Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была вчера 21:48

Ивуар — Франция Май 2018

Озеро Леман (Lac Leman) — так во Франции называют Женевское озеро — образует естественную границу между Францией и Швейцарией. Нам до этой границы, разумеется, нет никакого дела, нам интересны берега Лак Лемана и его пленительно прекрасная водная гладь

Ивуар (Yvoire). От берега швейцарского к берегу французскому

Да уж вода в этом альпийском озере зеркально чистая, и в ней отражается не только плавающая живность, но и каждый кустик, каждое деревце, каждый цветочек, растущий на берегах Женевского озера — главной жемчужине департамента Верхняя Савойя

Если швейцарская сторона озера может похвастаться известными городами-брендами, символами роскоши и достатка, такими как Женева, Лозанна, Монтрё, то французский берег, известный еще с древнеримских времен под названием Шаблэ (Chablais), вовсе не кичится богатством и не слишком избалован пристальным вниманием очень состоятельных людей. Но как говорят в народе, не все золото, что блестит — я о красоте и гармонии маленьких прибрежных городков французской провинции, череду которых открывает крохотный Ивуар (Yvoire). Ивауар и не городок вовсе, а очаровательная крошечная деревня из списка самых красивых деревень Франции. Почти год прошел с моего майского путешествия по Верхней Савойе (да, время быстро летит, для всех, к сожалению). Иногда, пытаясь себя взбодрить, я мысленно произношу магическое заклинание: «жизнь прекрасна». А чтобы эта фраза звучала убедительно, вытаскиваю из памяти любую, пришедшую на помощь картинку из путешествия по Савойе, красивого и яркого, как майские цветы на фоне бирюзы альпийских озер

Ивуар (Yvoire). От берега швейцарского к берегу французскому

В Ивуар нас занесло попутным ветром из Женевы, в которой мы останавливались на два с половинкой чудесных майских дня. Майское цветение на фоне снежных вершин. Франция — Швейцария Я еще не дозрела до рассказа о тех дивных воспоминаниях о Женеве, ее парках и садах, поражающих буйством цветения. Рассматривая возможные женевские непродолжительных вылазки (Монтре с Шильонским замком, Веве и Лозанна), мы решили ограничиться не слишком популярным среди туристов швейцарским Ньоном, городом с очень глубокими историческими корнями. Еще в 45 году до н. э. Гай Юлий Цезарь основал на этом месте поселение — Noviodunum. Находится Ньон на берегу Женевского озера (в русском мире), между Женевой и Лозанной. Кстати, в Ньоне размещается штаб-квартира УЕФА. Ньон культурный, совершенно очаровательный город, облюбованный крупнейшей международной организацией, заслуживает внимания. Не проходите мимо, если будете в тех краях. В теплое время года приятным бонусом к посещению Ньона будет служить французский Ивуар — вишенка на торте. В мае из Женевы в Ивуар уже можно сплавать на судоходном транспорте, наделенном шикарным брендом «Belle Epoque», с соответствующим убранством и обедом в ресторане на борту

Полагаю, что это будет прекрасная полуторачасовая поездка, похожая на сказку. Но такой тип знакомства с Ивуаром не дешев и подходит лишь для тех, кто готов щедро раскошелиться. Флот Бель Эпок», построенный в Золотую эпоху навигации речных пароходов (1904–1927) на сегодняшний день насчитывает 8 кораблей. Ветеранам леманского флота от 80 до 100 с лишним лет. Один из них — «Савойя». Подробности о курсировании по Леману можно прочитать на сайте по ссылке: http://www.cgn.ch/en-gb/idees-loisirs/productlist.aspx Мы же выбрали условно «бюджетный» вариант, доехав на поезде до Ньона, который хорош сам по себе, и достоин отдельного рассказа. Поезда из Женевы, идущие в этом направлении, следуют один за другим с непродолжительным интервалом, и все они останавливаются в Ньоне. Цена билета «туда-обратно» в прошлом году составляла 18 щвейцарских франков (за 15 минут поездного счастья), Именно так и засвидетельствовано в билетике, который чудом у меня уцелел. О прогулке по этому очаровательному городку, я постараюсь как-нибудь рассказать, а пока сосредоточимся на французском Ивуаре, куда мы поплывем на кораблике от причала, находящегося под стенами старинного замка, на протяжении столетий удачно гармонирующего с Леманом

