Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Анапа — Россия Сентябрь 2009

Время отдыха: 7 – 18 сентября 2009.

Место отдыха: п. Витязево, г.-к. Анапа, Краснодарский край, мини-гостиница на ул. Октябрьской, 10.

Бюджет поездки: 28 000 руб. на двоих (включая проезд, проживание и все остальное).

Количество отдыхающих: 5 человек (от 22 до 55 лет).

ВИТЯЗЕВО-2009: бархатный поцелуй сентября

Как я ждала этого сентября! Как хотела наконец-то отдохнуть от работы, усталого города, отвлечься от тяжелых мыслей, забот, проблем и беспросветных будней! Просто не думать ни о чем, выбросить абсолютно все мысли. Наслаждаться отдыхом, обожаемым морем, ласковым солнцем, золотистыми пляжами и спокойствием!

Конечно же, отпуск, как всегда, удался на славу. Все мы отдохнули чудесно, волшебно, потрясающе! Знаете, я, когда выкладывала свой прошлогодний рассказ о Витязево, чуть засомневалась: прошло некоторое время, может, я стала идеализировать свой отдых? Но в этот раз вновь почувствовала такое непередаваемое ощущение счастья, такую небывалую радость, удивительный восторг, такой драйв от отдыха! В общем, кому как, но для меня, да и для всей нашей теплой компании в Витязево самый лучший отдых!

Давно куплены билеты, за неделю упакованы чемоданы. Последние сборы, шампанское в пластиковых стаканчиках на вокзале, прощальные взмахи рукой и уже в вагоне торжественные обещания друг другу не ссориться, не ругаться, а, главное – не произносить слово на букву «р» :)!

Мелькают за окном знакомые пейзажи, постепенно сменяющиеся милыми кубанскими степями, холмами, пирамидальными тополями, белеными хатками, привольным Доном. Едем под стук колес в веселом плацкарте, смеемся, общаемся. Нам повезло с попутчицей. Это милая девушка Наташа – анапчанка (бывшая костромичка), с которой очень приятно поговорить о любимом курорте. За интересным разговором и время летит незаметно.

ВИТЯЗЕВО-2009: бархатный поцелуй сентября

Мы едем ОТДЫХАТЬ! На солнечный юг, к милому морю! В наших неподъемных чемоданах, помимо всего прочего, лежит россыпь искристых улыбок, килограмм задорного смеха, щепотка отборного драйва, мешок забавных шуток, увесистый кусок отличного настроения и просто много-много-много позитива :). А это, поверьте, главные составляющие САМОГО ЛУЧШЕГО ОТДЫХА!

Люди едут в поезде,

За окном леса, луга,

Ветер треплет волосы –

Люди едут на юга!

НЕМНОГО О ПОСЕЛКЕ ВИТЯЗЕВО

Поселок Витязево относится к району города-курорта Анапы Краснодарского края. Он расположен примерно в 20-ти минутах езды от детского курорта Анапа. В настоящее время поселок пользуется популярностью, являясь одним из ведущих курортов Черноморского побережья. Витязево привлекает внимание туристов широчайшими песчаными пляжами, чистым морем, развитой инфраструктурой. Год от года поселок расширяется, ведется активное строительство, осваиваются новые территории, появляется больше развлекательных заведений, торговых точек, гостевых домов. И все это за рекордно короткие сроки!

Я отлично помню поселок 6 лет назад, когда впервые попала сюда по туристической путевке. Тогда не то, что многих модных гостиниц не было – не было и как таковой Паралии. Нет, конечно, существовала дорога на пляж через рынок, стояли и кафешки, но без того размаха, присущего сейчас Центральной набережной Витязево.

ВИТЯЗЕВО-2009: бархатный поцелуй сентября

Буквально спустя 2 года поселок преобразился. Паралия получила нарядную арку, ставшую визитной карточкой поселка. Здесь заиграли фонтаны, появились скульптуры греческих героев и богов, новыми красками расцвели кафе, бары, дискотеки. На территории самого поселка с каждым годом появляются новые гостевые дома – стильные, цветные, похожие на яркие детские игрушки.

Но, говоря о Витязево, нельзя не упомянуть об истории поселка, о людях, основавших его.

История поселка Витязево

Поселок назван в честь майора Витязя, совершившего свой подвиг в августе 1809 года. После взятия русскими войсками турецкой крепости Анапа, в ней был оставлен гарнизон, которому приходилось постоянно сдерживать набеги черкесов. Отважный майор Витязь вышел из крепости с двумя ротами 22-го егерского полка, 30 казаками и одним орудием навстречу отряду черноморских казаков, которые шли в крепость. На отряд Витязя напали черкесы и окружили его. Бой продолжался несколько часов. Тяжелораненый Витязь личным мужеством вдохновлял воинов, призывая их не сдаваться. Бой был услышан в крепости, и отряду оказали помощь, было спасено орудие и люди. Сам майор Витязь умер через три дня от ран.

В 1837 году была основана казачья станица Витязевская, которая была оставлена во время Крымской войны в 1854 году.

В 1862 году на месте станицы возникло первое в Кубанской области компактное поселение понтийских греков – село Витязево. Его населяло 450 греческих семей.

В настоящее время Витязево – развитый курортный поселок. Центральная Черноморская улица берет свое начало в зеленом и уютном частном секторе, а заканчивается у знаменитой арки – Центрального входа на пляж Паралию.

В поселке есть магазины, много маленьких торговых точек, кафе, баров, ресторанов. Здесь в изобилии предлагаются различные товары: продукты, книги, одежда, косметика, сувениры, пляжные аксессуары и т.д., и т.п. Есть парикмахерская, оказываются фотоуслуги, организовываются экскурсии.

А какие здесь прекрасные пляжи, утопающие в золотистых песках и обрамленные живописными дюнами!

Еще одно преимущество Витязево – в том, что в поселке могут отдыхать люди с любым достатком и запросами. Так, в частном секторе легко можно найти номер от 200 руб./чел. Для тех, кто привык к модным отелями и определенному сервису, можно подобрать комфортабельные номера в гостевых домах, находящихся у прибрежной линии. В любом случае, можно просто без брони приехать в Витязево и найти жилье по своему вкусу. По крайней мере, в сентябре в поселке всегда есть свободные номера.

Также обстоит дело и с питанием: хотите – кушайте в многочисленных кафе, а желаете сэкономить – покупайте продукты и готовьте сами (кстати, в мини-гостиницах в частном секторе зачастую оборудованы летние кухни, что очень удобно). На ул. Черноморской есть замечательный магазин «Магнит» с широким ассортиментом и лояльными ценами.

В Витязево есть Клуб (Дом Культуры), церковь, бювет с минеральной водой, парк аттракционов. Ну, и конечно, разнообразные увеселительные заведения.

ВИТЯЗЕВО-2009: бархатный поцелуй сентября

Еще одна достопримечательность поселка – Витязевский лиман. Лиман, бывший когда-то частью моря, давно стал пресным водоемом. Он был богат лечебными грязями и служил местом обитания многочисленных птиц. Однако в этом году власти поселка приняли решение об осушении лимана. По словам местных, на его месте планируется построить то ли очередной модный туристический комплекс, то ли «город в городе» – «Новую Анапу». Решение это неоднозначное, явно, осушение лимана негативно повлияет на фауну поселка. Говорят, земли скупают москвичи (впрочем, как и везде). А им главное – делать деньги. Очень грустно, если уютный и солнечный поселок Витязево превратиться в очередной и многолюдный шумный курорт…

Население поселка очень приветливое. Вообще, я заметила, что южные люди намного доброжелательнее, чем мы, проживающие в средней полосе.

Основавшие поселок понтийские греки, и сейчас составляют некоторую часть населения Витязево. Здесь также есть представители кавказских национальностей и много русских, в т.ч. переселенцев из других городов нашей необъятной Родины.

Мы общались и с продавцами, и с водителями маршрутных такси – все внимательные, замечательные люди, особенно кавказцы. Мы со всеми здоровались, болтали, а, уходя, обязательно благодарили за покупку и желали удачной торговли (водителям – счастливого пути). Просто такие там замечательные люди, что им хочется сказать что-нибудь приятное.

Местное население, в основном, имеет прибыль именно от туристов. Конечно, в Витязево есть 2 винзавода, но, по словам местных, они уже не работают. Вырубили и виноградники.

Многие не понимают, как мы можем из года в год приезжать в одно и то же место. Дескать, скучно, приелось. А я чувствую себя в Витязево абсолютно комфортно, мне там так хорошо, как не бывает и дома. И, знаете, я уже не первый год замечаю, что едва вступаю на обласканные солнцем плитки Черноморской улицы, так сразу возникает потрясающее ощущение, будто ходила здесь всегда, будто не было того года, прошедшего с момента нашей последней встречи с гостеприимным поселком Витязево – такое ощущение нескончаемой и доброй сказки!

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПО-АНАПСКИ!

Я обожаю и сам поселок, и весь Краснодарский край. Года два назад внезапно заметила потрясающий анапский акцент и просто очаровалась им! Все это время пыталась выучиться говорить «по-анапски», но получалось что-то среднее между «московским аканьем» и «украинским хэканьем». Вспомните речь няни Вики в знаменитом сериале, и поймете, о чем я :).

Как ни странно, получить желаемый акцент мне помогли прошлогодняя поездка в Ялту, где я наконец-то услышала настоящий украинский говор, общение с анапчанкой – попутчицей Наташей, а также внезапное очарование кавказской музыкой. Как же я радовалась, когда в этом году приобрела этот прелестный акцент!

И теперь, уже дома, я иногда говорю с анапским акцентов, чтобы не потерять это умение. Я не просто человек, влюбленный в Витязево. Я почти, что местная жительница, хотя бы в душе :)!

Кстати, учимся, говорить правильно «ПаралИя», т.е. ударение на последнем слоге, на букве «и». А ведь многие ставят ударение на втором слоге, произнося «ПарАлия». Я, успешно освоив анапский акцент, конечно же, стала говорить, как местная. А особенно, произнося «ПаралИя», заслуживала молчаливое уважение:). Не поверите, меня не раз спрашивали: «Местная, да?». Местные же. Я ж только скромно улыбалась. Да, это был самый приятный комплимент! Так что, товарищи-граждане, если желаем заслужить сходу позитивное отношение местных (в частности, отлично прожаренный шашлык :)), хором тренируемся, говорим «ПаралИя». Да-а-а, акцент у вас, явно не анапский… :) Но в любом случае местное население относиться крайне благожелательно к любому туристу.

ВИТЯЗЕВО-2009: бархатный поцелуй сентября

Впрочем, чтобы на себе ощутить очарование и прелесть Витязево, надо просто приехать сюда, пройтись по солнечной Черноморской улице, попить ароматного вина, окунуться в веселую суматоху Паралии, насладиться бескрайними пляжами и ласковым морем. Приезжайте в Витязево – один из самых лучших поселков Черноморского побережья!

МИНИ-ГОСТИНИЦА НА УЛ. ОКТЯБРЬСКОЙ, 10

Вот уже 4-й год из 6-ти лет, проведенных мной на черноморском побережье, мы отдыхаем в Витязево, в одном и том же месте. Это не только не надоедает, наоборот, мы уверены, что наш отдых уже заранее будет комфортным. Знакомое, проверенное место, добрые, радушные хозяева, которые и встретят, и обеспечат удачный отдых – все это, несомненно, располагает к выбору именно этого места.

Мини-гостиница на ул. Октябрьской, 10 находится в спокойном и зеленом частном секторе. Она невероятно милая, уютная и домашняя. Лаконичное двухэтажное здание в синих тонах с широким балконом увито огромными плетистыми розами и виноградом. В этом году роз было особенно много – на изумрудной зелени в изобилии пестрели крупные алые соцветия. Над двориком натянута решетка, увитая синим виноградом. Веранду около нашего номера также обрамляли душистые лозы с гроздьями вкуснейших ягод, которые мы периодически пощипывали за завтраком и ужином :).

Номерной фонд состоит из номеров различной категории: комнаты с удобствами на этаже, в номере, 4 номера-блока, номер-люкс. Это очень удобно, т.к. дает возможность отдыхать людям с различными запросами и финансовыми возможностями. В мини-гостинице есть кухня с плитами, холодильником, мойками, наборами посуды, санузел, в этом году появилась стиральная машина. В шкафу на этаже лежит постельное белье, есть утюг, сушилки, телевизоры. На веранде стоят столики и стулья. Там очень приятно завтракать и ужинать в окружении крупных душистых роз и наливных гроздьев винограда. Красота!!!!!!!!

Номера небольшие, но чистенькие и очень уютные, с симпатичной мебелью, картинками на стенах и новой сантехникой. В люксе – огромная кровать, раздельный санузел, гостиная с потрясающим мягким угловым диваном, кондиционер.

Нас было пятеро, поэтому нам предложили номер-блок на втором этаже. Это спаренный номер с двумя комнатами (в каждой из которых есть кровати, тумбочка, шкаф), большой кухней (холодильник, стол, мойка, посуда) и совмещенным санузлом. Для большой семьи или компании – великолепное решение! Все очень по-домашнему. Окна выходили в зеленый дворик, где росло большое дерево, на котором по утрам чирикали птички. Так было приятно просыпать под их веселое щебетание! Вообще, место чудесное. Тихо, спокойно, по-домашнему уютно и комфортно. Номер-блок нам обошелся в 1500 руб. на пятерых (т.е. по 300 руб. с чел.). Но в высокий сезон цены, понятно, несколько выше.

Отдельно хочется сказать о хозяевах и вместе с тем сердечно поблагодарить их за ежегодный позитивный отдых и радушный прием! Хозяева Елена, Сергей, Ирина и все их родные – прекрасные, добрые, приветливые, гостеприимные и порядочные люди. Отдыхать в их мини-гостинице – очень приятно! Они радушно общаются с постояльцами, но, в то же время, не вмешиваются в жизнь курортников. Великолепная позиция – вам предоставляют жилье, удобства, живите, кушайте, отдыхайте. Ощущение, будто находишься у себя дома (особенно подходит для тех, кто не слишком любит казенный гостиничный сервис). К тому же, еще есть море, солнце, да и вообще, это же юг :)! А когда мы уезжали, хозяйка Елена разрешила нам набрать с собой восхитительного винограда, что было очень приятно. Мы и в поезде покушали наливные ягоды, и домой привезли. Витязевский сладкий виноград под коньячок скрасил нам момент расставания с любимым поселком, а дома напомнил о прекрасном отдыхе :).

Примечательно, что ул. Октябрьская расположена практически посередине поселка. Чуть дальше по ул. Черноморской находится замечательный магазин «Магнит», а по дороге на Паралию встречается много торговых точек, есть кафе, палатки с сувенирами и туристическими путевками. От нашего жилья до центрального пляжа идти примерно минут 30 – 40 медленным шагом. Пишу реальное время, засекаемое по часам, но в действительности это «жуткое расстояние» совершенно не ощущается. Хотя бы потому, что по дороге на море мы шли, не торопясь, болтали, глазели по сторонам, заходили в магазины, что-то покупали, общались с продавцами. Да и идти по солнечным плиткам Черноморской улицы – одно удовольствие! Просто идешь и наслаждаешься поселком, солнцем, теплом, отдыхом. Каждый раз, казалось, только вышли – и вот уже видна Паралия. Да и пешая прогулка по красивой курортной улице полезна для здоровья и просто поднимает настроение.

Еще один весомый плюс – тишина. Вечером, уже на подходе к ул. Октябрьской, бурная курортная жизнь потихоньку замирает, а когда заворачиваешь к гостинице, вообще создается ощущение, что погружаешься в деревенское спокойствие. Идешь по улице, а над головой – такие огромные звезды! Это просто потрясающе! Часто, возвращаясь с вечерней прогулки, я поднимала голову и, слушая тишину, любовалась этими прекрасными южными огоньками на глубоком бархате черноморского неба.

ВИТЯЗЕВО-2009: бархатный поцелуй сентября

Вообще, я ничего против не имею развлечений, но в рамках приличия. Ежедневно мы проходили мимо красивых, цветных гостевых домов, расположенных практически на прибрежной линии, в районе Паралии. Я их называла «пластмассовые домики». Да, стильные, симпатичные – но страшно представить, какой здесь царит шум по вечерам и ночам, особенно в высокий сезон! Мне лично, уставшей за год от «дискотек на работе», авралов и нервотрепки, просто хотелось тишины и покоя, особенно после 11 – 12 часов вечера, когда мы ложились спать. А мучиться от громкой музыки до утра, когда надо ставать в 7 – 8 часов, совершенно не входило в наши планы. Кстати, по моему мнению, частный сектор, в т.ч. ул. Октябрьская, прекрасно подходит и для родителей с детишками. В этот раз народу было не очень много: семьи с детьми, пары. Многие номера были свободны, как, впрочем, и во всем поселке в этом сентябре.

