о прежнем названии городка!), мясной окорок и пиво. Сделав импровизированные сэндвичи, поужинали в трясущемся автобусе-пазике по пути домой. Путешествие вполне удалось, было интересно прикоснуться к истории этого славного города с древними святынями и сохранившимися в вихре времен милыми брендами. Мы получили массу приятных впечатлений и уверенность, что еще не раз сюда вернемся.

Мы уезжали, а нас провожали большие желтые буквы на жилом здании «Романов-Борисоглебск», думаю, тутаевцев не покидает надежда вернуть своему городу историческое имя.

Фотоальбомы к рассказу

Комментарии

YuKuz
18 марта 2012 г. 1:22
Бедная наша российская глубинка. Ни кому до нее дела нет! И вряд ли отношение к ней скоро изменится.Спасибо, что знакомите нас с такими интересными городками!
Ena
18 марта 2012 г. 10:28
YuKuz, да нет, читала, что туризм в Тутаеве потихоньку развивается, открываются новые объекты. Хотя такие местечки хороши своей нетронутой природой и душевностью.
Да, мне нравится ездить по таким местечкам, всегда приятно, когда люди интересуются ими после прочтения рассказов (значит, не зря стараюсь ).
Ksenia15
+1
21 декабря 2012 г. 10:49
Какие красивые места! Спасибо за такие интересные и подробные очерки о Ярославской области и окресностях. Как хочется путешествовать по России! Дай Бог, будет и у нас развиваться туристическая инфраструктура, чтобы можно было отправляться в путь не опасаясь плохих дорог и разных напастей.
Ena
21 декабря 2012 г. 18:54
Ksenia15, да, в глубинке можно найти много всего интересного. Мне всегда хотелось путешествовать по родной провинции, сейчас мои мечты начинают потихоньку сбываться. Соглашусь, порой эти поездки лишены определенной комфортности, иногда сложно найти подходящую гостиницу. Ну, и дороги... Для нас большая проблема - подобрать маршрут (даже по нашей области транспортное сообщение не всегда удобно). С авто, конечно, легче. Плохими дорогами уже никого не удивишь, а опасности - на мой взгляд, в заграничных поездках их не меньше. Так что - дерзайте))
+1
31 декабря 2013 г. 23:27
Написано, конечно, хорошо. Но мне, родившейся и выросшей на левобережной части Тутаева обидно было видеть некоторые перепутанные названия церквей. Уж мы-то, тутаевцы, не всегда можем знать, какому святому она посвящена, но название её знаем хорошо. И особенно обидно за достопримечательность -дореволюционной постройки арочный кирпичный мост, что ведёт к Леонтьевской площади с храмом, назван деревянным мостиком. Там в целях сохранности постелены доски и запрещён проезд. Но в мою бытность там по нему ещё ездили. И всё-таки спасибо за статью и отличные фото. Ирина Козырева (Затеева)
Ena
2 января 2014 г. 8:09
Ирина, спасибо за внимание. Прошу прощения за неточности, видимо, источники (книги и Интернет) на сей раз меня подвели. Конечно, Вам виднее. Поправьте названия, если не трудно.
Что касается мостика - спасибо за информацию. Мы же ездили в Тутаев самостоятельно, у нас не было гида, который мог бы подсказать. Я вполне могла ошибиться.
Приятно, что Вам понравился рассказ и фото ))
Запись с ответом была удалена.
Запись с ответом была удалена.
Ena
22 ноября 2016 г. 12:56
yurr117, большое спасибо за внимание к рассказу и комментарии. Тутаев - очаровательный и самобытный провинциальный город. Очень хочется, чтобы он продолжал развиваться, процветал. Мне очень в ту поездку понравилась именно Романовская сторона - душевная, милая. Запомнился музей провинциального банка. Я все хочу вернуться в Тутаев, но пока не получается.
yurr117 писал 19 ноября 2016 г. 19:21
Просто люблю этот город.
Очень хорошо сказано!
yurr117
22 ноября 2016 г. 13:13
Ena! Вы, вероятно, очень давно были в Тутаеве. Музея провинциального банка там давно нет.
yurr117
22 ноября 2016 г. 13:26
На первом этаже магазин. На втором - не знаю, что такое.
Ena
25 ноября 2016 г. 22:29
yurr117, да, мы были в Тутаеве в 2010 году, я писала об этом. Знаю, что музей банка закрыт, это написано на сайте, мы тогда удачно успели его посетить. Я все-таки, надеюсь, что он еще откроется А так в Тутаеве еще несколько интересных мест открылось, и это радует!
Запись с ответом была удалена.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.