ReginaLukashina
Регина Лукашина — была 23 сентября 2016 г. 10:34
 – Активность на Туристере замораживаю. Старые публикации оставляю читателям. Ушла на Facebook

Заповедная Москва. Великокняжеское село Коломенское

14 марта 2012 г. 5:09 Москва — Россия Сентябрь 2011

Из объектов, включённых в списки всемирного наследия ЮНЕСКО, какими мы можем полюбоваться, не отправляясь в долгие зарубежные вояжи? Всего то несколько остановок от центра на юг по зелёной ветке Московского метрополитена, и мы в Коломенском. В селе, являвшемся царской резиденции и вотчиной. В конце зимы там масленичные скоморохи, летом — соловьи в кустарнике, сохранившемся на крутом берегу с видом на излучину Москвы-реки. А надо всем этим парит белокаменное, устремлённое вверх кружево. Церковь Вознесения Господня была внесена в анналы ЮНЕСКО в 1994 году. Три года назад там была окончена реставрация, и подклетный ярус был открыт для посещений не только специалистами и журналистами, но и всеми желающими туристами.

Чем ещё заметен в истории один из первых каменных шатровых храмов на территории нашей страны? Есть версия, что эта церковь была возведена в честь рождения будущего царя Иоанна Грозного. Как рассказывал мне заведующий кафедрой региональной истории и краеведения Историко-архивного института РГГУ Владимир Фотиевич Козлов, точную истинность такого предположения в документах не обнаружено. Однако можно с изрядной долей уверенности предположить, что поставил церковь великий князь Василий III в. честь появления на свет долгожданного наследника в 1528–1532 годах. О драматическом бракоразводном процессе отца Иоанна Грозного с нелюбимой (и потому бездетной до заключения в монастырь) Соломонией Сабуровой я рассказывала в предыдущей статье про Новодевичий монастырь.

Некоторые исследователи полагают, что церковь Вознесения, спроектированная, по неподтверждённым данным, итальянским зодчим Петром Францизском Ганнибалом в соавторстве с русскими мастерами Петроком Малым и Петром Фрязиным, «была стилизована с местной архитектурой, так как зодчие угадали в ней дух готики». Однако историки убеждены, что никакого клонирования не было. Сам термин «готика» возник значительно позднее, в XIX веке. В церкви Вознесения Господня сказался всё-таки стиль русский. На Руси до середины XVI века большие храмы шатрового типа строили на севере. Их было много, но, к сожалению, большинство из-за пожаров (а храмы были деревянными), до нашего времени не дошли. Кижи — отдельная история. Им просто повезло так сохраниться. А церковь Вознесения, построенная великим князем Василием, возможно, как воплощённая в зодчестве и услышанная молитва о благополучном чадорождении, сохранилась и выжила потому, что построена из камня. Огромный шатровый храм — высшее достижение русского национального шатрового стиля.

Вообще же Коломенское — это выдающийся архитектурный комплекс бывшей подмосковной великокняжеской и царской усадьбы. Удивительно то, что он почти сохранился в первозданном виде от XVI века. Любое мало—мальски значимое событие в русской истории так или иначе откликалось здесь, в Коломенском. Согласно преданию, село Коломенское было основано беженцами из города Коломны, которые спасались от Батыя. Это село упоминал в духовной грамоте Иван Калита.

Первое официальное упоминание датируется 1336 годом. Село называется таковым и в летописях в связи с борьбой с Золотой Ордой и Крымским ханством. Через Коломенское, как полагают, после победы на Куликовом поле в 1380 году возвращался Дмитрий Донской. Больше всего это место любил Иоанн Грозный. В соседнем селе Дьякове, расположенной нынче в черте музея-заповедника) он велел построить церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Выдающийся отечественный историк Иван Забелин указывает, что Иван Грозный имел обычай праздновать в Коломенском дворце свои именины, а потом и победу над Казанью.

Расцвет его приходится на царствование Алексея Михайловича. С Коломенским связаны события Медного бунта 1662 года. Позже здесь нередко живал юный Пётр Первый. Под Коломенским, на Кожуховском поле, он устраивал знаменитые «потешные бои» и отсюда же начал своё триумфальное шествие после взятия у турок Азова. Царь-реформатор, не очень любивший патриархальную Первопрестольную, всё-таки к Коломенскому, красивому месту на берегу Москвы-реки, относился куда душевнее. Кстати, когда в Коломенском делали музей под открытым небом, туда из-под Архангельская от устья Двины привезли спасённый домик Петра, типичный образец «на скорую руку» непарадной архитектуры начала XVIII века.

Екатерина Великая здесь бывала, и Александр I. Всё это свидетельствует о том, что российскую историю трудно было бы представить без таких подмостков её драм, как именно это «царское село» с его чудом сохранившимися памятниками. К счастью, сохранилась Казанская домовая церковь грандиозного деревянного царского дворца Алексея Михайловича. Сохранились передние ворота с часовой башней и башня Водовзводная, уникальный памятник гидротехнической системы обеспечения крупных зданий образца XVII века. Нет такого больше места у нас в Москве (да и в России тоже, ведь в Питере жили уже императоры), где можно зримо увидеть почти целиком сохранившуюся царскую усадьбу.

К счастью, Коломенское остаётся пока, выжило пока как заповедный уголок. Если бы каменные джунгли спальных районов шагнули ближе, заполонили «открыточный вид» с высокого берега реки, очарование бы исчезло во многом. И ЮНЕСКО не взяло бы это место под своё крыло. К счастью, начиная с конца XIX века прилегающие роскошные сады стали предметом охраны, и даже в советские времена здесь был открыт музей, а не очередной цех по ремонту тракторных карбюраторов.

Настоящим путешествием «на машине времени» может стать восстановленный по старинным чертежам деревянный дворец Алексея Михайловича, в своём аутентичном виде насчитывавший более 270 помещений и трёх тысяч окон. Обидно только, что его сделали в наши времена уже не из дерева, а из бетона и современных композитных материалов, а тёплыми брёвнами только «косметически» облепив снаружи.

Стоит заглянуть и в музей Коломенского, где можно увидеть не только старинное оружие (как эта пушка на улице), но и древние иконы, произведения декоративно-прикладного искусства. Коломенское — чудесное место для романтических прогулок, сказка старой допетровской Москвы. Сюда лучше приезжать в хороший солнечный день и обращать внимание буквально на всё. Здесь растут самые старые в нашей столице деревья, а знаменитые дубы могли бы вам рассказать более всякого историка, так как в юности видели всех ключевых персонажей отечественных «костюмных» исторических драм.

Молодыми деревцами их мог видеть Дмитрий Донской. А уж взрослыми, много кто. От Петра Первого до ключницы Маланьи, что, согласно городской легенде, скинула свою соперницу с высокого берега, чтобы та не попалась на глаза самому известному бунтарю и красавцу Ивану Болотникову в 1606 году…

Если, глянув сверху вниз, вам покажется, что по самой кромке воды бродит девушка в ослепительно белом платье и зовёт кого то, не поддавайтесь. Это она, та самая утопленница. Если успеть быстро про себя назвать имя возлюбленного и место вашей первой встречи, пока она не исчезла из виду за кустами, как говорят, можно точно рассчитывать на то, что суженый будет просить вашей руки. Настасья помогает девушкам, но, помня свою мучительницу, мстит замужним женщинам. Однако, если вы не очень верите в подобные побасенки, просто насладитесь роскошным видом на реку и пока ещё не загаженные ландшафты на противоположной стороне.