Кстати, от и до вокзала за нами прислали машину (вернее, даже 2, нас же было пятеро). Конечно, предварительно созванивались, уточняли наличие свободных номеров, цены.

Но будьте уверены, если вы выберете мини-гостиницу на ул. Октябрьской, никаких накладок не будет, более того, прекрасный отдых в уютном и спокойном месте будет вам обеспечен. За 4 года проверено.

СЕНТЯБРЬСКАЯ ПОГОДА

С погодой повезло на все 100%!!!!!!!!!! Было солнечно, ясно, жарко. Море теплое. Хотя вроде заходить, особенно, пожарившись на солнце, холодновато, зато потом из воды не вытащить! А уж загорели, буквально как негры. Уже на 2-й день приобрели «нормальный анапский колор» и перестали отличаться от тех, кто уже собирался уезжать с курорта. Не сгореть нежной девичьей коже помог крем для загара (да, он нужен даже в сентябре :)).

В этот раз сентябрь действительно был бархатным сезоном. Дневной зной сменялся приятной вечерней прохладой, а после остужающей пыл ночи радовало солнечное утро.

Лишь один день море штормило, по небу шли облачка. Но мы все равное загорали. Я, правда, не купалась в этот день, но муж окунулся. Уже где-то под конец отдыха попали на пляже под дождик. Было тепло, но ходили какие-то подозрительные тучки. С пляжа уходить не хотелось, поэтому мы рискнули остаться – и не пожалели. Дождик все-таки пошел, да такой, какой бывает только на юге: редкие капли, лениво падающие с высокого неба, моментально превратились в настоящий тропический ливень! Смеясь и визжа, мы втроем прятались под надувным матрасом в дюнах, кое-как прикрыв вещи лежаками. Болтали, пили вино и взывали к мудрым морским божествам, прося о хорошей погоде. Это было так весело, так незабываемо! Но на то они и южные дожди, чтобы быстро заканчиваться. Осторожно ступая по мокрому песку, мы с мужем побежали в море (подруга осталась на берегу, а зря :)). Какой же теплой была вода после дождя, как ласково волны обнимали покрытые мурашками плечи!!! И снова уже жарко светило солнце, и весь оставшийся день мы загорали, купались. Вообще, примечательно, что в это день ни на центральном пляже Витязево, ни в Джемете дождя не было вообще! Зато вечером по дороге в Анапу нас застал сильный ливень, нещадно лупивший нашу маршрутку и некоторое время преследовавший нас в городе. Опять же, в Витязево не было ни капли. Вот такая погода на Черноморском побережье – переменчивая, словно наше девичье настроение :).

Вообще, осенью в Витязево начинается период сильных ветров. Не обязательно холодных, но весьма ощутимых на побережье. Но если стоит жара, то ветерки даже освежают, да и загорать с ними лучше. Вот такой вот ласковый поцелуй сентября.

ЗОЛОТЫЕ ПЛЯЖИ И ЛАСКОВОЕ МОРЕ ВИТЯЗЕВО

На пляже мы проводили практически целый день, с 10.30 – 11 утра до 6 – 7 вечера.

Пляжи в Витязево – просто шикарные, золотые пески, солнечные дюны. Песок на пляжах богат кварцем, встречаются вкрапления ракушечника. Так что отдыхать на них не только приятно, но и полезно для здоровья.

Бесподобен и открывающийся взгляду пейзаж. Широкие песчаные пляжи с одной стороны мягко и полого подступают к морю, а с другой – красиво обрамлены различными по высоте дюнами, поросшими изумрудной растительностью. По дюнам приятно гулять, погружая ноги в насыщенный солнцем песок. А еще весело закапывать в него друг друга.

И самое главное – каждый приезжающий в Витязево найдет здесь именно то, что душе угодно. Хотите – вот вам общий пляж с развлечениями и кафешками, хотите – более спокойные места, а при желании – пройдите чуть подальше и наслаждайтесь лишь морем, солнцем, пляжем и друг другом.

Как я уже упоминала выше, до центрального пляжа Паралии от нашего дома 30 – 40 мин. ходьбы (если идти не спеша, глядеть по сторонам, болтать, покупать что-то). Поверьте, это расстояние даже не ощущается, а уж время и вовсе летит незаметно. На центральном пляже много народа, но развита инфраструктура. Здесь есть аттракционы, детские горки и парк для малышей, предлагается катание на катамаранах, «таблетках», работают бары, кафе, звучит музыка, в наличии раздевалки, душевые. Не забывайте и про весело фланирующих по пляжу торговцев, с неподражаемым «анапским акцентом» предлагающих «кукурузу горячую, раков вареных, пиво холодное, чебуреки, самсу, хачапури, пироги с картошкой, капустой…». О, это просто музыка для истосковавшихся по южному колориту ушей :)! Минусы – очевидны. Бедные наивные люди часто шокируются ценами на пляже, которые «вдвое выше московских», будто не знают, что в самом поселке можно купить тот же самый сок (пиво, воду) гораздо дешевле. Но ведь на то это и пляж, и за близость моря к напиткам надо, естественно, платить :). Еще минус – много народа. Даже в сентябре. Мы в первый день пришли на море рано, часов в 9, и даже часика 1,5 – 2 попробовали позагорать, но вскоре поняли: пора идти на наш, дальний пляж.

На пляже у винзавода народу чуть меньше, хотя его можно отличить от центрального только по отдельному выходу к морю. Кстати, до этого пляжа можно доехать на м/т № 23. Здесь так же в наличии раздевалки, есть кафе, но народу поменьше. Главный плюс этого пляжа – продающиеся около остановки маршруток вкусные дыньки и арбузики (мы специально несколько раз шли через пляж винзавода, чтобы купить их).

За лечебным пляжем ЛОК Витязь – еще лучше, просторнее, вода чище, народу еще меньше. Можно дойти пешком, свернув от Паралии вправо к району симпатичных гостевых домов (ориентируйтесь по названиям «Понтос» и «Зодиак»). Далее вам надо пройти по очаровательной ивовой аллее мимо ЛОК Витязь (идти – одно удовольствие, мы шли, наслаждались приятной полутенью, сидели на лавочках, попивая ароматное винцо), а дальше по дорожке мимо базы отдыха «Слава», а уж потом по теплому деревянному настилу до пляжа. Кстати, до ЛОКа можно доехать на м/т № 114 (ходит от поворота на Анапу). На этом пляже очень спокойно и хорошо, море чистое, и в то же время легко добраться. Минусы – отсутствие раздевалок, душевых и кафе, хотя и сюда доходят пляжные торговцы. На мой взгляд – лучший пляж, и идти близко, и просторно.

Правда мы (втроем) предпочитали ходить на дальний пляж (за ЛОК Витязь, детский лагерь «Глобус», спасательные будки и маяк, но, не доходя до лодочной станции). От дома доходили где-то за 1,5 часа, не замечая, впрочем, времени и расстояния. По пути заходили в магазины на ул. Черноморской, покупали что-нибудь поесть на пляж, отдыхали на тенистой аллее около ЛОКа, фотографировались, купались – время проходило незаметно. На нашем пляже народу мало, никто никому не мешал. Мы привольно загорали в дюнах, долго купались в ласковых морских волнах, бродили по солнечным холмам. Обедали на пляже, тем, что брали с собой (помидоры, виноград, сыр, бутерброды, чебуреки, сладкие булочки, сок, вино).

Знаете, это такое потрясающее ощущение спокойствия и комфорта! До сих пор ощущаю горячее прикосновение песка, легкий бриз, треплющий волосы, капельки соленых брызг на загорелой коже. И солнце – сколько же там было солнца! А над головой урчали самолеты, и я махала им рукой, танцевала на желтых горбах поросших зеленью дюн, собирала цветные ракушки. Крошечные песчинки, сжатые в руке, падали вниз. Потрясающее чувство бесконечности и вечности: с одной стороны – время пролетит незаметно, как утекают из раскрытой ладони песчинки, с другой стороны – воспоминания останутся, как остается в крепко зажатом кулаке песок. Казалось бы, как просто – лишь сжать в ладони убегающее время… Знаете, когда мне грустно или плохо я всегда вспоминаю об этом.

Все-таки, как хорошо загорать, купаться, бегать, смеяться, болтать, танцевать и просто наслаждаться обществом друг друга! Мне никогда не понять людей, оставшихся недовольными отдыхом. Как можно не испытывать потрясающее ощущение счастья, полета, спокойствия, радости, безмятежности, отдыхая в этом благодатном месте?!

Да, в общем, все было супер!!!!!!!!!

Море. Ах, море! Я безудержно, окончательно и бесповоротно влюбилась в Черное море, сразу, как только впервые увидела его 6 лет назад (кстати, именно здесь, в Витязево).

Скажите, что может быть прекраснее моря?!

Его зеленоватое спокойствие завораживает. Его сильные упругие волны в белоснежных барашках заставляют сердце трепетно сжиматься. Если вы едете к МОРЮ – считайте, уже половина отдыха будет успешной.

Во-первых, море – это настоящий кладезь здоровья. В морской воде содержится много солей, микроэлементов и прочих полезных веществ, а также йод. Ведь именно йод – незаменимый, но дефицитный элемент для детских и взрослых организмов. Не только купаться, а даже просто идти по воде чрезвычайно полезно для здоровья. Ведь мельчайшие капельки морского прибоя благотворно влияют на органы дыхания, а пешие прогулки по побережью заставляют работать многие мышцы нашего «засидевшегося» за зиму тела. Именно здесь, на прекрасном Черноморском побережье, мы становимся сильнее, выносливее, набираемся здоровья, наполняемся энергией солнца, соленого бриза, кварцевых песков.

ВИТЯЗЕВО-2009: бархатный поцелуй сентября

Поэтому – купайтесь, ходите, бегайте! Пусть ваша кожа впитывает все то полезное, что дарует нам Черное море. Пусть ваш организм очищается, восстанавливается, развивается. Пусть в каждой клеточке поселится задорный лучик солнца и сверкающие соленые брызги прибоя.

Во-вторых, море – это потрясающий, стопроцентный релакс. Понаблюдайте за набегающими на берег волнами, за кружевами белой пены, за легко парящими над водой чайками. Вслушайтесь в шум прибоя. Вдохните свежий солоноватый воздух. Проникнитесь глубиной, бездонностью, вечностью моря.

Поэтому – релаксируйте, расслабляйтесь, отдыхайте! Пусть ваши мысли очистятся от негатива, в душу вместе с морскими волнами вольется спокойствие и безмятежность. Пусть все плохое навсегда уйдет, и вас наполнит бесконечное счастье.

Принимайте море, любите его. И оно ответит вам взаимностью.

На море можно смотреть бесконечно… Это такое счастье, хоть раз в году видеть море, общаться с ним! И я, как всегда, как только приезжаю в Витязево, так скорей бегу здороваться с морем. Уже издалека слышу его приветливый шум, спешу на пляж. Осторожно подхожу к кромке воды, трогаю носочком набегающую волну, на секунду замираю, зажмуриваю глаза, шепчу: «Здравствуй, милое море!» и с радостным визгом окунаюсь в солнечные брызги. Это такой драйв! Только ради этого волнующего момента стоит приезжать сюда, в Витязево, на свидание к Черному морю!

А море в Витязево – изумительное! Оно готово радовать всех, а также идеально подходит для родителей с малышами. Песчаное дно долго-долго остается мелким, и даже после небольшой глубины (хватает даже моего роста чуть выше 1,5 м :)) снова можно выйти на отмель.

Очень приятно было идти по морю от ЛОК «Витязь» до дальнего пляжа. Ноги упруго ступали по влажному песку, на пути попадались островки ракушечника, а теплая вода нежно обнимала загорелые ступни. Мы шли, прыгая через волны, играя с ними, ловили руками, смеялись. Море шумело нам в ответ, и солнце дарило свой ласковый жар в последние дни этого сказочного сентября.

А как прекрасно было купаться в кристальных волнах, прыгать, нырять, ловить ладонями мягкую пену, играть с прибоем! А еще было забавно плавать с надувным матрасом и подушкой. Все было наполнено сиянием и светом: яркое солнце на ультрамариновом небе, тонущее в бриллиантовых осколках море, искрящиеся брызги перед глазами и соль упругих волн на губах. Муж обнимал меня, а я, стряхивая с лица мокрые пряди волос, задорно смеялась и пела: «Кайфуем, сегодня мы с тобой кайфуем, а я опять тебя целую и забываю обо всем…». Честно, именно эта песня полностью отражала наш прекрасный отдых в Витязево!

Кстати, море было чистым! Особенно на нашем пляже. Такое теплое, прозрачное, у берега виден песочек. Только, может быть, пару деньков поплескалась тина у самого бережка. И денек поштормило слегка, хотя было даже весело купаться в пенных волнах, которые накрывали с головой, ласково толкали в спину и играли.

Мне нравилось вдыхать изумительный, островатый и солоноватый запах моря. Просто закрывать глаза, жмурясь от яркого солнышка, и наслаждаться этим щекочущим ноздри ароматом. Море пахнет, но приятно, чуть-чуть водорослями, чуть-чуть рыбой, а также йодом, солью, солнцем. Да что там говорить, море пахнет отдыхом и просто морем!

А еще мы видели дельфинов! Сначала они проплывали в районе пляжа Джемете, совсем близко от берега. Люди даже рассмотрели умненькие мордочки и белые брюшки мамочки и детеныша. А потом, когда мы в последний день загорали на нашем дальнем пляже, нас снова побаловали своим присутствием дельфины. На этот раз они проплыли чуть подальше от берега, но достаточно близко, чтобы позволить себя рассмотреть. Я просто обожаю дельфинов! А эти двое прекрасных морских животных, гордых, доброжелательных и красивых игриво проплыли в зеленых волнах, словно само море прощалось с нами до новых, конечно же, скорых встреч!

Наверное, надо разбавить такой вагон позитива ложкой дегтя. Ну, как и в прошлом году, досаждали все те же транспортные средства. Конечно же, это джипы, нагло проезжающие к самой кромке моря. А ведь и песчаные насыпи строили, и гоняли их (по крайней мере, летом). Но нет, ленящиеся пройти пару лишних шагов люди прикатывали прямо на пляж, отдыхали, да еще и оставляли за собой мусор. Конечно, на нашем дальнем пляже таких «автотуристов» было меньше, но все равно напрягало. Ведь не секрет, что все вредные «машинные» вещества негативно влияют на экологию, в частности на море и пляж. Еще надоели без конца гоняющие по дюнам и пляжу квадрациклы с дикими людьми, а также один нахальный водный мотоцикл с лодочной станции, рассекающий чуть ли не у самого берега. Впрочем, на них мы в конце отдыха перестали обращать внимание, более того, когда настала пора уезжать, даже готовы были терпеть их, лишь бы еще задержаться в Витязево :).

ГДЕ И КАК ПОКУШАТЬ В ВИТЯЗЕВО И ДЖЕМЕТЕ

Мы, в основном, питались сами. Утром муж готовил завтрак, а вечером все впятером занимались ужином. Т.к. на пляже мы были практически целый день, то еду брали с собой (бутерброды, чебуреки, булочки, сыр, помидоры, виноград, напитки).

ВИТЯЗЕВО-2009: бархатный поцелуй сентября

Продукты в Витязево мы покупали в магазине «Магнит» (неплохой выбор и вполне лояльные цены), овощи и фрукты – у местного населения (все свеженькое). Варили картошку, рис, рагу, щи, делали различные салатики, жарили котлетки и блинчики – все очень по-домашнему и вкусно (особое спасибо нашей талантливой кулинарке – подруге!). Баловали себя на ужин сочным шашлычком (50 руб. шпажка) и тортиком местного изготовления. Как-то купили просто обалденные пончики с кремовой начинкой, такие маленькие, горячие, хрустящие – их пекли прямо около Паралии. Если увидите – купите обязательно, это что-то! Ну, и конечно, покупали дыньки, арбузики, миндаль (просто потрясающе в сочетании с десертным вином «Миледи»), персики, помидорчики, ежевику в стаканчике, молочный коктейль. Вывод: если готовить самим, то это выгоднее для бюджета и безопаснее для желудка. Кроме того, жилье, оборудованное кухней (как наша мини-гостиница) прекрасно подойдет для семей с детишками (можно легко готовить именно то, к чему привыкло ваше чадушко, а не метаться в поисках «детского меню», по-моему, его там просто нет).

