Турист Сергей Рабкин (ser_inc)
Сергей Рабкин
был 22 декабря 2023 5:01

Алания — Турция Май 2011

Сапа Дере и пещера Дим — два в одном.

Отдыхая в середине мая в одном из отелей неподалёку от Алании, я планировал экскурсию в каньон Сапа Дере, где протекает одноимённая река. И, по отзывам одной завзятой путешественницы, работающей и живущей в Алании, очень хотелось побывать в пещере ДимЧай. Однако, представитель принимающей компании Тез Тур не имел в пакете своих экскурсий ни того, ни другого. К моему счастью, Аллах услышал мои желания и в ближайшем к отелю уличном турагентстве я нашёл однодневную экскурсию сразу в оба места.

Утром в назначенный день сотрудница турагентства любезно позвонила водителю, собирающему по отелям туристов, чтобы уточнить время приезда к нашему отелю за мной. Почти через полчаса после назначенного времени, что для Турции вполне приемлемо в случае покупки весьма недорогих по сравнению с отельными гидами экскурсий, за мной буквально прилетел минибас. Водитель быстро пробежал к телефону на ресепшен отеля. Я, с трудом догнав его, показал билет и уселся на последнее свободное место и мы поехали в сторону Алании.

Наш водитель, представившийся Хасаном, очень вольно обращался с правилами дорожного движения — нагоняя потерянное время он не брезговал ездой по встречной полосе и проездом на красный светофор. По пути мы забрали ещё двух туристок, которых с трудом разместили на приставных местах. Одна из них оказалась рядом со мной. Она поинтересовалась, куда я еду и, услыхав ответ про Сапа Дере, удивлённо сообщила, что направляется на сафари, показав в подтверждение свою квитанцию об оплате экскурсии. Хасан попросил нас не беспокоиться, сказав, что всё будет ОК. Волнующуюся соседку я успокоил, предположив, что нас рассадят в пункте общего сбора экскурсантов в Алании.

Так и оказалось и уже через несколько минут мы распрощались и почти все пассажиры минибаса пересели в джипы. А наш транспорт заполнили туристы, отправляющиеся в Сапа Дере. После недолгой рокировки три джипа отправились на сафари, а мы в сопровождении одного джипа полетели на восток от Алании. У деревни Демирташ, наш кортеж свернул в горы вдоль реки, вытекающей из каньона — первого места нашей экскурсии.

Сапа Дере и пещера Дим — два в одном

В одном из посёлков навстречу попалась живописная колонна празднично одетых школьников с алыми государственными флагами. Они направлялись на фестиваль молодёжи, ежегодно отмечающийся 19-го мая во всей Турции.

На горном перевале наша кавалькада сделала небольшую остановку над струящейся глубоко в ущелье рекой, имеющей то же название, что и каньон. Дорога всё круче взбиралась в горы, превратившись из широкого асфальтового шоссе в однорядный серпантин. Вокруг появился сосновый лес и местами виднелись указатели, свидетельствующие о том, что мы на правильном пути.

Хасан продолжал демонстрировать чудеса быстрого вождения, но теперь перед особо крутыми поворотами сигналил возможным встречным авто. Впрочем, по дороге нам попался лишь один фургон-трудяга, везущий вниз, в Аланию плоды нелёгкого труда сельских жителей этой прекрасной местности.

Наконец, после отдельных разрозненных домов, появилась круто взбирающаяся вверх улица посёлка Сапа Дере. После краткой санитарной остановки около очень чистого и цивильного сельского общественного туалета нас повели в музей ткачества. В небольшом домике были собраны станки и приспособления для полукустарного производства шёлковых тканей. Производственный процесс, в отличие от обычных для Турции экскурсий в ковровые центры, имел электропривод.

Сапа Дере и пещера Дим — два в одном

Экспонаты наверняка в прошлом столетии реально участвовали в производстве. Об этом нашей интернациональной группе — немцы, поляки, русскоязычные жители разных стран Европы, включая Чехию и две колоритные молодящиеся бельгийки — поведали два гида на английском, немецком, польском и русском языках. Сказывалась хорошая подготовка уличного турагентства для максимального привлечения многоязычных туристов.

Затем нас пригласили в типичное жилище сельской семьи, в одной из комнат которого было организовано что-то вроде сувенирной лавки с угощением напитками на любой вкус. На стенах дома располагались различные сувениры, в том числе и сделанные из подручных материалов.

Наш весёлый молодой англоговорящий гид, совмещающий эти обязанности с творчеством «фотомэна», предложил взглянуть на «турецкий салат». В большом блюде среди листьев шелковицы копошилось несколько десятков жирных шелковичных гусениц, он-лайн демонстрируя процесс естественного производства шёлковой нити. Там же лежали и несколько коконов, с которых потом сматывают шёлковую нить.

Сапа Дере и пещера Дим — два в одном

Мы отдохнули с полчаса на невысоких лавках и подивились ручным представителям животного мира, напоминающих маленьких ящеров, живущих на забаву туристам в клетках.

После этого нас оповестили о том, что направляемся к главной цели первой части экскурсии — в каньон Сапа Дере. По дороге наш молодой «фотомэн» демонстрировал чудеса эквилибристики во время фотосъёмок с джипа, резво бегущего по просёлочной дороге.

Мои познания в тюркских языках невелики и стойкое впечатление о том, что «дере» — это ущелье, вынесенное из книг о путешествиях, было поколеблено как гидами, так и простыми турками, с широкими вариациями от «небольшая река» до «место, где есть вода». Однако, эти различия в толкованиях названия Сапа Дере, нисколько не уменьшили впечатления от красоты и мощи природы, не очень испорченной присутствием человека.

Как гласила скудная информация, найденная в сети, три года назад местные власти устроили пешеходную подвесную тропу вдоль горной реки для туристов. Длина её около 800 метров, и этот участок реки расположен в каньоне глубиной более сотни метров, если судить по видимой части уходящих почти вертикально, а иногда с отрицательным уклоном, стен. Грохот падающей по небольшим водопадам реки усиливал впечатление, особенно, когда тропа нависала над водой на высоте в пару-тройку метров.

Сапа Дере и пещера Дим — два в одном

Примерно в середине пути под сводами пещеры расположилось небольшое кафе.

Сапа Дере и пещера Дим — два в одном

Грамотно сделанные смотровые площадки, кафе и чистый цивильный туалет добавляли к природной красоте комфорт, столь привычный жителям Европы. В конце пешеходной тропы вода низвергалась мощным водопадом к последней смотровой площадке.

Описывать эту красоту — дело неблагодарное, лучше увидеть её собственными глазами. Фотографии, как это часто бывает, передают лишь общее представление.

Вся прогулка вверх и обратно заняла около часа, и после неё нас ждал заказанный ещё в «сувенирном» домике обед. Причём, рыбу, заказанную на обед, нам демонстрировали в бассейнах при ресторане на пути в каньон. Гид так и сказал — «вот плавает ваш обед». Ресторан под кронами гигантских деревьев расположился неподалёку от входа в каньон.

Сапа Дере и пещера Дим — два в одном

В отличие от суетливо-конвейерного питания во время большинства экскурсий и однодневных поездок, наш обед проходил в умиротворяюще-неторопливой обстановке. Этому немало способствовало то, что «стенами» ресторана были окружающие горы, а «потолком» — кроны деревьев и синее небо с неспешно плывущими облаками. Места за столами хватило бы на несколько таких групп.

Вокруг ресторана на открытой площадке стояли оригинальные скамейки.

Я попробовал отдохнуть на одной из них — оказалось вполне удобно, несмотря на экзотику этого сооружения.

После обеда мы направились ко второй цели экскурсии — пещере Дим, расположенной недалеко от Алании на склоне горы над рекой Дим Чай. По пути сделали небольшую остановку на «апельсиновый полдник» у одного из многочисленных мини-базаров. Свежие фрукты, продававшиеся по весьма невысоким ценам, оказались весьма кстати.

Сапа Дере и пещера Дим — два в одном

Дорога всё круче петляла по серпантину, и после очередного поворота показался гигантский плакат, свидетельствующий о том, что мы прибыли к пещере Дим.

