Турист Сергей Рабкин (ser_inc)
Сергей Рабкин
был 22 декабря 2023 5:01

Турция Октябрь 2011

В Грин Каньон 2 на джипах

В большинстве уличных турагентств популярных Турецких курортов от Алании до Сиде рекламируется однодневная поездка в Green Kanyon. Но далеко не все, желающие туда съездить знают, что существуют два искусственных водохранилища под этим именем.

Первое образовалось на реке Oymapinar в результате строительства небольшой плотины в середине 50-х годов прошлого века советскими специалистами. Оно (водохранилище) знаменито в туристической среде тем, что при его заполнении были затоплены несколько деревень. Когда в высокий сезон туристов катают на катере по этому водохранилищу, гиды любят показывать крыши нескольких домов, стоявших в этих деревнях. Участок реки после этой плотины вплоть до впадения в море, известен, как Манавгат.

Второе, верхнее водохранилище образовалось в результате строительства высокой плотины около тридцати лет назад при участии специалистов из Германии километрах в 10 выше по течению реки. Это искусственное озеро с необыкновенного лазурного цвета водой тоже известно, как Green Kanyon. Весной 2009 года именно туда я ездил на однодневную экскурсию во время отдыха в Авсалларе. На автобусах мы доехали до высотной плотины второй по количеству вырабатываемой электроэнергии ГЭС (как пояснил нам гид). А дальше пересели на большую яхту, и пять часов катались по большому и малому каньонам к местам впадения образующих водохранилище рек.

Когда в октябре этого года во время отдыха в одном из отелей Конаклы я решил снова прокатиться к этим очень живописным местам, то снова обратился в уличное турагентство. Отельный гид не предлагал такой экскурсии, да и появился только единожды на инфовстрече. Сотрудник турагентства рассказал, что экскурсия называется «5 в одном» и пояснил, что кроме посещения самого водохранилища мы сможем отведать свежевыжатые соки у дома сельского жителя, заняться рыбалкой, покататься на каноэ, покупаться в лазурных водах Oymapinar baraj и посетить ферму экзотичных для Турции животных. А для обеспечения большей безопасности передвижения, транспортным средством будут служить джипы. Это несколько удивило меня, но не остановило от покупки не очень дорогой ($40) экскурсии.

Раздавшийся поздним вечером накануне дня поездки телефонный звонок из турагентства о переносе поездки на более поздний срок не очень обескуражил меня: конец октября — это и конец туристического сезона. Правда, были названы какие-то технические причины по трассе маршрута, но я подозревал, что просто не было набрано достаточное количество желающих.

Ну, а через день к отелю ярким солнечным утром подкатил джип с открытым кузовом, на каком обычно совершаются экскурсии с названием «Джип сафари». К моей великой радости, гид предложил мне место в кабине, а не в кузове — это существенно облегчало запланированную съёмку моим любимым «два в одном» Canon Power Shot 5SJ. Видавший виды Land Rover зелёного цвета с названием турагентства на бортах производил впечатление заслуженного трудяги.

Вместе со мной в кузов сели ещё несколько туристов из нашего отеля. Водитель рванул машину на трассу D-400 по направлению к выезду из города. Но в пределах города он вёл машину весьма осторожно с явным соблюдением правил дорожного движения. Мы представились друг другу. Озан, как его звали, сказал, что работать водителем в турагентстве — это его хобби. А вообще-то — он специалист с высшим образованием по компьютерам, владелец трёх джипов, двух пост-офисов в Стамбуле и Анкаре и небольшого сезонного магазинчика в Конаклы. Русскоговорящий гид (как выяснилось позже) также сидевший в кабине, в нашем общении на английском языке участия не принимал.

Озан также рассказал, что мы поедем группой из трёх джипов, а место общего сбора — заправка на трассе минут через двадцать после выезда из Конаклы. Действительно, когда мы остановились у заправки, традиционно совмещённой с кафешкой, туалетом и душем для автотранспорта, к нам присоединилось ещё две машины — красного и белого цветов. В одном сидели немецкоговорящие туристы, в другом располагалась англоговорящая группа. Меня несколько удивил бесплатный кофе и чай, наливавшийся методом самообслуживания, впервые встречаю такое в Турции.