Иногда ели в кафе «Мария» на ул. Черноморской, недалеко от нашего дома. Там очень хорошо готовят, особенно котлеты с пюре (40 руб. + 30 руб.). А какой там восхитительный салатик из свежей капусты (20 руб.) – просто объеденье! Единственное – супы не их конек, жирноваты выходят. Но зато чебуреки (30 руб.)!!!!!!!!!! Еще нигде не ела я таких чебуреков, как в «Марии»!!!!!! Тесто тонкое, начинки много, не перемасленные и не приторные. И готовят все прямо при вас, поэтому и заказ надо ждать некоторое время. Чебуреки мы часто брали с собой на пляж. Ах, как же я по ним тоскую!

Наши спутники, катавшиеся в Джемете (не спрашивайте меня, почему, сама не могу понять), ели там в кафе «Восточный экспресс». По их словам, приличное место с аппетитной кухней. По крайней мере, солянка (80 руб.) и манты (80 руб.) были выше всякой похвалы! Самса и люля-кебаб тоже оказались на уровне.

Про кафе на Паралии в этом году ничего конкретного не могу сказать. Знаю, что многие рестораны и бары на дневное время перепрофилируются в столовые. И что в одном из таких кафе наши нарвались на порошковое пюре. Гадость!!!!!!!!!!!!!!

НЕПОВТОРИМОЕ ЮЖНОЕ ВИНО

Вино (а как же без чудесного южного вина?!) мы покупали в магазине с цветной вывеской «Вина Кубани» на ул. Черноморской, 168 и недалеко от Паралии, также в «Винах Кубани» на Черноморской, 208. Кстати, случайно обнаруженный второй павильон нам понравился больше. Очень приветливые продавцы – семейная пара, доброжелательная обстановка, уютное помещение, богатый ассортимент, отменное качество вина, опрятные столики (частенько мы сидели, пили вино и разговаривали с продавцами) – несомненно, располагали. Цены на разливные вина 80 – 90 руб. Наш выбор – полусладкие вина: «Мускат Жемчужный», «Персиковый сад», «Татьянин день» (светлые), «Коварство и любовь» (розовое), «Малиновый звон», «Черноморский бриз», «Изабелла прекрасная» (красные). Еще понравились десертные: «Вермут» (120 руб./л.) и особенно «Миледи» (100 руб./л.). Последнее вино прекрасно сочетается с миндалем. С собой домой взяли коньячные напитки шоколадный и миндальный (на юге они как-то не шли, крепковаты :)).

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ВИТЯЗЕВО, СУВЕНИРЫ, ПОКУПКИ

Как-то в одно воскресное утро на небе появились подозрительные облачка, подул свеженький ветерок. На пляж было идти еще рано и прохладно, поэтому после завтрака мы с мужем решили наконец-то погулять по поселку.

Я давно уже хотела отыскать Витязевскую церковь, которую мы видели и в прошлые годы с берегов лимана. Пошли в противоположную от Паралии сторону. Конечно, слегка покружили, зачем-то свернув к лиману, на пр. Мира, так и брели, высматривая купола через кроны деревьев. Миновали видневшийся в глубине зеленого парка Дом Культуры. В действительности же, легче идти прямо по ул. Черноморской, а потом свернуть налево на ул. Советскую. Да, вроде и греческий поселок, но и здесь типичный русский парадокс, а может, просто грустная ирония: православный храм на улице имени атеистских Советов :).

Свято-Георгиевский приход видно сразу, по ул. Советской надо только немного пройти мимо зала борьбы «Дзюдо» и Администрации поселка Витязево. Новая церковь – очень красивая, высокая, белая с золотыми куполами, несколько нетипичной русской архитектуры, но она пока закрыта.

Перед храмом строгий и скорбный мемориал, посвященный «потомкам основателей села ВИТЯЗЕВО, впоследствии подвергнутым высшей мере наказания в период политических репрессий с 1937 г. по 1938 г.». Алый мраморный крест на фоне черного дома с трубой и окошком, в котором одиноко горит свеча. И список греческих, русских, кавказских фамилий целых семей (более 150 человек). Только вдумайтесь, это сейчас Витязево – беззаботный курортный поселок с массой развлечений. Но ведь когда-то живущие в нем люди страдали, погибали. И власти Витязево, несомненно, заслуживают уважения хотя бы за этот мемориал, за то, что хранят память о тех страшных событиях, не дают забыть о них потомкам. Очень сильный обелиск. И символично, что установлен он именно у храма. Ведь сколько сюда приходит людей, и, смотря на него, задумываются…

В маленьком приходе с голубой главкой шла воскресная служба. Народу было много, у входа стояли машины, все новые люди подходили к воротам церкви. Мы даже не смогли пройти в храм, чтобы поставить свечи – прихожане стояли плотной стеной, начиная от самого входа. Стало как-то очень приятно, что вот, даже на беззаботном курорте люди приходят в храм, местные, приезжие, русские, греки, армяне. Напротив прихода, в котором шла служба, находилась богатая и уютная церковная лавка с просторным залом для собраний, украшенным иконами, и собственно прилавком с православной символикой. Очень сильное впечатление произвела табличка о том, что храм нуждается в лампадном масле. Свято-Георгиевкий приход в Витязево нам очень понравился, душевное, приятное место.

Не могу удержаться, чтобы еще кое-что не рассказать об этой улице Советской. Про грустный парадокс я уже упоминала. Теперь мы, дойдя до перекрестка с ул. Черноморской, увидели вдалеке красивые ворота, и решили, что это парк. В итоге, не сворачивая, так и пошли до конца ул. Советской. И что вы думаете? Ворота вели к… Витязевскому кладбищу! Нет, конечно, понятно, что где-то оно должно находиться. Ничего себе такое, тихое, спокойное, зеленое… Но мне рядом было крайне некомфортно. Хотя бы потому, что мягко говоря, не переношу погосты. Я все понимаю, но лично мне как-то не хочется предаваться курортным утехам рядом с местом вечного покоя и скорби. Так что, если вам предлагают жилье на ул. Советской, Курганной (правда, говорящее название?) или Черноморской (номера домов с 20 по 50), смело делайте стойку :). Хотя, когда мы уткнулись в кладбище, как раз увидели машину с московскими номерами, народ из которой заселялся в самый крайний дом по ул. Советской – прямиком у погоста. С одной стороны даже зауважали бедолаг-москвичей, с другой – муж откровенно не понимал: «Как же так, из Москвы, а такое место выбрали???» :). В общем, мы поспешили вернуться на веселую ул. Черноморскую и пойти по направлению к Паралии. К тому же и погода разгулялась, началась настоящая жара.

В этот же день по дороге на пляж мы решили наконец-то дойти до Бювета Витязево. Он находится слева от Паралии, за парком аттракционов. Такая круглая будочка, работающая строго по часам. Внутри очень чисто, продают пластиковые стаканчики. Набирать в бутылки воду нельзя. Вода Анапская, солоноватая, но очень вкусная, прекрасно освежает. Богатая по составу. Мы с удовольствием выпили по паре стаканчиков и пошли на пляж. В следующем году надо будет почаще заходить в этот прекрасный бювет.

В Витязево продается множество различных сувениров с морской тематикой. Конечно же, лидирует Паралия, но и на других улочках, в т.ч. нашей любимой Черноморской, можно купить что-нибудь на память. Повсеместно предлагаются всякие милые сувенирчики: розоватые раковины различных размеров, магнитики, дельфинчики, бамбуковые рамочки, тарелочки с видами курорта, альбомчики из папируса, огромные омары, ироничные морские ежи, поделки из ракушек и дерева (в т.ч. браслетики, бусики, брелочки, зверики, композиции, подставочки, разделочные доски, салфетницы и т.д., и т.п.). Глаза просто разбегаются от всего этого изобилия! Мы, конечно, тоже накупили себе памятные сувениры, а также симпатичные подарки родным и друзьям. Каждый год привозим себе небольшую композицию из ракушек с надписью «Витязево (или Анапа) – такой-то год». В этом же сезоне обошли все точки – нет нужных надписей (а если есть, фигурка не нравится). Но уже в последний день, возвращаясь с моря через Паралию и отчаявшись что-либо купить, зашли в один торговый павильончик. Я давно облюбовала хорошенького краба с ракушками, и тут на радость продавец сказал, что может написать нам на поделке нужные слова. Конечно, мы хотели! Знаете, тут дело даже не в том, что я сама могла бы нарисовать дома все, что угодно. Просто хотелось привезти фигурку с надписью непосредственно из Витязево :). Приятному пареньку мы по ставшей привычной традиции пожелали удачной торговли и благополучного будущего сезона. Вот не перестаю я удивляться доброжелательности южных людей! Как с ними приятно общаться! Мы всегда здоровались со всеми продавцами, благодарили, говорили теплые слова, и они отвечали нам вежливо и с улыбкой. Не поверите – пробую так у нас, ну, не получается! Язык не поворачивается сказать что-то хорошее в ответ на недовольное бурчание и хмурые лица. Другие у нас люди совсем, злые, измученные. Не только в нашем городе, везде в средней полосе. А южные люди – радушные :). Да и как иначе, если живешь в таком потрясающем месте, если можешь любоваться морем и солнцем?!

ВИТЯЗЕВО-2009: бархатный поцелуй сентября

Еще я просто обожаю продающиеся в Витязево прекрасные вязаные вещи: кофты, свитера, шали, платья, милые детские вещички. Ежегодно привожу что-то себе. В этом году тоже не обошлось без подарка. Купила симпатичное платье, да еще и со скидкой, т.к. вечером, когда лотки закрываются, добрые продавцы запросто сбрасывают цену, впрочем, и так не высокую. И все это с шутками, по-восточному темпераментными комплиментами, улыбками, разговорами. Так приятно общаться! Связанные заботливыми руками вещи очень красивые и теплые, прекрасно согревают в нашем прохладном климате и напоминают о замечательно проведенном отдыхе.

А еще я отхватила неплохой путеводитель по Черноморскому побережью и интересный DVD-диск «Курорты Кубани» с обзорными фильмами по Геленджику, Анапе, Сочи и Красной поляне.

ВЕЧЕРНЯЯ РОМАНТИКА ПАРАЛИИ: КАФЕ И ПРОСТО ПРОГУЛКИ

Ах, как же не прогуляться по Паралии! Ведь именно там наиболее остро ощущается курортная жизнь Витязево. Паралия – это вечный праздник, а уж вечерняя и ночная Паралия – это разноцветная сказка, манящая, влекущая в свой загадочный и пестрый мир. Паралия – визитная карточка Витязево. И пусть не ежедневно, но хотя бы раз просто необходимо побывать на Центральной набережной поселка. А, побывав однажды, вы вернетесь сюда еще. Это же ПаралИя!

В первый день приезда мы пошли отмечать событие на Паралию. Долго выбирали бар. Мне обязательно хотелось найти заведение с живой музыкой и танцполом, мужу – с шашлыком. Ну и адекватно по ценам. В итоге прошли всю Паралию. Я забраковала все открытые кафешки, мои спутники – дорогущее меню в одном из заведений (в 2 других мы даже не сунулись, я читала, какие они пафосные, да и народу в них было очень мало). В итоге повернули назад, и я на свою голову уговорила всех зависнуть в кафе «Причал», которое присмотрела изначально (да и читала о нем хорошие отзывы). Ну да, кафе хорошее, классная живая музыка (на мой выбор повлияло и отличное исполнение обожаемого шансона), охрана, предельно вежливые официанты (мальчик-гарсон терпеливо ждал, пока наша разношерстная компания наконец-то сделает заказ), приличный контингент (не малолетки, а люди в районе 30-ти и старше). Наши спутники заказали шашлык из свинины, а мы с мужем, послушав подругу, из баранины на косточке. Да-а-а, этот баран запомнился нам на долго-о-о!!!!!!! Свинина оказалась пересоленной, вино – разбавленным, а баранина – просто откровенно гадкой. Подруга пила 3-хзвездочный «Кизляр». Не знаю, насколько она хорошо разбирается в коньяках, но ей понравилось. Единственное, я почти не покидала танцпол, зажгла по полной (где еще, как не на юге зажигать?). Душевная музыка в качественном и проникновенном исполнении просто очаровала нас. Танцевали все! А еще там был такой прикольный спецэффект – на голову падало что-то типа разноцветной пены. Сверкали лазеры, улыбался шансонье, лились знакомые мелодии, вокруг сияли радостные улыбки отдыхающих, а я танцевала-танцевала-танцевала. Это был такой драйв! Прямо как в еще одной песне, ставшей символом нашего отдыха в Витязево-2009: «По ресторанам, по ресторанам, по ресторанам…». Так что, ужасная еда (1150 руб. на пятерых за все) была компенсирована отпадными танцами. Потом, конечно, меня все дружно отругали, что я выбрала такое дорогое заведение (чушь полная, могу назвать кафе, которые намного дороже несчастного «Причала»). Но потом подруга, которая всех больше возмущалась, примирилась и выдала потрясающую фразу: «Ты выбрала дурацкий бар, а я выбрала дурацкого барана». На том и порешили :). Не знаю, может, кто на нашем месте начал бы возмущаться качеством еды (но не качеством обслуживания), но у нас и этот вечер, и само кафе «Причал» до сих пор вызывает безудержный приступ смеха. Да, на все надо смотреть с позитивом :).

Вечерами несколько раз ходили с мужем на Паралию. Вообще, это восхитительно, когда вечером идешь по ул. Черноморской и вдыхаешь потрясающий аромат напитанной солнцем изабеллы (там же везде дома увиты виноградниками). На Паралии музыка, песни, танцы. Играют фонтаны, оживленно идет торговля, сверкают разноцветные вывески заведений, шумит парк аттракционов, на все лады поют под караоке разгоряченные курортники, слышны заводные кавказские мелодии, приятно исполняют вживую милый шансон и легкомысленную попсу. А загорелые и не очень люди в белых брюках, коротких юбках, открытых майках и смешных шляпах идут, улыбаются, сидят в кафе, пьют вино, танцуют, отдыхают и просто наслаждаются последними теплыми вечерами бархатного сентября. Это так классно! Даже просто идти, погружаясь в эту мистерию курортных звуков, наслаждаясь всеобщим приподнятым настроением, вдыхать ароматы шашлыка, подпевать знакомой песне, просто сжимать в ладони руку близкого человека – это такое счастье, это такой САМЫЙ НАСТОЯЩИЙ ОТДЫХ! Я что-то без конца болтала, на мгновение замирала перед очередным открытым кафе и, поймав мотив, делала несколько танцевальных движений, а потом все равно пела свое «Кайфуем, сегодня мы с тобой кайфуем…».

Кстати, в последний наш вечер в Витязево мы невольно стали свидетелями одного перченого шоу со стриптизом. Еще раньше на Паралии предлагали на него билеты. А теперь через открытую террасу кафе мы могли наблюдать это веселое зрелище. Не знаю, что это был за ведущий (лексикон из области «дети и женщины зажимают уши») да и какой профессиональный уровень у самого шоу, но шутки были чрезвычайно острые. Странное дело, никогда не любила «подобный юмор», но тут буквально ухохатывалась! Или это снова «коварные Витязевские чары» :)?

А вообще мне показалось, что в этом сентябре на Паралии народу было не очень много (как, впрочем, и во всем поселке). Наверное, конец сезона. И еще я заметила, что все пафосные места («Македония», «Фортуна», «Луксор») были почти пустые. Зато забракованные мною открытые кафешки забиты до отказа.

Интересно было взглянуть на ночное море. Мы с мужем пару раз вечером доходили до пляжа. Представьте, оказывается, весь народ проводит вечера на побережье! Отдыхающих было едва ли меньше, чем днем. Многие лежаки были заняты, народ сидел на берегу, а из густой южной ночи периодически выныривали парочки и целые компании. Море было очень теплое, но вечерняя прохлада остудила порыв искупаться в пенных волнах, хотя очень хотелось! Просто походили по воде, гуляли, сидели на песке, пили вино.

ВИТЯЗЕВО-2009: бархатный поцелуй сентября

Особенно запомнился вечер перед отъездом. Тогда, миновав шумную Паралию, мы вышли к морю. Ходили по теплым волнам, бросали монетки. Мне все казалось, что море не хочет нас отпускать… Потом сидели на лежаках, молчали и любовались огромными южными звездами. Раскатисто шумело море. На губах ощущался терпкий вкус вина и соленые брызги прибоя. Мне почему-то отчетливо запомнился этот привкус уходящего сезона. А, может, это были слезы… И очень не хотелось уходить. И уезжать.

АНАПА

Анапа! Город – курорт, «край, напоминающий рай». Отдыхая в Витязево, обязательно съездите в Анапу, побродите по светлым улочкам, полюбуйтесь морской панорамой с красивой набережной. Тем более что Анапа – город с древней и многогранной историей.

