Турист Виктор Мартьянов (so3537)
Виктор Мартьянов
был 24 января 9:55

Свияжск, Козьмодемьянск — Россия Май 2019

Начало — часть 1

Продолжая наше автомобильное путешествие постепенно приближаемся к тем местам, ради которых в такую даль ехали. Это не особо посещаемые и не сильно известные республики — Чувашская, Марий Эл и Татарстан. Хотя, я могу ошибаться — туристов впоследствии мы видели не мало. Тем ни менее, согласитесь, рассказов о этих местах на порядок меньше, чем о тхех же Крыме и Кавказе.

Если Татарстан еще как-то на слуху, ассоциируется с Казанью, Универсиадами, чемпионатами и кремлём, то про Чувашию и Марий Эл вообще мало кто упоминает в рассказах путешественников.
На сначала кусок Татарстана.

По сторонам попадаются вполне себе русские деревни. Внешне быт глубинки Татарстана ничем не отличается от русского. Да и не мудрено — татары живут в центре России с 15 века. Теперь уже не разберешь кто на кого больше повлиял — то ли все татары обрусели, то ли все мы полутатары.

Поволжье и всё, что Волгу окружает (часть 2)

Когда-то, в начале 15 века один из ханов Золотой Орды, Улу-Мохаммед-хан, оттяпал себе кусок Орды и назвал его Казанских ханством. Когда об этом узнал Иван Грозный, сдвинул брови и сказал — …непорядок. И кинулся отбирать Казань. С первого раза покорить Казань не удалось. Со второго тоже. Во время Второго похода, чтобы к штурму подготовится основательно, рядом с Казанью Иван Грозный построил целый город-крепость. Называется он — Свияжск.
Вот туда мы в начале и едем.
Чтобы было представление насколько необычен этот небольшой городок, фото с интернета. Мне такую высокую ёлку найти не удалось.

Поволжье и всё, что Волгу окружает (часть 2)

Правда, осмотр города-крепости первоначально был омрачен небольшим происшествием. Ведя машину, решил сделать снимок на ходу. А когда смотришь в визир фотоаппарата с искаженным от реальности изображением теряется ориентация. Машина уходит немного вправо и я правым боком цепляю отбойник. Не сильно, но касанение произошло по всей длине машины, кое-где содрав краску, а в одном месте оставив небольшую вмятину. Осмотрев повреждения, решили вызвать полицию — у меня КАСКО, так что протокол необходим для бесплатного ремонта. Узнавать как дозвонится ментам пришлось доехать до Свияжска. Участковый, а здесь этим занимается он, сказал, что может приехать через часа 4. А где обещанные 4, значит, там может быть и 5 и 6. Не стали ждать, плюнули и продолжили путешествие.

Это я рассказываю к тому, чтобы никто не повторял моей ошибки и не пытался фотографировать фотоаппаратом на ходу. Это чревато содранной краской на машине, в лучшем случае, съездом с дороги и переворачиванием, а то и столкновением — в худшем.

А вопрос с протоколом, конечно же решил — голь на выдумки, как известно, хитра.

Итак, Свияжск.

Город-крепость расположен на округлом острове.
24 мая 1551 год в Неделю всех святых Шигалей вместе с воеводами и русским войском приплыли по реке Свияга на кораблях и вышли на один из берегов, на возвышенное место. Здесь они начинают вырубать лес для основания города. Город построили за 4 недели. Здесь было основное сосредоточение войск перед Третьим штурмом Казани. И, в итоге в октябре 1552 года Казань пала и вошла в состав Русского царства.
Вот та длинная дорога, которая ведет на остров.

Поволжье и всё, что Волгу окружает (часть 2)

Это место туристическое и приезжающие познакомится с Казанью почти в обязательном порядке едут и сюда, в Свияжск.

Наверх, в крепость, идет довольная длинная лестница и некоторые бабули преодолевают её кряхтя и с трудом, вспоминая грозного царя нехорошими словами — не мог, мол, пониже сделать. В крепости довольно много разнообразных храмов — от древних деревянных до каменных, магазинчиков с сувенирами, мастерских с мастер-классами по изготовлению керамики, металличиских приспособлений, плетению чего-то из чего-то. Посмотреть есть что.

Поволжье и всё, что Волгу окружает (часть 2)

Можно погулять по улочкам городка, везде свободный проход. Дома все частные, строения, в большинстве своём, одноэтажные, на взгляд, приятные. Местные жители живут туризмом, обощами и фруктами с подсобных хозяйств. Рассказывали, что помимо домовладений на острове еще имеют участки в полях за городком на материке.

Поволжье и всё, что Волгу окружает (часть 2)

Остров небольшой и нам хватило часа чтобы обойти все храмы и территорию.
Душевное место.
Пока мы прощаемся с Татарстаном, оставив Казань на потом и въезжаем на территорию другого субъекта Федерации

Город Чебоксары.
О нём я слышал только из рассказов товарища-чуваша, начвеща полка капитана Васьки, с которым полтора года служил в Афганистане. Тогда он меня удивил одним своим рассказом.
Поехал я как-то зимой, говорит, в Эстонию в санаторий по путёвке. Выхожу в Таллине, иду по улице, ничего не пойму. Откуда в Эстонии столько чувашей? — все по-чувашски разговаривают. Братья!!!

Оказывается, чувашский и эстонский языки почти не отличаются. Вот и гадай — кто откуда и куда за века переселялся.
Но, вернусь к Чебоксарам.
Этот город нам понравился с первого взгляда. Красивые, чистые улицы, аккуратные дома, продуманные парковки и переходы, весёленькие тротуары, выложенные разнообразной цветной плиткой, много парков, скверов, детских площадок. И набережная, которая тянется по обеим сторонам реки Чебоксарки. А через эту речку проведен самый длинный в России пешеходный 320-метровый световой тоннель.

