Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была вчера 20:01

Рим — Италия Август 2011

После возвращения из Флоренции решили выделить один день на восстановление сил, понежиться под ласковым солнцем, просолиться в теплых водах Адриатики. Чудесная солнечная погода тому способствовала.

Все хорошо, замечательно, но внутри поселилось ощущение беспокойства, требующее новых впечатлений. Как можно праздно валяться на песке, когда совсем близко от тебя на благословенной земле Италии ждут необследованные богатства!

Куда же нам устремить свои чаяния? Решили, этим местом будет РИМ.

После Флоренции я уже склонялась к тому, чтобы купить экскурсию в столицу Италии на 2 дня у отельного гида (всего 500 евро на двоих). Но мой спутник был непоколебим, никаких экскурсий, только самостоятельная поездка.

Чтобы хоть немного облегчить участь неприкаянного путешественника, решили поехать на ES — Евростаре, скоростном поезде. После ужина сходили на вокзал, купили билеты на прямой, идущий без пересадки, поезд, отправляющийся из Римини в 5.45 (цена билетов на двоих — 190 евро). В 10.24 благополучно прибыли в Рим на вокзал Термини. Обратный поезд из Рима в 17.38.

О «ES» можно сказать следующее: комфортнее Регионале, делает значительно меньше остановок. В билетах указаны места, поэтому задача компостирования не стоит. Из Римини «ES» отправляется с первого пути. Места заняли согласно указанным в билетах. Во время поездки удалось поспать.

Про отправление Евростара из Рима так лаконично не скажешь. Может быть, нам просто не повезло, но наше возвращение с Термини — это отдельная история, которая позволила сделать вывод: итальянцы — пофигисты. Скажу несколько слово том, как это было.

После сумасшедших забегов на различные римские дистанции в 17.00 как штык прибыли на вокзал. Даже еще успели заскочить в вокзальный универсам, находящийся в подземном этаже, где купили молоко, хлеб, воду, фрукты, дабы не умереть от голода по пути в Римини. Выскочили на перрон, там толпы народа, ожидающего свои ТС.

Мы, прошедшие обучение пользования железными дорогами Италии методом проб и ошибок, чувствовали себя абсолютно уверенными в том, что все будет нормально, Отнюдь! На сей раз поводом для нервного напряжения явилось отсутствие в записи на электронном табло «РИМ — РАВЕННА — отправление в 17.38» номера платформы, с которой должен уходить наш поезд.

Уже 17.30 и надо куда-то бежать, а платформ и путей очень много, и толчея невероятная, и поездов не счесть… Что делать? Обращаем внимание, не только мы озабочены этой проблемой. Подходим к итальянцам, которые что-то эмоционально комментируют. Нас поняли, объяснили, как могли, что поезд задерживается, сказали, что про путь напишут.

Все обошлось с задержкой поезда на 0,5 часа. Возвращение в Римини прошло необременительно, и время в пути пролетело быстро. Дорогой приводили в порядок наслоения впечатлений от увиденного. Осталось в памяти знакомство с католической монашкой, сидевшей напротив. Когда бы еще довелось?

В Римини прибыли по расписанию, и в номере нас ждал поздний ужин. Вкусно, как всегда.

Возвращаюсь к рассказу о том, как мы впитывали в себя ошеломивший нас Рим, как только вышли с вокзала! Я моментально поняла, что это необыкновенный, неповторимый город. Дело даже не в тех эпитетах, которыми его обычно наделяют и которые на слуху у всех: Вечный город, столица мира, брутальный Рим, музей под открытым небом! Да он такой — брутальный, вечный, музей. Но у каждого создается и свое представление от встречи и знакомства с этим величественным городом. О Риме так много сказано и, наверное, глупо описывать его достопримечательности шершавым языком, но искушение сказать что-то свое — велико.