История Анапы насчитывает не одно тысячелетие. Судя по археологическим находкам, люди впервые появились в районе Анапы уже за 10 тысяч лет до н.э. В конце V века до н.э. на высоком берегу Черного моря, на месте нынешней Анапы, существовал город Синдика, названный именем народа, на земле которого он находился. Синдик был царской столицей синдов, здесь же на берегу бухты находилась Синдская гавань. С IV в. до н.э. по III в. н.э. присоединенный к Босфорскому государству город назывался Горгиппия. В XIV в. стал генуэзской колонией Мапа. В 1475 году город был захвачен Османской империей, а в 1781 – 1782 гг. здесь была построена турецкая крепость.

К приходу русских в конце XVIII в. поселение уже имело название Анапа. Трактовка этого наименования различна. Так, некоторые исследователи считают, что оно происходит от абхазского «ана-пэ» – рука, т.е. пункт, расположенный в устье реки. Другие предполагают, что «Анапа» – слово черкесское («ане» – стол, «ппе» – край), т.е. «анапе» – столообразный выступ берега, это название первоначально было присвоено мысу.

В ходе русско-турецких войн с 1791 по 1829 гг. Анапа несколько раз захватывалась русскими войсками. Окончательно же к России она была присоединена в 1829 г. по Адрианопольскому мирному договору.

В 1837 г. Анапу посетил император Николай I. В 1846 г. последовало упразднение крепости Анапа и утверждение статуса портового города. Но 31 марта 1860 г. наряду с Новороссийском, Анапа, как город, снова была упразднена.

Возрождение Анапы произошло в 1866 г., когда ей был присвоен статус уездного города Российской империи. С 70-х годов XIX века в Анапе начинает интенсивно развиваться виноградарство, основателем которого стал первый начальник Черноморского округа генерал-лейтенант Д.В. Пиленко. В канун двадцатого столетия Анапа постепенно становилась дачной местностью. Летом на морские купания съезжалось до 400 семей из близлежащих городов. Началось строительство дач и особняков. В аренду сдавались меблированные комнаты, купальни. Отдыхающим предлагались увеселительные экскурсии и другие развлечения. Начало курортному строительству города положил врач Владимир Адольфович Будзинский, который 15 июля 1900 г. открыл первый санаторий «Береговая».

Однако сама Анапа оставалась маленьким, пыльным городком с немощеными улицами и с острой нехваткой доброкачественной питьевой воды. Толчком для развития Анапы именно как детского курорта послужило распоряжение В.И. Ленина, по которому в 1921 году на черноморское побережье было отправлено свыше 55 тысяч детей. В 1929 г. специальная комиссия обследовала приморский климат и приняла решение о преобразовании Анапы в образцовый детский курорт. Строительство санаториев и пионерских лагерей в Анапе интенсивно продолжалось в 1920 – 1930 гг. Как результат в предвоенные годы в Анапе функционировало более 20 детских оздоровительных объектов.

Во время Великой Отечественной войны курорт был захвачен немцами и полностью разрушен. Однако с 1947 г. началось постепенное восстановление и дальнейшее развитие Анапы. За 50 послевоенных лет была проделана огромная работа. К 1987 году было построено 153 санаторно-курортных учреждения. Летом на курорте лечилось и отдыхало одновременно около 300 тысяч человек.

Еще одна важная веха – начало раскопок будущего историко-археологического музея-заповедника Горгиппия в мае 1960 г.

1994 г. – Анапе и Анапскому району (сейчас муниципальное образование «город-курорт Анапа») присвоен статус Федерального курортного региона.

Поездки в Анапу. В Анапу мы ездили 2 раза.

Днем гуляли по городу, с удовольствием прошлись по красивейшей набережной. Город очень светлый, солнечный, беленький. Везде разбиты нарядные цветники, растут пальмы. Анапа вся утопает в экзотической зелени. Много новых разноцветных отелей, на каждом шагу встречаются уютные бары, живописные кафе, пафосные рестораны, тонущие в изумрудной листве парки. Ходят улыбающиеся, счастливые курортники, весело поет Аквапарк. Вышли на какую-то улицу, всю заполненную сувенирными палатками, и, понятно, дело, надолго там застряли :). От разнообразия товаров просто рябило в глазах: ракушки, рамки, бусы, браслеты, шкатулки, бутылочки, дельфины, деревянные поделки, целые скульптуры из раковин и много-много кальянов (теперь я знаю, что куплю себе в следующий сезон :)). Накупили себе всяческих безделушек, пообщались с продавцами, посмеялись. Как и в Витязево, в Анапе живет очень приветливый народ, нам охотно давали советы и разъяснения, а когда муж купил большущую морскую раковину, доброжелательный продавец подарил ему в придачу хорошенькую ракушечку.

Из этой веселой дневной поездки особенно запомнилось, как сидели на лавке на красивой набережной Анапы, смотрели на море, разговаривали… Это был такой потрясающий релакс!

А вот центральный пляж не понравился. Хотя он был немного чище, чем в прошлый год и народу поменьше. Мы даже немного позагорали и попробовали искупаться. Море было грязным и неприятно пахло. Удивительно – народ все шел и шел, однозначно даже центральный пляж пользовался популярностью. Да, на нем были и кафе, и раздевалки, симпатичные «грибочки», предлагались лежаки. Но побережье явно не справлялось с таким наплывом посетителей. А еще мы встретили там любимых «тумба-юмба», таких колоритных и хитроватых африканцев, предлагающих фото на память. Правда, в Витязево они тоже ходили, но ведь мы загорали на дальнем пляже, поэтому их не видели. О, конечно, они очаровашки! Мало кто сможет устоять под их древними южными чарами, то тут, то там под веселый визг африканцы организовывали импровизированную фотосессию. Но наша сверхобщительная подруга переплюнула их, одарив задорным шлепком одного из «дикарей». Так что, это еще посмотрим, с кем фото на память :)!

У нашей дневной поездки, помимо приятой прогулки по Анапе, было еще 2 цели. Точнее, 2 скульптурные композиции, которые еще в прошлом году видели наши спутники, и которые в этот раз обязательно должны были найти мы. Спасибо памяти младшего брата, нам это удалось!

Памятник Курортнику. Недалеко от парка «Островок». Около элегантного гостевого дома на клумбе расположился здоровенный такой Курортник – обнаженный мускулистый мужчина с застывшим на лице блаженством и забавными огромными ступнями с длинными пальцами. Тело отдыхающего слегка утопало в беленькой гальке, видимо, изображающей, анапский песочек, а на животе примостилась огромная широкополая белая шляпа. Скульптура очень забавная и пользуется популярностью. Так, чтобы сфотографироваться около южного мачо, надо чуть ли не очередь занимать. Еще труднее сфотографировать фигуру без народа. Туристы идут косяком поглазеть на розового гиганта (кстати, а почему он не загорелый???) и сфотографироваться с огромной пяткой Курортника. Мы, конечно, тоже не исключение :).

Памятник Белой шляпе. Да-да, той самой, из песни: «Надену я белую шляпу, поеду я в город Анапу, и там я всю жизнь пролежу на соленом, как вобла, пляжу…» Помните? Какие же молодцы анапчане, что наконец-то решили установить эту скульптуру, давно уже являющуюся символом города-курорта. Находится недалеко от Администрации г.-к. Анапы. На живописной клумбе расположена большая каменная глыба, вершину которой и венчает Белая шляпа – видимо, все то, что осталось от не в меру увлекшегося южным отдыхом туриста :). Скульптура очень позитивная, вызывает улыбку. А ажиотаж вокруг нее не уступает столпотворению у Курортника. Вот здесь действительно пришлось отстоять очередь, чтобы сфотографироваться. Но колоритная композиция этого стоит!

ВИТЯЗЕВО-2009: бархатный поцелуй сентября

Еще я каждый год я прихожу к красивому, современному зданию Администрации города-курорта Анапы. Просто мне оно очень сильно нравится. На площади перед ним играет замечательный фонтанчик, немного в стороне стоит изящная часовенка. И все это такое яркое, озаренное солнцем, сразу чувствуется, что Анапа – курортный город!

Конечно же, посетили мы и Русские ворота – практически визитную карточку Анапы. Русские ворота – памятник османской военной архитектуры XVIII века. На плитах читаем надписи «Русские ворота 1854», «Крепостные ворота. Остатки турецкой крепости, построенной в 1783 году, названы Русскими в честь 25-летия освобождения Анапы от турецкого ига в 1828 году». По бокам ворот стоят пушки, около которых также любят фотографироваться туристы.

Достопримечательностями Анапа богата, при возможности и желании город легко осмотреть самим, не такой он и большой. Помимо перечисленных мест, в некоторых мы были ранее, какие-то планируем посетить позже.

Из самых известных стоит выделить, прежде всего, Археологический музей Анапы «Горгиппия». Он является единственным в России музеем-раскопом под открытым небом. Здесь представлены открытые раскопки кварталов Горгиппии II – начала III веков н.э., а найденные на территории Анапы и ее окрестностей античные экспонаты демонстрируют в выставочных залах музея.

В прошлую нашу поездку мы случайно открыли для себя Памятный знак матери Марии. Он был установлен 21 декабря 1991 года к столетию со дня рождения Елизаветы Юрьевны Пиленко (матери Марии). Это простая гранитная плита с возложенным на ней наклонным крестом и надписью «Нет, Господь, я дорогу не мерю, – что положено, то и пройду. Мать Мария». Пиленко Е.Ю. – женщина непростой судьбы. Живя в Анапе, она в 1918 году была избрана городским головой и много сделала для того, чтобы не было беспричинных арестов. В 1920 году Елизавета Юрьевна эмигрировала из России, а в 1932 году приняла монашеский постриг под именем материи Марии. Свою жизнь она посвятила служению Богу, помогала тем, кто оказался в эмиграции, участвовала в антифашистском движении Сопротивления, спасала сбежавших военнопленных. Мать Мария погибла в 1945 году в концлагере, и только спустя 40 лет ее заслуги были признаны на родине, где она посмертно была награждена орденом Отечественной войны 2-ой степени.

Гуляя по набережной Высокого берега, непременно посетите знаменитый Анапский маяк. Он был установлен в 1955 году на обрывистом берегу мыса Анапский. Высота центрального огня от уровня моря 43 м. Анапский маяк – романтическое место встреч горожан и курортников.

Можно еще посмотреть храм святого Онуфрия Великого (одна из самых старых церквей на Кубани), памятник основателю курорта В.А. Будзинскому, дом начальника Черноморского округа, анапчанина Д.В. Пиленко, городской центр старой (начала XX века) Анапы, сквер памяти в Анапе, памятник А.С. Пушкину, античный склеп-герон (II – III вв. н.э.), бювет и месторождения минеральных вод, дачный домик великого русского археолога Н.И. Веселовского, памятный знак конструктору гидросамолета А.С. Корытину, Анапский краеведческий музей

Второй раз мы приехали в Анапу вечером. Уже прошла дурманящая жара, но по пути в город нас застал почти тропический ливень. Даже когда вышли из маршрутки на остановке «рынок-автовокзал», дождь продолжался. Тогда впервые за 6 лет нарвались на бодяжное вино. Оно продавалось в новом магазине напротив Автовокзала. Настоящая брага, кошмар! Наверное, надо было бы поднять скандал (неужели я не отличу бодяжные «Ласковые сети» от настоящих?!), но не хотелось портить себе настроение, да и милого мальчика-продавца было жалко. Просто отметили для себя, что в этом магазине никогда больше не будем покупать вино.

Мы немного погуляли по городу, вышли на пляж. После дождя и без народа он казался еще чище. Полюбовались на закат (ах, какие красивейшие в Анапе закаты!), сфотографировались с пойманным в ладонь солнцем.

Но главная наша цель вечерней поездки в Анапу – это кафе «У Моря». Находится рядом с Аквапарком. Кафе замечательное, уютное, персонал – внимательный, еда – вкусная. К тому же, у нас традиция ежегодно ужинать именно здесь, так уж повелось с нашего (моего) первого приезда на юг. В 19.30 в кафе было мало народа, мы заняли свой любимый столик у окна, сделали заказ. Порадовало, что кафе продолжает развиваться в прогрессивном направлении в плане сервиса. Обслуживание там всегда было приятным. Но, в отличие от прошлого года, нам подали не пластиковые тарелочки и непонятные стаканы, а красивую фарфоровую посуду и элегантные бокалы. Мы заказали вкуснейший, ароматный, просто потрясающий шашлык из семги (150 руб./100 гр.) и шампанское «Су-Псех» (250 руб.). Наши спутники решили попить апельсинового соку (30 руб.) и покушать пюре (их резюме: пюре натуральное, но готовить его здесь не умеют). Да, будьте осторожны при заказе стейков, наш кусок семги вытянул на 460 гр., так что им одним наелись все. В итоге вышло всего 1150 руб. на четверых. Это того стоит! В 20 часов началась эстрадная программа с обязательной живой музыкой. Певец, хоть и под караоке, пел просто потрясающе, а в перерывах включали вполне адекватную попсу. Конечно же, я не могла удержаться от танцев! Будто бы по заказу, певец исполнял медленные шансонные композиции. Мы с мужем танцевали под «Снегири» Трофима и «Приходите в мой дом» Михаила Круга. Ну, и еще я потусила под веселые попсовые мелодии. Малочисленный народ аплодировал нам. Этот вечер оставил самые теплые и приятные впечатления. Конечно же, мы еще не раз вернемся в наше любимое кафе «У Моря»!

Домой возвращались, когда стемнело. Ночная Анапа манила разноцветными огнями, лилась музыка, бойко шла торговля сувенирами. Курортный город не засыпал, давая возможность полностью насладиться всей прелестью уходящего сезона своим последним отдыхающим.

Гулять по Анапе – чудесно, прекрасно, это красивый, очаровательный город на морском побережье. Обязательно приезжайте сюда, и Анапа, несомненно, вам понравится!

ЭКСКУРСИЯ НА ПШАДСКИЕ ВОДОПАДЫ

Эта экскурсия оставила незабываемое впечатление! Мы долго выбирали, куда поехать. Первоначально хотели на водопады реки Жанэ + дольмены. Обошли несколько точек. В результате остановились около организатора экскурсий Камиллы. Фирма «7-й континент». Что подкупило? Очень веселая, позитивная, общительная девушка и ее интересный рассказ о поездках. То, что она честно ответила, что на р. Жанэ их фирма не возит, т.к. в это время года водопады там пересохли и смотреть не на что. То, что посоветовала отличный вариант для замены – экскурсию на Пшадские водопады. То, что сама была на этой экскурсии, так увлекательно рассказывала о своих впечатлениях, давала дельные советы. То, что я в сети видела красивые фото Пшадских водопадов и читала положительные отзывы о них. В общем, с 10 % скидкой на первую поездку экскурсия обошлась нам в 650 руб. с человека. В стоимость входило: посещение водопадов, деревни дольменов, прогулка по горным рекам на внедорожниках ГАЗ-66, дегустация вин. Дополнительно оплачивался обед в Казачьем подворье (по желанию). Я вообще не люблю что-либо советовать, но эта экскурсия – ЭТО ЧТО-ТО!!!!!!!!!!!!!!!! Просто супер!!!!!!!!!!!!!!!!

ВИТЯЗЕВО-2009: бархатный поцелуй сентября

Экскурсионный комфортабельный автобус подошел точно по времени к назначенной остановке. Некоторое время еще покружили по поселку, собирая народ с различных точек. Наконец, вся группа была в сборе, и началась собственно экскурсия на Пшадские водопады.

Сразу хочу рассказать о нашем замечательном гиде Олеге Николаевиче. Это профессионал с огромным стажем (более 20 лет), компетентный, веселый, начитанный, эрудированный, грамотный, заинтересованный, неравнодушный, с заразительным чувством юмора. Весь автобус слушал его с неподдельным интересом, а на шутки отвечал заразительным смехом. Вообще, было заметно, что Олег Николаевич – человек очень увлеченный, влюбленный в свою работу и красоты Кавказа. Проводя экскурсию, он не ограничивался общими фразами и датами из путеводителя, а привносил свои чувства, ощущения, настроение. Так, например, мне очень понравилось сравнение поросших лесами гор с бархатной подушкой, которую хочется погладить, и слова гида о том, что он каждый раз восхищается этими местами. Действительно, лучше и не скажешь! Я тоже обожаю горы, для меня они символизируют Вечность и Мудрость, но так иногда хочется обнять эти зеленые холмы, прижаться к ним щекой! Олег Николаевич рассказал нам об этих древних вершинах, о том, что со временем они растут. Еще он пошутил, что все это когда-то уже было, что все мы встречались на такой же экскурсии, только очень-очень давно (подумаешь, сколько-то миллионов лет назад :)), и тогда горы были немного пониже. А потом обязательно встретимся в будущем, тоже где-то через -дцать столетий. Вроде забавная шутка, но вы не поверите, у меня были такие же мысли! Вот так невероятно сошлись одинаковые фантазии двух совершенно разных людей. В тот момент я сразу поняла, нет, даже почувствовала, что эта поездка будет удачной.