Поволжье и всё, что Волгу окружает (часть 2)

Правда, прошли мы по этому тоннелю днём и как он светится не видели — квартира наша была далековато от центра и вечером еще раз добираться в центр города ни у кого уже не хватило сил.
А днем решили прокатится на колесе обозрения, с которого видна центральная часть города.

Поволжье и всё, что Волгу окружает (часть 2)

Созерцанию окрестностей очень способствовал разрывающий кабинку подрастковый рэп, типа, «а я тебе любил, а ты не любила, и моя жизнь и так не была нужна-то никому, а сейчас тем более…». Когда вышли, предъявил претензию двум юнцам, колесом командующим. Он молча показали на табличку «музыкальное колесо обозрения». Здорово придумано, хоть выпрыгивай из этого колеса на ходу.

Еще одна необычная достопримечательность — Музей пива. Он — единственный в России.
Вернее, музеи пива есть, но, этот Музей мировой истории пива. Такой только один.

Поволжье и всё, что Волгу окружает (часть 2)

Здесь всё по-настоящему — билеты, экскурсовод, дегустация нескольких сортов пива в конце.
Пересказывать не буду всё то, что нам рассказали, но скажу честно, было интересно.

И в отдельном ресторанчике дегустация. Предлагается попробовать пять сортов пива. Наверное, у каждого любителя пива свои предпочтения. И у меня, в том числе. И, хотя пиво люблю, осилить эти пять мензурок не смог. Пару сортов вообще какая-то дрянь.

Поволжье и всё, что Волгу окружает (часть 2)

Поэтому по приезду домой, в смысле, в снятую квартиру, сходил в магазин и впоследствии заполировал это безобразие привычной Балтикой.

А когда пришел из магазина, на себе на ноге обнаружил вот такую животную.

Ну, вот, наконец-то мы встретились! И не где-то в полях-лесах, а в центре большого города. Обнаружили его вовремя, клещ еще не успел приступить к трапезе, а пока только дегустировал. Тут же напоили его подсолнечным маслом, меня — пивом и стали ждать когда он отвалится. Через 20 минут спокойно сняли клеща пинцетом. Не любят клещи пива.

С некоторым сожалением уезжаем из Чебоксар — нам этот город понравился. Въезжаем на территорию республики Марий Эл.

Рассказывать всю историю марийского народа не буду. В двух словах — были марийцы и в составе Золотой Орды, и с готами и хазарами контактировали, и Пугачева поддерживали, а после революции, наконец, была создана автономная Марийская республика. После развала страны в 92-м году — самопереназвались и теперь они Марий Эл. При въезде очень продумано поставлен ряд стендов, на которых рассказывается о достопримечательностях республики и несколько штук представлены тут же.

Чтобы попасть в столицу республики Марий-Эл Йошкар — Олу надо доехать до переправы на пароме — моста через Волгу нет. А переправа находится в городке Козьмодемьянске.
Это типичный, провинциальный городок центра России.
О происхождении названия города существует следующее предание: Иван Грозный, возвращаясь после покорения Казани вверх по Волге, 1 ноября 1552 года, в День святых бессребреников Козьмы и Дамиана, остановился на ночлег там, где теперь расположен г. Козьмодемьянск. Местность ему понравилась, и он распорядился основать здесь крепость во имя этих святителей. Первыми поселенцами стали стрельцы и однодворцы, впоследствии к ним присоединились новокрещённые. Позднее сюда переводились и переселялись люди из Свияжска и Нижегородской губернии.
Вполне возможно, что это предание быль, но точных документов об этом событии нет.
Центр городка, где находится администрация, центральная площадь, какие-никакие магазины, Ленин, указывающий путь куда-то в кусты имеет печальный вид, а вот чуть подальше интереснее. Здесь сохранились здания дореволюционной постройки.

Поволжье и всё, что Волгу окружает (часть 2)

Козьмодемьянск считается культурной столицей горных марийцев (есть еще луговые марийцы, оказывается), и поэтому в городке немало музеев — художественно-исторический имени А. В. Григорьева, этнографический, музей Остапа Бендера, купеческого быта, Дом морёного дуба и прочие.
Что касается Бендера, то горожане утверждают, что именно у них Великий комбинатор проводил сеанс одновременной игры в шахматы. Даже учитывая, что с вымышленных, описанных событий прошел почти век, очень похоже. Такая же глухая провинция с деревянными домами, ухабистыми улочками, патриархальной тишиной и запустением.
А мы идем в музей купеческого быта.

Встречают нас две очень симпатичные девушки, одетые в платья того, купеческого времени. Одна из них рассказывает и водит по дому, комнат в котором немало и все они заполнены экспонатами быта дореволюционных купцов.
Дом этот когда-то принадлежал купцу 2 гильдии Александру Ивановичу Шишокину.

Поволжье и всё, что Волгу окружает (часть 2)

Предназначение каких-либо вещей вызывало недоумение. Попробуйте и вы определить для чего была нужна вот эта трубка?

или вот этот туесок?

или что необычного в обыкновенном сюртуке купца?

Поволжье и всё, что Волгу окружает (часть 2)

или каким необычным образом использовали женские полуботиночки?

В общем, музей достаточно интересный и мы не пожалели, что зашли.
Теперь надо перебираться на другую сторону Волги.
Пошел дождь. И на пароме из машины полюбоваться Волгой никто выходить не захотел.

Столица республика Марий Эл ждала нас со своим дождём.

Продолжение следует.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия