Турист Ирина (dualia1)
Ирина
была 22 апреля 2023 21:59

Гатчина — Россия Август 2008

Гатчина. Этот милый тихий город в 45 километрах от Петербурга любили и русские цари, и знаменитые музыканты, и именитые художники. Видимо, не зря! В XIX веке даже воздух в Гатчине считался целебным. Насчет воздуха сегодня ничего говорить не буду, но то, что здесь отлично можно провести время — в этом я уверена!

Из Питера в Гатчину маршрутки ходят от станций метро «Московская» и «Проспект ветеранов». 30–40 минут и ты в Гатчине. Можно конечно и на электричке.

На въезде в город стоят Ингербургские ворота, на выезде — Смоленские. Ворота очень похожи, они украшены бронзовой арматурой с изображением доспехов древнеримских воинов. Но, если приглядеться, доспехи на воротах различаются, говорят, что если найдешь десять различий, воины обязательно принесут тебе удачу))

Улиц в Гатчине много, но если вы намерены приехать на денек-другой, нужно знать всего лишь одну. Через всю Гатчину стрелой проходит главный проспект города, по которому проезжают любые автобусы и который ведет от въезда в город до парка и Балтийского вокзала. Название его обозначить довольно сложно. Официально это проспект Павла I, но все по старинке называют его проспектом 25 октября. Среди местных жителей принято называть главный проспект просто проспект. Так что если вы потеряетесь, спросите любого прохожего, как пройти на проспект, а там потеряться практически невозможно.

В городе два крупных православных храма. С проспекта в перспективе Соборной улицы видны купола собора имени апостола Павла, очень величественного и основательного. А немного глубже к выезду из города, находится каменная церковь Покрова пресвятой Богородицы.

Гатчина

Кроме православных храмов есть еще евангелическо-лютеранская церковь Св. Николая — проще говоря, Кирха, выделяется на фоне остальных построек города. Построена была в начале XIX века и с тех пор перенесла много изменений. В советское время в ней была спортивная школа, а сейчас церковь снова функционирует.

Гораздо больше чем сам город, нас конечно же интересовал знаменитый дворцово-парковый ансамбль. Его история началась в 1765 году, когда императрица Екатерина II, подарила эти земли своему фавориту графу Григорию Орлову. По проекту А.Ринальди в Гатчине был построен необычный, грандиозный дворец — настоящий охотничий замок, с трех сторон окруженный живописным пейзажным парком.
После смерти графа в 1783 году, хозяином Гатчины стал сын Екатерины II, великий князь Павел Петрович (будущий император Павел I). Гатчина — его любимая резиденция.

Гатчина

Мы приехали в Гатчину уже вечером. Замок предстал во всей своей пугающей мрачности. Солнце уже зашло и вдоль аллеи были зажжены фонари, бросавшие на дорогу мерцающие мистические тени. Гид рассказывал, что над Гатчинским дворцом витают призраки мальтийских рыцарей, отцов масонства, а под дворцом существует подземный ход. И сам дворец, расположенный на берегу Белого озера, всего лишь одна сторона, видимая сторона Луны, тогда как ее другая сторона — темная, скрыта на берегу Черного озера.

Со стороны плаца, величественный силуэт дворца высился симметричными куполами и башнями. Он пугал чернотой бойниц и напоминал контурами средневековый замок, в котором всё было удобно для сражений, а не для жизни.

Утром, в свете солнца дворец уже не казался таким уж мрачным и устрашающим.

Гатчина

Дворец в Гатчине особенный. После шикарных позолоченных фасадов Эрмитажа, Петергофского и Пушкинского дворцов Гатчинский удивит вас своей неброскостью. Это настоящий рыцарский замок — огромный, величественный, ничего лишнего, никаких позолот и виньеток. В настоящее время в Большом дворце открыта музейная экспозиция — интерьеры парадных залов и личных покоев, подземный ход, выставка оружия; возрождается дворцовая церковь, но большинство комнат еще не восстановлены.