В ходе экскурсии гид нам подробно и интересно рассказывал о каждом населенном пункте, мимо которого мы проезжали, уделяя внимание его истории, прошлому и настоящему, а также занятиям местных жителей. Мы узнали многое о виноградарстве и виноделии. Так, например, о том, что в Анапском районе выращивают только технические сорта винограда, пригодные лишь для изготовления вина, а в Геленджикском еще и столовые (для еды). А вот за Михайловским перевалом и Геленджиком виноградники вообще заканчиваются, там местные жители занимаются садоводством, выращивая персики, груши и другие плодовые деревья.

Наш путь лежал бескрайней Анапской долиной, и из окна автобуса открывались потрясающие виды южных просторов. Мы проехали Анапские плавни – природный заказник, где обитает множество разновидностей птиц. Кстати, именно от Анапы начинаются знаменитые Кавказские горы.

Далее мы пересекли административную границу между Анапским и Новороссийским районами, проехали уже знакомую по прошлым экскурсиям станицу Натухаевскую, а также поселки Семигорье и Ленинский путь. Каждый из них имеет свою историю, особенности, пути развития. Нас окружают Семигорские и Семисарские горы, мы минуем страшный и опасный перевал Тещин язык, богатый крутыми поворотами, отвесными скалами и жуткими обрывами. Проехали поселок Верхнебаканский. На горизонте промелькнула Новороссийская телебашня – «мечта наркомана», как окрестил ее Олег Николаевич. Преодолели ущелье Волчьи ворота. Где-то вдалеке остался поселок Абрау-Дюрсо, в котором расположен одноименный завод шампанских вин, основанный в 1869 году. Кстати, это единственный в России завод, который вправе выпускать русское шампанское. А еще там есть потрясающей красоты озеро Абрау.

Вот и Новороссийск. Основанный сравнительно недавно, в 1838 году, он уже заслужил почетный статус города-героя, а также южного промышленного центра. Наш путь лежит рабочими окраинами Новороссийска, мы проезжаем многочисленные заводы, в т.ч. цементные и асбестовые, громады элеваторов, нефтебазы. В порту виднеются бесчисленные краны, танкеры. Кажется, что город ни на минуту не прекращает трудиться. Гид рассказывает нам о героической истории Новороссийска, о том, как город разрушали и восстанавливали из руин. Особенно впечатлило разрушенное здание местного Дома Культуры. Оказывается, во время Великой Отечественной войны немцы добрались лишь до него, разбомбили, но дальше в город пройти так и не сумели. И именно с этого места, от этого разрушенного Дома Культуры началось победное освобождение Новороссийска нашими войсками. Война закончилась, а руины здания оставили в память потомкам о тех страшных и героических днях. Знаете, и этот рассказ и собственно разрушенный, поросший кустарником ДК произвел очень сильное впечатление. В таких местах очень остро ощущается и Невосполнимая трагедия и Великий подвиг наших людей.

А мы уже проезжаем мыс Пинай, административную границу между Новороссийским и Геленджикским районами. Останавливаемся в еще одном памятном месте – в живописной Цемесской бухте. Мы уже были здесь во время экскурсии в сафари-парк Геленджика. В очередной раз любуемся потрясающим пейзажем, древними скалами, буйной изумрудной растительностью и завораживающей синевой моря. Кроме великолепной природы, мы осматриваем мемориальный комплекс, посвященный морякам – борцам за Революцию. Это и фигура скорбящего Моряка, и Куб, на котором выбит приказ председателя Совнаркома Ленина об уничтожении флота 11 мая 1918 года, и поименно названные корабли, затопленные в этой бухте. Вообще, многие воспринимают юга всего лишь как веселенькие курортики, море и пляжики. Однако никогда не следует забывать о роли нашего Черноморского флота и героическом прошлом городов Краснодарского края.

Мы минуем Геленджиксий район, курортный поселок Кабардинка, поселок с очень красивым и вкусным названием Виноградный (кстати, в Краснодарском крае полно населенных пунктов, носящих имя ароматной лозы :)), поселок Марьина Роща, названный так в честь героической женщины, защищавшей своего убитого мужа и погибшей в неравном бою.

Вскоре мы едем по объездной дороге Геленджика, и об этом городе нам также рассказывает гид. Геленджик в переводе означает «невеста». Он позиционируется как веселый молодежный курорт, утопающий в живописной зелени невысоких гор и пологих холмов. В городе находится один из самых крупных аквапарков в России «Золотая бухта». В окрестностях Геленджика много интересных достопримечательностей, тенистых ущелий, водопадов. Именно в геленджикском районе находится долина реки Пшада, куда мы и направляемся.

Вот и закончился Мархотский хребет, который мы полностью пересекли от Новороссийска до Геленджика.

Минуем Кабаньи горы. Олег Николаевич кидает нам очередную шутку: «Вы, наверное, уже привыкли к кавказским наименованиям. А вот эти горы никак не переводятся, так и называются Кабаньими. Дело в том, что адыгский язык чрезвычайно сложен для нашего произношения. Так, по-адыгейски кабан будет звучать так: три буквы «к», три буквы «х» и одна буква «о». Кккхххо. Попробуйте, произнесите! Потому и называют эти горы просто – кабаньи. Но эти животные там действительно обитают. Вот, если решите вы прогуляться по тем горам, а вам встретиться кабан, вы ему скажите так грозно: «Кккхххо!», и тогда он от вас сделает «тык-дык-тык-дык». Ну, а если не испугается, то тогда вы от него «тык-дык-тык-дык»! Автобус покатывается с хохоту! А для нас это «тык-дык-тык-дык» вообще стало талисманом. Если плохое настроение или какие-то проблемы, мы вспоминаем кабана-«кккхххо», говорим «тык-дык-тык-дык», и сразу все налаживается. Так что, спасибо вам, Олег Николаевич! Экскурсия давно закончилась, но ваши слова (простите, если привела их не слишком точно, но главное, смысл сохранен), мы помним и ценим!

Проезжаем основанный казаками-некрасовцами поселок Возрождение, реку Жанэ, въезжаем на Михайловский перевал. Последний носит имя одного хорошего Человека. Был такой военный Михаил Михайлович Михайлов, добрый и справедливый, сильный и смелый, строил здесь дорогу. Все его очень уважали. Но однажды он простудился и умер. Говорят, могила военного находится на вершине перевала. Человека не стало, но имя его, ставшее названием горной дороги, живет в веках. Вроде бы незамысловатая история, но Олег Николаевич так ее рассказал, что она не просто запомнилась, а запала в душу.

ВИТЯЗЕВО-2009: бархатный поцелуй сентября

А мы тем временем подъезжаем к роднику «Наташа». Гид коротко излагает нам избитую легенду о богатой девушке и бедном пастушке, который ушел воевать, чтобы добиться расположения строгих родственников невесты, но так и не вернулся с поля боя. Девушка, понятно дело, долго плакала и окаменела от горя, а слезы, не перестающие литься, превратились в чудесный родник. Конечно, история вполне типичная, наверное, немало таких родников «Наташ» раскидано по нашей необъятной родине, да и за ее пределами (только там имена другие). Мы уже были у этого родника, когда ездили на экскурсию в Сочи. Только в тот раз девушка-гид рассказывала, что окаменевшая невеста была черкешенкой и носила красивое имя Инсурен (заселившие позднее эти места русские переименовали ее в Наташу для простоты произношения). Но она также окаменела после гибели возлюбленного и теперь является покровительницей всех трепетных сердец. Где-то еще я слышала о том, что наоборот, мудрые кавказские боги наказали девушку за чрезмерную гордыню, обратив ее в камень. Я обожаю красивые кавказские легенды, но одного не могу понять: если родник – слезы окаменевшей девицы, то почему вода не соленая :)?

А вообще, родник «Наташа» – чудесное местечко. Мы, конечно, фотографируемся со скульптурой несчастной невесты и набираем воду в дорогу. Вода очень вкусная, освежающая. Еще на территории комплекса есть кафе, сувенирные и торговые лавки, платный вход к каким-то водопадам. Очень понравилась по-кавказски строгая часовня Сергия Радонежского и мозаичное изображение святого. Перед входом на территорию часовенки висело объявление о том, что сюда нельзя проходить в купальных костюмах (кстати, о строгости нравов местных обитателей предупреждал и гид). Мне мои коротюсенькие шортики также показались «неприличными», да и головного убора не было, поэтому я, трепетно уважая святыни, лишь скромно потопталась у входа, фотографируя всю эту красоту.

20-ти минутная стоянка незаметно завершилась, и наш автобус снова отправился в путь. Мы едем по Пшадской долине. В переводе с кавказского языка это «тихая долина». Олег Николаевич рассказывает очередную легенду о боге-Ветре, который однажды сломал крыло и упал в эту местность. Жители не стали потешаться над низвергнутым гигантом, а наоборот вылечили его. Исцеленный бог вернулся к своим товарищам в небо, но внезапно устыдился своей неблагодарности. И тогда он повелел, чтобы все ветра отныне обходили эту благодатную долину, в которой жили добрые люди, исцелившие его сломанное крыло. Действительно, и по сей день даже во времена свирепствующих на побережье ветров в Пшадской долине удивительно тихо и спокойно. А еще, говорят, что если смотреть на Пшадскую долину с высоты птичьего полета, то она напоминает крыло… А мы уже проезжаем реку Пшада, дающую жизнь водопадам, а также поселок Пшада (здесь, наверное, до сих пор обитают потомки добрых людей, вылечивших бога-Ветра :)). Гид нарекает нас отрядом «Солнышки» (как в пионерском лагере), чтобы мы не потерялись. Очередной приступ смеха сотрясает наш веселый автобус!

Наконец, мы подъезжаем к внедорожникам ГАЗ-66. Это такие видавшие виды машины, правда, с тремя мягкими лавками в открытом кузове. Кому-то они напоминают поездки в колхоз на картошку, кому-то транспортировку солдат в армии, а подруга вообще сказала, что нас везут, как заключенных в концлагерь. Короче, весело! Наша группа, разделившись на две части (примерно по 20 человек), начала активно занимать места во внедорожниках. Благодаря продавщице экскурсий Камилле, мы уже знали, что нас ждет, поэтому еще дома надели купальники и плавки, а также взяли пакеты под вещи. Народ, конечно, смотрел на нас широко открытыми глазами, когда мы с подругой начали энергично стаскивать с себя одежду. Видимо, решили, что девчонки устраивают бесплатный (или входящий в стоимость) стриптиз :). Но когда нашему примеру последовали и наши спутники, кое-кто додумал, что «это так надо» и тоже поспешил раздеться. Правда, практически все были с непромокаемыми мешками для вещей (еще один респект в сторону организаторов экскурсий – спасибо, что предупреждаете, ребята!).

Знаете, я сама очень боялась этих внедорожников. Но, скажу честно, эта экскурсия подходит буквально для всех! Наша группа состояла практически из одинакового количества молодежи (до 30 лет) и людей старшего поколения. Даже была маленькая девочка лет 6-ти. В восторге оказались абсолютно все!!!!!! Мужчины были галантны, помогая подняться/спуститься с машины не только своим дамам, но и соседкам. Для детей (той самой девочки) отводились места около кабины в середине (там меньше брызгает и трясет). По этой же причине многие ринулись на среднюю лавку. Ну, а мы, молодые, сели на боковую, практически в самом конце машины (это самые обалденные места – и протрясет, и обольет, как следует!). Заурчал мотор, и наша машина, слегка пропустив внедорожник первой группы, ринулась в путь.

ВИТЯЗЕВО-2009: бархатный поцелуй сентября

Это был такой драйв, такой адреналин!!!!!!!!!! Внедорожник бешено понесся по горным речкам, камням и ухабам. Вокруг мелькали покрытые пышной зеленью горы, живописные леса, каменистые ручьи. Все визжали, махали друг другу, кричали, смеялись. Ветер развевал волосы, вокруг искрились улыбки, у всех были восторженные, счастливые лица. Проезжали по речкам под теплые брызги воды. А дальше началось самое классное. Представьте, наша машина тормозит, делая вид, что сломалась, и второй внедорожник, разогнавшись, под веселый смех окатывает всех с головы до ног водой! Мы все мокрые полностью, под ногами вода! А столько восторгов!!!!!!! А потом мы также окатываем вторую группу! Так и мчимся наперегонки, все вымокшие, довольные и счастливые!!! И уже ничего не страшно, и даже синяк на руке не беспокоит (у меня кожа очень нежная, и в первые 5 минут тряски на внедорожнике даже от мягкой спинки сидения появился кровоподтек). Я стряхиваю мокрые волосы с лица и наслаждаюсь этим безоблачным небом, этими вечными мохнатыми горами, этим упругим ветром, этими теплыми брызгами, собственным визгом и кричу мужу: «Держи меня крепче, а то я сейчас выпаду-у-у!!!!!!» Это круто, супер, облалденно! Поездка на внедорожниках – самое яркое впечатление!!!!!!!!!!!!

На внедорожниках мы подъехали к тенистому леску, в котором притаилась деревня дольменов. Понятно, что вылезли все мокрые с головы до ног. В лесу было тепло. Но мне показалось неловким посещать древние дольмены в купальнике, поэтому я поспешила обвязаться парео. Поэтому очередной совет: помимо водонепроницаемых пакетов, возьмите сменную одежду, а лучше – легкое парео (оно было не лишним, как в деревне дольменов, так и по дороге на водопады).

Деревня дольменов! Это такое сильное место!!! Там такая потрясающая энергетика!!! Наш гид Олег Николаевич очень интересно рассказал нам об этих замечательных и загадочных сооружениях.

Дольмены – ровесники египетских пирамид, сооружения эпохи бронзы. Считается, что предположительно в 4 – 2 тысячелетии до н.э. на территории Северо-Западного Кавказа существовала неведомая цивилизация, оставившая эти мегалитические сооружения (мегалит – от греч. мега – огромный, литос – камень). Позднее они были названы дольменами. Они похожи на домики, сделанные из увесистых каменных глыб. От народа, создавшего дольмены, нас отделяет примерно 4 – 6 тысячелетий. Устное предание этноса в среднем существует около 2000 лет. Затем его следы исчезают в великом водовороте перемещения народов.

Существует много версий о создании, использовании и назначении дольменов. Так, распространена древняя адыгейская легенда о том, что дольмены-дома были построены великанами для карликов. Еще их называют культовыми сооружениями – такими мини-пирамидами, куда люди приходили медитировать или умирать. Есть мнение, что дольмены – обычные жилища или пристанище для охотников (в него легко спрятаться от хищника). Считают дольмены и просто могильниками. А также сооружениями для связи с потусторонними мирами и иными галактиками, базами инопланетян. Но никто не знает правды.

До сих пор неизвестно, как и зачем их строили. Как выпиливали эти ровные тяжеленные глыбы, как просверливали идеально круглое отверстие? И главное – с какой целью, для чего??? Много версий, гипотез, но никто не знает правды. Кстати, дольменами пользовались многие народы, нашедшие их. И как раз следы тех народов и сохранились (дольмены были популярны именно как могильники). Но ничего не осталось от той таинственной и, безусловно, мудрой цивилизации…

Примечательно, что дольмены обнаружены в самых разных странах: России, Дании, Великобритании, Ирландии, Корее, Северной Америке, Португалии, Испании, Франции, Германии и др.

Открытие и первые упоминания о дольменах относятся к 1794 году и связаны с именем академика Петра Палласа. В 1818 году К. Тауша и Тебу де Мариньи в бассейне реки Пшада была открыта еще одна группа дольменов. Несколько позже более детальное описание пшадских дольменов дал директор Керченского музея А.Б. Ашик. Во второй половине 19 века изучением дольменов занимались Ф.С. Байерн, Н.Л. Каменев, А.С. Уваров и П.С. Уварова, Е.Д. Фелицына, Г.Н. Сорохтин, А.Я. Колосов, а также многие другие ученые. В довоенный период исследователями дольменов являлись Л.И. Лавров, В.И. Стражев, А.А. Иессен. Примечательно, что первая систематизация дольменов Кавказа была произведена Л.И. Лавровым. Так, им были собраны все данные по расположению дольменов, которые когда-либо находились на территории Кавказа, и описаны сведения о 1139 дольменах, известных со времени путешествия П.С. Палласа и до 1960 года.