Ивуар (Yvoire). От берега швейцарского к берегу французскому

Нега и покой, разлитые над озером, укрощают желание бежать за впечатлениями — не спеша и только так — мы идем к причалу, где пресные волны лениво набегают на бетонную набережную

Ивуар (Yvoire). От берега швейцарского к берегу французскому

Расписание корабликов, плавающих от берега швейцарского к берегу французскому, у меня было заготовлено заблаговременно, и повода спешить. естественно, нет. Придя на причал, покупаем билеты туда-обратно за 26 тех же швейцарских франков.

Замечу, билет надо обязательно валидировать до посадки, то есть на причале. На судне стоит дядька серьезный и проверяет билеты именно на предмет компостирования. Это замечание проходит между строк.

А потом все желающие вкусить прелести курсирования между берегами Лемана, поделенными в исторических боях между Швейцарией и Францией, уселись поудобней, подставив счастливые мордочки альпийскому майскому солнцу, что с родни ласковому, нежнейшему поцелую. Швейцария, прощай на время!

Ивуар (Yvoire). От берега швейцарского к берегу французскому

Ты уютна, ухожена — и ты само совершенство. Но у тебя есть непревзойденный конкурент — озеро, соединившее европейские берега — оно правит бал здесь и ему плевать на ваше разделение: Швейцария ли, Франция?

Сказать, что я наслаждалась во всю мощь задействованных рецепторов солнечным днём, легким, скользящим ветерком, красотой Женевского озера и его живописных берегов, все равно, что сказать банальность

Ивуар (Yvoire). От берега швейцарского к берегу французскому

Плавное скольжение по спокойной водной глади было похоже на волшебный сон, в котором прозрачные воды Лемана, обрамленные глыбой горного массива, искрятся в лучах майского солнца.

Могла ли я представить когда-то, что на излете жизни смогу вот так, запросто слетать в Женеву, добраться до Монблана, наплаваться по Женевскому озеру…, как некоторые из моих очень состоятельных знакомых и друзей (не по Туристеру), успевших полюбоваться величественной панорамой альпийского региона. Вскоре на горизонте показался Ивуар на фоне грандиозного Монблана. Жаль, не повезло с освещением — Монблан на фотографии оказался вяло прописанным, но все равно чувствуется его непревзойденная мощь

Ивуар (Yvoire). От берега швейцарского к берегу французскому

Женевское озеро имеет форму полумесяца и изгибается в районе деревни Ивуар. Как раз этот изгиб делит озеро на Большое и Малое. Это удобное стратегическое положение использовал герцог Савойский, построив здесь в 1306 году небольшую крепость. Но уже в конце XVI века в результате войны с бернцами цитадель была разрушена и 350 лет пребывала в полной заброшенности, а городок, потеряв свое военное значение, стал простой рыбацкой деревушкой

Замок расположенный на небольшой скале, возвышающейся над озером, выглядит миниатюрной игрушкой со стороны воды. Лучшие виды на него открываются от причала Ивуара, с улицы Rue du Lac и со стороны старого порта, который находится к востоку от замка. Мы туда заглянем чуть позже. А пока любуемся открывшейся панорамой с замком — гланым украшением Ивуара. Прибыли.

Ивуар (Yvoire). От берега швейцарского к берегу французскому

Чем же так притягателен Ивуар для туристов?

Его площадь всего три с небольшим кв. км., а численность примерно 800 человек… Ивуар можно пересечь неспешным шагом за 15 минут, вглядываясь в старинные здания. Это не те коврижки, за которыми едут и плывут наши собратья по освоению красот и достопримечательностей. Считается, что здесь волшебные, словно написанные художниками пейзажи — от великолепного панорамного вида на Женевское озеро до очаровательных средневековых улочек. Пейзажи, панорамы — это да, попадание в десятку

Ивуар (Yvoire). От берега швейцарского к берегу французскому

Все остальное — просто милые детали и черты ухоженной старинной деревеньки, которая умело зарабатывает деньги на туристах, готовых на траты в местных ресторанах, сувенирных и ремесленных лавках

Ивуар (Yvoire). От берега швейцарского к берегу французскому

В этом присутствует своя эстетика, и поклонникам всяческих ремесел и поделок есть на что посмотреть

Ивуар (Yvoire). От берега швейцарского к берегу французскому

Но кое-что в Ивуаре сохранилось из далеких времен, представляя собой историческую ценность: церковь Св. Панкрата (Saint Pancrace), возведенная в XI в., увенчанная савойским куполом — луковкой XIX в.