Меня Рим сразил и восхитил одновременно! Этот город не кажется чужим и незнакомым даже при первой встрече. Есть ощущение, что ты была здесь всегда или когда-то в прошлой жизни…

Возникла ассоциация с прочтением захватывающей беллетристики, когда хочется скорее переворачивать страницы, чтобы узнать, что дальше, — так увлекательна попытка «прочесть» РИМ. При этом появляется радостное ощущение простора. Здесь все (подбираю определения) — размашисто и по-человечески уютно.
Рим — это стихия камня, с его неповторимым цветом: кирпично-розовым цветом травертина и обожженного кирпича с редкими вкраплениями темной зелени средиземноморских сосен, напоминающих на панорамных картинках соцветия брокколи.

Рим не похож ни на один город мира, ни один город мира так не насыщен памятниками культуры, искусства. Рим, а с ним и все человечество, гордиться культурой, не прерывающейся уже более 3000 лет.

Итак, выйдя из «Roma Termini», оказываешься на большой площади, забитой снующим народом, транспортом. Кто из нас не помнит расхожую фразу: «Все пути ведут в Рим», вот уж во истину так. Но можно добавить, что от «Roma Termini» пути расходятся во все уголки мира.

От пьяцца дей Чинкуеченто, привокзальной площади, отправляются автобусы во все районы Рима. Здесь полно муниципальных и частных такси, экскурсионных автобусов. Я робко предложила поехать на экскурсионном автобусе, на что было сказано: «сами».

Времени мало, надо делать все очень быстро. Бежим к киоску слева от выхода, на противоположной стороне улицы. Там покупаем сразу по 3 билета на брата, чтобы потом не тратить на это время. Билет на одну поездку действует 75 мин и стоит 1 евро 20 центов. За это время можно менять автобусы, выходить и вновь заходить в любой автобус.

При этом я помню из домашнего подготовительного курса к поездке в Рим, что автобусы № № 40 и 64 обязательно довезут до Ватикана. Моментально нашли сороковой экспресс и вперед! Народу в автобусе оказалось немного, что позволило крутить головой в разные стороны, заглядывая в окна. Пока ехали до площади Сан Пьетро, я чуть с ума не сошла от охватившего меня восторга!

Увидев площадь Венеции, с монументом Родины, остолбенела. Ничего подобного мне видеть не доводилось. Сияющий белизной мрамор взметнувшейся в небо колоннады сразу цепляет взгляд и сражает наповал. Не понимаю, почему эстеты называют его монстром, наверное, у них утонченное восприятие в отличии от моего, не отягощенного глубокими познаниями. Может быть, в другой столице мира такое грандиозное сооружение было бы неуместно, но не в Риме. Ему, бывшему Великой империей, не привыкать!

Дольче вита по-итальянски. Из Римини в Рим. Часть третья.

Было желание выйти немедленно, но раз уж наметили для себя начать с Ватикана, поехали дальше, выйдя на конечной остановке. Огляделись.

Я поняла, что необходим путеводитель, чтобы не дергать друг друга. На виа делла Кончильяционе увидели книжный магазин. Вошли, ни одного покупателя, если не считать католического святого отца, мило беседующего с продавщицей, должно быть, о духовном.

Хороший путеводитель, продукт туристического бизнеса, купили за 8 евро.

Идем к Ватикану Ну что же! Вот оно — сердце католического мира.

Дольче вита по-итальянски. Из Римини в Рим. Часть третья.

Огромная эллипсообразная площадь перед собором Святого Петра, построенная по проекту Бернини, как разомкнутые от объятий руки, способна вместить тысячи верующих. Знаменитая Колоннада Бернини с 284 монументальными колоннами, 140 огромными статуями святых, символизируют мощь и величие католической веры. Нет нужды описывать все это, так как есть множество более информативных рассказов о Ватикане.

Дольче вита по-итальянски. Из Римини в Рим. Часть третья.

На площади очень жарко. Последние дни августа, температура примерно 35, солнце палит нещадно с совершенно безоблачного неба. Хоть и считается, что в Риме можно пить воду из фонтанов, но мне как-то не хотелось этому совету следовать. Бутылочку с водой в сумке иметь надо. Вода в районе Ватикана стоит дорого, как в хорошем (смысле — дорогом) ресторане.