ВИТЯЗЕВО-2009: бархатный поцелуй сентября

Кроме того, Л.И. Лавров классифицировал дольмены по технологии их строительства. В настоящее время по этому признаку дольмены делятся на 4 вида:

• Плиточный дольмен. Строился из 6 многотонных плит – одна фундамент или пяточный камень, две боковые плиты, портальная плита, задняя плита и плита перекрытия (по данным В.И. Марковина 92% всех дольменов именно плиточные.).
  • Составной дольмен. Составлен из нескольких крупных блоков.
  • Полумонолитный или корытообразный дольмен. Такой дольмен выдалбливался целиком в скальной глыбе и перекрывался сверху плитой.
  • Монолитный дольмен. Он полностью высекался в скале через отверстие.

Одним из крупнейших современных исследователей дольменной культуры считается В.И. Марковин. В своей монографии «Дольмены Западного Кавказа», он определил распространение дольменов по региону Кавказа, подробно их исследовал и описал на основании изучения архивных материалов и результатов экспедиций 2308 дольменов.

В наше время исследованиями дольменов занимаются две экспедиции из Москвы и Санкт-Петербурга. Московской экспедицией института археологии Российской Академии Наук (РАН) руководит кандидат исторических наук Борис Вадимович Мелешко. Вторая экспедиция работает от Института Истории Материальной Культуры РАН (Санкт-Петербург), руководит ею кандидат исторических наук Виктор Анатольевич Трифонов.

Интерес к дольменам не прекращался никогда. Он то затихал под гнетом властей (ага, вот и секретные разработки, «X-fils» отдыхает), то возобновлялся с новой силой, выплескиваясь в то ли секты, то ли религиозные движения. Лично мне не понятно желание дать дольменам имена типа «дольмен счастья», «дольмен любви» и т.д. Так, подруга, выбирая сувенир-дольмен, буквально замучила продавцов вопросами об именах скульптурок, уж больно ей хотелось приобрести амурный дольменчик. Тут я полностью согласна с нашим гидом: у дольменов нет и не может быть имен. Хотя бы потому, что мы ничего не знаем о народе, их соорудившем. Давали ли они имена своим каменным строениям? И если кто-то вдруг решил обозвать какой-либо дольмен, допустим, «любовным», принесет ли он в действительности счастье в личной жизни? Загадывать желание – пожалуйста, можно. Хотя бы потому, что сама по себе деревня дольменов – чрезвычайно сильное место, а в таких местах, как правило, мысли материализуются, и, следовательно, желания исполняются. Естественно, желания должны быть не меркантильными, а еще лучше, адресованными кому-нибудь другому (хотя ведь в наш дикий век сложно желать кому-либо добра, помимо себя, не так ли?).

Так что (кто) такое дольмен?

Лично мне кажется, что дольмены были когда-то живыми существами, волею судеб обратившимися в камень. Но и сейчас, обездвиженные, дольмены продолжают жить. Я гладила их, разговаривала с ними, даже загадала желание. Мне кажется, дольмены меня поняли! Они просто замечательные! Вообще, наверное, каждый должен сам понять, что такое лично для него Дольмен. Приложите к нему руку, почувствуйте под ладонью древнюю шершавость зачарованного камня, закройте глаза, спросите – и для каждого мудрый дольмен найдет нужный ответ. Деревня дольменов – место сильное, чародейное, таинственное. Говорят, даже фотографии не всегда получаются. Словно дольмены чувствуют, с какой душой идет к ним человек. Кажется, они не подпускают к себе кабы кого и уж тем более не открывают своей сути. Я, например, 6 лет не могла к ним попасть, с того момента, как впервые приехала на юг. Хотела – очень, но все не складывалось. Сильные места всегда испытывают искренне стремящихся к ним людей.

На выходе из деревни дольменов мы, конечно же, покупаем сувениры – очаровательные дольменчики (50 руб.). И еще уносим частичку дольмена в сердце – его вечность, мудрость, тайну. Все то, что осталось в ладони от прикосновения к этому чудесному камню. Иду по тенистой горной тропе и шепчу: «Спасибо, Дольмен, и до новых встреч!».

Почитать интересное о дольменах можно и в интернете, мне понравился вот этот сайт http://www.dolmen.ucoz.ru.

Ну, а мы вновь загружаемся во внедорожники, едем, трясемся, брызгаемся и визжим! Какой же это кайф мчаться по чудесным горным рекам, подставляя лицо вольному ветру, жаркому солнцу и пленительному обаянию Кавказа!

Следующая остановка – Казачья застава. Здесь на фоне плюшевых гор привольно раскинулась очаровательная пасека и веселое казачье кафе.

ВИТЯЗЕВО-2009: бархатный поцелуй сентября

Мы заказываем еду и идем на Пшадские водопады. Путь – длинный и не легкий. Вроде каких-то примерно 1,5 км в одну сторону, но идти предстоит по горным каменистым тропам и журчащим ручейкам. Как хорошо, что мы с мужем взяли с собой кроссовки! Впрочем, люди шли и в сланцах, ничего. Дорога на водопады – живописная. Неширокое ущелье, вокруг отвесные скалы, почти тропическая растительность, под ногами камни, уступы, кристальная вода, вокруг летают бабочки и слышны голоса неизвестных птиц. Это просто сказка! Идем и наслаждаемся! Я не выпускаю из рук камеру и фотоаппарат – здесь можно переснимать каждый уголок! Из-за этого отрываемся от группы и не слышим увлекательного рассказа гида. Жаль, конечно. Но, с другой стороны, я все внимательно слушала в автобусе, поэтому имею кое-какое представление о водопадах реки Пшада.

Мы осматриваем три водопада.

Первые два маленьких – с мертвой и живой водой. Они очень живописны, потоки воды струятся с поросших мхом массивных глыб. Мы набираем воду, умываемся. Подруга уверяет, что вода – ну просто абсолютно разная, правда, не помнит, какую бутыль набрала из какого водопада, поэтому «ты будешь пробовать и различать». Забегая вперед, скажу, этот вопрос мы так и не решили, а просто выпили эту вкусную водичку :).

Дальше мы вновь идем по прекрасному ущелью, видим Плачущую скалу. Она действительно плачет. С древней породы густо стекают потоки кристальных слез. Впечатляет!

Наконец, когда уже почти вся группа возвращается назад, мы собираемся все вместе (вчетвером, т.к. одна наша спутница не смогла преодолеть этот путь) у самого большого Пшадского водопада. Это водопад Медвежий. Он высок и особенно красив. Поток тонкой кристальной струи завораживает. И вместе с тем – какая сила, какая мощь воды! Искрящиеся брызги падают в прозрачную купель. До чего же прозрачна и чиста вода в этом реликтовом лесу, среди диких скал и первозданной природной красоты! Самые смелые (в т.ч. муж и подруга) искупались в ледяной водице, я же только походила по купели, сфотографировалась. Ножки сводит! Хотя сейчас искренне жалею, что не окунулась. Судя по лицам моих спутников – это был непередаваемый драйв!

Кстати, Олег Николаевич заметил, что, в отличие от двух малых водопадов, в большом Медвежьем, не следует умываться и пить из него. Почему? Ну, об этом вам расскажет гид на экскурсии (обязательно Олег Николаевич и обязательно от фирмы «7-й континент»), должен же остаться хоть какой-нибудь секрет :))!

Обратный путь показался нам легче и быстрее. Мы вернулись на Казачью заставу, где нас уже ждал обед. Мы все заказали плов (80 руб.), и это было единственным недочетом, но опять же, нашим. На мой вкус плов был слишком холодным и жирным, я так и не смогла доесть свою порцию. Правда, кое-кому из наших все-таки понравилось. Ну, не знаю, наверное, следовало заказать борщ или шашлык.

После обеда наши группы снова погрузились во внедорожники. На этот раз машины просто мчались по горным дорогам, не брызгая друг друга. А жаль! Так хотелось еще раз испытать это великолепное ощущение, насладиться теплыми струями воды! Но, как мы с подругой не уговаривали хитрюг-водителей, лишь пара маленьких брызг попала на нас. Хотя, протрясло все же изрядно! Ехали, смеялись, любовались живописными горами и лесами, вдыхали свежий ветер. Знаете, давно я не видела столько счастливых улыбок, столько радостных и открытых лиц. Казалось, все сидевшие в кузове люди, давным-давно знакомы, будто уже стали лучшими друзьями. Нам навстречу промчались еще два ГАЗ-66. Мы все весело помахали очередным туристам, немного завидуя им: ведь тем людям еще только предстояло испытать все прелести горных рек!

Кажется, я бы так ехала и ехала бесконечно. Поездка на внедорожниках – просто замечательное мероприятие! Но вот и наш автобус. Наперебой благодарим наших веселых водителей и пересаживаемся в автобус.

Следующая остановка – дегустация в небольшом уютном зале. Приветливая девушка Катя очень интересно и подробно рассказала нам о виноделии и предлагаемом на дегустации вине. Мы попробовали 4 вида полусладких вин: «Ласковые сети» (п/сл., белое), «Изабелла» (п/сл., красное), малиновое вино (п/сл., красное) и вишневое вино (п/сл., красное), а также коньяк. Дегустировали по всем правилам, оценивая напитки по цвету, запаху и вкусу, переходя от светлого вина к красным и от легких к более крепким. Конечно мы, побывавшие в предыдущие годы на заводе шампанских вин в Абрау-Дюрсо, давно освоили тонкости дегустации, но для попавших на это мероприятие впервые, Катя проводила необходимый ликбез, объясняя, как и что необходимо делать. Вина стоили по 200 руб. за 1,5 литра, а коньяк – 300 руб. за литр. Кстати, все предлагаемые напитки были очень вкусные. Мы купили «Ласковые сети» и малиновое вино. А подруга приобрела чачу. Чача – это вообще жесть, 60 градусов. Желающим наливали пробовать по чуть-чуть. Нашей девушке понравилось, а вот я попробовать не рискнула :).

На обратном пути слушали отличный сборник шансона, даже немного подпевали, любовались на потрясающие пейзажи за окном, наслаждались пленительными видами мягких гор, розовых от лучей заходящего солнца, и старались не расплескать те прекрасные эмоции, то восторженное настроение, те захватывающие впечатления, которые мы получили от этой великолепной экскурсии.

Повторюсь, что хотя и не люблю что-либо советовать, но поездку на водопады реки Пшада рекомендую всем. Поверьте, это незабываемо!

ВИТЯЗЕВО-2009: бархатный поцелуй сентября

Еще раз хочется поблагодарить за увлекательную экскурсию и яркие впечатления фирму «7-й континент», гида Олега Николаевича, его брата водителя автобуса Виктора и организатора экскурсий (продавца) Камиллу. Спасибо вам, милые, добрые люди и всех благ!

ДРУГИЕ ЭКСКУРСИИ ВИТЯЗЕВО

В Витязево предлагают разнообразные экскурсии, каждый год появляются какие-нибудь новые проекты.

Конечно же, одна из самых известных и популярных экскурсий - это завод шампанских вин Абрау-Дюрсо (были в 2004 году). Действительно, очень интересно. Еще в автобусе гид поведает о виноградарстве и вине. А в музее завода расскажут об истории виноделия и производстве шампанского. Еще предлагается дегустация 6-ти видов шампанского. Впечатления незабываемые, да и вкус настоящего, заводского игристого вина ни с чем несравним. Еще, в некоторых турфирмах предлагают в дополнение к дегустации экскурсию в винные подвалы. Думаю, тоже интересно, хотя сами мы в подвалы не спускались. У завода, как водится, есть свой фирменный магазин, где можно (и нужно!) купить хотя бы пару бутылочек игристого напитка. Еще на территории Абрау-Дюрсо, недалеко от завода, есть прекрасное озеро Абрау, с названием которого связана одна из красивых кавказских легенд о трагической и верной любви. Ее рассказывает гид. В озере изумительная вода, но оно очень глубоко. Впрочем, в свободное время и при благоприятной погоде многие купаются в нем.

Поездка в Лаго-Наки (2004 год). Экскурсия хоть и длительная, но места там потрясающей красоты: неповторимая, бушующая смесь главных достопримечательностей Кавказа – гор и воды. Горное плато Лаго-Наки находится в республике Адыгея. Мы посетили 2 пещеры: Нежную и Большую Азишскую, которые сами по себе уже являются интереснейшими достопримечательностями. Кстати, в одной из них вам продемонстрируют след древнего человека. Полюбовались потрясающим видом утренних гор со смотровой площадки «Лесная поляна». По горным дорожкам прошли к одному из водопадов реки Руфабго, с замиранием сердца смотрели, как мощные потоки воды с огромной силой спускались с горных пород. Видели бушующие воды реки Белой. Очень сильное впечатление оставила Хаджохская теснина, где опять же мы наблюдали великолепное сочетание камня и воды, когда бурные волны реки были заключены в горную породу (теснину). В заключении осмотрели мечеть, расположенную в столице Адыгеи – Майкопе.

Ездили в Тамань, в музей М.Ю. Лермонтова (2006 год). В Тамани писатель бы проездом 3 дня. Кстати, приключения с контрабандистами, описанные им в повести «Тамань», действительно случились здесь с Михаилом Юрьевичем. В музее представлены литературная и художественная экспозиции. Интересны письма, дневники поэта и его друзей, зарисовки, планы и схемы передвижений Лермонтова, его рисунки. Великолепны костюмы казачки и черкеса. Особое впечатление оставила рукопись той самой «Тамани» и ее первое издание. Несомненно, мы узнали много интересного из жизни и литературного творчества М.Ю. Лермонтова. Но еще более поразила нас художественная выставка. Здесь были представлены удивительные по своей красоте пейзажи с чарующими видами Кавказа, портреты. Оказывается, писатель был и великолепным художником! Лермонтов, трепетно любивший Кавказ, хоть и прожил очень короткую жизнь, но оставил яркий след в мире искусства. Говоря о музее им. Лермонтова, нельзя не сказать еще об одной экспозиции – о Казачьем подворье. Оно, естественно, восстановленное, но именно в этом месте развивались события «Тамани». Основные достопримечательности подворья – две хатки-мазанки, в одной из которой жила хозяйка-старуха, а в другой 3 дня провел поэт. В беленых чистеньких домиках сохранены небогатые казачьи интерьеры. Также на подворье находятся прочие предметы казачьего быта, в том числе живописный колодец. Гуляя по подворью, мы невольно почувствовали себя героями повести «Тамань». Около музея есть памятник М.Ю. Лермонтову. Музей расположен на крутом обрыве, с него открывается удивительный вид на морскую гладь. Когда-то молодой поэт также любовался аквамариновыми волнами, среди которых мелькала маленькая лодочка коварной Ундины. Покинув Тамань, мы отправились на винный завод «Фанагория», где можно было приобрести вкусные краснодарские вина. В заключение замечу, что на эту экскурсию мы ездили, так сказать, в частном порядке, от одной турбазы. Но подобный маршрут есть и в экскурсионных бюро.

