ReginaLukashina
Регина Лукашина — была 23 сентября 2016 г. 10:34
 – Активность на Туристере замораживаю. Старые публикации оставляю читателям. Ушла на Facebook

Заповедная Москва. В тиши монастырских подворий. Часть первая

14 марта 2012 г. 16:03 Москва — Россия Март 2012

Ох, как давно это было!… Разносили по Москве-матушке малиновый звон сорок сороков церквей. И были на Первопрестольной монастырские подворья. Строгие в молитвенном сосредоточении и таящие загадки вполне живые, житейские. В одном из прошлых моих рассказов я уже поведала, что с Богородице-Рождественским монастырём, основанным ещё в 1380-х годах княгиней Марией Андреевной, супругой Андрея Серпуховского, связана история одного из самых первых и громких бракоразводных процессов на Руси.

Пока вы, выйдя из станции метро «Трубная» на бульвар, любуетесь башенкой, ставшей «фоном» для известной картины Василия Перова, напомню в двух словах. Великий князь и государь русский Василий Ш разлюбил свою жену Соломонию Сабурову и обвинил в бесплодии, заточил в эту обитель. Но уже там инокиня тайком родила внебрачного сына, ставшего впоследствии знаменитым жестоким атаманом разбойников Кудеяром и, стало быть, сводным братом царя Иоанна Грозного…

А сколько монастырей не сохранило жестокое время! Чудов в Кремле, Вознесенский девичий за Спасскими воротами Кремля, Горели они и от копеечных свечек, и разорение терпели и от татар, и от поляков, и от французов, и от богоборцев после октября 1917 года. Ну, а мы с вами сегодня отправимся в те, что хранят старину московскую, куда можно сходить и прикоснуться к живой истории.

Сразу развею некоторое привычное заблуждение. Сорок сороков — это очень красиво звучит, но это условное выражение. Дело в том, что московские храмы и до настоящего времени административно объединяются в так называемые «сорока». Это вовсе не значит, что внутри каждого такого «подразделения» 40 храмов, а всего, стало быть 1600. Всего известно из исторических источников около тысячи московских храмов, как дошедших до нас, так и разрушенных… Но вернёмся на улицу Рождественка.

Там вообще тихо, в отличие соседствующего бульвара и сумасшедшей Трубной площади, а двор Богородице-Рождественского монастыря ещё и отгорожен полностью от городской застройки другими домами и монастырским келейным корпусом. Поэтому, когда туда во двор попадаешь, окутывает намоленная умиротворённая тишина. Первым делом в глаза бросается собор. Построен он был в эпоху Василия Ш. В 1903–1904 годах по проекту архитектора Виноградова была проведена реконструкция церкви Иоанна Златоуста и возведена трапезная монастыря.

А неподалёку — ещё один монастырь, Высокопетровский. Это уникальный комплекс так называемого «нарышкинского барокко». И храмы, и келейные корпуса были выстроены в одном и том же стиле в 1680–90 гг. Это семейная усыпальница бояр Нарышкиных, родичей Петра I по матери. Архитектурный ансамбль удивителен своей цельностью, праздничностью и оставляет впечатление очень радостное. К слову, Новодевичий монастырь, о котором я уже писала, украшенный и отстроенный по иронии судьбы своей будущей узницей царевной Софьей Алексеевной, тоже построен в стиле «нарышкинского барокко», которое правильнее было бы называть, наверное, «истинно московским».

Обычные элементы этого стиля — это удивительные резные архитектурные фрагменты, жизнерадостная пестрота, обилие деталей, яркие краски — сочетание красного, белого и золотого. И посередине всего этого ансамбля возвышается огромный даже по нынешним временам собор, построенный в 1525 году по стилистике очень схожей с Успенским собором Московского Кремля.

Ещё один монастырь, в который непременно стоит отправиться, — Спасо-Андроников. Он находится недалеко от станции метро «Площадь Ильича». Немалую роль в современной «жизнедеятельности» этой старинной обители занимает комплекс имени Андрея Рублёва. Если соберётесь там погулять, имейте ввиду, что по четвергам ворота для вас не откроют, в остальное время по территории художественного заповедника можно свободно гулять. Кстати, так было даже в советские времена. Очень хорошо помню, как ещё до кончины Леонида Ильича Брежнева комсомолка Регина Лукашина и её одноклассница привезли в музей митрополичьего Спасо-Андроникова монастыря группу французских лицеистов приобщаться к великой средневековой культуре своей родины.

Не знаю, как со дня основания в 1357 году, но по сравнению с 1981-ым здесь практически ничего не изменилось. Главная достопримечательность это, конечно же, Спасский собор, древнейший из сохранившихся московских храмов. По самым смелым предположениям, утверждают историки, он был построен ещё в XIV веке, и уж совершенно точно расписан фресками преподобным Андреем Рублёвым в 1428 году.

Сохранившиеся фрагменты росписи, как объяснил мне доцент РГГУ Сергей Шокарев, поскольку являются «служебными» внутри окна, скорее всего, принадлежат кисти не самого Рублёва, а кого-то из подмастерий. Обратить внимание стоит ещё непременно на колокольню и храм над трапезной монастыря, где в 1691 году в третьем ярусе учредили церковь Михаила Архангела. Не обойдите Вашим вниманием экспозицию древнерусской живописи и икон… Оказавшись здесь, из городского шума и суеты попадаешь в мир тишины и спокойствия. Не случайно здесь нередко можно видеть женщин с колясками. Это настоящий островок покоя.

В центре города расположен ещё один действующий, совсем небольшой мужской монастырь. Сретенский. Это небольшая обитель с очень интересной историей, которая дала название и улице, и соседнему бульвару. В 1395 году Руси грозило нашествие Тамерлана, жестокого среднеазиатского завоевателя. И в то время, когда великий князь Владимир выступил с войском к берегу Оки, митрополит Киприан организовал перенос в Москву из Владимира-на-Клязьме чудотворной святыни образа Владимирской Божьей Матери.

Произошло это 26 августа, а уже через сутки хромой Тимур повернул от Руси на юг, разорять Закавказье. Лежавшая у него на пути в Европу беззащитная Москва была избавлена от нового страшного несчастья. А Василий I, разобравшись с ратными делами, через два года на Кучковом поле основал специальный монастырь в честь той «встречи» иконы, то есть «сретения». Древние постройки монастыря до нас не дошли. Его пятиглавый собор был построен в 1679 году «иждивением» царя Фёдора Алексеевича, что ещё и украсил иконостас собора в 1680 году образами святых покровителей царской семьи — иконами Фёдора Стратилата воина (одноимённый храм находится поблизости в Архангельском переулке, практически слившись с храмом Архангела Гавриила, домовой церковью полудержавного властелина Александра Меньшикова) и святой мученицы Агафьи, тёзки царицы Агафьи Грушецкой, супруги Фёдора.

Поделюсь с Вами ещё одной диковиной этого места. На пасхальной неделе монахи позволяют всем желающим бить в монастырские колокола. Каким бы неумехой не оказался самодеятельный звонарь из числа верующих и просто прохожих, звон оказывается малиновым… Продолжение следует.