Регина Лукашина — была 23 сентября 2016 г. 10:34
 – Активность на Туристере замораживаю. Старые публикации оставляю читателям. Ушла на Facebook

Заповедная Москва. Заяузье. В тени высотки

14 марта 2012 г. 5:04 Москва — Россия Февраль 2012

Архитектура, сказал Николай Васильевич Гоголь, «та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания». Франк Ллойд говорил, что врач может похоронить свою ошибку, а архитектор — разве что обсадить стены плющом. Ле Корбюзье, известный столице не понаслышке своими творениями, утверждал, что дом — это машина для жилья.

Добротность и функциональность, очаровательный уют и высочайшие амбиции встретились в ожесточённом споре в том уголке Москвы, куда мы вновь отправимся на нашу пешую прогулку по мартовскому солнышку. В иллюстрированном практическом путеводителе по столице, изданном в 1907 г., разъяснялось, что «Заяузье представляет собой треугольник, образуемый реками Москвой, Яузой и линией Курской железной дороги, и принадлежит к окраинным частям города».

В черте Земляного города этот остров соединён с остальным городом пятью мостами. Возвышенную часть Заяузья составляла раньше Швивая или Вшивая горка, взявшая своё двойное имя и от проживавших тут исстари грошовых портняжек, и от нечистоплотной городской бедноты, что дала местности не менее лихую славу, чем недалёкой Хитровке. Сто лет назад автор гида по Первопрестольной, задержавшись с хвалебным словом у стоящего на высоком месте храма Воскресения в Гончарах, что «давал живо почувствовать старую столицу», вёл туриста далее.

«В переулки с низкими воротами и широкими дворами, видными за ним, и с маленькими домишками и со старыми садами, заставляющими совершенно забывать, что в нескольких шагах бьется пульс напряжённой сложной жизни большого города».

А разве не так и сейчас? Уступчатый силуэт знаменитой высотки на Котельнической, что была заложена в год 800-летия Москвы, её светлая нарядная облицовка, башни со снопами колосьев и стройный шпиль отвлекают внимание, загораживают и прячут за протяжёнными боковыми крыльями уголки настоящей дремотной старины.

Неужели возможно в наши дни подобное? А ведь да! Для посещения церкви Никиты за Яузой, 1595 года постройки (там расположено представительство Афонской монашеской республики в Греции, куда, согласно распоряжению, согласно приданию, самой Богородицы, запрещён доступ особ женского пола) нужна особая одежда. Девушек в брюках, дам без головных уборов не допускают даже помолиться.

За попытку сделать на память снимок шлемовидной позолоченной главы вас сурово пристыдят, зато городские усадьбы и узкие улочки вокруг таят немало занимательного. Старые московские кварталы, лежащие внутри Садового кольца, для любознательного туриста могут быть не менее привлекательны, чем привычные освоенные маршруты. Заяузье, что лежит вдоль возвышенного левого берега Москва-реки на стыке древних водных и сухопутных дорог, не менее своеобразно по своей архитектуре, чем исхоженное вдоль и поперёк Замоскворечье.

Выйдя из метро Таганская-кольцевая пойдём сразу налево, на Верхнюю Радищевскую улицу, перспективу которой замыкает крупный, ярко-красный объём церкви Николы на Болвановке у Таганских ворот. Необычное название, объясняют москвоведы, идёт от живших здесь в старину ремесленников, что делали деревянные формы-болванки для головных уборов. Это последнее, по-видимому, творение зодчего Осипа Старцева, что получил широкую известность своими работами в Крутицком подворье и в Кремле, на пороге «новой эры» в отечественной истории в 1682 году архаичной тройной формой храма запечатлел в камне свой вызывающий протест эпатирующим дремотную патриархальную жизнь Москвы новшествам молодого царя Петра Первого, к тому же ещё переместившего официальную столицу государства на берега Невы.