Понравилась экскурсия в Сочи (2006 год). Муж давно хотел посмотреть на один из самых пафосных курортов Краснодарского края, а мне было интересно увидеть единственные в России субтропики. Попетляв ночь по головокружительному серпантину, открывавшему то горы с реликтовыми лесами, то долины с находящимися далеко внизу селениями, мы, наконец, подъехали к Сочинскому району. Немного осмотрели сам Сочи, экскурсовод показала нам шикарные дома звезд шоу-бизнеса и политиков. Впервые я увидела настоящие пальмы! Это сейчас на набережной Анапы в кадках растут маленькие пальмочки, а тогда я была в полном восторге. Всегда мечтала увидеть пальмы! Позавтракали в кафе и отправились дальше покорять гордый Сочи. Это самый длинный город в России – протяженностью 145 км. Это самый южный город России и самые северные субтропики. Далее следовал подъем на гору Ахун (11 км. серпантина, 663 км. над уровнем моря). Название горы связано опять же с кавказской легендой. По поверьям, здесь когда-то жил бог Ахын – покровитель земледелия, орлов и черкесов. Эта вершина удивительна еще и тем, что с одной ее стороны открывается вид на море, а с другой – на облака. На горе Ахун по приказу Сталина была построена 30-метровая красивая башня, на балконе которой Анастасия Волочкова танцевала партию из балета «Ромео и Джульетта». Мы поднялись на вершину башни, откуда в голубой дымке открывался потрясающий вид на седые горы Кавказа и Адлеровский район Сочи. Внизу башни находилась интересная чеканка, изображающая черкесского бога Ахына. Если верить древним легендам, то мужчинам надо непременно потрогать изображение, чтобы обрести неутомимую мужскую силу, а незамужним дамам – погладить бога по щечке, чтобы найти крепкую любовь. Так же на горе Ахун предлагалась дегустация вкуснейшего меда, а еще мы посетили музей микроминиатюр, среди которых наиболее интересными экспонатами были подкованная блоха, статуя свободы на волоске, самая маленькая иконка 1 мм х 1 мм и многие другие крохотные славные вещички, которые надо было разглядывать через микроскоп. После горы мы посетили Мацесту – лечебницу с сероводородными источниками. Полюбовались старинными корпусами здравницы, посмотрели пещеры, где скапливается сероводородная («огненная», как ее еще называют) вода. В 4-м ванном корпусе из пастей двух львов капала малоконцентрированная сероводородная водичка, все желающие могли ей умыться. В программу поездки входил обед в ресторане «Чешское пиво». Едой остались довольны, да и пиво оказалось приятным. После обеда нас повезли в городской парк Ривьера. В нем много зелени, аттракционов, теннисный корт, а я облюбовала розарий, жаль, что после засушливого лета он имел весьма плачевный (а точнее, засушенный) вид. Еще очень понравились 2 интересные скамейки: «сердечки» – скамейка поцелуев и «чайка» – скамейка примирения. На первой мы с мужем с удовольствием посидели и сфотографировались, а на второй – нет, не стали, не зачем нам ссориться :). Следующая остановка – Уголок фитофантазии, где собраны всевозможные растения с разных уголков планеты. Экскурсия по парку была необычной и очень познавательной. Далее можно было просто погулять по Сочи, а можно за дополнительную плату посетить знаменитый Сочинский Дендрарий. И опять же на выбор предлагалась либо пешая прогулка, либо поездка по канатной дороге. Мы решили просто пройтись по Дендрарию. В верхнем парке были представлены разнообразные деревья: пальмы, сосны, бамбуки и многие другие. Среди зелени прятались очаровательные беседки и фонтаны. Воздух был кристальным. Дошли до самого верха холма (именно сюда привозят экскурсантов вагончики канатки), со смотровой площадки которого открывался красивейший вид на Сочи. В нижнем парке тоже было много интересных растений, а еще мы полюбовались грациозными лебедями. В оставшееся свободное время прошлись по пляжу. Хотели было искупаться, но море штормило и кидающие камни волны, не давали войти в воду. Про себя отметили, что, не смотря на все интересные достопримечательности, Сочи не сравнится с мягкими песчаными пляжами Витязево :).

ВИТЯЗЕВО-2009: бархатный поцелуй сентября

Очень понравилась экскурсия в Сафари-парк + Вечерний Геленджик (2007 год). Кстати, думаю, эта поездка будет интересна как взрослым, так и ребятам. По пути в Геленджик мы останавливались на берегу красивой Цемесской бухты, где на скале была высечена двенадцатиметровая фигура моряка и Куб с символическим морским знаком «Погибаю, но не сдаюсь». Этот мемориал посвящен «Героям гражданской войны», посвящённый памяти моряков и кораблей Черноморского флота, затопленных в 1918 году. Сам Сафари–парк – это большой зоопарк на живописной горе, с которой открывается потрясающий вид не Геленджик. Его обитатели – бывшие цирковые животные. Они живут в больших вольерах, где условия максимально приравнены к природным. Среди зверей, как домашние (козочки, овечки, поросюшки, кролики), так и дикие (лани, лисы, медведи, тигры, львы, рыси, кабаны, волки). Еще есть симпатичная уточка. Особенно понравилась большая сова, лениво приоткрывающая глаз и забавно поворачивающая голову. Но самые очаровательные обитатели Сафари-парка – это молодняк, тигренок, львенок и кабанчик, которые так забавно бегают друг за другом и играют. На территории парка есть и канатная дорога. Я лично была в восторге от этой прогулки. Многие туристы были с детками, ну, тех вообще было не оттащить от вольеров :). А вообще, это очень красивое, радостное место. Под вечер наша экскурсия продолжилась в Геленджике. Впрочем, здесь было просто свободное время. Можно было погулять по красивой курортной набережной, полюбоваться закатом. Везде горят огни, играет музыка, приглашают различные кафе и парк аттракционов. Очень красиво в лучах заходящего солнца смотрятся гордые геленджикские горы. Везде разбиты шикарные цветники. Мы остались в полном восторге от одного симпатичного фонтанчика, где двое юных влюбленных, мальчик и девочка, трогательно держатся за руки. Уверена, у этого фонтана в Геленджике назначают свидания :). Вся экскурсия интересна, познавательна и доставит много позитивных впечатлений.

Также для детей и взрослых будет интересна экскурсия в дельфинарий в Большом Утрише и прогулка по Утришскому заказнику (2007 год). Кстати, можно съездить туда самим, на машине или маршрутке. В самом дельфинарии мы пока не были (хотя у меня это в планах), но говорят, очень забавное представление. В Б. Утриш мы ездили сами, на маршрутке. В дельфинарий не попали, но там, недалеко от него, располагается шикарнейший заповедник. На крутой горе растут реликтовые деревья, растительность очень необычна и красива, все это на фоне древних горных пород, а внизу пенятся морские волны. Утришский заказник знаменит, прежде всего, лесами можжевельников, которые официально объявленные памятниками природы и занесенные в Красную книгу. В заповеднике произрастают фисташка туполистая, из смолы которой делают канифоль, дуб, граб, кизил, орешник, шиповник, боярышник и другие. Всего насчитывается 75 видов растений, 107 видов древесных и кустарниковых пород. Приятно (хотя и несколько трудновато) прогуляться по узеньким горным дорожкам, вдыхая прозрачный воздух. Прогулка, несомненно, интересна и с познавательной точки зрения (ведь эти горы, эти растения знали древние времена), хотя, повторяюсь, подъем в гору потребует физических усилий. Я, например, не смогла дойти до макушки горы :). Внизу заказника находится галечный пляж. Кстати, это «официальный» нудистский пляж, как гласит табличка. Можно прогуляться по полоске берега, покупаться, повосхищаться нависшей громадой гор. А еще там есть маленький милый водопадик. В общем, поездка в дельфинарий доставит удовольствие малышу, да и взрослым (ведь дельфины – волшебные существа, общение с ними заряжает положительной энергией), а прогулка по Утришскому заповеднику поможет не потерять спортивную форму.

В 2008 году мы поехали на экскурсию к святым источникам Неберджая и в Феодосьевскую пустынь. Кроме того, в путешествие входила дегустация меда на горной пасеке. Я еще год назад присмотрела эту экскурсию, заинтересовали красивые фотографии тех мест, особенно горящие свечи на скале. Знаете, иногда хочется чего-то такого светлого, прозрачного, доброго, в общем, для души. Экскурсия снимает напряжение, раздражение, стресс, приводит в порядок мысли. Но это опять же, по настроению. Тогда у меня была потребность съездить к святым местам. А места там действительно красивые, необычные, энергетически сильные. Хотя, я думаю, что в эту поездку надо отправляться не от нечего делать, а по велению сердца. Экскурсия носит несколько паломнический характер, но даже моему далекому от религии мужу очень понравилось. Экскурсия стоила 260 руб. + 60 руб. за дегустацию меда (по желанию).

Порадовала и организация экскурсии, начавшейся в 14:10. Автобус оказался очень удобный, с кондиционером. Отдельное спасибо гиду Ларисе, которая всю дорогу много, подробно и интересно рассказывала. Автобус кружил по извилистым дорогам, открывая то холмы, то затаившиеся в зеленых долинах хутора. За время поездки мы узнали о воде и связанных с ней верованиях различных народов, о религии, а также о самих святых источниках комплекса «Святая Ручка» (их всего 5 и расположены они в горах), о святых, с именами которых связаны эти места, о жизни старца Феодосия Кавказского, основавшего в лесной тиши пустынь.

Первой остановкой была горная пасека «Медовый рай». Это чудесный зеленый садик, притаившийся у подножия поросших вековой растительностью гор. На симпатичной территории располагались резные деревянные беседки, газончики, цветники, играли украшенные изящными статуэтками фонтаны. Посреди парка гостей встречал сам хозяин пасеки – медведь. Можно было просто погулять по территории, а можно за дополнительную плату отведать горный мед. Пока нам накрывали на стол, пасечник рассказывал о пчелах, о пользе меда и его производстве, о продукции пасеки. Мы продегустировали 3 вида вкуснейшего меда с кусочками лаваша и бодрящим чаем из горных трав. Покидали гостеприимную пасеку сытые и довольные :)!

А дальше – снова крутой горный серпантин, и вот оно чудо – вековая мудрость седого Кавказа! Уезжали из Витязева – стояла жара, а здесь среди гор и древних лесов царила живительная прохлада.

Неберджай – это живописное горное ущелье с серебряными родниками в Крымском районе Краснодарского края. Само слово «Неберджай» переводится с адыгейского, как «хищный, кровожадный орел». Действительно, как гласит одна из многочисленных и красивых легенд Кавказа, когда-то эту местность облюбовал гигантский орел, нагоняющий страх на всю округу.

Целебных источников в Неберджае пять: «Святая Ручка», источник Иоанна Крестителя (Предтечи), святителя Николая, святой великомученицы Варвары, святых апостолов Петра и Павла. В 1999 году святые источники, объединенные в единый комплекс «Святая Ручка», были переданы Русской Православной Церкви. В настоящее время духовным попечителем комплекса является Свято-Михайло-Архангельский храм г. Крымска.

Притаившиеся среди гор и лесов серебряные родники издавна пользовались любовью и уважением у жителей Кубани, говорили об их чудодейственной силе и многочисленных случаях исцеления, особенно от болезней глаз и суставов. И как не пытались в годы революции стереть с лица земли целебные криницы (только представьте, родник «Святая ручка» был разорен, потом вовсе заключен под железную дорогу), все равно маленькие подземные ключи пробивали себе дорогу для того, чтобы люди могли получать избавление от напастей.

Из пяти источников для экскурсантов был открыт лишь один – источник Иоанна Крестителя. Вокруг на склонах гор высились реликтовые леса, дарящие хрустальную прохладу и тень. Здесь же мы посетили симпатичную часовню во имя святителя Николая Чудотворца, где можно было помолиться, поставить свечи. Как и во многих святых местах, здесь располагалась купель с температурой воды всего лишь +4 0С. Многие купались, даже окунали маленьких деток. Мы же, больше просто туристы, нежели паломники, погрузиться в ледяную воду не осмелились. Зато набрали святой воды из источника. Горная родниковая вода чиста и полезна для здоровья, в ней содержаться различные микроэлементы, преобладает серебро.

Единственное, что нарушало покой и тишину этого замечательного места – это множество приехавших сюда людей: паломников и просто туристов. Постоянно подъезжали автобусы, машины, к лоткам с сувенирной и церковной продукцией было практически не подойти, а чтобы набрать воды, нужно было выстоять огромную очередь. И снова хотелось бы поблагодарить нашего гида за терпение и понимание, она согласилась продлить отведенное для пребывания у святого источника время, чтобы все успели набрать ключевой водички. Не поверите, люди приезжали с огромными канистрами, и бедному родничку было трудно одарить всех желающих. Не знаю, всегда ли здесь такой ажиотаж, или же это связано с нашим приездом в воскресный день. Но все равно было приятно прогуляться в прохладе горных лесов и попить вкуснейшую ключевую воду.

ВИТЯЗЕВО-2009: бархатный поцелуй сентября

Говоря о Неберджае и святом источнике Иоанна Крестителя, нельзя не вспомнить и о так потрясшей меня фотографии. Здесь действительно на скале были зажженные свечи, каждый желающий мог поставить свою свечу прямо на горную породу или около украшенного цветами креста. Желтый воск на черной скале и яркие дрожащие огоньки – зрелище потрясающей красоты. Было в этом что-то трогательное и вместе с тем успокаивающее, вселяющее надежду. Казалось, вот уедем мы отсюда, останется позади мудрость реликтовых лесов, прохлада седых гор, серебряный звон целебного родника, и как знать, вернемся ли мы еще когда-нибудь сюда. Но пока теплятся искристые звездочки свечей на вековой скале, святые источники Неберджая будут звучать в моей душе, в моем сердце.

В заключение нашей экскурсии мы посетили еще одно святое место – пустынь Феодосия Кавказского. Она находится в тенистом ущелье вблизи поселка Горный. Пустынь открыта для посещения, можно осмотреть украшенную фресками часовню святого Феодосия Кавказского, набрать святой воды в целебном источнике, прикоснуться к святыням. Но еще там живут монахи, отшельники, избравшие молитву и уединение, служение Господу и покаяние. Они живут в землянках, строго охраняя от посторонних глаз свою жизнь.

Еще в автобусе гид рассказала нам о нелегком жизненном пути основателя пустыни – старце Феодосии Кавказском.

Преподобный Феодосий Кавказский – человек удивительной судьбы и силы. Он прожил более 100 лет (май 1800 г. – 08.08.1948 г.). Феодосий (в миру носивший имя Федор) родился в бедной крестьянской семье и с малых лет увлекался религией, любил молиться. Рано почувствовав свое признание к служению Богу, он покинул родной дом. Его священный путь начался в Греции, в афонском монастыре Положения пояса Богоматери, где юный послушник совершил свое первое чудо, исцелив от душевного недуга жену высокопоставленного чиновника. Молитвою и верою доказав свое призвание, Федор был пострижен в монахи под именем Феодосий. За свою долгую, насыщенную и плодотворную жизнь Феодосий побывал в Константинополе, Иерусалиме, вновь возвращался в Афон.

Позднее, отец Феодосий вернулся в Россию, в Краснодарский край. Недалеко от поселка Горный он основал пустыньку (маленький монастырь). В ущелье на большом камне преподобный Феодосий молился, не сходя с него, 7 дней и ночей, чтобы Господь указал ему, где следовало построить церковь. Ему явилась Матерь Божия и указала место, где должен быть храм. Именно здесь зеленел барвинок. И теперь на этом месте, единственном в ущелье, растет это чудесное вечнозеленое растение. В пустыни также по молитве отца Феодосия забил целебный источник. Никому не отказывал Феодосий, совершал добрые дела, помогал делом и советом, исцелял.

Так бы и протекала в молитве и богоугодных делах жизнь Феодосьевской пустыни, если бы не безумные и бездушные ветры революции, достигшие и мудрого Кавказа. Представители Советской власти сослали старца в ссылку. Через несколько лет Феодосий вернулся в Минеральные Воды, остался здесь жить и принял подвиг юродства. Старец ходил по улицам, одетый в цветную рубашку, играл с детьми, которые называли его «дедушкой Кузюкой». В годы войны Феодосий также помогал народу, служил панихиды по погибшим войнам, проповедовал, совершал чудеса, например, спасал от бомбежки.

Старец говорил перед смертью: «Кто меня будет призывать, с тем всегда рядом буду». И после ухода в мир иной не перестают удивлять и радовать людей чудеса святого Феодосия Кавказского, на его могилке происходят исцеления, спешит он на помощь, старается облегчить страдания, направить на путь истинный...

В пустынь, в тенистое горное ущелье, ведет тоннель. Идешь, а впереди маячит свет, будто ведет тебя к чему-то сокровенному. Тихо здесь, прохладно. Горную тропу обрамляют реликтовые деревья, наверняка помнящие светлые молитвы старца. И вот чудо, обращает наше внимание гид, деревья странным образом наклоняются к тропинке, будто преклоняются перед Хозяином пустыньки.

Среди тихой зелени, стройных деревьев и цветов таятся красивые часовенка и церковь, колодец со святой водой. Есть очень приятное место для отдыха, где на лавочках можно посидеть, отдохнуть, подумать. И повсюду темно-изумрудные блестящие листики барвинка. Видели мы и святое место, где преподобному Феодосию явилась Богородица, горели здесь свечи, а у того самого камня, на котором 7 дней молился старец, можно было задумать самое сокровенное желание, и если попросить святого от чистого сердца помощи, то обязательно должно оно исполниться. Есть в пустыни и камень печали, на котором установлен крест. На этом месте большевики зверски убили монахинь, отыгрались на невинных женщинах, не застав в святой обители уехавшего по делам Феодосия. С тех пор приходят к этому месту паломники, просто ли туристы, молятся за тех, кого нет. А там, за поминальным крестом, вдалеке таятся землянки монахов, живущих в Феодосьевской пустыни. Но скрыта их жизнь от простых любопытных, да и нельзя мешать им творить молитву во спасение мира всего…

Как не хотелось уезжать из этого чудесного, энергетически сильного, ясного, светлого, доброго места! Спокойствием и умиротворением было пропитано здесь все вокруг, тишина и прохлада дарили бодрость, снимали усталость, а святые места заставляли задуматься о жизни.