На площади купили шапку у «нерусских» (индусов), чем-то надо было закрыть голову от палящего солнца. Римские «коробейники» очень назойливы, пытаются всучить вам всякую ерунду за небольшую плату.

Несмотря на жару, мне пришлось закрывать плечи кофточкой, оголенным туристочкам в Ватикане не место, есть призыв соблюдать дресс-код.

Дольче вита по-итальянски. Из Римини в Рим. Часть третья.

Время летит со страшной силой… Хочется ухватить все и сразу, но отдаешь себе отчет, что за 5–6 часов отведенных на Рим, можно пробежаться лишь по «вершкам», не до «корешков». Фото на память, шквал эмоций, представление о силе католической веры и ее величайших ценностях — вот, что досталось нам. А все то, за чем едут любопытствующие со всего мира: посмотреть Сикстинскую капеллу великого Рафаэля, Пьетту Микеланджело, музеи Ватикана, сады Ватикана, вид Рима со смотровой площадки купола собора Св. Петра — для нас осталось в этот раз вне досягаемости. Зато появился мощный стимул к тому, чтобы работать, работать и еще раз работать для совершения уже абсолютно продуманной поездки в Вечный город!

Дольче вита по-итальянски. Из Римини в Рим. Часть третья.

С явной неохотой смогли оторваться от пяцца Сан-Пьетро. По прямой как стрела виа Кончильяционе (улица Примирения — между Итальянским государством и церковью) выходим к притягивающему взгляд замку Сант-Анджело, массивному сооружению, напоминающему что-то среднее между древне-римской постройкой и изобретением пришельцев из космоса. Выглядит очень необычно, но для меня обошлось без всплеска эмоций.

Массивное здание крепости существует почти 2000 лет. Когда-то был мавзолеем Адриана, затем крепостью, потом тюрьмой, в том числе для Галилео, Джордано Бруно, графа Калиостро.

Наверху есть обзорная терраса, над которой парит бронзовый ангел (статуя Архангела Михаила), давший название замку и согласно легенде принесшего избавление городу от чумы. В средние века сыграл роль в защите Ватикана, будучи соединенным с оборонительной стеной.

Просто интересный факт: героиня оперы Пуччини «Тоска» бросилась с верхней террасы замка Сант-Анджело.

Возле этого величественного здания Рима полно «живых статуй», как в любимой Барселоне, на знаменитой Рамбле. Только там они не раздражают, здесь же все выглядит неприятно, до брезгливости. Уж очень явно попрошайничают. На улице жара, а они все упакованы, поэтому кажется, что ими исполняется смертельный номер.

Гораздо большее удовольствие мы получили от вида Тибра, в водах которого отражается замок Сант — Анджело. Вода всегда к себе притягивает, тем более знаменитая река с громким названием Тибр. Я услышала фразу: «хочу на речку», которую намеренно, претендуя на юмор, произнес мой муж. А я при этом подумала, и правда, легендарный Тибр похож на реку, каких в России полно.

По красивому мосту, украшенному скульптурами, переходим на противоположный берег, любуемся зелеными берегами. Так здорово, что они не закрыты, как это любят у нас, бетоном, гранитом. Все естественно.

Дольче вита по-итальянски. Из Римини в Рим. Часть третья.

Мост опирается на три арки, которые были оставлены на память после восстановления рухнувшего в 1450 году под тяжестью многочисленной толпы паломников в память о той трагедии. Современный мост — воплощение стиля барокко, украшен статуями Петра и Павла и фигурами апостолов.

Переходим улицу, чтобы сесть в автобус.

Ждем совсем недолго, едем до площади Венеция, это место притягивает вновь. Считается, что в Риме нет главной площади, но пьяцца Венеция вполне бы могла претендовать на эту роль. Площадь получила название по имени Дворца Венеция, расположенного там же

Дольче вита по-итальянски. Из Римини в Рим. Часть третья.

У этой известной площади замечательное место расположения: у подножия Капитолия, возле Императорских Форумов. Все внимание приковывает к себе Витториано — монумент Родины, воздвигнутый в честь объединенной Италии. Итальянцы его шутливо называют «свадебный пирог» — так он пышен и торжественен. Здесь же конная статуя короля Виктора Эммануила, объединителя Италии и могила неизвестного солдата

Площадь Венеция для нас послужила отправной точкой для тех немногих маршрутов, которые мы прошли в Риме. Благодаря Виттриано, не заблудишься, его видно отовсюду.

Рядом с монументом слева видны руины форумов.

Дольче вита по-итальянски. Из Римини в Рим. Часть третья.

Вот оно, ощущение Вечного города, возникающее благодаря соседству памятников современности и античности.

Взгляд падает на красивейшие базилики Пресвятого имени Марии на Траянском форуме и Санта-Мария ди Лорета на Траянском форуме, очень похожие друг на друга.

КОЛОННА ТРАЯНА

Колонна Траяна находится на краю одного из самых поздних и грандиозных форумов — Форума императора Траяна. Форум создавался Траяном с целью подчеркнуть величие Вечного города во 2 веке после побед над даками и укреплением Римской империи и представлял комплекс сооружений: площадь, рынок, торговые дома, базилику Ульпии. Когда-то здесь кипела жизнь.

Дольче вита по-итальянски. Из Римини в Рим. Часть третья.

Колонна Траяна — достопримечательность Рима! Хорошо сохранившаяся до наших дней, она сложена из мрамора, поднимаясь вверх на 38 метров. Полую внутри, снаружи ее украшают барельефы с рассказами о римской военной жизни, выполненном на 200 метровом спиралевидном свитке. Примечательно, что в колонне захоронен прах Траяна.

Идем к Колизею, рассматривая мраморные колонны. Дальше расположились Форум Августа, базилика Константина и Максеция.

Дольче вита по-итальянски. Из Римини в Рим. Часть третья.

Одна из главных достопримечательностей Рима — Колизей! О значении Колизея для путешествующих свидетельствуют изображения этого объекта на всех обложках туристических проспектов в качестве символа Вечного города. Грандиозное сооружение, впечатляет!

Дальше Колизея не идем. Понимаем, что здесь можно застрять надолго, так как все интересно. Зрелище завораживает, заставляя погрузиться в атмосферу античности надолго.

Хочется ухватить еще кусочек Рима! Понимаем, что Пантеон рядом. Тоже один из символов Вечного города. Конечно, было бы разумнее пойти сначала к Капитолию, но мы передвигались хаоотично. Спросили у полицейских, как пройти и сравнительно легко нашли это место.

Дольче вита по-итальянски. Из Римини в Рим. Часть третья.

Прежде, чем выйти на пьяцца ди Ротонда, по пути обследуем разные интересности

Вышли на площадь Колонна. Названа так в честь Колонны Марка Аврелия, возвышающейся там же. Это самая высокая колонна Рима, высотой 42 метра. Прототипом ее является Колонна Траяна.

Дольче вита по-итальянски. Из Римини в Рим. Часть третья.

Здесь, на площади находится Дворец Киджи — резиденция премьер-министра Италии. Здесь должен был прочно обосноваться Сильвио, но он предпочел этому другой дворец — Палаццо Грациоле. Теперь уже все равно, что нравилось Берлускони. Предпочтения отставных премьеров никого не интересуют. А когда-то с одного из балкончиков дворца Киджи произносил страстые речи дуче Муссолини.

Выходим на площадь Монтечиторио, которая уютно расположилась на невысоком холме. Здесь в древности находился амфитеатр. Сейчас площадь знаменита своим египетским обелиском, привезенном с севера Африки Августом Октавианом. Примечателен тем, что выполнял роль первых солнечных часов. На фасаде Монтечиторио-часы обыкновенные и часы песочные, встроенные в маленькую колоколенку. В этом дворце заседает палата депутатов.

Дольче вита по-итальянски. Из Римини в Рим. Часть третья.

Ура! как-то очень легко получилось найти, что искали — Пантеон. Да, поражает своей мощью. Древний храм богов, самая большая из сохранившихся купольная постройка. Огромный полусферический купол-шедевр римской строительной техники. В храме нет окон, от этого он кажется еще тяжеловеснее и загадочнее. Зато в центре купола есть огромное — 9 метров в диаметре отверстие, через которое проникает свет, создавая удивительные световые эффекты.

Не менее сильные впечатления получаешь, когда подходишь к Пантеону с боку и сзади. Видя мощные стены, покрытые выбоинами, понимаешь, что прошло 2000 лет. Это не пустяк…

Дольче вита по-итальянски. Из Римини в Рим. Часть третья.

В Пантеоне похоронен Рафаэль де Санти и члены его семьи.

Очень веселенькая площадь перед Пантеоном, Ротонда. Как и везде, много народа, многие вкушают мороженное.

Мы устали, хочется есть, но жаль время отвлекать на плотские желания. По пути к Капитолийскому холму все-таки заскочили в кафе испить кофе и съесть мороженое. Чудо-капучино с волшебным запахом и клубничное мороженое прибавили сил, настроили на новые подвиги.

Обычно советуют при первом знакомстве с Римом первоначально сходить на Капитолийский холм, самый важный из 7. Капитолий — духовная святыня древности, в последствии место городского правительства. В 16 веке прекрасно оформлен Микеланджело. Отсюда можно любоваться долиной с Колизеем и Римским Форумом, территорией Императорских Форумов.

У подножья холма — театр Марцелла.

Дольче вита по-итальянски. Из Римини в Рим. Часть третья.

Театр Марцелло построен императором Августом в 13 году до н. э. Театр — предшественник Колизея, вмещал 15000 зрителей. После падения империи Рим обветшал, в то время частично блоки травертина с театра пошли на восстановление моста. В эпоху Возрождения был дворцом. В наши дни частично реставрирован.

Поднимаемся по знаменитой лестнице, построенной по проекту Микеланджело, украшенной скульптурами Диоскуров, божественных близнецов, покровителей лошадей.

Дольче вита по-итальянски. Из Римини в Рим. Часть третья.

В середине подъма на зеленом склоне памятник Коло Ди Риенцо, ставшему сенатором, убитому на этом склоне восставшим народом в 14 веке. Пытался спастись бегством, надел плащ с капюшоном, но был узнан по золотым браслетам.

Виден Дворец Сенатров на Палаццо Сенаторио. В центре холма — конная статуя Марка Аврелия.

Есть желание подняться по левой крутой лестнице, что и делаем. Поднявшись, заходим в церковь Санта-Мария-ин-Арачели, находящуюся на вершине холма. Не знаю, могу ли я озвучивать эту версию в силу недостаточной образованности, но как считается, история происхождения базилики такова: императору Августу, претендующего на звание «божественного», было видение, как Мадонна сходит с младенцем на руках с небес. Жрица Древнего Рима сказала: «это дитя выше тебя, ему поклонись». Сну вняли и в еще дохристианские времена построили храм — Алтарь Неба. Сейчас на этом месте и стоит эта церковь.

Лестница насчитывает 122 ступени и построена в благодарность Деве Марии за избавление города от чумы.

Дольче вита по-итальянски. Из Римини в Рим. Часть третья.

Главная реликвия Санта-Мария-ин-Арачели — небольшая деревянная статуэтка Младенца-Христа (Бамбино), хранящаяся слева от Алтаря и избавляющая страждующих от болезней и невзгод. В центре Алтаря храма находится Византийская икона Божей матери 13 века. Урна с мощами св. Елены, матери Константина, помещена в небольшую ажурную часовню, что стоит в центре боковой стены.

Церковь украшена великолепными фресками Пинтуриккьо.

Выходим, поднимаемся на смотровую площадку. Виды великолепные!

Дольче вита по-итальянски. Из Римини в Рим. Часть третья.

Прощаемся с Капитолием. Без фонтана Треви я не намерена покидать Рим. Легко находим. По моей физиономии можно понять, я счастлива:

Дольче вита по-итальянски. Из Римини в Рим. Часть третья.

Монетку в фонтан. Пора прощаться с Римом.

Уходим от Треви. Выходим на виа Баттисти и виа IV Новембре, идем на автобусную остановку.