Когда вся группа была готова к отъезду, наш штатный «папарацци» от турагентства расположился с видеокамерой на краю площадки заправки. Я понял, зачем он это сделал только тогда, когда первая машина стала выезжать через работающий непрерывно душ для авто и на пару секунд затормозила под ним. Хохма в начале жаркого дня понятная, и я вовремя спрятал фотик, когда настала наша очередь попасть под струи прохладной воды.

На шоссе начались «развлечения» водителей, которые постепенно укрепили меня в мысли, что именно езда на джипах будет одной из составляющих «пять в одном» нынешней экскурсии. Машины резво обгоняли друг друга и в тех местах, где не было встречного транспорта, раскачивались в имитации попытки столкнуться бортами. Не доезжая Манавгата, откуда, как мне было известно по предыдущей поездке, уходила дорога к Green Kanyon, мы свернули на просёлочную дорогу в сторону гор.

Узнавать что-либо у гида я не счёл особо нужным, тем более, что он вышел из кабины и занял стоячее место за левым бортом нашего джипа. Озан стал время от времени тоже выбираться за пределы кабины. При этом, он, стоя на приступке, рулил только правой рукой, а левой держался за открытую дверцу. Его правая нога попеременно то выжимала педаль акселератора, то давила на тормоз, т. к. скорость машины была около 70 км/час, а дорога из асфальтированной стала простой грунтовкой. Иногда для полноты острых ощущений у пассажиров, Озан отпускал и правую руку, предоставляя баранку самой себе.

Грин Каньон в Турции

Дорога всё больше забиралась в горы и через некоторое время мы остановились на небольшой площадке, откуда открывалась панорама Манавгата и Сиде. Воспользовавшись общей остановкой, гиды обрадовали нас тем, что лёгкая разминка закончилась и скоро нам предстоит на своих пятых точках ощутить все прелести езды по горному просёлку на внедорожниках. И следующий час до остановки над Green Kanyon мы полностью ощутили эти «прелести». Я по натуре человек не азартный, предпочитаю езду с соблюдением правил дорожного движения или, хотя бы спокойную. Поэтому сказать, что я получил массу удовольствия от этих скачек — значит сильно покривить душой. Адреналина было впрыснуто в мою кровь более, чем достаточно. Единственное, что меня утешало, это то, что наша команда профессионалов от турагентства не производила впечатления разочаровавшихся в жизни самоубийц.

Одна из визжавших от полноты ощущений дама, располагавшаяся в кузове, в середине пути воскликнула «Нам бы сегодня в отель живыми вернуться!». Я не преминул «утешить» её выкинув из её восклицания слово «живым». Наиболее легко представить движение нашей кавалькады, вспомнив какой-нибудь приключенческий фильм с гонками и преследованиями. Только всё это происходило не на экране, а со мной, любимым. Правда, большую часть времени я смотрел на происходящее через окуляр фотика, пытаясь поймать подходящий кадр.

Грин Каньон в Турции

В самые отчаянные моменты приходилась крепко держаться за каркас кабины двумя руками. И тогда мой любимый фотоаппарат, висевший на шее, начинал радостно лупить меня всем своим весом, умноженным на разновекторные ускорения. В эти моменты я радовался, что у меня не зеркалка с навороченным телеобъективом. Но красивый сосновый лес, проносившийся рядом, иногда буквально в полуметре от кабины, скрашивал некоторые неприятности, призванные, якобы, веселить нас.

Наконец, впереди показалось открытое место, и наши джипы вылетели на небольшую площадку, оканчивающуюся плавным обрывом в сторону искусственного озера. При ярком солнце в прозрачном утреннем воздухе открылась великолепная панорама.

Грин Каньон в Турции

Все разбились на группы по языковому признаку и скучковались вокруг соответствующих гидов. А я не стал дожидаться рассказа о том, что предстало нашим взорам, и пошёл искать подходящую точку съёмки. При этом обратил внимание на то, что наши лихачи — шумахеры остановили машины в каком-то метре от начала спуска, должно быть, чтобы очередной раз пощекотать нервы пассажирам. На полянке быстро, почти как джин из бутылки, материализовался местный житель с раскладным столиком и стал предлагать освежающие напитки.

Я недолго любовался величественным пейзажем в одиночестве. Ко мне подошёл русскоговорящий гид и предложил маленькую инфу про историю создания этого водохранилища. Я согласился полностью с его версий и поинтересовался, что ждёт нас впереди. Оказалось, что после осмотра (примерно через полчаса) древнего городища, лежащего в подножии гор Тороса, мы покатим на обед. На сей момент для меня это была лучшая новость, и я решил не особо допытываться о дальнейшей программе, как говорится — пожуём, увидим.

Грин Каньон в Турции

Напоследок гид показал в сторону плотины верхнего каньона и с гордостью настоящего турка, сказал, что гигантские буквы DSI на теле плотины видны даже из космоса. Наши «скачки» по пути вниз продолжались. То водитель демонстрировал способность джипа лезть в крутую горку. То демонстрировал высокую проходимость внедорожника, наворачивая круги в небольшом озерце непролазной грязи. А после того, как мы вырвались на равнину, машины погнали напропалую среди колючих кустов и громадных рыжих каменюк. Когда добрались до старого городища, нас обрадовали тем, что на его территории обнаружено «несколько сот гнёзд» смертельно опасных змей. И по этой причине, в том числе, сюда не разрешено массово возить туристов. Выходило, что мы какие-то полунелегалы.

А вот местные жители уже оформили эту землю в собственность и потому неоднозначно относятся к идее властей организовать здесь что-то вроде охраняемой государством территории. Тем более, что, по слухам, они находили в захоронениях драгоценности, в том числе и золотые украшения.

Следующим из «пять в одном» был заезд на просмотр жизни простых тружеников села. Небольшое хозяйство включало цитрусово-гранатовый сад, а также то, что нам назвали, как бахчу и традиционный огород. Оно располагалось на склоне, обращённом в сторону водохранилища, и можно было совместить осмотр сада с любованием прекрасным видом. Во дворе хозяева выставили для демонстрации в деле пресс для приготовления свежего сока гранат, мандаринов и грейпфрута. Гиды не преминули представить меня, как турецкоговорящего поданного далёкой северной страны — России. Пришлось поддержать их тем, что я заказал две порции гранатового сока, гордо произнеся (как я самодовольно полагал, на турецком языке) — «два стакана». Меня, как ни странно поняли, хотя об этом можно было догадаться и по двум протянутым для расплаты долларовым купюрам. В качестве бонуса мне досталось два грейпфрута.

По пути к ресторану кто-то из дам, сидевших в кузове, поинтересовался, стоит ли сытно обедать? Имелось в виду, каков будет стиль езды после обеда. Ответ был философски расплывчатый — типа хотите, ешьте, хотите — нет, за всё уплочено.

Грин Каньон в Турции

Обед был устроен в ресторане на берегу искусственного озера нижнего каньона. Вода в нём сильно упала, как сказал гид — почти на 8 метров. В результате подход к воде был несколько затруднён из-за донного ила, не успевшего высохнуть. Предложенные нам до готовности заказанных блюд развлечения на полтора часа и составляли 3 из «5 в одном». Рыбалка меня не интересовала, купание в мутноватых вблизи берега водах, тоже. Зато имелись три пластиковые байдарки, которые гиды называли каноэ. Я это смог понять, только взяв в руки весло — оно действительно было предназначено для гребли в каноэ. Однако лодки были с типичными для байдарок сидениями.

Совершив небольшой круиз на байдарке в ближайшей к ресторану акватории, и вспугнув нескольких диких уток, я вернулся к пристани, если таковой можно было считать трос, удерживающий понтон с шезлонгами для загара. После небольшой прогулки с фотоаппаратом в окрестностях ресторана особых восторгов для фотографирования у меня не возникло. Разрекламированная рыбалка, похоже, тоже не нашла многих поклонников. Стоявшие у ограды на небольшой площадке над озером спиннинги остались нетронутыми.

Грин Каньон в Турции

Вся атмосфера вокруг скорее располагала к лениво-умиротворённой расслабухе. Немцы сгуртовались за своим столом вокруг привычной для них батареи пивных бутылок. Молодая семья англичан выгуливала на природе малолетнюю дочку. А я уселся в компании бывших наших соотечественников, лет пятнадцать назад переехавших из Казахстана в Германию. Они поведали, как нашли там место под солнцем в непрестанном труде и самосовершенствовании. Хозяйка семьи, по виду моложе меня лет на десять, рассказала, как из учительницы информатики переквалифицировалась в работницу кафе в небольшом (названия не запомнил) городке на севере страны. Меня, воспитанного на мнении о тотальном уважении законов жителями Германии, несколько удивил её рассказ о продолжительности трудовой недели. Она сказала, что прошедшим летом она вырабатывала около 220 часов в месяц. Зато они, наконец то, смогли купить собственный домик, решив тем самым важнейшую для большинства людей нашего круга жилищную проблему.

После обеда нас заверили в переходе к культурно-познавательной части программы дня. Говоря другими словами, последнее, пятое, из «пять в одном» нам предстояло обрести в разглядывании экзотичных для Турции животных. Ферма располагалась неподалёку от Манавгата, и путь туда якобы, должен был лежать по ровной дороге. Так оно и было…первые двадцать минут.

Наши джигиты-шумахеры вновь завлекли всю кавалькаду в горы и стали немилосердно утрясать содержимое наших желудков. Всего из их выходок не упомню, но одна осталась перед глазами во всех дробностях. На привычной скорости около 70 км/час гид просит взглянуть на открывающийся за правым поворотом прекрасный вид. А водила резко сворачивает налево и наш джип влетает на бугорок с метр высотой. Вроде всё уже привычно. Только с этого бугорка мы падаем на все четыре колеса в ложбину, ну прямо, как в мультиках. А ложбинка заканчивается частоколом деревьев метрах в десяти перед нами. Дальше следует резкий поворот направо, чтобы не забодать деревья, правда, на уже сброшенной скорости. В общем, мастер-класс по филигранному вождению внедорожника.

Как ни странно, к ферме мы подъехали по обычной асфальтовой дороге среди типичных сельских домов. А вот показанные нам обитатели фермы и взаправду оказались необычными. Первое, что заставило меня подумать о серьёзности этого заведения, был большой, заполненный доверху, тракторный прицеп с корнеплодами, напоминающими турнепс или буряк. Трое рабочих большими совковыми лопатами без устали кормили чрево машины, на выходе выкидывающей измельчённый корм. Судя по количеству свежеизготовленного корма, питомцев фермы должно было быть немало.

Ближайшим по маршруту следования оказался загон с гостями из южного полушария — страусами. Они были заняты очень важным делом — поеданием из общей кормушки обеда. В силу малого размера кормушки им приходилось время от времени отпихивать друг друга могучими задами. Я тут же принялся искать точку фотосъёмку. Два, похоже, уже насытившихся, страуса вышли на середину площадки и стали грациозно менять позы. Издали это немного смахивало на замедленный танец.

Грин Каньон в Турции

Потом один из гидов принёс какие-то листья и пояснил, что это — любимое лакомство страусов. Стоило ему немного пошуршать этими листьями около забора, как тут же прибежала одна птица. Гид поднял листья над сеткой ограды, и страус стал тут же поедать их с видимым удовольствием. Это был очень благовоспитанный страус — кормильца не кусал, а очень аккуратно отщипывал лакомство по кусочку.

От загона со страусами вся наша компашка перешла к какому-то другом загону, а я остался в надежде поймать удачный кадр. Моё долготерпение было вознаграждено одной птицей. Невдалеке от забора она замерла ненадолго, и я сделал портрет. Тут же в загоне для страусов смиренно лежали три павлина. Я не могу точно сказать, что выражали их глаза. Но могу предположить, что они должны были демонстрировать долготерпение в ожидании, когда братья большие допустят их до кормушки.

Наши туристы в это время что-то с интересом рассматривали метрах в двадцати от меня. Из-за изгороди, которую они облепили, раздавались совершенно неуместные для Турции, да и для других мусульманских стран, звуки. Ушам я не поверил, а когда подошёл к забору, то и глазам в первый момент тоже. Протёр их — видение не исчезло. На обширной площадке вблизи от моей точки съёмки мирно дрыхли… пара десятков свиней. А радостное повизгивание и похрюкивание раздавалось от кормушки невдалеке, где счастливые свинки набирали вес, ещё не ведая о судьбе пойти под нож в недалёком будущем.

Грин Каньон в Турции

Как мне потом пояснили, мы посетили единственную на всю страну свиноферму, созданную специально для удовлетворения потребностей тридцати тысяч европейцев, проживающих в районе Алании.

Следующими экзотичными животными оказались ламы, которых я видел впервые в жизни. Очень симпатичные звери, прямо-таки вышедшие из какого-нибудь детского мультика. Похоже, их не очень баловали лакомствами или до плановой кормёжки было далековато. В любом случае, как только мальчик из нашей группы протянул ламе первую попавшуюся ветку с зелёными листьями, она тут же подошла к забору и взяла угощение.

Грин Каньон в Турции

От загона с ламами я вновь вернулся к страусам и долго любовался этими грациозными гигантами мира пернатых. Тем временем наши туристы куда-то исчезли. Когда я догнал их, оказалось, что почти вся группа окружила небольшой фургон с маленькой обезьянкой. Мне было очень жаль этого примата, живущего в столь маленькой клетке, и я направился на большую лужайку, где мирно паслась небольшая лошадка. У неё была очень пушистые грива и хвост. А шерсть была такая гладкая и красивая, что очень хотелось её погладить. Но лошадка всё время отворачивалась ко мне тылами, и снять удалось только в таком ракурсе.

Гиды пригласили нас на заключительное общее сборище под крышей небольшого кафе. Во время демонстрации изделий из шерсти, кожи и страусиных яиц, немецкоговорящий гид произнёс пылкую речь, о чём — не знаю, но, скорее всего, рекламируя то, что он показывал.

Грин Каньон в Турции

Потом было предложено подкрепиться тем, что могла предложить хозяйка кафе и/или воспользоваться бесплатным туалетом перед дорогой домой. Не знаю, как другим участникам сегодняшней экскурсии к красотам южной Турции, а мне очень понравилась последовательность демонстрации всех пяти составляющих. Сначала нас несколько часов основательно накачивали адреналином, отвлекая по пути от «ужасов скачек» демонстрацией незабвенными видами природы. А потом дали расслабиться за обедом и в заключение пополнить свои знания программой из мира животных.

Обратная дорога не запомнилась ничем примечательным. Разве что спустившим задним колесом одной из машин. Подкачали его на заправке силами его работников. На мой вопрос, почему бы не сделать это самим, вышло бы дешевле, Озан философски махнул рукой и отделался какой-то фразой типа «они это сделают быстрее». В его ответе логика прослеживалась: сезон заканчивается, вечереет, хочется немного отдохнуть после напряжённых трудов мастерского вождения внедорожников с пассажирами по горным дорогам.

Я пообещал нашему профессионалу водителю, продемонстрировавшему сегодня столь высокое искусство, переслать фотки с его участием. И напоследок, когда он по моей просьбе высадил меня в Конаклы около интернет кафе, сделал самый лучший (на мой взгляд) снимок Озана.