С обзорной площадки перед входом в пещеру открывался великолепный вид на долину реки, однако, нас привлекала подземная красота пещеры протяжённостью более 300 метров. На спуске была развилка на два маршрута — короткий длиной около 50 метров и второй — около 300 метров. Я выбрал длинный участок и стал спускаться по крутой лестнице в освещённую пещеру.

Сапа Дере и пещера Дим — два в одном

Воздух в этой части пещеры был более, скажем так, пригоден для дыхания, чем в пещере Дамлаташ в Алании, где гиды рекомендовали находиться не более 10 минут. Возможно, в пещере Дим существовала вентиляция, а может, сказывались намного больший, чем в Дамлаташ объём. Как бы то ни было, из неприятных факторов оставалась лишь высокая влажность воздуха и не очень сильная освещённость дорожки. Но это сказывалось лишь на многочисленных лестницах при спуске.

Отдельные группы сталактитов и сталагмитов были очень хорошо освещены, позволяя проводить фотосъёмку и, само собой, любоваться фантастическими пейзажами. До этого мне не приходилось бывать в оборудованных для просмотра пещерах, сравнивать не с чем. Но то, что я увидел, было настолько впечатляюще, что казалось нереальным сном или гигантскими декорациями к фантастическому фильму.

Сапа Дере и пещера Дим — два в одном

Примерно в середине маршрута стала слышна негромкая музыка флейты. Я сначала подумал, что это — хорошо подобранная под ощущения от увиденного музыка, записана на магнитофон. Но метрах в двадцати от источника музыки стала видна лестница с небольшой площадкой после первого пролёта. А на площадке угадывался силуэт человека, сидящего на стуле и играющего на флейте или похожем на неё инструменте.

Я был так заворожён живой музыкой, соответствующей настроению от пребывания в этом удивительном месте, что буквально замер на подъёме к площадке. Но идущие сзади туристы не давали возможности останавливаться надолго. Пришлось, пополнив расположившийся на соседнем с музыкантом табурете Tip Box, идти дальше. Но прекрасная музыка, плавно льющаяся под сводами пещеры, долго сопровождала меня.

В конце маршрута свод пещеры понижался к небольшому озеру, к которому не было спуска. Возможно, пещера имеет продолжение за озером, но мне вполне хватило полученных впечатлений, чтобы не терзать гида вопросами о размерах пещеры. К тому же гид подарил небольшой буклет о пещере, дающий достаточно информации.

Вернувшись к ресторану у входа в пещеру, я стал любоваться видами лежащей под ногами долины (пещера расположена на высоте 232 метра над уровнем моря, как гласил буклет). Но стрелки часов неумолимо проскочили больше, чем на час, обещанное гидом время возвращения в отель. И наши предводители вновь стали рассаживать нас по машинам, на этот раз в соответствии с расположением отелей, куда надо было отвезти туристов.

Сапа Дере и пещера Дим — два в одном

Джип направлялся на восток от Алании, в сторону Махмутлара, а наш минибас поехал в сторону Алании. Неутомимый водитель минибаса Хасан на прощание подарил очень привлекательной девушке, расположившейся в джипе, свежесорванную розу, и мы понеслись по домам. Похоже, Хасан куда-то очень торопился.

На оживлённых улицах Алании наш «Шумахер» вновь демонстрировал полное презрение к красному цвету светофоров и, громко сигналя, отпугивал возмущённых водителей, посмевших ехать на разрешающий свет, но мешавших планам Хасана. По дороге он даже зарулил к какому-то отелю для того, чтобы высадить пару туристов, живущих явно не по пути, выбранному им. Предварительно он кому-то позвонил и ошарашенной парочке пояснил, что стоящий у места остановки минибасик бесплатно отвезёт их в отель, т. к. водитель басика — его друг.

Мой отель располагался метрах в четырёхстах от главной трассы Авсаллара, по которой мы ехали. Так как я был последний из пассажиров, Хасан попросил меня не очень обижаться на него и пройти это небольшое расстояние пешком. Предварительно он всё же свернул с оживлённой трассы в небольшой переулок поближе к моему отелю. Я не сильно расстроился, и, пожелав Хасану удачи и хорошей жены, пошёл к отелю. Так за один день я смог полюбоваться сразу двумя чудесными местами окрестностей Алании.