Ивуар (Yvoire). От берега швейцарского к берегу французскому

Во время последней реставрации в восьмидесятые годы двадцатого века шпиль колокольни и венчающий его петушок были покрыты позолотой, а сама колокольня — нержавеющей сталью

старинные Женевские ворота (Porte de Geneve), оставшиеся от крепостных, стен, и ворота Тонон (Porte de Tnonon)

Ивуар (Yvoire). От берега швейцарского к берегу французскому

уцелевшие после сноса крепостной стены, некогда полностью окружавшей город (по прежним меркам), а сейчас деревню. В 16 веке стена была снесена бернскими войсками, которые вторглись на территорию Женевского озера

Потеряться во времени и ощутить себя в пятнадцатом столетии, в мифических временах Герцогов Савойских, владевших этими краями вплоть до середины XIX века, вряд ли получится, так как много современного народа снует между домов-игрушек туда-сюда

Ивуар (Yvoire). От берега швейцарского к берегу французскому

А так как деревня не велика, то плотность праздношатающихся бросается в глаза. Пишут, что планировка улиц не менялась здесь уже много веков, пройдя череду периодов войны и мира, и сохранив исторический облик

Ивуар (Yvoire). От берега швейцарского к берегу французскому

Население Ивуара испокон веков занималось рыболовством и земледелием. А чем еще было им заниматься, находясь вдали от промышленных центров, среди заповедных земель? Натуральное хозяйство, известное дело, большого дохода принести не может, а сделать население бедным, еще как способно. Всем нам известна поговорка «от трудов праведных не наживешь палат каменных», то есть не заживешь по-богатому. На дворе середина 20 века, и бедненький Ивуар, затерявшийся на просторах Верхней Савойи, продолжает влачить жалкое существование, в то время, как рядом «жирует» швейцарский люд. Пора браться за дело. Проявив смекалку, расторопность и творческий подход, женщины Ивуара придумали, как сделать из него конфетку в яркой обертке, чтобы привлечь туристов, страждущих вкусить свежие впечатления. Они своим трудом превратили Ивуар в цветочно-цветущую деревню, украсив дома и палисадники буйством цветов

Ивуар (Yvoire). От берега швейцарского к берегу французскому

Не просто цветов, а цветочных композиций

Ивуар (Yvoire). От берега швейцарского к берегу французскому

Так деревня Ивуар в 1959 году заняла первое место в конкурсе самых цветущих городов и деревень Франции. Последний приз Ивуаром был получен в 2013 году. На протяжении многих лет он являлся одним из победителей в национальных конкурсах флористики (1992, 1995, 1998, 2001, 2007). Но это еще не все успехи — 15 сентября 2002 года, Франция в лице Эвиана и Ивуара была награждена на Европейском конкурсе цветения, проходившем в Голландии. Голландцы знают толк в цветах, как известно. Чтобы добиться успеха по раскрутке маленькой деревеньки, ставшей центром притяжения туристов, причем с обоих берегов озера — французского и швейцарского, местные жители прикладывают колоссальные усилия, не жалея сил и умений. Чтобы цветочное изобилие зацвело и заколосилось, необходимо соблюдать правила агротехники, тщательного возделывания и ухода за растениями. Цветоводы стараются высаживать цветы с высоким и прочным стеблем, так как уже не раз штормовой ветер и град уничтожали все посадки в несколько минут. Летом Ивуар наполнен огромным количеством цветов, как правило, цветение продолжается во все сезоны. За шикарным цветением в Ивуар стоит приехать чуть позже — в начале мая цветы есть, но их не так много. Видите, живые цветы заменены искусственными

На сайте Ивуара можно посмотреть фотографии, где запечатлено пышное цветение http://yvoire.free.fr/Sommaire.htm В Ивуаре есть так называемый «Сад пяти чувств», но мы обошли его вниманием, возможно, зря. Насторожил платный вход по цене билетов, далекой от гуманности, и цветение в начале мая не ах какое. Пишут, что он выполнен с истинно французским изяществом и вкусом. Вход туда стоит 12 евро для взрослого и 7 евро для детей. Его можно найти очень легко, если пойти влево от пристани по дороге к замку. Но это сад не в нашем понимании, а во французском, вернее средневековом. Там цветы и травы подобраны таким образом, чтобы возбуждать разные чувства: зрение, ощущение, обоняние, вкус и слух. Сейчас сад входит в список «Выдающихся садов Франции», наряду со знаменитыми садами замков Вилландри, и Шенонсо, парижского Пале-Руаяля или Живерни Клода Моне. А я как-то ловко проскочила к причалу, где гавань окружена деревянным настилом. Вот уж где открывается наиприятнейший вид на замок, на деревенские основательные домушки

Ивуар (Yvoire). От берега швейцарского к берегу французскому

Среди этого благоденствия гораздо приятнее находиться, чем на средневековых деревенских улочках. Такое счастье смотреть на лазоревые воды, чувствуя себя частичкой прекрасного мира. Вокруг тишина, нет ничего лишнего, только озеро — источник для созерцания и наслаждения покоем

Где рыба, там и кошки

В водах Лемана водится всякая рыба (в Ньоне есть музей тематический). Специалитетом кухни Ивуара является блюдо «филе ле перш» — маленькие окуньки, выловленные в прибрежных водах. Их зажаривают до хрустящей корочки и подают с картошкой и лимонно-сливочным соусом. Уличные заведения работают, кормят туристов, но мы не планировали обед в Ивуаре

Ивуар (Yvoire). От берега швейцарского к берегу французскому

От замка, действительно, трудно оторвать взгляд — небольшой трехэтажный, четырехугольный дом-башня — завораживает. Он является частным владением с XVII в. и закрыт для посещений — в отличие от разбитого вокруг него дивного «Сада пяти чувств».

Окна Ивуара тоже заслуживают внимания

Ивуар (Yvoire). От берега швейцарского к берегу французскому

Есть в Ивуаре и мэрская площадь с памятником солдату-воину

Памятник Вольтеру,

Ивуар (Yvoire). От берега швейцарского к берегу французскому

Не знаю, какое отношение Вольтер имел к крошечному Ивуару, но доподлинно известно, что он почти до самой смерти жил невдалеке от этих мест на границе Швейцарии и Франции, сбежав из Женевы от строгих кальвинистких нравов, прежде всего от гонения на театр. В Верхней Савойе в коммуне Ферне он приобрел землю. Его поместье стало центром притяжения для именитых творческих людей. Городок, практически созданный Вольтером, сейчас носит название Ферне-Вольтер и практически является пригородом Женевы. Так что памятник скорей всего иллюстрирует постулат: Вольтер — наше все

Еще раз прошлись по деревне, засматриваясь на такие мелочи и детали, как вязанка дров на балкончике — камин топят, здорово

Ивуар (Yvoire). От берега швейцарского к берегу французскому

Вышли на причал, ожидая наш кораблик, который должен был вернуться со швейцарского берега с очередной порцией туристов. Нас ждет Ньон, и там очень классно. На прощание замок Ивуара продемонстрировал нам роскошный вид

Обратно плывем почти в одиночестве, так как все кто приплыл с нами, очевидно, задержались в Ивуаре, чтобы неспешно насладиться теплым солнечным деньком среди деревенского спокойствия на фоне пасторальных пейзажей. Примостившись на самом краешке открытой палубы, я во все глаза смотрела на приближающийся берег швейцарский, украшенный дивным замком. Кадры мелькают один за другим. Берег все ближе и ближе

Ивуар (Yvoire). От берега швейцарского к берегу французскому

Совсем узкая водная полоска отделяет нас от берега. Жаль, что прекрасная сказка, навеянная прикосновением к скольжению по Леману, закончена. Чуть-чуть продолжения… Мы пошли сюда, в безлюдное, но живое место, чтобы окунуться в Женевское озеро.

Вода по ощущениям составляла градусов 17. Быть возле Лемана и не искупаться в нем? Сердце едва не выскочило из груди — холодно, но незабываемио. А потом была ну очень приятная прогулка по Ньону.