Турист Юрий Бродский (piterbro)
Юрий Бродский
был 2 декабря 2023 18:25

Таллин — Эстония, Рига — Латвия, Каунас — Литва Октябрь 2011

Заглянув в паспорт, я понял, что дальше откладывать эту поездку нельзя. Несколько лет жена робко мечтала съездить в Каунас, где она пошла в первый класс, ностальгия. Но все как-то не складывалось. И вот мы начали планировать поездку.

Поезд Петербург — Вильнюс и затем автобус до Каунаса отпал сразу после информации РЖД о стоимости билетов (20 000 руб). В итоге остановились на автобусном маршруте Спб-Таллинн-Рига-Каунас, с ночевками в каждом городе, и дополнительном свободном дне в Каунасе. Автобусы бронировали на сайте www.luxexpress.eu , а гостиницы на сайте www.otel.com. Все вместе (дорога, 5 ночей в гостиницах) обошлось в 300 евро на двоих.

Особо надо отметить прекрасный автобус из СПб в Таллинн, большие расстояния между сиденьями, вода, чай-кофе-какао, туалет. Последнее обстоятельство мы особо оценили на перегоне Рига-Каунас (4,5 часа), где вообще ничего не было.

Теперь по порядку. Ну, Таллинн как Таллинн,

Прибалтика поздней осенью (часть 1)

однако, мы смогли попасть вечером в оперный театр на «Кармен».

И были поражены: прекрасная акустика, хор и солисты не хуже Мариинки, поют на французском и бегущая строка на эстонском и английском, да и постановка интересная (деталь — самые дорогие билеты стоят 25 евро, а на прогоны и репетиции студентов и пенсионеров пускают бесплатно). Самое потрясающее я узнал в антракте, оказывается театр «Эстония» (это советское название концертного зала и оперного театра) был построен до первой мировой войны, а я то всегда думал, что это подарок бедным эстонцам от советского народа. Публика одета очень прилично, так что в джинсах и свитере чувствуешь себя не уютно.

Отход от темы: с удивлением узнал, что в Таллинне появилась Армянская церковь. Это в 1993 году лютеранская епархия отдала армянам на 99 лет здание 14 века — церковь и госпиталь-богадельню Св. Иоанна (армян во всей Эстонии ок. 1500 чел.)

а в 1931 году на Таллинской киностудии был снят первый эстонский мультфильм

На следующий день в первом часу мы уже ходили по Риге. Пока шли к старому городу, все время натыкались на попрошаек, вероятно, из-за близости к вокзалу. Пробежали мимо знаменитых брендов Риги (собор св. Петра, ратуша, дом Черноголовых, бременских музыкантов)

Прибалтика поздней осенью (часть 1)

и потопали в треугольник улиц Элизабетас, Стрельниеку, Альберта. Там в наиболее концентрированном виде сосредоточено архитектурное «золото» Риги — здания начала 20-го века в стиле арт-нуво (модерн, югендстиль). Надо сказать, что подобные дома строились в то время по всей Риге, и, конечно, это придает определенный шарм городу, который в 1977 году включен ЮНЕСКО в список всемирного архитектурного наследия.

С погодой повезло, несколько часов мы получали безмерное удовольствие от архитектуры папаши нашего знаменитого режиссера Эйзнштейна. Удивительно, но Михаил Эйзенштейн был высокопоставленным чиновником, а архитектурой занимался в свободное время. Любительские снимки дают слабое представление о деталях декора, поэтому лучше посмотреть альбомы или соответствующие сайты.

Прибалтика поздней осенью (часть 1)

На следующий день самым приятным сюрпризом явился концерт-пикколо (20 минут) органа в Домском соборе в 12–00. Летом кроме субботы-воскресенья, бывают такие концерты и по средам. Ну и, конечно, бывают полноразмерные концерты по вечерам. В соборе идет реставрация, однако, это нисколько не мешало слушать лучший в Европе орган. Вальс в исполнении органа, это что-то!

Ну и нельзя не упомянуть о знаменитом Рижском рынке, который разместился рядом с вокзалом в немецких ангарах для дирижаблей — цеппелинов. Шедевр рынка — развал тыквочек, хозяйка утверждала, что они сами такими выросли.

Прибалтика поздней осенью (часть 1)

После обеда опять в дорогу, в Каунас. Об этом этапе лучше не вспоминать, хотя лет 30 тому назад даже не обратил бы внимания.

Зато Каунас оправдал все ожидания. Тихий, спокойный город. Без небоскребов. Много костелов. Молодежь по-русски не говорит, хотя и доброжелательна. Русской речи на улицах, в отличие от Риги, не слышно. Гостиница оказалась прекрасной, соответствующей своим звездам.

Прибалтика поздней осенью (часть 1)

Напротив гостиницы церковь Св. Гертруды 16-го века.

А весь следующий день на пешеходной улице Лайсвес аллее была ярмарка: копчености, рыба, мёд, хлеб, рукоделие. Разумеется, была эстрада с артистами, музыка, танцы.

Детали: на Лайсвес аллее на скамейках написано, что там бесплатный Wi-Fi,

памятник Витаутусу Великому украшают фигуры союзников по Грюнвальдской битве с крестоносцами — поляки, русины, татары.

Православный воинский храм Св. Михаила Архангела, поставленный в створе Лайсвес аллее, передан католикам.

Прибалтика поздней осенью (часть 1)

Интересно, что рядом с парком Рамибес (Тихий парк, м.б. Парк Мира?) есть улица Тоториу (Татарская), а в самом парке в 1860 году была поставлена деревянная мечеть, в 1930 г. заменена на каменную (в память о 500-летии Грюнвальдской битвы!).

Сам парк тоже имеет непростую историю. В середине 19-го века это было кладбище всех конфессий, под названием Кармелитское кладбище. В 1862 г. там построили храм Воскресения Христова,

а в 1935 г. не менее прекрасный храм Благовещения Пресвятой Богородицы (в порядке компенсации властями Каунаса за отобранный католиками собор Св. Михаила Архангела).

Прибалтика поздней осенью (часть 1)

Рядом на красной линии проспекта Витаутаса (в советское время, естественно, пр. Ленина) в 1925 г. поставили русскую гимназию (сейчас Дом Учителя).

На кладбище похоронили погибших в Первой Мировой войне, известных деятелей Литвы и Ковно. В 1936 г. неизвестному солдату был поставлен памятник «Žuvome už Tėvynę" (перевод у меня не получился, что-то вроде «Погибшим за Родину»), у которого в 1956—1958 гг. начались митинги и демонстрации местного населения.

Сначала это была солидарность с венграми, митингующих (около 2000 человек) повязали и отправили в лагеря, потом в День поминовения начались хоровые песнопения с плавным переходом к лозунгам о свободе. Памятник обнесли высоким забором, мечеть подрезали и превратили в кафе-библиотеку, все ритуальные сооружения, кроме православных (храм Воскресения закрыли, но не снесли, оставили разрушаться естественным путем) уничтожили. Не помогло. Тогда в 1959 г. кладбище распахали и превратили в парк культуры и отдыха. Все уничтожили.

После 1991 г. начались восстановительные работы, кое-что уже удалось сделать.

Прибалтика поздней осенью (часть 2)