Остался позади тоннель в ущелье. Но, казалось, уезжали мы, словно, получив небесное благословение от святого старца. Феодосьевская пустынь – то место, куда хочется непременно вернуться, куда будет тянуть, с чем будем навсегда связаны, словно невидимой нитью. Как воспоминания о нас, обо всех побывавших здесь, будет навеки хранить пустынь святого Феодосия Кавказского, так в наших сердцах останется частичка этой чудесной земли.

Автобус катил мимо прекраснейших мест, окрашенных лучами кавказского заката, мимо гор, лесов, селений. А сквозь облака с неба к земле тянулись плотные лучи света, словно кто-то там давал нам знать о том, что помнит и заботится обо всех своих земных созданиях…

Из впечатлений. Уже потом, перебирая в памяти впечатления от этой необычной и увлекательной экскурсии, я поняла, что более всего поразила меня именно пустынь Феодосия Кавказского. И сложно было описать как само святое место, так и оставшиеся от его посещения впечатления. Все это было на подсознательном уровне, в душе. Там непередаваемой силы энергетика, такая добрая и теплая. Остались ощущения. Проход через тоннель, тишина и покой, деревья склоняются вершинами к дорожке, святые места... Там время течет по-другому, там вообще все ПО-ДРУГОМУ. Душа успокаивается, сомнения развеиваются, появляется надежда. Просто знаешь: теперь все будет хорошо...

На всех этих экскурсиях мы побывали сами и, если не советовать, то хотя бы рассказать о них я могу, потому что была, знаю. Из остальных – интересна экскурсия на водопады реки Жанэ + дольмены, водопады реки Куаго + внедорожники. Предлагают посетить знаменитые грязи на Азовском море, конные прогулки в Сукко, Рыцарский турнир в замке Сукко (слышала, что очень красочное шоу, особенно вечером), Долину Лотосов (очень хочется побывать, но лотосы цветут в строго определенное время, никак не в сентябре, к сожалению), поездку в Африканскую деревню (легкое эротическое шоу), Обзорную экскурсию по Анапе, в т.ч. на теплоходе, экскурсии в Новороссийск, Черкесский аул, детский парк Добродея, на Рыбалку. Есть еще экскурсия в Темрюк, в музей техники под открытым небом (разные танки, прочие боевые машины). И, конечно же, различные дегустации с посещением винных и коньячных заводов. Из длительных экскурсий в прошлом году предлагали Ялту, в этом – Абхазию (примерно 36 часов). Мне очень хотелось побывать в городе, «где растет золотой виноград», но было обидно тратить жаркие деньки на тряску в автобусе. Поэтому поступили проще. В Ялту поехали в декабре, в санаторий. Не знаю, что там показывают на Ялтинской экскурсии, но нам и недели было мало, чтобы осмотреть достопримечательности Большой Ялты. Ну, нельзя не сказать об аквапарках. На экскурсии возят в аквапарки Геленджика и Новороссийска (наверное, еще + обзорная по городу). Самим можно добраться до аквапарка в Анапе (примерно 1000 руб. за 8 часов) или в Джемете (примерно 800 руб. за аналогичное время). Говорят, в Анапе горки интересней. В Джемете аквапарк только недавно построили. Люди ходили, им понравилось. Про себя ничего не могу сказать, т.к. не любительница подобных аттракционов. А вот ребенку наверняка будет интересно.

СОВЕТЫ ТУРИСТАМ, СОБИРАЮЩИМСЯ НА ЭКСКУРСИИ

Красоты Кавказа и Черноморского побережья, несомненно, завораживают, очаровывают, привлекают внимание. На предлагаемые экскурсии, безусловно, надо ездить. Но в связи со многими негативными отзывами, позволю себе дать несколько советов при выборе экскурсии.

Совет первый и главный – выбирайте. Обойдите несколько точек, поинтересуйтесь, поспрашивайте, уточните все интересующие детали, сравните цены и предложения. Не бойтесь спрашивать по 33 раза – в конце концов, это работа организаторов экскурсий, давать вам полную информацию.

Экскурсии могут варьироваться, появляются новые. Даже, казалось бы, совершенно одинаковый тур в различных бюро может включать посещение разных объектов. Например, когда мы выбирали экскурсии в этом году, в одном месте в тур на Пшадские водопады обязательно входила дегустация вин, в другом же – по желанию, т.е. соберется большинство туристов – поедем, нет – так все по домам. Еще пример: когда мы в 2007 году ездили в Геленджик, то были в Сафари-парке и гуляли по вечернему городу. В этом году к программе добавилось посещение Старого парка. Или на экскурсии в Абрау-Дюрсо где-то просто дегустация, а где – еще и посещение винных подвалов. Да и цены тоже разные (в различных туристических бюро, в зависимости от близости к Паралии).

Поэтому обязательно спросите, посещение каких достопримечательностей, экскурсионных объектов входит именно в эту программу. Чтобы не вышло как в той забавной истории, которую рассказывал нам гид, про девушку, поехавшую на экскурсию на водопады, а потом откровенно удивлявшуюся, почему не было дельфинов :). Я, конечно, все понимаю, у многих на юге мозги отключаются совершенно. Вроде бы и организатор экскурсий все по 3 раза расскажет, и гид в автобусе раз 5 продублирует информацию, но все равно полгруппы будет недоуменно вертеть головами и спрашивать друг друга: «А что сейчас будет? А куда мы сейчас поедем?». Я уже давно поняла, что наши люди абсолютно не умеют читать, оказывается, еще не умеют и слушать.

Поэтому для начала определите для себя, что нужно именно вам (водопады или дельфины :)), что вы хотите посмотреть. И тогда уже подбирайте соответствующий вашим запросам тур. И если желаете просто покататься на лошадках, не зачем брать экскурсию на Рыцарский турнир, хотя то и другое проходит в Сукко. Будьте внимательны! Спрашивайте, смотрите предложенные фотоальбомы, выбирайте. Я теперь, примерно зная перечень предлагаемых поездок, еще дома ищу в интернете информацию о них, чтобы впоследствии ехать более-менее подготовленной.

Обратите внимание, что в экскурсиях есть обязательная программа (входит в путевку) и факультативная (т.е. по желанию, хотите – платите, хотите – нет). Вот личные примеры. В Сочи посещение Дендрария было за дополнительную плату (как вариант, можно просто прогуляться по городу), дегустация на Горной пасеке на экскурсии к Святым источникам Неберджая – тоже. Поэтому спрашивайте, уточняйте, а лучше – берите с собой некоторую сумму.

Еще на некоторых экскурсиях предусмотрен «экологический сбор» (иногда он уж входит в стоимость тура).

Вообще, в стоимость поездки должны быть включены все траты. Деньги платите или все сразу организатору (продавцу) экскурсий, или какую-то часть, а остальную сумму собирает в автобусе гид. Так, например, было в этом году на экскурсии к Пшадским водопадам.

Обязательно нужно узнать, какой подадут автобус, как будет организовано питание, что взять с собой. Например, для посещения пещер необходима теплая одежда, т.к. температура там чуть выше 00. Спросите, какой обуви и одежде отдать предпочтение. Так, по горным маршрутам едва ли будет удобно прыгать в модельных туфлях, а если планируется посещение святынь, дамам лучше надеть юбку и позаботиться о головном уборе.

Уточните длительность экскурсии по времени, в частности, протяженность пешего маршрута. Не забудьте спросить, насколько тяжела предстоящая дорога. Например, сможет ли перенести ночной переезд при длительных экскурсиях ваш малыш, в силах ли преодолеть каменистую дорогу к водопадам пожилой человек. Экскурсия должна доставлять удовольствие, а не утомлять.

Оптимально по времени экскурсия должна занимать 6 – 8 часов. И интересно, и не тяжело. Но предлагаются и более длительные туры, протяженностью около суток или даже более. Скажу сразу, они необычайно интересны, увлекательны, но и тяжелы. Сказывается и долгая ночная дорога, и обилие впечатлений. Взрослым ничего, а вот дети переносят сложнее.

ВИТЯЗЕВО-2009: бархатный поцелуй сентября

Помните, что большинство маршрутов проходит по коварным серпантинам Кавказа. Автобус будет кружить по тонкой ленте шоссе, открывая то нависающие горные породы, то жуткие обрывы с точками селений внизу. Говорю даже не о профессионализме водителей или о ваших нервах, а хотя бы просто о физиологическом состоянии вашего организма. Кроме того, помните, что вы несколько раз подниметесь над уровнем моря, а потом спуститесь. У меня, например, на серпантине (и при спуске, и при подъеме) жутко закладывает уши, поэтому всегда беру с собой карамельки. Кого-то от перепадов высоты и серпантинного кружения страшно мутит. Причем спрашивать о предстоящей дороге у продавцов экскурсий бесполезно. Они могут и не знать предстоящий вам путь, да и, повторюсь, большинство туров проходит по таким вот «американским горкам». Но все-таки, уточните время в пути. Сможет ли ваш ребенок, да и вы сами выдержать даже 2 часа интенсивной поездки? И стоит ли мучиться 10 часов в автобусе для того, чтобы увидеть Абхазию? Хотя, с другой стороны, незачем лишать себя незабываемых впечатлений. Просто учитывайте состояние вашего здоровья.

Уточните по поводу обеда. На многих экскурсиях питание организовывается за ваш счет – привозят в кафе, а там уж хотите – покупайте еду, хотите – перебивайтесь за счет взятых из дома бутербродов. Но в любом случае возьмите что-нибудь с собой на перекус (фрукты, йогурт, печенье, шоколад), а также попить. На длительных экскурсиях обед может входить в стоимость поездки. Например, в Сочи, по приезду с утра нас отвезли в кафе, где мы сами покупали себе завтрак, а обед в «Пивном ресторане» уже был заложен в стоимость путевки. И маленькое замечание. Как правило, гид предупреждает, что в автобусе есть нельзя. Не обижайтесь! Ведь действительно, при движении автобуса, вы можете невольно испачкать салон, да и запах обожаемой вами колбасы (перцев, пива и т.д., и т.п.) может вызвать непредвиденную реакцию у ваших соседей. Будьте взаимно вежливы!

Многие жалуются на недостаток времени на экскурсиях. Это действительно так. Нам все время всего мало :). Маршруты строго ограничены про времени, их программы разрабатываются с учетом общих требований. Но бывают и внештатные ситуации. Кому-то потребовалось лишних 5 минут, чтобы доесть пирожок, кому-то 10 минут, чтобы купить сувенирчик. В итоге – весь автобус ждет опоздавших, все психуют, время на посещение очередного объекта неумолимо сокращается. Понимаю, что бессмысленно взывать к пунктуальности донельзя расслабленных курортников. Но все же, будьте внимательны, если вам дали 20 минут, не стоит превращать их в 40! Это и ваше время, вы же сами потом будете плакать, что на водопадах (дольменах, в парке) вам не хватило времени.

Не удержусь, скажу вот еще о чем. Опять же, все понимаю, все люди разные, но надо соблюдать некоторые приличия. На экскурсию, как правило, едет много человек, примерно, 40 – 50 – по вместимости автобуса. Все мы разные, с различным уровнем воспитания и интеллекта. И обязательно в группе найдется пара-тройка «этаких индивидуумов». Что поделать, не все такие правильные, как я, мы, вы :). Приведу примеры, без комментариев, а если кто узнает себя, то пусть ему будет стыдно. На прошлогодней экскурсии к святым источникам Неберджая в нашей группе присутствовала девица, одетая в коротенькие шорты и верх от купальника. Может, ей было жарко, но ехать на паломническую экскурсию в таком виде мне показалось вульгарным. А еще в Феодосьевской пустыни эта «очаровательная леди» начала фотографироваться практически в обнимку с крестом – местом скорби, на котором убили монахинь. Что называется, слов нет, одни буквы. Вот еще совсем свежая зарисовка. В этом году на Пшадских водопадах мы наблюдали весьма колоритную парочку из нашей группы. На фоне кристальных потоков воды, реликтовых зарослей, вековых камней и первозданной природы шла невменяемая девица с бутылкой пива в руке, а за ней шатающийся парень с бессмысленным выражением на пьяном лице. Не знаю как вам, а мне эта картина показалась просто противной!

Я никого не учу и не ругаю. Да, и я на Пшадские водопады поехала в шортах, но не позволила себе зайти даже на территорию часовенки Сергия Радонежского у родника «Наташа». Да, мы тоже берем на экскурсию вино. Но мы соблюдаем приличия, не выходим из рамок дозволенного. Неужели это трудно?! И неужели не стыдно тем, у кого за спиной перешептываются, на кого показывают пальцем? Хотя, нет, им как раз совершенно не стыдно…

Кстати, есть такие места, в которые можно поехать самим на маршрутке или машине. Сэкономите – точно. А недостаток информации можно восполнить, купив путеводитель или отыскав информацию в Интернете.

Так, многие ругают обзорную экскурсию по Анапе, дескать, времени мало, а показывают «всего каких-то 2 памятника». С одной стороны, конечно, квалифицированный гид расскажет вам много всего интересного об этом замечательном городе. С другой стороны – что мешает вам доехать от Витязево до Анапы, самим погулять по светлым улочкам города-курорта, найти все интересующие вас памятные места, заглянуть на центральный пляж, посидеть на уютной набережной и полюбоваться белым силуэтом прогулочного катера на глубоких синих волнах моря? Анапа – город замечательный, по которому можно и нужно гулять самим!

Второй пример – поездка в Б. Утриш. Люди жалуются, что после представления остается очень мало времени на прогулку по заказнику. Пожалуйста – садитесь в Анапе на маршрутку и спокойно едете до Большого Утриша. Попадете на представление в дельфинарий, погуляете по красивейшему заповеднику, позагораете и покупаетесь на галечном пляже (кстати, единственном «официально-нудистком» в районе г.-к. Анапы). И время сами рассчитаете, и деньги сэкономите. Какой смысл переплачивать за дорогу?

О чем еще рассказать? Опять же, спрашивайте, включайте уши и мозги. А то многие что-то недопоймут, не услышат, а потом начнут на чем свет ругать турфирму. Мы покупаем экскурсии еще и у тех продавцов, которые нам симпатичны. Они должны быть общительными, доброжелательными, заинтересованными, компетентными. И отвечать на любые ваши вопросы. Идеально, когда продавец сам был на экскурсии, что часто встречается. Слушать рассказ о личных впечатлениях всегда интересно! Тем более, побывав где-то, человек может дать дельные советы и рекомендации. Всегда заметно, выдает ли продавец заученные фразы из путеводителя, или выплескивает свои личные впечатления. Кстати, именно так мы выбрали путевку на Пшадские водопады. Организатор экскурсий замечательная девушка Камилла так задорно и интересно рассказывала нам о своих впечатлениях от этой поездки, что мы, попав под ее обаяние, сразу же купили этот тур. И ни капли не пожалели!

Напоследок посоветую брать с собой деньги, мало ли какой форс-мажор. И хорошее настроение :)!

Обычно обо всем перечисленном выше, заученно рассказывают продавцы путевок, но не стесняйтесь спрашивать как можно более подробно, чтобы не получить разочарование. И воспользуйтесь приведенными советами, послушайте бывалую курортницу :). От всей души желаю вам незабываемых поездок, посещения интересных мест и ярких впечатлений!

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Милый, гостеприимный, теплый и солнечный Витязево! Нам здесь нравится абсолютно все: сам поселок, жилье, хозяева. Ну, и конечно, море, песчаные пляжи, дюны, солнце, виноград, вино. Именно там я себя чувствую, как дома, только лучше. Мне там абсолютно комфортно.

Уезжали со слезами на глазах. И старались запомнить лазурь неба, солнечные плитки Черноморской улицы, огни ночной Паралии, махровые розы и янтарные гроздья на веранде нашей гостиницы. Старались сохранить ощущение упругой морской волны, шекочущие песчинки на загорелых плечах, прикосновение лучей полуденного солнца, утреннюю свежесть во время завтрака на балконе. Мы еще чувствовали терпкий запах моря. Перед глазами еще сверкали яркие брызги в прозрачных капельках света. А на губах все еще теплился пряный вкус соли и вина…

Уезжали, отдохнувшие, загорелые, счастливые и бесконечно благодарные Витязево и Черному морю. Обласканные бархатным сентябрем.

А я уже вновь мечтала о новой встрече с любимым поселком Витязево, с краем – раем, землей – мечтой, где все замечательно, легко и прекрасно!!! И где мы так любим отдыхать!!!

До новых встреч, черноморский поселок Витязево!!!!!!!!!!

Теги: Отзывы об отелях, Культурно-познавательный туризм, Пляжный отдых, Самостоятельные путешествия