Турист Юрий Бродский (piterbro)
Юрий Бродский
был 2 декабря 2023 18:25

Таллин — Эстония, Рига — Латвия, Каунас — Литва Октябрь 2011

Прибалтика поздней осенью (часть 1)

А теперь по бывшему пр. Ленина, который теперь снова Витовта, на аллею Свободы, мимо картинной галереи Жилинскаса (ну нету времени, световой день короток), мимо кипящих в котлах литовских супов с рыбой и перловкой, скворчащих на сковородах свиных рулек и колбас, пива, медовухи — к искусству нетленному.

Прибалтика поздней осенью (часть 2)

Конечно, обойтись без Каунасского карильона (49 колоколов) мы не могли. По субботам-воскресеньям в 16–00 у Военного музея Витаутаса Великого (этот действительно великий человек создал империю от Балтийского до Черного моря, «от можа до можа») проходят концерты колокольной музыки. Концерты начались в 1937 году, потом был естественный перерыв до 1956 года. Как нам пояснили местные люди, достаточно часто концерт сопровождается выступлениями литовских поэтов.

Пока мы ожидали начала концерта к нам подошла женщина и попросила разрешения поговорить по-русски. Ей 85 лет, литовка, знает 4 языка, но стала забывать русский, т. к. говорить не с кем. Вообще, в Каунасе литовцы старшего возраста более охотно шли на контакт, чем эстонцы или латыши. Они какие-то более уравновешенные, что-ли.

На площади перед музеем находится мемориал погибшим за свободу Литвы, вечный огонь и бюсты почитаемых людей.

Прибалтика поздней осенью (часть 2)

Далее я постараюсь включать курсивом фактический материал из путеводителей, сжимая и редактируя его в меру своих способностей.

Чуть в стороне от музея открывается прекрасный вид на костел Воскресения Христова. Туда можно было бы подняться на фуникулере, если бы еще оставалось время.

Мемориальная церковь Воскресения Христова — самая большая церковь базиликового типа в странах Балтии. Церковь построена в 1932–1940. После провозглашения независимости Литвы в 1918 году, в 1922 г. возникла идея возвести в Каунасе церковь как символ благодарения Богу за обретенную свободу. Работы прервала советская оккупация. Здание было конфисковано, после войны здесь был основан радиозавод (позже назван «Банга»). В 1990 г. церковь возвращена верующим. Высота большой башни — 70 м. С террасы в солнечный день открывается прекрасная панорама Каунаса и его окрестностей. Сам храм отлично виден из разных мест Каунаса и является символом свободы, страданий и воскресения литовского народа.

Прибалтика поздней осенью (часть 2)

Старый город довольно компактный. По пешеходной улице Вильниаус, логично продолжающей проспект Лайсвес, мимо кафедрального собора мы попадаем на Ратушную площадь. Собор заслуживает упоминания, хотя бы и короткого.

Считается, что Каунасский кафедральный собор Св. апостолов Петра и Павла был построен в 1408 — 1413 году, по случаю увековечения крещения Жемайтии. Это единственная готическая церковь (базилика) в Литве. После нескольких реконструкций церковь также приобрела черты ренессанса и барокко. Собор имеет 9 алтарей, ризница перекрыта хрустальными сводами. Его посетил Папа Иоанн Павел II.

Прибалтика поздней осенью (часть 2)

Из достопримечательностей старого города запомнилась ратуша 16-го века, очень изящное сооружение непонятного стиля.

Каунасская ратуша находится вблизи слияния рек Нямунаса и Нерис. Высота башни 53 м.
Во второй половине XVI в. надстроен второй этаж, с восточной стороны пристроена восьмиэтажная башня. Помещения на первом этаже приспособлены для торговли и тюремной охраны, на втором — под магистрат, суд, канцелярию, казначейство, архив, подвалы башни — под тюрьму, другие подвалы — для хранения товаров. Позже ратуша не раз была реконструирована, рядом с готическими чертами здание приобрело черты барокко, классицизма. В разные времена здание использовалось в качестве православной церкви, склада боеприпасов артиллерии, пожарного смотрового пункта, здесь выступал театр, позже работал муниципалитет города Каунас и др. В 1968 — 1973 г. здание было реконструировано, первый и второй этаж приспособлены под дворец Бракосочетания, а подвалы здания — под Музей керамики.

Прибалтика поздней осенью (часть 2)

На Ратушной площади вообще много интересного. Например, прекрасно отреставрированный комплекс зданий семинарии и курии архиепископа.