Гатчина

Построенный в XVIII веке для фаворита Екатерины II графа Орлова, Гатчинский замок уже тогда стал первым в своем роде — архитектор Ринальди ввел в проект новые нетрадиционные элементы: граненые башни и подземные ходы. Кроме того, дворец стал одним из первых зданий, чьи фасады были отделаны натуральным камнем. Он придает зданию особые свойства: летом в нем прохладно, а зимой тепло. Более того, цвет этого камня меняется во время дождя — это кажется настоящим чудом. Обязательно посети Гатчинский дворец и ни в коем случае не отказывайся от продолжения экскурсии в подземелье.

Подземный ход дворца заканчивается гротом Эхо, из которого как говорят, открывается восхитительный вид на чистей шее Серебряное озеро (к сожалению мы этого не увидели, потому что выход из грота был закрыт). Реставраторы подземного хода долго искали это самое эхо, из-за которого грот получил такое название. Будучи разваленным после войны, подземный ход не отвечал эхом на оклики посетителей. И только совсем недавно, после реставрации подземелья, было найдено то самое место, откуда эхо так потрясало воображение царственных особ. Экскурсоводы рассказывают, что как-то царские дочки играли в прятки в подземелье и одна из них заметила, что со стен пропали висящие там хомуты. Она закричала во весь голос: «Кто украл хомуты?» И эхо, недолго думая, ответило: «Ты, ты, ты!». Мы тоже не отказались прокричать «Кто украл хомуты?» и получили незамедлительный ответ))

Чудеса да и только иногда творятся в старых рыцарских замках. А особенно в Гатчинском, где долгое время жил Павел I. Давным-давно существует легенда о том, что в Гатчинском дворце живет призрак Павла. Иногда эти истории даже появляются в газетах. Возможно, это всего лишь сказки, но, как говорится, дыма без огня не бывает, а особенно, если этот дым существует уже не одно столетие. Если будете во дворце на экскурсии, обязательно спросите про привидение у экскурсовода — и вам с удовольствием расскажут что-нибудь интересное.

Гатчина — чудесный уголок среди тихой природы…

Парк там действительно очень живописный, наверно потому что не регулярный (когда все кустики аккуратно подстрижены, а деревья высажены в линии), а ландшафтный, т. е. вроде бы разбивался людьми, а выглядит как естественный. Гатчинский парк, занимающий площадь 140 га -один из шедевров садово-паркового искусства. Четвертую часть территории парка занимают водные пространства.

Гатчина

Озера — гордость гатчинского парка. Причем все они естественные. Белое, Серебряное, Длинное, Черное — их так много, и они так причудливо расположены, что Гатчину сравнивают с Венецией. Через озера и протоки перекинуты мостики, старые, кривые, но все равно очень изящные.

Гатчина

Целоваться принято на озере Любви. Там есть небольшой островок, к которому ведут два мостика.

В парке много мест, где очень приятного погулять и просто посидеть на скамейке, горбатые мостики, павильоны, скульптура, замысловатые избушки (как березовый домик например).

Гатчина

Березовый домик и Березовые ворота расположены в восточной части парка. В конце XVIII века такие домики-сюрпризы было очень модно строить. Снаружи вроде бы поленница или шалаш, а внутри — зеркала, золото, диваны, парча. Помещение внутри очень маленькое, но переход от простых березовых поленьев к шикарной зале впечатляет.

Гармоничное сочетание озер, прихотливо извивающихся речек, множества живописных островов, Большого дворца и созвездия малых архитектурных форм, придает Гатчинскому дворцово-парковому ансамблю особую поэтичность и неповторимый, яркий колорит.

У Игоря Северянина есть замечательное стихотворение о Гатчине:

… Я Гатчину люблю: ее озера —

Серебряное, с чем тебя сравнить? —

И Приорат, и ферма, и зверинец,

И царский парк,

Где Павильон Венеры,

Не нравиться не могут тем,