Ещё сто лет назад на гребне холма шатровая звонница господствовала над низкорослой застройкой старой Таганки. Чуть ниже к Яузе — одна из самых великолепных городских усадеб рубежа 19 столетия. Построенная для владельца чугунолитейных уральских заводов миллионера Баташова в 1822-24гг. архитектором М.Кисельниковым по проекту Матвея Казакова, она уцелела во время нашествия Наполеона и страшного пожара потому, что в главном доме ансамбля «умной старины» поселился маршал Мюрат со своим штабом.

Отделённая от улицы кованой оградой, охраняемая литыми добродушно-мудрыми львами, что глядят с колонн портика как дворовые полканы, раньше, как писали искусствоведы, эта усадьба оказывала организующее влияние на городской пейзаж старинной гончарной слободы.

Пойдём глубже в переулки, чуть назад, и новая находка среди разновременных памятников этой заповедной зоны — церковь Успения Богородицы в Гончарах. Ещё в 1654 году веке безвестные зодчие возводили её на средства жителей, и без всяких тонких художественных замыслов она стала по-домашнему уютной и живописной постройкой ушедшей эпохи.

Цветные изразцы, красный камень, потемневшая позолота, кажется, ещё миг, войдёт купец в картузе и сапогах гармошками, барыня в собольем капоре. Поскольку храм был как бы «районным», его многократно украшали дополнительно на средства обитателей этого ремесленного квартала. Так, в 1702 году появился придел, а в 1790 — колокольня.

Но не это здесь главное, а удивительные произведения декоративно-прикладного искусства — аутентичная керамика, выстоявшая веками под всеми атмосферными неприятностями и не утратившая сочных оттенков. А если обогнуть церковь — увидим под одной из маковок четыре лепные фигуры евангелистов в человеческий рост. Этот «декор» — творение «местного жителя», гончара Степана Полубеса, мастера, отмеченного царским вниманием, но «погоревшего» на любви к родовитой женщине. Об этом я ещё напишу в статье про Замоскворечье.

Заяузье — уникальное заповедное «местечко» Москвы, где можно провести несколько восхитительных часов весенним вечерком после работы.

Чудо как хороша и церковь Покрова Пресвятой Богородицы с колокольней на Лыщиковой горе (1748 года постройки), до которой можно дойти, если с Яузской улицы, осмотрев с фасада усадьбу Баташевых, свернуть направо по Николоямской улице.

А на обратном пути идите по левой стороне и загляните в подворье церкви Симеона Столпника 1858 года с её уникальными окнами, кессонирующими купол и наполняющими пространство храма дневным светом. Если бы окна мыли чаще, наверное, было бы ещё благостнее. А так… экологически нечистые осадки, божьи птички (ангелы мира) голуби, что всё больше в наше время по помойкам. Впрочем, простите за прозу.

Усадебное житьё-бытьё патриархальной, спокойной и хлебосольной Москвы, где «радели» родному человечку в духе «Горя от ума» и Фамусова, можно себе нафантазировать, если прогуляться по Гончарной улице, свернув на неё от строго-монашеского Афонского подворья, облепленного попрошайками, как в старо-купеческие времена щедрой богоугодной раздачи милостыни и еды.

Если городская усадьба XVIII—XIX вв. зодчих Василия Баженова и Матвея Казакова, известная, как дворец Тутомлина (Гончарная, дом 12), когда-то господствовавшая в панораме Заяузья, неузнаваемо перестроена, то расположенная тут же усадьба Клаповской (дом 16) почти не изменила своего облика в стиле Empire.

Её главный дом был возведён в 1816–1823 годах на месте белокаменных палат XVII века. Обидно только, что банковские структуры закрыли обзор памятников архитектуры до такой степени, что «заглянуть» туда можно только при редкой оказии заезда через ворота какого-нибудь новорусского экипажа.

Впрочем, не будем о грустном. Здесь, действительно, есть на что полюбоваться. Спустимся вниз по крутому переулку к Москва-реке. Тут уступами прямо на горе разместился симпатичный храм Николы в Котельниках, построенный архитектором Осипом Бове в 1822—1824 гг.

Здесь расположено чешское православное подворье. Заглянем, поставим свечку. А потом — к свежести реки, от которой дует настоящей весной! И открывается великолепный вид на Садовнический остров. Приятной прогулки!