С другой стороны площади находится барочный костел иезуитов, которые в Литве играют не последнюю роль в церковной жизни. У них есть школы, монастыри, медицинские и культурные учреждения.

Церковь в стиле позднего барокко, прямоугольная, белая, с двумя башнями, была построена в начале 17-ого века. В 1787 г. церковь была отдана ордену монахов францисканцев, а позже служила Православной церковью — собором А. Невского, в здании церкви работала Техническая школа. Община иезуитов в 1990 году вновь получила церковь и основала в здании иезуитскую гимназию, здания которой граничат с западной стороной церкви, а с восточной стороны церкви находится монастырь Иезуитов. Белый, самый роскошный северный фасад двухбашенной церкви Франциска Ксавье смотрит на Ратушную площадь. Башни церкви являются необычными своей планировкой — спереди они уже, и создают впечатление стройности, легкости. Между тем, боковые стороны башен гораздо шире и массивнее. Центральную ось здания обозначает окно над дверью, украшенное полихромной живописью и обрамленное узкими двугранными пилястрами.

Прибалтика поздней осенью (часть 2)

А посреди площади стоит дерево дружбы городов, дерево Мира. Я снял его покрупнее.

Прибалтика поздней осенью (часть 2)

В стороне, в направлении к Неману, видна башня костела Витовта Великого (Вознесения Пресвятой Девы Марии).

Каунасская церковь Витаутаса Великого самая старая церковь в городе Каунасе, единственная в Литве готическая церковь с крестообразной планировкой. Такая композиция здания не имеет аналогов даже на территории соседних стран. Церковь расположена на правом берегу реки Нямунас, у моста Алексотаса. По утверждению иезуитского историка Великий князь литовский Витаутас в битве с татарами на Ворскле был разбит и едва не утонул в реке. Спасшийся, он обещал Деве Марии в благодарность построить церковь на берегу реки. Церковь была построена около 1400 г., она впервые упоминается в документах в 1439 г. Церковь принадлежала ордену францисканцев, во время наполеоновских войн в ней был склад военной амуниции, в 1845 — 1953 г. здесь действовал Православный собор. На набережной у церкви Витаутаса был оборудован причал, здесь швартовались парусники, а затем — пароходы. В другие города перевозились товары, пассажиры отправлялись в ознакомительные путешествия. Была установлена станция измерения уровня воды Нямунаса. Измеритель смонтирован у гранитной стены.

Прибалтика поздней осенью (часть 2)

Конечно, на обратном пути мы не могли пройти мимо дома Перкунаса (Перуна).

Это одно из самых оригинальных и впечатляющих зданий пламенной готики в Литве. Кирпичное здание с нарядным фронтоном и просторными подвалами стоит в старом городе Каунаса, рядом с церковью Витаутаса. Оно было построено в конце пятнадцатого века купцами сообщества Ганзы. Большая коллекция находок, обнаруженная исследователями, повествует о том, что это был торговый офис и принадлежал купцам Ганзы. В девятнадцатом веке — периоде романтизма — в одной из стен была найдена статуэтка Перкунаса, поэтому здание стало считаться языческим храмом. Кроме того, люди верили, что оно было построено на древнем храме посвященному языческому божеству Перкунасу. В 1844 г. здесь был открыт драматический театр. Сейчас дом Перкунаса принадлежит Каунасской иезуитской гимназии. В доме открыта экспозиция жизни и творчества Адама Мицкевича, здесь расположен зал художественных выставок и концертный зал.

Прибалтика поздней осенью (часть 2)

Однако, смеркалось, а утром предстоял ранний старт в дорогу. Гостиница нас приятно удивила, уезжали мы до открытия ресторана и на завтрак не расчитывали, однако, портье, который вызывал нам такси, вручил нам два пакета с «сухим пайком». Это было очень кстати. В Риге успели немного побегать по старому городу, посмотреть издали на «Музей оккупации», который раньше был Музеем латышских стрелков (они до сих пор стоят там на страже) и даже пообедать.

Вечером были в Таллине в «Economi Hotel». Длинная дорога и два стакана глинтвейна сделали свое дело, на объяснения с администрацией сил уже не хватило. В двухместном номере обнаружилось одно одеяло и полуторная кровать. И еще какой-то посторонний запах. Если бы утром мы не встретились с друзьями, которые своим теплом и заботой стерли с души неприятный осадок, то отдых был бы испорчен. А так, проводили они нас до прекрасного автобуса, пожелали доброго пути, и жизнь прекрасна!

А дома разложили рижские трофеи — красота!